Административное давление на бизнес что это такое

Степень административного давления на бизнес является показателем, который учитывается для каждого региона России при составлении рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. И чем сильнее давление, тем ниже место в общенациональном рейтинге — он составляется каждый год Агентством стратегических инициатив. Главой наблюдательного совета при этом является президент России Владимир Путин.

Нет дыма без огня

Административное давление на бизнес — это понуждение лицами, обладающими властными полномочиями (органами государственной власти, местного самоуправления и/или их должностными лицами), субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) совершать действия, не предусмотренные законом. Нередко к субъектам МСП предъявляются избыточные, необоснованные, дублирующие требования. В иных случаях органы госвласти и местного самоуправления и/или их должностные лица препятствуют субъектам МСП осуществлять законную предпринимательскую деятельность, создают так называемые административные барьеры. При этом нередко могут использоваться полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Минниханов рассказал, как в Татарстане снижают административное давление на бизнес

Хрестоматийным примером административного давления являются проверки и все, что с ними связано: запрашивание необязательных документов, требование предоставить информацию, не имеющую отношения к делу, понуждение к оформлению ненужных разрешений, согласований, заключению договоров и т. п.

По информации прокуратуры Амурской области, которая в соответствии с законом в обязательном порядке согласовывает (или не согласовывает, если не видит обоснований) проверки, в результате работы по ослаблению административного давления на бизнес общее количество плановых и внеплановых проверочных мероприятий органов контроля в отношении бизнеса планомерно снижается.

При этом у контрольных органов существует предусмотренная законом лазейка — вместо проверок, которые не могут быть проведены без согласования прокуратуры, контролеры сначала проводят так называемые рейдовые мероприятия, как правило, в форме осмотра, в ходе которого могут быть обнаружены признаки нарушений, дающие право обращаться за согласованием внеплановой проверки.

Откуда информация?

Уникальность метода оценки административного давления состоит в получении исходной информации от самих предпринимателей с помощью опроса случайно отобранных бизнесменов, которые к тому же каждый год меняются. Затем результаты опроса представляются в виде обезличенных данных. Поэтому «приукрасить» ситуацию, подготовив «своих» респондентов, практически невозможно, даже если бы региональные власти этого очень захотели.

Говоря об административном давлении, мы имеем в виду прежде всего малый бизнес, ведь средний и крупный давно научились решать свои вопросы самостоятельно.

Каковы причины

В соответствии с трехуровневой системой построения органов власти и местного самоуправления административное давление на бизнес может осуществляться на муниципальном, региональном или федеральном уровнях.

Власти снизят административное давление на бизнес — Путин

Причины давления можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести несовершенство законодательства (устаревшие или противоречащие нормы, пробелы), его быстрое изменение. К субъективным — некомпетентность и ошибки должностных лиц, формализм в их работе, недобросовестность, коррупционные устремления, личную неприязнь.

Как искоренить административное давление

Как часто бывает, основа решения проблемы кроется в умах участников процесса, прежде всего — государственных и муниципальных служащих. Они являются носителями мировоззрения, суть которого, по меткому выражению премьера Дмитрия Медведева, состоит в том, чтобы «кошмарить бизнес».

Читайте также:  Пониженные тарифы для малого бизнеса до какого числа

Такие чиновники, забывающие о своем предназначении — обеспечить наилучшее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в целях устойчивого развития своих территорий, в том числе развития предпринимательской деятельности, становятся тормозом этого развития.

В России уже несколько лет под руководством федерального правительства осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Ее главная идея — от карательно-палочной системы контроля и надзора за бизнесом перейти к профилактике возможных нарушений на основе риск-ориентированного подхода.

Например, Роспотребнадзор разделил объекты контроля на 5 групп по степени опасности для населения. Если на объекты самой опасной, 1-й группы обязательно наведываться с проверкой не менее одного раза в год, то на объекты самой безопасной, 5-й группы можно вообще не приходить. Так обеспечивается безопасность населения, оптимизируется расход бесценных ресурсов времени и финансов, а бизнес не испытывает ненужного навязчивого внимания. При этом в основу контрольно-надзорных мероприятий положена идея сервисного подхода государства и его органов к бизнесу. На наш взгляд, именно это нововведение с наибольшим трудом претворяется в жизнь.

Тем не менее, уже второй год все территориальные органы государственной власти, осуществляющие контроль и надзор за различными сферами экономической деятельности, ежеквартально проводят открытое общественное обсуждение правоприменительной практики в своих отраслях. Такая форма прямого обмена информацией между госорганами и предпринимателями является достаточно эффективной.

Сегодня настала очередь муниципалитетов перестроить контроль в рамках своей компетенции, обеспечив бизнесу оптимальные условия для ведения предпринимательской деятельности, а гражданам — возможность пользоваться плодами созидательного труда бизнесменов. Именно для этого в Амурской области приступили к внедрению рейтинга инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Активное участие предпринимателей в этой работе поможет сделать каждое село, каждый поселок, район, город Амурской области наиболее удобными для ведения бизнеса.

Административное давление и поддержка бизнеса: доклад бизнес-омбудсмена президенту

Частично ежегодный доклад президенту был представлен на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей — бизнес-омбудсмен Борис Титов представил Индекс административного давление и раздел «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году».

Про Индекс административного давления

Индекс административного давления составляется ежегодно в течение уже почти 5 лет. В нём анализируются данные по 9 ведомствам, которые проводят наибольшее количество проверок — ФНС, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор и МЧС.

В итоге выводится рейтинг регионов по 3 показателям:

  • доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов;
  • доля предупреждений в общем числе санкций;
  • доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.

В 2023 году топ регионов с наименьшим административным давлением выглядит следующим образом:

  1. Смоленская область.
  2. Республика Татарстан.
  3. Удмуртская Республика.
  4. Воронежская область.
  5. Республика Чувашия.
  6. Республика Крым.
  7. Вологодская область.
  8. Республика Дагестан.
  9. Костромская область.
  10. Республика Марий-Эл.

В общем и целом за всё время существования Индекса топ-10 выглядит так:

  1. Удмуртская Республика.
  2. Ульяновская область.
  3. Республика Адыгея.
  4. Вологодская область.
  5. Республика Татарстан.
  6. Смоленская область.
  7. Республика Карелия.
  8. Челябинская область.
  9. Республика Калмыкия.
  10. Кемеровская область.

За 2023 года некоторые регионы показали значительные послабления, например, Санкт-Петербург поднялся на 59 мест — с 70-го на 11-ое.

Читайте также:  Основные цели и функции бизнеса

Про количество проверок

Как отметил уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов , качество контрольно-надзорной деятельности в стране за год изменилось в лучшую сторону, хотя проблемы по закону о госконтроле ещё сохраняются.

«Уровень административного давления на бизнес за год снизился. Количество проверок очень значительно сократилось, на 70%. 292 тыс. против 976 тыс. годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022 год — всего 325 тысяч», — сказал Борис Титов.

Благодаря действию нового закона о госконтроле, число мероприятий, которые не нужно согласовывать с органами прокуратуры, сведено к минимуму. Напомним, что плановые и неплановые проверки требуют согласования, однако некоторые ведомства обходят ограничения, проводя профилактические визиты и другие виды контрольно-надзорных мероприятий, которые фактически заменяют проверки. Об этом Борис Титов говорил ещё в прошлом году.

«Последовательно продлеваемый в 2022-23 годы мораторий на проверки распространён и на другие контрольно-надзорные мероприятия. С принятием постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.22 снизилась и проблема подмены проверок административными расследованиями (установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольно-надзорного мероприятия)», — сказал Борис Титов.

Про штрафы

Общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году увеличился почти на 24 млрд. и составил почти 54 млрд. рублей. В т.ч. значительно, с 2 до 38 млрд. рублей, вырос объём штрафов по трём ст. КоАП РФ:

  • ст. 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»;
  • ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу»;
  • ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения».

Штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились на 12 млрд руб.

«Исследуемые контрольно-надзорные органы стали больше использовать предупреждения. За год доля предупреждений в числе всех форм реакций по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49% до 41,7%. Растёт и доля профилактических мероприятий. Сейчас она составляет 68,4%, год назад было 43,85%», — сказал Борис Титов.

Вне рамок контрольно-надзорной деятельности предприниматели отметили рост административной нагрузки.

«Тут работают три фактора: усиление налогового контроля; подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами (возбуждение уголовных дел следствием); а также расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга», — сказал Борис Титов.

