Создание куклы издавна считалось тончайшим искусством — коллекционеры и любители готовы отдавать немалые деньги за то, чтобы пополнить свою коллекцию понравившимся экземпляром. О том, как развивается кукольный хендмейд в России, с какими сложностями сталкиваются мастера и почему создание кукол важнее карьеры — в материале «Ножа».
Наталья Фомичева, Москва: «Ни одну куклу изначально продавать не хочется»
По образованию я архитектор и всю сознательную жизнь проработала в сфере проектирования в достаточно брутальной должности. В какой-то момент поняла, что устала от груза ответственности и больше не хочу работать в прежнем темпе. Лет пять назад в интернете я наткнулась на видеоролик, в котором молодая семейная пара создает кукол из фарфора.
Этот процесс меня так заворожил, что некоторые время спустя я уже сознательно посетила выставку кукол на Тишинке. Меня поразило тогда, сколько людей занимается таким, как мне тогда показалось, несерьезным делом, и какое колоссальное удовольствие они от этого получают. После посещения той выставки я решила заняться куклами.
Как дорого продать текстильную куклу.
Раньше я довольно много шила, но на двадцать лет забросила это занятие. А тут достала машинку, и руки быстро все вспомнили. Начала с простых кукол-тыквоголовок, потом стала делать более сложных кукол из текстиля, изучала разные техники, а их оказалось очень много. Для меня сложность заключалась еще и в том, что в архитектуре я привыкла к нормативам, которые нужно учитывать в работе, поэтому вначале это очень ограничивало мой творческий процесс.
Я старалась понять, как нужно делать «правильно», какой кукла «должна быть», и только спустя какое-то время поняла, что правильно так, как хочется — в искусстве, к счастью, нет ограничений.
Возможно, у тех, кто приходит из более свободных профессий, такой проблемы нет.
Через два года я все-таки решила, что пора замахнуться и на шарнирных кукол. Свою первую шарнирку я делала по книжке японского мастера, из самозастывающего пластика Ladoll, и она получилась, мягко говоря, не совсем удачной. Некоторые детали были деформированы, ни один шарнир не стоял на месте. Тогда стало понятно, что без обучения у профессионалов не обойтись, и я взяла курс у одного известного мастера по шарнирным куклам. Год назад я сделала свою первую удачную шарнирную куклу Бетти с медвежонком.
В мире хендмейда я увидела огромное количество успешных женщин. Не потому, что у них нет семейных или финансовых проблем. Просто они реализуют себя в творчестве и уже от этого счастливы. А еще они очень открытые: не конкурируют, не завидуют друг другу, а с удовольствием делятся своими маленькими секретами.
Я считаю, что рисовать, шить и делать кукол может любой человек. Да человек вообще все может. Главное — выбрать свой стиль, и обязательно найдутся люди, которые смогут его оценить.
Галина Дмитрук! Продает КУКЛЫ за 1млн и объехала весь мир с мастер классами.
* Входит в компанию Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Анна Потапова, Нижний Новгород: «Я научилась ценить этот процесс как медитацию»
У нас дома всегда было полно всяких лоскутков, потому что моя бабушка и шила, и вязала, и вышивала. Я училась у нее и одевала своих кукол. Профессию я тоже получила творческую — художник по тканям. Но на дворе были лихие 90-е, так что пришлось освоить вторую, более «хлебную» профессию юриста. К созданию кукол меня вернули дети: когда они стали подрастать, появилась необходимость заниматься с ними развитием мелкой моторики, а работа с шерстью идеально для этого подходит.
В интернете я нашла мастерицу, которая пришла к нам домой и провела мастер-класс по основам валяния. Помню, как сидела с иголочкой и думала: «С ума сойти! Да так можно любую куклу сделать!» Потихоньку я перепробовала все: сухое и мокрое валяние, делала шапки, шарфики, тапочки, валенки-пинетки — было очень интересно, что получится. Тогда я работала в отделе кадров крупной газовой компании, а куклами занималась по вечерам и в выходные. Но потом на семейном совете мы решили разделить обязанности: муж будет работать, а я — заниматься детьми и развивать свое кукольное дело.
