специфика участия Бизнес как специфическая группа интересов и как сегмент элиты: точки пересечения. Генезис и внутренняя дифференциация современного российского бизнеса. Крупная российская корпорация как социально-политический актор на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Современное российское государство и бизнес: история отношений.
Институциональное представительство интересов бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Природа и характер «олигархического» корпоративизма 1990-х годов. в России. «Олигархия» как специфический институт политического представительства. Роль и место «олигархического» корпоративизма в трансформации российского общества и государства. Реформы В. В. Путина.
Новые тенденции внутренней дифференциации и политического участия крупного бизнеса. Проблема социальной ответственности бизнеса: исторические, экономические, политические, этические аспекты (сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта).
Тема 9. Гражданское общество в современной России. Неправительственные и религиозные организации, средства массовой информации в современной российской политике
Исторические и актуальные аспекты соотношения влияния личности, общества и государства. Феномен гражданского общества: основные концептуальные модели и национальные особенности. Институциональная структура гражданского общества. Условия, предпосылки, факторы становления и эволюции гражданского общества в современной России.
Арестович рассказал, почему Запад стал дерзким в отношении РФ. Фактор Китая
Статус и роль личности в исторической и современной России. Социальные, культурные и политические характеристики гражданского общества в стране. Противоречивый характер эволюции институтов гражданского общества в современной РФ. Природа и источники неэффективности гражданского участия в современной России.
Генезис, сущностные и функциональные особенности неправительственных организаций в современной РФ. Компаративный анализ роли и статуса церкви в современном обществе: отечественные и зарубежные реалии. Основные конфессии в современной РФ. Политика современного российского государства в области государственно-церковных отношений.
Неправительственные организации и их роль в формировании гражданского общества: российский и зарубежный опыт. Специфика негосударственной сферы в условиях глобализации. Церковь в современном российском обществе. Особенности политического участия конфессий в современной РФ. Соотношение феноменов «гражданского» и «массового» общества.
СМИ как институт гражданского общества и институт государства. СМИ как агент политической социализации и важнейший канал политической коммуникации. Политические функции СМИ в современной политике. Политико-правовой статус государственных и негосударственных СМИ в постсоветской России. Федеральные и региональные СМИ.
Печатные и электронные СМИ. Интернет в политической коммуникации. СМИ в условиях политического рынка. Проблемы финансирования СМИ. Возможности и факторы повышения политического влияния СМИ на федеральном и региональном уровне. Роль СМИ в политических конфликтах.
Зеленский о любимой шутке про Путина
Особенности коммуникации региональных, федеральных и международных СМИ. Законодательство о СМИ и перспективы его совершенствования. Тема 10. Группы интересов и группы давления как участники современного российского политического процесса.
Политические партии и общественные движения в современном российском политическом процессе: теоретические и прикладные аспекты Концепты группы интересов и групп давления как категории политической науки. Функциональные и деятельностные особенности активности групп интересов и групп давления в современной России.
Группы интересов и группы давления как социальные акторы и субъекты властных отношений. Группы интересов, группы давления, социальные движения и политические партии в современном российском политическом процессе: общее и особенное. Модели отношений групп интересов и государства: современный российский и мировой опыт.
Концепции олигархического корпоративизма и современный российский корпоративизм. Сетевой подход как альтернатива жесткой оппозиции плюрализма и корпоративизма. Синтез структурно-функционального и сетевого подходов при анализе групп интересов и групп давления. Отечественная специфика сетевой организации групп интересов и групп давления.
Доминирование неформальных практик в РФ как фактор политического участия групп давления. Основные отраслевые группы интересов в РФ. Политические партии как субъект российского политического процесса: историческая ретроспектива и современное состояние. Многопартийность как атрибутивная характеристика демократического политического процесса.
Основные этапы становления и развития многопартийности в современной России. Формирование современной партийно-политической системы в РФ. Феномен «партии власти»: исторические прототипы и современная реальность. Эволюция современной отечественной избирательной системы и ее влияние на формирование партийно-политического спектра.
Политические партии и движения в избирательных циклах 1993, 1995-1996, 1999-2000, 2003-2004, 2007-2008 гг. Законодательные новации в регулировании участия политических партий в избирательном процессе на федеральном и региональном уровне: проблемы и перспективы. Типология, основные направления и перспективы эволюции партийно-политического спектра в РФ.
Важнейшие программные установки ведущих политических партий и движений. Особенности политических идеологий современных российских партий. Феномен постмодернистских партий: теория и практика (мировой и российский опыт). Картельные, «всеохватные», медиа-партии, клиентеллистские, партии-предприятия и другие разновидности партий новой волны.
Источник: studfile.net
Генезис и внутренняя дифференциация современного российского бизнеса. Крупная российская корпорация как социально-политический актор
Для более полного рассмотрения проблемы изначально необходимо определиться, а какой же бизнес подразумевается под «современным». Наиболее полным ответом может служить дефиниция, согласно которой современный бизнес- постолигархический, т.е. постельцинский. С приходом В.В.Путина на пост президента страны ситуация господства крупного бизнеса в политической сфере начала меняться: «к моменту избрания Владимира Путина президентом России распад олигархической модели отношений между властью и бизнесом, утвердившейся под конец правления Бориса Ельцина, стал необратимым»[21].
Проблема предыдущего периода заключалась в том, что крупный бизнес, фактически, являлся монополистом на рынке финансовых ресурсов страны. Но, с течением времени, новая администрация начала свою экспансию в энергетическом секторе (апогеем этого процесса, уже много после этого, стало «дело ЮКОСа»), что, при высоких ценах на нефть, гарантировало ей наличие денег для ведения собственной политической линии, что она с успехом и начала делать. Таким образом, современный бизнес в России начал жить в условиях сильного государства, которое владеет большими ресурсами: «Однако последовавшие вскоре жесткие действия налоговых и правоохранительных органов сигнализировали о снятии «иммунитета» с прежних олигархов: Владимира Гусинского арестовали, а Бориса Березовского вызвали в прокуратуру… Президент ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью швейцарской газете предупредил иностранных инвесторов о росте политических рисков в России»[22]. Ключевым моментом здесь является фраза Ходорковского о «политических рисках»: политические риски- изменившаяся среда, сильная центральная власть, а не нечто аморфное эпохи Ельцина. Агрессивная политическая среда, с высокими рисками перехода из экономики в политику- ключевая характеристика структуры, в которой существует современный российский крупный бизнес.
Процесс генезиса современного российского бизнеса был процессом борьбы с властью, заведомо проигрышной, трансформации и приспособления олигархических структур ельцинского периода к новым реалиям. В процессе генезиса произошла и дифференциация. Ее можно классифицировать разными способами.
Первая классификация- «приспособился- не приспособился». Эмпирический пример этой дихотомии- Потанин- Ходорковский. Приспособление выражается в этом случае в том, что Президент прямо дал понять: старые правила игры, построенные на политическом торге с Центром и включавшие в себя «иммунитет», отменяются.
Новые же предполагают ведущую политическую роль государства, прозрачность бизнеса, выполнение им всех обязательств и снижение уровня отношений (вначале Путин отказался от регулярных встреч с предпринимателями)[23]. Переменная приспособления- отказ/неотказ от политической роли, т.е. приспособиться- значит быть бизнесом и помогать власти, но не становиться ею. Другой удачный пример: «Абрамович и Мамут предпочли приспособиться к изменившимся условиям, «обменяв» свой политический капитал на прочные позиции в экономике»[24].
Вторая классификация- крупный бизнес и весь остальной бизнес. Крупный бизнес отдельно выделяется потому, что «крупных собственников сравнительно немного, но именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность страны, на ее место в глобальной экономике…. В 2003 году 60,2% российского фондового рынка находилось под контролем всего десяти его игроков.
Это очень высокий уровень концентрации капитала»[25]. Но большой вес крупного бизнеса делает его слишком сильным политическим игроком, государству необходим некий уравновешивающий механизм в экономической сфере. Тогда как раз наступает время «всего остального бизнеса»: «Стремление власти диверсифицировать связи с предпринимателями получило продолжение. 18 сентября состоялась учредительная конференция Объединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) — постоянного органа представительства мелкого бизнеса»[26].
Но изменение ключевых параметров ельцинского олигархического типа капитализма и изменение его структуры неизбежно потянули за собой и изменение его социальной роли. Если «досовременный» ельцинский бизнес был бизнесом в классическом его понимании, т.е. ориентированным строго на прибыль, то теперь начинает активно развиваться идея его социальной ответственности.
Это достаточно логичный процесс: во-первых, бизнес «сидит» на многих структурах, которые критически важны для выживания государства. Это и производство продукции двойного назначения, естественные монополии и т.п. С учетом жесткой линии администрации президента как во внешней, так и во внутренней политике, столь серьёзным игрокам вряд ли разрешат «свободное плавание». Во-вторых, бизнес распоряжается огромными средствами, в то время как не менее огромных средств требуют инфраструктура, образование, здравоохранение и т.п. Государство, даже озолотившись сверхдоходами от нефти, не может полностью покрыть все эти издержки, соответственно, часть их неизбежно должна перекладываться на бизнес.
Другой важный аспект социальной роли бизнеса, особенно крупного, его нелегитимность. Итоги грабительской приватизации и ее неприятие широкими массами населения не дают бизнесу ресурса легитимности. В таких условиях, в определенной мере он даже нуждается в государстве, как неком гаранте статус-кво, благо возможность его сохранить никто не отменяет, что можно сделать, как уже показывалось выше, отдав все политические функции государству. Это и продемонстрировал президент, когда, несмотря на все трения с бизнес структурами, «заявил о недопустимости пересмотра итогов приватизации»[27].
Закрепление итогов приватизации, также важно и для государства, т.к. «важнейшим политическим ресурсом, которым располагает и бизнес в целом, и бизнес корпоративный, является степень его доверия к власти. В условиях, когда власть слишком ущемляет интересы бизнеса, «градус» его доверия к ней резко падает, и это тут же сказывается на его инвестиционной и общей деловой активности. Начинается «бегство капитала» за рубеж, падает предпринимательская инициатива и т.д. и т.п.»[28].
Вырисовывается, пусть и очень нечетко, определенный путь по направлению к примирению общества и бизнеса: через процесс «деления» доходами, активного участия в инфраструктурных программах, развитии регионов страны и т.п., при посредничестве государства и его политическом руководстве, бизнес получает своего рода «индульгенцию», которая прощает ему его родовое происхождение из периода приватизации. А «системе выгодна такого рода полулегитимность, потому она и использует ее, чтобы держать бизнес на коротком поводке и не дать ему свободы экономического и политического маневра. Однако, несмотря на эти усилия, процесс легитимизации собственности идет и будет идти хотя бы потому, что находящиеся внутри подсистемы собственники также все более и более заинтересованы в том, чтобы права на оказавшиеся в их руках богатства были признаны законными и не подлежали еще одному переделу»[29].
Но «режим, в котором предстоит действовать бизнесу, будут отличать строгая регламентация и жесткость, в том числе требование прозрачности всех операций и выплаты налогов в полном объеме»[30]. Это ещё один очень важный момент: с точки зрения развития всего политического процесса власть идет по пути его определенного упорядочивания, что сознательно делается для того, чтобы его можно было предсказывать и им можно было управлять.
Аналогичная четкость и регламентированность требуется и от процессов деятельности бизнеса, т.к. его новый статус ведомого этого требует. Безусловно, речь не идет о том, что государство будет вмешиваться в процесс управления предприятиями, менеджмент или тактическое управление.
Государство, в первую очередь, заинтересовано в том, чтобы бизнес был управляем на стратегических направлениях. А управляемость зависит от того, насколько грамотно и своевременно государство сможет пресекать попытки выхода бизнеса «в тень». Также, это видно из следующего пункта, выплата налогов является важной частью легитимации капиталов, приобретенных в 90-е годы: «для нейтрализации политических и иных рисков, связанных с крайне низким уровнем общественной легитимности собственности правящим кругам и верхушке бюрократии не остается ничего другого, как стимулировать развитие предпринимательства на низовом и среднем уровнях, а также расширять круг акционеров. И вряд ли стоит пояснять, сколь существенные последствия может все это иметь для самооценки бизнеса и его общественно-политической роли»[31].
Это означает, что имеет место быть определенная «цивилизаторская» роль государства в отношении деятельности бизнеса в нашей стране.
Обобщая все вышеперечисленное можно сделать прогноз о том, что «система отношений между властью и бизнесом явно эволюционирует по направлению к неокорпоративной модели. Такое название получила утвердившаяся после Второй мировой войны в ряде стран Запада система сотрудничества государства с «организованными интересами»[32]. Эта модель подразумевает дальнейшее поступательное развитие всех трендов, описанных выше. Но не стоит забывать, что и государство также будет интенсивно развивать свои отношения как с бизнесом (малым и «всем остальным»), так и с обществом.
Источник: studopedia.org
Политика и бизнес Содержание лекции Бизнес как
Скачать презентацию Политика и бизнес Содержание лекции Бизнес как 1.ppt
- Количество слайдов: 17
Политика и бизнес
Содержание лекции Бизнес как социально-политическая общность; n Роль и формы влияния бизнеса; n Виды бизнес-акторов. n
Бизнес как социальнополитическая общность Взаимоотношения политики и бизнеса всегда оцениваются и анализируются в определенный период времени и в определенном политико-социальном контексте
Роль бизнеса Для выявления роли и места бизнеса в политическом процессе, его властного потенциала, а также факторов, этот потенциал ограничивающих, необходимо определить, из чего складывается политический ресурс бизнеса, и какую цель преследуют отдельные структуры и бизнес сообщество в целом, становясь одним из ключевых «игроков» на современном политическом поле.
Цели бизнеса: Идентификация своих союзников и оппонентов; n Объединение в группы интересов, не имеющих адекватного представительства; n В случае успеха их организации могут институционализироваться в качестве легитимных акторов. n
Вывод № 1 Бизнес намеренно не преследует политических целей, так как основной задачей бизнеса является не стремление повлиять на политику государства, навязать ему свою политическую волю, а достижение сугубо экономических целей для обеспечения максимальной эффективности вложения капитала и прибыльности своих инвестиций.
Формы влияния бизнеса n n Ненамеренное = «давление инвестора» Намеренное: * финансирование политических партий и кандидатов, * лоббистская деятельность отдельных фирм, логроллинг, * непосредственное участие бизнеса в группах по разработке политики в органах государственной власти.
Лоббистская деятельность союзов предпринимателей Объединения работодателей распространяют свою компетенцию на тарифную и социальную политику, союзы лобби — на экономическую политику, а палаты — на территориальные интересы ими представленных регионов.
Лоббистская деятельность Во всем мире представляет собой институциональную область: В США, Канаде, Великобритании, Германии, Японии и др. странах существует развитое законодательство о лоббизме. В РФ в 1995 году обсуждался проект закона о лоббизме. На данный момент существует только проект закона (21. 10. 2011. )
Функции союзов предпринимателей Регулирование трудовых отношений; n Осуществление лоббистской деятельности; n Обеспечение структурной зависимости государства от экономики. n
Санкции бизнеса Отказ инвестировать капитал в том случае, если государственная политика серьезно ущемляет их интересы; n Отказ от участия в переговорах; n Отказ предоставлять функции экспертов и посредников. n
Вывод № 2 Предпринимательские организации играют роль посредников между массой индивидуальных капиталистов, принимающих инвестиционные решения, и государством, которое от этих решений зависит.
Виды бизнес-акторов: Индивидуальные предприниматели; n Предприятия; n Отрасли; n Корпорации; n Союзы предпринимателей; n ТНК. n
Теории корпоративного государства В современном обществе корпорации заменяют государства и являются новой формой человеческого союза. Можно, таким образом, говорить о вторжении корпорации в область государства.
А также следует учитывать: экономический вес корпорации; n «социальный капитал» ; n акционеров-собственников; n административный ресурс; n «этатистские» фракции; n доверие бизнеса ( «business confidence» ). n
Социально-политические функции бизнеса n n трансформация социальной структуры общества; противостояние тоталитаризму; обеспечение вертикальной социальной мобильности; канализирование социальных траекторий потенциально гиперактивных и агрессивных социальных субъектов.
Вывод № 3 Общий корпоративный интерес бизнеса состоит из двух задач: экономической — повышения прибыли и политической — создания режима благоприятных условий для повышения этой прибыли.
Источник: present5.com