Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков
Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП
Данные АО «Корпорация «МСП» на основе данных Федерального казначейства и ФНС России
Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП — юридическое лицо
Данные ФНС России
Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП
Данные ФНС России
Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Отчеты кредитных организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, АО «Корпорация «МСП»
3. Помесячный план достижения показателей национального
и федерального проекта в 2021 году
Показатели национального и федерального проекта
Что такое акселерация социального предпринимательства и как это работает?
Плановые значения по месяцам
На конец 2021 года
Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков
Объем закупок крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП
Ежегодный рост выручки в расчете на 1 субъекта МСП — юридическое лицо
Численность работников в расчете на 1 субъекта МСП
Объем консолидированной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
4. Результаты федерального проекта
Единиц а измерения
Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков
Законодательно установлено право субъекта МСП продолжать применять УСН, в случае превышения пороговых значений по выручке и/или численности сотрудников
Принят федеральный закон, предусматривающий право субъекта МСП, у которого превышены пороговые значения по выручке и/или численности работников, продолжить применять УСН
Принятие нормативного правового (правового) акта
Законодательно установлен порядок налогообложения субъектов МСП, утративших право на применение специальных налоговых режимов
Принят федеральный закон, предусматривающий особый порядок налогообложения субъектов МСП, утративших право на применение специальных налоговых режимов
Принятие нормативного правового (правового) акта
Обеспечен охват субъектов МСП кредитами по льготной ставке (число субъектов МСП, заключивших кредитные соглашения по льготной ставке)
Обеспечено субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым банками субъектам МСП, за счет средств федерального бюджета, а также обеспечено оказание финансовой поддержки в рамках Национальной гарантийной системы
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства 19 08 2021
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечен льготный доступ к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций (количество действующих микрозаймов, выданных МФО)
Государственными микрофинансовыми организациями обеспечено предоставление льготных финансовых ресурсов (до 5 млн. рублей на срок до 3 лет по льготной ставке от 0,1% до 10,6% в зависимости от отрасли и направленности проекта) для субъектов МСП, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях. К 2024 году количество действующих микрозаймов МФО составит не менее 46000 ед.
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечено предоставление поручительств (гарантии) региональными гарантийными организациями (объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП, при гарантийной поддержке РГО)
Региональными гарантийными организациями обеспечено гарантирование финансовых обязательств субъектов МСП, в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечен объем финансовой поддержки с участием АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» (сумма объемов финансовой поддержки) (объем финансовой поддержки АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк»)
Обеспечено предоставление финансовой и гарантийной поддержки субъектам МСП с участием АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» (показатель включает в том числе кредиты, выданные субъектам МСП по субсидируемой ставке и финансовую поддержку субъектов МСП АО «МСП Банк», обеспеченную гарантиями и поручительствами АО «Корпорация «МСП»)
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечен доступ к финансированию с помощью краудинвестинговых платформ, в том числе с использованием мер поддержки (объем привлеченного финансирования)
Расширено использование механизмов доступа к краудинвестинговым платформам, в том числе обеспечено субсидирование платы за оказание услуг оператора инвестиционной платформы по привлечению инвестиций или субсидирование части стоимости привлечения
