Данная тема актуальна в современном мире, так как действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти. Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена.
Введение 4
1 Бизнес как составляющая экономики 6
1.1 Бизнес и его роль в экономике 6
1.2 Функции бизнеса в современном обществе 10
2 Государственное регулирование бизнеса 13
2.1 Государственное регулирование экономики. Экономические методы. 13
2.2 Тенденции и условия экономического взаимодействия бизнеса и государства, предопределяющие особенности концепции управления его развитием в современных экономических системах 15
2.3 Регулирование бизнеса государством 19
2.4 Поддержка малого и среднего бизнеса государством 23
Взаимодействие государства и бизнеса
3 Взаимодействие бизнеса и государства 25
3.1 Ответственность бизнеса перед обществом и государством 25
3.2 Социальная ответственность бизнеса 28
Заключение 30
Библиографический список 31
Содержимое работы — 1 файл
Суть социальной ответственности понимается большинством предпринимателей как добросовестное выполнение своих прямых обязанностей перед работниками и государством, а не принятие на себя бремени решения социальных проблем страны и регионов (60 % против 39 %). Исходя из этой принципиальной ориентации, наиболее важными направлениями социальной деятельности бизнес считает создание новых рабочих мест, предоставление дополнительных социальных гарантий работникам своих предприятий, организацию повышения квалификации и переобучения работников. Население чаще ждет от бизнеса денежной и материальной помощи представителям социально-уязвимых групп и решения социальных проблем регионов – ремонта и строительства дорог, решения проблем водо- и энергоснабжения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях ориентации государственных органов на рыночные преобразования и развитие многоукладной экономики система их связей с бизнесом имеет объективную и значимую для общества природу. Она соединяет между собой элементы рыночных отношений, обеспечивая взаимодействие функций бизнеса и государства, способствующее более полному проявлению их возможностей и получению максимальных результатов, как для бизнеса, так и для государственных органов, призванных отстаивать интересы общества.
Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград как экономического, так и социально-психологического характера.
Модель сотрудничества государства и бизнеса.
Совершенно очевидно, что в современных условиях в России необходима стройная система мер государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Бизнес, государство и общество в современной России. // Управление и власть. СПб: ЗАО «Полиграфическое предприятие», 2006, с. 277-301.
- Бизнес, проблемы кредитования малого и среднего бизнеса// http://www.biznesvkredit.ru/ (2.04.09).
- Бизнес и государство: чем крупнее предприятие, тем выше оптимизм// http://www.finam.ru/ (по материалам РСПП).
- Будущее за обществом труда /В.Г.Долгов, В.Я.Ельмеев, М.В.Попов, Е.Е.Тарандо и др. // Под ред. проф. В.Я.Ельмеева. — СПб.: С.-Петерб. ун-т. — 2003.
- Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений// http://magazines.russ.ru/ (2.04.09) .
- Государство и бизнес// Газета «Ведомости» №26(2048) от 13.02.2008.
- Дашкевич В.И. Правовые институты и экономический рост в странах с переходной экономикой // Общество и экономика. – 2008. – №5. – С.3 – 4.
- Индивидуальная предпринимательская деятельность. Справочное пособие. – М., 1992, стр. 234.
- Коршунов Н.М., Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 2-е изд. ЮНИТИ ,2000-463 с.
- Малое предпринимательство (нормативные документы, комментарий, информационные материалы по финансово-кредитной поддержке). – М., 1994, стр.87.
- Матвеев В.В. Особенности предпринимательства в сфере коммерции, — Ижевск, 1996, стр.320.
- Олигархи: экономическая хроника. 1992-2000. М., 2000.
- Орлова Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2003, с.20-25.
- Основы бизнеса//Современный Гуманитарный Университет // Москва-1999 – С.68.
- Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. — СПб.: Алетейя. — 2002. — С.67.
- Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. С. 374.
- Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом. М., 1997, стр.673.
- Согоров М.С. Механизм внедрения Европейского опыта регули-рования экономики // Экономические науки. – 2009. – №1. – С.11 – 13.
- Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб, 2002.
- Яковлев А. Власть, бизнес и движущие силы экономического развития России: до и после «дела “ЮКОСа”» // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 35-44.
Источник: www.turboreferat.ru
3.2.Модели участия бизнеса в реально социально функционирующем государстве
Государство и его законы не в состоянии решать все аспекты ведения бизнеса. Существует государственный контроль за налоговой, финансовой и прочими сферами, но государство не может навязать ответственное отношение к обществу в целом. Государство должно стимулировать усилия отечественных предприятий по формированию корпоративной культуры, внедрению принципов социальной этики, выработке социально ответственного поведения. Ответственность государства перед бизнесом — это создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства пред обществом через благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, которая не должна меняться в течение продолжительного времени.
В обществе должна быть создана атмосфера высокой требовательности к ответственности бизнеса, власть должна подавать примеры роста своей социальной ответственности, предусмотренные законодательством. Законодательным и исполнительным органам власти целесообразно совместно с представителями бизнеса и некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования бизнеса. От того, насколько успешно компании сумеют объединить усилия с государством и некоммерческими организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть конкурентоспособность бизнеса.[]
В настоящее время выделяют следующие модели взаимодействия государства и бизнеса (рис. 1.10):
Рис. 1.10. Модели взаимодействия государства и бизнеса
Российский исследователь Е. Ясин характеризует модель отношений бизнеса и государства тремя отдельными зонами: белой, черной и серой.
«Белая зона» охватывает формальное участие государства в форме законодательного регулирования налоговых отношений, административного и экономического регулирования бизнеса.
«Черная зона» охватывает неформальное криминальное участие, прежде всего коррупцию. Отношения в этой зоне строятся на личных корыстных интересах отдельных чиновников, а инструментами достижения интересов предпринимателя являются взятки.
«Серая зона» охватывает неформальные, непосредственно не связанные с коррупцией отношения, которые строятся на заинтересованности сторон в развитии территории, а инструментом достижения интересов предпринимателя является добровольный или добровольно-принудительный вклад в финансирование территории размещения его бизнеса.[]
Выделяют две схемы взаимодействия государства и бизнеса на партнерской основе. Первая схема распространена в развитых странах и представляет собой трансформацию институциональной среды, которая ранее сложилась в экономике, к новым приоритетам и условиям хозяйственной деятельности. Внедрение новых принципов в существующие институты происходит по двум направлениям: в пределах основной экономической политики (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина) или в пределах изменения и дополнения существующей системы государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС).[]
Вторая схема распространена в странах Восточной Европы, а также в странах бывшего СССР, и в некоторых развивающихся странах. Главной отличительной особенностью этих стран является формирование принципиально новой нормативно-правовой базы партнерства государства и общества, что сопровождается формированием институтов, которые отвечают рыночным условиям и новой роли государства в хозяйственной жизни.
Социальная ответственность выступает как синергетический эффект при взаимоотношениях государства и общества, поскольку дает возможность государству и бизнес удовлетворять как собственные потребности, так и потребности общества, а также активно влиять друг на друга в собственных интересах.
Источник: studfile.net
Модели взаимодействия государства и бизнеса
2. Ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установить хорошее отправления правосудия.
3. Создавать и содержать определённые обественные институты, которые не должны дествовать в интересах отдельных лиц или небольших групп и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.
Модели взаимодействия государства и бизнеса
Атомическая модель. Формируется в условиях экономической слабости бизнес сообщества. которая представлена отдельными разрозненными, конкурирующими междку собой структура. Осуществляется государством в зависимости от степени доверия к нему
Одностронее (лидерство, власть) или двусторонее (частное) взаимодействие.
Государство в данной моделе рассматривается как внешняя сила при этом его основной функцией является совместная с бизнесом разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфилктов, а также мер поддержки национальных производителей на международных рынках.
Асоциированная модель. для кторой характерно ориентация на сотрудничество различных социальных и профессиональных групп с целью обеспечения успешного и стабильного развития национальной экономики.
Государство в этой модели является одним из взаимодействующих субъектов обеспечивающих разработку и соблюдения общих правил. Являюясь важнейшим из социальных экономических институтов и консолидированным работодателем, государство несёт ответственность за развитие гражданского общества и поэтому имеет право выдвигать определённые требования к бизнесу.
На практике не одна из моделей взаимодействия не существует в чистом виде. В промышленно развитых странах (высоко развитых) преобладает асоциированная модель в силу установленны и жизнеспособных правил взаимодействий.
В менее развитых (развивающихся) преобладает атомистическая модель, которая со временем при правильном государственном регулировании в сфере предпринимательства преобразуется в другую модель.
Т.о. в рамках двух моделей выделяют 4 формы взаимодействия:
1. «Лидерство власти». Простейшая форма взаимодействия, выступающая как особый экономический ресурс, используемая властными структурами для осуществелнения своих функций, связанных с производством и рапсределения общественных благ, а так же, с созданием инфраструктурных и социальных условий предпренимательской деятельности.
В этом ситуации бизнесс структурам приходится следовать директивам власти, т.к. социальная нагрузка является обязательным условием вхождения в рынок, или одним из способов преодоления административных барьеров.
2. «Лидерство бизнеса». Тоже односторонняя форма. Деюро власть принадлежит органам государственного управления, тогда как дефакто реализуется одной или несколькими крупными капиталлоёмкими структуро-образующими компаниями, где занята болшая часть трудоспособного населения терриротрии их пресутсвия. Подобные компании имеют общегосудартсвенное значение, а руководители регионов или муниципалитетов являются их «ставленниками».
Главной движущийся силой является бизнес, интересы которой лабируются представителями во власти.
3. Частное взимодействие власти и бизнеса. Предпологает совокупности экономических отношений между властными и отдельными разрозненными предпринимательскими структурами, не способными диктовать ни друг другу, ни власти собственные правила игры. В данной форме основными функциями государства являются:
1) создание нормативно-правовой базы;
2) гарантирование соблюдения законов;
3) обеспечение безопасности страны (природной, техногенной тоже);
4) стратегическое планирование;
5) социальное обеспечение и защита.
Однако в условиях дефицита бюджетных ресурсов и поиска дополнительных источников финансирования территорий (фед, рег и) органы власти и управления вступают с бизесом в переговоры (торги — ты мне я тебе) по поводу определения величины общественной нагрузки на доходы бизеса с одной стороны и уровня его государственной защиты и поддержки с другой.
4. Партнёрство власти и бизнеса. Предполагает что органы государственной власти ипредпринимательские структуры осознают важность эффективного взаимодействия. Предствители власти стараются не принуждать бизнес к осуществлению социальных инвестиций, а ведут с ним конструктивный диалог обосновывая необходимость социального инвестирования. При этом в диалог вступают не отдельные предприниматели, а их объединения или асоциации.
Т.о. двухсторонее взаимодействие эволюционирует в многостороннее, появяется институт социального партнёрства.
Источник: poisk-ru.ru