Презентация на тему: » Современные методы и инструменты антикризисного бизнес-регулирования на различных уровнях управления Современные методы и инструменты антикризисного бизнес-регулирования.» — Транскрипт:
1 Современные методы и инструменты антикризисного бизнес-регулирования на различных уровнях управления Современные методы и инструменты антикризисного бизнес-регулирования на различных уровнях управления Институт экономики и антикризисного управления Ряховская А. Н. Зав. кафедрой « Экономика и антикризисное управление » Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ректор Института экономики и антикризисного управления, д. э. н., профессор, Заслуженный экономист РФ Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации 1
2 Основные финансовые показатели предприятий 2 ПоказателиНормальное ограничение 2008 г.2009 г.2010 г. Удельный вес убыточных организаций, % -28,332,029,9 Коэффициент текущей ликвидности2-31,3 Коэффициент автономии, %5050,551,652,4 Коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств 0,1-14,1-18,8-14,1 Источник: www/gks.ru – официальный сайт Федеральной службы статистики
Антикризисное управление: HR + бизнес + маркетинг
3 Уровни и цели антикризисного бизнес-регулирования Мега уровеньМакро уровеньМезо уровеньМикро уровень -Реализация системы мер по предупрежению кризисных явлений; -Обеспечение условий непрерывного развития бизнеса; -Обеспечение экономического роста; -Всеобщая занятость трудоспособного населения; -Стабильный уровень цен; -Создание правовых основ функционирования и развития экономической системы. Валютное и внешнеэкономическое равновесие Цель: Обеспечение материального благосостояния всего общества Создание благоприятных условий для субъектов рыночной экономики 3
4 Особенности антикризисной политики США и стран Западной Европы в условиях мирового финансово-экономического кризиса Финансовая поддержка реального сектора экономики 4 Государственная политика Выкуп у финансовых институтов проблемных активов с низкой текущей ликвидностью Повышение уровня текущей ликвидности национальных банковских систем Осуществление государственных инвестиций в капитал системообразующих финансовых институтов Предоставление государственной гарантийно- страховой поддержки финансовых операций с целью преодоления кризиса доверия, активизации рынков капитала
5 Реализация системы мер по предупрежению кризисных явлений Стабильный уровень цен Всеобщая занятость трудоспособного населения Обеспечение экономического роста Обеспечение условий непрерывного развития бизнеса Основные цели антикризисного бизнес-регулирования на уровне государства Создание правовой основы функционирования и развития экономической системы Создание благоприятных условий для субъектов рыночной экономики 5 Государственные институты
6 Прикладные цели и задачи антикризисного бизнес-регулирования Создание условий для активизации, интенсификации предпринимательской деятельности Снижение темпов падения объемов производства реального сектора экономики Арбитражное управление должником Стабилизация объемов общественного производства и обеспечение темпов его роста Обеспечение устойчивого, непрерывного развития бизнеса Восстановление утраченной платежеспособности Реализация комплекса мер по предупреждению банкротства Обеспечение координации и согласования интересов основных субъектов Заблаговременная и эффективная реализация антикризисных мер 6 Недопущение обнищания населения Контроль за уровнем цен Эффективное использование имеющихся ресурсов Извлечение синергетического эффекта в процессе взаимодействия с макро и микроуровнями Макро уровень Микро уровень Мезо уровень
7 Предупреждение Формы и методы бизнес- регулирования 7 Прямые – непосредственное воздействие на объект Косвенные – опосредованное влияние на объект Административно- распорядительные Экономические – косвенное воздействие через экономические интересы субъектов Запрет Разрешение -Законодательные акты; -Нормативное регулирование; -Распорядительно- директивные документы; -Прямое распределение ресурсов -Хозяйственное законодательство; -Финансовая политика; -Кредитная политика. Формирование ценностных установок и ценностных ориентаций Социально- психологические
8 Особенности антикризисной политики России в условиях мирового финансово-экономического кризиса Поддержка крупных: -промышленных предприятий; -авиакомпаний; -предприятий автомобилестроения; -ОПК; -агропромышленного комплекса; -рыболовства. Поддержка системообразующих банков 8 Государственная политика Увеличение имущественного вычета при покупке жилья Увеличение сферы использования амортизационной политики Совершенствование налоговой политики и снижение налога на прибыль Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса
9 Основные направления бизнес-регулирования со стороны государства Поддержка реального сектора экономики Уход от сырьевой зависимости Реформа финансовой системы Усиление государственного и межгосударственного регулирования Долгосрочное комплексное государственное планирование 9 Государственные органы власти Развитие внутренних рынков, защита национальных интересов Стимулирование внутреннего спроса Поддержка малого и среднего бизнеса Разумная промышленная политика Развитие инноваций и промышленного производства
10 Окружающая среда НИОКР Подготовка и переподготовка кадров Условия конкуренции Ценовая политика Денежное обращение Занятость населения Условия накопления капитала Регулирование экономики региона 10 Объекты регулирования Инструменты регулирования Управление государственной и муниципальной собственностью Формирование нормативно- законодательной базы Отраслевая и территориальная структура Выполнение делегированных с федерального уровня функций Тарифная политика Обеспечение социально значимых услуг Проведение инновационной политики Эффективное использование госсобственности на средства производства Эффективное использование госсобственности на природные ресурсы Поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях
11 Задачи, функции и инструменты антикризисного управления организацией 11 Задачи Инструменты -Обеспечение стабильного функционирования организации; -Предвидение и предупреждение угроз кризисов; -Реализация мероприятий превентивного характера; -Предупреждение банкротства. Функции -Обеспечение сохранения структуры; -Поддержание режимов деятельности и процессов в системе; -Формирование распределительно- регламентирующей документации; -Обеспечение реализации программ, планов действия. -Управление собственностью; -Управление ресурсами; -Формирование корпоративной среды.
12 Схема арбитражного управления Признаки банкротства нет Внесудебная процедура восстановления платежеспособности должника 12 ЗАКОН Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» да Арбитражный суд (по месту нахождения должника) Назначение арбитражного управляющего. — Возбуждение дела о банкротстве; — Определение процедуры банкротства. -Цель процедуры; -Длительность процедуры; -Задачи и полномочия арбитражного управляющего. Обеспечение реализации процедуры банкротства арбитражным управляющим
13 Функции и задачи института банкротства Развитие конкурентной среды Снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств Обеспечение финансовой дисциплины Обеспечение перераспределения активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий Повышение качества корпоративного управления Повышение надежности кредитного обращения Проведение реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации Защита прав кредиторов 13 Макро уровень Микро уровень Перераспределение собственности в пользу «эффективных» владельцев Смена неквалифицированных менеджеров Внедрение рациональной системы управления на предприятиях
14 Участие в законотворческой работе по вопросам формирования и реализации государственной политики в отношении СРО Сертификация продукции и услуг Аттестация членов СРО Организация профессионального обучения Дополнительная имущественная ответственность перед потребителями Законодательно-правовое обеспечение государственной политики в отношении СРО Федеральный закон от ФЗ Разграничение функций государственных институтов власти и СРО 14 Функции СРО (Ст. 6, 13) Функции государственных институтов власти (Ст. 20, 23) Ведение реестра СРО Осуществление государственного контроля за деятельностью СРО Контроль качества профессиональной и предпринимательской деятельности
15 Благодарю за внимание Благодарю за внимание Институт экономики и антикризисного управления Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации 15
Источник: www.myshared.ru
Антикризисное регулирование и его принципы
Под антикризисным регулированием понимается совокупность мероприятий, цель которых – обезопасить государственные и частные компании от финансовой несостоятельности и закрытия.
Управленческие решения, направленные на предупреждение кризиса и минимизацию его негативных последствий, должны приниматься как руководством предприятия, так и на государственном уровне.
Виды антикризисного управления
Антикризисные мероприятия позволяют оптимизировать работу организации, предотвратить развитие финансового кризиса или смягчить последствия, наступившие в результате его наступления. Выбор стратегии зависит от типа деятельности предприятия и его позиции на рынке.
Антикризисное регулирование должно осуществляться не только со стороны руководства компании, но и со стороны правительства. Принимаемые государством меры обязаны защитить предприятия от разорения и помочь им развиваться.
Выделяют следующие виды регулирования деятельности фирм и экономики в целом:
- информационное (сбор сведений о крупных и экономически значимых компаниях, их анализ и учёт);
- социальное (защита интересов персонала фирмы-банкрота, своевременная выплата причитающихся пособий и т. д.);
- правовое (определение случаев действительной и фиктивной несостоятельности предприятий);
- экономическое (стабилизация рынка и экономики в целом путём осуществления ряда соответствующих мероприятий);
- кадровое (обучение специалистов методам антикризисного управления компанией);
- методическое (выявление признаков несостоятельности, осуществление профилактических мероприятий и т. д.);
- организационное (создание благотворных условий для оперативного разрешения конфликтов и кризисных ситуаций с минимальными негативными последствиями);
- экологическое (обеспечение защиты окружающей среды от отрицательного воздействия жизнедеятельности фирм и организаций).
Для стабилизации финансового положения компании необходимо предпринимать целый ряд мер. Например, чтобы улучшить отношения с контрагентами, понадобится реструктуризировать имеющиеся у фирмы долги, перераспределить получаемую прибыль, оптимизировать производство, обновить методы работы предприятия и т. д.
Принципы антикризисного регулирования экономики
Система управления предприятием в кризисной ситуации или до наступления этого момента должна основываться на определённых принципах. Благодаря им аналитики способны оперативно выявить факторы риска и предпринять необходимые действия.
К основным принципам антикризисного регулирования относят:
- постоянную готовность к реагированию на кризисную ситуацию (чем раньше будут приняты необходимые меры, тем больше шансов у фирмы на восстановление платёжеспособности и положения на рынке);
- необходимость диагностирования кризиса на ранних стадиях (намного проще нейтрализовать угрозу на этапе её развития, чем бороться с наступившими негативными последствиями);
- адекватность реагирования (принимаемые меры должны быть максимально эффективны для конкретного предприятия, чтобы добиться желаемого результата);
- комплексность осуществляемых мер (необходимо реализовать все внутренние возможности фирмы для её выхода из кризиса);
- высокий уровень гибкости системы антикризисного управления (антикризисная политика должна оперативно подстраиваться под изменяющиеся условия финансовой среды).
На государственном уровне проводятся соответствующие мероприятия, направленные на выход фирмы из кризиса с минимальными финансовыми потерями.
Речь идёт о фискальной политике (изменении порядка налогообложения в моменты очевидного упада экономики), монетарной системе (выдаче льготных займов коммерческим предприятиям), структурной политике (усилении контроля сферы экономики со стороны государства).
Правительство должно заниматься развитием науки и технической стороны бизнеса. Использование льготных программ и создание положительных условий для продвижения деятельности не только крупных, но и небольших компаний благотворно сказывается на экономике в целом.
Система антикризисного регулирования
Финансовые кризисы различны, поэтому и совокупность мер, способных предотвратить их наступление, тоже может различаться в зависимости от ситуации. Система управления заключается в разработке определённых алгоритмов действий, способных достичь максимально положительного эффекта.
Страхование дебиторской задолженности — подробнее тут.
Система регулирования кризиса должна обладать следующими характеристиками:
- адаптивностью (подстраиваться под изменчивые условия финансовой и экономической сферы);
- эффективностью (необходимо использовать весь внутренний потенциал предприятия);
- оперативностью (речь идёт об обеспечении своевременного ситуационного реагирования на возникший кризис);
- мотивацией (развивать уверенность в оперативном выходе из сложной ситуации, поощрять терпение и энтузиазм персонала);
- поддержкой инноваций (без оптимизации производства и развития деятельности компании невозможно добиться прогресса и успешного выхода из кризисной ситуации).
Для разработки конкретной программы выхода из кризиса необходимо своевременно проводить мониторинг финансового положения фирмы.
Система антикризисного регулирования должна отличаться индивидуальностью, то есть быть оптимизирована под конкретную компанию. Для этого изучаются все факторы, способные оказать то или иное влияние на организацию.
Антикризисные программы могут быть направлены на пересмотр стратегии компании, реструктуризацию предприятия, сокращение штата сотрудников или аппарата управления, увеличение производительности труда и т. п.
В состоянии острой неплатёжеспособности, при которой невозможно осуществление дальнейших выплат даже благодаря полному сокращению производства, наиболее высок риск банкротства фирмы. Такой этап особенно опасен для кредиторов и соучредителей компании.