У нас была договоренность о том, что я не беру деньги на кукол из семейного бюджета. Так что долгое время то, что удавалось зарабатывать, я полностью тратила на свой проект, и постепенно он начал приносить прибыль. Пять лет назад я стала членом Национального американского института кукольного искусства — NIADA. Чтобы заслужить эту честь, я несколько раз приезжала в США познакомиться лично и показать свои работы. Кстати, в Америке есть немало меценатов, больших ценителей искусства куклы, считающих своим долгом поддержать мастеров.
Но больше всего меня вдохновляют люди. Я очень люблю наблюдать за тем, как они двигаются, общаются, смеются. Иногда я сижу и смотрю в одну точку. Тогда можно подумать, что я бездельничаю. На самом деле я уже придумываю следующую куклу. Когда работа заканчивается, я чувствую опустошенность. Перед тем как появится новая «любовь», необходимо отвлечься от всего, переключиться.
В такой период я делаю различные bric-o-brac — симпатичные безделицы, броши. Это занятие отвлекает от любых мыслей.
Некоторые удивляются, с чего вдруг человек в зрелом возрасте начинает заниматься творчеством. Я думаю, что это не «вдруг». Ребенок всегда чувствует свое предназначение. Но амбиции родителей иногда не позволяют ему развиваться в этом направлении.
Поэтому мое увлечение куклами — это не возвращение в детский возраст. Это возвращение в состояние начала, к моим «заводским настройкам».
Работа художника-кукольника многогранна и потому очень интересна. Чтобы создать куклу, нужно быть одновременно и скульптором, и художником, и портным, и парикмахером.
А еще эта работа невероятно трудоемка. Я тщательно работаю над каждым этапом и, пока не буду довольна результатом, никогда не продвинусь дальше. Работа над одной куклой занимает в среднем от двух до четырех недель в зависимости от сложности образов и аксессуаров.
В работе я использую натуральные ткани: шелк, батист, хлопок. Особый шик могут придать антикварные кружева и ткани. Для причесок лучший вариант — шерсть ангорской козы. Она очень мягкая, напоминает человеческий волос, только немного потоньше. Такие «волосы» можно и распрямить, и накрутить, и уложить в сложную прическу.
Основное время для работы у меня с утра до четырех дня. Потом «детское время»: школа, сад, кружки, уроки. К работе над куклами возвращаюсь уже после десяти вечера. Но перед выставкой я с головой ухожу в работу и каждую секунду использую, чтобы реализовать все задуманные образы.
В прошлом году я подготовила для выставки проект «Четыре сезона». Осень я изобразила девушкой в ожидании с корзиной спелых яблок; зиму — ангелом Рождества; весну — юной девушкой, зачерпывающей в ладони воду чистого ручейка; лето — знойной красавицей на сеновале. Помимо них, добавила сценки с девчонками помладше. Летняя девочка ловила бабочек, весенняя запускала кораблики, осенняя кружилась в листопаде, а зимняя кидала снежки. Еще у меня были коллекции на тему сказок с героями из «Принцессы на горошине», «Винни Пуха», «Приключений кролика Эдварда», «Маленького принца» и «Красной Шапочки».
Моим детям больше интересны всякие монстрики и чудики, а к моим куклам они относятся с уважением: знают, что их лучше не трогать. Свою первую куклу я храню дома как талисман, но никому не показываю. Про нее я говорю так: «Она прекрасна в своей неправильности».
Каждый кукольник реализует свои мечты: кто-то виртуозно делает портретную куклу; кто-то — реборнов: вживляет волосики, одевает их в младенческие костюмчики, рисует венки; другие делают подиумных красоток или простых деревенских девчонок. Когда я приглашаю своих знакомых на выставку, они обычно говорят: «Да ты что, мы же не дети, чтобы куклами интересоваться!» Но однажды попав в мир кукол, никто не остается равнодушным.
Екатерина и Александр Даниловы, Москва: «Кукольники могут влюбиться в пару обуви или тряпочку»
У нас с мужем вот уже десять лет творческий тандем: я делаю кукол из запекаемых пластиков, а он обшивает всех наших кукол и создает обувь. К нашей первой выставке на Тишинке мы присоединились в 2012 году на общем стенде. Выставили четырех кукол, и их всех быстро раскупили. Этот маленький успех вдохновил нас на продолжение.
Теперь мы арендуем отдельные стенды и участвуем в шести выставках в год. Для нас это не просто бизнес, это образ жизни: просыпаемся рано утром и работаем допоздна, посвящаем этому все свое время.
Мне интереснее лепить мужские возрастные лица: они зачастую более выразительные, чем женские.
Как-то я задумала пожилого художника, уже представляла, как сделаю ему мольберт. Когда кукла была готова, я развела его руки, чтобы надеть рубашку, и тут же решила поменять концепцию. Мы добавили ему крылья и шлем авиатора и придумали историю: в молодости он мечтал стать летчиком, но пришлось заниматься другими вещами. А на старости лет он может позволить себе немного подурачиться.
Муж подошел к созданию обуви для кукол основательно: окончил курс «Ручное изготовление обуви» при РГУ им. А.Н. Косыгина. Так что шьет как для людей: со стелькой, на подкладке, делает супинатор. Найти качественную кожу бывает непросто, но мы знаем одно «волшебное место» в Петербурге на Ломаной улице, там целая фабрика материалов и фурнитуры.
Чтобы мы могли снять мерку, заказчики привозят нам кукол прямо в мастерскую. А бывает, присылают кукольные ноги, мы делаем колодки, а потом шьем мастер-модель будущей пары обуви. Вот сегодня пойду на почту — забирать посылку с ногами из Испании.
Сейчас мода на ретроботиночки из кожи — потертые, уже поношенные. Наверное, потому, что они будто рассказывают историю чьей-то жизни. Но мы делаем и цветные конверсы, и «паркетные» туфли на каблуке, и сандалики. Кукольники — люди со своими странностями: могут влюбиться в пару обуви или тряпочку. Поэтому нередки случаи, когда сначала покупают обувь, а уже под нее делают куклу.
Или, например, хочется приобрести и туфли, и куклу, но обувь не подходит по размеру. Тогда заказчики просят немного «подкорректировать» ногу. Кстати, наши ботиночки берут не только как обувь, но и в качестве аксессуаров: брелков, кулонов, сережек, и даже елочных игрушек.
Наши работы разлетаются по всему миру: в Европу, Америку, Арабские Эмираты. Работа «Скрипач» была подарена музыканту Андрею Державину, «Повариху» из проекта «Веселые монахи» приобрел Никас Сафронов, «Чарли Чаплина» подарил Театру наций Юрий Стоянов, «Пират на воздушном шаре» находится во французской резиденции «Академии дураков» Вячеслава Полунина.
В наших ближайших планах создать коллекцию по мотивам «Острых козырьков». Хотим сделать кукол-девочек, но одеть их в мужские костюмы и сохранить неподражаемую стилистику фильма.
А еще в этот приезд в Питер мы побывали в Русском музее и очень вдохновились картиной Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». На выставку в следующем году будем готовить персонажей этой многоликой толпы: выступающих артистов, продрогшего от холода молодого человека с кружкой сбитня в руках рядом с самоваром, франта-модника, богатую купеческую семью и малыша, закутанного поверх шубы в материнский платок. Пространство для творчества безгранично!
Источник: knife.media
Авторские куклы: как продать настроение
Можно ли заработать на неоптовом бизнесе? Об особенностях создания авторских кукол и украшений рассказывает мастер, чьи работы уже давно завоевали симпатии многих наших соотечественниц.
Первые шаги в рукоделии
Больше половины мастеров могут сказать «я мастерил с ранних лет», это касается и Юлии, но есть в этой истории и неожиданный момент.
«Я никогда не шила, не любила играть в куклы, не ходила в художественную школу и прогуливала труды. Тем не менее, я всегда была большой выдумщицей и любила рисовать, для себя. После школы я поступила на дизайнера среды, и мне очень повезло с преподавателями. Одновременно с поступлением в ВУЗ, я открыла для себя мир авторских кукол и игрушек. Он и раньше был рядом, но почему-то не занимал мое сознание, а тут вдруг все мысли и все интересы обратились в эту сторону», — рассказывает Юлия.
На первых порах помог Интернет, в котором нашлись ответы на базовые вопросы в работе с материалами. Ну а дальше были различные специализированные курсы и семинары.
О профессиональном росте
«Сложно сказать, когда меня начал устраивать результат… Мне кажется, он до сих пор меня не устраивает — моя мысль идет с опережением возможностей. Всегда, начиная новую работу, я представляю себе что-то такое, от чего должно замереть дыхание, участится сердцебиение и закружиться голова. Иногда получается. Но не у меня самой. Заканчивая текущую работу, я уже живу следующей»,- с улыбкой рассказывает Юлия.
Рождение бизнеса
Спрос – одна из важных характеристик любого бизнеса, но объективно оценить свое творчество невозможно. А если есть спрос, то можно уже не обращать внимания на то, что про тебя пишут завистники на форумах.
«Наверное, мне очень сильно повезло, но мое профессиональное занятие авторской игрушкой началось с продажи. Это было так: я разместила в своем ЖЖ фотографии кукол, которые делала моя подруга. Мы с ней начали делать их одновременно, но она явно была продуктивнее. Мне тут же написала незнакомая девушка с вопросом о том, может ли подруга сделать для нее куклу.
Подруга почему-то отказалась, а я предложила девушке свою кандидатуру. Так состоялся мой первый заказ и первая продажа»,- рассказывает Юлия.
Естественно, поначалу о прибыли вообще речи не шло. Цель была одна – чтобы окупились все затраты на материалы. Это были три года работы на свое имя, три года вложений, прожитые на иждивении у родителей. Зато теперь Юлия имеет полное право испытывать чувство гордости за то, что смогла своими силами, медленно, но стать самодостаточной.
Расходы: инструменты и материалы
«Первые шаги в этом виде творчества могут быть вовсе бюджетными. Сшить милую игрушку из кусочков старой плюшевой скатерти, набить ее синтепухом из подушки, сфотографировать красиво на фоне природы и выложить в интернет может каждый. А вот если дело пойдет и игрушка привлечет к себе внимание, потребуются вложения. Тут уже не отделаешься скатертью и подушкой», — говорит Юлия.
С развитием своего бизнеса она столкнулась с необходимостью повышения качества расходных материалов — наполнитель и ткани уже нужно стало покупать в магазине. Техника и инструменты тоже потребовались уже из разряда «для профи», но надежная швейная машинка обойдется никак не меньше чем в 5 тысяч, хорошие портновские ножницы от 300 рублей, качественные иглы, нитки, булавки, раскроечные коврики, ножи и т.д. И это еще мы не упоминали узкоспециальные шплинты, диски, стеклянные глаза на петельках, полимерную пластику и все остальное, что сделает работу уникальной.
А сколько денег может уйти на какие-то декоративные вещи типа ленточек, бусинок, пуговичек знает не понаслышке каждый, кто заходил в магазин для рукоделия. Причем, если мы, опять же, говорим о профессиональном подходе, то купить парочку глаз или метр ленты будет недостаточно. Закупаться нужно будет сразу на пару десятков, что бы быть готовым к тому, что придется повторять работу на заказ. Но это еще не все!
Позиционирование работ
«Работу нужно будет сфотографировать. Причем качественно, иначе какой смысл? Покупать хороший фотоаппарат и осветительные приборы, обращаться за помощью к профессионалам – каждый может решить сам, но это тоже затраты. Выставить работу в Интернете легко, но и за интернет надо платить, а если воспользоваться платной площадкой, то нужно и это включить в расходы.
Можно отдавать работы в галереи на реализацию, но тогда придется отдавать проценты от продажи. А встречаться со своими покупателями вживую нужно, поэтому я рекомендую закладывать в расходы так же участие в выставках. Ну и, само собой, всяческая полиграфия: визитки, бирки, брошюры, баннеры и т.д.», — одним махом Юлия увеличивает расходную часть в разы.
Стоимость и подход к ценообразованию
«На данный момент стоимость моих работ варьируется от двух тысяч до пятнадцати тысяч рублей за единицу. Судя по спросу, можно и больше, но мне комфортно именно в этих ценах
Есть несколько схем расчета цены работы: от скрупулезного подсчитывания времени и материалов, до сравнительного анализа «подобных» работ и цен у других мастеров. Но когда ты вырываешься за пределы похожести и начинаешь творить что-то совершенно запредельное, то эти схемы отпадают.
Как правильно заметила моя коллега Светлана Воинская, из одних и тех же материалов за одно и то же время можно создать как просто хорошую вещь, так и шедевр, и совершенно понятно, что шедевр не может стоить столько же»,- делится опытом Юлия.
Понятно что база цены – это затраты на материалы и проценты от затрат на инструмент и рекламу и ниже ее опускаться нельзя ни в коем случае. А вот потолок определяется опытным путем, пока покупатель будет чувствовать, что он приобрел больше, чем потратил. Разумеется, важную роль в этом будет играть внешний вид, который можно оценить только тогда, когда работа уже готова.
Клиенты и покупатели
«Моя аудитория — это молодые девушки и женщины от 20 до 50 лет… хотя, возраст — это не главное. Главное – это то, как они сами себя ощущают. На мастер-классы ко мне вообще приходят «девочки» от 14 до 80 лет. Я очень их люблю, они очень «мои». Так же как я, они не надеются на кого-то, стараются всего добиться самостоятельно, иметь на все свое мнение.
Они стараются подчеркнуть свою индивидуальность за счет ярких красок и интересных увлечений. Они интеллектуальны и оптимистичны. Я сразу вижу их на выставках, они не смотрят свысока, но изучают твои работы внимательно. Они могут быть одеты просто, но всегда с изюминкой», — рассказывает Юлия.
По ее словам, самым эффективным ресурсом для продажи работ является Ярмарка Мастеров. Помимо этой известной площадки по продаже хэндмейд-изделий, определенную долю в число продаж приносит и группа Вконтакте.
Ошибки в работе
Самая большая ошибка, по словам мастерицы, это когда тормозишь свою работу, боясь, что сделаешь что-то не так без объективных на то причин. Пусть все вокруг шьют рыжих котов, а вы шейте зеленых! Ну и что, что таких котов не бывает и создатели рыжих котов вас засмеют, но только так вы найдете своего единственного и неповторимого покупателя, которому опостылели рыжие коты, и уже так давно хотелось чуда. Хотелось зеленого кота!
Ручная работа это такая сфера, в которой не нужны сотни одинаковых кукол, игрушек или брошей. Люди, которые готовы покупать ручную работу, ищут необычные оригинальные вещи отличного качества. Дайте им их!
Совет рукодельницам
«Совет такой: ничего не бойтесь, экспериментируйте, не стесняйтесь заявить о себе и не ленитесь, любое ваше дело найдет свой отклик, а вот бездействие не даст ничего», — мотивирует Юлия.
Источник: 1cbo.ru
Изготовление эксклюзивных кукол
Рукоделие всегда у всех народов было и остается самым любимым женским хобби, которое вырастает из детской игры в куклы. Тогда, в детстве, большинство сегодняшних искусных мастериц впервые взяли в руку иглу с ниткой или вязальный крючок. Потом уже были сшитые своими руками блузки и платья, вязанные шарфы и шапки, изумительные салфетки и шали, макраме, пэчворк и бисероплетение.
Еще есть эксклюзивные куклы – удивительное хобби, воплотившее в себе все перечисленные и многие другие умения и знания, перешагнувшее рамки ремесла и вплотную приблизившееся к искусству. Увидев эти удивительные создания на выставке, в галерее или в интернете и ощутив их энергетику, невозможно удержаться от желания сделать нечто подобное. А беглого взгляда на ценники достаточно, чтобы понять, что на изготовлении эксклюзивных кукол можно очень неплохо заработать.
Чем привлекают и какими бывают авторские эксклюзивные куклы ручной работы
Почему авторские куклы так востребованы у коллекционеров дизайнеров интерьера и даже у случайных покупателей? Почти каждая из них эксклюзивна и существует в единственном экземпляре. В каждую авторскую модель мастер вкладывает частичку своей души и она, в отличие от фабричной, становится живой, теплой, одухотворенной – а это дорогого стоит.
Чтобы заниматься изготовлением эксклюзивных кукол вовсе не обязательно иметь художественное или искусствоведческое образование, достаточно любви к кропотливой ручной работе. Все нюансы и технологии этого искусства можно самостоятельно освоить с помощью мастер-классов в сети или на специальных курсах.
Тем более авторские эксклюзивные куклы ручной работы бывают и сложными в изготовлении, и предельно простыми: Обереги. Старинные примитивные куколки или фигурки животных из соломы, лозы, волокон льна и других растений, бересты.
Это, как правило, фигурки животных, смешные домовые или человечки в национальных костюмах, которых охотно покупают в качестве оберегов от любых напастей квартир, офисов, автомобилей. Они просты в изготовлении, не требуют дорогих материалов и быстро продаются, хоть и не очень дорого. Хороши для начинающих, как первый опыт овладения основами мастерства.
Интерьерные эксклюзивные куклы ручной работы. Это очень широкая категория авторских кукол от нарочито примитивных текстильных куколок Тильда до утонченных фарфоровых барышень – прекрасная сфера для обретения опыта.
Коллекционеры таких кукол покупают редко, а случайные покупатели – очень часто для украшения интерьера или просто за то, что «симпатичная, трогательная или просто очень понравилась». Фольклорные куклы «хендмэйд». В этой категории особое внимание уделяется не столько изготовлению самой куклы, сколько аутентичности ее национального костюма.
Безграничные возможности для творчества мастерицам вышивки, пэчворка, чеканки, вязания, плетения кружев и т. д. Хрустальные туфельки, валенки или лапти в костюме куклы не должны отличаться от настоящих, а как их сделать – проблема мастерицы. Хорошо покупаются иностранцами и коллекционерами по весьма конкурентным ценам. Портретные куклы.
Эту категорию эксклюзивных кукол покупают на подарки, очень часто на заказ и дорого. Конечно, и изготовить модель, похожую на известного политика, актера, друга или родственника заказчика, может только искусный мастер если не с художественным образованием, то с природным талантом скульптора. Авторские эксклюзивные.
Это дорогие истинные произведения искусства, требующие таланта, глубоких знаний как в области культуры вообще, так и в различных технологиях. Используются, как правило, дорогие материалы, применяются сложные технологии.
Самые востребованные изделия у коллекционеров и дизайнеров дорогих интерьеров, но, чтобы дорого их продать, необходимо иметь имя в мире искусства, вкладывать усилия в творчество и средства в рекламу. Куклы «реборн». Самое время заработать на моде, захватившей состоятельных дам во всем мире и в России, в том числе.
Это достаточно дорогие куклы, внешне почти не отличимые от живых детей, в которые «играют» взрослые бездетные богатые тети . Изготовление кукол «reborn» скорее похоже на ремесло, чем на искусство. Тельце, головку, ручки, ножки, глаза и реснички покупаются отдельно в специализированных или интернет магазинах, затем крепятся волосы, специальными красками раскрашивается тело. Работа кропотливая и трудоемкая, а созданные из одинаковых заготовок младенцы не могут быть похожими друг на друга, потому что каждая мастерица их по-своему раскрашивает. Туловище готовой куклы заполняют специальным наполнителем, чтобы вес соответствовал весу ребенка, а затем наряжают в купленную в детских магазинах одежду.
Сколько и как можно заработать на куклах
Бизнес на изготовлении эксклюзивных кукол не относится к серийным, а поэтому и просчитать, сколько можно на нем заработать, сложно. Достаточно сказать, что цены на подобные «игрушки» держатся в пределах от 200 рублей за простенькие обереги или Тилды до нескольких тысяч рублей и даже долларов за высокохудожественные авторские эксклюзивные куклы.
Бизнес этот практически не требует стартовых капиталовложений: мастерицы обычно начинают с одного изделия, используя имеющиеся под рукой материалы, а затем, в зависимости от вдохновения или рождения новой идеи, постепенно покупают необходимое. Если раньше головки, ноги, руки делали из фарфора, то теперь вместо него используют пластик, тесто для лепки, полимерную глину, что-то делают из войлока, папье-маше и даже из обыкновенного теста.
Волосы могут быть как искусственные, так и натуральные. Наконец, как заработать на куклах? Этот вид заработка сложно назвать быстрым и стабильным, потому что рассчитан он на особенных не бедных клиентов. Сначала надо о себе заявить и создать имя. Для этого подойдут тематические сайты в интернете, где можно размещать фото изделий и собственный сайт.
Можно продавать кукол в комиссионных магазинах подарков и необычных вещиц. Обязательно посещайте и принимайте участие в выставках-продажах и галлереях, где можно знакомиться с потенциальными клиентами. В этом бизнесе коллеги – не конкуренты, а партнеры, с которыми надо кооперироваться и совместно организовывать выставки-продажи своих изделий.
Похожие статьи:
- Идеи для бизнеса
- Магазин по продаже шпионского оборудования
- Как открыть магазин по продаже кофе
- Как открыть кофейню
- Идея для бизнеса – открытие типографии
- Продажа футболок с оригинальными надписями и наклейками
- Как открыть пиццерию
- Как открыть автосалон
- Бизнес на ковке изделий из металла (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена)
- Как открыть фитнес клуб
- Бизнес по ремонту квартир, офисов
- Развитие личностных качеств
- Как получить потребительский кредит
- Как открыть магазин канцтоваров
- Бизнес на изготовлении аквариумов
Источник: www.shopolog.ru