Оглавление диссертации кандидат экономических наук Штурмина, Ольга Сергеевна
Глава 1. Анализ теоретических основ устойчивого развития территорий.
1.2. Факторы и критерии устойчивого развития региона.
1.3. Роль малого предпринимательства в обеспечении устойчивого регионального развития.
Глава 2. Анализ факторов устойчивого развития региона на примере Ульяновской области.
2.1. Характеристика основных факторов устойчивого развития региона.
2.2. Особенности и оценка малого бизнеса в России с позиций достижения устойчивого развития.
2.3. Исследование состояния и динамика развития малого предпринимательства Ульяновской области.
Глава 3. Организационно-методический механизм стимулирования малого предпринимательства для обеспечения устойчивого развития региона.
3.1. Методика диагностики устойчивости Ульяновской области по основным показателям.
3.2. Развитие малого бизнеса в сфере услуг как ключевое звено обеспечения сбалансированного и устойчивого развития.
Новые Русские. Бизнес в регионе / Краснодар / Бизнес на молочной продукции / Игорь Московцев
3.3. Формирование приоритетных направлений стимулирования малого бизнеса в регионе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Развитие региональной экономики на основе повышения социально-экономической устойчивости малых предприятий: на примере Юго-Восточного административного округа г. Москвы 2008 год, кандидат экономических наук Куликов, Дмитрий Александрович
Финансовая устойчивость малого предпринимательства как фактор повышения его экономической власти 2010 год, кандидат экономических наук Макарова, Анна Юрьевна
Государственное регулирование малого бизнеса в рекреационном регионе: подходы и механизмы: На материалах КМВ 2001 год, кандидат экономических наук Павленко, Инна Анатольевна
Управление потребительской кооперацией в условиях устойчивого развития 2007 год, кандидат экономических наук Стороненко, Майя Геннадьевна
Экономическая система обеспечения безопасности предпринимательства в регионе 1999 год, доктор экономических наук Алешин, Валерий Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малое предпринимательство как фактор устойчивого развития региона»
В силу многих причин Россия на пороге нового тысячелетия оказалась в эпицентре всех глобальных проблем современности, которую можно охарактеризовать как находящуюся в состоянии «системной неустойчивости» Исходя из сложившихся реалий, Россия, как и все мировое сообщество, стоит перед проблемой, связанной с необходимостью радикальных изменений самих основ функционирования сложившейся социально-экономической системы для выхода из состояния кризиса и неустойчивости и выявления новых, более эффективных направлений развития, учитывающих все компоненты системы «человек-общество-природа» на долговременной, устойчивой основе.
Как расти гораздо быстрее? Про 3 кита миллиардной компании, выбор пути и воспитание. Виктор Кузнецов
Переход к рыночным отношениям, изменение парадигмы регионального развития предъявляют новые требования к формированию стратегии развития региона, которые заключаются в прогнозировании количественных I’ качественных параметров экономики региона для дальнейшего определения обоснованных приоритетных направлений её трансформации и создания для этого необходимых организационно-экономических условий. Прогнозирование должно опираться на анализ результатов мониторинга по факторам устойчивости региональной системы хозяйствования, так как знание объективных тенденций и закономерностей позволит увидеть перспективу развития.
Малое предпринимательство в течение последнего десятилетия рассматривается как один из важных элементов рыночной экономики ь генератором структурной перестройки экономики России. При этом усилия по государственному регулированию этого сектора не привели к ожидаемому прорыву, и вклад малого бизнеса по-прежнему не соизмерим не только с уровнем развитых стран, но и значительно дифференцирован по регионам России.
Это обусловлено отсутствием четкого представления места и роли малого предпринимательства в формируемой модели развития, способной обеспечить гармоничное развитие человека и природы на инновационной основе на долгосрочную перспективу. Отсюда слабая увязка программ социально-экономического развития территорий и целей системы развития малого предпринимательства в регионах, недостаточная ясность его целей и задач, потребности в нем, трудности в определении его эффективности. Оно не рассматривается в качестве самостоятельного фактора устойчивого развития. Все это определяет актуальность данного исследования, его теоретическую и практическую значимость.
Степень разработанности проблемы. В современной отечественной экономической литературе с разной степенью разработанности освещаются отдельные вопросы поставленной проблемы.
Большую роль в теоретической разработке вопросов устойчивого развития сыграли научные труды Л. Абалкина, Н Агафонова, А Анохина, С. Бобылева,
B. Вернадского, Е. Гайдара, Н Газизуллина, С. Глазьева, В. Горшкова, А. Гусева, Р. Исляева, В. Кондратьева, В. Коптюга, С. Лаврова, В. Левашова, Н. Моисеева, Р. Перелета, В. Писарева, М. Раца, Р. Соколова, А. Урсула, Р Хильчевской и других. Их региональные аспекты исследовались в работах Л. Абалкина, А. Брячихина, Э. Дроздовского, А. Гранберга, В. Лексина. А. Шевцова и т. д.
Методологии и методики измерения устойчивости и безопасности экономики региона посвящены работы Л. Абалкина, Е. Бухвальда, Е. Ведуты,
C. Глазьева, Е. Олейникова, В. Сенчагова и других. Несмотря на значительное количество научных публикаций по проблемам экономического развития регионов, зачастую исследования носят противоречивый характер, начиная от самой терминологии «устойчивости» и «устойчивого развития региона». Недостаточно разработанными остаются теоретические, методологические и методические основы устойчивого регионального развития, факторы и механизмы обеспечения устойчивого развития в регионе. В частности, отсутствуют практические разработки для Ульяновской области.
Исследователями также не установлена роль малого предпринимательства как одного из факторов, обеспечивающих перспективное развитие на долгосрочной основе.
В современной российской науке предпринимательству уделяется широкое внимание в публикациях В. Автономова, А. Блинова, Т. Долгопятовой, Б. Злобина, Н. Иващенко, Л. Колесниковой, В. Кушлина, В. Масленникова, А. Пригожина, В. Радаева, В. Савченко, В. Яковлева, Ю. Яковца и многих других. В то же время, происходящие кардинальные изменения в России обогащают само явление «малого предпринимательства», которое в нашей стране имеет ярко выраженную региональную специфику, что требует новых научных обобщений, выводов и практических рекомендаций. Далее, современное состояние и развитие малого бизнеса в стране и обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных форм и методов государственного регулирования системы развития малого предпринимательства на уровне региона для достижения целей устойчивого развития.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является обоснование теоретических, методологических и методических основ процесса управления системой развития малого предпринимательства в целях достижения устойчивого развития региона и выявление его региональных особенностей.
Объект исследования. Экономика Ульяновской области и региональная система малого предпринимательства как ведущее направление для ее вывода на траекторию устойчивого развития.
Предмет исследования. Теоретические и практические аспекты формирования условий устойчивого развития экономики региона.
Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, результаты различных прикладных исследований по проблемам оценки качества жизни и экономической безопасности, периодическая литература, материалы научных исследований, представленных в виде диссертаций, ресурсы глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ. В работе использованы нормативные акты, регулирующие вопросы разработки государственной стратегии устойчивого развития РФ, среднесрочных стратегий социально-экономического развития, нормативные акты, регулирующие развитие и поддержку Maj.orG предпринимательства как на уровне России, так и на уровне Ульяновской области.
В процессе исследования были применены общенаучные методы познания, методы системного, исторического, экономико-статистического анализа (группировки, сравнения, динамических рядов, графики, диаграммы), социологических исследований, экспертных и рейтинговых оценок.
Информационной базой исследования являются материалы Комиссии Государственной Думы по проблемам устойчивого развития, Государственного комитета по статистике РФ, Ульяновского областного комитета государственной статистики, данные налоговой инспекции по Ульяновской области, федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства, передовой опыт российских регионов, обзорные и справочные материалы.
Научная новизна исследования. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:
— обобщены, систематизированы и теоретически обоснованы критерии и факторы устойчивого развития региона в современных российских условиях, с учетом региональных особенностей, которые обусловлены имеющимся ресурсным потенциалом. К ключевым факторам развития, как показывает мировой опыт, следует отнести развитие малого бизнеса;
— выявлено состояние и динамика факторов устойчивости в регионе и определена роль малого предпринимательства в обеспечении сбалансированного развития (способствует расширенному воспроизводству основных фондов, субъекты малого бизнеса образуют отдельные отрасли промышленности, только ими выпускаются определенные виды продукции, доминируют в сфере услуг и строительства, инициируют появление новых видов услуг, повышают уровень доходов и качество жизни населения, поглощают сокращенных работников крупных предприятий). Проведенный анализ показал необходимость оценки устойчивости региона и использования механизмов стимулирования малого бизнеса; предложена методика оценки устойчивости региона, включающая показатели состояния человеческого, природного, производственного потенциалов, социальной и финансовой сфер, а также воспроизводства всех ресурсов с учетом характерных особенностей функционирования региона;
— разработана рамочная программа развития предприятий малого бизнеса в сфере туризма, ключевыми мероприятиями которой являются: организации работы межведомственного координационного совета по развитию туризма, формирование системы туристических зон, реконструкция городских объектов под сеть малых гостиниц на конкурсной основе, содействие в подготовке кадров, выпуск и реализация рекламной и сувенирной продукции и т. д.
— определены приоритетные направления стимулирования малого бизнеса как фактора устойчивого развития региона: строительство, промышленность, торговля и общественное питание, транспорт, сельское хозяйство.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные научные результаты и рекомендации могут быть использованы при определении ориентиров и разработке стратегической Концепции устойчивого развития Ульяновской области, политики социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу, а также политики развития малого предпринимательства на региональном уровне. Кроме того, результаты диссертационного исследования широко используются в учебном процессе.
Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях Ульяновского государственного технического университета (Ульяновск, 2001, 2002, 2003, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспекты)» (Пенза, 2003), региональной научно-практической конференции «Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление» (Оренбург, 2003), Международной научно-практической конференции «Стратегии развития экономического потенциала регионов: инвестиционные приоритеты и инфраструктура» (Черновцы, Украина, 2002), региональном совещании-семинаре «Бизнес и власть: сотрудничество и ответственность» (Ульяновск, 2004).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Источник: www.dissercat.com
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.П. Лаптева, П.В. Смышляев
Статья содержит научные результаты по исследованию понятия бизнес-плана с точки зрения рассмотрения его как инструмента развития малых предприятий в регионе . Целью написания статьи с одной стороны выступила систематизация понятий « бизнес-план » с другой стороны актуализация данного понятия с точки зрения применения бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий региона . В статье рассмотрены актуальные понятия бизнес-планирования, дан их анализ с содержательной точки зрения. На основе понятийного аппарата были сформированы и сгруппированы цели написания бизнес-плана . Соответственно сделаны выводы о возможности использования бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий в регионе . Полученные результаты лягут в основу продолжения научного исследования и доведения его до конкретных рекомендаций по использованию инструментов бизнеспланирования для развития регионального малого бизнеса.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И.П. Лаптева, П.В. Смышляев
Разработка маркетингового плана в компаниях малого бизнеса
Структура и основные виды бизнес-планов
О развитии инструментария бизнес-планирования
Внедрение системы модульного бизнеспланирования в управление малыми предприятиями
Снижение когнитивной нагрузки при разработке бизнес-плана в малом бизнесе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
BUSINESS PLANNING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE REGION
The article contains scientific results on the study of the concept of a business plan from the point of view of considering it as a tool for the development of small businesses in the region . The purpose of writing this article, on the one hand, was the systematization of the concepts of » business plan «, on the other hand, the actualization of this concept from the point of view of the application of a business plan as a tool for the development of small enterprises in the region . The article discusses the actual concepts of business planning, provides their analysis from a meaningful point of view. On the basis of the conceptual apparatus, the goals of writing a business plan were formed and grouped. Accordingly, conclusions were drawn about the possibility of using a business plan as a tool for the development of small businesses in the region . The results obtained will form the basis for the continuation of scientific research and bringing it to concrete recommendations on the use of business planning tools for the development of regional small business.
Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ
И.П. Лаптева, канд. экон. наук, доцент П.В. Смышляев, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
Аннотация. Статья содержит научные результаты по исследованию понятия бизнес-плана с точки зрения рассмотрения его как инструмента развития малых предприятий в регионе.
Целью написания статьи с одной стороны выступила систематизация понятий «бизнес-план» с другой стороны актуализация данного понятия с точки зрения применения бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий региона. В статье рассмотрены актуальные понятия бизнес-планирования, дан их анализ с содержательной точки зрения. На основе понятийного аппарата были сформированы и сгруппированы цели написания бизнес-плана. Соответственно сделаны выводы о возможности использования бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий в регионе. Полученные результаты лягут в основу продолжения научного исследования и доведения его до конкретных рекомендаций по использованию инструментов бизнес-планирования для развития регионального малого бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-план, малые предприятия, регион, дефиниция бизнес-план.
В настоящее время предпринимательство является распространенным видом деятельности. При этом значительную часть частных предприятий составляют мелкие фирмы благодаря более простой процедуре создания и меньшему количеству необходимых сотрудников. Однако малое предпринимательство в большей степени подвержено влиянию негативных обстоятельств внешней среды. В частности, таких как сокращение производственной активности, снижение доходов населения, пандемия.
Это обстоятельство заставляет задумываться над вопросами обеспечения устойчивого развития малого бизнеса, не столько за счет государственных и региональных средств финансовой поддержки, сколько за счет поиска путей развития и трансформации бизнеса [2, с. 5].
Результаты исследований, их обсуждение.
Целью исследования является систематизация понятий «бизнес-план» в научной
литературе, анализ понятий с точки зрения применения бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий региона.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания.
Отбор литературы для анализа понятий строился на принципах актуальности, научности и новизны. Основу исследования составили учебники и учебные пособия, так как в настоящее время нет широкого научного дискурса по содержанию понятия «бизнес-план». Принцип новизны реализовался путем отбора источников, опубликованных за последние 5 лет.
В качестве гипотезы была выдвинута идея, об отсутствии единого содержания дефиниции в науке и отсутствия выраженной специфики формулирования понятия для малого бизнеса.
Результаты исследования сведены в общую таблицу, позволяющую провести систематизацию определений понятия «бизнес-план» (табл. 1).
Таблица 1. Определение понятия «бизнес-план»
М. М. Алексеева [1, с.58] Это юридический документ, включающий в себя программу предпринимательской деятельности, в которой аргументированы необходимость и выгода этой деятельности. Кроме того, автор добавляет, что бизнес-план является постоянным документом, он постоянно обновляется, изменяется, согласно переменам, происходящим внутри предприятия, и на рынке, где действует предприятие
И. Ю. Бринк [3, с.22] Представляет собой подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые необходимо достичь предприятию.
В. П. Буров [4, с.5] Новый способ планирования, который служит для создания разнообразных инновационных объектов, связанных с проектированием или созданием новых предприятий и их подразделений, а также для разработки и сбыта на рынке определенных товаров и услуг. Бизнес -план способствует совершенствованию технологии и организации производства, модернизации и развитию предприятий и увеличению количества выпускаемой продукции, и, как следствие, повышению качества товаров и производительности труда
С. И. Головань [5, с.20] Это задокументированная стратегия развития предприятия, которая позволяет более подробно разработать экономический и финансовый аспекты работы данного предприятия, дает технико-экономическую аргументированность конкретным мероприятиям. Для новых предприятий бизнес-план является обязательным документом, позволяющим эффективно распоряжаться капиталом или получить кредит
М.В. Романова [6, с.1] План осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
А.М. Сатаев [7, с.70] Содержит хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности — цели проекта, рынок, маркетинг, производство, менеджмент, финансы и риски, календарный план работ.
Х.Ю. Тухтаева [8, с.17] Это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
И.И. Ушаков [9, с.2] Инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.
Б.И. Черняховский [10, с.1] Бизнес-план выступает тем документом, который определяет направления долгосрочного функционирования предприятия, поэтому должен быть основан на общей стратегии развития компании, что обусловливает потребность в адаптации процесса БП к системе осуществления управленческой деятельности предприятия в целом.
Д. А. Шевчук [11, с.11] Это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании
Авторское понятие бизнес-плана Это документ, который представляет собой тщательно разработанный план проекта трансформации или развития предприятия, который кроме внутреннего анализа управления, производства, персонала и конкурентной среды, включает в себя структурированный анализ внешнего (прежде всего регионального) окружения, где выявлены экономические, трудовые, экологические или иные потребности региона. План реализации мероприятий и инвестиционная часть направлены на улучшение ситуации в регионе по выявленным потребностям.
Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 1-3 года. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения.
тальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
Авторское определение бизнес-плана для малых предприятий региона представлено в таблице 1.
На основании изучения определений были выделены различные группы целей разработки бизнес-плана. Они представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Цели разработки бизнес-плана
Первая группа целей ориентирована на коммерческий успех малого предприятия. Вторая группа целей «Социальные цели», направленна на решение проблем региона: создание новых рабочих мест, решение продуктовых, транспортных, экологических и других проблем региона. Третья группа целей «Повышение статуса предпринимателя» носит внутренний, мотива-ционный характер, и относиться к реализации личностью потребностей, связанных с предпринимательской деятельностью.
Бизнес-планирование, как достаточно гибкий инструмент может быть расширено в область экономико-географической привязки малого предприятия. Возможно расширение документа в ряде разделов, например: раздел «план производства» может быть расширен путем учета особенностей природных и земельных ресурсов региона, имеющейся в наличии рабочей силы; раздел «план маркетинга» должен раскрывать не только усилия по про-
движению товара или услуги, но и раскрывать нишевые потребности в экономике региона. Так же бизнес-план может быть дополнен разделом, описывающим влияние нового производства, или его расширения на экологию региона. Такой подход позволит консолидировать государственное регулирование и развитие малого бизнеса для позитивного влияния на экономику региона.
Выводы. Вследствие стремительного развития пандемии и изменений, происходящих, в связи с этим в рыночной среде, даже правильно составленный бизнес-план не может служить гарантом успеха. Предприятие должно более четко идентифицировать направление своего развития, а также выявить имеющиеся в регионе проблемы и потребности, обеспечение которых может взять на себя малое предприятие. Именно поэтому бизнес-план является незаменимым инструментом управления.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирм. — М.: Финансы и статистика, 2019.
2. Братухина Е.А., Курышева Т.Н. Интегрирование решения по управлению организацией как основа эффективной деятельности малого и среднего бизнеса //Оригинальные исследования. — 2018. — Т. 8. — № 3. — С. 58-65.
3. Бринк И.Ю. Савельева H.A. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2020.
4. Буров В.П., Галь В.В., Казаков А.П., Морошкин В.А. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. — М.: Совместное издание ЦИПКК АП и ООО «Пресс», 2017.
5. Головань С.И. Бизнес-планирование. — Ростовна-Дону: Изд-во Феникс, 2018.
6. Романова М.В. Бизнес-планирование: учеб. пособ. / М.В. Романова; ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. — 240 с.
7. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2013.
8. Тухтаева Х.Ю. Роль бизнес-планирования в современных условиях. — 2020. — 218 с.
9. Ушаков ИИ. Бизнес-план. — СПб.: Питер, 2014. — 224 с.
10. Черняховский Б.И. Актуальные аспекты существующих подходов к формированию инвестиционных бизнес-проектов // Экономика и предпринимательство. — 2018. — №10.
11. Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. -208 с.
BUSINESS PLANNING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL
BUSINESS IN THE REGION
I.P. Lapteva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor P.B. Smyshlyaev, student Vyatka State University (Russia, Kirov)
Abstract. The article contains scientific results on the study of the concept of a business plan from the point of view of considering it as a tool for the development of small businesses in the region. The purpose of writing this article, on the one hand, was the systematization of the concepts of «business plan», on the other hand, the actualization of this concept from the point of view of the application of a business plan as a tool for the development of small enterprises in the region. The article discusses the actual concepts of business planning, provides their analysis from a meaningful point of view.
On the basis of the conceptual apparatus, the goals of writing a business plan were formed and grouped. Accordingly, conclusions were drawn about the possibility of using a business plan as a tool for the development of small businesses in the region. The results obtained will form the basis for the continuation of scientific research and bringing it to concrete recommendations on the use of business planning tools for the development of regional small business.
Keywords: business plan, small businesses, region, definition of business plan.
Источник: cyberleninka.ru
Инструменты территориального развития
Попытки создания инструментов ускоренного развития отдельных территорий предпринимались с самого начала существования Российской Федерации в качестве независимого государства. За последние 20 лет образовалось множество инструментов регионального развития с различной эффективностью и близким функционалом. Назрела необходимость их четко упорядочить.
Разнообразие или хаос?
Первые инструменты территориального развития, функционирующие до настоящего времени, появились только в 1999 году, когда был принят закон о наукоградах и создана особая экономическая зона в Магаданской области. Более масштабно процесс формирования современных механизмов начался после принятия в 2005 году Федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Новый подход включал в себя весьма компактный характер льготной территории, оказание существенной инфраструктурной поддержки и довольно четкие требования к отбору и деятельности резидентов.
Постепенно в стране формировались новые виды инструментов поддержки. Это касалось и новых типов ОЭЗ, и принципиально других механизмов. Инструменты создавались как на федеральном уровне, так и самостоятельно регионами. В ряде случаев главной, но неофициальной целью появления нового механизма было лишь перераспределение средств в пользу конкретного ведомства, «пробившего» соответствующую тему.
В результате только на федеральном уровне было зафиксировано 16 значимых инструментов территориального развития. Причем здесь еще не представлены индустриальные (промышленные) парки и технопарки (помимо технопарков в сфере высоких технологий — ТВТ), так как по ним нормативная база имеет более размытый характер. Также тут нет и относительно небольших инструментов (например, центров кластерного развития).
Количество реальных объектов, созданных с использованием различных инструментов, имеет очень большой разброс. Причем по отдельным позициям можно дать лишь оценку, а не точное число. Но даже весьма консервативный подход к подсчету дает суммарно 380 объектов (территорий). Если бы все эти потенциальные точки роста достигали поставленных задач, то мы бы сейчас имели несравненно более позитивную картину развития экономики регионов.
Конечно, определенное разнообразие в инструментах поддержки необходимо. Они могут отличаться по целевому назначению (догоняющее или опережающее развитие регионов), ориентироваться на различные отраслевые группы, предназначаться для крупного или малого бизнеса. Но нынешний набор инструментов кажется избыточным. Многие из них имеют сходные задачи и похожий льготный режим.
А некоторые механизмы даже очень близки по своим названиям. Такая ситуация явно дезориентирует инвесторов.
Кроме того, постоянное появление новых механизмов создает излишнюю нестабильность. Часто запуск дополнительного инструмента означает заметное сокращение финансирования по ранее действующим, что нарушает планы как инвесторов, так и соответствующих регионов. Поэтому желательны систематизация, упрощение и стабилизация системы инструментов территориального развития.
Основные инструменты
Сегодня в числе основных инструментов опережающего развития — ОЭЗ, ТОСЭР, зоны территориального развития, туристские кластеры, индустриальные парки, технопарки, наукограды, инновационные территориальные кластеры, промышленные кластеры, Свободный порт Владивосток.
ОЭЗ создаются для стимулирования производства высокотехнологической продукции и развития услуг с высокой добавленной стоимостью. Имеется четыре типа особых экономических зон: промышленно- производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.
Однако постепенно различия между ними уменьшаются, так как идет взаимопроникновение разрешенных видов деятельности. Преимущество ОЭЗ — сочетание значительных налоговых и таможенных льгот с возможностью создания инфраструктуры за счет бюджета.
Соответственно, в качестве претензии к эффективности работы этого механизма чаще всего называется медленная окупаемость бюджетных инвестиций, хотя в этом смысле российские ОЭЗ неплохо смотрятся на фоне зарубежных аналогов. Так, промышленно-производственные «Алабуга» и «Липецк» неоднократно признавались победителями в различных номинациях авторитетного рейтинга Global Free Zones of the Year.
Хорошие показатели демонстрирует и большинство технико-внедренческих зон. С другой стороны, в 2016 году из-за неэффективности было закрыто восемь туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ. Как показала практика, для успеха особой экономической зоны предельно важны достаточные инвестиции в инфраструктуру и активная работа региональных властей. Особый формат имеют ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях, где льготный режим касается не локализованных участков, а всего региона. В некотором смысле они даже ближе к механизму Свободного порта.
Территории опережающего социально- экономического развития имеют две различные формы, которые часто путают: ТОР на Дальнем Востоке и ТОСЭР в моногородах. Первый формат имеет комплексный характер и по смыслу близок к ОЭЗ, а второй формат представляет собой набор налоговых льгот для моногородских территорий без прямой финансовой поддержки и специальных административных процедур.
Закон допускает создание ТОР за пределами Дальнего Востока с 1 января 2018 года, но пока такая практика отсутствует. Льготный механизм ТОР прежде всего ориентирован на обеспечение конкурентоспособности с аналогичными зонами в странах АТР. Здесь не предполагается столь жестких ограничений на виды деятельности и размер инвестиций, как в ОЭЗ.
Кроме того, значительное внимание уделяется созданию сопутствующей социальной инфраструктуры. В настоящее время идет активная работа по привлечению инвесторов и строительству инфраструктуры, поэтому объективную оценку эффективности этого инструмента можно будет дать примерно через пять лет. Но уже сейчас каждая ТОР имеет зарегистрированных резидентов.
Причем в их числе есть как мегапроекты на сотни миллиардов рублей, так и МСП. Сейчас по числу резидентов лидирует ТОР «Камчатка», а по объему заявленных инвестиций — ТОР «Свободный» (Амурская область). Что касается ТОСЭР в моногородах, то большинство из них создано в течение последнего года, поэтому пока они скорее аванс, предоставленный регионам. Зоны территориального развития предполагают поддержку отстающих регионов, но на практике так и не были запущены.
Туристские кластеры как инструмент опережающего развития должны стать центрами кристаллизации профильных МСП в регионах, позволяющими оказывать отдыхающим целый комплекс современных услуг согласно ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Но реально далеко не все одобренные проекты носят такой характер.
Многие представляют собой отдельные объекты. Большинство туристских кластеров в настоящее время в процессе активного строительства, в том числе создается инфраструктура за счет бюджета. Но целый ряд проектов приостановлен или даже отменен из-за слабой проработки или отсутствия инвесторов. Например, по кластерам «Всплеск» (Ростовская область) и «Никола-Ленивец» (Калужская область) выделенные федеральные средства были возвращены в бюджет, так как частные инвесторы отказались от реализации своих планов.
Тема индустриальных (промышленных) парков возникла довольно спонтанно на региональном уровне и уже затем была поддержана рядом федеральных инструментов. Механизм подразумевает формирование и инфраструктурное обустройство greenfield- или brownfield-площадки для размещения различных производств.
Сейчас такие территории имеются почти во всех регионах, но сильно отличаются по размерам, отраслевой направленности и эффективности. По данным Ассоциации индустриальных парков, их средняя заполненность в 2017 году составила 53,4%. При этом имеются как очень успешные, так и крайне проблемные проекты. Например, в Ставропольском крае помимо весьма удачного индустриального парка «Невинномысск» существовал и региональный парк «Фармацевтика», который за шесть лет не смог привлечь ни одного инвестора и недавно был закрыт, несмотря на инвестиции в инфраструктуру в размере более 600 млн рублей. Основные факторы успеха — правильная концепция и энергичная управляющая компания.
Важно критично разобраться в институтах, определить, являются они мыльными пузырями или действуют реально. Я за экономически целесообразное многообразие. Надо отдать должное губернаторам, которые ищут решения для регионов. Это более правильный и трудоемкий процесс, нежели поиск путей к президенту или премьеру под маркой придуманных юбилеев для получения финансирования.
Сегодня регионы соревнуются в привлечении инвестиций. Безусловно, конкуренция — основа развития экономики, и острая необходимость инвестиций заставит всех в стране действовать по-новому. Необходимо повернуться лицом к инвестору. Предоставить то, в чем он нуждается: современную инженерную инфраструктуру и необходимые технические условия.
Для этого не обязательно иметь ОЭЗ в каждом регионе. Наш регион гордится своей ОЭЗ «Липецк», которая окупила инвестиции налоговыми отчислениями. А в Белгороде ОЭЗ нет, но регион успешен. Чем больше успешных регионов, тем успешнее страна. Но эта успешность должна иметь под собой прочный экономический фундамент.
Иван Кошелев, генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Липецк»
Что касается технопарков, их основное отличие от индустриального парка — ориентация на инновационные предприятия, а не на традиционную промышленность. При этом технопарки предоставляют резидентам помещения и оборудование общего пользования, а промпарки чаще акцентируются на выделении инвесторам земельных участков.
Отдельный класс — это технопарки в сфере высоких технологий, по которым существует специальная программа федеральной поддержки. Именно среди них можно выделить наиболее успешные примеры — «Академпарк» в Новосибирске и «IT-парк» в Казани. С другой стороны, многие проекты по этой программе были закрыты: например, технопарки в Черноголовке и Дмитрове, не получившие достаточной поддержки от региональных властей и не сумевшие привлечь профильные компании. Проблема многих региональных технопарков в том, что, не сумев привлечь инновационные компании и создать сервисы общего пользования, они превратились в обычные бизнес-центры с льготной арендой.
Механизм «наукограды» ориентирован на сохранение советского задела и его адаптацию к современной ситуации. Важный элемент — федеральные субсидии для городского хозяйства, ориентированные на создание условий для привлечения и удержания кадров. 9 из 13 наукоградов расположены в Московской области.
Цель инновационных территориальных кластеров — увеличение выпуска инновационной продукции и экспорта, в том числе за счет развития кооперационных связей и реализации внутрикластерных проектов. Реализация проекта осложняется тем, что реальное федеральное финансирование оказалось существенно ниже запланированного. Этот факт в совокупности с большим разбросом в эффективности работы по развитию кластеров привел к тому, что реальная централизованная поддержка сейчас оказывается менее чем половине из них. Но при этом несколько проектов демонстрируют хорошую динамику, например, кластеры в Татарстане, Самарской и Калужской областях.
Отличие промышленных кластеров от предыдущего инструмента — меньший акцент на инновации, больший — на развитие производственных цепочек и импортозамещение. Инструмент относительно новый, поэтому пока невозможно оценить его эффективность. Но в качестве недостатков можно выделить отсутствие отраслевых приоритетов при отборе кластеров и акцентов в широком перечне возможных направлений субсидирования.
Свободный порт Владивосток помимо налоговых льгот предполагает значительное упрощение таможенных и визовых процедур, так как одна из его важнейших целей — развитие международной торговли и туризма. Механизм уже получил позитивную оценку от бизнеса в Приморье, а в отношении других четырех регионов пока рано делать какие-либо выводы.
В целом инструменты территориального развития имеют для инвестора два основных типа преференций: бюджетное финансирование и льготы (налоговые, таможенные и прочие). В некоторых случаях наблюдаются упрощение процедур и административная поддержка, но это менее значимо.
Инструменты можно также распределить по группам в зависимости от масштаба охваченной территории. Первые относятся к региону или муниципалитету целиком (ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, Свободный порт Владивосток, наукограды, зоны территориального развития). Это могут быть выделенные участки или объекты (ТОР/ТОСЭР, основные типы ОЭЗ, индустриальные парки, технопарки, туристские кластеры и наноцентры), а также распределенные группы организаций (инновационные территориальные кластеры и промышленные кластеры).
Четко разделить инструменты на механизмы опережающего и догоняющего (выравнивающего) характера невозможно. Почти все они декларативно ориентируются на опережение, но в реальности применение многих из них в проблемных регионах играет выравнивающую роль.
Очень неравномерно рассматриваемый инструментарий используется в различных регионах. Если лидеры применяют более половины возможного перечня, то некоторые субъекты Федерации ограничиваются одним-двумя механизмами. Причем количество используемых инструментов не сильно зависит от размера региона. Это объясняется не только активностью региональных властей, но и консерватизмом федеральных структур, которым при запуске новых инструментов проще организовать работу с передовыми территориями.
Очень большой разброс имеется и по ведомствам, курирующим инструменты развития. При этом часто сходные инструменты курируются различными министерствами. Это подтверждает версию, что ряд механизмов создавался скорее под ведомство, а не под задачу.
Как повысить эффективность?
Число используемых инструментов территориального развития желательно сократить, а систему — упорядочить. При этом вряд ли нужно пытаться привести их к единственному механизму с набором различных опций. Это сохранило бы слишком сложную систему, придав ей еще и «зонтичную» надстройку.
Более эффективным представляется объединение наиболее близких по смыслу инструментов. Например, консолидировать все инструменты, вводящие льготный режим на территории целого региона или муниципалитета, за исключением наукоградов, имеющих большую специфику. Аналогично можно было бы сделать единый инструмент для локализованных территорий, в том числе различных форм парков, а еще один — для распределенной сети региональных предприятий.
Естественно, каждый такой инструмент мог бы иметь несколько опций, обеспечивающих его разделение на виды. Такими опциями могли бы стать распределение на федеральный и региональный уровни, отраслевая ориентация, территориальный аспект. Это придало бы системе гораздо более структурированный и понятный характер.
При подобном объединении могут возникнуть сложности ввиду различия министерств, курирующих сходные инструменты. Для части из них будет возможна передача всех близких механизмов в ведение единого ответственного ведомства, а где-то распределение функций может сохраниться и в долгосрочном периоде.
В ходе структуризации и унификации важно не допускать нарушения прав уже работающих инвесторов и не создавать избыточные сложности с переоформлением соглашений.
Вторым важным изменением должна стать корректировка процедуры отбора новых объектов для применения инструментов территориального развития. Тут желательно вернуться к конкурсному механизму, когда заявки регионов рассматриваются на основе прозрачной системы критериев. Отдельной проблемой при этом будет распространение инструментов территориального развития на относительно слабые регионы. Для них целесообразно будет либо проводить отдельные конкурсы, либо вводить специальные коэффициенты в систему оценки заявок.
Кроме того, при решении о новом объекте применения того или иного инструмента необходимо учитывать, какие инструменты уже действуют в регионе. Создаст ли новый инструмент синергию с ними или же целесообразнее сосредоточить усилия на действующих механизмах?
Таким образом можно постепенно снизить избыточную концентрацию инструментов в весьма ограниченном числе российских регионов.
Немаловажно обеспечить более стабильное финансирование уже работающих инструментов, без этого сложно говорить об их эффективности. При этом значимым элементом, снижающим нагрузку на бюджет, могло бы стать более активное использование государственно-частного партнерства для строительства инфраструктуры. А для улучшения информированности потенциальных инвесторов желательно создать централизованный ресурс, где в структурированном виде будут представлены основные инструменты территориального развития, что позволит бизнесу делать обоснованный выбор с учетом индивидуальных предпочтений.
Источник: strategyjournal.ru