(одним из основателей известной теории 4Р). В ней была отражена стратегия маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его ухода с рынка, определены системные связи таких понятий, как сбыт продукта, прибыль, конкурент, потребитель. В дальнейшем на ее основе была разработана концепция жизненного цикла предприятия (организации, фирмы).
На сегодняшний день известно не менее 10 моделей развития организаций, созданных в разное время. Общепринятой является следующая формулировка понятия.
Жизненный цикл предприятия (организации, фирмы) — совокупность последовательных стадий развития, которые проходит предприятие (организация, фирма) за период своего существования [1] .
В основе теории жизненных циклов предприятия лежит аналогия с биологическими объектами. Как правило, выделяют четыре стадии (этапа): 1) создание, зарождение или становление; 2) рост;
- 3) зрелость; 4) старость, спад, упадок или смерть (ликвидация);
- 5) возрождение — этой стадии может не быть.
Каждая стадия развития предприятия имеет свои особенности, обладает определенными возможностями и подвержена различным рискам, а значит, требует своего оптимального варианта управления.
Ни одной компании не удастся избежать движения по кривой жизненного цикла предприятия. Смена стадии происходит в момент, когда внутренние процессы начинают конфликтовать с условиями внешней среды и приводят к неэффективности бизнеса. Компания вступает на путь выживания и меняет подход к управлению, что часто бывает болезненно. Руководители бизнеса не сразу осознают, что их когда-то успешные подходы перестают работать и нуждаются в изменении. Однако, если знать и планировать такой переход заранее, организация будет иметь возможность безболезненно пройти кризисные ситуации.
Кратко рассмотрим основные концепции жизненного цикла предприятия, завоевавшие наибольшую популярность.
1. Стадия становления
На этой стадии организация имеет очень простую организационную структуру с централизованной властью, где все решения принимает основатель бизнеса. Творческий процесс протекает свободно, формируется жизненный цикл продукции.
Эта стадия включает в себя: зарождение, поиск единомышленников, подготовку к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор персонала и создание продукта, который будет востребован на рынке. На этой стадии в компанию часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все много и долго работают, переработки компенсируются благодарностью руководства и надеждами на будущие доходы. Контроль основан на личном участии собственника бизнеса во всех рабочих процессах.
Когда продукт предприятия становится успешным и может обеспечивать стабильный поток прибыли, компания растет, появляются новые подразделения, бизнес-процессы усложняются, что требует более серьезных и формализованных методов управления. Фирма входит в новую стадию.
2. Стадия роста
На данной стадии организация начинает увеличивать ассортимент изготавливаемой продукции, выходит из ниши и начинает захватывать новые сегменты и рынки. Объем продаж начинает расти. Предприятие достигает уровня прибыли, который позволяет обойтись без внешнего финансирования.
Система управления компанией меняется: владелец бизнеса отдаляется от решения тактических задач и начинает заниматься стратегическим планированием, а часть его полномочий делегируется менеджерам среднего звена. Все процессы в компании принимают формализованный вид, образуется базис организационной культуры. На данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля.
Может возникнуть кризис автономии, вызванный нежеланием собственника бизнеса делегировать свои обязанности, что приводит к торможению развития и замедлению процессов — предприятие перестает работать на пике своей эффективности. Стадия роста подходит к концу, когда темпы продаж замедляются.
3. Стадия зрелости
Этап формализации деятельности — период стабилизации роста (развития). Происходит формализация ролей, стабилизация структуры, делается акцент на эффективность.
Основной задачей бизнеса становится максимизация прибыли в условиях высокого уровня конкуренции и насыщения рынка. Это может быть достигнуто повышением стабильности работы и эффективности управления. Все управленческие ресурсы компании сфокусированы на внутренней эффективности, установлении жесткого контроля за бизнес-процессами.
На этапе зрелости делегирование власти уменьшается, появляется консерватизм в принятии решений и бюрократизация структуры компании. Детально контролируются расходы. Процессы принятия решений замедляются. Каждое решение долго анализируется и принимается взвешенно. Цель такой работы — удержать завоеванные позиции — то, чего уже достигла компания.
Разработки компании направлены на поддержание продукта, рискованные инновации не приветствуются. Таким образом, инновационный потенциал предприятия снижается, а все инновационные проекты не получают нужной поддержки и финансирования.
4. Стадия спада
На стадии спада снижаются конкурентоспособность организации, ее продажи и прибыль, организация ищет новые возможности и пути удержания рынков. Отмечается высокая текучесть персонала, нарастание конфликтов и централизация. Отсутствие инноваций снижает рентабельность. Организация вынуждена переходить в режим жесткой экономии и сокращения затрат, может начать «умирать» или переходить к стадии возрождения.
