Современные образовательные технологии демонстрируют постоянное развитие и характеризуются появлением все более интересных интерактивных форматов.
Одним из таких форматов является деловая игра. В процессе обучения специалистов самых разных профилей этот формат используется все чаще, что обусловлено возможностью моделирования реальных ситуаций в процессе обучения и перевода самого образовательного процесса в практическую плоскость.
Деловая игра — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием различных моделей и групповой работы. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.
В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности [1]:
· развивается активность обучаемых;
· формируется умение анализировать специальную литературу;
· активизируется творческое мышление обучаемых;
· вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;
· прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.
Особенности деловых игр:
· жизненность, типичность и конкретность ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
· регулярность в повторении задач и процедур, составляющих сущность игры;
· конфликтность (как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы);
Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми по самым разным специальным дисциплинам, в частности: менеджменту, маркетингу, логистике и многим другим.
Существует достаточно большое количество самых разнообразных форм деловых игр. Среди них:
Отличаются они как своими особенностями, так и целями, а также используемыми уникальными инструментами для их достижения. Поэтому формат и методика проведения деловой игры зависят от того, какие именно навыки необходимо развить в слушателях, какие задачи им будет необходимо научиться решать по факту получения новых навыков.
Преимущества и недостатки деловых игр
Преимущества обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения по сравнению с традиционными методами состоит в том, что цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.
· игра позволяет значительно сократить время накопления профессионального опыта;
· игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
· в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;
· игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;
· игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).
Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.
Однако необходимо отметить и некоторые недостатки, которые могут снизить привлекательность использования данного подхода в некоторых образовательных программах. К ним можно отнести:
1. Деловая игра довольно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения. Поэтому полученный результат может не всегда оправдывать средства, затраченные на организацию процесса.
2. В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучаемые не имеют представления. Это означает, что компетентное участие обучающихся в игре возможно только при наличии у них соответствующих знаний или предварительной подготовки.
Таким образом, деловые игры имеет смысл использовать только в тех случаях, когда важны:
· Отработка уже имеющихся у обучающихся навыков выполнения будущей профессиональной деятельности;
· Получение опыта работы в команде;
· Формирование профессионального творческого мышления.
Библиографический список.
1. “Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)”, 2013, N 2
Источник: medium.com
Урок – деловая игра
Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.
Суть деловой игры
В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:
- моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
- есть конфликты;
- есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
- есть ограничение по времени.
Но это – далеко не все. Также деловая игра предполагает активность всех участников, поэтому кому-то «отсидеться» не удастся.
Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.
Классификация деловых игр
Есть несколько видов деловых игр:
- Учебные.
- Производственные.
- Исследовательские.
Учебные деловые игры
Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.
Производственные деловые игры
Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.
Исследовательские деловые игры
Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.
Плюсы и минусы деловой игры
К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:
- выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
- не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
- находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
- работать в группе.
Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:
- сложности в подготовке;
- отсутствие четкого плана;
- отсутствие возможности дать объективную оценку.
Структура деловой игры
Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:
- 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
- 2 этап – работа в командах.
- 3 этап – взаимодействие между командами.
1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации
На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.
При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:
- Для чего проводится деловая игра?
- Для кого проводится деловая игра?
- Чему именно должна научить деловая игра?
Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.
2 этап – работа в командах
На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – проанализировать проблему, найти к ней «ключ». Несмотря на то, что здесь необходимо прийти к соглашению, допускаются и личное мнение.
3 этап – взаимодействие между командами
На этапе взаимодействия между командами у преподавателя следующая задача – управлять обсуждением, посредством вопросов наводящего характера способствовать нахождению того самого «ключа». Тут ни в коем случае нельзя сообщать о своей точке зрения.
В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.
Обеспечение деловой игры
Потребуется обеспечить деловую игру:
- небольшим описанием;
- методическими рекомендациями;
- справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.
Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.
На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.
Ценность деловой игры
Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:
- уровень развития творческих способностей;
- уровень развития коммуникативных навыков;
- особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
- личные качества.
Основа успеха деловой игры
Основа успеха деловой игры – это:
- искренняя, а не показная вовлеченность;
- внимательность;
- наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
- возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.
Полезные советы для преподавателей
Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:
- для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
- для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
- для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.
Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.
В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.
Источник: aujc.ru
Деловые игры: преимущества и недостатки
Игровая деятельность в жизни каждого человека имеет очень большое значение. Так, играя, малыш познает мир, учится ходить, говорить, мыслить. Когда он взрослеет, игры отодвигаются на второй план, но не исчезают из его жизни вовсе. Даже вступая во взрослую среду, человек продолжает играть, правда, несколько по другим правилам.
Подтверждением вышесказанного служит знакомая миллионам строка из либретто «Пиковая дама» Модеста Ильича Чайковского: «Что наша жизнь? Игра!».
В современном обществе деловой игры становится все популярнее. К примеру, они все чаще применяются при приеме на работу топ-менеджеров. Рассмотрим данное явление, учитывая его положительные и негативные стороны.
Деловая игра является методом активного обучения, проводимого по определенным правилам и ориентированного на отработку поведения в конфликтных ситуациях или в условиях информационной неопределенности. Другими словами, участники мероприятия примеряют на себя роль, вступают в непосредственный контакт и добиваются поставленных в условиях игры целей.
Как правило, деловые игры проводятся в групповом формате, реже – в виде диалогового режима человека с ПК. Вне зависимости от способа проведения деловые игры рассчитаны на решение производственных, социальных и психологических задач.
По функциональности деловые игры можно поделить на 3 группы:
1) образовательные, тренинговые (служат для развития навыков и умений, отработки теоретических знаний на практике);
2) производственные (предназначены для отработки существующих или инновационных механизмов предприятия, а также для создания прогнозов на будущее);
3) исследовательские (ориентированы на проверку новых стандартов или принципов работы, также используется при внедрении новых технологий).
Выделяется несколько видов деловой игры:
– луночные или салонные игры (бизнес-состязание проводится на специально подготовленном поле, с установленными правилами и строгим подведением результатов);
– ролевые игры (между участниками распределяются определенные роли, вжившись в которые, они должны выполнить обусловленные правилами задания);
– групповые дискуссии (участникам раздаются индивидуальные задания, которые нужно выполнить в условиях дискуссии. Данный тип имитирует формат совещания, тренирует навыки групповой работы);
– имитационные (участникам предлагается создать представление, как следует действовать в определенной ситуации).
Самыми популярными в настоящее время считаются ролевые и имитационные игры.
При проведении деловых игр должны учитываться важные факторы:
– время проведения мероприятия (такой формат тренинга может быть ограничен во временном сегменте или же вовсе не иметь хронологических рамок);
– конечный результат (в одном случае игра может иметь строгие правила, результат известен заранее; в другом – правила игры определяются участниками, в ходе соревнования находятся различные, свободные пути решения поставленных задач);
– оценка действий (оценивается деятельность отдельных участников или команды в целом, иногда результативность не оценивается вовсе).
Так же, как и в любом понятии, у деловых игр можно выделить положительные и отрицательные стороны. К достоинствам таких тренинговых упражнений можно отнести следующее:
– возможность временного сокращения процесса. Иными словами, деловые игры позволяют выиграть на накоплении профессионального опыта;
– приобретение навыков по выявлению, анализу и решению различных производственных задач, ситуаций;
– поведенческая ориентация в нестандартных ситуациях;
– создание командного духа;
– отработка на практике коммуникационных и профессиональных навыков.
К числу недостатков можно отнести:
– сложность соотнесения игрового пространства с реалиями жизни;
– отсутствие стандартного, четкого алгоритма проведения мероприятия;
– сложность при проведении объективной оценки.
Источник: hr-portal.ru