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП предоставлена государственная поддержка по лизинговым сделкам посредством субсидирования лизинговым организациям авансовых платежей субъектов МСП (объем лизинговых сделок на льготных условиях, ежегодно)
Созданы предпосылки для увеличения доли и объемов лизинга в финансировании МСП за счет увеличения объема лизингового финансирования за счет субсидирования авансового платежа по договорам лизинга
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечена льготная лизинговая поддержка, оказанная региональными лизинговыми компаниями (сумма льготного лизингового финансирования, накопленным итогом). Нарастающий итог
Региональными лизинговыми компаниями, созданными с участием АО «Корпорация «МСП», оказана лизинговая поддержка субъектам МСП за счет применения пониженной ставки (не более 8% годовых)
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечен доступ к финансовым ресурсам посредством выпуска облигаций, в том числе с использованием мер поддержки (объем размещенных субъектами МСП выпусков облигаций, ежегодно)
Расширено использование механизмов доступа субъектов МСП к фондовому рынку, в том числе:
— гарантийная поддержка институтов развития в части выхода предпринимателей на фондовые рынки;
— специальные биржевые тарифы для эмитентов — субъектов МСП;
— участие институтов развития в качестве «якорных» инвестиций в выпусках ценных бумаг субъектов МСП;
— субсидирование части купонной ставки, а также затрат субъекта МСП на выпуск ценных бумаг
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП обеспечен дополнительный объем финансовой поддержки за счет реализации на ежегодной основе сделок секьюритизации (объем выпуска облигаций и/или привлечения кредитов, обеспеченных правами требования по кредитам/займам и иным финансовым обязательствам субъектов МСП)
Реализованы на ежегодной основе сделки секьюритизации кредитов/займов и иных финансовых обязательств субъектов МСП
Оказание услуг (выполнение работ)
Доля факторинговых сделок субъектов МСП, осуществляющихся посредством факторинговых платформ (доля факторинговых сделок с субъектами МСП проведенных онлайн). Нарастающий итог
Субъекты МСП осуществляют факторинговые сделки посредством факторинговых платформ
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам малого инновационного предпринимательства в целях создания и (или) расширения производства инновационной продукции, в том числе под задачи крупного российского бизнеса, а также на осуществление НИОКР, в том числе в сферах спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства предоставлены гранты (количество малых инновационных компаний, которым оказана поддержка, накопленным итогом). Нарастающий итог
ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» предоставлены гранты малым инновационным компаниям на реализацию проектов с целью выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания и (или) расширения производства инновационной продукции, в том числе под задачи крупного российского бизнеса, а также ее последующей коммерциализацией. Количество проектов малых инновационных компаний, которым оказана поддержка, накопленным итогом к 2024 году составит не менее 1653 ед.
Оказание услуг (выполнение работ)
Инновационные, высокотехнологичные субъекты МСП, в том числе стартап-предприятия и «газели», получают консолидированную поддержку институтов развития (количество инновационных, высокотехнологичных субъектов МСП, в том числе стартап-предприятий и «газелей», которым оказана поддержка)
Ежегодно не менее 200 инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП, в том числе стартап-предприятиям и «газелям», оказывается консолидированная поддержка при участии АО «Корпорация «МСП» и иных институтов развития с использованием новых форм оказания поддержки (займов Фонда развития промышленности, субсидий на НИОКР и т.д.).
Оказание услуг (выполнение работ)
Увеличен объем внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков (объем внебюджетных инвестиций)
К 2024 году объем внебюджетных инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к территориям созданных промышленных парков/технопарков составил 4,3 млрд руб.
Строительство (реконструкция, техническое перевооружение, приобретение) объекта недвижимого имущества
Субъектам МСП обеспечен льготный доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний (количество субъектов МСП, которые стали резидентами созданных промышленных парков, технопарков по всей территории страны, накопленным итогом). Нарастающий итог
Субъекты МСП размещены на льготных условиях на производственных площадях и помещениях промышленных парков, технопарков. К 2024 году не менее 778 субъектов МСП получили доступ к территориям не менее 66 созданных промышленных парков, технопарков
(В том числе на территории Дальневосточного федерального округа при наличии заявок для получения субсидий на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, подготовленных в соответствии с требованиями, установленными Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»)
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП, а также резидентам промышленных парков, технопарков обеспечено оказание комплексных услуг на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, в том числе федеральными институтами развития (центрами компетенций), по единым требованиям к оказанию поддержки (количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги)
Инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами развития (центрами компетенций) оказаны комплексные услуги в целях роста и развития субъектов МСП. Количество субъектов МСП, получивших комплексные услуги, в 2024 году составит 173,7 тыс. ед. (В том числе на территории Дальневосточного федерального округа при наличии заявок для получения субсидий на обеспечение льготного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, подготовленных в соответствии с требованиями, установленными Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»)
Оказание услуг (выполнение работ)
Ежегодный объем экспорта субъектов МСП, получивших поддержку центров поддержки экспорта
В 2024 году субъектами МСП — экспортерами обеспечен объем экспорта в объеме не менее 1,2 млрд долл. США в 2024 году (по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату заключения экспортного контракта) при поддержке центров поддержки экспорта
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектами МСП осуществлен экспорт товаров (работ, услуг) при поддержке центров поддержки экспорта (количество субъектов МСП — экспортеров, заключивших экспортные контракты по результатам услуг ЦПЭ)
Центрами поддержки экспорта при содействии АО «РЭЦ» организовано оказание комплексных услуг субъектам МСП, осуществляющих экспортную деятельность, с целью заключения экспортных контрактов. В 2024 году количество субъектов МСП, заключивших экспортные контракты при поддержке центров поддержки экспорта составит 2,3 тыс. ед.
Оказание услуг (выполнение работ)
Субъектам МСП предоставлено имущество (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для субъектов МСП (количество предоставленных объектов (в аренду или на иных правах, нарастающим итогом). Нарастающий итог
При участии АО «Корпорация «МСП», федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления субъектам МСП предоставлено имущество (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для субъектов МСП
Оказание услуг (выполнение работ)
Сформирован единый реестр субъектов МСП — получателей поддержки
На сайте ФНС России сформирован и регулярно актуализируется единый реестр субъектов МСП — получателей поддержки
Создание (развитие) информационно-телекоммуникационного сервиса (информационной системы)
Создан аналитический сервис, позволяющий на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности
Обеспечено создание аналитического сервиса с настроенным функционалом для мониторинга показателей деятельности малых и средних предприятий
Создание (развитие) информационно-телекоммуникационного сервиса (информационной системы)
Упрощен доступ субъектов МСП к участию в конкурентных закупках отдельными видами юридических лиц, участниками которых могут быть только субъекты МСП, путем установления исчерпывающих требований к составу и содержанию заявки
Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления исчерпывающих требований к составу и содержанию заявки на участие в конкурентных закупках отдельными видами юридических лиц, участниками которых могут быть только субъекты МСП
Принятие нормативного правового (правового) акта
Обеспечена возможность осуществления малых закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП в электронной форме на основе принципов «электронного магазина» с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт
Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления возможности осуществления закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП с применением принципов «электронного магазина»
Принятие нормативного правового (правового) акта
Упрощен доступ субъектов МСП к участию в конкурентных закупках отдельными видами юридических лиц, участниками которых могут быть только субъекты МСП, путем установления единых требований к банковским гарантиям, которые предоставляются в качестве обеспечения заявок и договоров
Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления единых требований к банковским гарантиям, которые предоставляются в качестве обеспечения заявок и договоров при участии в конкурентных закупках отдельными видами юридических лиц, участниками которых могут быть только субъекты МСП
Принятие нормативного правового (правового) акта
Обеспечено получение субъектами МСП дополнительного механизма поддержки в рамках участия в программах по развитию («выращиванию») субъектов МСП, реализуемых крупнейшими заказчиками
Внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части установления возможности реализации программ по развитию («выращиванию») субъектов МСП
Принятие нормативного правового (правового) акта
Увеличены пороговые значения начальных (максимальных) цен договоров, заключаемых с субъектами МСП при осуществлении специальных закупок отдельными видами юридических лиц
Внесены изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352, в части увеличения предельных размеров начальной (максимальной) цены договора (цены лота), при которых заказчики осуществляют закупки, участниками которых являются только субъекты МСП («спецторги»):
— с 200 миллионов рублей до 400
миллионов рублей (обязанность);
— с 400 миллионов рублей до 600
миллионов рублей (право)
Принятие нормативного правового (правового) акта
Субъекты МСП обеспечены обучающими мероприятиями АО «Корпорация «МСП» в части доступа к закупкам (количество субъектов МСП, прошедших обучающие мероприятия, нарастающим итогом). Нарастающий итог
Источник: fzakon.ru
Министерство сельского хозяйства Иркутской области |
IncludeComponent( «bitrix:main.include», «.default», array( «AREA_FILE_SHOW» => «file», «AREA_FILE_SUFFIX» => «inc_left_bunner», «PATH» => «/bitrix/templates/sites/includes/sv_bunner.php» ), false );?> —>
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства
С 2019 года Иркутская область участвует в реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» федеральными органами государственной власти проведена работа по пересмотру действующих паспортов национальных и федеральных проектов, их актуализации в соответствие с обозначенными в Указе целями и задачами.
В 2021 году с учетом корректировки национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» были внесены изменения в региональные проекты «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (включены мероприятия регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации») и «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (ранее – «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»). Разработан новый региональный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами».
Итоги реализации мероприятий регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»
Итоги реализации мероприятий регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» 1 кв. в 2023 году | Скачать |
Итоги реализации мероприятий регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2022 году | Скачать |
Источник: irkobl.ru
Акселерация малого бизнеса что это
Скорректированный на фоне пандемии коронавируса нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» ориентирован на сопровождение бизнеса на всех этапах развития. По сравнению с версией 2019 года число входящих в него федеральных проектов сократилось с пяти до четырех, а меры поддержки расширились. Портал «Будущее России. Национальные проекты» выяснил, какие новые виды поддержки и льготы будут доступны предпринимателям в рамках обновления нацпроекта и какую помощь власти предусмотрели для самозанятых.
Актуализация нацпроекта
Нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса стартовал одновременно с другими 11 нацпроектами в 2019 году. В первый же год его реализации планы по трем ключевым показателям были выполнены и даже перевыполнены. Так, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП составила прогнозируемые 22,9%, численность занятых в этом сегменте выросла до ожидаемых 19,6 млн, а доля малых и средних компаний в общем объеме несырьевого экспорта России достигла 9,8% при плане 8,8%.
В июле из-за пандемии коронавируса президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по уточнению всех национальных проектов, в том числе по МСП.
В период «антиковидных» ограничений и самоизоляции большинство российских предпринимателей лишились значительной доли выручки и столкнулись с необходимостью переформатировать модель ведения бизнеса. В связи с этим многие показатели, обозначенные в нацпроекте МСП в 2019 году, потеряли актуальность. К тому же предпринимателям потребовались новые механизмы поддержки, соответствующие сегодняшним реалиям.
Новый паспорт нацпроекта был утвержден 29 сентября на заседании проектного комитета, председателем которого является первый вице-премьер Андрей Белоусов. Документ есть в распоряжении портала, его подлинность подтвердили в российских деловых объединениях.
Согласно новому паспорту, число федеральных проектов в нацпроекте сократилось с пяти до четырех. Так, сохранились, но модернизировались федеральные проекты «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» (ранее — «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»).
Добавились и два совершенно новых федеральных проекта. Один из них посвящен созданию цифровой платформы для дистанционного доступа МСП к мерам господдержки — ее также называют «одним окном» для получения услуг бизнесом. Другой проект ставит целью создание благоприятных условий для работы самозанятых граждан — категории предпринимателей-одиночек, для которых действует льготный налоговый режим. Сейчас в стране насчитывается более 1,143 млн самозанятых и свыше 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса.
Помощь на всех стадиях развития бизнеса
Обновленный нацпроект учитывает все стадии предпринимательской активности, начиная c самозанятости.
Вопросы, связанные с переходом бизнеса на следующую стадию, например из микропредприятия в малый бизнес, планируется решить донастройкой текущих налоговых режимов и либерализацией законодательства. Для этого нацпроект включил в себя несколько мероприятий. В их числе введение переходных налоговых режимов для «плавного изменения налоговой нагрузки на растущие субъекты МСП».
Нацпроект предполагает создание комфортных условий налогообложения для предпринимателей на упрощенной и патентной системах налогообложения, в том числе тех, кто перешел с единого налога на вмененный доход (ЕНВД), отмена которого планируется в 2021 году.
Финансовая поддержка бизнеса также не осталась без внимания. Например, в обновленный нацпроект вошел пункт по развитию механизмов льготного кредитования малых и средних предприятий с пониженной процентной ставкой — не выше 7% годовых с 2021 года. В прошлой версии нацпроекта максимальная ставка по льготным кредитам для МСП по программе Минэкономразвития составляла 8,5%.
Еще одним новым механизмом стало «расширение доступа к альтернативным источникам финансирования для бизнеса путем запуска новых финансовых инструментов» — краудинвестинга и факторинга. Помимо этого бизнес может рассчитывать на комплексную финансово-гарантийную поддержку.
Таким образом, взамен разовых мер поддержки пришли комплексные услуги для предпринимателей на всех стадиях развития бизнеса. Все эти меры, как следует из паспорта нацпроекта, позволят увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 23 млн человек по итогам 2024 года. К концу 2030 года планируется довести этот показатель до 25 млн.
Поддержка самозанятых
Самозанятые предприниматели уже сейчас могут получать меры господдержки, доступные малому и среднему бизнесу по федеральным и региональным программам, поэтому выделение этой категории в самостоятельный федеральный проект внутри обновленного нацпроекта МСП весьма своевременно.
Режим самозанятых появился в РФ как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, а с 1 июля 2020-го — во всех регионах страны. Режим предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% при работе с компаниями.
Федеральный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданами», входящий в состав скорректированного нацпроекта МСП, предполагает ряд особых мер поддержки самозанятых. Например, предоставление им микрозаймов до 1 млн рублей и сроком на три года по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки ЦБ.
Предусмотрен также дополнительный налоговый вычет в размере минимального размера оплаты труда для людей 16–18 лет, которые впервые зарегистрировались в качестве самозанятых. Вдобавок им будут доступны альтернативные инструменты финансирования, включая льготный доступ на краудинвестинговые платформы.
Кроме того, по нацпроекту самозанятые получат образовательные услуги, которые, к примеру, помогут узнать об особенностях участия в закупочной деятельности. К тому же они смогут бесплатно или льготных условиях зарегистрироваться на коммерческих электронных торговых площадках.
Самозанятые граждане также смогут взять в аренду оборудованные рабочие места на производственных и офисных площадях, в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах, оснащенных необходимым оборудованием.
По мнению советника уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антона Свириденко, предусмотренных в обновленном нацпроекте мер поддержки самозанятых «для начала достаточно».
«Давно было принято решение по кредитам, сейчас добавились микрозаймы, консультации, определенная имущественная поддержка. Но надо помнить, что самозанятые — такая категория, которой нечем обеспечивать кредиты, поэтому давать их надо тоже осторожно, накапливать практику. Какие-то граждане действительно выйдут «из тени» и станут самозанятыми, но пока в основном это те, кто переходит с других режимов. Они занимаются перевозками, бытовыми услугами и так далее. Чтобы был стимул выходить «из тени», надо давать амнистию по прошлым налоговым вопросам для всех, кто не имел предпринимательского статуса и стал самозанятым», — сказал он порталу, комментируя изменения в нацпроект.
Свириденко считает, что обозначенный в федеральном проекте целевой показатель — довести число граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых, до 2,4 млн человек к концу 2024 года — является исполнимым и «достижение порога возможно даже раньше».
Проактивная цифровая платформа
Обновленный нацпроект предусматривает поддержку самозанятых и стимулирование роста МСП в одной экосистеме. Этому посвящен отдельный федеральный проект «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами».
Платформа будет включать востребованные у бизнеса сервисы и механизмы адресного подбора инструментов поддержки. В совокупности это должно обеспечить «получение необходимого результата с минимальным набором действий». То есть речь идет о том самом «одном окне» со всеми услугами на единой площадке.
В первую очередь планируется создать и внедрить пять приоритетных сервисов. Среди них сервисы, которые повышают доступность кредитных продуктов, а также механизмы, направленные на тестирование предпринимательских навыков с целью адресного подбора образовательных программ. Другие сервисы должны упростить контроль налоговой задолженности и уплату налогов, обеспечить доступ к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.
Таким образом, в контексте конкретной ситуации для бизнеса будут подбираться необходимые именно для него услуги — создание бизнеса, выход на торговую площадку, регистрация торговой марки, сертификация или декларирование, открытие или закрытие счета и так далее, уточняли ранее в Минэкономразвития.
«Главное, что мы ожидаем от этой платформы, — сервис должен работать в проактивном (упреждающем. — Прим. ред.) режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше», — заявлял в сентябре министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Легкий старт и ускоренное развитие
Федеральные проекты «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» и «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» касаются предакселерации (проработка перспектив коммерциализации проекта. — Прим. ред.) и комплексной системы акселерации, то есть ускоренного развития бизнеса.
Новшеством предакселерационного проекта стала поддержка социального бизнеса — предпринимателям этой категории будут оказывать комплексные услуги и предоставлять финансовую поддержку в виде грантов. Понятие социального предпринимательства, совмещающего в себе задачи бизнеса и благотворительности, появилось в российском законодательстве в 2019 году, а с этого года сведения о социальных предприятиях начали вносить в единый реестр субъектов МСП. На начало августа в реестре значилось 2,9 тыс. таких предприятий.
Другое нововведение федерального проекта заключается в вовлечении безработных в бизнес. Установлен целевой показатель — количество вновь созданных субъектов МСП безработными гражданами, прошедшими обучение, должно составить 1,2 тыс. к концу 2024 года.
Федеральный проект, посвященный созданию комплексной системы акселерации, включает в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки бизнеса, создание инфраструктуры для комфортной работы и развития предпринимательства и обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков. По нему, например, планируется, что объем закупок крупнейших российских заказчиков у МСП вырастет с базового значения 3,7 трлн рублей по итогам 2019 года до 5 трлн рублей в 2024 году.
Новые старые проекты
В обновленный нацпроект не вошел федеральный проект «Популяризация предпринимательства», однако часть его мероприятий будет отражена в новом федпроекте по поддержке самозанятых и предакселерации.
Популяризация дала свои плоды: согласно опросам, если в 2018 году доля россиян, желающих заняться бизнесом, составляла около 7%, то к концу 2019-го показатель вырос до 15%, рассказал порталу глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин.
«Более того, мы думали, что пандемия отобьет стремление к предпринимательству, но, как показало исследование этого года, у молодежи бизнес вызывает большой интерес», — отметил он. По данным «Опоры», в среднем около 20% молодых россиян хотят открыть свое дело.
Мероприятия федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который исключен из обновленного нацпроекта, нашли свое развитие в федпроекте по акселерации, в специальном разделе «Поддержка субъектов МСП в агропромышленном комплексе». Ожидается, что количество предпринимателей в сфере АПК, получивших поддержку, вырастет с 1,56 тыс. в 2019-м до 7,9 тыс. в 2024 году.
«Учитывая, что малые и средние сельскохозяйственные предприятия существенно уступают крупным агрохолдингам, их кооперация — это единственная возможность производить конкурентоспособные продукты, сопоставимые по стоимости и объемам с продукцией крупных предприятий. Считаем целесообразным создавать и развивать инфраструктуру, включающую механизмы поддержки и создание благоприятных условий для функционирования малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов», — отметил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, комментируя порталу изменения нацпроекта.
Источник: corpmsp.ru