5. Стадия возрождения
Данная стадия развития организации не всегда имеет место быть. Она происходит тогда, когда компания понимает, что теряет свою конкурентоспособность, и начинает бороться за свое существование. Для этого обращается к инновациям, начинает инвестировать в создание новых продуктов. Наряду с этим происходит обновление руководства компании, происходит модернизация бизнес-процессов.
Время на принятие решений уменьшается, бюрократизация снижается. Стадии возрождения может не быть вовсе, может быть успешной, а может не принести желаемого результата.
Эффективная и устойчивая деятельность компании зависит от того, как руководство понимает, оценивает и учитывает в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
Описанный выше современный взгляд на жизненный цикл предприятия был предложен И. Адизесом. В его работе стадии развития предприятия называются по ассоциации с растущим человеком — «рождение», «детство», «зрелось» и т.д. (рис. 6.1).
Весь жизненный цикл предприятия Адизес И. поделил на две основные части — рост и старение, отмечая, что любое предприятие обречено на старение и умирание. Характеристика развития организации по стадиям роста жизненного цикла приведена в табл. 6.1, 6.2.
Рис. 6.1. Стадии жизненного цикла предприятия 1
Характеристика стадий роста предприятия по И. Адизесу [2]
Источник: studref.com
Жизненный цикл компании
Под понятием жизненного цикла организации принято подразумевать определенную совокупность стадий, которые проходит компания за период своего существования.
Жизненный цикл компании — это предсказуемые изменения в деятельности любой организации, которые происходят с определенной последовательностью в течение времени.
Принято считать, что юридическое лицо, в отличие от человека, может существовать чрезвычайно длительный период времени, и даже пережить своих основателей.
Для примера можно взять компании, которые ведут свою историю уже несколько веков подряд, дело которых передается от поколения к поколению. Но доля таких предприятий на рынке чрезвычайно низка.
Все остальные организации создаются, развиваются, добиваются успехов, приходят в упадок, и, как следствие, прекращают свое существование.
Согласно наблюдениям, жизненный цикл около 30 % предприятий различных форм собственности в России длится около 2-3 лет.
80 % компаний, которые существуют дольше 100 лет, за период своей деятельности хотя бы один раз вынуждены были поменять концепцию своего бизнеса или направление своей деятельности. Даже «компании-старожилы» не могут обойтись без изменений, если хотят строить бизнес и дальше.
Умение адаптироваться – это непременное условие не только для дальнейшего существования компании, но и для эффективных изменений и дальнейшего развития в новой стадии.
Этапы развития компании
Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится его организация, для того чтобы понимать, какой стиль руководства более уместен для определенного этапа.
Некоторые организации развиваются быстрее, другие – медленнее. Но все они без исключения проходят одни и те же этапы развития.
Этап предпринимательства или «Рождение»
Период, когда организация находится в стадии становления. Как правило, это время после основания компании, когда цели и планы еще нечеткие, производственный процесс протекает неорганизованно, немного сумбурно. Для этапа «рождения» свойственны целеустремленность, способность рисковать, преданность делу, директивный метод руководства, отсутствие иерархии в управлении.
Этап коллективности или «Детство»
В эту фазу компания переходит, когда она стабильно обеспечивается ресурсами. Этому периоду характерно:
— формирование миссии организации.
— неформальность коммуникаций в рамках организации,
— ускорение темпов развития на пути к успеху. Обычно вся работа выполняется на пределе возможностей, время, когда динамичность и количество важнее осмысленности и качества.
Это самый критичный период, поскольку организация именно на фазе «детства» либо добьется быстрого успеха, благодаря активной деятельности руководства и подчиненных, либо переживет крах и прекратит свое существование, несмотря на предприимчивость и энтузиазм коллектива.
Согласно статистике: 50% предприятий на этом этапе терпят крах в первые два года после основания, а 80% предприятий – в течение пяти лет своего существования. Чаще всего причины кроются в неопытности руководства.
Этап формализации управления
Это когда бизнес-процессы в организации стабилизированы, существуют определенные правила и процедуры. Рабочие обязанности в коллективе распределены таким образом, что выбытие тех или иных сотрудников не вызывает никаких последствий. Решения принимаются более взвешенно.
Этап развития и зрелости
Организация набирает силу, налаживаются процессы планирования, разработки бюджетов, прогнозирования. На этой фазе образуются структурные подразделения, оценивается эффективность их работы, появляются постоянные акционеры.
Этап старения или «Упадка»
Организация действует практически сама по себе, без постоянного вмешательства руководства. Но вместе с ощущением стабильности, замедляются темпы роста. На рынке появляются новые конкуренты, наблюдается уменьшение спроса на продукцию.
В результате организация постепенно начинает распадаться. Тогда компанию ждут только два пути: либо начать абсолютно новый процесс обновления и снова «возродиться», либо прекратить свою деятельность как самостоятельная структура.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru