Кто-то видит проблему, а кто-то — решение. Деловые игры любят не только HR — это отличный способ изучить методы работы вашей команды (как отдельных участников так и всех вместе) и освоить стратегии, помогающие команде быстро устранять любые препятствия, возникающие на пути к общей цели. В результате управление командой проекта становится в разы проще.
Деловые командные игры могут быть направлены на развитие определенных качеств и умений, в том числе на развитие навыков коммуникации и командной работы, умения адаптироваться или на укрепление способностей к совместному принятию решений. В списке ниже перечислены различные занятия, каждое из которых посвящено тому или иному приоритетному навыку.
Любой процесс решения проблемы начинается с ее выявления. Когда проблема обнаружена, команда должна оценить возможные направления действий, а затем выбрать наилучший способ решения. Для этого требуется глубокое понимание своей команды и ее сильных сторон. Цель упражнений на решение проблем заключается в выявлении этих сильных сторон и в формировании навыков и стратегий, помогающих решить самые сложные проблемы, а заодно и в том, чтобы развлечься вместе с сослуживцами!
Ниже приводится модель, иллюстрирующая процесс решения проблемы.

Источник: www.indstate.edu
Кстати, деловые игры по решению проблем подойдут не для каждой команды. Участники должны обладать достаточной восприимчивостью и быть готовыми принять любые идеи и решения. Также им необходимо гибкое мышление и умение выходить за рамки жестких структур, планов и процессов. Обычно проблемы возникают в самый неожиданный момент, поэтому нет лучшего способа к ним подготовиться, чем научиться быть гибкими и действовать нестандартно. В этом случае руководитель может спокойно использовать гибкие методы управления командой проекта, зная, что его подчиненные достаточно самостоятельны, чтобы справиться без жестких указаний.
Еще один аспект, который нужно учитывать при участии в командных играх и мероприятиях, заключается в следующем: здесь нет ни победителей, ни проигравших. Конечно, в некоторых играх остается один победитель, но их истинная цель заключается в том, чтобы научиться работать в команде и выработать гибкое мышление. В целях обучения после каждой игры участники команды-победителя должны рассказать о стратегии, которая привела их к победе, и о действиях, которые они предприняли.
Из списка командных игр, развивающих умение решать проблемы и предусматривающих использование различных принадлежностей — от повязок на глаза до сырых яиц, — мы выбрали самые лучше, которые наверняка научат вас решать проблемы так же быстро, как команда Скуби-Ду.
Источник: www.wrike.com
ПОИГРАЕМ? Деловая игра как метод обучения

Человечество обожает игры и играет в них уже очень давно. Игры изначально учили логике, тактике и стратегии, и поэтому первыми начали играть в игры военные. Они разрабатывали свои батальные кампании на карте, расставляя и передвигая свои силы и силы противника и тем самым планировали различные варианты хода сражений.
Первые деловые игры как метод обучения были разработаны и применены в Америке в середине двадцатого века для студентов-экономистов. С появлением компьютеров началась активная разработка различных бизнес-игр, которые решали разнообразные учебные задачи. Методы деловой игры позволяют моделировать множество разных ситуаций.
Задачи деловой игры
Основная задача деловой игры – научить находить самые оптимальные решения бизнес-задач в процессе игры, чтобы при возникновении реальной ситуации быть способным принять единственно правильные решения, так как процесс был уже разобран и оттренирован в процессе предыдущей игры. Деловая игра как метод активного обучения решает много важных обучающих задач, а именно:
- во много раз усиливает активность
- на полную меру поднимает уровень креативного мышления
- вырабатывает способность рассматривать различные подходы и точки зрения
- эффективно решать проблемы и предвидеть и устранять осложнения.
Признаками хорошей деловой игры как метода обучения является моделирование ситуаций по аналогии с реальными, типичными ситуациями, многократное повторение тренировочных ситуаций и задач, а также наличие конфликта в игре, так как без этого не существует проблемности и продвижения вперед.
Примеры деловых игр:
Виды деловых игр
В настоящее время деловая игра как метод обучения используется практически во всех областях, но особенно там, где нужно развивать лидерские качества, а именно менеджменте и управленческих сферах.
Существует много форм деловой игры, например: разработка стратегии, проект, презентация, обучение, и так далее. У каждой формы имеются свои инструменты. Выбор формы деловой игры как метода обучения, соответственно, зависит от того, чего нужно добиться в результате процесса, какие новые умения приобрести и какие проблемы научиться разруливать.
В настоящее время существует огромное множество деловых игр в качестве метода обучения персонала. Особенно активно они используются в крупных компаниях, при организации в них тренингов для персонала. В 90-х годах большей мере данные тренинги характерны для западных компаний, нежели для российских. Российские компании только начинают развивать тему организации тренингов, и это в целом идет достаточно медленно по ряду причин, а именно – исторически тренинги по развитию персонала — это чисто западный подход, который медленно приживается в России, как правило на тренинги бюджета не хватает, во многих компаниях он вообще не предусматривается.
Деловая игра как метод обучения различном поведенческим качествам и компетенциям является на самом деле мощнейшим средством развития персонала, особенно тех, кто должен принимать решения, и очень важно, чтобы руководство предприятий это хорошо понимало. Конечной целью любой деловой игры является развитие компании и ускорение достижения ею поставленных бизнес-целей, поэтому важность деловой игры очевидна и бесспорна. Методы, использующиеся в ходе деловой игры, позволяют обучающимся экспериментировать, пробовать различные стратегии, искать наиболее оптимальные и правильные решения проблем.
Темы деловой игры не абстрактны, а совершенно реальны, это проблемы данной компании или предприятия, которые приходится решать на постоянной основе, и чем больше будет потрачено усилий на моделирование ситуаций в тренировочном процессе, тем более реально найти оптимальное решение проблемы, сокращая тем самым затраты или избегая неблагоприятного для компании развития событий.
Сопутствующими, но не менее важными целями деловой игры являются сплочение коллектива, приобретение коммуникативных навыков и умения работать в команде, способность совместно принимать решения, умение выслушивать чужую точку зрения и т.д.
Многочисленные современные деловые игры имеют большое количество видов и разновидностей. Деловые игры могут быть ограничены определенным промежутком времени, а могут быть без ограничения по времени, они могут преследовать различные цели, как например обучение, или выявление лучшего профессионала в какой-то области, или быть направлены на выявление и решение проблем. Они могут быть с известным финальным результатом, который требуется отыскать, или же решение открыто и тогда тут нужны креативные силы и развитие творческих навыков и т.д.
Какими бы ни были деловые игры, все они, несомненно, имеют исключительно позитивный результат, так как их смысл и цель состоят в том, чтобы воспитать эффективный, грамотный, креативный, позитивный, амбициозный персонал, который в таком виде будет приносить максимальную пользу и прибыль своей компании.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна
Источник: hrhelpline.ru
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.
Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.
Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:
- наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
- распределение ролей и ролевых функций;
- моделирования процесса принятия управленческих решений;
- взаимодействие участников игры;
- многоальтернативность решений;
- наличие конфликтных ситуаций;
- наличие системы оценки игровой деятельности.
Цели деловых игр:
- обучение через моделирование рабочего процесса;
- формирование профессионального менталитета;
- мотивация обучающихся;
- тренировка навыков принятие управленческих решений;
- оценка обучающихся.
Отличие деловой игры от тренинга
Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).
Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.
В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.
В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.
В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.
Примеры деловых игр
Деловая игра «Поручение задания подчиненному».
Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:
- задание традиционное, плановое;
- задание экстремальное, внеплановое.
Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.
Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:
- объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
- довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
- мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выполнению задания.
При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен добиться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с какими конечными результатами нужно сделать порученное задание.
В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):
- Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
- Желает ли он выполнять данное задание?
- В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?
Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и коммуникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него психологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание подчиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.
Организация игрового занятия
Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчиненным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполнителей могут разыграть желающие из числа обучаемых.
Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания проводится дискуссия, в которой задействованы все участники.
Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания
- Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
- Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
- Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
- Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
- Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.
Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.
Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

- Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
- Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей работы; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
- Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
- Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он собирается начать.
- Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
- Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
- Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Деловая игра «Совещание»
Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.
Порядок проведения деловой игры:
- При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
- Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.
Задание
Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.
Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.
Порядок выполнения работы:
- Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
- Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
- Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.
Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробовать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.
Деловая игра «Проведение переговоров»
Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.
Инструкция для участника № 1. Вы — компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.
Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.
Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.
Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.
Инструкция для участника № 2. Вы — директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя.
Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.
Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.
Этапы игры: этапы проведения переговоров.
Распределение ролей: Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.
Составление документации:
- Протокол о распределении должностей.
- Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
- Договор.
- Акты выполненных работ.
Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.
Оценка действий участников игры:
Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.
Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.
Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.
Материал из учебного пособия:
Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.
Источник: www.eduneo.ru