Источник: urmozg.ru
Как проводится антикризисное регулирование в целях восстановления предприятий
Антикризисное регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить безопасность частных и государственных предприятий.
Программа представляет собой ряд мер, направленных на сохранение деятельности и скорейшее препятствие банкротства, при этом также обеспечивается правовое регулирование банкротства.
Виды антикризисного управления и антикризисного регулирования
Регулирование представляет собой ряд мер, которые в частности направлены со стороны правительства. Данные меры помогают избежать возможного разорения. Антикризисное регулирование может быть творческим или регламентированным законодательством. Однако проводить данную процедуру важно при любых обстоятельствах. Государственное антикризисное регулирование отражает правовые и экономические отношения государства, которые помогают защитить множество предприятий от банкротства или, при необходимости, прекратить функционирование организаций.
Для того чтобы провести процедуру антикризисного урегулирования, необходимо иметь соответствующую базу данных, в первую очередь она должна быть достоверной. Необходимо создать специфическую методику исследования.
Для этого следует привлечь высококвалифицированных специалистов, которые помогут разработать дальнейший план и принять соответствующие меры, которые должны способствовать стабилизации экономики. Привлеченные специалисты должны осуществлять свою деятельность в правовой сфере. В связи с этим можно выделить правовое регулирование. Предпринятые меры помогают определить признаки преднамеренного банкротства.
Различают также методическое антикризисное урегулирование. Данный процесс заключается в проведении необходимых мер, которые помогут определить общее состояние предприятия, например, мониторинг, судебные процедуры, санации, в случае, если выявлен факт несостоятельности.
При информационном регулировании происходит общий анализ платежеспособности предприятия, выявляются возможные риски банкротства. Экономическое антикризисное урегулирование заключается в применении мер для того, чтобы вовремя стабилизировать экономику. Социальное проводится для того, чтобы обеспечить защиту предприятия, которое находится на грани банкротства, в данном случае необходимо позаботиться о сотрудниках. Кадровое антикризисное регулирование – это процесс поиска специалистов, которые будут принимать участие в антикризисной программе.
Для того чтобы стабилизировать предприятие, необходимо принять ряд соответствующих мер, например, перераспределить доходы и ресурсы, наладить кредитно-финансовые отношения с другими организациями или кредиторами, провести реструктуризацию задолженности и т. п.
Принципы антикризисного регулирования экономики
Необходимо провести государственную политику по необходимым направлениям. Фискальная политика осуществляется при использовании государственного бюджета. Таким образом, проводится налогообложение и анализ бюджета предприятия. Фискальная политика применяется в различных ситуациях, в частности, если очевиден спад экономики.
Важно провести политику по оказанию поддержки нуждающимся организациям, составить государственные программы, которые будут способствовать урегулированию ситуации. Структурная политика может быть реализована тогда, когда имущество государственного предприятия приватизируется. В данном случае пересматривается способ владения, принципы в области управления и урегулирования, происходит усиления государственного контроля в экономической сфере.
Монетарная антикризисная политика заключается в проведении управления государственными банковскими учреждениями. Данная политика состоит из множества операций, которые регулируют инвестиционный спрос. Монетарная система выражается в предоставлении льготных кредитов, они являются крайне важными в экономике предприятия. Центральный банк России осуществляет свою деятельность и помогает в выдаче кредитов многим коммерческим структурам.
На экономический рост и инфляцию влияют покупка и продажа ценных бумаг и положение иностранной валюты. Научно-техническая политика регулирования заключается в обеспечении комплексного развития науки и техники, помимо этого, должна быть поддержка со стороны государства. Международное научно-техническое сообщество должно развиваться и выплачивать сотрудникам достойную заработную плату.
Антикризисная промышленная политика направлена на то, чтобы тщательно преобразовать отраслевую структуру в ходе антикризисного государственного регулирования. На этом этапе важно создать систему корпоративного и стратегического планирования. Вдобавок к этому необходима система финансового мониторинга. Информационная поддержка промышленности должна быть тщательно сформирована.
Амортизационная политика направлена на то, чтобы оптимизировать все затраты, которые применяются с основных фондов. Инвестиционная программа направлена на то, чтобы урегулировать темпы роста производства, улучшить отраслевую структуру экономики. Важно привлекать отдельные, частные инвестиции в экономику.
В ходе антикризисного урегулирования может использоваться планирование и прогнозирование. Планирование основывается на анализе развития экономических отношений. Темпы роста ВВП, национальный доход, уровень инфляции, размер оплаты труда, процентные ставки и дефицит бюджета учитываются в обязательном порядке. Ценовая политика состоит в том, чтобы проконтролировать и скорректировать цены на услуги и товары, в частности на предметы первой необходимости. Определяется предельный коэффициент колебания стоимости.
Практическое значение антикризисного регулирования, преимущества для предприятий и населения
В некотором смысле банкротство имеет позитивный характер, оно способно нести в себе созидательные функции. Главная его цель – провести структурную перестройку и достичь прибыльности от каждого предприятия. Немаловажную роль в данном случае играет антикризисный менеджер. В ходе реализации процесса банкротства необходимо выявить выгоду от антикризисного урегулирования. Важно создавать новые стимулы для осуществления финансовой деятельности, повышать общую культуру производства, экономическое состояние предприятия, использовать природные ресурсы.
Принятие решения об антикризисном регулировании несет пользу для населения. Это позволяет расширить потребительский рынок и увеличить производство новых товаров. Данное решение может способствовать повышению культуры обслуживания и уровня профессионализма, навыков управления предприятием.
Антикризисное регулирование идет на пользу не только общей части населения, но и кредиторам. Например, данное явление способствует снижению рисков, которые могут быть связаны с неоплатой долга. Для персонала антикризисное урегулирование является полезным, потому что способствует созданию новых рабочих мест, повышает условия труда и активность персонала.
Система антикризисного регулирования
Данная система включает в себя множество элементов, которые находятся в тесных взаимоотношениях друг с другом. Эти отношения в первую очередь направлены на защиту организаций и предприятий от негативного влияния извне и от банкротства.
Для того чтобы осуществить программу антикризисного регулирования, необходимо провести мониторинг, который позволит определить общее состояние предприятий, важно применить методы планирования, исходя из результатов прогнозирования, и произвести учет результатов функционирования хозяйства. Важную роль на данном этапе играет мониторинг. Для того чтобы обеспечить надлежащую работу по регулированию, важно выработать собственную стратегию, направленную на антикризисное урегулирование. Следует изучить все факторы, которые поступают из внешней среды и оказывают прямое воздействие на предприятие. В случае необходимости принимаются меры, которые помогают преодолеть неплатежеспособность.
Если потери кредиторов оказались весьма значительными, главная задача заключается в том, чтобы распределить средства между ними наиболее справедливым образом. В данной ситуации можно выявить следующие принципы антикризисного регулирования: создание правовой основы предпринимательской деятельности, ограничение влияния государства на предприятия, которые не способны произвести оплату платежей, сохранение организаций, если их трудности являются временными. Важно применять безопасные меры для всех участников предпринимательства, обеспечивать защиту от банкротства и принимать во внимание интересы участников.
Антикризисные организации
В России существуют федеральные балансовые комиссии, которые оценивают реальные шансы предприятия на восстановление. Главной задачей сотрудников комиссии является выявление направленности финансовых потоков организации. Важно, чтобы удалось скорое финансовое восстановление без судебных разбирательств. Комиссия проводит анализ соответствующих графиков, которые необходимы для погашения задолженности. Предприятие, у которого имеется крупная задолженность, обязано разработать графики по ее погашению.
Гильдия антикризисных управляющих – специальная организация, которая осуществляет контроль предприятий, способствуя их финансовому оздоровлению. Если федеральная служба не выполняет своих обязательств по отношению к конкретной организации, данные функции выполняет гильдия антикризисных управляющих. Сотрудники формируют и применяют положения нормативно-правовой базы антикризисного регулирования, создают внутрикорпоративный мониторинг, разрабатывают планы и стратегии, касающиеся финансовой поддержки.
Все ещё остались вопросы?
Позвоните по номеру:
- 8 (495) 137-70-84 — Москва
- 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
- 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
- 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий
И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.
Источник: 1bankrot.ru