В предлагаемой статье рассматривается проблема формирования антикоррупционной культуры молодежи. Коррупция представлена как одна из главных проблем во внутренней политике Российской Федерации, проявления которой весьма разнообразны, встречаются во всех сферах общественной жизни. Решение данной проблемы для страны является актуальной задачей.
В статье раскрыта сущность понятия антикоррупционной культуры, составными компонентами которой являются понятия «коррупция» и «культура». Выделены особенности и функции данной культуры: познавательная (изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества); регулирующая (сопоставление своего антикоррупционного поведения с правовыми требованиями) и функция моделирования, которая на основе осмысления служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В статье представлен авторский взгляд на решение проблемы коррупции через образовательный процесс в образовательных учреждениях, а именно через формирование антикоррупционной культуры у граждан, способствующей противостоянию коррупции.
Антикоррупционная культура
антикоррупционная культура
1. Гараев Р.Ф., Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. — 2001. — № 2. — С. 43-50.
2. ГоликЮ.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2005. — 329 с.
3. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К. Формирование антикоррупционной культуры у школьников : учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. — Казань : Магариф-Вакыт, 2010. — 159 с.
4. Инструменты противодействия коррупции: материалы круглого стола 3 марта 2005 г. / под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А. Салмина. — М.: Фонд «Единство во имя России», 2005. — 80 с.
5. Коррупция и борьба с ней: роль законодательства / под ред. М.Б. Горного. — СПб. : Норма, 2000. — 136 с.
6. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. — 4-е изд. — М. : Академический проект, Трикста, 2003. — С. 496.
7. Основы борьбы с коррупцией / науч. ред. С.В. Максимов. — М. : Спарк, 2000. — С. 22.
8. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. — М., 1994.
9. Пустовалова И.Н. Формирование правосознания — основное условие деинституализации коррупционных отношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.advokat-natarius.ru/s27 (дата обращения: 19.05.2013).
10. Ямалнеев И.М. Вопросы противодействия коррупции: учеб. пособие. — Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. — 56 c.
Проблема коррупции приобрела сегодня массовый характер и затронула все сферы общественной жизни. Более того, суть коррупции заключается даже не столько в подкупе или продажности лиц из государственного сектора, сколько в разложении и распаде конкретной социальной системы, включая и систему государственной власти.
Главными причинами коррупции являются политическая нестабильность в стране, неэффективные действия властных структур; несовершенное законодательство; экономический кризис; низкое правовое сознание народа; бездействие институтов гражданского общества; отсутствие устоявшихся демократических традиций в обществе; слабая судебная система, непоследовательная в применении законодательства [5].
Как Черкашов смог уволить клиента за 500000 руб? LAW BUSINESS GROUP / Чистый лист / Освободим
Тем не менее сегодня в Российской Федерации уже сформирована нормативная база антикоррупционных мер, направленных на ратификацию ряда международных соглашений, а также принято значительное число законов и подзаконных актов. Хотя большинство исследователей достаточно высоко оценивают содержащиеся в принятых нормативных актах антикоррупционные меры, результаты воплощения их в жизнь часто не адекватны масштабам коррупции в стране. Практика такова, что данные антикоррупционные меры пока еще не могут полностью решить задачу противодействия коррупции вследствие их несоответствия формам проявления коррупции, и, прежде всего, не разработанности мер, направленных против порождающих ее условий. В то время как успешность антикоррупционной деятельности зависит от фундаментальной реконструкции общественного и индивидуального сознания, изменения правил поведения как государственных и муниципальных служащих, так и всех граждан [2].
Следовательно, антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания молодежи, формирования антикоррупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом.
Исходя из этого, рассмотрим далее сущностно-содержательную характеристику понятия «антикоррупционной культуры». С целью обоснования искомого понятия рассмотрим следующие понятия: «коррупция», «культура», «антикоррупционная культура».
Начнем анализ с понятия «коррупция». В международном сообществе существует множество определений понятия «коррупция». Однако полной ясности и правовой точности нет. Взгляды российских и западных правоведов на эту проблему существенно отличаются.
Российские правоведы понимают коррупцию исключительно как правонарушение, ассоциируемое с общественно вредным виновным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. В свою очередь, западные правоведы расширяют рамки коррупции до девиантного поведения политической элиты, то есть ведут речь в большей степени о нарушении моральных и этических норм [1].
Дж. Най, например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования [8].
Наиболее полное, по нашему мнению, определение коррупции дает С.В. Максимов, понимающий под этим термином «использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ» [7, с. 22].
От анализа понятия «коррупция» перейдем к изучению понятия «культура». Феномен культуры относится к центральным, фундаментальным понятиям философии, так как, будучи неповторимым по своей сложности социальным явлением, она связана с наиболее важными социальными процессами.
При этом «культура» является и одним из наиболее употребляемых в современном языке слов, что ведет к его многозначности и многообразию в словоупотреблении. Более того, термин «культура» нередко используется для обозначения сложных понятий в самых различных научных дисциплинах. Еще в 1871 г. английский этнограф Э.Б. Тейлор предложил классическое определение культуры как некоего комплекса, включающего знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества [6].
Понятие «культура» в научном тезаурусе относительно редко применяется отдельно; обычно говорят о национальной культуре, культуре мышления, культуре здоровья, физической культуре, культуре поведения, в нашем случае — антикоррупционной культуре. Однако при любом случае употребления данного понятия можно увидеть, что речь в той или иной степени идет о следовании каким-то правилам и нормам, которые, проникая в различные человеческие способы материального и духовного производства, обеспечивают, тем самым, определенный тип социальной организации данного конкретного социума, где и развиваются важнейшие элементы социального организма общества.
Следовательно, культура в целом — это совокупность духовных и материальных достижений общества, а также может представлять собой социально-прогрессивную творческую деятельность индивида в различных сферах бытия и сознания, что является в конечном счете диалектическим единством процессов создания ценностей, норм, установок и т.д. и освоения культурного наследия, направленного на преобразование действительности и на превращение культурного общечеловеческого опыта во внутреннее богатство личности.
Итак, будучи содержательным и многогранным явлением, культура требует сохранения своей целостности и структуризации. Отсюда, когда мы ведем речь о духовной или материальной культуре (например, музыка, театр, религия; или растениеводство, компьютерное обеспечение производства и т.д.), то мы классифицируем различные области культуры; более того, мы относим не только культуру к различным областям действительности, но и саму действительность, и деятельность человека в этих областях.
Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура — это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.
Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:
- умение распознавать коррупцию как социальное явление;
- умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
- способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества [3].
Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида — привычка его к законопослушному поведению — правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.
Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре [10].
Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый человек должен:
- уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
- уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;
- находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов [9].
В связи с этим можно выделить следующие функции антикоррупционной культуры:
- познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом коррупционных явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции происходят изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества (например: образовательная, политическая и экономическая системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных антикоррупционных явлений, что нисколько не приближает нас к познанию антикоррупционной культуры. Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения коррупционных проявлений;
- функция моделирования служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некого образа или стандарта антикоррупционного поведения индивида, соответствующего правовым нормам;
- регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикоррупционное поведение с правовыми требованиями.
Как показывает практика, антикоррупционная культура граждан может оказывать серьезное влияние на регулирование правовых процессов; способствовать консолидации различных социальных групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе; создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы. Действительность такова, что правовые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мотивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, т.е. проявления им активной роли в установлении и отстаивании законов [4].
Отсюда следует вывод, что антикоррупционная культура индивида отражает его гражданскую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Однако в основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности.
При этом необходимо отметить, что когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то культурная преемственность не осуществляется сама по себе; здесь необходима организация специальной системы образования и воспитания молодежи. Более того, усвоение культуры должно строиться с учетом всех закономерностей коммуникативной деятельности. Образование каждого индивида складывается в ходе взаимодействия его с культурой сообщества, где главная роль принадлежит образовательному институту: школам и вузам, поскольку именно они способны вывести учащуюся молодежь за узкие рамки культуры той ниши, в которой они пребывают.
Таким образом, антикоррупционное образование и воспитание является сегодня одним из важнейших факторов формирования антикоррупционной культуры, что в свою очередь способствует противодействию коррупции в России, уважительному отношению индивида к правам других, признанию необходимости права, сознательному соблюдению правовых норм.
