Бизнес идеи в сфере культуры

— Сфера искусства — это экономика переживаний и впечатлений, — Владимир Бабков, эксперт-консультант по культурной политике и социокультурному проектированию, главный редактор журнала «ART-менеджер».

В поиске уникальности

— За последние два десятилетия наша страна и общество претерпели кардинальные изменения в парадигм е развития, смыслах и ценност ях. Если раньше качество жизни, в основном, оценивалось наличием «квартиры-машины-дачи», то теперь скорее состоит из ответов на вопросы: « Ч то ты видел? С кем общался? К уда ездил? Ч то смотрел? Ч то слушал?»

Огромную роль в этом сыграла эпоха глобализации, которая ускорила процесс развития «экономики переживаний и впечатлений». Нас все меньше волнуют тиражируемые вещи: от навороченных мобильных телефонов до автомобилей и пятизвездочных отелей. Мы все сейчас находимся в поиске уникальности, неповторимости, эксклюзива. И все больше мы хотим отличаться друг от друга, выделяться из толпы.

К чему идем?

Где сейчас находятся неповторимые, незабываемые переживания и впечатления? Конечно, в сфере культуры. Этот мощный ресурс развития только набирает обороты. Сейчас это уже бизнес, мощный источник социально-экономического развития. У искусства появились новые направления развития и возможности применения.

Малый бизнес в сфере культуры

Первое направление — это роль культуры и искусства в развитии городов. Реклама и продвижение, бренд и маркетинг территории, запрос на инвестици и , привлечение в город новых жителей – все это теперь невозможно без технологий социокультурного проектирования. А для малых и средних городов это становится актуальным, как никогда.

Канны, Авиньон, Сан-Ремо, Зальцбург, Великий Устюг, Юрмала – почему многие мечтают туда попасть? Потому что в свое время в этих городах был запущен тот или иной социокультурный проект, который, как говорят продюсеры, «раскрутил» их бренд . И теперь культурный потенциал используется как ресурс развития.

Второе направление — культурный туризм. Т уриндустрия не производит новых продуктов и товаров на рынке: о на упаковывает, расфасовывает и продает « готовое» . Э тим стоит воспользоваться для создания новых артефактов, которые будет продавать туристическая индустрия.

Третье направление — экспорт образа жизни. Оно вытекает из двух предыдущих и резюмирует миссию культуры в третьем тысячелетии. Вокруг него вращаются и бренд города, и туризм, и привлекательный имидж страны. Экспорт культуры не означает, что мы должны вывезти наши картины за рубеж и там их продавать . Это значит, что мы создал и настолько привлекательный образ жизни, что жители других стран и городов захотели к нам приехать, чтобы пережить неповторимые эмоции и переживания. Они не только остав ят деньги в магазинах, ресторанах, отелях, транспортных компаниях, но и увез ут сувенирную продукцию, рекламные материалы.

Сейчас все больше политиков понимают, что культурная идентификация — вопрос национальной, государственной безопасности. М ы все время делаем выбор: какой национальности принадлежим, какая у нас религия, откуда наши корни. И что делать, если общество хочет сменить свою парадигму развития, образ жизни и принадлежать другой культуре? Так п роисходят потрясения, революции, исчезают целые государства , к власти приходят другие лидеры.

Читайте также:  Название улица бизнес центр

ТОП 5 бизнес идей в сфере уличной торговли! С какого бизнеса начать своё дело?

Маркетинг искусства

Как происходят продажи «переживаний и впечатлений»? Ответ очевиден: через конкретную реализацию социокультурных проектов. Нам интересны не здани я театра, филармонии или помещение галереи само по себе, но проект ы , которы е осуществляются в их стенах.

П роекты и проектный менеджмент — основополагающи й инструмент маркетинга культуры и искусств а. И катастрофическ и не хватает специалистов в этой сфере: быть хорошим администратором уже явно недостаточно. Необходим креатив, технологии коммуникации, обратной связи с обществом и многое другое.

Двигатель проекта

Меня часто спрашивают про основополагающи й компонент предпринимательства в сфере культуры. Многие наивно полагают, что это деньги. М ой личный опыт позволя е т сделать другой вывод: ключево е слагаемое успеха в этой сфере — любовь. Это мотивационны й двигател ь , который делает проект успешным.

Кроме того, увлечение, одержимость — вот важнейшие качества руководителя, лидера , которые притягивают людей, ресурсы и позволяют добиваться вершин .

Источник: bk43.ru

Стартапы в области культуры и искусства: как технологии помогают продвигать прекрасное

Культурные стартапы в России и в мире

Реальность такова, что для воплощения любой, даже самой выдающейся идеи нужно финансирование. Нужны деньги на аналитику, создание продукта, рекламу, инфраструктуру. Нужны условия для создания бизнеса, подходящая среда или «экосистема», команда специалистов и поддержка каких-нибудь больших начальников.

Понятие «стартап», закрепившееся благодаря американским журналистам и трагедии в американской же экономике в конце 90-х годов, было связано с появлением огромного количества нерентабельных интернет-компаний и привело к колоссальному числу банкротств. Но на данный момент стартап — это настоящее спасение для креативных людей во всём мире, возможность проявить себя, попробовать заработать самому и дать заработать другим.

Есть множество разнообразных определений для понятия «стартап», но если свести их вместе, то получится, что стартап — это площадка для проверки команд на возможность создания рентабельной бизнес-модели в условиях критической неизвестности.

Главным условием для стартапа является быстрый рост. То есть, даже если идея хороша, никто не гарантирует, что вам дадут деньги на её воплощение, что всё не развалится на первом же этапе, и что ваше дело окупится и проживёт долго, что вы, в конце концов, не разоритесь. Ничего личного, только бизнес.

Читайте также:  Что нужно чтобы продать бизнес

Как же в таких жестких условиях быть служителям муз, которые хотят создавать студии, театры, совместные культурные проекты и так дальше? Исходить нужно из того, что картины, постановки, выставки и разнообразные арт-проекты — это тоже бизнес, приносящий очень неплохие деньги. Вопрос в том, как циркулируют эти деньги, и как вообще работает союз человека творческого и человека делового?

Пожалуй, самая потрясающая среда для культурного стартапа была создана в Каталонии. Их экосистема — это разветвлённая сеть множества государственных театров, небольших компаний, арт- и прочих музеев, концертных залов, опер и так далее.

Испанцы поняли, что культура — это та сфера, которую нужно усиленно развивать, что нужно дать возможность огромному числу талантливых людей становиться героями, а не попрошайками, обречёнными обивать пороги и залезать в долги. Кроме того, надлежащие условия нужны и для привлечения деятелей культуры из-за рубежа. И ответственность за эту грандиозную систему на себя взяли — о, чудо! — чиновники департамента культуры Каталонии.

Занимаясь практически всеми сферами культурной деятельности, они весьма успешно продвигают программы по поиску и обучению идейных молодых специалистов из университетов, по сведению их с действующими бизнесменами и созданию их индивидуальных проектов, на которые в дальнейшем будут выделены деньги.

Кроме того, департамент занимается просвещением творческих людей, устраивает семинары и дискуссии для повышения грамотности в области менеджмента, финансов и новых технологий. Но самое интересное — это так называемая система займов, в условиях которой команде с интересной идеей предлагаются не просто деньги, а партнёрство.

Эта система стала прекрасной альтернативой традиционным грантам. Представитель какой-нибудь компании приходит, представляет комиссии проект, смету и обозначает сроки. Утверждается бизнес-план, выдаётся нужная для реализации проекта сумма. После того как идея воплотилась в жизнь, компания возвращает сумму займа, и эти деньги в дальнейшем будут использованы для следующего проекта.

Другая идея находчивого департамента культуры — это контракты с молодыми театральными компаниями. Создаётся большая комиссия из представителей индустрии и режиссёров, которая ежегодно отбирает несколько десятков самых интересных проектов. Департамент обеспечивает административный ресурс и оплачивает половину всех расходов. Как правило, эти деньги идут как раз на привлечение в проект профессиональных управленцев, которые нужны командам-победителям для успешной работы.

По сути департамент помогает талантливым людям, не бизнесменам, собственный качественный проект и запустить его, не заботясь о том, где взять деньги и как организовать хорошо работающую компанию. Успех будет зависеть исключительно от их таланта и креативности, остальное обеспечит государство и специалисты.

Пример испанцев, к великому сожалению, не заразителен. В большинстве стран действует система грантов, и этим делом заведует, как правило, не государство. Обычно деньги на поиск и раскрутку талантов дают частные фонды и инвесторы, не страдающие альтруизмом.

Читайте также:  Проблемы бизнес класса в Москве

Существуют, конечно, конкурсы — эта система работает ещё с позапрошлого века, но о создании своего бизнеса тут речи, как правило, не идет. Талантливый человек, так или иначе, остаётся наёмным рабочим. Старатапы актуальны, когда сфера деятельности самородка действительно важна и перспективна — сейчас это медиа, интернет-технологии, медицина. Именно на них и направлено внимание инвесторов.

Конечно, бывают и исключения. Довольно интересный проект, воплощение «американской мечты», был придуман в 2005 году друзьями из США — Назимом Ахмедом и Адрианом Саламуновичем. Их творение — это «ДНК-портрет», синтез искусства и медицины. Начальный капитал — каких-то 2 тыс. долларов — был пущен на плату лабораториям, краски и запуск сайта.

Поначалу портреты делались для родственников и друзей, но идея была до того интересной, что вскоре друзьями заинтересовались деятели искусства. Их пригласили на выставку современного искусства в Оттаве. Заказы валили валом, и вот, появилась компания DNA-11, а молодые бизнесмены заработали миллионы.

Но в целом картина не самая радужная: как и в любом бизнесе, для культурного стартапа требуется стартовый капитал, которого у отдельно взятого художника или даже группы художников обычно не случается. Кредиты под проценты и как минимум год работы за идею.

В России конкурсная система тоже действует, но проекты прогорают слишком быстро. Вся культура финансируется за счёт бюджета и различных пожертвований — где уж тут развернуться новенькой частной компании или арт-музею, когда самые видные деятели культуры вынуждены обивать пороги и искать спонсоров самостоятельно.

В 2006 году Кириллу Серебренникову, к примеру, пришла идея создать проект, «синтезирующий» несколько видов искусств, под названием «Платформа». Когда журналисты из www.sobaka.ru поинтересовались, как именно работает культурный стартап у нас на родине и какие нужны условия, режиссёр ответил, что в России для стартапа нужны связи, и что его проект осуществился только потому, что на встрече с президентом он ухитрился передать бумажку, в которой обозначил свою просьбу. «Чтобы успешно стартапнуть, нужно вступить в партию «Единая Россия» или поехать на Селигер» — вот вам рецепт стартапа по-русски.

Возможно, когда-нибудь у нас будут развивать сферу культуры и искусства. Давать деньги не только по великим праздникам и не только определённым людям. Может быть, у нас появится и аналог волшебного департамента Каталонии. Тогда великому множеству молодых, креативных и талантливых бессребреников будет дарована возможность творить и зарабатывать, не задумываясь о долгах и кредитах.

Текст: Елизавета Савостьянова

Фото: свободные источники

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин