Презентация на тему: » Деловая игра (примеры). Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом.» — Транскрипт:
1 Деловая игра (примеры)
2 Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
3 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры.
Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами.
Деловые игры для оценки персонала
7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.
4 Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками.
Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. ( То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели.
У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета ( более допустим 1.50м)
5 Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап : Каждая команда сейчас проектирующий отдел — создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин — представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд — отделов запрещается.
3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен.
Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало?
Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игры
Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе?
Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?
6 ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга.
Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов.
После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ?
В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?
9 Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.
10 Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, «опорные точки» своего рекламного выступления. После «настройки» каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п.
Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся «выставить» оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от «1» до «5» должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.
11 Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и «менеджерам», и «экспертам»), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.
12 ДИ «Компания моей мечты» Профессионализм кадров главный путь к созданию «Компании моей мечты» «Компания моей мечты» инновационная арена Имидж «Компании моей мечты» Информационная прозрачность «Компании моей мечты» Я предприниматель в «Компании моей мечты» «Компании моей мечты» лучшие кадры
21 ДИ «Инновационный университет — партнер амбициозного бизнеса» Университет, закладывающий основу успешного карьерного роста Конкурентоспособность университета залог успеха его выпускников Элитный университет трамплин для успеха в бизнесе Корпоративный университет продукт инновационной экономики Кадровое агентство как связующее звено университета и бизнеса
Источник: www.myshared.ru
Деловая игра «Леопольд» (25 минут)
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда.
В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами.
Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Рефлексия: (5 минут) Вопросы для обсуждения. Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому? Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол». Список эмоций. Радость. Удивление. Сожаление. Разочарование. Подозрительность.
Грусть. Веселье. Холодное равнодушие. Спокойствие. Заинтересованность. Уверенность.
Желание помочь. Усталость. Волнение. Энтузиазм. Рефлексия: (5 минут) Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Помимо общения словами, есть не вербальное общение. Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут) Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Рефлексия: (5 минут) Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?
Деловая игра «Три закона общения» (15 минут) Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.
Эти правила таковы: Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да» Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет» Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно). Заходят Земляни.
Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше». Рефлексия: (10 минут) Как вы себя чувствуете?
Что сейчас происходило? Вопросы к «землянам»: Что помогло группе прийти к решению? Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение? Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?
Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут) Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу.
Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Рефлексия: (5 минут) Что вы чувствовали, выполняя упражнение?
Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство.
Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.
Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Деловая игра «умение слушать» (25 минут) Участники группы сидят в кругу. Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза.
Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение. Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки.
Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи. Посмотрите на небо, на море.
Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг.
Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми. Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека.
Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе. (После того как группы сформировались.) Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты. После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениями – на этот раз о работе в малых группах. Рефлексия: (5 минут) В какие моменты вы переставали слушать?
Источник: studfile.net
Давай поиграем: деловые игры в бизнес-анализе как техника BABOK®Guide
Книги американского психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» популярны не только среди специалистов, но и у массового читателя. Обучение детей строится в игровой форме, взрослые тоже любят корпоративные квесты и прочие тимбилдинги. Теории игр посвящен целый раздел в прикладной математике, а выражение, что бизнес – это игра, наверное, слышал каждый. Сегодня рассмотрим, как BABOK®Guide рекомендует использовать технику деловых (групповых) игр для поощрения сотрудничества аналитика со стейкхолдерами в совместном понимании проблемы или решения.
Игры в бизнес-анализе: техника BABOK®Guide
Большинство слушателей моих курсов по BABOK®Guide, особенно те, которые занимают руководящие должности и/или обладают большим жизненным опытом, приобретённым в России и странах бывшего СНГ, сперва довольно скептически относятся к технике деловых игр. «Мы же взрослые серьёзные люди, бизнес анализируем, информационные системы проектируем, с ТОП-менеджерами работаем, нам некогда в игрушки играть!». Однако, попробуем отбросить скептицизм и посмотреть на деловые игры не как на инструмент тимбилдинга (довольно сомнительный), а как на способ совместного понимания проблемы или решения, как это предлагает BABOK®Guide.
Под групповыми играми (Collaborative games) BABOK понимает структурированные техники командной работы в неформальной, близкой к игровой форме для улучшения сотрудничества. Каждая игра строится по своим правилам, чтобы удерживать внимание участников на конкретной цели, облегчить обмен знаниями и опытом, выявить скрытые предположения и посмотреть на анализируемый предмет с необычной точки зрения. Ожидается, что такой совместный опыт поможет сблизить людей, лучше понять вопрос и разработать общую модель проблемы или потенциального решения.
Ведущий (фасилитатор) занимает нейтральную позицию, обеспечивая соблюдение правил игры и ее продвижение игры с вовлечением всех участников. В этом отношении групповые игры не слишком отличаются от привычных офисным сотрудникам форматов офлайн-совещаний, рабочих встреч и Scrum-митингов. Однако, доля формальности в игровых формах намного ниже: допускаются и приветствуются высказывания личного мнения, перемещения по комнате, записи на доске, рисование картинок и пр. активные действия, которые помогут лучше понять рассматриваемую тему.
Примеры деловых игр и их использование на практике
Рассмотрим несколько примеров групповых игр, часть которых рекомендует BABOK:
- Упаковка продукта (Productbox) – участники «упаковывают» товар или услугу для продажи, определяя для потребителей ключевые характеристики и функции;
- Карта сходства (AffinityMap) – участники записывают характеристики исследуемого объекта на карточках и помещают их на стену, чтобы сгруппировать с похожими или связанными функциями;
- Аквариум (Fishbowl) – одна группа участников высказывается на заданную тему, а другая внимательно слушает и документирует свои наблюдения, чтобы затем обсудить их и совместно выявить скрытые предположения и точки зрения;
- 6 шляп – хотя эта игра не упомянута в BABOK, на практике очень полезно посмотреть на какой-то продукт или идею с разных точек зрения. Выбирается 6 типовых ролей (Критик, Оптимист, Руководитель, Ученый, Креативщик, Аналитик), каждый участник отмечает характеристики, возможности и функции рассматриваемого предмета только согласно роли. Все замечания фиксируются, а затем совместно обсуждаются. Подобно SWOT-анализу, этот способ помогает выявить перспективы, сильные и слабые стороны, возможные риски и угрозы, а также учесть организационные аспекты и провести экспресс-анализ, например, по источникам данных, особенностям бизнес-процессов и пр.
Источник: babok-school.ru