В статье рассматривается управление проектной деятельностью в государственном секторе с точки зрения компетенций, которыми должен обладать руководитель .Создание проекта нацелено на получение уникального конечного результата с ограничениями по времени, ресурсам и бюджету. Управление проектами в государственном секторе нацелено не на получение прибыли, а на удовлетворение социальных или иных общественных потребностей общества.
Проекты государственного сектора – это проекты в сфере социальной помощи, здравоохранения, образования, безопасности, культуры, науки и т.п. При разработке и внедрении процесса управления проектами в государственном секторе важно учитывать данную специфику. Результатом данного исследования является разработка перечня компетенций, которые необходимы руководителю государственного или муниципального проекта для достижения запланированного результата. В статье также выделены отличия в управлении проектами в частном и государственном секторе.
проектная деятельность
компетенция
руководитель проектов
государственный сектор
национальный проект
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html.
2. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 240 с.
3. Boyne G. (2002). Public and Private Management. What’s the Difference? Journal of Management Studies, 39(1), 97-122.
4. Müller R., Turner R. (2010) Leadership competency profiles of successful project managers, International Journal of Project Management, Vol. 28.
Введение
Проектная деятельность сопряжена с ограничениями по срокам и стоимости, при этом каждый проект нацелен на получение уникального конечного результата [2]. В связи с этим проекты являются чувствительными к любым изменениям внутреннего и внешнего характера. Международные стандарты по управлению проектами разработаны для применения в частном секторе. При реализации государственных инвестиционных проектов, национальных проектов, должна быть учтена их специфика и область применения. Иначе, это может привести к неготовности противостоять негативным факторам воздействия, увеличению финансовых потерь, изменению целей проекта либо невозможности его реализации.
На наш взгляд, при управлении государственными проектами необходимо особое внимание уделять знаниям, умениям и навыкам руководителей проектов с учетом специфики государственной службы для сохранению высокой вероятности успешной реализации проектов. Поэтому вести научные исследования в данном направлении является целесообразным.
Целью исследования является разработка перечня компетенций для руководителей (менеджеров) по управлению проектами в государственном секторе.
Задачи: выявить отличия в проектной деятельности в частном и государственном секторе; определить специфику проектной деятельности в государственном секторе; разработать ключевые компетенции руководителей проектов.
Научная новизна данной работы заключается в систематизации знаний проектного и государственного управления в целях выявления особенностей деятельности, и их влияние на формирование ключевых компетенций руководителя проектов.
Материал и методы исследования
При проведении научного исследования были использованы монографический метод, методы анализа и синтеза.
Значимость работы определяется необходимостью разработки такого управленческого воздействия на проектную деятельность в государственном секторе, которое позволило бы эффективно использовать ресурсы и обеспечивало бы защищенность от воздействия внешних и внутренних факторов.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время активно внедряется проектное управление не только в коммерческих структурах, но и в государственной системе управления. Проектное управление развивается по всему миру уже более 80-ти лет. За это время разработаны универсальные стандарты управления проектами. Неправильно считать, что проектное управление пришло к нам с западного менеджмента.
В Советском союзе в период с 1930 г. по 1990 г. также активно внедрялись методы управления проектами, и относились они к системе государственного планирования. Так в 30-ые годы советское государство реализовало ряд крупномасшатабных проектов в рамках индустриализации: Днепрогэс, построение общероссийской системы электрификации, освоение угольных, железорудных и нефтяных месторождений.
С 30-х до начала 60-х годов были заложены основы управления проектами в стране. В начале 70-х годов были разработаны оригинальные сетевые модели, более гибкие и мощные, чем зарубежные аналоги. Тогда же были усовершенствованы методы построения альтернативных сетевых моделей, развиваемые советскими учеными Г.С. Поспеловым, В.А. Баришпольцем, В.И. Рудоманов, Б.А.
Вигман и Н.И. Комковым. В 70-ые годы получили развитие программные комплексы проектного управления. На базе системного подхода в Советском Союзе в 80-ые была выработана концепция программно-целевого управления, которая может рассматриваться как полноценный аналог проектного управления, сложившегося в то время за рубежом.
Изменения, произошедшие в 90-ых гг., привели к забвению проектной деятельности в России. Начало 2000-х годов является периодом внедрения западных подходов в управление проектами. С этого времени начался новый этап в истории развития проектного менеджмента в России.
В 2005г. инициированы первые национальные проекты, с 2009 по 2014 гг. реализована Олимпиада-2014 с применением методов проектного управления, 2010 г. ознаменован применением проектного управления в региональных органах власти. В 2011г. выпущены стандарты ГОСТ Р ИСО 21500-2014, ГОСТ Р 54869-2011, ГОСТ Р ИСО 21504-2016, ГОСТ Р 54871-2011, ГОСТ Р 54870-2011 и ГОСТ Р 53892-2010 по управлению проектами.
В 2014 г. утверждены Распоряжение Минэкономразвития РФ № 26Р-АУ от 14.04.14 г. «Об утверждении методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», а в 2016г. – Постановление Правительства РФ № 1050 от 15.10.16 г. «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». В 2018г. издан Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором прописаны целевые показатели и результаты от реализации национальных проектов [1]. В документе выделены 13 национальных проектов, которые реализуются через набор федеральных проектов (таблица). Национальные проекты направлены на развитие человеческого капитала, обеспечения комфортной среды для жизни и экономического роста.
Бюджет национальных проектов до 2024 г. [1]
Название национального проекта
Количество федеральных проектов
Источник: vaael.ru
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КООРДИНАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Долгих М.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Во всем мире отношения бизнеса и государства являются мощным источником развития современной экономической системы. Они подкреплены обоюдными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективного взаимодействия бизнес-сообщества и власти.
Установление партнерских отношений — задача, требующая пристального внимания со стороны каждого из субъектов рыночной экономики и тщательно продуманной стратегии по ее решению. Наличие партнерства подразумевает, что обе стороны такого рода взаимодействия должны быть наделены одинаковыми правами и равной степенью ответственности. Вместе с тем, партнерство власти и бизнеса — не простое сложение ресурсов, поскольку каждая из сторон имеет собственные цели, различные мотивации и решает свои конкретные задачи.
Актуальность данной темы в том, что в последнее десятилетие наблюдается устойчивый рост установления партнёрских отношений бизнеса и государства. Это характеризуется реализацией и ведением частно-государственных проектов. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что успешное социально-экономическое развитие государства не может осуществиться без взаимодействия всех её участников: бизнеса, государства и общества.
Исследование в области совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти и бизнеса становится весьма интересным, поскольку развитие адекватных партнерских отношений может стать одним из основных путей развития для новой современной России: повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.
Формы, в которых реализуется частно-государственное партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества. Основными формами партнерств являются: контракты на обслуживание; контракты на управление; договоры об аренде; контракты на строительство, эксплуатацию, передачу сборных и эвакуационных пунктов (СЭП) и их разновидности; концессия. На практике в зарубежных странах часто используются и комбинации перечисленных форм.
Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия.
В Российской Федерации с каждым годом усиливается взаимодействие власти с бизнесом. Всё это связано с тем, что каждая из сторон имеет свои интересы и выгоду в таком сотрудничестве.
Выделяются следующие преимущества ГЧП для органов власти, общества и бизнеса:
- увеличение эффективности деятельности сторон для достижения общей цели, улучшение государственного управления;
- четкое разделение ответственности, сбалансированное распределение рисков (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять);
- повышение доступности, улучшение качества работ и услуг;
- обеспечение соответствия между целями проекта, запросами потребителей и выполняемыми работами (услугами);
- развитие частной инициативы;
- применение новейших технологий;
- снижение коррупции;
- создание гибких (компромиссных) моделей реализации проектов.
Таким образом, основной целью применения ГЧП для органов власти является создание эффективной системы производства общественных благ/услуг, а не традиционное финансирование инвестиционных потребностей. Частный сектор получает доходный, обычно долгосрочный бизнес. Предполагается, что участие государства послужит проекту и обеспечит снижение рисков, но это утверждение, к сожалению, еще требует доказательств в России. 1
В зарубежной и отечественной литературе существуют разные классификации партнерств государства и бизнеса. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу. Основными факторами, определяющими форму ГЧП в конкретных проектах, являются:
• особенности национального законодательства;
• схемы распределения инвестиционных рисков;
• опыт организации необходимый для партнерства контрактных отношений;
• отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности;
• определение плательщика (ов) за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы.
Большую работу по структуризации проектов ГЧП ведет Всемирный банк (World Bank). 2
Проекты частно-государственного партнерства – это особый вид сотрудничества государственного и частного секторов с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Типичные проекты ЧГП – строительство/реконструкция транспортной инфраструктуры (аэропортов, автомобильных и железных дорог, тоннелей, мостов), общественных объектов недвижимости (больниц, школ, музеев), коммунальных сооружений (объектов в сфере канализации, водоснабжения, мусоропереработки), а также управление указанными объектами. В проектах ЧГП частный сектор берет на себя обязательства по разработке, строительству, финансированию объектов и управлению ими в соответствии с параметрами и стандартами, установленными государством. Взамен частный сектор получает от государства оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. В ряде проектов эта оплата (или ее часть) будет получена из доходов от коммерческой эксплуатации объекта.
К сожалению, в России ещё не совсем активно реализуются проекты ГЧП. На то существует ряд причин:
- Во-первых, неразвитость нормативно-правовой базы, которая бы способствовала регулированию деятельности проекта;
- Во-вторых, в большинстве случаев из-за недоверия к государству частный бизнес предпочитает работать только на условиях собственности, он не понимает, почему должен финансировать объекты государственной собственности;
- В третьих, Правительство РФ до сих пор не выработало правового механизма, который в случае чего мог бы гарантировать риски инвестиционных вложений.
Для того что бы проектов ГЧП реализовывалось больше и государство с бизнесом вели активный диалог следует предпринять необходимые меры:
- Для начала нужно наладить всю юридическую структуру относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов;
- Во-вторых, следует провести переподготовку и повышение квалификации всех государственных служащих, для эффективного взаимодействия бизнеса и государства;
- В третьих, необходимо обеспечение прозрачных конкурсных процедур доступа участников рынка к механизмам частно-государственного партнерства.
По существу, выполнению всех отраслевых стратегий развития (энергетической, транспортной, судостроительной и т.д.) мешает сложность прогнозирования развития ситуации на мировых и отечественном финансовых и товарных рынках на средне– и долгосрочную перспективу в условиях мирового кризиса и отсутствия реально работающей системы финансирования совместных государственно-частных проектов.
В последние годы в России большое внимание уделяется разработке, реализации стратегий и программ на региональном уровне. Всё это связано с тем, что бы улучшить и укрепить социально-экономическое состояние всей России.
Необходимость стратегического планирования развития была вызвана, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности. Насущность применения стратегических инструментов планирования в России в полной мере проявилась в 1990-х годах. 3
На сегодняшний день во всех субъектах РФ разработаны и реализуются планы стратегического развития. Главной целью является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики. В каждом плане стратегического развития региона есть глава о взаимодействии власти и бизнеса, это говорит о том, что одной из приоритетных задач является поддержка и сотрудничество с частнопредпринимательским сектором. Одной из форм сотрудничества является реализация ЧГП проектов.
1 Сайт Государственно-частное партнёрство в России «Внешэкономбанк» 2013. http://www.pppinrussia.ru
2 Источник:Private Participation in Infrastructure (PPI) Project Database. Перевод А.В. Баженов, А.М. Воротников (Центр ГЧП Внешэкономбанка)http://ppi.worldbank.org 2011.
3 Белкина Т.Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации // Проблемы прогнозирования. 2010. № 3. С. 14.:
Источник: scienceforum.ru
Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения
Тагиров, Э. Р. Проектное управление в органах государственной власти и бизнес-организациях: сравнительный анализ, основные проблемы и пути решения / Э. Р. Тагиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99633/ (дата обращения: 22.05.2023).
В статье рассмотрен сравнительный анализ организации и методов осуществления проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях. Выявлены проблемы проектного управления.
Ключевые слова: проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, проектный офис.
Проектное управление в органах государственной власти способно дать заметный экономический эффект. Он выражается в улучшении качества и оперативности работ, создании рабочих мест, привлечении инвестиционной привлекательности регионов и государства в целом, сформировать благоприятную административную среду [1].
Бизнес быстро реагирует на инновационные процессы и изменения в мире и быстрее подстраивается под них. Ведь от скорости реакции зависит будущая прибыль и итог конкурентной борьбы. Органы власти подобного внешнего давления не испытывают и часто долго подстраиваются под изменения, упуская очевидную выгоду.
Рассмотрим в таблице 1 особенности проектного управления в бизнесе и государственном уровне.
Сравнительный анализ проектного управления в органах государственной власти и бизнес-организациях
Элемент
ПУ в органах государственной власти
ПУ в бизнес-организациях
Функциональная или слабая матрица
Постоянный из штата ведомства
Установлена стандартными требованиями к кандидатам
Каждый специалист подбирается под конкретные задачи в рамках реализации проекта
Вид занятости проектом
Руководитель республиканского органа исполнительной власти или его заместитель
Вовлеченность в проект «на земле»
Уполномоченный орган исполнительной власти
Руководитель проекта (в рамках выделенного бюджета)
Получение социального эффекта
Выгода от инвестирования финансовых средств.
Возможность влияния на закупочную деятельность/снабжение
Часто в рамках государственных и местных целевых программ проводятся «размытые» мероприятия, цель и эффективность которых не ясны или не оцениваются вовсе. Проектное управление поможет расставить все точки, определит суть конечного продукта, задаст чёткие сроки и предусмотрит финансирование [2].
Внедрение и совершенствование проектного управления на государственном уровне позволяет объединить и направить весь финансовый, управленческий, административный, ресурсный потенциал во благо граждан Российской Федерации и стабильное, долгосрочной развитие социально-экономической ситуации. Принципы ПУ в органах государственной власти позволили улучшить качество управления.
Постановка конкретных целей и числовых показателей, позволило структурировать деятельность органов власти, финансирование и последующий контроль и мониторинг проектов позволяет эффективно управлять денежными потоками и обеспечивает снижение коррупционной составляющей, предполагает целевое использование денежных средств. Персональная ответственность руководителей проектов и других участников позволило максимально вовлечь их в процесс реализации проекта.
В то же время имеется существенный потенциал развития проектного управления в органах государственной власти. Следует продолжить развивать и адаптировать под современные реалии нормативно-правовую и методологические базы, на стадии инициации проектов следует улучшить отбор проектов с четкой формулировкой показателей, которые следует достичь. Также на стадии инициации можно обширнее применять анализ проекта, моделирование различных сценариев, в том числе с внешним воздействием, оценку рисков. Рассмотрим в таблице 2 данные нашего исследования [3].
Пути и методы решения проблем организации ПУ в органах государственной власти
Мероприятия (предложения) по решению проблем
Отсутствие четких показателей/критериев проекта, которые следует достичь
У большинства проектов социальная направленность и нет возможности оценить конечный результат как посчитанный эффект от вложенных инвестиций в бизнес-организациях. Разработать методологию отбора проектов на этапе инициатив.
Отсутствует у руководителей проектов всей полноты власти для решения проблем, связанных с разработкой и реализацией проекта
Актуализировать методологию и правовое регулирование ПУ в органах государственной власти в соответствии с запросом времени. Рассмотреть возможность наделения руководителей проектов большим объемом полномочий, позволяющим влиять на ключевые вехи реализации проекта
Отсутствие унифицированной методологии осуществления проектной деятельности
На сегодняшний день существует методология организации проектной деятельности в рамках реализации Национальных проектов. Для обширного применения проектного управления следует разработать и принять унифицированную методологию
Процессный (операционный) характер деятельности
Актуализировать методологию и нормативно-правовую базу с учётом принципов проектного управления (достижение конечного результата ограниченными ресурсами в установленные сроки)
Осуществляется принцип «двойного подчинения»
Применить практику реализации проектов Проектными офисами. Привлекать сотрудников по срочным контрактам. Сформировать отдельную структуру.
