Почему-то у многих закрепилось понятие, что общественный транспорт — это бизнес. Что он должен быть окупаемым, приносить прибыль, в нем должна быть конкуренция и так далее.
Давайте разберёмся, верно ли это.
Для этого посмотрим на примерах. Благо, далеко смотреть не надо, такие «примеры» есть в большинстве городов России. Обычно, есть два сценария «конкурентного» транспорта.
В одних городах транспорт работает по принципу «конкуренции» между разными формами собственности. Вот муниципалы (электротранспорт), вот частники (маршрутки) и они воюют между собой за пассажира.
Муниципалы располагает более комфортным и вместительным подвижным составом , льготами .
Частники «уделывают» скоростью и меньшими интервалами .
Муниципалы из-за своей «социальности», неторопливости, более дорогим обслуживанием большего подвижного состава и необходимости соблюдать правила и законы несут убытки и требуют субсидий .
Частники, напротив, получают прибыль . Как? С помощью гениального бизнес-плана? Нет, всё намного прозаичнее — за счёт экономии на всём и вся.
Как общественный транспорт Татарстана снова проломил дно?
Экономия на зарплатах — один водитель без кондуктора на весь день и серая зарплата.
Экономия на безопасности — гонка за деньгами пассажирами и выжимание всех соков из техники без нормального обслуживании.
Экономия на удобстве — покупка микроавтобусов и ПАЗиков (там, где пассажиропотоки требуют автобусы побольше), без вежливости, льгот и прочих удобств.
Получаем это.
В других городах кто-то решил избавиться от муниципального транспорта и претворить мечту многих «экономистов».
Получился маршруточный рай: с десятками газелек, с полным пофигизмом перевозчиков «а зачем», ведь «куда денетесь та», с постоянными и неудержимыми хотелками по повышению тарифа, без льгот, конечно.
Это я придумал? Да нет, это всё так, например, в Африке:
Или в Астрахани — город, уничтоживший муниципальный транспорт так таковой.
Что в итоге? Качество перевозок низкое, конкуренция почему-то не повышает его. Странно, думаете вы. Но давайте подумаем.
Если одно кафе плохое, вы просто не будете ходить туда, а будете ходить в другое, где будет хорошо.
А если вы попадёте в маршрутку с водителем-грубияном, то вы откажетесь от поездки на этом маршруте? Ну хорошо, а если это единственный вариант добираться на работу? Куда вы денетесь?!
А если есть другие маршруты? Там наверняка примерно также. Ну просто потому, что люди выбирают, на каком из автобусов, примерно по этим принципам:
- что первым придёт
- где в салоне меньше людей
- что (может быть) приедет до места назначения быстрее
Способствуют эти критерии выбора улучшению качества услуги? Вряд ли.
«Что первым придёт» способствует гонкам за людей.
С «Где в салоне меньше людей» ещё смешнее. Чему это может способствовать? Повышению цены, чтоб меньше людей ездило))) Покупке вместительного подвижного состава? Ну так он будет возить воздух в межпик, да и расходов требовать больше, что не вписывается в «бизнес-план» маршрутчика и стремлению сделать транспорт прибыльным.
Работа ИП на ЗАКАЗНЫХ автобусах. Полная история. Все про бизнес. Полезно перевозчикам.
«Что (может быть) приедет до места назначения быстрее» критерий тоже сложный. Это может про то, что маршрут, в отличие от другого, может проходить более оптимально для пассажира? То, что водители ездят быстрее других? Ну это про безопасность.
То есть мы видим, что ни один из критериев якобы выбора, по которым ищет пассажир, на чём ехать, не способствует повышению качества услуг. Скорее пересесть на свой автомобиль.
Транспорт — эта не та сфера, в которой конкуренция и выстраивание правил игры рынка с обязательной прибыльностью идёт ему на пользу! Напротив, псевдоконкуренция приводит к деградации транспорта .
Транспортная система, как медицина, образование, полиция, коммунальные службы — необходимый элемент для обеспечения жизнедеятельности города, который для нормального функционирования должен субсидироваться. И управляться, конечно, не по правилам невидимой руки рынка.
— Как можно организовать транспорт? Сделать весь транспорт муниципальным? А не жирно ли будет для бюджета?
Можно, но да, не у каждого города хватит средств это сделать.
Но мы можем по-другому. Можем создать единого оператора перевозок , оптимизируем маршрутную сеть. Оператор устраивает конкурсы на обслуживание маршрутов, устанавливает требования к качеству перевозок (соблюдение расписания, единая система оплаты, вежливость и т.д.), критерии (подвижной состав, стоимость транспортной работы), заключает договор с победителем.
Перевозчик получает деньги не за количество пассажиров , а за выполненную транспортную работу (исключаются гонки и ранний уход с линий), он заинтересован в качественных перевозках, ведь за несоблюдение договора оператор может и оштрафовать его.
Оператор создает тарифную систему, выпускает и продаёт билеты, собирает всю выручку и выплачивает за работу перевозчикам. Недостающие доходы субсидируются городом.
Конкуренция переходит с улиц в кабинеты, тогда как на улице транспорт работает не как отдельные структуры, а как единая команда. Неважно, частник, муниципал, один перевозчик, другой перевозчик, если они все работают в единой системе.
Источник: dzen.ru
«Маршрутка бизнес-класса»: как работает сервис перевозок «По пути» в Москве
Новый сервис запущен в четырех поселениях ТиНАО в дополнение к регулярным автобусным маршрутам. Ожидается, что он будет пользоваться популярностью: только за время тестирования участники совершили более трех тысяч поездок.
Теперь почти 90 тысяч горожан с помощью мобильного приложения могут заказать транспорт, выбрав нужную остановку отправления и прибытия. Конечная — метро «Прокшино». Отсюда транспорт отправляется обратно. Стоимость одной поездки — всего 46 рублей. Это практически такси, в котором только работают не легковые автомобили, а 30 новых комфортных автобусов.
Вместимость каждого — 19 человек.
Как рассказал первый заместитель руководителя Департамента транспорта Москвы Роман Латыпов, автобус останавливается на виртуальной или обычной остановке. Транспорт специально окрашен в желтый цвет, чтобы пассажиры не перепутали его с другими автобусами.
— Они очень комфортные. В каждом есть USB-зарядка, телевизор, — отметил Латыпов.
Автобусы приезжают после заказа к указанной точке не позже чем через 20 минут. Перемещение транспорта можно отслеживать по карте и заказывать его под свой маршрут.
— Гибкими маршрутами управляет довольно сложная математическая модель. Автобусы не ходят по фиксированному маршруту, они меняются у каждого из автобусов в зависимости от того, как жители ТиНАО их заказывают. Сейчас работает порядка 30 автобусов, но их количество по мере востребованности может быть увеличено, — добавил Латыпов.
Заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Максим Коновалов в свою очередь отметил, что сервис насчитывает 150 остановок, из которых 43 — виртуальные.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
Виртуальная остановка выглядит как столбик с дорожным знаком. Это связано с тем, что возможность поставить полноценный остановочный пункт есть не везде.
— Мы брали и маленькие, и большие поселения, которые входят в первую зону обслуживания сервиса, — пояснил Коновалов.
Как пользоваться
Для того чтобы заказать автобус, сначала нужно установить на телефон приложение «Московский транспорт». Затем указать начальную и конечную точки маршрута, после чего оплатить поездку онлайн. Для входа в автобус потребуется при входе отсканировать QR-код.
По словам Коновалова, воспользоваться транспортом без предварительной оплаты нельзя:
— С улицы он никого не подбирает, только через приложение и привязку к банковской карте.
Если у пользователя возникнут какие-либо проблемы с использованием сервиса, он может позвонить по номеру 3210 в службу поддержки. Специалисты также расскажут все подробности и нюансы работы автобусов.
