В странах с развитой экономикой в процессе жестокой конкурентной борьбы на рынке остаются только самые сильные компании и предприимчивые менеджеры. Однако стоит отметить, что свои лидирующие позиции они завоёвывают не только благодаря новым технологиям и прогрессивной техники или более совершенной организации труда.
Зачастую эти преимущества они получают посредством организационных форм раздела рынка. Для того, чтобы занять лидирующие позиции, компании, конкурирующие между собой, хотят стать монополистами и нередко с целью достижения этого соединяются друг с другом, договариваются между собой об ограничении производства, разделе рынков сбыта с целью установления фиксированных цен и недопущения их уменьшения. Более того, они выбрасывают товары по демпинговым ценам для устранения самых слабых конкурентов. Процесс монополизации в конечном итоге съедает компании, потребители страдают от повышения цен на товары и их невысокого качества.
Монополизация экономики представляет собой серьёзную угрозу для конкуренции, которая выступает основным двигателем развития хозяйственного развития. В этой связи во всех странах с рыночной экономикой предусмотрено действие антимонопольного закона. Его ключевой задачей является недопущение монополизации рынка отдельными компаниями. Такие законы во многих странах регулируют административное законодательство с одной стороны и нормативно-ориентированное – с другой.
Антимонопольное регулирование
Законы антимонопольного регулирования являются своего рода хартией свобод предпринимательства, в которых сформулированы основные правила для ведения предпринимательской деятельности.
Нельзя монополизировать производство и рынок, нельзя объединяться и заключать договоры с целью ограничения конкуренции, нельзя предлагать дискриминационные цены, устанавливать цены перепродажи и другими способами ограничивать волю покупателей.
Важно понимать, что нарушение антимонопольного закона – это серьёзное преступление. В некоторых странах за нарушение этого закона можно получить до трёх лет лишения свободы или штраф в 100 000 долл. Одновременно с тем, большую корпорацию могут наказать штрафом до 1 млн. долл.
Административное регулирование конкуренции
Регулирование конкуренции на административном уровне базируется на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики посредством издания законодательных актов, а также посредством контроля за их непрекословным соблюдением со стороны государства.
Первый подобный акт приняли в 1889 г. в Канаде. Однако он не стал настолько известным, чтобы на него обращали внимание специалисты. Наибольшую известность приобрёл второй такой акт – закон Шермана.
Закон Шермана – это закон, который направлен на защиту промышленности и торговли от слияния и монополизации, который был принят Конгрессом США в 1890 г.
Закон Шермана считают отправной точкой в развитии законодательства о конкуренции во всём мире. Хотя стоит отметить, что попытки на уровне законодательства воздействовать на конкурентные механизмы для защиты предпринимательской деятельности и потребителей от недобросовестной конкуренции предпринимались и ранее, о чём свидетельствует Гражданский кодекс Наполеона, согласно которому запрещался обман и мошенничество в коммерческой сфере.
Право в сфере экономики || Антимонопольное законодательство. Понятие и защита конкуренции
На сегодняшний день антимонопольное регулирование в США определяется не только законом Шермана, но и другими законами, которые были приняты значительно позднее – Закон о Федеральной торговой комиссии, закон Клейтона, закон Магнуссона-Мосеа и некоторыми иными государственными актами.
Антимонопольные законодательные акты приняты во всех странах с рыночной экономикой.
В 1980-е гг. законы антимонопольного регулирования были приняты даже в ряде африканских стран, например, в Кении и Танзании.
Конкуренция на международном рынке регулируется специальными межправительственными соглашениями и некоторыми документами Комиссии ООН по промышленности и торговле (ЮНК – ТАД), документами Европейского экономического сообщества, которым в настоящее время является ЕС, а также других организаций.
На сегодняшний день можно открыто говорить о существовании двух типов антимонопольного законодательства:
- Американское.
- Западноевропейское.
В качестве критерия разграничения выступает принципиальное отношение законов к самому факту законодательства, изначально на основе закона Шермана, который отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства представляет собой более либеральное видение, в нём объектами противодействия выступают не всякие монополии, а только те, которые в большей степени ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка.
Выделяют ещё два направления антимонопольной политики – это антитрестовская и антикартельная направленности законодательства. Суть антитрестовских законов состоит в противодействии союзам, объединениям, концернам, в границах которых происходит полная потеря входящими в такой союз компаниями своей самостоятельности. Данный союз напрочь ликвидирует конкуренцию, именно по этой причине он не применим для рыночной экономики. Смысл антикартельных законов заключается в противодействии различного рода сговорам между компаниями картельного типа.
Запрещая создание союзом в виде картелей и трестов, антимонопольные законы таким образом стимулируют раздел рынка сбыта по потребителям и районам, а также установление одинаковых цен.
Запрет союзов и сговоров в виде трестов и картелей посредством антимонопольных законов приводит к стимулированию не только конкуренции, но и диверсификации производства, освоению компаниями новых сегментов рынка. Во многих странах специальные законы находят своё применение, если они направлены на противодействие недобросовестной конкуренции, в том числе мошенничеству в торговле и производстве.
Методы недобросовестной конкуренции
Говоря о методах недобросовестной конкуренции, стоит изначально их разделить на следующие группы:
- Самопроизвольное использование чужого товарного знака, наименования фирмы или маркировки товара. Самопроизвольное использование в качестве копии формы упаковки, внешнего оформления продукта и пр.
- Распространение ошибочных сведений или предоставление сведений в неблагоприятном виде, который может оказать воздействие на репутацию и кредитоспособность конкурентов.
- Неправильное сравнение товаров посредством рекламной деятельности.
- Воздействие на решения конкурента для приобретения преимущества над ним.
- Приобретение коммерческой тайны ложным путём без согласия на то конкурента или распространение о нём конфиденциальной информации.
- Предоставление потребителям заведомо ложной информации относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления продукта.
- Предоставление ложных сведений потребителям и заказчикам.
Выделяют также методы монополистической практики фирм. К таким методам можно отнести:
- Навязчивые условия договоров, которые носят дискриминационных характер для партнёров.
- Устранение товаров из оборота, в том числе ограничение или прекращение производства продукции с целью создания условий искусственного дефицита.
- Предварительные договорённости по поводу искусственного повышения, снижения или поддержания цен.
- Предоставление покупателям принудительного ассортимента как условия для продажи продукции.
- Предварительный сговор, который подразумевает отказ от ведения дел с потенциальными партнёрами.
- Совмещение руководящих должностей в двух и более компания, которые производят и реализуют схожие товары.
Надо отметить, что зарубежная практика уже давно смогла выработать сильные формы противодействия монополистической практики фирм. Однако в РФ особое значение уделяется противодействию монополистической практики ведомств и монополистической практике самого государства в роли центра.
Противодействие монополизации экономики
Формы запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение компаний и их реорганизация, а также разделение вплоть до ликвидации представляет собой меры по противодействию монополизации экономики. Для каждой страны определены собственные параметры монополизации.
Во многих странах компания считается монополистом, если ей принадлежит от 40 до 70% рынка.
Антимонопольное регулирование в РФ
Для РФ основным законодательным актом, который действует для ограничения недобросовестной конкуренции, монополизации экономики и монополистической практики выступает Закон РСФРС № 948-1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данным законом предусматриваются меры противодействия образованию больших компаний в виде трестов и концернов по договорам картельного типа. Одна статья в данном законе целиком посвящена мерам противодействия недобросовестной конкуренции.
Специально с целью регулирования отношений между конкурирующими компаниями в составе Правительства РФ сформирован орган – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, иными словами, Антимонопольный комитет.
Антимонопольное регулирование: понятие и средства защиты конкуренции.
Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.
В мировой практике в отношении регулирования монополий применяют два подхода: «принцип запрещения» и «принцип контроля и регулирования» (европейский). В соответствии с последним принципом создание монополий, либо заключение антиконкурентных соглашений не исключается в том случае, если это не нарушает основы рыночной конкуренции и не наносит ущерб потребителям.
В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип. Обосновывается это тем, что в России существуют государственные монополии в таких сферах как ядерный комплекс, оборонное производство и иных имеющих особое, например, социальное значение отраслях 53 .
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Направления антимонопольной политики в России: запреты на монополистическую деятельность, контроль за экономической концентрацией, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления, ведение реестра как инструмент антимонопольного контроля.
Инструменты антимонопольного регулирования. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм — антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Правовое регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.
Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы экономического воздействия. К ним относятся: правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии. Через эти инструменты происходит стимулирование предпринимательской активности предприятий. С этой целью разрабатываются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.
К инструментам антимонопольного регулирования относятся также ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность. К ограничительным методам относятся также вынесение предписаний, штрафы.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими сферу деятельности ФАС России, являются:
Источник: studfile.net
Антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование – это совокупность экономических, административных и законодательных мер, со стороны государства, для регулирования чрезмерного развития монополии. Эти действия направлены на то, чтобы обеспечить нормальное и эффективное развитие рыночной конкуренции.
Опасность монополий заключается, в первую очередь, в том, что цены на продукцию или услуги, как правило, завышены, а цены на закупку сырья для компании монополиста занижены. К тому же, в монополистической среде отсутствует конкуренция, что чревато отсутствием развития в области. Наличие явного монополиста в определённом регионе или даже стране может вызвать определённые социальные колебания, недовольства. В связи с вышеперечисленными факторами, в развитых странах существует антимонопольное регулирование.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Антимонопольное законодательство
В развитых странах и странах Запада государство активно старается предотвратить развитие монополий, их негативное влияние на экономику и снизить отрицательное воздействие на социум. В связи с этим используется так называемое антимонопольное законодательство.
Определение 2
Антимонопольное законодательство – это сложная структура, которая включает в себя огромную сеть различных законов, регулирующих ту или иную отрасль права и экономики. Эти законы направлены, в первую очередь, на то, чтобы регулировать действие компаний на рынке товаров и услуг, отсекая недобросовестные фирмы, которые производят или предлагают некачественный товар или услугу, а также те компании, которые вредны для общества.
Антимонопольное законодательство существует в узком и широком аспекте. В первом случае антимонопольные законы направлены против действия чистых монополий, которые обладают избыточной монопольной властью, предотвращает недобросовестные и нечестные действия по отношению к производству, потребителям и деловым партнёрам. В широком аспекте антимонопольное законодательство борется с любыми формами накопления монопольной власти, также и с мелкими фирмами.
«Антимонопольное регулирование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Первые антимонопольные законы
Первые антимонопольные законы были приняты в Канаде и США в $1899-1890$ годах.
Закон Шермана.
Закон Шермана, который негласно называли «хартией экономической свободы», был очень жёстким по отношению к возможным монополистам и звучал так: «Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничить свободу промысла и предпринимательства, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до $5$ тысяч долларов (впоследствии он был повышен до $50$ тысяч долларов) и тюремное заключение сроком до одного года».
Закон Клейтона.
Закон Клейтона был принят в $1914$ году и запрещал слияние или покупку фирм и создание холдингов, если это влекло к уничтожению конкуренции. На основе этого закона запрещались горизонтальные слияние организаций, то есть объединение фирм и корпораций одной отрасли.
Контроль над картелями.
С $1935$ по $1937$ года в Западной Европе были попытки принять законы, которые бы регулировали картельные соглашения. Законы были направлены на то, чтобы не было явных злоупотреблений картельной формой монополий.
Акт Келлера-Кефаувера.
В $1950$ году был принят акт Келлера-Кефаувера, который дополнил закон Клейтона запретом на слияние через приобретение активов. К тому же, запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния. То есть запрещалось объединять компании, которые специализируются и работают в разных процессах, но в одной отрасли.
Замечание 1
Все эти законы и акты были направлены на регулирование и контроль над соглашениями, обеспечение здоровой конкуренции и свободного рынка. Но эффективность этих законов часто сводилась на нет, когда дело доходило до практики. В судах решение часто принималось в пользу монополий.
Меры антимнопольного регулирования
Антимонопольное регулирование в современной экономике можно свести к трём основным группам:
Замечание 2
Хочется отметить, что антимонопольное регулирование в каждой стране различается. Где-то оно более эффективное, где-то — менее. Однако следует сказать, компании монополисты всегда будут существовать. В первую очередь, это достигается путём лоббирования интересов компании монополиста (будущего монополиста) в правительстве той или иной страны, региона или города.
Также сама конкуренция, как бы это странно не звучало, — порождает монополию. Ведь каждая конкурирующая фирма мечтает стать монополистом.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте $1991$ г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного санкционирования товарных рынков.
Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает $35 %$ – величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре $1991$ г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.
$12$ июля $1999$ г. Правительством было принято Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной поддержке предпринимательства (МАП России). Его территориальные органы:
- Предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- Направляют рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решении об осуществлении контррекламы;
- Направляют материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о ее приостановлении или достаточном аннулировании;
- Направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
Источник: spravochnick.ru