В институциональной экономике институты делятся на формальные и неформальные.
Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты — могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты — это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» [4].
К формальным социальным институтам относятся:
экономические институты — банки, производственные учреждения;
политические институты — парламент, милиция, правительство;
Формальные и неформальные роли в организации. Социальные роли. Кристина Кудрявцева
воспитательные и культурные институты — семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.
Формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.).
Даже в самых развитых обществах формальные экономические правила составляют небольшую часть ограничений, которые определяют экономический выбор. Одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Революции, войны и оккупации могут полностью изменить систему формальных правил (Япония, Россия).
Классификация формальных правил:
(1) позиционные — набор статусных позиций и число людей, которые могут занимать их,
(2) ограничительные — как люди занимают и оставляют позиции,
(3) правила сферы влияния — на что может оказывать влияние действие человека, каковы выгоды и издержки определенных действий,
(4) правила управления — набор действий, которые индивид может осуществлять на определенном посту,
(5) правила агрегирования — каким образом действия человека на определенном посту преобразуются в деятельность фирмы или общества,
(6) информационные правила — как должностные лица общаются и обмениваются информацией.
Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения, то есть регулировать более сложные обмены. Наконец, формальные правила могут вводиться для того, чтобы пересмотреть неформальные ограничения.
Формальные правила включают политические (юридические) правила, экономические правила и непосредственные контракты. Политические и юридические правила определяют структуру общества и принятия решений в нем, а также способы контроля за соблюдением этих правил. Экономические правила определяют права собственности (включая использование собственности, получение остаточного дохода и ограничение постороннего доступа к собственности). Контракты устанавливают конкретный факт обмена правами собственности и его условия.
Как стать лидером? Формальные и неформальные лидеры в организациях. 16+
Функция правил состоит в том, чтобы облегчать политический или экономический обмен в интересах некоторых его участников (которые и стремятся установить эти правила). Иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на преобразование существующих формальных институтов, чтобы изменить имеющиеся у них права.
Формальные правила обычно предусматривают механизм их защиты, позволяющие установить факт нарушения, измерить степень нарушения и его последствия для сторон, а также наказать нарушителя. Но если издержки оценки свойств обмениваемых благ и поведения индивидов превышают выигрыш, то нет смысла соблюдать правила и уточнять права собственности.
Одна из причин соблюдения и поддержания норм — вмешательство закона. Нормы часто предшествуют законам, но затем поддерживаются, управляются и расширяются законами. Закон поддерживает норму несколькими путями. Самый очевидный из них заключается в том, что закон силой государства поддерживает механизмы частного принуждения к исполнению норм. Под действием закона проблема принуждения к исполнению нормы как коллективного блага исчезает, так как специальные индивиды (судьи, полицейские, инспекторы) получают селективные возможности находить и наказывать нарушения.
Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт.
Неформальные институты — спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнедеятельности всего социального организма функций.
В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.
Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.
Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам
— рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.
Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы.
Неформальные ограничения возникают из информации, передаваемой через социальные механизмы, и являются частью культуры. Путем обучения или имитации культура передает от одного поколения к другому знания и ценности, влияющие на поведение. Путем коммуникации культура задает концептуальные рамки для познания и обучения (включающих кодирование и интерпретацию информации). Культура обеспечивает непрерывность, благодаря которой неформальные решения проблем обмена, найденные в прошлом, переносятся в настоящее и делают прежние неформальные ограничения важным источником непрерывности в ходе длительных социальных изменений.
Неформальные нормы являются:
(1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил (как в политических институтах),
(2) социально санкционированными нормами поведения (под угрозой остракизма),
(3) внутренне обязательными для человека нормами поведения (включая альтруизм и идеологию).
Часть неформальных норм имеет самоподдерживающийся характер, другая часть — более сложна, так как им должны сопутствовать дополнительные нормы, снижающие издержки наблюдения, контроля и исполнения условий обмена.
Итак, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе [2].
Институциональные взаимодействия можно рассматривать как:
– взаимодействие одного или нескольких формальных институтов с другими формальными институтами;
– взаимодействие одного или нескольких формальных институтов с неформальными институтами;
– взаимодействие одного или нескольких неформальных институтов с другими неформальными институтами.
Например, координация действий между налоговыми и банковскими структурами характеризует процесс взаимодействия формальных институтов. Во взаимодействии формальных и неформальных институтов оба типа институтов являются равноправными «участниками» процесса, это не управляемая (неформальные институты) и управляющая системы (формальные институты).
четыре ситуации демонстрируют диалектический характер данного взаимодействия:
1) формальные правила вводятся на базе позитивно проявившего себя неформального
2) формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным
3) неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают не-
оправданные издержки у их субъектов;
4) возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил.
Положительные и отрицательные эффекты институционального взаимодействия фиксирует три основных типа институционального взаимодействия, для характеристики которых использует критерий издержек общественного контроля над формальными институтами: гармония, не согласованное взаимодействие, конфликт.
К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).
Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.
Преимущества формальных институтов. Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Кодификация правил, их официальная фиксация и запись виде предписания или закона дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия.
Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают.
Источник: cyberpedia.su
Как связаны между собой формальные и неформальные правила?
Новый институционализм представляет институты в качестве правил и способов поддерживать их устойчивость и функционирование. Правила делятся на формальные и неформальные. Их принципиальная разница заключается в закреплении и публичности. Формальные правила письменно закреплены, являются публичными и обязательными для всех. Неформальные, напротив, часто не афишируются и являются знаком принадлежности к определенному сообществу или сегменту рынка.
Формальные и неформальные правила взаимосвязаны. Существует тенденция воспринимать появление формальных правил как укрепление уже сложившихся практик, неформальных правил. С другой стороны, на практике наблюдается и обратный процесс: деформализация, то есть замещение формальных правил неформальными.
Радаев В.В. выделяет 3 функции[Радаев, 2001] (отмечая, что их может быть больше) формальных правил по отношению к неформальным: сдерживание неформальных регуляторов; стимулирование новых неформальных практик; формирование языка их обоснования. В свою очередь неформальные институты могут противоречить формальным правилам («параллельные институты»[Меркель, Круассан, 2002: 22]), как это было в 90-х, когда налог составлял около 28%[Болтянская, Ясин, Трунин, 2008] и повсеместно была распространена «чёрная зарплата».
Такой конфликт правил может приводить к установлению новых формальных правил, более соответствующих неформальным. Например, одним из способов изменить ситуацию невыплаты налогов и стимулирования бизнеса было снижение налога в 2002 до 13%. Неформальные институты также могут быть частью формальных правил. (пример). Есть мнение, что неформальные правила «заполняют пустоты» в формальных законах, когда регулирование действий не предусмотрено законом. И для снижение транзакционных издержек создаются договорённости, соглашения, которые и заменяют государственное регулирование.
Неформальные институты создаются часто в противовес государственным институтом потому, что политика, так же, как и экономика, действует в своих целях. Имея рычаги давления на экономические процессы, государство взимает ренту с помощью дополнительных законов. Дуглас Норт писал о том, что правила, по крайней мере, формальные не являются способом регулирования отношений, а служат продвижению интересов тех, кто их установил и следит за их исполнением.[Норт, 1997]
Регулирование экономики с помощью множества меняющихся правил может привести к тому, что бизнес не будет следовать правилам из-за их неустойчивости. Например, «КоммерсантЪ» сообщает о судебном разбирательстве с филиалом Volkswagen в Калужской области [Никитин, 2014].
Проверка установила, что фирма не выплатила государству сумму в 618 млн. руб, воспользовавшись льготой по налогу на имущество. Дальше в статье разбирается ситуация резкого изменения формальных правил, которым объясняется неуплата такой суммы.
Нужно отметить, что изменчивость правил не характерна для законов, для быстрого изменения которых нужно политическое или судебное решение[Меркель, 2002: 22]. Администрация Калужской области никак не объясняет изменение налогового режима, которое произошло через три года после строительства завода. В статье отмечается, что власть могла бы пойти навстречу Volkswagen и позволить оформить имущество, которое не было оформлено в первые 3 года, но не сделало этого и отдало ситуацию в руки ФНС, который и предъявил иск в 618 млн. руб. В то же время не объясняется причина не оформления имущества филиалом. Возможно, это объясняется концепцией Хиршмана А. о трех стратегиях поведения хозяйственных агентов при неопределённости правила или возможности его не выполнять[Радаев, 2001]:
1) Лояльность – выполнение правил, которые можно оспорить
2) Стратегия голоса – оспаривание формальных правил в суде
3) Стратегия выхода – скрытое невыполнение правила
В данном случае можно говорить о степени неопределенности правила из-за частых изменений закона. Тогда действия Volkswagen можно объяснить следованием третьей стратегии.
Ситуация, когда существует слишком много законов создаёт сложность для практического исполнения формальных правил. Например, в Швейцарии так много законов, которые различаются в зависимости от региона, что швейцарцам приходится пользоваться интернет-платформой LexFind, в которой содержатся все формальные правила[Гирко, 2015]. Без этой помощи обойтись практически невозможно, так как формализованы даже те ежедневные практики, которые во многих других странах регулируются неформально.
В 2014 г. В РБК daily вышла статья о нарушениях «Ашана», «О’кей» и «Ленты» в нарушении закона «О торговле», призванное защищать интересы поставщиков продовольственных товаров во взаимоотношениях с торговыми сетями[Кузьменко, 2014]. Исходя из посылки, что некоторые законы экономической сферы действуют за счёт ущемления прав отдельных фирм и хозяйств в пользу других фирм/хозяйств/государства, можно утверждать, что всегда будут акторы, не желающие жертвовать своими выгодами во благо государства и будут искать теневые схемы для реализации своей деятельности или просто не соблюдать закон.
Так как экономические агенты стремятся к максимизации своей выгоды, если соблюдение норм будет стоить дороже, чем выгоды от их несоблюдения за вычетом возможности быть пойманным контролирующими органами и подвергнуться санкциям, агент скорее будет уклоняться от правил игры, чем их соблюдать. Законы не соблюдаются, так как нет сильного регулятора. Например, Волков В.В. говорит о том, что за неимением государственного регулятора в 90-е в России складывались неформальные законы экономической деятельности, которые были понятны и жестко контролировались, что привело к широкому распространению неформальных практик силового предпринимательства[Волков, 2002: 43].
Иногда хорошо развитая неформальная правовая структура позволяет практически не прибегать к формальным законам. Из-за высоких издержек контроля за исполнением закона государство осуществляет контроль выборочно, что приводит к возможности обойти закон, максимизируя свою выгоду. В статье Радаева В.В. есть 3 стратегии по поведения хозяйственных агентов при неопределённости правила или возможности его не выполнять (по А.Хиршману):
4) Лояльность – выполнение правил, которые можно оспорить
5) Стратегия голоса – оспаривание формальных правил в суде
6) Стратегия выхода – скрытое невыполнение правила
Последняя стратегия лучше всего описывает поведение торговых сетей
В 2016 году в «Известиях» снова появляется новость о законе «О торговле», которую можно сравнить с упоминавшийся ранее статьёй из «Коммерсанта». В статье говорится о том, что, несмотря на ежегодные корректировки, закон оказался невостребованным [Перцева, 2016]. В то же время неформальное регулирование отношений поставщиков и торговых сетей оказалось эффективным в последние два года и не позволяло ценам резко меняться. На сопоставлении двух статей можно увидеть деформализация правил. Из-за возможности не соблюдать формальные правила, закон «О торговле» не исполнялся, но для устойчивости и оптимизации отношений между поставщиками и торговыми сетями были выработаны неформальные правила, которые и стали основой взаимодействия экономических агентов.
Иногда хорошо развитая неформальная правовая структура позволяет практически не прибегать к формальным законам. Из-за высоких издержек контроля за исполнением закона государство осуществляет контроль выборочно, что приводит к возможности обойти закон, максимизируя свою выгоду.
В связи с тем, что было обозначено раньше, можно ответить на вопрос о связи количества правил и их соблюдении. Такой корреляции не было выявлено. Более того, иногда слишком много правил ведут к путанице и увеличению издержек как со стороны тех, кто им следует, так и со стороны контролирующего института или органа. Были обнаружены 2 фактора, которые влияют на соблюдение правил игры: 1) сильный контроль исполнения правил; 2) соответствие правил оптимизации экономических отношений, которое ведёт к нерациональности несоблюдения правил.
Источник: dzen.ru
Формальные и неформальные правила.
Неформальные правила- это такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы в вербальной форме, а также защищены другими механизмами (в отличие от государства).
В современном обществе неформальные правила играют весьма значительную роль. Люди сталкиваются с неформальны ми правилами повсюду: в семье, во взаимоотношениях с другими людьми, в деловой и политической жизни. Простые люди обычно слабо осведомлены о материальном праве, регулирующем их от ношения с другими людьми.
Основные правила, которые организуют отношения людей в повседневной жизни, не закреплены в законах. И даже на рынке, где цена устанавливается в результате колебаний спроса и предложения, действуют неформальные правила, оказывающие влияние на цену. Именно неформальные правила влияют на ожидания покупателей и их оценку того, справедливо ли повышение цены. Однако точное описание неформальных правил, их систематизация и однозначное определение роли этих правил в регулировании повседневной жизни людей — это чрезвычайно сложная задача.
Неформальные правила, подобно правилам формальным, ограничивают поведение людей. Чем, однако, правила неформальные отличаются от формальных правил? Как провести различие между ними?
Можно рассматривать в качестве формальных те правила, нарушение которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание в виде тюремного заключения или остракизма. Подобный подход к определению неформальных правил предполагает, что государство не является необходимой пред посылкой для их существования.
Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в соответствии с этим подходом, обязательными только в моральном смысле или с точки зрения приличий и хорошего вкуса. Подобный подход к проведению границы между формальными и неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм».
В соответствии с другим подходом различие между формальными и неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит про веденное Ф. Хайеком противопоставление «порядка, основанного на законе» (legalorder) и «самопроизвольного порядка» (spontaneousorder) [Hayek, 1978]. «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей по ведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания.
Подобного подхода придерживаются ученые — представители «нового институционализма». Они определяют формальные правила, как правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат).
Наличие принуждения со стороны государства — это характерная черта формальных правил. В отличие из них неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества.
Поэтому в первобытных обществах, не знавших государства, поведение людей регулировалось правилами неформальными. Формальные правила возникают с появлением государства. При этом подходе строгость наказания не имеет определяющего значения.
Наказание может быть строгим как за нарушение формальных, так и за нарушение неформальных правил, действующих в обществе. Например, в первобытных обществах действовало неформальное правило: богатые соплеменники должны были раздавать свое богатство более бедным членам общества.
Эта норма выполняла определенную экономическую функцию — функцию страхования от голода, который в равной степени угрожал всем членам первобытного общества, так как технология хранения продуктов была неразвитой и создание запасов было невозможным. Поделившись с соплеменниками, которым не повезло в этом году, богатый человек мог рассчитывать на взаимность, когда он в свою очередь окажется менее удачливым. Подобное альтруистическое поведение поощрялось обществом: человек, раздавший свое богатство, пользовался особым уважением соплеменников. Но в некоторых обществах соблюдение этой нормы поддерживалось весьма суровыми санкциями. Например, эскимосы иногда убивали жадных богатых соплеменников.
Люди соблюдают законы потому, что за их нарушение следует наказание со стороны государства. А что заставляет людей соблюдать правила неформальные? Каковы те стимулы, которые заставляют людей выполнять нормы поведения, действующие в обществе? Если норма поведения, принятая в обществе, не выполняется, то за этим следует определенная санкция, т.е. человек, нарушивший норму, должен нести определенные издержки.
Формальные правила
— это такие правила, которые создаются преднамеренно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и/или письменной форме и обеспечены легальной и специализированной защитой со стороны государства.
По мере становления более сложных обществ, происходит движение в направлении от неписаных традиций и норм поведения к писаным законам, осуществляется постепенная формализация правил. Часто при этом формальные институты возникают на основе неформальных правил. Первые писаные кодексы коммерческого поведения стали возможными благодаря существованию множества неформальных правил, которые регулировали жизнь общества на более ранних стадиях развития. Но и позже в традиции общего права действовал принцип: “Judgesmustfindcommonlaw” — «судьи должны найти обычное право». Судьи в общем праве, в соответствии со старинным принципом юриспруденции, не могут принимать закон, пока не обнаружат социальную норму, которая заслуживает того, чтобы за ее соблюдением следило государство. Формальные правила включают:
1. политические правила;
2. экономические правила;
Совокупность этих правил организована в виде:
На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты.
Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.
Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.
Варианты соотношения формальных и неформальных правил.
Приведенные характеристики формальных и неформальных правил и способов принуждения индивидов к исполнению правил позволяют обсудить вопрос о вариантах соотношения формальных и неформальных правил. Важность такого обсуждения связана с тем, что зачастую неформальные правила понимаются как нежесткие, нарушения которых вполне возможно и допустимо, в то время как формальные трактуются как жесткие, неукоснительно исполняемые, поскольку их нарушение обязательно сопряжено с наказанием нарушителей.
Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей. Если такие стимулы незначительны, формальные правила фактически могут оказаться менее жесткими, чем правила неформальные. Поэтому вопрос о соотношении формальных и неформальных правил, действующих в одних и тех же ситуациях, становится важным для правильного понимания наблюдаемых фактов.
Названное соотношение мы рассмотрим сначала в статике, а затем в динамике. В статике возможны два варианта: (I) формальные и неформальные нормы соответствуют друг другу; (II) формальные и неформальные нормы не соответствуют (противоречат) друг другу.
Случай (I) является идеальным, в том смысле, что поведение адресатов формальных и неформальных правил регулируется всеми возможными гарантами, действующими согласованно, так что вероятность неадекватного поведения в регулируемых ситуациях может быть оценена как минимальная. Можно сказать, что формальные и неформальные правила в этом случае взаимно поддерживают друг друга.
Случай (П) представляется более типичным, поскольку многие формальные нормы, вводимые либо государством, либо руководителями различных организаций, зачастую нацелены на реализацию их узких интересов, в то время как неформальные правила, разделяемые различными социальными группами, отвечают интересам их участников. Разумеется, противоречие между такими интересами вовсе не неизбежно, однако достаточно вероятно.
В соответствующих ситуациях фактический выбор адресатами не согласованных норм одной из них (и, следовательно, выбор в пользу нарушения другой) обусловливается соотношением балансов выгод и издержек следования каждой из сопоставляемых норм. При этом наряду с прямыми выгодами и издержками каждого из действий, в состав таких балансов входят и ожидаемые издержки применения санкций за нарушение альтернативного правила.
Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:
- формальное правило вводится на базе позитивно проявившего себя неформального правила; иначе говоря, последнее формализуется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами; примером такого соотношения могут служить средневековые кодексы, в которых записывались и приобретали силу норм, защищаемых государством, нормы обычного права, которыми руководствовались горожане при разрешении конфликтных ситуаций;
- формальное правило вводится для противодействия сложившимся неформальным нормам; если последние оцениваются государством негативно, создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, которое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов действий государства в соответствующей сфере; типичный пример — введение запретов на дуэли, практиковавшиеся в дворянской среде вплоть до первой половины ХIХ века;
- неформальные правила вытесняют формальные, если последние порождают неоправданные издержки у их субъектов, не принося ощутимых выгод ни государству, ни непосредственно гарантам таких правил; в этом случае формальное правило как бы «засыпает»: не будучи формально отмененным, оно перестает быть объектом мониторинга со стороны гарантов и, в силу своей вредности для адресатов, перестает ими исполняться; примерами могут служить многочисленные прецедентные судебные решения в штатах США, принимавшиеся по отдельным конфликтным случаям и впоследствии забытые, вроде запрета чистить овощи после 11 часов вечера;
- возникающие неформальные правила способствуют реализации введенных формальных правил; такие ситуации возникают тогда, когда последние вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правила; в этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила (если, разумеется, его выполнение в целом выгодно для его адресатов) вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного формального правила, — деформализация правил; примеров могут служить нормы взаимоотношений в организациях, фактически складывающиеся «вокруг» формальных инструкций, направленные на то, чтобы более эффективно достигать поставленные цели.
В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и неформальные правила могут, как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.
Источник: poisk-ru.ru