Управление в условиях сегментации рынка связано с определенной спецификой деятельности предприятия. Иными словами – специализация компании определяется количеством сфер экономики, которые она обслуживает. При этом очень часто встречается ситуация, когда предприятия действуют в одном сегменте. В таком случае он называется стратегическая зона хозяйствования. СЗХ – это всегда отдельный сегмент, на котором ведется деятельность (или же только планируется получить выход в эту сферу).
Общая информация
Вам будет интересно: Институт арт-бизнеса и антиквариата: отзывы сотрудников и студентов
Что же, давайте перейдем к основному предмету статьи. Итак, что такое стратегическая зона хозяйствования? СЗХ-организации – какие это структуры? Чем они характеризируются? Стратегические зоны хозяйствования обладают определенными качественными и количественными параметрами. В качестве основных можно упомянуть:
И что это дает?
Вам будет интересно: Многословная — это та, которая не знает меры
В России существуют особые экономические зоны. Что это такое и как они работают? новости
Стратегическая сегментация и анализ привлекательности стратегической зоны хозяйствования позволяет сформировать конкретные подходы, вытекающие из их характеристик и возможностей компании действовать определенным способом на рынке. Но в любом случае необходимо учитывать особенности современной среды.
Хотя для предприятий, которые специализируются на одном продукте это одно и то же. В таких случаях выбирается стратегия концентрации (фокусирования, специализации) на определенном направлении деятельности. При этом необходимо учитывать, что в этом случае существуют и недостатки, и преимущества.
Например, многопрофильные и диверсифицированные предприятия обладают общей стратегией, которая является объединением определенного множества СЗХ. При этом в нее вбираются присущие отдельным составляющим недостатки и преимущества. Дополнительно такая ситуация требует использование более совершенных методов управления.
О формировании
Вам будет интересно: Сущность и задачи личностно-ориентированного воспитания
Традиционный подход предусматривает выделение сильных и слабых сторон предприятия, после чего определяются границы его деятельности. В таком случае можно спокойно оценить пределы диверсификации и роста. Но современные условия требуют более лучших подходов. Стратегические зоны хозяйствования предусматривают осуществление сегментации с тем, чтобы выделить часть окружения, в котором предприятия может реализовать свои продукты. Это является закономерным результатом формирования целой группы ринков, каждый из которых обладает различными перспективами.
Поэтому самым первым этапом, когда оценивается деятельность в стратегических зонах хозяйствования, является выделение различных сегментов. Затем они исследуются, при этом не учитывается архитектура предприятия и его текущая продукция. В результате формируется оценка привлекательности стратегической зоны хозяйствования для конкретного объекта хозяйствования с точки зрения организации деятельности, увеличения выпуска, а также получаемых выручки и прибыли. Эти данные нужны для того, чтобы решить ряд прикладных вопросов функционирования предприятия, например, оценить конкурентоспособность.
Что такое свободная экономическая зона
Небольшой практикум
Сложно сухо говорить и добиться понимания. Особенно, если речь идет про стратегические зоны хозяйствования. Пример позволит разобраться в практической реализации предмета статьи. Допустим, что у нас есть предприятие, которое работает на нескольких рынках. При этом потребители решают о приобретении определенных товаров независимо от покупки другой продукции этой компании.
В таком случае в качестве критерия взаимосвязи между рынками выступает перекрестная эластичность спроса. Она показывает, насколько увеличиться количество продажей продукции Б, если будет поднята цена на товар А на один процент. Если уровень перекрестной эластичности превышает 0,2, то сложно говорить об автономности рынков. Это скорее уж деятельность на разных сегментах одного целого. Поэтому, первоначально необходимо не определять отрасль, а выработать представление о совокупности различных видов деятельности, которыми занимается предприятие.
О значении
Вам будет интересно: Сущность и задачи личностно-ориентированного воспитания
Формирование стратегических зон хозяйствования организации важно с позиции, что это является экономическим пространством, на котором осуществляется выявление, наращивание и реализация конкурентных преимуществ, от которых и зависит жизнеспособность компании. Важнейшим свойством в этом случае является однородность объекта, которая может быть охарактеризирована с помощью параметров. Их совокупность должна позволять выделять СЗХ из одного или нескольких сегментов рынка. Данная концепция при формировании стратегии позволяет:
Достижение благополучия
Чтобы вести успешную деятельность предприятия необходимо позаботиться о наличии преимуществ. С их помощью можно приобретать нужные ресурсы на рынке факторов производства и успешно конкурировать с другими компаниями. Здесь на первый план выходит вопрос качества. Есть на рынке были получены хорошие факторы производства, то это позволяет получить существенные конкурентные преимущества в своей стратегической зоне хозяйствования. При этом необходимо уделять внимание вопросам:
Например, если разговор ведется о финансовом рынке, то обращать внимание следует на надежность предприятия, высокий (достаточный) доход на вложенные средства, пунктуальность обслуживания займов. В случае с трудовыми ресурсами преимуществом являются социальные гарантии, более высокая оплата труда, границы и продолжительность рабочего дня, период действительности трудового контракта. То есть, при внимательном и основательном подходе все составляющие можно подвергнуть детальной классификации. А это играет немаловажную роль в достижении благополучия компании.
На что же обращают самое пристальное внимание?
В настоящее время это продукция предприятия. Стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования обычно предусматривают формирование списка параметров, которые позволяют характеризовать положение дел и учитывают аспекты организации сбыта товаров. Они должны давать конструктивно-технологическое понятие об:
Также проведение анализа позволяет:
Но это далеко не все, что следует знать про деятельность в стратегических зонах хозяйствования.
Роль анализа
Исследование и разбор ситуации позволяет оценивать эффективность используемой ценовой стратегии, товарной марки, рекламы, каналов товародвижения. Кроме этого, анализ нужен для обоснование инвестиционных и инновационных решений, которые тесно связаны с обновлением продукции предприятия и его производственной базы. Это сложно успешно реализовать без проработанной финансовой стратегии, а также без грамотной кадровой политики. В конечном счете совокупность перечисленных моментов позволяет выявлять и удерживать конкурентные преимущества. При этом следует упомянуть критерии, используемые во время анализа:
- Технологические возможности;
- Факторы конкуренции;
- Единое стратегическое планирование;
- Назначение выпускаемой продукции;
- Относительно близкие стратегические цели;
- Общие ключевые факторы успеха.
Специфические моменты
Следует отметить, что когда оцениваются стратегические зоны хозяйствования, то существенным в плане важности является географическая привязка к конкретному региону производства и сбыта. Иногда предприятие находится около точки реализации, временем она удалена от него. Данный фактор обладает решающим значением как для отрасли в целом, так и для фирм, что осуществляют деятельность в одной сфере. Эти же соображения актуальны и для рынков факторов производства, которыми являются капитал, рабочая сила и материалы. Как результат взаимодействия массива различных моментов часто наблюдается не совпадение физического размещения предприятия и района сбыта его продукции.
Разработка и оценка
Определение стратегической зоны хозяйствования должно всегда предусматривать характеристику определенным видом спроса. Кроме этого, необходимо включать создание, выпуск и реализацию конкурентоспособных изделий. Все эти важные моменты должен прорабатывать стратегический хозяйственный центр.
Он является внутрифирменной организационной единицей, которая отвечает за разработку стратегических позиций предприятия в одной (нескольких) зонах хозяйствования. Это позволяет решать вопросы с перспективной номенклатурой и формированием собственной архитектуры, оптимальной для выполнения поставленных задач. Такая концепция позволяет распределять структурные подразделения и бизнес-единицы предприятия (цехов, технологических и конструкторских служб, производств, сбытовых подразделений).
Выделение целевой аудитории
Победа любит подготовку. Качественный подход к решению поставленных задач во много позволяет обеспечить будущий успех. В данном деле очень важным является адекватное определение целевого сегмента рынка. Так называют совокупность потребителей, которые отличаются однотипной реакцией на предлагаемый им продукт. Такой подход позволяет четко очертить границы деятельности.
При изучении стратегической зоны хозяйствования всегда необходимо оценивать перспективы роста, которые связаны не только с темпами изменений, но и особенностями жизненного цикла продукции, группы товаров, самого рынка или его сегмента. Следует отметить, что присутствует четко выраженная тенденция на сокращение. Так, жизненный цикл технологий и товаров уменьшается. Это происходит благодаря ускорению научно-технического прогресса, повышения эффективности деятельности предприятий, более лучшим продвижением.
Заключение
Вот и рассмотрено, что собой представляют стратегические зоны хозяйствования. Давайте еще раз кратко пройдемся по их обозначению. СЗХ – являются определенными сегментами рынка, которые обладают для предприятия большой важностью в плане достижения удовлетворительных результатов деятельности. Тщательный выбор сферы деятельности и выделение необходимых ресурсов – это то, что приходится решать высшим управленцам компании.
Источник: 1ku.ru
Что такое особая экономическая зона и стоит ли переводить туда бизнес. Цели создания, условия и льготы для резидентов
На сегодняшний день в России действует почти три десятка особых экономических зон, призванных привлекать отечественных и иностранных инвесторов, тем самым двигая вперед отечественные производство, науку и бизнес.
Что собой представляют свободные экономические зоны в России, какие компании могут воспользоваться привилегиями и так ли все гладко на самом деле?
Что такое особые экономические зоны
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это территория с особым режимом государственного регулирования, имеющая специальный юридический статус. Бизнесмены, которые зарегистрировали в особой экономической зоне свои компании, получают звание резидентов, а их бизнес начинает пользоваться предусмотренными льготами (чаще всего – налоговыми и таможенными).
Привлекательность ОЭЗ обеспечивается не только предоставляемыми льготами, но и финансированием инфраструктуры со стороны государства. В России деятельность ОЭЗ регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 №116.
Зачем это надо государству
Все особые экономические зоны создаются для социально-экономического развития той или иной территории. Это может быть прибрежный, пограничный или просто депрессивный регион (или даже его часть). ОЭЗ позволяет развивать профильные отрасли производства, а низкое налогообложение привлекает как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
В результате вместе с инвесторами появляются новые рабочие места, а привлеченные капиталы помогают развивать инновационные отрасли экономики, заниматься разработкой различных передовых технологий – помимо прочего, создание ОЭЗ нацелено и на это тоже.
Созданная по всем правилам особая экономическая зона выгодна субъекту, на территории которого она располагается – это характерно для всего мира, в том числе и для России. Даже несмотря на то, что из-за налоговых преференций в первое время отчисления в региональную казну будут минимальными.
Во-первых, как уже говорилось, любая ОЭЗ создает рабочие места, в том числе для местного населения. Субъекту страны это особенно выгодно, если речь идет об ОЭЗ, созданной в депрессивном регионе. Во-вторых, особая экономическая зона требует от государства правильного обустройства и подготовки. Чтобы экономическая зона привлекла инвесторов, нужна инфраструктура, хорошие дороги, высокоскоростной интернет, достаточные объемы электроэнергии и т. д.
Таким образом, создание ОЭЗ позволяет трудоустроить местное население и увеличить его доходы, благоустроить территорию, обеспечить внутренний и внешний рынки выпускаемой продукцией.
Выгода государства от создания ОЭЗ понятна. У инвесторов от ОЭЗ есть своя выгода:
- доступ к развитой промышленной и деловой инфраструктуре;
- минимизация таможенных пошлин;
- минимизация административных барьеров (упрощенный порядок получения разрешительных документов, льготная аренда и т. п.);
- использование более дешевой рабочей силы.
Для любой страны ОЭЗ открывают грандиозные перспективы – и Россия не исключение. Но просто создать экономическую зону недостаточно. Чтобы такая зона привлекала инвесторов со всего мира и стала прочным фундаментом национальной экономики, необходимо развитие всей экономической системы страны. ОЭЗ не может существовать автономно. Нужна прозрачность для бизнеса и гарантии от государства на годы вперед.
Особые экономические зоны в России и мире
ОЭЗ существуют во всем мире – и в США, и в ОАЭ, и в Азии. «Пионером» в этом деле считается именно Азия – на сегодняшний день большая часть особых экономических зон расположена именно там, преобладая в Китае, Сингапуре, Южной Корее.
В России развитием ОЭЗ занимается специально созданная для этого компания АО «Особые экономические зоны». Ее единственным акционером является государство.
В качестве примера крупнейших российских особых экономических зон можно привести Алабугу и Моглино. Алабуга – это ОЭЗ, расположенная в Татарстане и специализирующаяся на промышленности и производстве. Изначально ОЭЗ Алабуга создавалась для преодоления безработицы в Республике Татарстан и привлечения финансов. Сейчас там действуют предприятия, занимающиеся выпуском листового стекла, автомобильных зеркал, полимерных труб, мебельных панелей, МДФ-плит, железобетонных изделий, одноразовой посуды и многого другого.
ОЭЗ Моглино расположена в Псковской области. Основные направления деятельности – машиностроение (в том числе сельхозтехника) и производство автокомпонентов, разработка и производство кабельной продукции и электрооборудования.
Вы что-нибудь знаете об особых экономических зонах в России?
Слышал(а) что-то по телевизору, но всегда думал(а), что такое есть только на Западе Впервые слышу Да, знаю немного и рад(а), что мы развиваем наш бизнес
Виды
Чаще всего особые экономические зоны классифицируют по видам хозяйственной деятельности:
- Промышленно-производственного типа. Работающие в таких зонах компании обычно занимаются переработкой сырья, производством различных товаров, логистической деятельностью. Подобные зоны часто служат целям импортозамещения.
- Технико-внедренческого типа. Ориентированы на развитие инновационных и конструкторских технологий, разработку IT-продуктов, а также оказание услуг, связанных с IT.
- Туристско-рекреационного типа. Обычно располагаются в наиболее живописных и популярных у туристов регионах. Такие зоны создаются для оказания услуг в сфере туризма, строительства и реконструкции туристических и санаторно-курортных объектов. Нередко предлагают упрощенное оформление виз для путешественников.
- Портового типа. Располагаются в непосредственной близости от крупнейших транзитных путей. Компании в таких зонах нацелены на ведение портово-логистической деятельности и создание портовой инфраструктуры.
Инвестиции для госслужащих. Куда можно и куда нельзя вкладывать деньги чиновникам
Золотой паспорт. Где действует программа предоставления гражданства в обмен на инвестиции
Инвестиционные монеты.
Особенности такого инвестирования в драгоценные металлы
Льготы для резидентов
Единого списка льгот и преференций для резидентов особых экономических зон нет. Все зависит от специфики самой ОЭЗ и политики, проводимой региональными властями.
В большинстве особых экономических зон льготы выглядят так:
- сниженный налог на прибыль (иногда до 0%);
- возможность не платить таможенную пошлину (за купленные у иностранных поставщиков сырье и материалы можно не платить пошлину, как и за экспортируемую произведенную продукцию);
- льготная ставка по страховым взносам с работников;
- отсутствие налога на имущество организаций;
- возможность купить землю в ОЭЗ по кадастровой, а не рыночной стоимости;
- сниженный земельный налог (иногда до 0%).
У каждой особой экономической зоны свой профиль, исходя из доступности сырья и потребностей региона. Поэтому наличие льгот на той или иной площадке не может быть существенным фактором при принятии решения о том, резидентом какой экономической зоны становиться.
Например, в туристической зоне нельзя будет зарегистрировать компанию, чья деятельность связана с промышленностью – такого бизнесмена не примут в резиденты. Соответственно, в первую очередь, деятельность компании должна отвечать виду ОЭЗ. О факторе льгот при выборе площадки можно говорить только в том плане, что из нескольких экономических зон нужного типа можно выбрать наиболее привлекательную.
Как стать резидентом
Порядок регистрации может различаться в зависимости от особой экономической зоны. Но по общему правилу он выглядит следующим образом:
- Определиться с ОЭЗ, исходя из вида деятельности.
- Подать заявку, в которой указываются вид деятельности, необходимый земельный участок, планируемые вложения.
- Приложить копии учредительных документов компании.
- Подготовить бизнес-план, согласно Приказу Минэкономразвития и торговли РФ от 23.03.2006 №75.
- Получить одобрение Наблюдательного совета ОЭЗ.
- Пройти согласование Экспертного совета при Минэкономразвития РФ.
- Заключить соглашение о ведении деятельности с резидентом.
Но мало отвечать профилю выбранной ОЭЗ. Во многих экономических зонах (особенно промышленно-производственного типа) есть порог входа – сумма, которую резидент должен вложить в бизнес. Суммы эти сами по себе немаленькие – обычно 120 млн рублей, причем 40 млн из них – в первые три года.
Ну и самое главное. Резидент обязан не иметь представительств и филиалов компании за пределами ОЭЗ. Привилегии строго очерчены границами экономической зоны.
Территория опережающего развития
В России также существуют территории социально-экономического опережающего развития (ТОР, ТОСЭР) – примерами могут служить Краснотурьинск Свердловской обл., Юрга Кемеровской обл., территория «Хабаровск» и др. Некоторые ТОСЭР с ОЭЗ.
ТОСЭР – это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Как и в ОЭЗ, на территориях опережающего развития предусмотрены налоговые льготы и административные послабления.
Но есть и различия. Во-первых, ТОСЭРы создаются под конкретных крупных инвесторов, которые заключили предварительное соглашение с уполномоченным федеральным органом.
Во-вторых, на территориях опережающего развития разрешено вести разработку полезных ископаемых и заниматься выпуском подакцизной продукции, что исключено в ОЭЗ.
В-третьих, ТОСЭРы создаются на срок 70 лет, и данный срок может быть продлен. ОЭЗ создаются на 49 лет – и возможности продления не предусматривают.
Экономическая перепись малого бизнеса в 2021 году. Для кого участие обязательно, как предоставить отчет
Источник: zakonguru.com
Особые экономические зоны: как они помогают развитию бизнеса и при чем здесь государство
15.02.2023
Одной из приоритетных целей любого государства является уверенный рост экономического развития. В частности, этому способствуют поступающие в бюджет страны налоговые отчисления. Создание особых экономических зон является необходимым комфортным условием для притока капитала.
Что такое ОЭЗ
Особые экономические зоны – выделенные территории со специализированными валютными, административными, таможенными режимами и льготным налогообложением. Выгодные контракты с иностранными инвесторами способствуют развитию бизнеса, промышленных направлений, разработке и внедрению новых технологий, появлению высокооплачиваемых трудовых вакансий.
Цели и задачи внедрения ОЭЗ
- возможность импортозамещения;
- развитие экспортных направлений;
- разработка и внедрение высокотехнологичных производственных продуктов;
- привлечение национальных и иностранных инвесторов;
- освоение новых управленческих методик и способов организации рабочего пространства;
- уменьшение посреднических факторов между потребителями и готовой продукцией;
- оптимизация финансовых затрат вследствие отсутствия таможенных сборов.
Начиная с 2005 года, резидентами ОЭЗ в России стали свыше 1000 организаций, большинство из которых занимались для реализации собственных целей привлечением иностранного капитала. Бюджетом Российской Федерации за прошедший временной период получено свыше, чем 200 миллиардов рублей – в формате отчислений в различные фонды, страховых взносов, уплаченных налогов.
Законодательная база
Юридические нормативы, определяющие порядок деятельности ОЭЗ, по мере формирования новых запросов к определениям, трактовкам и общим принципам их деятельности, периодически обновляются Правительством РФ. Главный закон, который, собственно, и обосновал практическое применение самого понятия ОЭЗ – Федеральный Закон “ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (№ 116-ФЗ, от 22 июля 2005 года).
Весной прошлого года в Государственную Думу Российской Федерации правительством страны был внесен на рассмотрение законопроект, главными приоритетами которого выступило внесение изменений в вышеназванный закон и поиск путей реформирования организации ОЭЗ.
Помимо общих обновлений положений, как отдельные темы определились новые нормы в получении резидентского статуса, сокращение сроков принятия решений по приоритетным вопросам, дополнительные преимущества при вступлении в свободную экономическую зону для представителей различных сфер бизнеса.
В первом чтении законопроект одобрили, что было положительно воспринято управляющими компаниями свободных экономических зон, предпринимателями, представителями экономических региональных ведомств.
На начало 2023 года закон еще полноценно не принят, но с ним связано много позитивных ожиданий: в сегодняшнем формате он как нельзя более полно отвечает большинству возможных запросов, связанных с ОЭЗ.
Роль государства и государственная поддержка
Прогресс в развитии свободных экономических зон напрямую зависит от участия государства в данном вопросе, поскольку государство определяет пакет нормативов и процедур, необходимых для результативного регулирования деятельности ОЭЗ, разрабатывает льготные программы и иные меры поддержки.
Поскольку большинство особых экономических зон в нашей стране обустраивается практически с нуля, государственная поддержка и помощь особенно важны на всех этапах их создания – начиная от планирования и возведения начальной инфраструктуры и заканчивая рассмотрением вопросов о применении налоговых, таможенных и иных преференций.
Ситуацию можно рассмотреть на примере получения разрешения на возведение строительных объектов. На сегодня данная процедура занимает примерно 6 месяцев. Это – стандартный временной период для возведения самого здания. Получение разрешений от разнообразных ведомств, сооружение инженерных и иных инфраструктур, обеспечение объектов необходимыми для процесса строительства материалами – всем этим вопросам управляющие компании ОЭЗ должны уделять массу времени и финансовых ресурсов. Кроме этого, для выполнения необходимых работ на данных объектах необходимы профессиональные сотрудники, труд которых также должен быть оплачен.
Со стороны государства (ведь развитие ОЭЗ перекликается с его собственными экономическими интересами), было бы результативным решением упрощение административных процедур, связанных с аспектами строительства объектов и подключения их к инженерной инфраструктуре.
Финансирование ОЭЗ
На сегодня основное функционирование и развитие свободных экономических зон обеспечиваются из федерального либо региональных бюджетов, и самостоятельного получения прибыли.
Вышеназванных средств, обобщённо, хватает на “текущие расходы”, но говорить о фиксированном прогрессе в развитии ОЭЗ на территории нашей страны пока рано.
Принятие Правительством новых решений по более эффективному обеспечению деятельности свободных экономических зон, внедрению новых финансовых продуктов позволит привлечь больше инвестиций и предпринимателей, увеличить число трудовых вакансий, развивать новые направления и технологии.
Наблюдается выраженный интерес коммерческих компаний к вероятности развития бизнеса на базе ОЭЗ. Всё чаще самые перспективные из них выбирают свободную экономическую зону, по причине выгодных, льготных условий ведения бизнеса и господдержки. Конкретная заинтересованность зафиксирована у представителей крупного и среднего бизнеса. И это не удивительно – ведь свободные экономические зоны, помимо наличествующих льгот и преференций, формируют благоприятный бизнес-климат, способствующий налаживанию партнерских связей между резидентами ОЭЗ, реализации ими взаимно выгодных проектов и решений, способствующих развитию бизнеса каждого из них.
Описанные на сайте особой экономической зоны Ступино Квадрат тенденции красноречиво говорят о том, что организация свободных экономических зон – верное и прогрессивное решение. А вкупе с надежной государственной поддержкой, принятием новых законов, обеспечивающих новые возможности привлечения ресурсов и капиталов, значимость ОЭЗ для экономики страны будет ещё выше.
Источник: gdpquadrat.com