С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства.
Основные модели взаимодействия государства и экономики:
- командно-распределительная;
- рыночная.
Командно-распределительная модель взаимодействия государства и экономики
В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.
Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя.
Недостатки распределительной экономики:
- Государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя.
- Огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик.
- Чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений.
Достоинства распределительной экономики:
- Господствующее положение государства в экономике дает ему возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы для решения отдельных крупных проблем: производства оружия, освоения целинных земель, строительство новых заводов, что необходимо в режимах чрезвычайных ситуаций .
Рыночная модель взаимодействия государства и экономики
Об IGov и цифровом развитии: Видеоинтервью с Дастаном Догоевым
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятии решений производителями и потребителями.
Необходимость регулирующих функций государства обусловлена:
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран:
- кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и
- синтез неокейнсианских, подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez-faire), не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.
Курс КЛАДО — переход в новую модель общественного взаимодействия
Источник: jurkom74.ru
Взаимодействия «бизнес – власть – общество» в рамках корпоративной социальной ответственности
В мировой практике в чистом виде данные модели социального взаимодействия не существуют, так как государство на наднациональном и национальном уровнях начинает играть доминирующую роль в формировании благоприятной институциональной среды по обеспечению развития КСО. Роль государства как равноценного экономического субъекта, обеспечивающего разработку и соблюдение «правил игры», который имеет… Читать ещё >
Ключевые слова:
- корпоративная социальная ответственность
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Взаимодействия «бизнес – власть – общество» в рамках корпоративной социальной ответственности ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ «БИЗНЕС — ВЛАСТЬ — ОБЩЕСТВО»
» Salus populi suprema lex» (лат.) Благо народа — высший закон [1] .
знать
- • основные положения теории взаимодействия и формы сотрудничества бизнеса, власти и общества на территориях ведения хозяйственной деятельности;
- • основные права человека, связанные с ведением бизнеса;
- • методы государственного регулирования (участия) в развитии корпоративной социальной деятельности;
уметь
- • использовать идеологему гражданского общества в решении проблем в рамках КСО;
- • анализировать институциональную среду стран в части поддержки и развития корпоративной социальной ответственности;
- • давать оценку основных характеристик взаимодействий в разных кластерах;
владеть
- • правилами справедливого дележа ресурсов и доходов;
- • методами оптимизации структуры и оценки социального капитала для решения проблем в рамках КСО;
- • навыками моделирования взаимодействий и институциональных форм партнерства бизнеса, власти и общества в области корпоративной социальной ответственности.
Модели взаимодействия бизнеса, власти и общества в рамках КСО
Копейка рубль бережет.
Да рубль не сберег копейку! [2]
В мире сложились две базовые модели взаимодействия бизнеса, государства и общества — плюралистическая и неокорпоратистская [3] . Разделение основано на культурно-исторических особенностях стран, в которых они формировались.
Плюралистическая и неокорпоратистская модели взаимодействия. Исходная предпосылка плюралистической модели взаимодействия заключается в том, что государство, бизнес и общество находятся в координационной зависимости, а значит, исключается доминантная роль какого-то участника взаимодействия.
Характерной особенностью данной модели является равноудаленность государства от всех хозяйствующих субъектов, которое действует в интересах национальной экономики в целом, обеспечивая ее стабильность и относительное равновесие. Основу плюралистической модели составляют англо-американские традиции взаимодействия бизнеса и государства.
Исходной предпосылкой неокорпоратистской модели взаимодействия является стремление к добровольному взаимодействию государства, бизнеса и общества. Характерной особенностью данной модели является наличие институциональных форм правления, которые ориентированы па формирование партнерских, взаимовыгодных отношений. Основные положения моделей представлены в табл. 5.1.
Наиболее прогрессивной считается неокорпоратистская модель взаимодействий. Получило распространение деление стран по моделям [4] . Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландах традиционной является неокорпоратистская модель, а в США — плюралистическая. Положительными моментами неокорпоратистской модели, по мнению американского политолога XX ?. Ф. Шмиттера, является сценарий ее развития «снизу», наличие хорошо организованных ассоциаций и групп по интересам, а также уязвимость интернационализированных экономик малых европейских стран. Однако в мировой практике ни одна из моделей ие реализуется в чистом виде, но как их синтез, причем с различием в преобладании одной модели над другой.
Основные характеристики плюралистической и неокорпоратистской моделей
- • Преобладающий принцип индивидуализма социально-экономического поведения основной части населения с присущей ему ориентации на личный успех и высокую степень готовности к принятию риска
- • Конкуренция как движущая сила развития. Попытки ее ограничить воспринимаются как нарушение принципа равных возможностей для всех
- • Прибыль как основной показатель успешности
- • Регулирующая роль государства, состоящая в выработке правил взаимодействия, разрешения конфликтов, с которыми не может справиться бизнес,
и поддержке национального бизнеса на международном уровне. Вмешательство государства в экономику как хозяйствующего субъекта не приветствуется.
• Судебная процедура в качестве основного метода разрешения конфликтов.
- • Ориентация на партнерские отношения и сотрудничество различных социальных и профессиональных групп
- • Нацеленность на обеспечение стабильности и успешного развития всей национальной экономики, а не отдельной личности
- • Выполнение социальных обязательств как важный результат ведения бизнеса
- • Конкуренция как важное условие развития, которая может быть ограничена в случае необходимости защиты интересов национальной экономики
- • Роль государства как равноценного экономического субъекта, обеспечивающего разработку и соблюдение «правил игры», который имеет большие социальные обязательства перед обществом и право формулировать требования к бизнесу
- • Разрешение конфликтов с помощью договоренностей при посредничестве профсоюзов, ассоциаций работодателей, саморегулируемых организаций и объединений граждан
Развитие российской модели взаимодействия бизнеса, государства и общества осуществляется также с учетом рассмотренных моделей. Сценарий формирования современной модели взаимодействия осуществляется в направлении от доминирования позиции противоборства и взаимного невмешательства к позиции тесного сотрудничества на базе государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с тем для российского менталитета характерны такие культурно-исторические особенности, как соборность и патернализм, и поэтому экономика тяготеет к неокорпоратистской базовой модели взаимодействия.
Огромный практический интерес для развития российской модели взаимодействия государства, бизнеса и общества имеет анализ зарубежного опыта их социального взаимодействия, который показывает следующее. Модель взаимодействия «государство — бизнес — общество» образует триаду социальных взаимоотношений:
- • государство — бизнес;
- • бизнес — общество;
- • общество — государство.
В рамках этой триады происходит перераспределение ресурсов и доходов национальной экономики с учетом доминирования одного из направлений социального взаимодействия. Характеристики наиболее типичных зарубежных моделей социального взаимодействия — американской, германской и скандинавской, представлены в табл. 5.2.
Сравнительные характеристики моделей социального взаимодействия государства, бизнеса и общества [5]
Источник: xn—-8sbemlh7ab4a1m.xn--p1ai
Модель партнерства в отношениях бизнеса с государственной властью
![]()
3.
В современной капиталистической
экономике действуют две
принципиально отличные друг от
друга модели взаимодействия бизнеса
и государства: плюралистическая и
неокорпоратистская. В
действительности ни одна из них не
действует в чистом виде.
Существующие в мире конкретные
экономики чаще всего представляют
собой некие смешения и переплетения
обеих моделей. Однако во всех случаях
можно проследить преобладание одной
модели над другой.
4.
Плюралистическая модель
Плюрали́зм — философская
позиция, согласно которой
существует множество различных
равноправных, независимых и
несводимых друг к другу форм
знания и методологий познания,
либо форм бытия. Плюрализм
занимает оппонирующую позицию
по отношению к монизму
5.
Плюралистическая модель
методологически исходит из того, что
части общественной системы
находятся в координационной
зависимости, а значит, исключается
доминантная роль какой-то одной
части целостной системы. Совокупное
воспроизводство целостной жизни
общества возможно лишь при участии
в нем всех типов и видов
общественного производства, что не
исключает наличия субординационных
связей между ними.
6.
Однако именно материальное производство создает жизнеобеспечивающие продукты, от которых
зависит не только функционирование общества, но и физическое выживание каждого конкретного
индивида. Следовательно, все прочие виды общественного производства должны служить средством его
оптимизации и дальнейшего развития.
Таким образом, для плюралистической модели характерна деятельность государства в интересах всего
капиталистического класса. Плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства базируется
на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических
особенностей. Индивидуализм выступает как преобладающий принцип социально-экономического
поведения основной части населения.
Концепция плюрализма, как уже отмечалось выше, предполагает, что государство выступает в роли
независимого арбитра между группами давления, принимая во внимание как представленные интересы
групп, так и общенациональные интересы. То есть, государству в плюралистической модели в
значительной степени предписана пассивная роль: за ним остается властное распределение
ограниченных ресурсов в соответствии со своими решениями, отражающими баланс между группами
давления внутри общества в данный момент времени.
7.
Корпоратистская или неокорпоратистская модель
взаимодействия «бизнес-государство»
политическая теория, согласно
которой элементарными ячейками
общества являются определённые
социальные группы, а не
отдельные лица
8.
Главным считается не успех отдельной
личности или компании, а обеспечение
стабильности и успешного развития
национальной экономики в целом.
Государство в корпоратистской традиции
является важным экономическим агентом,
обеспечивающим выработку и соблюдение
общих «правил игры», а также
рассматривается как сила, несущая
большие социальные обязательства перед
обществом в целом, и имеющая, поэтому,
право выдвигать соответствующие
требования к бизнесу.
В случае возникновения конфликтов в
деловой сфере, предпочтительным
способом их разрешения считается
достижение договоренности между
основными заинтересованными группами.
Судебные процедуры рассматриваются как
крайний способ разрешения конфликтов в
случаях, когда исчерпаны все способы
достижения досудебных решений.
9.
Неокорпоратизм предполагает наличие
институциональных форм правления, в
которой организации, представляющие
основные экономические интересы,
обычно это профсоюзы и союзы
работодателей, получают основные
привилегии и возможности участвовать в
разработке законопроектов и
политических решений в обмен на
принятие ответственности и обязательств
по содействию государству в управлении
обществом. Комбинация разделения
функций в представительстве и
управлении находится в центре
корпоративизма. Корпоративные
организации также вовлечены в
установку стандартов и условий для
производства.
Источник: ppt-online.org
