Ассоциации бизнеса как группы давления

Галкина Екатерина Станиславовна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В данной статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при регламентации лоббизма в зарубежных странах, и пути их решения. Лоббирование за рубежом — достаточно развитый и законодательно, и теоретически институт. Многие идеи, предложенные в других странах, применимы и у нас в России, поэтому этот опыт важно перенять и осмыслить.

Ключевые слова: лоббирование, лоббистская деятельность, продвижение интересов, правовое регулирование.

The article deals with the main problems of a regulation of lobbyism in foreign countries, and ways of their decision. Lobbying in foreign countries is rather developed as legislatively and theoretically institute. Many ideas offered in other countries, are applicable in Russia therefore this experience is important for adopting and comprehending.

Key words: lobbying, lobbying activity, promotion of interests, legal regulation.

Лоббирование представляет собой продвижение интересов той или иной группы давления в законодательных и исполнительных органах с целью принятия наиболее благоприятного для данной группы решения. Непосредственными участниками лоббистских отношений являются субъекты лоббирования (лица, целенаправленно оказывающие давление на органы государственной власти, — лоббисты) и объекты лоббирования (органы государственной власти, на которые направлено воздействие). Однако лоббистские отношения, по сути, являются трехсторонними, потому что в них принимают участие также группы давления (клиенты), которые стоят за лоббистами.

Несовершенство регулирования лоббистской деятельности часто порождает трудности в реализации законодательных положений. Отсутствие же регулирования не может считаться отсутствием самого факта наличия лоббистской деятельности. В данном случае она продолжает осуществляться нелегально.

Первую проблему регулирования лоббистской деятельности можно сформулировать как несовершенство законодательного определения понятия «лоббист» (или «лобби»). Лобби представляет собой многообразие негосударственных субъектов воздействия (лоббистов), целенаправленно оказывающих давление на орган государственной власти с целью добиться принятия выгодного политического решения. Лоббистами обычно считаются лишь профессиональные агенты или организации, которые продвигают интересы заказчика (клиента, группы давления) в политической сфере.

В разных странах под понятие «лоббист» подпадают разные лица. Так, в США лоббистами признаются как физические (профессиональные агенты), так и юридические лица (специальные фирмы или ассоциации), в Германии — только юридические, в Модельном законе о регулировании лоббистской деятельности стран СНГ предлагают считать лоббистом только физическое лицо. Указанный понятийный аппарат необходим в том числе для того, чтобы ввести действенный механизм регистрации лоббистов, который позволил бы упорядочить процесс лоббирования и защитить объекты лоббирования от недобросовестного продвижения интересов.

Здесь и далее при ссылке на регулирование лоббистской деятельности в США использованы следующие акты: Закон о регулировании лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Act), 1995 год. URL: http://www.senate.gov/legislative/Lobbying/Lobby_Disclosure_Act/TOC.htm; Закон о регистрации агентов, действующих в интересах иностранцев (Foreign Agents Registration Act (FARA)). URL: http://www.fara.gov/; House of Representatives Codes of Conduct. URL: http://usgovinfo.about.com/blhousecode.htm.
Здесь и далее при ссылке на регулирование лоббистской деятельности в Германии использованы следующие акты: Единое положение о федеральных министерствах, Регламент деятельности бундестага, Кодекс поведения члена бундестага, Положение о регистрации союзов и их представителей при бундестаге (см.: URL: http://constitutions.ru/).
Модельный закон о регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти (принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-16 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2004. N 33. С. 261 — 271.

С правовой точки зрения формулировать одинаковые правила регистрации для юридических и физических лиц довольно сложно , к тому же интересы групп давления в действительности представляют именно физические лица (профессиональные лоббисты), которые могут входить в состав лоббистской организации. Обычно выделяют два основных вида профессиональных лоббистов (т.е. лиц, для которых продвижение интересов различных групп давления является основным видом деятельности). Первый — лоббисты, которые представляют различных клиентов и продвигают разные интересы (лоббисты-консультанты в Канаде и в Австралии ). Второй вид — так называемые in-house lobbyists (находятся в штате компании — GR-менеджеры).

Если ограничиться регистрацией только физических лиц, то в ряде случаев это позволит реальным лоббистским организациям и группам давления остаться неизвестными. Если к субъектам лоббизма вместо физических лиц перечислять все союзы, организации, адвокатские и консультационные конторы, специальные агентства, то непосредственные лоббисты будут не учтены, а это очень важно, так как объект лоббирования имеет дело именно с ними. Регистрирование и юридических, и физических лиц было бы решением проблемы, если бы не порождало столько организационных сложностей (большое количество регистрируемых лиц, необходимость проведения параллелей групп давления с конкретными лоббистами и т.д.). Как видится, самый логичный выход из этой ситуации — регистрировать только физических лиц, но установить требование детального указания всех клиентов отдельного лоббиста, его непосредственных работодателей и тех, кого он временно представляет. Подобный подход принят в Канаде, где лоббисты не позднее 10 дней после начала любой из форм лоббистской деятельности должны отправить в регистрирующий орган среди прочего полную информацию о своем работодателе.

Другая проблема состоит в определении понятия «лоббизм» и включении в это понятие действий по продвижению интересов самих органов государственной власти. В западной научной литературе (прежде всего в английской и американской) термин «лоббизм» понимается в широком (обывательском) смысле как любая деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов. Стоит особо подчеркнуть, что в рамках этого подхода лоббизм — это не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих корпоративных интересов или интересов групп давления, получение особых властных преференций и т.п. . Сторонники широкого понимания термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме высших органов государственной власти и т.д. . В США, например, возникло такое явление, как президентский лоббизм .

Профессиональный словарь лоббистской деятельности / Сост. П.А. Толстых // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Москва, 2009. С. 35.
Любимов А.П. Классификация видов лоббизма // Материалы к международному круглому столу в МГЮА. М.: АНО КиАЦ «Россия — США: XXI век», 1999. С. 104.
Сергунин А.А. США: аппарат президента по связи с конгрессом и внешняя политика. Нижний Новгород, 1990. С. 23.

С точки зрения этого подхода лоббистов можно разделить на «внешних» (любой лоббист, не являющийся государственным служащим или должностным лицом) и «внутренних» (совпадают с объектом, но продвигают интересы группы давления или свои собственные). «Внутренний» лоббист, т.е. чиновник, призванный учитывать интересы всего общества и обладающий на этом основании правом принимать решения, но действующий в интересах определенной группы давления, имеет гораздо больше возможностей, чем «внешний» лоббист . Воздействие органов государственной власти на принятие властных решений в некоторых случаях сходно с лоббизмом до степени смешения, но разрешать деятельность «внутренних» лоббистов можно лишь с существенными ограничениями. Это связано с тем, что цель лоббизма — продвижение частных интересов групп давления, которые во многих случаях не совпадают с интересами общественными. Орган же государственной власти не может отстаивать частные интересы, а должен при принятии решений руководствоваться только общественными нуждами. Именно с этих позиций, сформулированных еще Ж.-Ж. Руссо в концепции общественного договора, смотрят на лоббизм во Франции, что ведет к полному отрицанию в этой стране легального допущения лоббизма.

Смирнов В.В., Зотов С.В. Указ. соч. С. 114.

Таким образом, есть несколько путей регулирования лоббистской деятельности «внутренних» лоббистов:

  • во-первых, можно полностью запретить подобную деятельность депутатов как не соответствующую их статусу, однако в этом случае, скорее всего, эта деятельность станет теневой и еще более активной;
  • во-вторых, можно разрешить лоббистскую деятельность объектам лоббирования, но в этом случае не будут соблюдены основные принципы работы законодательного органа, так как он должен представлять общие интересы всего населения, а не частные интересы групп давления;
  • в-третьих, можно выбрать некий компромиссный вариант, который предусматривает не полное отрицание лоббистской деятельности «внутренних» лоббистов, но детальную ее регламентацию. Здесь в первую очередь необходимо публично освещать интересы (в первую очередь финансовые), которые преследуют чиновники (в частности, при выступлениях в профильных комитетах и комиссиях). Система раскрытия интересов, предусмотренная для депутатов парламента, действует, например, в Великобритании, а также Германии и строго соблюдается. Также можно предусмотреть запрет подключения бюджетных средств для использования лоббистских методов.
Читайте также:  Языковой центр как бизнес

Более того, если чиновник прибегает к помощи профессиональных лоббистов, их деятельность (независимо от специфики представляемых интересов) должна регулироваться общими нормами о лоббизме, а значит, должна отражаться в списке лоббистов. Такой позиции придерживаются, например, в Германии и в США.

Следующая проблема состоит в определении границ контроля лоббистов со стороны органов государственной власти. Контроль лоббистов предусматривается обычно еще на стадии регистрации, которая призвана информировать объект лоббирования о том, кого представляет лоббист и какие интересы отстаивает, и обеспечить открытость всех действий лоббиста. Регистрация позволяет упорядочить процесс лоббирования и защитить объекты лоббирования от недобросовестного продвижения интересов (подкуп, угрозы, давление). С другой стороны, регистрация не должна препятствовать свободному и открытому доступу к правительству, так как право обращаться в государственные органы и таким образом участвовать в управлении государством — неотъемлемое право гражданина практически во всех странах.

Соотношение указанных прав объектов и субъектов лоббирования, а также групп давления, которые за ними стоят, приводит к трудностям при регулировании. Дело в том, что строгие правила регистрации неизменно будут ограничивать лоббистов и группы давления, которые они представляют. Отмена же регистрации или мягкие ее правила не смогут защитить органы государственной власти от недобросовестного лоббирования.

Разные страны используют различные системы регистрации. Она может быть свободной (например, в Германии) или обязательной (например, в США). При свободной регистрации лоббисты могут зарегистрироваться, но это не является необходимым условием начала лоббистской деятельности. Стимулами в данном случае могут быть участие лоббистов в разработке закона или иного акта в органе, учет их мнения при принятии решения и выдача им пропуска в само здание органа государственной власти. Однако при такой регистрации в дальнейшем нет смысла указывать получаемые и расходуемые в лоббистских целях денежные средства, так как доверять этим данным нет оснований, а проконтролировать их очень сложно .

Смирнов В.В., Зотов С.В. Указ. соч. С. 115.

При обязательной регистрации, наоборот, есть требование о необходимой регистрации всех профессиональных лоббистов и представлении детального отчета о своей деятельности. США является самой продвинутой в этом плане страной. Там существует две формы для регистрации: LD-1 (форма для тех, кто регистрируется впервые) и LD-2 (форма для тех, кто уже был зарегистрирован).

С 1996 г. в Штатах действует более строгая система регистрации, так как ранее регистрировался только один из пяти лоббистов, а остальные предпочитали не афишировать свою деятельность и выдавали себя за экспертов, консультантов, информаторов. Между тем современная статистика не столь утешительна: в 2010 г. в США насчитывалось 13 700 зарегистрированных лоббистов , однако тысячи лиц, оказывающих влияние на власть, так и не были учтены . Пример страны, в которой самый жесткий способ регулирования лоббистской деятельности, включающий среди прочего обязательную регистрацию и отчетность, весьма показателен. Если детальная и строгая регламентация этой сферы дает возможность осуществлять нелегальную лоббистскую деятельность, то лояльные правила и вовсе позволят уклоняться от любых попыток государства контролировать ее.

Brad Plumer. Corporate lobbying is a very exclusive club // Washington Post. Nov. 8, 2011.
Paul Harris. America is better than this’: paralysis at the top leaves voters desperate for change // The Guardian. 19 November 2011.