Никита Качарава, житель района Кунцево, стал одним из первых, кто протестировал новый сервис перевозок «По пути». По его словам, «как маршрутка автобус не ощущается, транспорт по уровню комфорта — бизнес-класс».
— У меня девушка живет в Красной Пахре, это за Троицком и еще дальше. Мне было накладно до нее добираться по финансам, поскольку для быстрой поездки приходилось выбирать такси, а это рублей 700 и более, либо очень долго ехать на городских автобусах. Потом я узнал, что проводится тестирование сервиса «По пути». И мне он пришелся очень даже кстати. Теперь я с комфортом добираюсь до любимого человека, — поделился горожанин.
Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, который поддерживает HTML5 видео
Видео: Telegram / Дептранс Москвы
Мэр Москвы Сергей Собянин в четверг, 30 сентября, рассказал о московской программе пилотного тестирования инноваций. Она стартовала в мае 2020 года. С тех пор в столице заключили более 40 контрактов на внедрение инновационных решений.
Мэр выделил наиболее интересные проекты. Среди них машины-беспилотники, предложенные специалистами НИИ «МосТрансПроект» и МАДИ. Автомобили помогают медсестрам из Первой градской больницы на Ленинском проспекте доставлять анализы из больничных корпусов в лабораторию.
Еще одним интересным реализованным проектом Сергей Собянин назвал дроны-беспилотники для круглосуточного патрулирования, которые используют спасатели. Для этого была разработана станция автономного базирования, на которой робот-манипулятор меняет дронам аккумуляторы, в результате они могут сутками находиться в воздухе без вмешательства операторов.
Источник: vm.ru
«Сбербизнес.Транспорт» стал доступен предпринимателям со всей России
Отраслевое решение «СберБизнес.Транспорт» стало доступным для подключения предпринимателям со всей России. Инструмент запустили в начале года. Он предназначен для предпринимателей, которые занимаются грузоперевозками.
«Решение «СберБизнес.Транспорт» представляет собой быстрый и удобный способ управления бизнесом без переключения между различными программами, переноса и синхронизации данных. Мгновенный доступ к ключевым показателям, управление процессами, умные виджеты, разработанные с учетом специфики отрасли, и облегченный эргономичный интерфейс помогают снизить трудозатраты предпринимателя, сэкономить его время, снизить вероятность ошибок и оптимизировать бизнес-процессы предприятия. Решением для грузоперевозчиков уже пользуется более трех тысяч компаний. «СберБизнес.Транспорт» можно назвать самым быстрорастущим из отраслевых решений Сбера с точки зрения прироста пользовательской аудитории: ежедневно его подключает в среднем 80-100 клиентов», — отметила директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка Анна Лоевская.
«СберБизнес.Транспорт» подключается в интернет-банке и позволяет работать с грузоперевозками в формате одного окна. Предприниматели могут управлять заказами на перемещение грузов, автопарком предприятия, контролировать показатели бизнеса при помощи виджетов оперативной аналитики. Грузоперевозчики могут назначать водителей в рейсы, проверять благонадежность заказчика, рассчитывать расходы на маршрут, управлять статусами заказа и работать с должниками. Их сотрудникам доступно мобильное приложение для водителей, в котором можно просматривать назначенные заказы, брать в работу и завершать их, быстро связываться с контактами на точках погрузки и выгрузки.
Отраслевое решение «СберБизнес.Транспорт» доступно для подключения всей аудитории интернет-банкинга «СберБизнес», которая насчитывает 2,6 миллиона клиентов.
Сбер первым на финансовом рынке запустил отраслевые решения — специализированные цифровые сервисы, встроенные в интернет-банк для предпринимателей «СберБизнес. Предпринимателям» уже доступны решения с наборами сервисов, кастомизированными под различные отрасли: «СберБизнес.Недвижимость», «СберБизнес.ЖКХ», «СберБизнес.Оптовая торговля».
Источник: lenta.ru