Бизнес идеи методом мозгового штурма

Компании должны постоянно удивлять клиентов и выдавать оригинальные идеи одну за другой. Чтобы вдохновение не кончалось, его нужно стимулировать. В этом могут помочь различные методики мозгового штурма.

В этой статье я познакомлю вас с тремя методиками мозгового штурма, которые не раз выручали меня и подталкивали к новым решениям. Я применяю их при работе над крупными спецпроектами.

Впервые метод мозгового штурма был описан в 1941 году Алексом Осборном и использовался ещё дедушками рекламного бизнеса. Сейчас существует множество различных техник, но все они направлены на одно — создание большого количества идей и дальнейшее их преобразование. Главное правило штурма — не критикуй. Чтобы даже самые скромные участники делились идеями, важно создать безопасную творческую атмосферу.

Методика Киплинга

Время: 15–45 минут
Кому подойдёт: тем, кто работает в одиночестве
Преимущества: простой способ, который позволяет прописать характеристики будущего проекта

13 идей бизнеса на миллион долларов | Мозговой штурм | Как делают деньги


Недостатки: трудно детализировать крупные многоплановые проекты

Эту методику также называют «методикой волшебных вопросов»: что? где? когда? как? зачем? кто? Эти вопросы известный писатель Р. Киплинг считал своими «верными слугами», потому что они помогали ему лучше понять суть задачи. Задавать их можно в любом порядке. Например:

Что мы пишем? Статью.
Зачем? В образовательных целях.
Где она будет размещена? В блоге EMAILMATRIX.
Кто читает блог? Маркетологи компаний.
Когда нужно выпустить статью? В сентябре.
Как она может пригодиться маркетологам в это время? Например, в поиске идей для новогодней кампании.

Как только мы ответили на «волшебные вопросы» Киплинга, картинка начала проявляться. Мы уловили идею статьи, но брейнсторминг на этом не заканчивается. Мы можем продолжить задавать себе другие вопросы, которые помогут развить идею и ещё лучше понять, какой должна быть статья:

Что полезно маркетологам? Работающие методики брейнсторминга.
Зачем им методики? Чтобы применить их на практике.
Как мы о них расскажем? На своём примере.
Сколько методик мы знаем? Около 20.
Скольких будет достаточно, чтобы статью дочитали? Трёх.

Каждый ответ наталкивает на новый вопрос. Чем больше вопросов, тем лучше: можно понять суть задачи и придумать эффективное решение.

Этот снежный ком из вопросов можно накручивать ещё очень долго. Начиная с тех, которые лежат на поверхности, мы переходим к тому, о чём сперва могли и не задумываться. Из полученных ответов складывается концепция оригинальной идеи.

Обратный мозговой штурм

Время: 10–30 минут
Кому подойдёт: тем, кто хочет понять, как делать не надо
Преимущества: выявляет ошибки
Недостатки: не даёт полного понимания, для кого мы создаём продукт

Суть техники состоит в том, чтобы сначала нагенерировать провальные идеи, а потом придумать, как их исправить. «Провальные» значит, что они не просто не приведут к нужному результату, но ещё и усугубят ситуацию. Например, продажи упадут или клиент откажется с вами работать.

Генерация идей. Мозговой штурм

Негативное мышление показывает, как делать точно не нужно. Оно подталкивает к хорошим решениям после отработки плохих.

Возвращаемся к нашей задаче: написать информативную статью про брейнсторминг для блога. Сначала мы будем думать над провальными идеями.

  • Таких статей много, давайте просто возьмём что-нибудь из интернета!
  • Может, просто перечислим методики без пояснения?
  • Я придумал. Опишем методики сложным научным языком, чтобы показать свою экспертность!

Делать мы этого, конечно же, не будем, но поймём, чего ждут наши читатели:

  • уникального контента;
  • описания каждой методики;
  • простого текста без воды.

Смело проявляйте всю свою фантазию! Чем дальше зайдут ваши негативные идеи, тем интереснее будут решения. Представьте, что вы шпион конкурирующего агентства и ваша задача — подсказать худшие варианты.

Методика ролевого мозгового штурма

Время: 30–45 минут
Кому подойдёт: тем, кто хочет лучше понять свою целевую аудиторию
Преимущества: интерактивность, элемент игры
Недостатки: могут возникнуть сложности с поиском реквизита; не все готовы выйти из зоны комфорта

Чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник. Чтобы найти хорошую идею, нужно думать как те люди, для которых она готовится. Начните с анализа вашей целевой аудитории: пол, возраст, увлечения и т. д. Когда у вас на руках будет несколько портретов идеального пользователя, разыграйте сценку, да-да, как в школе.

Каждый участник представляет одного из представителей вашей ЦА. Его задача — вжиться в роль и посмотреть на свой продукт со стороны пользователя. Используйте реквизит, который в этом поможет: аксессуары, одежду или даже грим. Необычные условия, выход из зоны комфорта поспособствуют рождению действительно новых, нетривиальных идей.

Прежде чем начать писать эту статью, я представил себе нескольких читателей, которым она будет полезна.
Образы персонажей выдуманы и несколько утрированы. Если в одном из них вы хоть немного узнаете себя — значит, мои старания были не напрасны.

Персонаж 1

Познакомьтесь, это Артём. Он менеджер крупной компании, которая настолько серьёзна, что мы не можем раскрыть в статье её название. У Артёма есть целая команда, специализирующаяся на поиске идей для улучшения их продукта.

Артём будет рад увидеть в статье:

  • примеры того, как можно применять методики;
  • преимущества и недостатки каждой;
  • конкретные рекомендации по проведению брейнсторминга.

Команда Артёма — серьёзные ребята, они не хотят разыгрывать спектакли, поэтому ролевой мозговой штурм не для них. А вот идея с обратным мозговым штурмом им понравится.

Персонаж 2

Анастейша руководит отделом дизайна в модной диджитал-компании и практиковалась у самого Артемия Лебедева. Она любит всё необычное и не ищет лёгких путей.

Что мы можем предложить Анастейше:

  • нестандартный формат статьи о мозговом штурме;
  • методику, в которой можно проявить творческую натуру.

Анастейша, скорее всего, выберет ролевой мозговой штурм, чтобы понять вкусы аудитории на собственном опыте.

Персонаж 3

Валерий Константинович месяц назад открыл ООО «Вареники от Валерика» и думает над тем, каким изысканным блюдом удивить своих первых посетителей. Он не располагает большими человеческими ресурсами и привык всё делать сам. Поэтому, закрывшись в своём кабинете в одиночестве, он открывает свой старенький ноутбук и ищет методики мозгового штурма в блоге EMAILMATRIX.

Что поможет Валерию Константиновичу:

  • методика мозгового штурма для одного участника;
  • простой способ найти идею, в котором не потребуется ничего, кроме блокнота и ручки.

Эти методики легко комбинировать. Например, можно начать с методики Киплинга, чтобы прояснить основные вопросы. Далее переходим к обратному мозговому штурму и находим наиболее эффективное решение. Завершаем всё ролевым мозговым штурмом, чтобы лучше понять предпочтения целевой аудитории, найти необычные решения и немного развлечься.

Любые компании могут использовать мозговой штурм. Создайте такие условия, которые позволят всем проявить себя, и вы наверняка получите неожиданное и творческое решение поставленной задачи. Главное — не забудьте записать все идеи. Вот небольшой чек-лист, который позволит лучше организовать мозговой штурм:

1. Готовьтесь заранее

Объясните участникам суть мероприятия, определитесь с местом и временем его проведения. Каждый должен понимать контекст задачи и то, для чего он это делает.

Читайте также:  Практикум по разработке бизнес модели

2. Пригласите больше людей

Вы ведь помните, что две головы лучше одной? Каждый человек, обладая своим уникальным опытом, способен увидеть проблему по-своему, а значит, предложить оригинальную новую идею. Больше участников в группе — больше идей. Наша практика показывает, что мозговой штурм работает эффективнее в команде от 6 до 10 человек.

3. Привлекайте новых участников

Если чувствуете, что обсуждение угасает, скорее поддержите его пламя — позовите на помощь несколько свежих голов.

4. Записывайте абсолютно всё

Это поможет зафиксировать и не оставить без внимания ни одной идеи, а также сделает мысли наглядными.

5. Визуализируйте идеи

Предложите участникам иллюстрировать свои мысли, потому что большую часть информации из окружающего мира человек воспринимает визуально. Используйте плакаты, доски, флеш-панели — всё, что поможет увидеть, а главное — разглядеть новую идею.

6. Модерируйте процесс

Задача ведущего — дать возможность высказаться всем участникам и не допустить возникновения конфликтов, которые могут серьёзно помешать творческому процессу. Сглаживайте острые углы, поддерживайте дружелюбную атмосферу.
Поощряйте активность со стороны новичков, помогайте им чувствовать себя уверенными и значимыми в процессе обсуждения.

7. Модифицируйте идеи

Соединяйте, группируйте разные концепции — так вы получите оригинальные идеи. Цель мозгового штурма — получение нестандартных, креативных решений, поэтому стимулируйте участников высказывать свои самые безумные идеи.

8. Не отвлекайтесь

Важно, чтобы во время обсуждения участники были полностью вовлечены в процесс, поэтому попросите их отключить телефоны, отвлечься от внешних проблем и сконцентрироваться на генерации новых идей.

9. Отсортируйте идеи

Брейнсторминг не заканчивается сбором идей. Его основная задача — выделить наиболее ценные и сформировать из них единую концепцию, которая будет использована в проекте.

Удачи и интересных вам идей. А если нужна помощь — обращайтесь. Мы всё придумаем за вас.

Источник: emailmatrix.ru

Мозговой штурм для бизнеса: техники и шаги

Сталкиваясь с серьёзной проблемой, задачей или проектом, перед нами встаёт необходимость поиска уникальных идей, не только с целью решения этих задач, но, чтобы сделать это красиво и оригинально. Вот только как найти эти идеи? Ведь творческий подъём, когда идеи льются из нас потоком, мы испытываем лишь изредка, ну а самостоятельно запускать его можем ещё реже. Как быть?

В действительности, генерация новых идей не самая сложная задача и может быть запущена вами в любое время, а сам процесс этот называется мозговой штурм. В этой статье будут приведены восемь техник мозгового штурма для бизнеса, которые помогут вам найти лучшие бизнес идеи.

Техники мозгового штурма для бизнеса:

1. Посмотрите на вашу идею глазами других людей. Как будет видеть её психолог, журналист, инженер, учитель, юрист, актёр, художник, домохозяйка, бухгалтер или ребёнок, либо представитель любой другой профессии или сообщества. Если ничего не идёт в голову, просто поинтересуйтесь мнением этих людей.

2. Взгляните на вашу идею глазами критика. Для каждой идеи составьте список всех критических замечаний, которые возникают в процессе этого размышления. Старайтесь найти столько решений, сколько возможно, они помогут вам в преодолении препятствий и устранении недостатков вашей идеи.

3. Как соотносится ваша идея с разными сферами и областями. Что будет представлять собой ваша идея в мире политики, искусства, культуры, науки, медицины, истории, астрономии, астрологии, музыки, образования и так далее? Можете ли вы провести аналогии между вашей идеей и этими областями, и какие идеи приходят на ум?

4. Произведите преувеличение идеи. Как вы можете увеличить, ускорить, расширить или любым другим образом произвести преувеличение своей идеи? Не ограничивайте своё воображение, делайте преувеличение, даже если итог кажется вам чересчур неправдоподобным.

5. Сделайте упрощение своей идеи. Поработайте над упрощением вашей идеи, уменьшите количество деталей, урежьте, скомпонуйте, сузьте свою идею. В процессе упрощения вы можете найти массу полезных мыслей относительно вашей бизнес идеи.

6. Измените свою идею. Поработайте над названием вашей идеи, цветом, звуком, формой, функциями, запахом, вкусом и другими её свойствами. Не забывайте на полную мощность использовать своё воображение, это источник целого моря идей для бизнеса и не только.

7. Увеличьте масштаб применения. Какой должна стать ваша идея, чтобы удовлетворить потребности и желания большего количества людей? Даёт ли ваша идея больше комфорта, денег, еды, жилья, времени, пространства, удобства, привлекательности, здоровья и красоты? Что вы можете сделать с идеей, чтобы она удовлетворяла больше потребностей и желаний?

8. Увеличение добавочной стоимости. Что может увеличить добавочную стоимость вашей идеи? Быть может, это могут быть дополнительные функции, большая долговечность, безопасность и так далее. Как вы можете улучшить вашу идею?

Не слишком спешите с реализацией вашей бизнес идеи, рассмотрите её со всех сторон. Проведите с ней несколько сеансов мозгового штурма, дабы найти наилучший вариант. Подключите к процессу улучшения вашей идеи ваших родственников или друзей, совместно вы сможете намного лучше рассмотреть вашу бизнес идею. Далее приведены шаги, которым вам нужно следовать, чтобы провести свой мозговой штурм для бизнеса.

Мозговой штурм в бизнесе, шаги:

1. Мозговой штурм может быть проведён с одним человеком или вместе с большой группой людей , не имеет значения. Хотя, чем больше людей вы подключаете к нему, тем больше идей можете получить в итоге, однако, если людей будет слишком много, не все участники смогут высказаться. Главное, чтобы участники мозгового штурма знали, о чём вообще идёт речь.

2. Оставьте критическое мышление или осуждения, они могут лишь замедлить или погубить творческий процесс на этом этапе. Ваша цель – позволить воображению проявить себя во всех направлениях, и не важно, насколько окажутся нереалистичными или абсудрными предлагаемые идеи – вы сможете отсеять их потом.

3. Создайте непринуждённую обстановку , в которой каждому будет комфортно высказывать свои идеи. Пусть идеи будут бредовыми, смейтесь над ними, и высказывайте ещё больше бредовых идей. Юмор расслабит точки сопротивления в вашем мозгу, от чего творческий процесс будет проходить с большей лёгкостью. Поэтому, если есть такая возможность, начните сессию мозгового штурма с просмотра кинокомедии или рассказа нескольких шуток.

4. Убедитесь, что все высказанные идеи будут записаны . Приготовьте ручку и листок бумаги, и, если вы в группе, назначьте кого-нибудь записывать идеи. Неплохо будет использовать для этого доску, подобно той, на которой пишут в учебных заведениях – так всем будет видно, какие идеи уже были предложены. Можете записывать всё на диктофон, но в таком случае будет сложнее работать с сырым материалом.

5. Установите минимальный период времени проведения каждой сессии мозгового штурма и количество идей, которые вы хотите получить. Это позволит каждому участнику сосредоточиться на поставленной цели. Однако, проследите, чтобы время не было слишком коротким, как уже говорилось выше, обстановка должна быть непринуждённой, а идеи не должны быть выдавленными.

6. Постарайтесь разбить один большой вопрос , который вы хотите разобрать в процессе мозгового штурма на несколько простых. Предположим, если вы хотите поговорить о развитии вашего предприятия, разберите вопросы об улучшении выпускаемой продукции, об улучшении процесса работы, об улучшении взаимодействия между работниками и так далее. И по каждому вопросу проведите отдельный сеанс мозгового штурма, в течение одной большой сессии.

Читайте также:  Как измерить эффективность бизнес показателей

7. Позвольте высказаться каждому . Не старайтесь перекричать друг друга, позвольте каждому выдвинуть свою идею, однако не создавайте из сеанса мозгового штурма поочерёдный опрос – это ограничивает творческое мышление, поскольку вы не можете знать, в какой момент идея придёт вам в голову.

8. Подведите итоги мозгового штурма . К завершению процесса мозгового штурма начинайте подводить итоги. Вам, как руководителю, здесь отводится право первому исключать из предложенных идей лишнее, однако, старайтесь выслушивать доводы других участников мозгового штурма.

Результаты мозгового штурма могут быть просто ошеломляющими, однако не рассчитывайте, что в течение одной сессии мозгового штурма вы обязательно найдёте нужное решение. Его может не быть в первый раз, но не отчаивайтесь, и если необходимо, продлите время проведения сессии мозгового штурма. Успехов вам!

Источник: metodorf.ru

Мозговой штурм: что это такое, примеры, топ-5 техник, этапы

Планерка

Некоторые задачи требуют неординарных решений. И одним из лучших способов нахождения таких решений является мозговой штурм – особый подход, позволяющий использовать креативность сразу нескольких человек. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет и как работает, рассмотрим несколько примеров и подробно разберём правила, которые необходимо соблюдать, чтобы эффективно применять данный метод в решении задач из разных сфер жизни.

Что такое мозговой штурм?

Мозговой штурм – это метод решения задач, заключающийся в генерации большого количества идей, из которых впоследствии выбирается одна или несколько наиболее удачных. Он состоит из трёх этапов: постановки задачи, генерации идей и анализа. Важная особенность метода заключается в том, что на этапе генерации принимаются вообще любые идеи, даже если они выглядят глупыми и бессмысленными (главное – разнообразие, а не качество). И только на этапе анализа происходит их критическое осмысление и отбор.

Словосочетание «мозговой штурм» является буквальным переводом английского слова brainstorming. Интересно, что раньше похожим словом brainstorm (мозговой шторм) называли припадок безумия, но сейчас это значение считается устаревшим.

Данная техника ориентирована преимущественно на командную работу, поскольку её изначальная задумка заключается в том, что группа людей может сгенерировать большое количество уникальных идей, которые никогда не пришли бы в голову одному человеку. Мысль одного участника команды может подтолкнуть другого на озвучивание интересной идеи, которая при дальнейшем коллективном осмыслении приведёт к нахождению неординарного решения. И чем разнообразнее мыслят участники команды, тем эффективнее они могут применять метод мозгового штурма.

Автором данной техники считается американский маркетолог Алекс Осборн (1888-1966). Впервые он описал её в конце 1930-х, но мировую популярность она приобрела после публикации книги «Прикладное воображение» в 1953 году.

Как работает мозговой штурм?

Суть данного метода заключается в том, чтобы сгенерировать как можно больше разнообразных идей, используя творческие способности сразу нескольких человек. При этом каждый участник должен озвучить все идеи, пришедшие в его голову, независимо от того, насколько они разумны, логичны и рациональны. Очень важно, чтобы никто из членов команды не стеснялся высказывать мысли, которые ему самому кажутся глупыми или наивными. Поэтому любая критика в процессе поиска идей запрещена – произносить можно и нужно всё, что приходит на ум. Чем сильнее раскрепостятся участники, тем больше шансов найти гениальное решение.

Чтобы мозговой штурм прошёл успешно, необходимо модерировать этот процесс. Для этого один из участников назначается модератором, который должен будет фиксировать идеи, контролировать обстановку, следить за соблюдением правил и помогать другим участникам раскрепоститься. Также важно, чтобы все хорошо понимали, в чём заключается суть мозгового штурма, что можно делать и чего нельзя. К примеру, практика показывает, что очень часто нарушается запрет на критику идей, из-за чего эффективность метода может сильно снизиться.

Этапы классического мозгового штурма:

  • Предварительный (постановка задачи). На этом этапе формулируется проблема, согласовываются правила проведения штурма и распределяются роли участников. Важно, чтобы все участники понимали, как необходимо себя вести, в частности, чтобы не позволяли себе критиковать или высмеивать чужие идеи.
  • Основной (генерация идей). По сути, именно этот этап и называется мозговым штурмом. Каждый участник старается придумать как можно больше оригинальных и необычных идей, не задумываясь о том, насколько бессмысленными, глупыми, наивными или иррациональными они выглядят. Также можно дополнять, совмещать и развивать чужие идеи. А вот критиковать категорически запрещено.
  • Экспертный (анализ и отбор лучших идей). На последнем этапе все озвученные идеи группируются, анализируются, оцениваются и проходят отбор, в результате которого выбираются лучшие варианты, позволяющие решить задачу.

Критика на втором этапе запрещена не только потому, что это давит на участников и мешает им смело высказывать идеи. Дело в том, что наш мозг не может одновременно генерировать идеи и оценивать их, поскольку для этого ему нужно переключаться между разными режимами. Поэтому, заведомо настроившись на генерацию идей без критики, мы повышаем эффективность своего мышления, позволяя мозгу всё время работать в одном режиме.

Примеры мозгового штурма

Самый известный пример применения мозгового штурма описывает автор метода Алекс Осборн. Представьте ситуацию: во время Второй мировой войны капитан грузового корабля получает предупреждение, что поблизости находится немецкая подлодка, которая в любой момент может торпедировать их судно. Тогда капитан собирает всех членов команды на палубе и предлагает вместе придумать, как повысить шансы на выживание. Все начинают выдвигать идеи, и среди прочих вариантов звучит предложение подуть на торпеду, чтобы сбить её с курса.

Несмотря на кажущуюся глупость и наивность этой идеи, именно из неё возникает готовое решение – сбить торпеду с курса мощной струёй из пожарного шланга. Таким образом, команда спасает корабль и благополучно довозит важный груз союзникам. Судя по всему, эта история является полностью вымышленной, но её часто выдают за реальную. Более того, самого Осборна нередко делают её главным героем – тем самым капитаном. Однако в те годы он работал менеджером по рекламе и писал книги, так что вряд ли мог параллельно ещё и командовать кораблём.

К слову, этот пример часто приукрашивают, рассказывая, будто бы команда проводила мозговой штурм, когда торпеда уже приближалась к кораблю, и гениальное решение было найдено в последний момент. Но это точно перебор.

В той или иной форме метод мозгового штурма применяют даже люди, не знающие о его существовании. Рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

  • На уроке литературы учитель анализирует произведение вместе с классом, предлагая каждому ученику поучаствовать и высказать своё мнение. Аналогично учитель истории может предложить вместе понять причины какого-то события, а учитель права – выяснить практический смысл определённого закона.
  • Компания приятелей собирается отдохнуть на выходных и решает, где и как провести отдых. Сначала все озвучивают свои идеи, а затем совместно решают, какое предложение самое интересное, и продумывают детали мероприятия.
  • Человек хочет выбрать для кого-то близкого оригинальный и уместный подарок, поэтому просит друзей дать ему несколько подсказок. Друзья озвучивают разные варианты: серьёзные, шутливые, смелые, наивные – всё, что приходит в голову. А этот человек в дальнейшем на основе их предложений выбирает то, что кажется ему наиболее разумным.
Читайте также:  Что необходимо для развития бизнеса

Популярные техники мозгового штурма: топ-5

Сам по себе данный метод прост и понятен. Все его основные идеи и принципы можно сформулировать буквально в нескольких предложениях, и это мы уже сделали выше. Но в наше время у него появилось несколько вариаций, которые тоже заслуживают внимания:

  • Обратный мозговой штурм. Суть метода заключается в том, что изначально ставится противоположная задача. К примеру, вместо формулировки «Создать лучший продукт на рынке» используется формулировка «Создать худший продукт». Эта техника может показаться шуточной, но она очень эффективна в плане выявления потенциальных недостатков.
  • Быстрое генерирование идей. Этот подход подразумевает, что каждый участник самостоятельно записывает как можно больше идей, не отвлекаясь на обсуждение. Важный элемент данной техники – строго установленный дедлайн, который создаёт ощущение срочности и заставляет каждого участника мыслить более активно.
  • Визуальный подход. Все озвученные идеи не просто фиксируются, как в классическом подходе, а записываются на специальной доске или на стикерах, которые размещаются у всех на виду. В принципе, использовать визуализацию желательно в любом мозговом штурме.
  • Мозговая осада. В классическом методе на этапе анализа бессмысленные идеи обычно отбрасываются сразу. В методе мозговой осады каждая озвученная идея детально обсуждается и подвергается тщательному анализу. Такой подход чреват значительной потерей времени, но позволяет не упустить гениальную идею, которая могла быть отброшена при классическом подходе.
  • Метод 6-3-5 (или 635). Данный метод подразумевает, что в процессе генерации идей задействовано 6 человек. Для каждого из них подготавливается большой лист, на котором начерчена таблица с 3 столбцами и 6 строками. В первой ячейке каждого столбца участник пишет по одной идее, после чего передаёт лист по кругу. Следующий участник должен дополнить все три идеи и передать лист дальше. Таким образом, суть метода отражена в названии: 6 участников придумывают по 3 идеи (всего 18), каждая из которых в дальнейшем дополняется 5 раз другими участниками.

Правила эффективного мозгового штурма

Чтобы эффективно применять данный метод, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Задача должна быть чётко сформулирована. Нельзя найти решение, не понимая задачу до конца. Поэтому необходимо досконально изучить проблему и сформулировать задачу так, чтобы все участники мероприятия понимали её суть.
  • Необходима подготовка. Нельзя просто взять и приступить к мозговому штурму, не подготовившись. Список участников должен быть составлен заранее, и каждый из них должен хорошо изучить проблему, понять её и обдумать нюансы.
  • Чем больше участников, тем лучше. Согласно одному из принципов, сформулированных Алексом Осборном, качество итогового решения зависит от количества и разнообразия идей, а значит, и от количества участников.
  • Желательно привлекать людей со стороны. Всегда полезно иметь в команде кого-то со свежим взглядом. Это может быть сотрудник другого отдела или вообще посторонний человек, который не знает, как вы решаете похожие проблемы, а значит, сможет предложить действительно неординарное решение.
  • Все мысли должны быть записаны. Нельзя пропускать идеи, которые показались несерьёзными или прозвучали как шутки. Желательно, чтобы записи вёл не только модератор, а лучше, если пометки будет делать каждый участник.
  • Запрещена любая критика. Это правило уже упоминалось, но оно слишком важное, чтобы забывать о нём (а забывают часто). На этапе генерации все идеи одинаково ценны – нельзя их оценивать и критиковать. Не должно быть никаких смешков, шуток и передразнивания.
  • Каждая идея должна быть озвучена. Любая мысль, которая приходит в голову, может стать основой для правильного решения. Поэтому все возникшие идеи необходимо озвучивать, даже если они кажутся вообще бессмысленными.
  • Идеи можно и нужно объединять. Очень часто удачные решения появляются при объединении идей, высказанных разными людьми, у которых сильно отличаются типы мышления.
  • Важная информация должна быть представлена визуально. Инфографика считается лучшим способом представления информации. Поэтому эффективность мозгового штурма можно повысить с помощью доски, на которой размещены какие-то важные изображения, схемы и прочее. Там же можно приклеивать стикеры с уже озвученными идеями.

Эти правила достаточно универсальны и помогут эффективно провести мозговой штурм в любой сфере. Можно рассматривать этот список как своеобразный чек-лист, все пункты которого необходимо соблюсти.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Свою популярность данный метод получил не просто так. Он действительно эффективен в решении сложных задач и благотворно влияет на атмосферу в коллективе. При этом он прост в применении и не требует специального оборудования или знаний, поэтому применять его может кто угодно. И всё же у него имеются недостатки, за которые его часто критикуют. Но давайте обо всём по порядку.

Плюсы метода мозгового штурма:

  • развивает творческое мышление;
  • позволяет находить неординарные решения;
  • повышает слаженность команды;
  • помогает выходить за рамки традиционного мышления;
  • позволяет каждому участнику почувствовать свою причастность.

Благодаря этим преимуществам метод приобрёл большую популярность во всём мире. Сегодня его применяют как небольшие команды, так и крупные корпорации мирового уровня. А простота, доступность и отсутствие особых требований позволяют использовать его даже в школах и детских садах.

Минусы метода мозгового штурма:

  • сложно обеспечить соблюдение всех принципов и правил (в частности, на практике часто получается так, что только 2-3 человека проявляют активность, а остальные сидят молча);
  • если идей много, на их обработку может уйти несколько часов;
  • если команда ещё не сработалась, эффективность обычно не очень высока;
  • опытные сотрудники часто пытаются доминировать над новичками;
  • как показывает практика, правило о том, что нельзя критиковать идеи в процессе их генерации, нарушается практически всегда.

Интересно, что одним из критиков метода был советский изобретатель Генрих Альтшуллер, который известен как создатель методологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Он считал, что сама идея хороша, но реализовать её полноценно в реальных условиях очень сложно. В частности, он отмечал, что интересные и перспективные цепочки идей часто обрываются, когда какая-то другая идея привлекает всеобщее внимание.

Заключение

Метод мозгового штурма был создан более 80 лет назад, но всё ещё остаётся одним из лучших способов поиска неординарных, а порой и гениальных решений. Его главная идея заключается в том, что несколько участников за небольшое время могут совместно сгенерировать столько разнообразных идей, сколько одному человеку не удастся придумать никогда. Несмотря на наличие некоторых недостатков, метод настолько хорош и эффективен, что его повсеместно используют как небольшие компании, так и крупные международные корпорации.

Источник: dnevnik-znaniy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин