Руководитель проекта «Добро Mail.ru» Александра Бабкина рассказала Forbes Woman, чем бизнес и НКО могут быть полезны друг другу, как вычислить неэтичную благотворительную организацию и какие на какие проблемы фондам сложнее всего собирать деньги.
Ф илолог по образованию, в прошлом PR-специалист «Билайна» в Казани Александра Бабкина переехала в Москву и создала фандрайзинговый проект в структуре Mail.ru, помогающий фондам собирать пожертвования — «Добро Mail.ru». Кроме непосредственно сбора средств, сервис также занимается проверкой фондов на надежность и прозрачность, в том числе для поиска партнерских программ бизнеса с корпоративной социальной ответственностью.
Бабкина — героиня проекта Агентства социальной информации и Благотворительного фонда В.Потанина «НКО-профи» о профессионалах в некоммерческом секторе. В совместном интервью Forbes Woman и АСИ она рассказала, зачем благотворительность нужна предпринимателям и как можно бороться с мошенниками и неэтичными фондами.
Все что нужно знать о благотворительности. Валентин Ковалев
Что благотворительность дает бизнесу?
Часто первая цель — расширение целевой аудитории. Люди, которым интересны социальные проекты, которые разделяют мусор или занимаются интеллектуальным волонтерством, — это большая и активная аудитория. Но мало кто из брендов пока что с этой аудиторией разговаривает. Когда появляются умные и классные социальные проекты бизнеса, это приводит новых пользователей. Это хорошо и для маркетинга, и для выручки в долгосрочной перспективе.
У нас глобально есть сложность в том, чтобы оценивать эффективность участия бизнеса в социальных проектах. Мало кто умеет считать: этот проект социально эффективный или нет? Во многих случаях бизнес разово участвует в короткой акции, которая привлекает новую аудиторию. У нашего проекта другой подход: мы стараемся делать социальные проекты как бизнес, инфраструктурными: долгосрочными, измеримыми и, желательно, пролонгированными.
Вы упомянули интеллектуальное волонтерство. Почему компании могут быть заинтересованы в интеллектуальном волонтерстве своих сотрудников?
Смысл в том, что помимо классных и интересных задач, хорошего офиса и соцпакета людям нужно что-то еще. И это «что-то еще» держит внутри компании сильнее, чем многие другие показатели. Это на самом деле это так: человек, помогая кому-то, испытывает удовлетворение. Это может быть выражено в пожертвовании, а может — в решении задачи, которая поможет. Это окрыляет.
Ты делаешь ровно то, что привык делать, но это решает важную социальную задачу.
Драйвером или мотиватором может быть желание разобраться в проблеме. Например, я ничего не знаю о буллинге. Включаясь в работу над продуктом, который помогает пострадавшим от буллинга, ты узнаешь для себя вещи, которые раньше шли абсолютно параллельно. Я назвала буллинг для примера, потому что таких тем очень много. Ты узнаешь, что, оказывается, лекарств не хватает, оказывается, лучше вести уроки для детей-сирот, а не собирать им подарки всем офисом.
Благотворительный фонд — помощь или бизнес
А еще это общение. Я очень кайфую от того, что во время работы над продуктами знакомлюсь с невероятными людьми, с которыми иначе не пересеклась бы.
Зачем людям заходить на «Добро Mail.ru», если они могут пожертвовать деньги конкретно фонду?
Люди, которые живут у нас в стране, вообще довольно мало знают о благотворительности и фондах. Если спросить, какие НКО вы знаете, можно услышать одно-два названия. Даже если человек отправляет смс на Первом канале, у него может не отложиться в голове название конкретного фонда — это с одной стороны. С другой, по-прежнему сохраняется недоверие к благотворительности, это пока еще нерешенная проблема.
Если человек вдруг решил начать помогать, перед ним открывается информационная бездна. Он видит посты в соцсетях, фонды: плохие, хорошие. Обычно у человека нет никаких инструментов, чтобы удостовериться, что его деньги не украдут. В этой ситуации увеличивается запрос: а кому помогать можно спокойно?
Когда «Добро» только создавалось, мы делали инфографику, как отличить хороший фонд от мошенников: у фонда должен быть сайт, должны быть отчеты. Проблема в том, что мошенники очень быстро учатся. Появились очень неэтично действующие НКО, у которых на сайте есть все что нужно, чтобы выглядеть качественной организацией. Там есть отчеты, новости, фотографии. Невозможно сейчас создать список критериев, который быстро позволяет отличить хорошую организацию от плохой.
Хочу подчеркнуть, что мы не конкурируем с фондами. Человек волен участвовать в благотворительности тем способом, который ему, удобен. Мы лишь предлагаем помогать проверенным фондам, которые точно решают социальную проблему.
Что вы имеете в виду, когда говорите, что организация действует неэтично?
Меня больше всего тревожит даже не когда организация кладет к себе что-то в карман — хотя такие, к сожалению, тоже есть. Меня тревожит, когда активно продвигает себя организация, у которой очень низкий профессиональный уровень. Это значит, что, сталкиваясь с запросом от человека, они не способны оценить, действительно ли ему нужна помощь, у них нет экспертного совета профильных врачей. Эти организации с легкостью открывают многомиллионные сборы на операцию за рубежом даже в тех случаях, когда лечение в России было бы по-честному эффективным.
Да, бывает, что заболевание трудно вылечить здесь. Но есть сферы и направления, которые можно здесь лечить. И в такой ситуации открывать сбор на лечение в Швейцарии
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
Источник: kiozk.ru
Бизнес и благотворительность зачем
Люди бывают разные. Одни громко кричат на каждом углу о том, сколько всего хорошего они подарили обществу, другие жертвуют деньги правой рукой так, чтобы об этом даже не догадывалась левая. Кто-то делает себе пиар, а кто-то просто помогает людям.
Вовсе нет, я не являюсь противником пиара. Более того, мне прилепили ярлык «эксперта по партизанскому маркетингу». Заслуженно или нет – это уже коммерческая тайна. Но, я не приемлю благотворительность во имя пиара. Нельзя делать благие дела с целью засветиться в положительном свете.
Это – грех.
Ведь не только нужно покупать пентхаузы элитного жилья, но и делиться с другими.
Я верю в метафизику. Чем больше мы жертвуем, тем богаче становимся. Это факт. Но, это не есть самое главное в благотворительности. Главное в другом — жертвуя деньги или время на благотворительность, мы тем самым подводим прочный фундамент под свое личное благополучие.
Когда-то меня учили, что любой бизнес должен быть во благо. В те времена я терял знакомых, решивших пойти по пути быстрого обогащения. Одного за другим. Они не были готовы делиться с другими даже самой малой толикой своего финансового успеха.
В рамках одной статьи невозможно поместить философию благотворительности. Да и ни к чему это, ведь каждый решает для себя сам. Я могу поделиться с вами секретами успешного управления бизнесом. Но вот сделать так, чтобы некоторые из прочитавших эти строчки научились жертвовать – никогда. Ну да ладно.
Этот материал написан для других людей.
Я не в праве рассуждать о том, как следует заниматься благотворительностью. Лучше я расскажу о своем знакомом, с которым мы иногда общаемся на одном хорошем интернет-форуме.
Он – обычный московский предприниматель, каких тысячи. Его дело – мелкооптовая торговля. Далеко не крупный бизнес. Однако Сергей – это человек, успевший немало сделать для общества.
Что же им движет? Желание засветится? Так никто не знает о том, чем он занимается. Никто. Думаю, лучше всего поговорить об этом с самим Сергеем. Я решил взять у него интервью, запустил «Оперу» и начал писать ему письмо…
В.Э.: В самом начале беседы я попросил Сергея представиться.
Фамилию и имя упоминать не стоит. Достаточно ника. Папа Сережа. Этого хватит. Я могу говорить открыто на счет благотворительности, показывать свои устремления по вопросу помощи в состыковке детей и взрослых — но это всё делается не для указания фамилии и имени.
Под ником меня никто не знает. Да и видели единицы. А с фамилией и именем — это уже лично мне смахивает не на помощь и желание помочь искренне. А на попытку получить какие-нить очки. Как политики.
Я не политик.
Сергей, расскажи нашим читателям, как ты осознал всю важность благотворительности лично для себя.
Любое дело — подразумевает под собой ответственность. Человек, имеющий свое дело, ответственен перед своими близкими, перед своими работниками и перед окружающими людьми.
Даже если просто сделать табуретку — без ответственности не обойтись. Ответственность обычно чувствуется. Занимаясь предпринимательством, человек ощущает (в большей или меньшей степени, на мой взгляд это зависит от его воспитания) ответственность перед другими людьми, которые ввиду каких-то жизненных обстоятельств нуждаются в помощи и поддержке.
Без наличия в человеке духовной составляющей, позволяющей ему чувствовать нуждающихся в такой помощи людей, бизнес тусклый.
Чем ты занимаешься сейчас, в этом плане?
Лично меня беспокоит большей частью отсутствие возможности у детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка иметь свою семью.
Мне хочется помочь таким детям обрести семью. Поэтому я выбираю для себя сбор информации о том, какие нужны документы для усыновления, опеки, патроната, информацию о том, где и как работают органы опеки, психологи, помогающие взрослым людям и детям создать семью — я выбираю быть связующим звеном между взрослыми, желающими иметь детей, детей из детских домов и домов ребенка и специалистами органов опеки в разных регионах нашей страны.
С бескрайними возможностями Интернета я понимаю, что мое участие в таком плане, может быть вполне результативным. Я рад тому, что многие люди, увидев раздел «Благотворительности» на одном бизнес-форуме, участвуют в помощи нуждающимся так, как им подсказывает их сердце, и вижу, насколько эти люди ответственны в этой жизни.
Каково это: знать, что ты только что помог человеку? Что ты чувствуешь в такие моменты?
А каково чувствовать, когда переводишь старушку через улицу? Или бросаешь пацанам мяч на площадку, когда он вдруг в игре выскочит тебе идущему за площадкой под ноги? Это обычные дела. Как сказать «» , «Доброе утро!» или «Спокойной ночи!».
И все-таки. Зачем бизнесу благотворительность?
Для ответственности нужна благотворительность бизнесу. Они не делимы, бизнес и благотворительность. Они живут вместе. Точно также как, например, Армия живет вместе с народом. Никто не задается вопросом — зачем нужна Армия народу?
Все понимают – что, не будет народа, не будет Армии, не будет Армии – когда-нибудь не станет и народа.
Беседа подошла к концу. Я удивился, насколько же схожи наши мнения. Не жертвуя что-то людям, мы не имеем право называться бизнесменами. Делая свой бизнес, всегда помните о благотворительности. Не отказывайте на любой призыв о помощи.
При всем этом, всегда оставайтесь в тени.
Источник: sferamagazine.ru
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
Арифметика бывает обычная и божественная. В последней дважды два не всегда равно четырем. Ибо в человеческие расчеты и планы иногда вмешиваются действия божественной воли.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» приводится цитата из Пятикнижия (Втор. 24:19-22): «. заповедь Божья повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь — о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах — и делиться с ними плодами труда, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих».
Продолжая на земле служение Христа, который отождествил Себя с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, молодой — престарелого. Духовное благополучие общества возможно лишь в том случае, если повышение уровня и качества жизни считается безусловным приоритетом.
Благотворительность — это ТВОРЕНИЕ БЛАГА. Ставшая потребностью души благотворительность есть фактор счастья и здоровья человека. Благотворительность является родной сестрой филантропии (греч. «philanthropia» — человеколюбие). Как брак по любви, она не предполагает каких-либо финансовых обязательств со стороны получающих поддержку.
Благотворитель демонстрирует свободную волю и совершает акт дарения в форме перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей. И т. д.
Бросаясь вглубь веков, можно заметить, что с благотворительностью прочно связалось и даже стало нарицательным имя «Гай Цильний Меценат». Деятельность реального Мецената не сводилась к оплате счетов римских поэтов и художников.
Говоря современным языком, Меценат был сторонником стратегии равноудаления олигархов и создания положительного «имиджа» вертикали власти. Для решения данной богоугодной задачи гениальный римский патриций активно использовал волшебную силу искусства. В избранный Меценатом круг входили поэты знаменитые (Вергилий и Гораций) и не очень. Главной задачей руководителя круга была идеология и «национальная идея». Вдохновляемое Меценатом творчество формировало общественное мнение и помогло императору Августу стать самодержавным владыкой великой империи.
Специфическим источником российской благотворительности были общинные традиции взаимопомощи. Другим крупным фактором стали идеи христианства. Наиболее простой и доступной формой благотворительности была раздача милостыни нищим и пожертвования Церкви как очага милосердия.
В Православии нищета и бедность — признак богоизбранности. И поэтому подать нищему означает не помощь в преодолении нищеты, а именно поддержку в данном богоугодном состоянии. По летописным свидетельствам, нигде в Европе не существовало такой хорошо отлаженной системы «социальной помощи», как в Киевской Руси.
Подача милостыни является способом сглаживания социального неравенства, а само наличие такого феномена фактически свидетельствует о дифференциации общества на богатых и бедных.
Христианство вводит помощь бедным и несчастным в «непременную обязанность». Вспомоществование бедным возводится в закон и рассматривается как обязанность по отношению к Богу. Необходимость помощи ближним отчетливо прописана в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7) и «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42).
Милостыня не только сглаживает социальное неравенство, но и очищает дающего от грехов и увеличивает вероятность его спасения. Чем больше человек чувствует себя согрешившим, тем более он должен быть щедрым и отзывчивым к проблемам других людей. Благотворительность отучала бедняка ненавидеть богатого и была необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.
Одним из весомых оснований пожертвований на мирные и церковные нужды было сомнение в богоугодности предпринимательской деятельности и ее нравственной состоятельности.
VIP-мечтой почти каждого русского купца было строительство Храма. Так в российской ментальности отражалась идея искупления за богатство, тесно связанного с грехом.
Подражание российских царедворцев опыту французских и германских коллег сделало особенно модным покровительство искусствам. В ХVIII веке появилось русское слово «меценатство». В память о просвещенных покровителях остались Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр оперы и балета, Александрийский драматический театр.
Хорошо известны имена российских меценатов П.М. Третьякова, чья коллекция картин дала имя знаменитой галерее, С.И. Мамонтова, создавшего Московскую частную оперу. Имена своих создателей носили Щукинский и Морозовский музеи современной живописи, Бахрушинский театральный музей.
Морально и материально окормлял передвижников заслуживший отдельную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» собиратель П.М. Третьяков. В завещательном письме родоначальник Третьяковской галереи отмечает: «. прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенного любящего живопись, не может быть лучшего желания, чем положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, и принесущего многим пользу, всем удовольствие. Более я ничего не желаю. прошу не осудить моего распоряжения. ».
Период с 1917 по 1990 гг. характеризуется наличием отсутствия благотворительности. Работа по поддержке семьи, инвалидов, ветеранов и одиноких граждан велась системой социального обеспечения населения. Вместо благотворительной деятельности появились шефские связи. Предприятия шефствовали над детскими домами, колониями, домами престарелых и т. д.
Начало лихих 1990-х гг. было отмечено всплеском филантропии. Подрастающий российский бизнес старался догнать взрослого западного друга, «сделать себе биографию» и весело зашагал через звезды к терниям.
Оказалось, что банкиры и культурный бомонд имеют почти не совпадающие «круги общения» и мотивировки. Творческая интеллигенция по своей врожденной наивности полагала, что предприниматели и банкиры обязаны любить высокое искусство и давать на него деньги. Отказ в помощи обычно квалифицировался как отсутствие нравственности и гражданственности у «человека с рублем».
Предприниматели опасались повышенного внимания со стороны «ока государева» и организованной преступности. Наиболее «продвинутые» банкиры видели в благотворительности часть PR, но не все усматривали в ней способ взаимного доверия и согласия в обществе.
Встает не риторический вопрос — зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
На этот вопрос можно ответить следующим образом.
1. Дополнительные рекламные возможности. Шумная акция с привлечением СМИ может быть эффективнее и дешевле, чем простая «рекламная волна».
2. Продвижение социально-значимых проектов экспонирует имидж фирмы как активного члена общества. Это есть естественная составляющая системных связей с общественностью.
3. Сопряженная с социально-значимыми событиями РR-деятельность генерирует позитивную популярность.
4. Укрупняется баланс положительных связей фирмы с глубокоуважаемыми и любимыми политиками, учеными, служителями искусств. Известные и временно великие люди становятся не только «проводниками» интересов фирмы, но и эрегируют рост ее репутации.
Важно выделить жирным шрифтом: благотворительность и спонсорство, как и РR в целом, ‒ это работа на процесс, которая в конечном итоге приносит весомый результат. Установление и углубление рабочих и доверительных отношений, рост репутации дают достойные и конкретные плоды.
Для «высшей лиги» российского бизнеса самыми актуальными объектами спонсорства являются спорт, искусство и политика.
В богомольной России официальное признание заслуг перед отечеством на ниве благотворительности и филантропии было предметом особой гордости и влекло за собой изменения в сословном статусе награждаемого. Появление или восстановление знаков общественного внимания будет иметь немалый эффект и способствовать формированию социально-ответственного бизнеса.
Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, эксперт культурного фонда им. В.С. Суслова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Сообщение для редакции Закрыть
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО «ТЕНЕС»; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО «Философия ненасилия»; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна
Источник: ruskline.ru