Отчет о своей деятельности лоббисты обязаны посылать не во всех странах. Например, в США требуется детальный отчет о деятельности лоббиста (согласно запросам в установленных формах) раз в полгода. В Канаде требуется отчет лишь по факту начала определенных действий (не позднее 10 дней со дня обращения в госорган с целью воздействия на принятие законодательного решения).

Как видится, наиболее эффективны строгие правила регистрации и отчетности лоббистов, потому что только они позволяют учесть всех лиц, оказывающих влияние на принятие властных решений, а также структуры, которые за ними стоят. Соответственно, зарегистрированные лоббисты должны попадать в специальный реестр (в Австралии — The Register of Lobbyists). Списки лоббистов необходимо постоянно обновлять и предоставлять для ознакомления непосредственно объектам лоббирования. Часто эти списки публикуются (например, в США — в сборнике «Вашингтонские представители», в Германии — в «Федеральном вестнике»). Встречаясь с лоббистом, чиновник может на основании данных из этих списков судить о репрезентативности выслушиваемого мнения.

Еще одну проблему можно обозначить как некое монопольное влияние в сфере лоббизма. Обычно заинтересованные группы имеют неравную возможность представления своих интересов на различных стадиях подготовки законопроекта или иного государственного решения.

Активное участие всех заинтересованных групп, например в Германии, ограничено лишь немногими крупнейшими объединениями (Немецкие профсоюзы, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральный союз работодателей и т.д.). Допуск определенной группы к принятию решения находится в прямой зависимости от суммы расходов на лоббистскую деятельность, а потому возможность продвигать свои интересы имеют лишь крупнейшие представители групп давления. Отсутствующая гласность со стороны государственных структур на стадии разработки нормативных актов — еще одна причина этого. Таким образом, право каждого на участие в управлении делами государства на практике не реализуется даже при наличии всех законодательных механизмов для такого участия.

Для решения этой проблемы в механизме регулирования лоббистской деятельности можно предусмотреть дополнительные возможности для малых групп давления. Например, обязательное привлечение всех зарегистрированных лоббистов, в сферу интересов которых входит принятие стоящего на повестке дня решения, к обсуждению этого решения в комиссиях или комитетах органа или к публичным слушаниям по данному вопросу. Каждой компетентной заинтересованной группе должен высылаться проект закона, по которому она должна дать письменное заключение и представить дополнительную информацию или альтернативные законопроекты, также можно предусмотреть обязательные собеседования между чиновниками и лоббистами (такой процесс взаимодействия органов власти и лоббистов предусмотрен в Германии). Это позволит решить проблему монопольного влияния крупных бизнес-структур в сфере лоббизма.

При выборе оптимальной системы функционирования лоббистских отношений нужно понимать, что подходы к законодательному регулированию лоббизма тоже кем-то предлагаются, т.е. являются продуктом продвижения интересов групп давления, которые, как показывает практика, не стремятся к повсеместному ограничению деятельности своих представителей.

Для эффективного осуществления лоббистской деятельности важно детально определить основные структурные элементы лоббизма, предоставить доступ к продвижению своих интересов малым группам давления и лоббистам, которые отстаивают интересы не только бизнеса, но и социальных групп (профсоюзы, союзы работодателей, лоббисты от учебных заведений и т.д.). Также важно регламентировать лоббистскую деятельность самих органов государственной власти и государственных учреждений. Отсюда следует, что лоббизм как комплексный политико-правовой институт нуждается во всестороннем, концептуальном регулировании. Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что законодательное регулирование этой сферы — процесс сложный и не единовременный, требующий взаимных уступок как со стороны объектов, так и со стороны субъектов лоббирования.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Источник: wiselawyer.ru

Группы давления” и институт лоббизма

В политическом процессе в условиях парламентской демократии важную роль играют различные социальные и профессиональные группы. Государственная политика имеет дело в значительной мере с группами, нежели с отдельно взятыми индивидами. Например, член парламента, решая, как ему голосовать, думает не столько о конкретном человеке, сколько о потребностях и интересах профессиональных групп фермеров, рабочих, учителей и т.д.

В политике группы выполняют такие функции, как формулирование и оценка политических проблем, наблюдение за действиями правительствами и «проталкивание» тех или иных групповых интересов в политических решениях.

Не все группы имеют прямое отношение к политике. Но вместе с тем очевидно, что политика осуществляется преимущественно на групповой основе. Здесь, прежде всего, речь идет о так называемых «заинтересованных группах»: разного рода общественных и профессиональных организациях, объединениях, союзах предпринимателей, рабочих, фермеров, учителей, молодежи, адвокатов, производителей той или иной продукции.

Читайте также:  Производство туалетной бумаги как бизнес форум

Если главная цель партий – завоевание власти для определенного политического курса, то «заинтересованные группы» или «группы давления», как указывает само их название, преследуют цель оказать влияние на политику государства, реализовать через властные структуры свой групповой, корпоративный интерес, объединяющий всех членов этих групп. Например, американская «Нэшнл райфл ассошиэйшн» состоит только из лиц, заинтересованных в непринятии закона о контроле за продажей и ношением огнестрельного оружия.

«Группы давления» обеспечивают каналы как для политической конкуренции, так и массового участия в политическом процессе. Они обладают значительными ресурсами для уравновешивания тех или иных действий государства, задевающих их интересы, предоставляют отдельному индивиду возможность оказывать давление на политических лидеров и тем самым принимать участие в политике.

Политическим институтом представительства групповых интересов в органах государственной власти является лоббизм. Современный лоббизм – это сложившаяся система политических технологий в тесной связи с экспертной деятельностью, рекламой и «паблик рилейшнз» (РR).

«Лобби» в 40-х гг. ХУII столетия называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на планерные заседания этой палаты.

В американской истории возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем (политическом) значении слово «лобби» появилось в 1808 г. в протоколах Конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные – «лоббист», «лоббизм», «лоббировать» – и примерно с середины ХIХ в. Эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

В общепринятом смысле под лоббизмом обычно понимается совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, применяемых различными «заинтересованными группами» («группами давления») – союзами, корпорациями, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и другими общественными организациями с целью добиться от этих органов благоприятных для себя решений. Это лоббизм классический.

В практической политике термин «лоббизм» используется и для определения отношений между самими органами государственной власти – главным образом между исполнительными и законодательными. А в политической практике понятие «лоббизм» и «лоббист» употребляются в узком (прямом) и широком (переносном) смысле слова.

В узком смысле – это профессиональная деятельность определенных организаций (как правило, консалтинговых фирм) или отдельных лиц, получивших статус юридического лица, в пользу какой-либо «группы давления».

В широком смысле лоббистом называют любое должностное лицо – будь то президент корпорации, председатель совета директоров или министр, если они предпринимают действия, которые можно квалифицировать как лоббизм. В США не стесняются называть лоббистом самого президента страны, когда он, чтобы провести через Конгресс какой-либо спорный законодательный акт, сам активно включается в кампанию воздействия на законодателей.

Лоббистская деятельность базируется на правовой основе. В США, где лоббизм пользуется большим влиянием, а некоторые авторы называют его «третьей палатой» законодательных учреждений и легальным элементом системы управления Америки, была разработана целая система законов о лоббизме начиная с ХIХ века. В 1995 году Конгресс принял новый закон о раскрытии лоббистской деятельности. Закон о лоббизме дополняет серия смежных законодательных актов – законы об этике государственных служащих, федеральных избирательных кампаниях и др.

В ряде стран, в отличие от США, нет федеральных законов о лоббистской деятельности. Так, в ФРГ этот политический институт контролирует ряд правовых актов и существует множество «заинтересованных групп»: Объединение немецких профсоюзов, Федеральное объединение союзов немецких работодателей, Союз налогоплательщиков, Союз демократических ученых, Немецкий спортивный союз и многие другие. На региональном и федеральном уровнях существует множество объединений германских промышленников, ремесленников, студентов, врачей, деятелей культуры, потребителей товаров широкого спроса и т.д. По некоторым данным, в ФРГ насчитывается от 4 тыс. до 5 тыс. таких объединений.

Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Среди них в США наиболее крупными являются Торговая плата США, Национальная ассоциация промышленников, Национальная ассоциация малого бизнеса, Американская ассоциация фермерских бюро и многие другие.

В России также сложилась система ассоциаций представителей бизнеса, которые выступают как «группы давления»: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торговая палата и т.д.

Важная задача, стоящая перед предпринимательскими ассоциациями – воздействие на формирование политической стратегии правительства, используя различные организационные формы. Например, это «круглый стол» бизнеса, совещательные комитеты бизнеса при правительстве и другие формы.

В России лоббистская деятельность интенсивно развивается. Однако механизм взаимодействия корпоративных структур с исполнительной и законодательной властью не прозрачен, отсутствует правовая база – нет закона о лоббистской деятельности на федеральном уровне. Подготовлено несколько проектов соответствующего закона начиная с 1995 года, однако ни один из них не вышел на утверждение российским парламентом.

В дополнение к промышленно-финансовым группам (таким, например, как «Альфа-группа») как группам давления складывается профсоюзное лобби, неплохо представлены интересы страховых кампаний.

Крупнейшими «группами давления», представителями гослоббизма являются: 1) военно-промышленный комплекс; 2) топливно-энергетический комплекс (ТЭК); 3) аграрно-промышленный комплекс. Сейчас в силу объективных и субъективных причин в фаворите ВПК, силовые структуры.

ТЭК России, например, не несет ответственности за эксплуатацию, сохранность и возобновление недр, окружающей среды. Ранее экологический фонд вел мониторинг в регионах, собирал штрафы за загрязнение, направляя их на природоохранные мероприятия. Экологический фонд был ликвидирован в 2002 году. Это решение пролоббировали в Государственной Думе и правительстве коммерческие структуры, не желающие в полной мер платить за загрязнение окружающей среды, введена секретность информации о запасах нефти и газа.

В мировой практике лоббисты представляют собой штат людей высокой квалификации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполняют роль посредников в разного рода делах между заинтересованными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса правительства.

Таким образом, лоббист – это профессионал, который поддерживает контакт с членами парламента, правительства или администрации президента для того, чтобы оказывать воздействие на их мнение по отдельным вопросам внутренней и внешней политики, принятие конкретных законов, внесения или блокирования поправок к ним и т.д.; добиться налоговых или иных льгот, финансовых выгод для своего клиента.

Законы о механизме лоббирования предусматривают регистрацию лоббистов и их клиентов, порядок оплаты и контроля результатов деятельности. Основными формами вознаграждения за лоббистскую деятельность являются: оплата отдельных услуг (профессиональные фирмы назначают оплату за каждый час или день своей работы), контракт на определенный срок; соглашение об участии в использовании прибыли и др. Доходы лоббистских фирм и индивидуальных специалистов подлежат налогообложению и регулярным аудиторским проверкам. Однако полная информация о деятельности таких специалистов является коммерческой тайной.

Мировая практика свидетельствует, что не существует единственного способа лоббирования. В целом приемы лоббистской деятельности можно сгруппировать следующим образом:

1) Наблюдение, консультации, отслеживание событий в сфере государственной политики, которые могут повлиять на основные интересы клиента. Сотрудники консалтинговых фирм следят за законопроектами, посещают слушания комиссий, поддерживают отношения с чиновниками основных ведомств и информируют обо всем своего клиента. Осуществляют прогноз результатов будущего голосования по законопроектам, перспективы выдачи лицензии или включения программы клиента в кредитные линии и т.п.

2) Активная защита интересов клиента через контроль подготовки тех законопроектов или административных решений, которые могут неблагоприятно повлиять на дела клиента, добиваются законопроектов, которые приоритетно обеспечивают выгоды клиента.

Читайте также:  Инфраструктура бизнеса что это

3) Создание режима наибольшего благоприятствования интересам клиента.

4) РR – кампания в интересах клиента в СМИ.

В США и других странах развит иностранный лоббизм. С его деятельностью была связана покупка Аляски. Сейчас китайский лоббизм активно проникает в американскую политику.

Источник: poisk-ru.ru

Группы интересов. Группы давления.

Американский политолог А. Бентли впервые стал рассматривать политическую жизнь как взаимодействие различного рода общественных групп, основанных на общем политическом интересе и существующих параллельно с государственными структурами. Таким образом, группу интересов можно определить как негосударственный социально-политический институт, обладающий общностью целей, организационной структурой и ведущий совместную политическую деятельность. Роль негосударственных объединений чрезвычайно велика – они организуют и представляют общественно-политический интерес, являясь, таким образом, связующим звеном между государством и гражданским обществом.

1. Американские ученые Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделяют четыре типа групп интересов:

· спонтанные, то есть стихийно организованные, часто ориентированные на насилие (манифестации, бунты);

· неассоциативные, то есть неформальные, непостоянные и ненасильственные, формирующиеся на основе родственных связей, вероисповедания и т. п. (религиозная сетка, студенческая группа)

· институциональные, то есть формальные организации, помимо выражения интересов, наделенные и другими функциями (партия, собрание, администрация)

· ассоциативные, то есть добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации (профсоюзы, группы деловых людей, этнические и религиозные ассоциации граждан).

2. Французский политолог М. Дюверже предложил подразделять группы интересов по критерию их организационных структур на:

а) массовые (профсоюзы, молодежные организации, организации ветеранов и т. д.)

б) кадровые (предпринимательские союзы, элитарные организации).

В) научно-исследовательские центры и фонды, рекламные агентства.

Кроме того Дюверже различал группы интересов действующие исключительно в политической сфере и организации, для которых оказание политического давления составляет лишь какую-то часть их деятельности (профсоюзы. церковь и др.).

3. Типология, как раз и ориентированная на пять различных общественных сфер, деятельности заинтересованных групп, была разработана У. фон Алеманом:

1) организованные интересы в экономической сфере и в мире труда: предпринимательские объединения, профсоюзы, потребительские союзы;

2) организованные интересы в социальной сфере: объединения защиты социальных прав (общество слепых, союзы пенсионеров и др.), объединения социальных достижений (благотворительные организации), группы самопомощи (общество анонимных алкоголиков) и др.;

3) организованные интересы в сфере досуга и отдыха: спортивные союзы, кружки общения и реализации хобби;

4) организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: церкви, религиозные секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, союзы деятелей искусств.

5) организованные интересы в общественно-политической сфере: духовные, этические, правозащитные («Международная амнистия», «Врачи без границ»), общественные движения (экологическое, разоруженческое, феминистское).

Для достижения своих целей группы интересов применяют самые разные методы. Это и оказание консультационных и экспертных услуг правительству, и разворачивание общественных кампаний, чтобы убедить правящую элиту в законности своих требований, для чего широко используются средства массовой коммуникации. Это и угрозы, и использование “потенциала для шантажа”, если же они не приводят к цели, то могут использоваться деньги, для того, чтобы “купить согласие”. Наиболее мощные группы интересов могут саботировать действия правительства, например, парализуя производство, затрудняя действия некоторых важных государственных служб или вызывая в стране финансовую панику. Иными словами, ресурсы для достижения групповых интересов охватывают чрезвычайно широкий спектр — от убеждения и консультирования, до прямого действия.

Деятельность организованных групп интересов в промышленно развитых странах Запада давно уже регулируется нормативными актами, Конституциями, постулирующими право граждан на объединение.

Группа давления – общественное объединение, которое активно добивается удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. В качестве групп давления могут выступать профсоюзы, организации предпринимателей, религиозные группировки, молодежные движения, советы ветеранов, феминистские организации и т. п. Следует отметить, что деятельность по оказанию давления на структуры политической власти не является для данных групп обязательной, неизбежной. Группа давления, например, профсоюз, может оставаться группой интересов и заниматься решением своих внутренних проблем.

Одной из наиболее распространенных форм воздействия групп давления является лоббизм – система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов; форма влияния групп давления на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббизм – нормальное и необходимое явление в политической жизни, выступающее в качестве института демократического процесса. Явление лоббизма естественно и закономерно и особенно распространено в условиях развитых демократических режимов, чему способствует высокая степень социальной стратификации и, соответственно, многообразие интересов, а также широкие возможности для политического участия граждан.

Лоббизм выступает в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества и защищает интересы граждан в условиях рыночной системы, когда государство зачастую устраняется от выполнения данной функции. Кроме того, лоббистские группировки являются посредниками между законодательной и исполнительной ветвями власти, выполняя задачи аргументации, подготовки и принятия политических решений.

В качестве легальных, лоббистская деятельность принимает формы:

• выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

• представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;

• проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;

• организации демонстраций, маршей, пикетирования и т. д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

• взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;

• шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др. В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей.

Сложившаяся практика лоббистской деятельности показывает, что самым мощным лоббистом был и остается бизнес. Его влияние может выходить за национальные рамки и проявляться на ‘’наднациональном’’ уровне. Существующие законодательства по лоббизму, как правило, особо выделяют деятельность иностранных лоббистов или лоббистов, проводящих интересы иностранной кампании или фирмы. Делается это, прежде всего, чтобы оградить интересы национальной экономики.

Взгляды:

1. Сторонники концепции либерального корпоративизма считают, что заинтересованные группы выполняют в условиях демократии, наряду артикуляцией интересов, чрезвычайно важную функцию контроля за деятельностью государственной администрации (подразделения которой сами являются группами интересов). “Для того, чтобы система плюрализма и демократии была работоспособна в административной сфере, пишет, в частности, Дж. Ла Паломбара, — необходимо согласиться с тем основополагающим фактом, что большинство предъявляемых правительству требований выражают частные интересы и они не обязательно имеют ввиду общие интересы и “благо нации”. Необходимо признать также, что государственно-административная система сама расчленена в соответствии со сферами политики и что подразделения государственной администрации — во всех странах — борются друг с другом за свою долю государственных расходов и ресурсов, которыми неизбежно подкрепляется политика”.

К наиболее важным характеристикам неокорпоративной модели принято относить следующие:

1. специфический, централизованный механизм артикуляции интересов;

2. характерный способ распределения экономических и политических ценностей, по результатам переговоров;

3. высокая степень ангажированности партнеров в процессе осуществления совместно выработанных решений, а также зависимость эффективности в реализации соглашений от силы и представительности отдельных структур (Р. Хербут).

В других странах, где неокорпоративизм имел меньший успех (Великобритания, США и др.) действует плюралистская модель взаимодействия групп интересов. При плюрализме группы интересов осуществляют давление на политические элиты более спонтанным образом. Одной из важнейших черт плюрализма является большое число акторов, участвующих в политическом процессе. Плюралистическое распределение благ имеет более стихийный характер, близкий к рыночной конкуренции. Перераспределение благ и привилегий является эффектом организованного давления, а процесс принятия политических решений происходит в результате острой конкуренции, а не сотрудничества групп интересов, поскольку малые группы интересов относительно редко руководствуются ценностями, связанными с общественным интересом, ориетируясь, по преимуществу, на получение выгоды.

Плюрализм предполагает, что оптимальным путем, делающим возможным изменение социально-экономической системы в сторону большей справедливости и создающим благоприятные условия для достижения политического консенсуса, является свободная игра интересов. Неокорпоративизм главную роль приписывает кооперации и координации интересов, которые ведут к широким социальным соглашениям. Однако, очевидно, что как та, так и другая модель являются идеальными конструкциями, на практике действуют смешанные системы взаимодействия групп интересов.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин