Что самое важное в бизнесе, если он строится на реальных продажах? Найти свою нишу, то есть пространство в деятельности, освоение которого может принести устойчивый доход. Иначе говоря, нужно найти свой собственный рынок сбыта, пусть небольшой, но надежный, где нет высокой конкуренции, а ваш товар или услуга будут пользоваться постоянным спросом.
Для людей деятельных и наблюдательных эта задача не так уж и сложна, им достаточно иной раз просто оглянуться вокруг. Так и произошло с человеком по имени Вадим, который согласился рассказать журналу Reconomica о своём интересном бизнесе, идею для которого он увидел буквально на дороге.
Как жизнь подсказала мне идею
Здравствуйте. Меня зовут Вадим, и я хочу поведать вам историю о том, как занимался запуском и развитием сети мобильных кухонь, которые на западе называют « Food truck «.
По роду предыдущей работы я часто ездил по командировках в Беларусь, и мне доводилось наблюдать, как у границы собирались живые очереди из автомобилей. Цепочки грузового и легкового транспорта протягивались на десятки километров и продвигались в черепашьем темпе. Иногда грузовой автомобиль может простаивать около 5-6 суток, пока не пересечёт границу. Среди удобств — туалет и маленькая кафешка , расположенная возле пограничного терминала.
Юрист о фудтраке. Бизнес на еде. Основа.
Часто дальнобойщикам приходится сутками стоять в очереди на границе.
Как пообедать водителю в очереди к пограничному пункту пропуска?
Если на легковом автомобиле можно сделать небольшую петлю либо в сторону кафе либо до ближайшего населенного пункта с магазином, чтобы купить продукты, то что делать водителям грузовых автомобилей? В живой очереди место на вес золота, да и маневрировать с длинным кузовом или с прицепом на узкой проезжей части очень проблематично.
Местные жители кое-как спасали ситуацию: кто на велосипеде, кто на старых «Жигулях», вывозили пирожки, булочки и кофе с чаем. Но дальнобойщиков, проводящих полжизни в пути, такой перекус не устраивал.
Сначала я просчитал перспективы
Оценив ситуацию, я загорелся идеей: а что если пустить вдоль автодороги микроавтобус, который мог бы развозить широкий ассортимент свежей горячей пищи, включая первые блюда?!
Замысел казался перспективным и прибыльным, но требовалось выяснить, на сколько такая услуга была бы востребована и сколько готовы водители выложить за полноценное трехразовое питание.
В очереди времени было достаточно для проведения маркетингового исследования. Опросив три десятка водителей, я выяснил, что услуга актуальна и востребована в текущих условиях. В придорожных кафе, в которых они обычно питаются, средняя порция обеда стоит в пределах 80-90 рублей. На трассе водители готовы платить 100-110 рублей при условии, что вкусовые качества блюд будут не хуже, чем в кафе.
Теперь дело за бизнес-планом
По возвращению домой я набросал бизнес-план и алгоритм действий для претворения идеи по запуску мобильного кафе в жизнь. Предстояло решить широкий круг вопросов, начиная от марки автомобиля и заканчивая кофейными палочками.
Бюджет ограничивался собственными сбережениями в объеме 22 тысячи долларов, на которые особо не разгуляться.
Список всего необходимого выглядел примерно так:
- Грузовой микроавтобус.
- Легковой автомобиль с будкой для перевозки термосов и смены персонала.
- Кухонное и торговое оборудование:
- рекламная оклейка микроавтобуса ( брендирование ) ;
- кофемашина, кофемолка;
- инвертор (преобразователь напряжения);
- инфракрасные газовые горелки (2 шт.) + баллон;
- внутренняя мебель в микроавтобус ;
- посуда для приготовления пищи.
- Обустройство посадочных мест возле мобильного кафе в теплое время года.
- Оборудование базовой (стационарной) кухни.
- Расходные материалы (одноразовая посуда, салфетки, ГСМ );
- Зарплата обслуживающего персонала на 6 мес.
- Непредвиденные расходы.
В обслуживающий персонал по моему плану входили:
- водитель;
- повар-реализатор;
- реализатор.
Реализация плана — как построить свой Food truck
Для претворения идеи в жизнь нужно было действовать по заранее подготовленному плану. Пришло время заняться основными закупками и изготовлением оборудования.
Подбор автомобиля под мобильную точку питания — с чего начал я
Микроавтобус должен был служить и кухней и точкой реализации.
Известно, что эксплуатация микроавтобусов на газовом оборудовании обходится владельцам значительно дешевле, чем на бензине или дизельном топливе .
Но есть другая сторона медали, такая как доступность газовых автозаправочных станций и быстрый износ двигателей. Цены на сайтах продажи автомобилей вызвали панику, в бюджет я не укладывался.
Для оснащения мобильной кухни микроавтобус предстояло отремонтировать и доработать.
Впрочем, очень скоро появилось объявление о продаже подержанной ГАЗели, которую и было решено приобрести. Потом за неделю мы с товарищем укрепили каркас, в мастерской соседа приварили стойки, обновили узлы двигателя и покрасили корпус.
