Есть такой научный термин – конвергенция. Как правило, он употребляется в естественных и гуманитарных науках и обозначает процесс сближения. Конвергенция науки и бизнеса происходит тогда, когда достижения ученых ставятся на экономические рельсы и служат во благо людям, а их создатели получают за это хороший доход.
За примерами далеко ходить не надо: автомобиль, компьютер, телефон. Это в глобальном смысле. Удачных примеров конвергенции науки и малого бизнеса, к сожалению, не так много. Особенно в России. На вопрос «как стать ученым и изобрести что-то новое», наверное, ответить нельзя. А вот как стать успешным ученым-бизнесменом — можно.
В этом нам поможет Николай Котенков, который, используя свои научные достижения, стал успешным предпринимателем, запустив проект «Кедровая бочка».
Николай родом из Кузбасса. Поэтому не понаслышке знаком с различными проблемами угольных предприятий, а его отец работал в отделении реабилитации шахтеров. Так что выбирать профессию долго не пришлось – он поступил в Санкт-Петербургский государственный горный институт.
Зачем выдумали науку «Экономику»? | Лже-наука для охлоса
Конечно, техника и технологии шагнули далеко вперед, однако труд шахтера по-прежнему остается опасным и очень вредным для здоровья. Поэтому, будучи студентом, Николай Котенков совместно со своим наставником профессором Ю.В. Шуваловым разработал «Термобиологическую установку для реабилитации организма горнорабочих». Сейчас она успешно применяется на предприятиях Кузбасса, а также является основой бизнеса Николая.
— Что представляет собой устройство, на котором вы построили свой бизнес?
— Термобиологическая установка – «название от науки». На самом деле это своего рода мини-парная, которая представляет собой бочку, изготовленную из 300-летнего кедра. Она имеет дверцу, через которую человек входит, деревянное сиденье, отверстие для головы и небольшие отверстия для подвода целебного пара с использованием фитосборов и фитоэкстрактов.
Высота бочки – 130 сантиметров, диаметр – 77 сантиметров. В составе поступающего пара много различных лекарственных растений, которые создают нужную направленность воздействия на организм человека при раскрытии пор кожи. В итоге из нагретого пароконцентратом тела вместе с потом выходят шлаки и токсины. Но это еще не все.
Ведь организм человека не просто очищается на клеточном уровне, но и максимально всасывает целебные лекарственные соединения. Как видите – идея простая.
— Создать самостоятельно уникальный продукт, начать его производство, донести информацию о нем до клиента — куда сложнее, чем операции типа «купи-продай». Не страшно ли было начинать бизнес?
— Создание нового продукта — это, действительно, очень сложная задача. Главная проблема здесь — найти потребителей для своего изобретения и убедить их купить его. В самом начале у меня было очень много связанных с этим сложностей. Я должен был найти способ, как обратить на себя внимание и чем привлечь к себе людей. Решение нашлось в интернете.
Все ушли в бизнес! // Письма
Это пространство оказалось самым эффективным местом для раскрутки моей продукции. Людям понравились ощущения во время процедур, на что я и начал обращать внимание покупателей. Это позволило приобрести клиентов не только среди предприятий, но и среди частных лиц.
— Не секрет, что многие ученые никакие предприниматели, как верно и обратное утверждение. Как вам удается быть успешным и там и там?
— Мне повезло. У меня получается сочетать оба вида деятельности, и все это благодаря поддержке коллег. Я создал сплоченную команду для работы над изобретением, что позволило мне заниматься непосредственно самой реализацией бизнес-проекта.
— Как организован ваш бизнес сегодня?
— Мне приходилось все время думать о сокращении издержек, поэтому главная задача — максимально эффективно распределять ресурсы. Сегодня, когда производство уже налажено, количество человек в моей организации невелико. В Питере работают двое: я (развитие бизнеса) и помощник, который занимается продажей мини-парных. Само производство находится на Алтае.
Всю деятельность по развитию бизнеса я сосредоточил в интернете, да и большинство заказав приходят именно оттуда. Конечно, сочетать науку и бизнес трудно, свободного времени совсем не остается.
— Насколько перспективно взаимодействие науки и бизнеса, и нужны ли ученые предпринимателям, а также наоборот?
— Конечно же, это взаимодействие очень перспективно, ведь наука создает новые виды продуктов и значит новые рынки. В перспективности этого вы можно убедиться, посмотрев на наших крупных бизнесменов, которые начали уделять повышенное внимание научным разработкам. Для ученых это еще один стимул заниматься исследованиями. К тому же такое взаимодействие позволяет сделать науку более эффективной, направленной на создание чего-то действительно полезного, а не писать, зачастую, никому не нужные статьи, исключительно ради публикации в профильных журналах, как это делалось еще недавно.
— Как в настоящее время построены связи между наукой и бизнесом, и что нужно, дабы сделать взаимодействие предпринимателей и ученых эффективным?
— Сегодня взаимодействие науки и бизнеса в России только начинает формироваться, однако на примере горного института могу сказать, что здесь идет бурное развитие. Так, институт проводит множество конференций для своих ученых, отправляет их в различные командировки. Ученые же имеют возможность познакомиться с проблемами производств на месте и наладить контакты с предприятиями.
На мой взгляд, таким и должен быть подход к этой проблеме. В России много идей, научных разработок. На бумаге. Но мало кто решается воплощать их в жизнь.
— Как вы относитесь к российской моде на инновации, в частности, к отечественной Кремниевой долине? Нет опасения, что все будет так красиво лишь на бумаге, а не на деле?
— Я считаю, что инновации, безусловно, нужны, и проект российской Кремниевой долины — важный шаг в этом направлении. Но трудно сказать, насколько успешным он окажется, ведь наука в нашей стране, к сожалению, долгое время была отодвинута на вторые роли. Боюсь, что для реализации такого крупного проекта может не хватить ни сил, ни средств. Однако к этому проекту привлечены опытные управленцы, которые, наверняка, видят решения поставленной задачи.
— Каким в дальнейшем видите свой научный бизнес?
— Сейчас я занят проектом по созданию организации, которая совместно с кафедрой горного института будет заниматься комплексным подходом к решению проблем промышленных предприятий, связанных с реабилитацией сотрудников. Это не только оснащение оборудованием, но и проведение исследований по выявлению лидирующих профессиональных заболеваний, используя возможности и накопленный многолетний опыт кафедры безопасности производств. В перспективе это даст огромное количество интересной, полезной для ученых работы, за которую они будут получать реальные деньги. Кроме того, совместно со специалистами старейшего проектного института «Гипрошахт» Игорем Плескуновым и Егором Кулешовым мы планируем создание информационного интернет-ресурса, призванного с, одной стороны, обнародовать проблемы горной отрасли для широких масс и обратить общественное мнение на них. С другой стороны, данный ресурс позволит наладить связь предприятий друг с другом для обмена опытом и совместного решения наиболее острых проблем отрасли.
Источник: www.equipnet.ru
Бизнес это наука или нет
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю». Дочь, 11 лет
Для меня не важно, что выберет мой ребенок — найм или предпринимательство. Он должен выбрать сам. Нужно понимать, что невозможно прожить жизнь за своих детей, а также уберечь их от ошибок. Рано или поздно ребенку нужно будет взять ответственность за свою жизнь: принимать решения и отвечать за их последствия.
Может ли ребенок выбрать профессию на всю жизнь, если это его первое серьезное сознательное решение? Вряд ли. Одна профессия на всю жизнь — это скорее миф. Я проработал более 20 лет в найме, и это дало мне бесценный опыт, который позволил, во-первых, прийти к решению о предпринимательстве, во-вторых, успешно использовать приобретенные навыки.
Выбор профессии или будущей деятельности строится на нескольких базовых вещах: интересы ребенка, личностные качества, навыки и предрасположенности к той или иной деятельности, ценности. И если интересы ребенка, например, в плоскости творчества, а вы пытаетесь ему навязать важность математики, то вряд ли из этого что-то получится.
Невозможно приготовить омлет, не разбив пару яиц. Выдвижение гипотезы о том, какой может быть будущая профессия, недостаточно. Необходимо тестирование в жизни, получение реального опыта. Я не стану настаивать на том, чтобы дети продолжали мое дело. Хотите, чтобы ребенок продолжил ваш путь? Берите его с собой на работу, показывайте, рассказывайте.
Получайте обратную связь и обсуждайте, подходит это ему или нет.
К сожалению, типичный путь школьника сегодня на пути к профессии определяется тем, какие предметы он может сдать и в какой вуз и на какую специальность пройти по результатам экзаменов. Но выбор должен быть основан на осознании своих слабых и сильных сторон. У ребенка должно быть сформировано представление о профессиях и желание попробовать себя в какой-то из них. И только имея представление о том, чего хочет ребенок, обладая информацией о профессии, нужно узнавать правила поступления в вузы.
Елена Кулешова, владелец ГК Gekkold. Дочери 14 и 6 лет
Я однозначно хочу, чтобы мои дети были счастливы, нашли свой путь и сделали выбор в той сфере, в которой у них есть талант. Для меня не имеет значение, будет это наука или искусство, творчество или бизнес.
Моя основная задача, пока они маленькие, — помочь определить, к чему у них есть талант и сделать так, чтобы с моей помощью они получили стабильную почву под ногами и платформу, которая позволит им стартовать в желаемой сфере. Всегда стоит начинать оттуда, где родительские возможности сходятся со способностями детей, а также желанием развиваться в этом направлении.
Не имеет значения, будут ли мои дети работать в найме или вести собственный бизнес. Есть много людей, которые успешно развиваются в найме и чувствую себя счастливыми, но есть и те, кто глубоко несчастлив. Я развивалась в найме до определенного момента, но всегда хотела свое дело, и сейчас я очень люблю то, чем занимаюсь, и дорожу такой возможностью.
Конечно, я хотела бы передать детям свой бизнес. Мне нравятся все направления деятельности, которыми я занимаюсь, но я понимаю, что это мои самореализация и заработок. В своем деле я вижу смыслы и для себя, и для людей. Например, качественные продукты питания появляются, потому что я своим бизнесом влияю на процесс производства, дата-центры работают в том числе потому, что системы, которые мы разработали и установили, охлаждают их и позволяют сохранять данные.
Я хотела бы передать свое дело детям, если они будут видеть в этом свое призвание. Они не обязаны заниматься моим бизнесом только потому, что мне жалко его бросить — это не принесет им счастья. Уже сейчас я вижу, что старшая дочь — творческая личность, и с большой долей вероятности она найдет себя в творчестве, а младшая — прирожденный лидер.
Я думаю, что если у кого-то из моих детей возникнет желание унаследовать мой бизнес, то, скорее, это будет младшая дочь. Я хочу, чтобы мои дети нашли свой путь, были счастливы и реализованы, чтобы у них было право выбора и они находили счастье в своем выборе.
Роза Саргсян, сооснователь сети частных детских садов и школ «Дари детям добро». Дочь, 5 лет, и сын, 10 лет
До своего бизнеса я работала финансистом в девелопменте, и это мне приносило большой доход, но при этом никакого морального удовлетворения я не получала. И дело было не в найме или бизнесе, а в том, чем ты конкретно занимаешься на работе, насколько получаешь удовольствие от этого. Такому подходу я и стараюсь учить своих детей.
Я ни в коем случае не настаиваю, чтобы они были обязательно предпринимателями или выучились на какую-то конкретную профессию, но считаю своим долгом сделать три вещи: помочь им осознать свои таланты, задать определенный уровень жизни, чтобы они знали, к чему стремиться, и создать им правильное окружение.
После семи лет семья в жизни ребенка имеет уже второстепенное значение, на первое место выходит его личное окружение. Мой подход: если хотят заниматься, например, музыкой — пусть, лишь бы это было в удовольствие и приносило достаточный доход, на который они могут себя обеспечить.
Похожий подход мы практикуем в наших школах и детских садах: помогаем детям осознать их таланты, устраиваем недели профессий (иногда зовем на них родителей, чтобы они рассказали о своей работе) — дети должны видеть все разнообразие профессий в этом мире, чтобы найти себе дело по душе и по-максимуму себя реализовать.
Навязывать детям предпринимательство не стала бы — это достаточно тяжелая работа, к ней есть предрасположенность не у всех. Но, например, мой старший сын проявляет интерес к тому, чем мы на работе занимаемся, постоянно предлагает мне уйти в отпуск, чтобы поработать вместо меня. Мы с мужем видим в нем определенные предпринимательские таланты, но, с другой стороны, с этими качествами он и в корпоративной карьере может быть очень востребован.
Хотели бы я передать детям свой бизнес? Сложный вопрос. Если к моменту, когда они будут в состоянии взять на себя заботу о бизнесе, он все еще будет в моих руках (у нас есть в планах сделка по продаже бизнеса), а у ребенка будет реальный интерес и талант к продолжению нашего дела, то я буду рада передать управление в его руки. Но навязывать такой сценарий, специально растить преемника я точно не буду.
Екатерина Шишкина, основатель и генеральный директор туристического агентства Rubtur. Дочь, 2 года, сыновья 8 и 5 лет
Я хотела бы, чтобы мои дети любили то, чем будут заниматься в будущем. У каждого из троих уже прослеживаются определенные склонности и размышления о будущем. Старшему сыну восемь лет, и он посещает курсы предпринимателей. На занятиях он узнает о портрете бизнесмена и его главных качествах, о маркетинге, конкурентах и ценообразовании. По итогу он создаст собственный бизнес-проект в восемь лет.
Я считаю, что это хороший опыт для него попробовать себя в деле в юном возрасте, а родители могут увидеть лидерские качества ребенка, помочь и подсказать, когда это будет необходимо. Средний сын выражает лидерскую позицию. Уже сейчас видно, что для него важно быть главным, а не в системе. Младшая дочь усидчива и склонна к учебному процессу. Кажется, она сможет быть ученым.
Моя родительская задача — обнаружить и поддержать таланты и способности ребенка.
Как в собственном бизнесе, так и в работе по найму, я считаю, что важно быть экспертом, который дает что-то важное миру результатом своей деятельности. Без любви в своему делу, которым ты занимаешься, невозможно найти гармонию во всех сферах жизни, таких как семья, ментальное здоровье, дружба, хобби.
Чувство стабильности достаточно относительно. Как в собственном, так и в наемном бизнесе. Верю, что попробовать себя в предпринимательстве нужно как можно раньше, когда меньше страхов и условностей все потерять.
Конечно, я буду рада передать свое дело кому-то из детей. Семейные традиции или передача бизнеса из поколения в поколение — это ценно, как войти в историю. Я хотела бы, чтобы все сложилось по любви, поэтому буду смотреть на склонность детей к тревел-индустрии, учитывать их личные интересы и навыки.
Михаил Корнеев, генеральный директор ВНИИОС-наука. Дочь, 1 год, сыновья 11 и 6 лет
Для меня важно, чтобы каждый из моих детей в первую очередь любил то, чем занимается. Если я буду видеть стремление и интерес к какому-то виду деятельности, несомненно они найдут всецелую поддержку с моей стороны. Разумеется перед тем, как открыть собственное дело, до определенного возраста они должны учиться и приобретать навыки, пройти свой путь и приобрести опыт.
Считаю, что начинать стоит с работы в найме. Вести свой бизнес нелегко, но предпринимательство позволяет личности реализоваться. Это хорошая возможность развиваться, раскрывать свои таланты и совершенствоваться.
Поэтому в перспективе мне было бы приятно, если бы кто-то из детей, а, может быть и все, имели свой бизнес.
На мой взгляд, занимаясь предпринимательством и продвижением собственного дела, человек, помимо того, что может зарабатывать деньги, имеет возможность чувствовать себя счастливым и свободным. У него есть возможность заниматься делом, которое он выбрал сам, и получать удовольствие от того, что в его руках находится контроль и управление бизнес-процессами, а также нет ограничений.
У меня нет цели передать детям свое дело, но, если я увижу искреннее желание и стремление освоить его, то с удовольствием поделюсь опытом и знаниями с ними, главное — видеть их заинтересованность и вовлеченность в процесс.
Артем Сербовка, CTO и сооснователь сервиса «Мой девайс». Сын, 7 лет
Я полностью поддерживаю идею, чтобы мой ребенок стал предпринимателем. Работа над своими делом раскрывает таланты, позволяет максимально погрузиться в продукт и пробудить какие-то созидательные инстинкты человека. К тому же в предпринимательстве нет ограничений по зарплате и карьерному росту.
При этом я согласен с основателем Alibaba Джеком Ма, который говорит, что до 20 лет лучше быть студентом и учиться чему-то новому, до 30 — следовать за кем-то, работать компании и приобретать навыки, а уже после стоит создавать что-то свое.
Конечно, это условный возраст, но перед тем, как становиться предпринимателем, важно сформировать определенную базу, набраться опыта.
Я не настраиваю ребенка стать предпринимателем, а просто пытаюсь объяснить, что он должен хотеть в жизни чего-то большего и стремиться к чему-то большему. Если в будущем он захочет открыть своего дело, я его только поддержу и помогу, потому что любому предпринимателю на старте безумно сложно.
Фото на обложке: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com
Источник: rb.ru
Наука и бизнес
Обсудим проблему-миф о взаимоотношениях науки и бизнеса. Вероятно, все еще значительная часть российских управленцев не знакомы с очевидным фактом: в современном мире знания для бизнеса продаваемы, а, часто, и продажны.
Если порыться глубже в нашем общественном подсознании, то мы обнаружим следующее: мы считаем справедливым получение денег за обучение, преподавание, проведение тренингов, поскольку все эти способы являются процессами с прямым участием людей; непосредственно сами знания, как объект информации, представляются многим людям как объективная, достоверная и совершенно некоммерческая категория:
о объективность означает, что мы всегда можем найти необходимые знания, нужно лишь потратить время, например, поискать в Интернете или просто почитать книги; о если мы не хотим тратить время, то мы тратим деньги и получаем знания с помощью преподавателя, при этом, достоверность знаний остается объективно существующей.
Происхождение иллюзии о бесплатности бизнес-знаний имеет два источника: в советское время знания не были товаром в силу сущности государственной системы (исключая проведение НИОКР, да и здесь цены были директивными); знания, рождаемые в науке, действительно бесплатны при использовании в самой науке.
Первый источник мифа о бесплатности чем-то напоминает достоверность информации, распространяемой в средствах массовой информации. В советское время у большинства граждан было устойчивое представление о СМИ, как о абсолютно достоверном источнике информации: “если напечатали в газете, значит это правда”. Теперь мы знаем, что любой орган СМИ может откровенно, преднамеренно и осознанно лгать. В начале 90-х эта ложь вызывала наше удивление,
теперь наши эмоции уже прошли и мы воспринимаем лживость СМИ как некий естественный атрибут современной жизни.
Точно также, в советском обществе действовал постулат — знания объективны и достоверны.
Постулат происходил из того, что количество собственников знаний равнялось единице — это было государство. Наиболее ярким примером была единая государственная собственность на изобретения. Соответственно, переход знаний от одних пользователей к другим был бесплатным и директивным.
Второй источник. Наука, в самой своей основе, построена на некоммерческом обороте знаний. Так сложилось уже на протяжении столетий. Опубликованными знаниями может пользоваться любой человек. Из прав собственности действует лишь право приоритета, принадлежащего первооткрывателю.
Некоммерческий характер науки не есть некая благотворительность или историческая условность: отсутствие коммерции позволяет проводить самые рискованные, передовые, фундаментальные разработки.
В рыночной экономике наука сохраняет свою объективность, но процесс трансляции знаний от науки к бизнесу становится уже не таким очевидным, как в советское время. Знания, генерируемые непосредственно в науке, не применимы напрямую в бизнесе. За столетия язык науки и язык приложений науки разошлись друг от друга. У нормального управленца просто нет времени поддерживать постоянное знакомство с новинками науки. Поэтому чисто научные знания сначала нужно превратить в бизнес-знания, т.е. в информацию, которая может быть быстро усвоена бизнесом, говоря языком бизнеса, знания нужно “упаковать”.
К бизнес — знаниям можно отнести патенты или know-how, которые в рыночной экономике уже не принадлежат государству. Все знают, что и патенты, и ноу-хау являются товаром, имеющим свою стоимость на рынке. Не удивляйтесь, но и все остальные научные знания, имеющие скорее гуманитарный характер, чем технический (менеджмент, бюджетирование, использование ИТ, управление проектами и т.п.) также трансформируются в бизнес-знания, которые также являются коммерческим товаром.
Быстрое развитие науки в последние 30 лет сопровождалось появлением целой отрасли посредников между экономической наукой и бизнесом. Бизнес получает бизнес-знания от коммерческих организаций: консалтеры, тренинговые, обучающие центры, оценочные центры, бизнес-школы.
Какой вывод вытекает из коммерческого характера бизнес-знаний? Только то, что бизнес-знания обладают атрибутами, присущими всем другим видам товаров (лекарства, автомобили, электроника и так далее): не существует идеального товара (нет лекарства от всех болезней); реклама любого товара в какой-то степени обманывает;
любой продавец стремится строить свою торговую политику с целью выманить больше денег у покупателя (товар разбивается на опции, вводятся услуги по сопровождению и обслуживанию и т.п.); любой продавец пытается доказать, что его товар самый лучший (навязывание товара может делаться беспринципно, может изощренно, но делается всегда).
К этим характеристикам товара мы привыкли. Мы спокойно реагируем на рекламные приемы и не высказываем обиды. Тем не менее, когда мы получаем бизнес-знания (точнее покупаем знания), мы часто забываем о свойствах товара, в частности, верим в уникальность покупаемого товара.
В действительности, товарность бизнес-знаний приносит бизнесу только пользу. Надо относиться к бизнес-знаниям как к любому другому товару — вполне хладнокровно. Такое отношение только увеличит эффективность бизнеса.
Забыв по уникальность (универсальность, полное международное признание и т.д.), следует просто сравнить имеющиеся на рынке товары и подготовить стандартный конкурентный анализ: цена, качество, надежность поставщика, сроки и условия поставки, отзывы пользователей, послепродажное обслуживание и т.д. Тогда результат покупки знаний будет таким же, как и при покупке любого другого товара: улучшение финансовых показателей компании. Кстати говоря, серьезные западные консалтинговые компании именно так предлагают свои услуги. Результатом своей работы такие компании называют не приобщение к неким модным, эфемерным веяниям, а конкретную добавочную стоимость, которую получит компания-заказчик, причем, добавочная стоимость должна в разы превышать затраты заказчика.
Важное замечание об этой книге, как источнике знаний. Вдумчивый читатель вправе спросить: “Информация, изложенная в этой книге, является достоверной или нет? ”. Во-первых, автор специально стремился к достоверности. В частности, наличие первой главы, посвященной мифам и предназначенной для развития критического подхода, говорит как раз об этом.
Во-вторых, более важно наличие полноты информации. Здесь надо признать, что для выполнения сложных, уникальных проектов информации этой книги будет недостаточно. По оценкам автора для 80% российских проектов этой книги будет достаточно. Для остальных 20% проектов книга не окажет вреда, но выполнение проектов будет более эффективным с помощью дополнительных инструментов
Источник: laws.studio