Директивность сроков реализации проектов
Устанавливать сроки реализации после формирования детального календарно-сетевого графика
Отсутствует специализированное программное обеспечение для сопровождения проектной деятельности
Проанализировать потребность в специализированном ПО (далее — ПО). Разработать ПО обеспечивающее автоматизировать и сократить время для решения задач на каждом этапе реализации проекта. В тоже время использование специализированного ПО позволит обеспечить требуемый уровень безопасности информации по проектам.
Срыв сроков реализации проекта в связи с закупочными процедурами
Внедрить механизмы воздействия на организацию закупочных процедур
Низкое качество планирования
Обеспечить постоянное совершенствование профессиональных навыков участников процесса мониторинга и планирования ПУ путем обучения. Распространить использование специализированного ПО
Государственные гражданские служащие не готовы брать ответственность за результат
Материальное и нематериальное воздействие
Различия на сегодняшний день существенные, но надо учесть масштаб страны и задаться вопросом, а можно ли целиком взять и внедрить принципы проектного управления бизнес-организации в государственную структуру. Президент на протяжении последнего десятилетия периодически говорит о том, что необходимо внедрять проектное управление на всех уровнях. [4] Также в 2022 году на заседании Правительства он отметил, что необходимо минимизировать бюрократические процессы и перестроить систему управления в стране. ПУ может стать одним из компонентов минимизации бюрократических процессов.
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] / — М., 2018 — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.2021 N 987 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288» [Электронный ресурс] / — М., 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/551 (дата обращения: 28.01.2023)
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2021 года N437 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года N 121 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Башкортостан» [Электронный ресурс] / — Уфа, 2021. — Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/activity/549/ (дата обращения: 28.01.2023)
- Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) седьмое издание // Project Management Institute, Inc., Pennsylvania, 2021. — 370 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, орган, государственный уровень, исполнительная власть, конечный результат, проектный офис, решение проблем, руководитель проекта.
Ключевые слова
проектное управление, государственная власть, проектная деятельность, проектный офис
Похожие статьи
Основы проектного управления в Российской Федерации
Очевидным положительным эффектом от внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти является достижение поставленных целей и минимизация рисков, а также структурирование деятельности и бюджетный эффект.
Организация проектного управления в органах.
Леонов, А. В. Организация проектного управления в органах государственной власти / А. В
В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов
Внедрение проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти является
Органы государственного управления осуществляют проектное управление не так, как это.
Возможности и ограничения применения гибкого управления.
Классическое проектное управление в государственном управлении множества стран
Проект, к сожалению, был неудачным, что и стало причиной развития гибкого проектного
— обучение сотрудников органов власти области основам бережливого управления; — внедрение инструментов бережливого управления в деятельность органов власти области
Проектный подход в системе государственного.
Дано определение «проектного управления» и «управления проектами».
Ключевые слова: проектный подход, управление проектами, органы государственной
Проектный подход в органах государственной и муниципальной власти в настоящее время является актуальной и многогранной.
В данном случае «Проектное управление» = «Проектная деятельность».
Модель проектного управления для решения региональных.
В настоящее время система проектного управления в органах государственной власти находится на этапе становления. Оно является необходимым условием формирования эффективной системы управления в органах государственной власти.
Внедрение проектного управления в органах исполнительной.
Рис. 1. Структура органов проектного управления.
Применение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах
В структуру организационной модели проектного управления региона включены
Федеральный проектный офис также выделил топ-лист лидеров, внедряющих проектное управление в.
Организация проектного подхода в органах местного.
С 2017 года у федеральных органов власти и регионов появился рейтинг эффективности
В качестве одного из кейсов по организации проектного управления в органах местного
[4], организация проектного управления часто может восприниматься как необходимое условие для
− уровень вовлеченности руководителя в деятельность по организации проектного.
Роль проектного управления в реализации приоритетных.
Современные тенденции в управлении проектами характеризуются активным сотрудничеством государственных структур и бизнеса в области проектного управления. А также отмечается внедрение методологии проектного подхода в органы государственного управления.
Инструменты проектного управления в государственном секторе
Развитие инструментария проектного управления в органах государственной
К традиционным методам проектного управления в государственном секторе относятся [3]
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что в рамках проектного управления в
проектное управление, государственный сектор, инструменты управления проектами.
Источник: moluch.ru