Рецензенты:
Валеева Роза Алексеевна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Решетов Юрий Сергеевич, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Источник: science-education.ru
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ Выполнила: НУСУПКУЛОВА — презентация
Первый слайд презентации: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ Выполнила: НУСУПКУЛОВА М
Изображение слайда
Слайд 2
С ущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура — это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.
Изображение слайда
Слайд 3
Антикоррупционная культура — это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе. Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат — обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией. Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.
Изображение слайда
Слайд 4
Антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения: умение распознавать коррупцию как социальное явление; умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями; способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества
Изображение слайда
Слайд 5
М ожно выделить следующие функции антикоррупционной культуры : познавательная функция антикоррупционной культуры, связанная с познанием объективных закономерностей коррупционных явлений и процессов, теоретической деятельностью, направленной на осмысление норм права, законодательного, правового регулирования в обществе и др., и призванная содействовать развитию антикоррупционного сознания; оценочная функция, выражающаяся в том, что в ходе познания людьми формируется система политических, правовых, нравственных ценностей, отражаясь в их сознании и поступках людей, в отраслях, институтах и т.д.; объектами оценки выступают нормы права и другие проявления механизма антикоррупционной культуры общества; прогностическая функция, сводящаяся к научному предвидению, к разработке прогнозов развития коррупционных явлений, возможных путей решения проблем борьбы с коррупцией с целью достижения желаемого результата; эта функция выражается в правотворчестве и в процессе реализации права, в ходе решения задач укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их активности и др.;
Изображение слайда
Слайд 6
воспитательная функция, заключающаяся в формировании устойчивых качеств неприятия коррупции людей и их групп; преобразовательная функция, характеризующаяся тем, что она обеспечивает воздействие субъектов антикоррупционной культуры на внешнюю среду, на внешние условия: экономические, социальные и т.д.; при этом антикоррупционная активность людей оказывает позитивное воспитательное воздействие на других членов общества; информационная функция, проявляющаяся в информационном общении, в возможности субъектов адекватно воспринимать и использовать информацию, связанную с борьбой против коррупции; регулятивная функция, проявляющаяся в обеспечении устойчивого и эффективного функционирования всех частей антикоррупционной системы; она реализуется через нормы права, законы, иные нормативные акты, действия гражданского общества и других участников антикоррупционного процесса и поведение людей в повседневной жизни.
Изображение слайда
Последний слайд презентации: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФУНКЦИИ Выполнила: НУСУПКУЛОВА
Формирование антикоррупционной культуры в современном обществе как наиболее эффективной антикоррупционной меры представляет собой длительный по времени и многоаспектный социальный процесс, тесно связанный с формированием политической и правовой культуры общества, скорых результатов от которого ожидать невозможно, да и не нужно. Для этого необходимо развернуть широкую систему правового и политического просвещения населения, включающего в себя обучение антикоррупционному поведению в разных сферах жизни общества всех ее субъектов. Такое направленное воздействие на общественное сознание создает условия для повышения эффективности противодействия коррупционному поведению.
Источник: slide-share.ru
Особенности культурных условий противодействия коррупции
Коррупция – это формы злоупотребления служебным положением для достижения личных целей и интересов.
Сущность взаимосвязи коррупции и культуры
Традиционно к числу причин коррупции относят политические или экономические факторы. Культура при этом может рассматриваться либо как вторичный фактор, либо вообще не приниматься во внимание.