В рекламном агентстве изготовили симпатичный макет с рекламой и фотографиями блюд, который позже был перенесен на пленку и наклеен на кузов автомобиля .
Настала очередь оборудования мобильного кафе
Для хранения, транспортировки и выдачи блюд внутри микроавтобуса нужно было установить мебель, состоящую из полок, шкафчиков, стеллажей и прочего. Готовых решений, разумеется, не существовало, поэтому я прибегнул к услугам цеха по производству мебели.
Задача была нестандартной и сложной, но плотники цеха справились с ней превосходно. Вдобавок они предложили немного креатива в виде встроенной подсветки салона из китайских лампочек.
Готовые полки и шкафчики мы закрепили в салоне шурупами, а подсветку прилепили к потолку клейкой лентой.
Отдельная благодарность за презент ребятам из рекламного агентства, которые на неиспользованных кусках винилового полотна бесплатно распечатали баннеры с логотипами распространенных и всемирно известных марок кофе. Баннеры гармонично дополнили интерьер салона, который открывался взору клиентов. Иначе там была бы видна старая обшивка, и не исключено, что она портила бы аппетит.
И автомобиль превратился в фудтрак.
Как готовить, хранить и подогревать блюда
В какой-то момент передо мной возник важный вопрос: готовиться пища будет прямо в салоне, или следует это делать в помещении? Салон ГАЗели очевидно не подходил для приготовления пищи, повар там бы не развернулся. В лучшем случае можно нарезать продукты для салата, приготовить яичницу или разогреть пищу.
Остановился я на том, что поначалу арендую помещение в прилегающем к границе селе или посёлке, а дальше будет видно.
Для разогрева и приготовления по совету знакомых приобрел газовую горелку инфракрасного излучения, которая отличается от аналогов низким потреблением газа и высокой безопасностью использования. К ней был куплен удобный портативный баллон для пропана на семь литров.
Долго ломал голову над обеспечением электричества в автомобиле, которое понадобится для зарядки телефонов, питания микроволновой печи, портативного телевизора и холодильника на летний период. «Google » подсказал, что есть специальные инверторы, преобразующие 12 вольт в 220. Такое приспособление можно недорого купить на радиорынке.
Оставалось разобраться с мелочами
Кофемашина и кофемолка брались в аренду, так как это не слишком затратно на старте, и дополнительно я получил поставщика хороших сортов итальянского кофе. Картонные стаканчики, пластмассовые ложечки, вилочки и прочие расходные материалы заказывал через интернет-магазин, с доставкой по почте.
В летний период кафе и рестораны традиционно выносят мебель на прилегающую территорию, чтоб посетители могли наслаждаться свежим воздухом.
Я тоже проникся идеей обустроить место возле фудтрака , обратив внимание на популярный тренд мебели из европоддонов. Закупил около тридцати поддонов, пару комплектов подушек, в поисковике нашел подходящий к замыслу эскиз и изготовил три места для сидения.
В Интернете найдется немало идей изготовления из поддонов практически бесплатной мебели для клиентов.
Обустройство базовой кухни
После решения вопроса с автомобилем следовало заняться поиском помещения под кухню. В четырех километрах от российско-белорусской границы, в Смоленской области есть небольшая деревня Красное. Доброжелательные местные жители, близкое расстояние к границе, отсутствие придорожных кафе повлияли на мой выбор в пользу этой деревни.
Помещение для кухни и поставщик продуктов нашлись быстро
Без особого труда нашел дом для аренды с ухоженной кухней, спальней и даже с двумя складскими помещениями.
Для приготовления основных блюд можно арендовать в ближайшем селе частный дом с просторной кухней.
Вопрос с поставками продуктов решился практически сразу, когда я познакомился с торговым представителем единственного местного магазина.
Из районного центра он доставлял все необходимое, и за скромное вознаграждение согласился закупать для меня дополнительные товары с оптовой базы.
Штат сотрудников
По месту был устроен « кастинг » на роль повара-реализатора, где победителем стала способная и трудолюбивая девушка, приготовившая самый вкусный украинский борщ. Две вакансии водителей заняли я и еще один парень из той же деревни.
Наш повар в первый же день принялась обустраивать кухню: навела порядок, расставила мебель, разложила кухонную утварь по соответствующим полкам и шкафам. Мы с коллегой возились с автомобилем, подготавливая его к пробному выезду.
И мы начали работу, попутно набираясь опыта
Когда все было сделано, повар приготовила по сорок порций первых и вторых блюд. Было опасение, потому что спрос оставался неизвестен, и мог возникнуть большой остаток непроданых блюд.
В первый день все опасения улетучились, когда за считанные часы наши кастрюли оказались пустыми.
Нехитрое, но вполне достойное меню
На первых порах меню состояло из таких блюд:
- первое — гречневый/гороховый супы, украинский борщ;
- второе — вермишель/гречневая каша с говяжьей поджаркой;
- салаты — морковно-свекольный, «сельдь под шубой», «Цезарь»;
- напитки — чай, кофе, соки.
Организация торговли
Торговля происходила следующим образом. Большегрузные фургоны выстраивались в очередь к КПП, занимая правую полосу проезжей части. Наш микроавтобус на первой-второй передаче курсировал по встречной полосе, и как только водитель подавал сигнал рукой, останавливался на противоположной обочине, чтоб обслужить дорогого клиента. Благодаря «боевой раскраске» автомобиля, нас начали замечать за километры, и водители выскакивали из кабин своих грузовиков, чтобы сделать заказ.
Количество продаж в течение недели постепенно увеличивалось с 40 до 150 порций. Средний суточный чек достигал 13500 — 14000 р., из которых «чистыми», за вычетом налогов, 11000 р.
Как мы увеличивали выручку
Желание увеличить чек стимулировало к применению уже известных и к изобретению новых маркетинговых приемов. Почти в каждом грузовике дальнобойщика имеется рация, по которой водители переговариваются между собой. Кому-то необходимо дозаправиться, подвезти запчастей, вытащить из болота, поделиться сплетнями или анекдотами, в конце концов — везде выручает рация.
На подъезде к первому грузовику мы устраивали акцию: тому, кто объявит наше появление на маршруте, предоставляется приз в виде скидки 50% на любое блюдо. После первого объявления через каждые две-три фуры нас ожидали небольшие очереди из водителей.
В рекламном агентстве мы заказали комплект флаеров и несколько цветных трафаретов под лобовое стекло. С наступлением сумерек они подсвечивались китайскими светодиодами и сигнализировали о нашем появлении на маршруте. Флаеры с информацией о нас и с контактами вручались каждому водителю, чтобы тот имел возможность позвонить и узнать текущее меню или время нашего следующего объезда.
В обозримом будущем запланировано создание сайта, на котором будет и меню, и наш график работы, и месторасположение.
И как расширили ассортимент
По ходу работы наш повар-реализатор предложил разбавить ассортимент беляшами, чебуреками и пирожками из дрожжевого теста. Но важно было как можно дольше сохранять их в горячем состоянии, потому что после нескольких подогревов терялись вкусовые качества и товарный вид.
Вместительных термосов, подходящих этим целям, не нашлось, и мы решили использовать садовые корзины из пластмассы, валявшиеся на складе магазина. Из пенопласта вырезали дно, стенки и крышку, склеили короб термостойким, безвредным клеем, обернули пищевой фольгой и поместили в корзину. Так получился кустарный дешевый термос.
Кто может устоять перед ароматом горячих пирожков и беляшей?
Результат превзошел самые смелые ожидания: запах горячего, свежего дрожжевого блюда, появляющийся из под крышки термоса, производил потрясающее впечатление на клиента, разжигая интерес к продукции.
Как и во всяком бизнесе, проблемы случаются на всех этапах
Разумеется, при организации бизнеса «на колесах» не все так гладко, как хотелось бы. Изначально я столкнулся с проблемой нехватки продуктов, когда перебрался в отдаленное село с одним единственным магазином.
Торговые представители завозят товар с баз на небольших грузовых микроавтобусах, в которых мало свободного места. Когда наши объемы продаж не достигали суточной отметки в 150 блюд, сотрудничества с ними было достаточно. Позже пришлось искать альтернативные варианты, среди которых рассматривались местные фермеры или владельцы грузовых фургонов, отправлявшиеся в районный центр по работе.
В течение месяца мы настроили полный цикл логистики, четыре партнера сменяли друг друга по порядку.
Дефицит газовых заправок заставляет проезжать лишних 15 километров раз в два дня, потому что газ в канистре перевозить невозможно.
Бывало, что по различным причинам на приграничных КПП останавливалось оформление документов. Грузовики разворачивались и разъезжались: кто назад, а кто ехал на другой пограничный пункт за сотни километров. Это вынуждало нас прекращать работу на неопределенный срок и порождало убытки.
Вопрос юридического оформления и сопровождения даже не заслуживает отдельного внимания. Как и везде, бюрократия нас не обошла стороной. Регистрация индивидуального предприятия для ведения бизнеса была связана с увлекательными путешествиями по кабинетам ФНС , ЕГРИП , ПФР и т.д.
Почему стоит заниматься мобильными кафе
- Это свободная ниша с невысокой на данный момент конкуренцией. Субкультура быстрого уличного питания только занимает позиции на просторах СНГ, и сосредоточена в больших городах.
- Невысокий порог входа, предполагающий сравнительно небольшую сумму стартового капитала. Около двадцати тысяч долларов будет достаточно, чтоб покрыть первичные расходы и зарезервировать средства на зарплаты персоналу.
- Быстрая самоокупаемость. Возврат вложений можно ожидать в течение года, что упрощает вопрос с привлечением инвестиций, если собственных денег нет, но очень хочется попробовать себя в этом деле.
- Перспективность и масштабируемость. На фоне дорогих придорожных кафе мобильные кухни являются хорошей альтернативой, где люди среднего и ниже среднего достатка могут получить качественное питание.
- Мобильность. Поскольку кухня на колесах, и может менять точки дислокации, у владельца не будет возникать опасений относительно того, что напротив построится конкурент, демпингующий ценовую сетку.
- Легкость ведения деятельности. Не обязательно быть кандидатом математических наук, чтоб запустить этот бизнес и контролировать его ведение.
Несколько советов начинающим предпринимателям
Прежде всего следуют задуматься над вариантами оптимизации стартовых расходов.
Не стоит экономить на качестве продуктов, потому как только добротные и полезные блюда в меню помогут произвести должное впечатление и наработать хорошую репутацию.
Не надо сразу покупать автомобиль, не проанализировав перед этим спрос. Место может оказаться сложным или высококонкурентным. Можно найти владельца подходящего автомобиля , который оказался без работы. Такой человек согласится на самые скромные условия труда, а у предпринимателя появится возможность с минимальным риском протестировать бизнес-модель и собственные способности.
Очень важно наладить каналы поставок продуктов, расходных материалов, и проявлять изобретательность.
Креативность и позитивный настрой должны быть вашими ежедневными спутниками.
И тогда успех вам обеспечен.
Опубликовано 25 марта, 2018 Обновлено 26 октября, 2018 Пользователем admin
Статья была вам полезна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!
Татьяна Лаврова says
Да , если с умом подходить, пищевой бизнес хорошо окупается.Спрос рождает предложение. У нас мобильные кафе -пока новшество.
Со всей ответственностью герой подошёл к вопросу: придумал идею, проверил, как она будет востребована среди постоянных клиентов, составил бизнес-план, и занялся делом. А потом уже имея желание увеличить прибыль, стал придумывать новые ходы.
Источник: reconomica.ru
Как заработать на старье: уличные кафе на колесах, которые приносят деньги
На вопрос «Что можно сделать со старым фургоном?» каждый ответит по-разному. Одни предложат сдать его на металлолом. Другие захотят снять все «живые» запчасти, а кузов продать. Третьи пристроят старенькое транспортное средство на садовый участок, превратив машину в дачный домик, летнюю кухню или сарай для хранения инвентаря.
Четвертые выразят готовность приложить силы и поставить ветерана на ход. Пятые поставят цель провести полный комплекс реставрационных работ и возродить автомобиль в первозданном виде. А кто-то возьмет, да и превратит старенький авто в фудтрак. Словом, у каждого свой резон. И таких, кто намерен сделать многолетний фургон средством заработка путем сдачи в аренду или объектом своего бизнеса, из года в год все больше.
Достаточно посетить мало-мальски массовое мероприятие на открытом воздухе, как становится ясно: сегодня без фудтраков и фудбасов никуда. Особенно — если события происходят вдали от продуктовых магазинов и ларьков с едой и напитками. Будь то Закрытие мотосезона на улицах Москвы, фестиваль коммерческого автотранспорта TRUCKFEST в Московской области и другие подобные мероприятия, везде присутствуют бывшие фургоны и микроавтобусы, превращенные в мобильные кафешки по продаже безалкогольных горячих и прохладительных напитков, еды быстрого приготовления и десертов, молочных коктейлей и мороженого. Это веяние времени.
Существуют новые автомобили, изначально построенные под требования мобильных пунктов питания, но сегодня не о них речь. Поговорим только о тех, которые стали мобильными «продточками» в результате переоснащения списанных, снятых с эксплуатации или имеющих очень солидный возраст транспортных средств. Таких по всей территории России и на постсоветском пространстве тысячи.
А занимаются ими преимущественно молодые парни и девчата, а также люди среднего возраста. Привлекает их то, что при работе на себя и относительно небольших затратах фудтрак можно окупить за довольно короткое время. При благоприятных обстоятельствах это может быть срок от трех месяцев или всего один сезон.

Мотороллер, превращенный в Route Coffee Truck, на выездных мероприятиях предлагает свежайший кофе, какао, чай нескольких сортов.
Три года назад Минске появился чёрный городской автобус МАЗ-103 одного из ранних выпусков, превращенный энтузиастами в фудбас, а точнее — в FoodBar. Несколько молодых людей вскладчину купили списанный транспорт, и превратили его в пункт приготовления популярных видов фастфуда. В салоне демонтированы все сиденья и поручни, смонтированы раковина для мытья посуды, варочные панели, фритюрница, разделочный стол и окно выдачи. Жестко закреплены и размещены по периметру посудные шкафы, духовка, холодильники, кофемолка, кофе-машина, электронные весы, система розлива напитков с проточным охладителем и другое оборудование. В безопасной зоне размещено несколько бытовых газовых баллонов с пропаном.
Но это, скорее, исключение из правил. Все-таки самые распространенные — фудтраки на шасси фургонов стандартной или увеличенной габаритной длины. В подавляющем большинстве случаев это малотоннажные Mercedes-Benz TN/T1 полной массой 2,55‑4,6 тонны, выпускавшегося в Германии с 1977 по 1995 гг. Они известны также под именем Bremen Transporter — Бременский транспортер и Transporter Neu — Новый транспортер.
За 18 лет производства было изготовлено без малого 970 тыс. экземпляров в 252 вариантах. Более 90 % из них оснащены дизельным двигателем, а особый интерес для создания фудтрака представляют версии с удлиненной колесной базой, высокой крышей и односкатной ошиновкой.

Фудтраки на базеMercedes-Benz TN/T1 на закрытии «Мотосезона» на проспекте Сахарова в Москве. Самые молодые из них — 1995 года выпуска.
Немало автомобильных бистро построены на базе Mercedes-Benz Sprinter первого поколения. Машины эти крепкие, надежные, способные оставаться на ходу и через четверть века с момента производства. В этом же ряду старые фургоны IVECO Daily, Citroёn Jumper, Peugeot Partner, Ford Transit и др. Кроме «европейцев» в мобильные закусочные превращают и «азиатов»: Hyundai Porter, Toyota Quick Delivery и пр. Иногда встречаются и «американцы» брендов Ford, Chevrolet, GMC.

Фудбас сохранил штатные двустворчатые двери, а окна выдачи оборудованы вместо серийных боковых стекол.
Простой серийный Mercedes-Benz TN/T1 с большим пробегом и ржавым кузовом можно приобрести даже за 100 тыс. руб., но в него предстоит капитально вложиться. Готовый фудтрак на его базе в состоянии б/у до пандемии был доступен по ценам от 750 тыс. руб., сейчас уже дороже. Его старший коллега, созданный на базе транспортера Mercedes-Benz T2/Vario, оценивается в два-три раза дороже, в зависимости от состояния и оснащения.

В салоне списанного МАЗ-103 убраны сиденья и поручни, оборудованы разделочные столы, посудные шкафы, варочные панели и многое другое.

Для нагрева технической и питьевой воды, а также для разогрева блюд и приготовления пищи используются стальные баллоны с пропаном.
Фудтраки бывают разными: например, оборудованными под блинные, чебуречные, бургерные, пельменные, пиццерии, шаверму. Есть предложения по созданию мини-кафе по продаже лимонада и минеральной воды, молочных и фруктовых коктейлей, мороженого и сэндвичей, пирожных и других кондитерских изделий. Если за новый фудтрак на базе той же «ГАЗели NEXT» нужно отдать не менее 4 млн руб., то за подержанную иномарку с соответствующим оснащением — в четыре-пять раз меньше. Объем дневной выручки фудтрака зависит от многих условий, но в среднем оценивается в 30-50 тыс. руб.

Плотность компоновки оборудования на борту списанного городского лайнера такая, что интерьер буквально не узнать.
Фудтрак обойдется дешевле, если не покупать готовый, а строить его своими силами. Правда, с учетом подорожания техники и оборудования, ЛКМ и расходников в 2022 году, удовольствие это будет недешевым. Частично компенсировать затраты может помочь нанесение наружной рекламы, брендирование фудтрака, размещение на крыше логотипа компании с неоновой или светодиодной подсветкой. Небольшая экономия выйдет за счет использования холодильного оборудования всемирно известных производителей прохладительных напитков, но все затраты бизнесменов эти средства не покроют.
По большому счету, использование фудтраков и футбасов — бизнес сезонный. В ряде случаев такую технику выгоднее брать в аренду на сезон хорошей погоды с весны по осень. В допандемийный период суточный ценник аренды автомобильного (не путать с прицепным!) вариантом стартовал с отметки 10 тыс. руб., месячный — со 150 тыс. руб.
К началу календарной весны (март) 2022 года самоходный фудтрак предлагают в аренду за 15 тыс. в сутки, а в месяц — от 180 тыс. руб. Обычно зависимость платы прогрессивная: чем больше срок аренды, тем дешевле обходится каждый день. Обычно стоимость аренды расписана на периоды: от одного до трех дней, от четырех до 10 дней, и далее — от 11 до 20, от 21 до 30, от месяца до года (365 дней).
Впрочем, еще не вечер: ситуация на рынке меняется, и с установлением устойчивой теплой погоды ценники вслед за ртутным столбиком термометра могут поползти вверх. Таковы законы рынка, и никуда от этого не деться.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Источник: 5koleso.ru
Как открыть фуд-трак — бизнес-план с расчетами
Торговля продуктами питания — одно из самых прибыльных занятий. Организовать работу фуд-трака — отличное решение для стартапера, имеющего авто подходящего размера и бюджет до 300 тысяч рублей. Чтобы достичь высоких показателей оборачиваемости, избежать порчи продуктовых остатков и получать стабильную прибыль, стоит детально разработать бизнес-план открытия фуд-трака, изучить возможные проблемы и найти пути их решения.
Бизнес-план фуд-трака
Покупка «еды на колесах» — альтернатива перекусу в кафе, кафетерии или столовой для тех, кто желает поесть, не тратя время. Вкусные бутерброды, пирожные, салаты и «горячее» можно взять на обед в офис, в авто, на пикник или насытиться, не отходя от фуд-трака.
Идея — оформить нестационарную мини-точку продаж фастфуда.
Для этого необходимо следовать бизнес-плану:
- Организовать ИП.
- Приобрести авто.
- Оборудовать авто для приготовления пищи.
- Разработать меню, определить целевую аудиторию.
- Найти место или несколько мест продаж. Оформить договор с администрацией города; заключить договор аренды с владельцем участка, подходящего для размещения трака.
- Нанять персонал.
- Разработать методы продвижения продаж.
Затраты на оформление фуд-трака — 227,5 тысяч рублей без учета стоимости авто.
Прибыль — 145 тысяч рублей в месяц.
Срок окупаемости проекта — до 2 месяцев при наличии авто, или до 7 месяцев при покупке подержанного трака.
Начинать следует с анализа рынка.
Сильные и слабые стороны бизнеса
В каждом городе есть место, которое славится вкусной и недорогой едой, неважно, будь то стационарное кафе, ресторан или небольшой фуд-трак. Последний формат, столь распространенный в США, интересен и необычен в России. В западных странах распространение фуд-траков обязано многочисленным ярмаркам, фестивалям еды, но есть ли в России возможность торговать едой с мобильной конструкции в местах большого скопления людей?
Наши законы не позволяют владельцам фуд-траков свободно передвигаться, то есть работать так, как, по сути, и должен фуд-трак. Причина — нет четкого разъяснения в законодательстве, где должен торговать владелец мобильного бизнеса; нет четко оговоренных маршрутов, по которым можно перемещаться, продавая еду.
Размещение фуд-траков, как и прочих объектов нестационарной торговли, регламентируется ст. 10 закона №381-ФЗ от 28.12.2009 г. Начинать торговлю на улицах города можно только при условии соответствующего разрешения от администрации.
Опытные стартаперы рекомендуют начинать бизнес именно с поиска места торговли. Проблема в том, что схема размещения НСО разрабатывается органами местного самоуправления. Согласно законодательству, в схему включают от 60% мест работы мобильных точек, и все они отличаются обозримостью, проходимостью.
Получить шанс на размещение в прибыльном месте есть у людей, которые имеют родственные, деловые связи с сотрудниками администрации, или смогли иным способом заполучить заветное разрешение в нужном месте. Более простой вариант открыться там, где хочется — подыскать землю в частной собственности, которая бы находилась в проходном месте. Альтернативный способ — арендовать площадь на территории перед крупным торговым центром.
Поиск места торговли — единственная сложность в организации работы фуд-трака. В этом бизнесе больше плюсов, нежели минусов:
Быстрый старт возможен лишь в случае работы по франшизе. Самостоятельное открытие — это кропотливая разработка меню, поиск места работы, поэтому не стоит планировать запуск ранее чем через 2 месяца после начала работы над реализацией идеи.
- Фуд-трак окупится за 2-7 месяцев.
- Передвижение никто не отменял. Торговать можно не только в 1 месте, но и переезжать, получив заказ на обслуживание вечеринок, автопати, рок-концертов и прочих массовых мероприятий, организаторы которых заинтересованы в комфортном времяпровождении посетителей.
- Экономия. Несмотря на расходы, связанные с покупкой оборудования, траты на организацию работы стационарного кафе значительно выше. В стационарных точках приходится заниматься доведением системы вентиляции, водоснабжения до уровня стандартов СанПиН. В фуд-траке все предельно просто, важна только интересная идея оформления, компактность техники.
Формирование идеи фуд-трака
Что продавать — извечный вопрос, а вариантов миллионы. Наиболее распространенные:
- Пицца. С одной стороны — блюдо простое и вкусное, но слишком распространеное, а значит неконкурентоспособное. Стоит только открыться пицце на дровах где-то неподалеку с возможностью выноса еды, и фуд-трак обречен на отсутствие покупателей.
- Хот-доги — не ново, но классический хот-дог можно усовершенствовать необычными добавками, использовать разные основы для наполнения.
- Бургеры — популяризированная еда, пользующаяся большим спросом у молодежи.
- Мороженое, молочные коктейли, смузи — беспроигрышный вариант в летнюю пору года.
- Стейки, куры гриль — отлично продаются вблизи общежитий с проживающими студентами.
- Лапша с добавками (мясо, овощи).
- Роллы — подойдут любителям экзотики.
Чтобы удерживать интерес клиента, планируется продажа:
Товар | Цена, рублей | |
Смузи на завтрак | Творожно-вишневый | 115 |
Бананово-йогуртовый с добавлением овсяных хлопьев и клубничного сиропа | 115 | |
Бананово-клюквенный на кефирной основе с ореховой крошкой | 115 | |
Бургер | С курицей, пропитанной вустерширским соусом, с помидором и зеленью | 98 |
Со свиной стружкой, авокадо и овощной смесью | 110 | |
С тунцом, зеленью и сливочным соусом | 120 | |
Добавки по желанию | Грибы | 30 |
Сыр | ||
Кукуруза | ||
Овощная нарезка (петрушка, огурец, помидор, руккола) | ||
Напитки | Кофе растворимый, вода, газированные сладкие напитки | 15 — 50 |
Целевая аудитория — студенты, случайные прохожие, офисные работники. Благодаря включению в меню смузи, постоянными покупателями станут не только любители фастфуда, но и поклонники здорового питания.
Как оформить бизнес: ИП для фуд-трака
Для начала работы в качестве предпринимателя с собственной кухней на колесах необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Регистрация при личном обращении с документами — заявлением и паспортом, обойдется в 800 рублей (размер Госпошлины). Подав все в электронном виде можно сэкономить.
Для оформления сети фуд-траков придется оформить ООО, проделав работу по составлению устава, проведению собрания учредителе. Госпошлина для ООО — 4 000 руб.
Достаточно начать с регистрации ИП, поскольку это требует меньше времени и затрат.
При заполнении заявления выбирается код ОКВЭД для фуд-трака:
- 56.10 — Группа «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».
Как получить и узнать коды статистики для ООО и ИП
Имея «на руках» регистрационные документы, можно заняться выбором места торговли и, одновременно, подготовкой авто, оборудованием трака под стильную мини-кухню.
Фуд-трак: выбор места торговли
Не смотря на «мобильное» название, необходимо узаконить место размещения кафе на колесах. Сделать это можно несколькими способами:
Большего успеха можно добиться, продавая еду на уличных праздниках, или договорившись об аренде частной территории. Чтобы пойти по одному пути и выиграть аукцион, необходимо иметь огромное везение или полезные связи.
- Изучить, в каких местах администрация города предлагает разместить точки нестационарной торговли. Если есть достойные варианты — принять участие в аукционе. О возможности размещения точки на муниципальном земельном участке лучше поинтересоваться в администрации. В Москве, например, размещение подобных мобильных точек запрещено.
- Заключить договор с организаторами ярмарок, фестивалей о продаже продукции в месте прохождения культурно-массового мероприятия.
- Арендовать участок частной собственности.
Согласно бизнес-плану открытия фуд-трака, предположительное место дислокации — территория возле торгового центра.
Сети по продаже продуктов питания неохотно идет навстречу предпринимателям, торгующим «на колесах», а вот места продажи стройматериалов, быттехники, одежды, мебели, будут не против расположения вблизи точки, где могут поесть не только их посетители, но и сотрудники.
Стоимость аренды — 30 тысяч рублей в месяц.
При выборе места дислокации необходимо просчитать проходимость или «трафик». Метод прост: достаточно записывать в течение дня, сколько потенциальных покупателей прошло мимо предполагаемого места продаж. Важны нюансы: не будет ли преград на пути к траку, не ускоряют ли шаг люди, например, спеша перейти дорогу на светофоре. Поток людей легко приостановить, поставив штендер. Такой вид рекламы не требует согласований и отлично работает на привлечение внимания.
Выбор авто для фуд-трака, оборудование
На авто, которое будет переоборудовано в кухню, необходимо получить техпаспорт с записью «автолавка» или «автомагазин». Для переоборудования машина должна быть габаритной. Для этих целей подойдут марки:
- Iveco Daily;
- Ford Transit;
- Hyundai HD78;
Кроме указанных, можно рассмотреть еще ряд марок, отличающихся вместительным кузовом. Следует обратить внимание на высоту трака, ведь в нем практически целый день придется работать стоя.
- GAZon Next;
- Mercedes T1/T2;
- Mercedes Sprinter/Vario;
- Isuzu Elf;
- Renault Master;
- Fiat Ducato;
- Volkswagen LT;
- Volkswagen Crafter;
- BAW Fenix;
- Peugeot Boxer;
- Citroen Jumper.
Брать новое авто для переоборудования не нужно, достаточно приобрести б/у машину в хорошем состоянии и отдать мастерам.
Для изготовления бургеров и смузи необходимо приобрести:
Помимо крупногабаритной техники, понадобится инвентарь: ножи, лопатки, доски для разделывания различных видов продукции, сковороды, емкости для специй и соусов. В среднем, затраты на покупку оснащения выходят около 15 тысяч рублей.
- Холодильные камеры для хранения кисломолочной продукции, овощей, мяса, напитков. Необходимо соблюдать правила товарного соседства, поэтому приобретается 3 автономные холодильные камеры — МШ 90, цена — 17 000 руб./шт.
- Стол рабочий островной — 8 000 руб.
- Жарочная поверхность Hurakan HKN-PSL730 — 2 шт. по 8 тысяч рублей.
- Весы — 2 тысячи рублей.
- Миксер для молочных коктейлей и смузи — JAU SR2 — 7 500 руб.
- Электрочайник — 3 тысячи.
- Вытяжка — 4 тысячи рублей.
- Система кондиционирования — 12 тысяч рублей.
- Бойлер — 7 тысяч рублей.
- Гастроемкость — 2 шт. по 6 тысяч рублей.
При установленном уровне цен, затраты на оборудование кухни составят 122 500 рублей.
Оценивая затраты на оснащение мобильного и стационарного кафе, предприниматели не могут прийти к однозначному выводу, что же дешевле. Все зависит от стремлений стартапера: кто-то приобретает б/у оборудование, а кто-то все обустраивает по новому слову техники. Всегда можно сэкономить, купив не новую технику в хорошем состоянии, но необходимо учесть: на нее может не распространяться гарантия, сервисное обслуживание.
Нюансы работы фуд-трака
«Начинку» фуд-трака можно изменить самостоятельно, или обратиться на специализированную фирму. Основная сложность — подводка ресурсов: воды, электричества или газа.
До начала работы следует обратиться в органы Роспотребнадзора и уведомить об открытии точки продаж.
В приоритете фуд-траки, оснащенные газовым оборудованием. Они более маневренны, работают без оглядки на то, есть ли поблизости источник электроэнергии.
Фуд-траки, работающие от электросети, нуждаются в подключении к внешнему источнику энергии.
При небольшом потреблении электроэнергии можно обойтись дизельным электрогенератором, однако работая, агрегат распространяет резкий запах топлива и сильно шумит, что вызовет неудобства для сотрудников и посетителей точки фаст-фуда.
За переоборудование фургона под мини-кухню с установкой газового оборудования, подводкой воды и монтированием системы вентиляции, придется отдать около 100 тысяч рублей.
Документация при открытии фуд-трака
Работой точек общепита часто интересуются органы Роспотребнадзора, и, чтобы избежать штрафов, необходимо иметь в наличии:
- свидетельство о госрегистрации, ИНН, коды статистики;
- заключение СЭС и МЧС о соответствии подготовки к работе санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности;
- ассортимент продаваемой продукции, согласованный со службой санэпиднадзора;
- справку об отсутствии задолженности по налогам;
- договор на вывоз мусора, дезинсекцию и дератизацию;
- паспорт на авто;
- свидетельствование газового оборудования, полученное в Газовой службе, регистрационные документы на установку;
- сертификаты на продукты питания;
- санитарные книжки для персонала;
- книгу жалоб и предложений.
Данного пакета достаточно, чтобы избежать повторных проверок и штрафов.
Набор персонала для фуд-трака
Для работы с 9 утра до 19 вечера необходимо нанять 3 работников, приходящих посменно. За уборку фуд-трака будут также отвечать повара-продавцы, за что им причитается доплата.
Бухгалтерскую документацию можно вести самостоятельно, или пригласить специалиста на условиях аутсорсинга.
Персонал следует обеспечить фирменными комплектами одежды на летнее и более холодное время года.
У каждого сотрудника должна быть санитарная книжка с указанием даты последнего медосмотра. Проходить проверку врачей нужно строго согласно установленному графику.
Приветливые, доброжелательные продавцы, способные передать вкусовые характеристики блюд — находка для владельца бизнеса. Выбор клиента зачастую обоснован не только выгодной ценой и отменным вкусом блюд, но и личным обаянием продавца.
Расчет прибыли и затрат при открытии фуд-трака
Самая весомая часть трат — покупка авто. Подержанная модель подходящего размера обойдется примерно в 700 тысяч рублей. Следующие статьи затрат:
- закупка оборудования — 122 500 руб.;
- установка агрегатов – 100 тысяч руб.;
- оформление ИП — до 5 тысяч руб.
Затраты единоразовые с учетом покупки авто — 927,5 тысяч рублей. Если же имеется авто в наличии, придется потратить всего 227,5 тысяч рублей.
- приобретение упаковки для бургеров — 3 тысячи рублей;
- закупка пластиковых стаканов с трубочкой — 750 рублей;
- оплата труда персоналу (по 18 тыс. руб.) — 54 тысячи рублей;
- аренда площади —30 тысяч рублей в месяц;
- аренда гаража — 10 тысяч в месяц;
- амортизационные расходы — до 5 тысяч рублей в месяц;
- расход бензина, газа, оплата коммунальных услуг — до 25 тысяч рублей;
- налоги и сборы — 10 тысяч рублей;
- реклама — 3 тысячи рублей.
Суммарные расходы за 1 месяц — 140 750 рублей.
Величина среднего чека — 180 рублей.
Поскольку наценка на фастфуд составляет около 300%, себестоимость продукции составит: 45 рублей.
К суммарным расходам прибавляются затраты на сырье в размере 94 500 руб.
В день планируется обслужить не менее 70 клиентов, а значит месячный доход — 420 тысяч рублей.
Если вычесть текущие затраты, остается прибыль:
420-94,5-180=145 тысяч рублей.
При наличии собственного трака бизнес окупится за 2 месяца, а если брать подержанную машину, проект полностью окупится через 6-7 месяцев, что доказывает высокую доходность, перспективность вложения.
Для получения максимальной прибыли стартаперу необходимо создать уникальный дизайн авто, импровизировать с блюдами, искать новые способы рекламы. Развить фантазию поможет изучение опыта успешных предпринимателей в этой области, знакомство с культурой западных стран, где подобные закусочные работают больше полувека. Уделяя внимание креативу, не стоит забывать о качестве: еда должна быть вкусной, продукты – свежими, а клиенты — довольными.
Источник: eurocredit.ru