Степень административного давления на бизнес является показателем, который учитывается для каждого региона России при составлении рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. И чем сильнее давление, тем ниже место в общенациональном рейтинге — он составляется каждый год Агентством стратегических инициатив. Главой наблюдательного совета при этом является президент России Владимир Путин.
Нет дыма без огня
Административное давление на бизнес — это понуждение лицами, обладающими властными полномочиями (органами государственной власти, местного самоуправления и/или их должностными лицами), субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) совершать действия, не предусмотренные законом. Нередко к субъектам МСП предъявляются избыточные, необоснованные, дублирующие требования. В иных случаях органы госвласти и местного самоуправления и/или их должностные лица препятствуют субъектам МСП осуществлять законную предпринимательскую деятельность, создают так называемые административные барьеры. При этом нередко могут использоваться полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами.
Минниханов рассказал, как в Татарстане снижают административное давление на бизнес
Хрестоматийным примером административного давления являются проверки и все, что с ними связано: запрашивание необязательных документов, требование предоставить информацию, не имеющую отношения к делу, понуждение к оформлению ненужных разрешений, согласований, заключению договоров и т. п.
По информации прокуратуры Амурской области, которая в соответствии с законом в обязательном порядке согласовывает (или не согласовывает, если не видит обоснований) проверки, в результате работы по ослаблению административного давления на бизнес общее количество плановых и внеплановых проверочных мероприятий органов контроля в отношении бизнеса планомерно снижается.
При этом у контрольных органов существует предусмотренная законом лазейка — вместо проверок, которые не могут быть проведены без согласования прокуратуры, контролеры сначала проводят так называемые рейдовые мероприятия, как правило, в форме осмотра, в ходе которого могут быть обнаружены признаки нарушений, дающие право обращаться за согласованием внеплановой проверки.
Откуда информация?
Уникальность метода оценки административного давления состоит в получении исходной информации от самих предпринимателей с помощью опроса случайно отобранных бизнесменов, которые к тому же каждый год меняются. Затем результаты опроса представляются в виде обезличенных данных. Поэтому «приукрасить» ситуацию, подготовив «своих» респондентов, практически невозможно, даже если бы региональные власти этого очень захотели.
Говоря об административном давлении, мы имеем в виду прежде всего малый бизнес, ведь средний и крупный давно научились решать свои вопросы самостоятельно.
Каковы причины
В соответствии с трехуровневой системой построения органов власти и местного самоуправления административное давление на бизнес может осуществляться на муниципальном, региональном или федеральном уровнях.
Власти снизят административное давление на бизнес — Путин
Причины давления можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести несовершенство законодательства (устаревшие или противоречащие нормы, пробелы), его быстрое изменение. К субъективным — некомпетентность и ошибки должностных лиц, формализм в их работе, недобросовестность, коррупционные устремления, личную неприязнь.
Как искоренить административное давление
Как часто бывает, основа решения проблемы кроется в умах участников процесса, прежде всего — государственных и муниципальных служащих. Они являются носителями мировоззрения, суть которого, по меткому выражению премьера Дмитрия Медведева, состоит в том, чтобы «кошмарить бизнес».
Такие чиновники, забывающие о своем предназначении — обеспечить наилучшее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления в целях устойчивого развития своих территорий, в том числе развития предпринимательской деятельности, становятся тормозом этого развития.
В России уже несколько лет под руководством федерального правительства осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Ее главная идея — от карательно-палочной системы контроля и надзора за бизнесом перейти к профилактике возможных нарушений на основе риск-ориентированного подхода.
Например, Роспотребнадзор разделил объекты контроля на 5 групп по степени опасности для населения. Если на объекты самой опасной, 1-й группы обязательно наведываться с проверкой не менее одного раза в год, то на объекты самой безопасной, 5-й группы можно вообще не приходить. Так обеспечивается безопасность населения, оптимизируется расход бесценных ресурсов времени и финансов, а бизнес не испытывает ненужного навязчивого внимания. При этом в основу контрольно-надзорных мероприятий положена идея сервисного подхода государства и его органов к бизнесу. На наш взгляд, именно это нововведение с наибольшим трудом претворяется в жизнь.
Тем не менее, уже второй год все территориальные органы государственной власти, осуществляющие контроль и надзор за различными сферами экономической деятельности, ежеквартально проводят открытое общественное обсуждение правоприменительной практики в своих отраслях. Такая форма прямого обмена информацией между госорганами и предпринимателями является достаточно эффективной.
Сегодня настала очередь муниципалитетов перестроить контроль в рамках своей компетенции, обеспечив бизнесу оптимальные условия для ведения предпринимательской деятельности, а гражданам — возможность пользоваться плодами созидательного труда бизнесменов. Именно для этого в Амурской области приступили к внедрению рейтинга инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Активное участие предпринимателей в этой работе поможет сделать каждое село, каждый поселок, район, город Амурской области наиболее удобными для ведения бизнеса.
Административное давление и поддержка бизнеса: доклад бизнес-омбудсмена президенту
Частично ежегодный доклад президенту был представлен на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей — бизнес-омбудсмен Борис Титов представил Индекс административного давление и раздел «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году».
Про Индекс административного давления
Индекс административного давления составляется ежегодно в течение уже почти 5 лет. В нём анализируются данные по 9 ведомствам, которые проводят наибольшее количество проверок — ФНС, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор и МЧС.
В итоге выводится рейтинг регионов по 3 показателям:
- доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов;
- доля предупреждений в общем числе санкций;
- доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.
В 2023 году топ регионов с наименьшим административным давлением выглядит следующим образом:
- Смоленская область.
- Республика Татарстан.
- Удмуртская Республика.
- Воронежская область.
- Республика Чувашия.
- Республика Крым.
- Вологодская область.
- Республика Дагестан.
- Костромская область.
- Республика Марий-Эл.
В общем и целом за всё время существования Индекса топ-10 выглядит так:
- Удмуртская Республика.
- Ульяновская область.
- Республика Адыгея.
- Вологодская область.
- Республика Татарстан.
- Смоленская область.
- Республика Карелия.
- Челябинская область.
- Республика Калмыкия.
- Кемеровская область.
За 2023 года некоторые регионы показали значительные послабления, например, Санкт-Петербург поднялся на 59 мест — с 70-го на 11-ое.
Про количество проверок
Как отметил уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов , качество контрольно-надзорной деятельности в стране за год изменилось в лучшую сторону, хотя проблемы по закону о госконтроле ещё сохраняются.
«Уровень административного давления на бизнес за год снизился. Количество проверок очень значительно сократилось, на 70%. 292 тыс. против 976 тыс. годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022 год — всего 325 тысяч», — сказал Борис Титов.
Благодаря действию нового закона о госконтроле, число мероприятий, которые не нужно согласовывать с органами прокуратуры, сведено к минимуму. Напомним, что плановые и неплановые проверки требуют согласования, однако некоторые ведомства обходят ограничения, проводя профилактические визиты и другие виды контрольно-надзорных мероприятий, которые фактически заменяют проверки. Об этом Борис Титов говорил ещё в прошлом году.
«Последовательно продлеваемый в 2022-23 годы мораторий на проверки распространён и на другие контрольно-надзорные мероприятия. С принятием постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.22 снизилась и проблема подмены проверок административными расследованиями (установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольно-надзорного мероприятия)», — сказал Борис Титов.
Про штрафы
Общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году увеличился почти на 24 млрд. и составил почти 54 млрд. рублей. В т.ч. значительно, с 2 до 38 млрд. рублей, вырос объём штрафов по трём ст. КоАП РФ:
- ст. 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»;
- ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу»;
- ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения».
Штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились на 12 млрд руб.
«Исследуемые контрольно-надзорные органы стали больше использовать предупреждения. За год доля предупреждений в числе всех форм реакций по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49% до 41,7%. Растёт и доля профилактических мероприятий. Сейчас она составляет 68,4%, год назад было 43,85%», — сказал Борис Титов.
Вне рамок контрольно-надзорной деятельности предприниматели отметили рост административной нагрузки.
«Тут работают три фактора: усиление налогового контроля; подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами (возбуждение уголовных дел следствием); а также расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга», — сказал Борис Титов.
Про проблемы бизнеса
Также на конференции Борис Титов представил доклад «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году». В нём содержатся предложения по улучшению делового климата, в частности:
- закрепление в законах признаков «дробления бизнеса»: что такое незаконная налоговая экономия, контролирующее все субъекты схемы лица и др.;
- решение о доначислении и взыскании налогов должно вступать в силу после истечения 3 месяцев после решения апелляционной инстанции налогового органа (и только тогда возможно применение мер принудительного взыскания);
- упрощение порядка работы с ЕНС и отмена заявительного порядка для идентификации платежа, установление нескольких дат для сдачи отчетности (иначе создается пиковая нагрузка на администрирование для компаний);
- принятие нормативно-правовой базы для проведения крипторасчетов с зарубежными контрагентами;
- временная поддержка занятости на предприятиях приграничных территорий;
- введение кешбэка на приобретение отечественных устройств с российскими операционными системами, а также продукции российской легкой промышленности;
- упрощение доступа МСП к гособоронзаказу, а также исключение необоснованного привлечения исполнителей гособоронзаказа к уголовной ответственности;
- введение сертификатов на продукты питания местных производителей для малообеспеченных граждан и др.
Оригинал статьи на нашем сайте .
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru .
Источник: dzen.ru
Почти треть субъектов малого бизнеса в муниципалитетах жалуется на административное давление
«Опора России» рассказала, какие проблемы испытывают предприниматели.
До трети субъектов малого бизнеса в муниципалитетах жалуется на административное давление. Примерно такая же доля предпринимателей заявляет о необходимости защиты их прав. К такому выводу пришли эксперты амурского регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которое реализует проект «Защити свои права» при поддержке Фонда президентских грантов и правительства Амурской области.
— Классическим видом административного давления являются проверки субъектов малого бизнеса контрольно-надзорными органами, если они проводятся с нарушением закона, — заявил председатель амурской «Опоры России» Борис Белобородов. — Органы прокуратуры, надзирающие за соблюдением законов, ведут специальный реестр плановых проверок, рассматривают заявления проверяющих органов о проведении внеплановых проверок, изучая обоснованность каждой из них. Значительная доля проверок (до одной трети от заявленных) не согласовывается прокуратурой по различным причинам.
К наиболее часто встречающимся нарушениям при проверках можно отнести несообщение проверяющим органом проверяемому о факте планируемой проверки, выход проверяющими за рамки проверки, проведение проверочных мероприятий под видом рейдов, осмотров и даже консультаций.
При этом давление со стороны муниципальных органов предприниматели испытывают в меньшей степени, чем со стороны государственных органов.
Само понятие «административное давление» зачастую понимается малым бизнесом расширительно: сюда относят и увеличение нагрузки по налогу на имущество физических лиц, который рассчитывается с учетом кадастровой стоимости объекта, и необходимость нести больше затрат в связи с приобретением контрольно-кассовой техники, работающей в онлайн-режиме, и прекращение применения ЕНВД для розничной торговли маркированными товарами, и высокие цены на электроэнергию, и низкий платежеспособный спрос населения.
Особняком стоит такое явление, как формальные проверки. Предприниматели утверждают, что проверяющим проще прийти в легально работающий бизнес и попытаться найти нарушения там, нежели бороться с нелегальным бизнесом. «Проверяют тех, кого видно, а к нелегалам даже подойти боятся», — жалуются в муниципалитетах.
— Мы надеемся, что результатом реализации проекта «Защити свои права» будет большее понимание причин нарушения прав предпринимателей, выработка рекомендаций органам власти и местного самоуправления по правильному выстраиванию взаимоотношений бизнеса и власти на основе принципов законности. Не будем забывать, что именно малый бизнес в значительной степени дает работу жителям сел, поселков, городов и районов, платит налоги в местный и региональный бюджеты. Если не защищать должным образом законные права и интересы предпринимателей, их нарушение неминуемо отразится на экономике муниципалитета, и общественным интересам в целом может быть нанесен значительный урон, — считает Борис Белобородов.
Источник: asn24.ru