Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.
Экономические рычаги, используемые государством для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
8.4 Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:
· естественны государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
· охрана окружающей среды и использование ресурсов;
· сертификация, стандартизация, метрология;
· социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).
Административно — правовые методы — способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция — обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения (централизованное распределение материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткая регламентация деятельности).
Основные средства административного воздействия на экономику — законотворчество, прямое государственное финансирование, государственное предпринимательство, реализация государственных целевых программ, лицензирование и квотирование.
Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:
1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);
2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на каждом конкретном этапе;
Способы государственного регулирования экономики.
3) юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может повлечь не только административную или дисциплинарную ответственность, но даже уголовную.
Исходя из подзаконного характера организационно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, эффективное применение административного метода достигается лишь путем соблюдения принципа законности в государственном управлении. Это означает, что наиболее важные государственно-управленческие отношения должны быть урегулированы законами.
Основными инструментами административного регулирования являются: лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т.д.
Лицензии — это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как потребителей товаров и услуг. Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, имеющих разрешительный (лицензионный) статус.
Квоты — определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т п товаров и услуг Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, с стабилизации цен на внутреннем рынке.
Санкции — это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручки от незаконной деятельности.
Норма — это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической деятельности. Норматив — поэлементная составляющая нормы, характеризующая количество произведенных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема). С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирования в сферах производства, труда социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
Стандарты — это единые нормы по типам, маркам, параметрами, размерами и качеством изделий, а также величинам измерений, методам испытания и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции, технологии производства Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и т др., имеющие перспективу многократного использования и применения в различных отраслях хозяйства, а также в международных экономических отношениях. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.
Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. Когда речь идет об административном регулировании, подразумевается, что для предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов, государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) является обязательными.
Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования Целью такого регулирования является предотвращение разрушительного воздействия свободного ценообразования на экономику Государство осуществляет административный и влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применения предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, замораживание цен на определенный период, введение механизмов декларирования изменений цен и т. д.
Антимонопольные меры являются реакцией на активизацию процесса формирования монополий и проявления совокупных негативных явлений от этого процесса. К ним относятся: контроль за долей рынка, контроль за слиянием компаний в ней, контроль за объединением людей, контроль за монопольными ценами, оценка методов конкуренции на рынке.
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 3867 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.
Административное регулирование — это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация — это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать у жизни законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание госадминистрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.
В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования.
Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.
Административное регулирование целесообразное в случае прямого государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.
Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.
Регулирование экономики административными средствами эффективное и тогда, если направленное на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.
При условиях переходного периода от административно-командной системы к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального воспроизведения.
Уменьшить продолжительность этого периода, в котором, в частности, оказалась Украина, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.
Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночные. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование — это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.
Государство вмешивается в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условий. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.
В условиях формирования рыночного отношения, экономической свободы нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономически — и социального развития. Ответственность за это положенная на представителей Президента и государственные администрации всех уровней — области, административного района.
Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального административного регулирования сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов.
Механизм административного реформирования внешнеэкономической политики — это воплощения у жизни административными государственными органами мероприятий из формирования внешнеэкономических связей.
В цивилизованных странах регулируют стихию рынка прежде всего через планирование и прогнозирование экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство есть принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы.
К административным методам регулирования экономики относятся:
1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
4) контроль (над доходами, ценами и пр.).
Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа, государственной власти.
Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.
Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды «Боржоми», мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
2.2 Система административных методов
Осуществляя государственное регулирование малого бизнеса, государство применяет административные методы, которые обладают следующими особенностями: базируются на силе и авторитете государственной власти; не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов. Административные методы включают в себя систему инструментов: — запреты (законодательные акты, нормы и нормативы, указы и распоряжения, направленные на прекращение или ограничение какой либо деятельности); — разрешения (права, предоставляемые государством на осуществление той или иной деятельности, а также выдача документов, удостоверяющих это право)- к ним относятся лицензии, сертификаты, стандарты; — принуждения (вменение в обязанности юридическим и физическим лицам выполнение определенных функций на осуществление какой-либо деятельности) –государственная регистрация.
В малом бизнесе действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства). А в июне 1995 г. был принят Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства.
В ней определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др. Также для регулирования деятельности малого предпринимательства действует ряд основных федеральных законов (от 8 августа 2001 г.): «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134 – ФЗ; «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ; «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». Главная цель Закона – устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее.
В законе в значительной степени пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок. В законе предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.
О значении данного Закона можно судить по тому, что в стране действуют около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющие отношение к малому бизнесу. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования.
Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур. Наконец, федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации. Срок регистрации ограничен пятью днями.
Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Еще одним из важных механизмов регулирования малого бизнеса является лицензирование малых предприятий. В соответствии со ст.
49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия – официальный документ, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течении установленного срока, а также определяет условия его осуществления 14 . В последнее время по отношению лицензирования наметились положительные сдвиги.
Так, Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что выдача лицензий осуществляется на срок не менее пяти лет с возможностью продления; за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается единый сбор в размере 300 рублей, а за само предоставление лицензии – 1тысяча рублей. Но в то же время сейчас действует практика введения лицензионными органами излишне жестких условий и требований для предпринимателей (предоставление сведений о своей технической базе, производственных, торговых и складских площадях, справок о прохождении работниками обучения безопасному ведению работ, копий договоров и финансовых отчетов за несколько лет). Такая практика превратила лицензирование в фактор торможения развития малого предпринимательства, способствовала неоправданному разрастанию на местах бюрократического аппарата, создала потенциальные условия для коррупции, а также причинила предпринимателям прямой материальный ущерб 15 . Государственная регистрация малых предприятий тоже является одним из методов государственного регулирования. В настоящее время данная процедура достаточно упрощена, что дает позитивные позиции для входа на рынок малым предприятиям. Кроме всех этих методов государство также на местном уровне регулирует малые предприятия методами деловой активности, направленными на благоустройство городов (проведение субботников, украшение своей территории и вывешивание баннеров в праздничные дни и тд.).
24.08.2019 404.82 Кб 24 Горохов. ТП. Чему не учат студентов.rtf
24.08.2019 1.51 Mб 0 Гос регулирование бизнеса.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net