Однако многие специалисты уверены, что между культурой и коррупцией существует определенная связь, которую можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, коррупция по своей сути является культурой организационного и делового характера и подлежит анализу с точки зрения воспроизводимых мифов, обычаев, символов, ценностей в системе делового сообщества. Коррупция представляет собой организационную культуру, которая характеризуется утратой здравого смысла и цинизмом. Коррупционная культура характерна для низшего эшелона власти во многих российских государственных учреждениях;
- во-вторых, коррупция является временным состоянием, дисфункцией в культуре, которую понимают как систему ценностей, разделяемых членами общества. Коррупция возможна в тех условиях, когда отсутствует негативное отношение или присутствует равнодушие определенной части сообщества по отношению к социальным нормам и ценностям. К примеру, общество, пропагандирующее в качестве одной из значимых ценностей успех, включая его материальное выражение;
- в-третьих, коррупция воспринимается не как болезненное временное состояние, а как явление, постоянно воспроизводимое культурными традициями, основу которого составляют устойчивые постоянные черты национальной культуры. Такой подход сформировался в 70-ых годах XX века благодаря открытию неформальной экономики в странах третьего мира. Культурные обычаи этих стран воспринимали коррупцию как норму деловых отношений.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В качестве еще одного культурного факта коррупции можно рассматривать религию. Статистические исследования показывают наличие связей иерархичности преобладающей в стране религии и уровня коррупции. Исследования показывают, что коррупция характерна для высокоиерархических религиозных систем. К таким системам можно отнести православие, ислам, католичество.
При этом менее иерархические религиозные системы отличаются низким уровнем коррупции. Примером является протестантизм.
Культурные факторы коррупции
Для характеристики культуры используют такие параметры как:
- во-первых, соотношение коллективизма и индивидуализма;
- во-вторых, дистанция власти;
- в-третьих, маскулинность;
- в-четвертых, избегание неопределенности;
- в-пятых, конфуцианский динамизм.
Критерий соотношения коллективизма и индивидуализма выражается в качестве ориентации на коллективистские ценности или меры определения жизненных решений личности со стороны группы, в состав которой индивид входит. Коллективистские культуры отличаются большей склонностью людей, как занятых в частном секторе, так и несущих государственную или муниципальную службу, к нарушению требований законодательства и формальных правил при условии наличия противоречий по отношению к традиционным ценностям и нормам.
«Особенности культурных условий противодействия коррупции»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Дистанция власти – это мера согласия людей, облеченных наименьшими властью и статусом, с тем фактом, что власть распределяется неравномерно. Культуры, характеризующиеся высокой дистанцией власти, имеют патерналистскую форму в зависимости подчиненных от руководства. Такая форма подразумевает наличие поддержки подчиненных в обмен на их лояльность.
В рамках таких систем формируются благоприятные условия для развития коррупции в форме фаворитизма и непатизма. Демонстрация лояльности не позволяет подчиненным высказывать критическое отношение к коррупционному поведению руководства. Культуры, отличающиеся высокой дистанцией власти, терпимо относятся к коррупции.
Показатель маскулинности выражается в виде ориентации на личные достижения и материальный успех, противопоставляемые в заботе о стремлении к поддержке теплых и гармоничных отношений с окружающими, заботе о качестве жизни. Коррупционное поведение во многом провоцируется стремлением к получению материальных благ. Ориентированность культуры на достижение материального успеха способствует снижению чувствительности к критическим аспектам бизнеса, что облегчает заключение сделок между различными сторонами.
Избегание неопределенности – это степень переживания опасности и тревоги в условиях неопределенной или незнакомой ситуации. В этих условиях коррупция выступает в качестве инструмента сокращения неопределенности. Каждый индивид стремится к преодолению состояния неопределенности, что снижает его чувствительность к критическим проблемам бизнеса.
Конфуцианский динамизм выражается в долговременной или краткосрочной ориентации индивида. С одной стороны, долгосрочная ориентация должна способствовать снижению склонности к коррупционному поведению и повышению чувствительности к этическим сторонам бизнеса или управления, с другой стороны, некоторые ученые высказывают мнение об отсутствии влияния этой переменной на уровень коррупции. Долговременность отношений между участниками сделки в рамках заботы о будущем должна снижать стремление к отрицанию этических аспектов бизнеса.
Исследования показывают, что рост уровня коррупции характерен для стран, имеющих низкий уровень экономического развития, высокий уровень контроля государства над экономическими процессами, а также дифференциацию уровня дохода отдельных групп населения, особые культурные характеристики, выражающиеся в большой дистанции власти, высоком уровне маскулинности и коллективизма. Борьба с коррупцией требует учета культурной специфики каждого государства.
Работа власти в контексте борьбы с коррупцией выражается не в проведении шумных акций, направленных на отдельные случаи коррупции, а в формировании системы традиций и ценностей, отрицающих возможность коррупционного поведения.
Источник: spravochnick.ru