В слаборазвитых странах, традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить.
«Как другую крайность, — пишет П. Самуэльсон, — можно представить себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который произвольно своими декретами или приказами решает вопросы: «Что? Как? Для кого?”». При командной экономике вопросы: «Что? Как?
Для кого?» — определяются правительством, а нередко и «правителем», приказывающим индивидам и фирмам выполнять доведённый до них сверху план любой ценой. При такой системе общество перестаёт развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение исторически неизбежен.
Рыночный механизм — это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством купли-продажи (обмена) в целях решения основных проблем экономики. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объёмы производства.
В рыночной системе есть определённый порядок: всё нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную конъюнктуру, обречён на разорение.
Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: что, как и для кого производить — в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить все человеческие проблемы, а иногда даёт и неприемлемые решения.
Следует сразу оговориться, что в данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования, в которых рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.
Какая особенность экономики слаборазвитых стран упомянута в тексте? Какая экономическая система, по мнению автора, неизбежно заводит общество в тупик? Что, по мнению автора, представляют собой современные экономические системы?
Что, по мнению автора, характеризует рыночный механизм как форму организации хозяйства? Используя обществоведческие знания, укажите любые два неценовых фактора спроса.
Автор пишет о том, что рынок иногда даёт неприемлемые решения проблем общества. Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите примеры любых двух таких проблем и в каждом случае поясните, как решается эта проблема в условиях смешанной экономики.
Автор отмечает, что «в рыночной системе. всё нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается». Используя текст и обществоведческие знания, объясните, как конкуренция производителей способствует повышению эффективности рыночной экономики (приведите три объяснения).
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах общества (социальных институтах), и одно предложение, раскрывающее сущность экономической подсистемы общества.
Назовите две стороны в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждой из них в судебном разбирательстве.
Французский философ-просветитель Д. Дидро (1713-1784) писал: «Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы». На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политика как один из видов деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Задания №21 — 24
В слаборазвитых странах, традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить.
«Как другую крайность, — пишет П. Самуэльсон, — можно представить себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который произвольно своими декретами или приказами решает вопросы: «Что? Как? Для кого?”». При командной экономике вопросы: «Что? Как?
Для кого?» — определяются правительством, а нередко и «правителем», приказывающим индивидам и фирмам выполнять доведённый до них сверху план любой ценой. При такой системе общество перестаёт развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение исторически неизбежен.
Рыночный механизм — это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством купли-продажи (обмена) в целях решения основных проблем экономики. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объёмы производства.
В рыночной системе есть определённый порядок: всё
нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную конъюнктуру, обречён на разорение.
Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: что, как и для кого производить — в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить все человеческие проблемы, а иногда даёт и неприемлемые решения.
Следует сразу оговориться, что в данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования, в которых рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.
Какая особенность экономики слаборазвитых стран упомянута в тексте? Какая экономическая система, по мнению автора, неизбежно заводит общество в тупик? Что, по мнению автора, представляют собой современные экономические системы?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить; 2) ответ на второй вопрос, например: командная: 3) ответ на третий вопрос, например: смешанные образования, в которых рынок тесно взаимодействует с государством Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно даны ответы на три вопроса | |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | |
Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Что, по мнению автора, характеризует рыночный механизм как форму организации хозяйства? Используя обществоведческие знания, укажите любые два неценовых фактора спроса.
Автор пишет о том, что рынок иногда даёт неприемлемые решения проблем общества. Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни, приведите примеры любых двух таких проблем и в каждом случае поясните, как решается эта проблема в условиях смешанной экономики.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены примеры проблем и соответствующие пояснения, допустим: 1)решение проблемы, связанной с производством общественных благ (оборону страны, развитие сфер здравоохранения и образования, финансирование фундаментальной науки и проч. берёт на себя государство); 2)решение проблемы безработицы (государство проводит политику поддержки занятости и проч.). Могут быть даны другие пояснения, названы и пояснены иные проблемы | |
Правильно названы и пояснены две проблемы | |
Правильно названы одна-две проблемы, дано пояснение по одной из них | |
Правильно названы две проблемы | |
Правильно названа одна проблема. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный * | |
Максимальный балл |
Автор отмечает, что «в рыночной системе. всё нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается». Используя текст и обществоведческие знания, объясните, как конкуренция производителей способствует повышению эффективности рыночной экономики (приведите три объяснения).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие объяснения, например: 1) конкуренция ведёт к разорению тех, кто не сумел оценить рыночную конъюнктуру; 2) конкуренция заставляет производителей снижать издержки, используя более совершенную технику, оборудование и проч.; 3) конкуренция заставляет производителя реагировать на спрос, следить за модой, производить товары лучшего качества и т.д. Могут быть даны иные объяснения | |
Приведены три объяснения | |
Приведены два объяснения | |
Приведено одно объяснение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах общества (социальных институтах), и одно предложение, раскрывающее сущность экономической подсистемы общества.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: | |
1) смысл понятия, например: Часть мира, обособившаяся от | |
природы, но тесно связанная с ней, включающая в себя способы | |
и формы взаимодействия людей; | |
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или | |
объяснение смысла понятия.) | |
2) одно предложение с информацией об институтах общества | |
(социальных институтах), опирающейся на знания курса, например: | |
Социальные институты в разных сферах жизни объединяют | |
значимые общественные ценности, нормы, связи | |
и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества; | |
(Может быть составлено другое предложение, содержащее | |
информацию об институтах общества (социальных институтах).) | |
3)одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса | |
сущность экономической подсистемы общества, например: | |
Экономическая подсистема включает в себя производство, обмен, | |
распределение и потребление материальных благ и услуг, | |
финансовые учреждения, а также отношения людей в этих | |
процессах. | |
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее | |
с опорой на знания курса сущность экономической подсистемы | |
общества.) | |
Предложения должны быть сформулированы корректно, | |
не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его | |
аспектов. | |
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются | |
при оценивании. |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение^), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
Максимальный балл |
Назовите две стороны в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждой из них в судебном разбирательстве.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примером процессуальные роли двух сторон, например: П истец, допустим: Ирина предъявляет в суд иск к своему соседу Сергею с требованием возместить ущерб, нанесённый её имуществу вследствие залития её квартиры; 2) ответчик, допустим: Сергей приводит доказательства того, что квартира соседки была залита из-за того, что коммуникации дома сильно износились и долгие годы не ремонтировались. (Действия истца к и ответчика могут быть проиллюстрированы как на одном, так и на разных событиях.) Могут быть приведены другие примеры | |
Правильно названы две стороны, проиллюстрированы примером(-ами) действия каждой из них | 3 ‘ |
Правильно названы одна-две стороны, проиллюстрированы действия одной стороны. ИЛИ Правильно названа только одна сторона, проиллюстрированы действия двух сторон | |
Правильно названы только две стороны, ИЛИ Стороны явно не названы, но проиллюстрированы действия двух сторон | |
Правильно названа только одна сторона. ИЛИ Стороны явно не названы, проиллюстрированы действия одной стороны. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Французский философ-просветитель Д. Дидро (1713-1784) писал: «Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы». На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: объективность: 2) объяснение, например: истина предполагает изучение мира таким, какой^ он есть вне и независимо от человека; полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и авторитетов, от того, сколько времени потрачено на достижение тех или иных результатов; ; 3) две характеристики (черты), например: — истина всегда конкретна (соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях); — существование относительной истины (истинное знание может соответствовать познаваемому предмету с разной степенью полноты). Элементы ответа могут быть даны в других формулировках | |
Правильно даны ответ на вопрос, объяснение, названы две характеристики (черты) | |
Правильно даны ответ на вопрос, объяснение, названа одна характеристика (черта). ИЛИ Правильно дан ответ и названы две характеристики (черты) | |
Правильно даны ответ на вопрос и объяснение. ИЛИ Правильно дан ответ и названа одна характеристика (черта). ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос | |
Ответ на вопрос отсутствует (дан неправильный ответ) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политика как один из видов деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источник: poisk-ru.ru
Какие критерии общественного прогресса называет автор. Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <. >с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области.
Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие положения:
1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса;
2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) критерии общественного прогресса, названные автором:
— способ производства материальных благ (экономический);
— положение человека в обществе (общефилософский);
2) не названный автором критерий, например:
— степень демократизации общества;
— средняя продолжительность жизни;
— уровень детской смертности;
— уровень свободы СМИ.
Текст 3.
На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.
В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.
Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.
При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса;
2) автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса.
Правильный ответ должен содержать характеристики жизни в более отсталых и голодающих странах, например:
— недостаточное и некачественное питание;
— низкая продолжительность жизни;
— тяжелые жилищные условия;
— не хватает пахотных земель;
— производительность сельскохозяйственного труда низка, и часты засухи или наводнения;
Текст 4.
1. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
2. Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
3. Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
4. По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса.
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
(В. Кохановский)
Пояснение.
1) Ответ на первый вопрос:
— нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало.
2)Можно привести такое пояснение:
— «В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций».
3) Факторы, повлиявшие на изменение критериев:
— нарастание нестабильности в мире.
2.Пояснение.
1) главный критерий общественного прогресса:
— В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком.
2) Трактовка регресса:
— Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
3) Объяснен смысл понятия, например:
— Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни.
3.Пояснение.
1) главный критерий общественного прогресса:
— В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком.
2) Трактовка регресса:
— Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
3) Объяснен смысл понятия, например:
— Общественный прогресс — это направление развития от низшего (простого, несовершенного) к высшему (сложному, совершенному), охватывающее все сферы общественной жизни.
Пояснение.
1. Технический прогресс может облегчить труд людей, но наносить ущерб экологической обстановке.
2. Введение норм демократии «по американски» вызывает резкое неприятие в ряде мусульманских стран, например Ираке.
3. Использование компьютерных технологий вызывает при неправильном использовании резкое ухудшение состояния здоровья.
Текст 5.
1. Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте смысл понятия «реформа».
Наиболее распространенный образ революции. имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.
Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста.
Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.
Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.
В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.
Пояснение.
1) В ответе называются предпосылки революции:
— вопиющие проявления социальной несправедливости;
— фундаментальные социальные аномалии;
— появление политических организаций.
2) В ответе раскрывается смысл понятия реформа, например: реформа — изменения инициируемые государственной властью, затрагивающие, как правило, только одну из сфер общественной жизни и не изменяющие фундаментальные основы общественного строя.
Текст 6.
Источник: infopedia.su
Автор видит сильные и слабые стороны малого бизнеса опираясь на знания курса назовите
briochetina 4 года назад
Светило науки — 11970 ответов — 364324 помощи
1)
Автор выделяет статичные (традиционные) и динамичные общества. Различия:
— «Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом»
— «Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются.»
2)
Автор считает, что молодежь имеет социальную функцию в обществе. Реализация: «в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам»
3)
По мысли автора реформаторы должны поощрять потенциал молодых, должны обращаться к молодежи, потому что молодежь – обновляющий элемент. Многие революции необязательно ведут к положительному, хотя там участвуют молодые. Или исторический пример: детский крестовый поход, когда дети погибли не достигнув ни цели, и будучи использованными в политических целях.
4)
Он обосновывает это так «Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением.»
Я согласна с подобным мнением автора. Потенциал молодежи не реализован, и поэтому молодежь просто повторяет историю своих родителей, не принося ничего нового.
Источник: vashurok.com