Аффилированность — возможность влиять на финансово-хозяйственную деятельность компании или предпринимателя.
Аффилированное лицо — это физическое или юридическое лицо, которое может влиять на управленческие решения других ИП или организаций.
Чаще всего об аффилированности говорят в новостях об экономических преступлениях. Однако само по себе понятие «аффилированное лицо» не является преступным или противозаконным. Оно всего лишь означает, что компания или бизнесмен способны повлиять на решения другой компании или бизнесмена. По-другому аффилированные лица называют контролирующими.
Контролирующие и зависимые компании имеют право вместе работать и координировать свои стратегии. Они должны не выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства. Если эти правила нарушаются, тогда речь идёт о правонарушении.
Примеры употребления на «Секрете»
«Если действительно создаваемая Burda структура оформлена на главного бухгалтера и её учредителем является бывший сотрудник российского представительства Burda, то это попадает под действие закона в плане косвенной аффилированности. Когда закон вступит в силу, мы будем это проверять».
Кто такие аффилированные лица?
(Экс-глава Роскомнадзора Александр Жаров— об изменении структуры владения издательским домом Burda.)
Нюансы
Взаимозависимые компании могут подписывать договоры на условиях, которые они бы не предложили независимым фирмам. Из-за этого одни компании могут оказаться в невыгодных условиях, а доход других существенно вырасти. Поэтому аффилированность контрагентов — повод для налоговой более тщательно контролировать заключаемые сделки.
Налоговая инспекция считает взаимозависимыми предпринимателей и компании, которые владеют более 25% уставного капитала или долей другой фирмы. Или же имеют полномочия по назначению руководителей, подчиняются по должности или являются близкими родственниками.
Этот список открытый. Если налоговая докажет в суде, что два бизнесмена-приятеля договорились о совместном ведении бизнеса, их признают аффилированными.
Факт
Когда одной из сторон сделки является аффилированное или зависимое лицо, контрагенты должны об этом знать.
Если компания размещает свои акции на бирже, она обязана предоставлять список аффилированных лиц в ЦБ и организатору биржевых торгов.
Источник: secretmag.ru
Что такое аффилированность и как этого избежать
Вы в блоге Сальдо Фаворит — мы разбираем налоговые решения и методы взаимодействия с ФНС. Здесь мы рассказываем про наш опыт, делимся новостями и разбираем проблемы, которые часто возникают при работе с налогами.
13 679 просмотров
Аффилированное или взаимозависимое лицо — это гражданин или компания, которые могут влиять на финансово-хозяйственную деятельность организации или частного предпринимателя. Такая зависимость позволяет создавать схемы снижения базы или ухода от уплаты налогов полностью.
Значение слова аффилированное лицо. Что такое аффилированное лицо.
Признаки аффилированных лиц
Для целей осуществления налогового контроля взаимозависимыми считают лиц, перечисленных в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. К ним относят:
- Предприятия, владеющие более 25% уставного капитала другой фирмы;
- Граждан, имеющих более 25% долей в уставном капитале организации;
- Группу компаний, если одно лицо имеет более 25% долей в каждой из них;
- Физических и юридических лиц, имеющих полномочия по назначению руководителей или избранию членов совета директоров;
- Граждан, подчиняющихся другому физическому лицу по должности;
- Близких родственников – супруг/супруга, мать/отец, дети, братья/сестры.
Перечень взаимозависимых лиц остается открытым и по решению суда аффилированными могут быть признаны лица, не указанные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Например, формально 2 человека не связаны, но находятся в приятельских отношениях и договариваются о совместном ведении бизнеса. Если налоговая инспекция сможет доказать это в суде, то их признают взаимозависимыми.
Чем опасна взаимозависимость для бизнеса
Для ФНС аффилированность контрагентов служит поводом для проведения более тщательной проверки и установления контроля над заключенными сделками. Это происходит из-за того, что взаимозависимые лица могут подписывать договоры на условиях, которые они бы не предложили независимым фирмам. Из-за невыгодных условий занижается доход одних компаний, и увеличивается расход других предприятий.
Поэтому, при установлении зависимости налоговая инспекция вправе:
- Контролировать стоимость поставки по специальным правилам НК РФ и при отклонении от рыночной цены проводит перерасчет;
- Доказать получение необоснованной выгоды фирмой через аффилированных лиц;
- Взыскивать задолженность по налоговым платежам компании со взаимозависимых юридических и физических лиц в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ;
- Исключить долг взаимозависимой фирмы из реестра требований при банкротстве организации.
Как избежать налоговых рисков?
Сама по себе аффилированность лиц не приводит к доначислению налогов. И, даже если компании являются зависимыми, это еще не значит, что владельцев привлекут к ответственности по обвинению в дроблении бизнеса с целью ухода от налогов.
Собственник предприятия должен будет доказать суду, что каждая фирма ведет обособленную деятельность и не влияет на взаимозависимые компании. Также придется обосновать, что каждое из предприятий создано для получения собственной прибыли, а не оптимизации налогов.
Чтобы меньше привлекать внимание со стороны налоговой, взаимозависимым лицам следует соблюдать простые правила:
- Не нанимать одних и тех же сотрудников по совместительству, особенно не доверять ведение бухучета одному бухгалтеру;
- Исключить использование одних и тех же основных средств – складских или офисных помещений, автотранспорта, компьютеров;
- Не допускать большого отклонения в стоимости сделок от рыночных цен;
- Своевременно оформлять документацию и оплачивать счета.
Источник: vc.ru
Что такое аффилированная компания — признаки аффилированности + физическое лицо
Распространенный термин «аффилиация» сегодня можно встретить в экономике, юриспруденции, образовании. Это понятие касается организаций и физических лиц. Рассмотрим специфику аффилиации, ее возможности, преимущества ограничения и нюансы с законодательной и экономической, управленческой точек зрения.
- Оглавление
- Понятие аффилированности
- Что означает слово аффилированность?
- Признаки аффилированности
- Юридический контекст аффилиации
- Аффилиация физических лиц
- Особенности ответственности аффилированных организаций
- Другие варианты аффилиации
- Итоги
Понятие аффилированности
Слово «аффилиация» вошло в российский социум одновременно с переходом к рыночной экономике. Латинское слово «filialis» означает «сыновний», относящийся к сыну. Известное слово «филиал», которое сегодня также широко употребляется в разных сферах, обозначает побочные компании и подразделения организаций, местное представительство.
Работа под эгидой одной организации делает несколько филиалов взаимосвязанными на организационном и юридическом уровне. Отсюда возникает термин «аффилированность», который используется в разных ситуациях. Но эти понятия различны, хотя происходят от одного семантического корня. Уточним значение центрального понятия, вынесенного в название статьи, чтобы увидеть эти различия.
Что означает слово аффилированность?
Официальное определение в юридическом словаре следующее:
Аффилированный бизнес – это субъекты экономики, связанные экономически и юридически. Так отмечается взаимозависимость разных компаний, особенно младших по отношению к старшим, более крупным и руководящим по статусу и масштабу деятельности. Дочерняя (в российском контексте, на латыни она же «сыновняя») компания вполне может вести самостоятельную хозяйственную деятельность, распределять финансы, но отчитывается перед головной организацией своими доходами, отвечает за использование бренда, франшизы, общих ресурсов. Вся стратегия производства и основной деятельности исходит от главной управляющей компании, вышестоящей и решающей все ключевые вопросы.
Часто аффилированные компании заинтересованы в совместной работе и реализуют интересы друг друга. Это сотрудничество помогает решить бизнес-задачи и достигать глобальных целей, победить в конкурентной борьбе. Также аффилиация – путь влияние одной фирмы на другую, что важно с точки зрения установления определенных позиций на рынке, стремления любого бизнеса к завоевания главенствующих позиций.
Признаки аффилированности
Наличие определенной аффилиации накладывает на носителя ряд обязательств. В основном это касается налоговой активности субъектов экономики, что прописано в Налоговом кодексе РФ. Основные рабочие статьи — 20 и 105. Здесь раскрывается понятие аффилированных предприятий. В тексте закона №948 кратко представлены основные признаки явления аффилированности.
Соответствие этому небольшому перечню дает основание привлечь юрлицо к ответственности в случае выявления нарушений в сфере финансовой отчетности. Контроль исполнения обязательств выполняется аудиторами и другими проверяющими инстанциями (налоговой инспекцией, Советом директоров головной компании).
Основные признаки аффилированности компаний следующие:
- Аффилированная организация получает право голоса в ходе принятия стратегических решений собранием ключевых акционеров.
- Аффилированная фирма владеет долей активов, процентом акций в составе уставного капитала дочерней компании. Владение капиталом даже частично позволяет оказывать существенное влияние на работу дочерних филиалов, накладывать ограничения на все действия и решения местного руководства, контролировать все бизнес-процессы.
- Руководитель аффилированной компании состоит в семейной связи с лидером сотрудничающей компании.
- Головная аффилированная компания имеет возможность наложить вето или затормозить, поменять распоряжения руководителя младшей компании.
Появление аффилированных фирм в экономическом ландшафте объясняется просто – крупным компаниям необходимо дробление. Эта мера дает возможность избежать крупных налоговых отчислений, снизить бремя налогов и отчетности, а также попросту уклониться от выплаты налогов методом официального сворачивания деятельности. По сути, аффилиация – вариант честного уклонения от уплаты налогов и выхода прибыли из-под контроля налоговых инстанций.
Ряд критериев выделяет аффилированное юрлицо. Основной параметр – это всегда единоличное управление компанией. Также это рассматриваемое юрлицо должно иметь правовые полномочия на руководство филиалом, исполняющей его поручения. Используется понятие: «группа аффилированных лиц отдельного юрлица» — здесь имеются ввиду субъекты, которые владеют или управляют более 50% акций, финансового капитала и основного фонда фирмы, ценных бумаг другого типа.
К этой категории относятся лица, избравшие настоящего руководства предприятия – Совет директоров, коллектив ключевых акционеров, исполнительный совет, орган наблюдения, попечительский комитет, дирекция или администрация всего предприятия. Важно, чтобы при этом список участников контрольного или наблюдательного органа состоял из одних и тех же людей. В состав наблюдательного списка входят члены дирекции и владельцы уставного фонда. Могут войти в эту категорию все, кто имел отношение к выборам исполнительного руководителя или в назначении членов контролирующего совета.
Юридический контекст аффилиации
Если обратиться к вопросу юридического контекста, аффилированные лица по 44 фз статья отвечают за свою деятельность в рамках установленного законом правового поля. Однако в российском законодательном мире понятие аффилиации не указано достаточно детально, как в европейской или североамериканской юридической системе. В России этот термин имеет официальное хождение, но прописан размыто и недостаточно определенно, в отличие от Запада. Обязательства аффилированных лиц и организаций представлены только в 44-ФЗ, который можно рассмотреть как основной источник информации по теме.
За рубежом термин имеет более точное и узконаправленное применение. Различия очевидны:
- в Европе аффилированая компания – это именно дочерняя, подчиненная структурно исходной, глобальной;
- в России этот термин трактуется двояко – по отношению как к дочерней, так и к головной фирме, которая как крупная корпорация может иметь влияние на деятельность подчиненных предпринимателей. Взаимная юридическая связанность прописана в статье 105 НК РФ.
Понятие аффилированости появилось в российской деловой лексике в 1992 году, будучи заимствованием из английского языка. В тот период рыночная экономика только делала первые шаги поле распада экономической структуры СССР, поэтому суть аффилиации была передана только теоретически, без наличия конкретных примеров. В основном хождение имели термины «дочернее предприятие», «филиал», «подразделение» или «бранч» (на английский манер).
Аффилиация физических лиц
Если мы снова обратимся к Налоговому кодексу РФ, то можем уточнить, кто является аффилированным (физическим) лицом для организации – юрлица. Таковым может служить:
- член управляющего органа фирмы, основатель, единоличный владелец;
- обладатель свыше 20% акций, паевого капитала фирмы или уставного фонда. Таким является как частное лицо, так и другая фирма;
- все члены управляющего комитета, коллектива директоров в холдинге или группе компаний выполняют роль взаимосвязанных лиц для данного юрлица.
Аффилированное физическое лицо – это единственный руководитель, владелец, ребенок или родитель лица, ведущего экономическую деятельность (включая братьев, сестер, супругов руководителя компании).
Для частного предпринимателя (ИП) аффилированными будут считаться следующие субъекты:
- граждане, состоящие в данном коммерческом объединении либо в одной рабочей группе, с рассматриваемым физическим лицом;
- фирма, чей капитал в объеме от 20% принадлежит данному гражданину, либо акции в аналогичной доле.
Примерами аффилированности физических лиц в российской экономике можно считать следующие бизнесы:
- Владелец нефтедобывающей компании «Лукойл» В. Алекперов, имеющий в управлении 2,5% акций, что все же дает права на управление и принятие решений, влияние на стратегию компании.
- Корпорация «Роснефтегаз», владеющая более 50% акций «Роснефти», также считается аффилированной по отношению к ней.
- Единоличный владелец «Банкирского дома Санкт-Петербурга» В. Трактовенко является родным отцом по отношению к В. Трактовенко – владельцу сети кафе «Микс». Две различные юридически, эти организации являются взаимно аффилированными на основании родственной связи владельцев.
Образцом аффилированных компаний в России могут служить головная и вторичные организации под эгидой международной корпорации Philip Morris International (PMI). Известный производитель табачной продукции имеет филиалы свыше чем в 180 странах мира. Влияние на глобальный табачный рынок данная корпорация оказывает в объеме около 15%, что делает ее одним из лидеров в отрасли. В РФ корпорация представлена тремя взаимно аффилированными предприятиями:
- ООО «Philip Morris Sales and Marketing» — руководящая фирма, специализирующаяся на продажах и маркетинге продукции.
- ЗАО «Philip Morris Ижора» — производственное предприятие, занимающееся непосредственно выпуском сигарет на территории Ленобласти.
- ПАО «Philip Morris Кубань» — дочернее производственное предприятие, работающее в Краснодарском крае.
Также в 100 и более российских городах работают представительства PMI. Всего около 5000 сотрудников обслуживают бизнес-процессы этой фирмы в России, осуществляют трудовую деятельность и предоставляют отчетность в качестве аффилированных лиц.