Про проблемы бизнеса

Также на конференции Борис Титов представил доклад «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году». В нём содержатся предложения по улучшению делового климата, в частности:

  • закрепление в законах признаков «дробления бизнеса»: что такое незаконная налоговая экономия, контролирующее все субъекты схемы лица и др.;
  • решение о доначислении и взыскании налогов должно вступать в силу после истечения 3 месяцев после решения апелляционной инстанции налогового органа (и только тогда возможно применение мер принудительного взыскания);
  • упрощение порядка работы с ЕНС и отмена заявительного порядка для идентификации платежа, установление нескольких дат для сдачи отчетности (иначе создается пиковая нагрузка на администрирование для компаний);
  • принятие нормативно-правовой базы для проведения крипторасчетов с зарубежными контрагентами;
  • временная поддержка занятости на предприятиях приграничных территорий;
  • введение кешбэка на приобретение отечественных устройств с российскими операционными системами, а также продукции российской легкой промышленности;
  • упрощение доступа МСП к гособоронзаказу, а также исключение необоснованного привлечения исполнителей гособоронзаказа к уголовной ответственности;
  • введение сертификатов на продукты питания местных производителей для малообеспеченных граждан и др.
Читайте также:  Как открыть свой бизнес по разработке сайтов

Оригинал статьи на нашем сайте .

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru .

Источник: dzen.ru

Почти треть субъектов малого бизнеса в муниципалитетах жалуется на административное давление

почти треть субъектов малого бизнеса в муниципалитетах жалуется на административное давление

«Опора России» рассказала, какие проблемы испытывают предприниматели.

До трети субъектов малого бизнеса в муниципалитетах жалуется на административное давление. Примерно такая же доля предпринимателей заявляет о необходимости защиты их прав. К такому выводу пришли эксперты амурского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которое реализует проект «Защити свои права» при поддержке Фонда президентских грантов и правительства Амурской области.

— Классическим видом административного давления являются проверки субъектов малого бизнеса контрольно-надзорными органами, если они проводятся с нарушением закона, — заявил председатель амурской «Опоры России» Борис Белобородов. — Органы прокуратуры, надзирающие за соблюдением законов, ведут специальный реестр плановых проверок, рассматривают заявления проверяющих органов о проведении внеплановых проверок, изучая обоснованность каждой из них. Значительная доля проверок (до одной трети от заявленных) не согласовывается прокуратурой по различным причинам.

К наиболее часто встречающимся нарушениям при проверках можно отнести несообщение проверяющим органом проверяемому о факте планируемой проверки, выход проверяющими за рамки проверки, проведение проверочных мероприятий под видом рейдов, осмотров и даже консультаций.

При этом давление со стороны муниципальных органов предприниматели испытывают в меньшей степени, чем со стороны государственных органов.

Само понятие «административное давление» зачастую понимается малым бизнесом расширительно: сюда относят и увеличение нагрузки по налогу на имущество физических лиц, который рассчитывается с учетом кадастровой стоимости объекта, и необходимость нести больше затрат в связи с приобретением контрольно-кассовой техники, работающей в онлайн-режиме, и прекращение применения ЕНВД для розничной торговли маркированными товарами, и высокие цены на электроэнергию, и низкий платежеспособный спрос населения.

Особняком стоит такое явление, как формальные проверки. Предприниматели утверждают, что проверяющим проще прийти в легально работающий бизнес и попытаться найти нарушения там, нежели бороться с нелегальным бизнесом. «Проверяют тех, кого видно, а к нелегалам даже подойти боятся», — жалуются в муниципалитетах.

— Мы надеемся, что результатом реализации проекта «Защити свои права» будет большее понимание причин нарушения прав предпринимателей, выработка рекомендаций органам власти и местного самоуправления по правильному выстраиванию взаимоотношений бизнеса и власти на основе принципов законности. Не будем забывать, что именно малый бизнес в значительной степени дает работу жителям сел, поселков, городов и районов, платит налоги в местный и региональный бюджеты. Если не защищать должным образом законные права и интересы предпринимателей, их нарушение неминуемо отразится на экономике муниципалитета, и общественным интересам в целом может быть нанесен значительный урон, — считает Борис Белобородов.

Источник: asn24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин