Экономика и управление: мир необъятного:
Монография для студентов технических и
экономических специальностей
1.4 Экономические системы, их основные типы
Экономическая система как форма организации общества
Экономические отношения в обществе – это сложное понятие. С одной стороны, они показывают отношения людей к природе, взаимодействие человека с природой. Это отношения по поводу рационального использования данных природных ресурсов. Их можно определить как технико-экономические отношения.
С другой стороны, экономические отношения – это отношения между самими людьми, которые определяются собственностью на факторы производства. Это социально-экономические отношения.
Единство и взаимодействие технико-экономических и социально-экономических отношений образуют экономическую систему.
Принадлежность общества к той или иной экономической системе определяется по его ступеням развития (табл. 2).
Ступени развития человеческого общества
Бизнес — это не часы | Просто о бизнес-системе
Критерии
Ступени общества
Доиндустриальное (доэкономическое) общество
Индустриальное (экономическое) общество
Постиндустриальное (постэкономическое) общество
1. Тип средств
производства
Ручные орудия труда
2. Ведущий сектор
Высокие технологии (наукоемкие,
сберегающие)
3. Тип
детерминации
Традиции и
внешнеэкономическое принуждение к труду
4. Тип
«общественного» человека
Традиционный
(«патриархальный») человек
Экономическая система– это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Экономическая система – это форма организации экономики, хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) производственных ресурсов.
Причиной существования экономической системы является так называемый универсальный закон относительной ограниченности (редкости) ресурсов. Универсальность, то есть всеобщность этого закона состоит в том, что он действует во всех формациях и будет действовать всегда, как бы ни был велик прогресс производства.
В основе действий закона редкости лежат два обстоятельства:
1) постоянный рост человеческих потребностей;
2) ограниченность материальных благ и услуг, необходимых для их удовлетворения.
Ни одна экономическая система никогда не может решить проблему редкости окончательно. Экономическая система включает в себя многообразие путей, какими люди решают задачи использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей.
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысление экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Модель системного бизнеса
Это означает, что в экономической системе хозяйствования деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.
Основные элементы экономических (хозяйственных) систем:
1) отношения собственности – это отношения между людьми по поводу пользования материальными и духовными благами и условиями их производства;
2) методы управления и регулирования экономики (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное ценовое и др.);
3) методы распределения ресурсов и благ;
4) ценообразование – формирование величины цены товара, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения.
Основные типы экономических систем
Основные типы экономических систем:
1) традиционная – основана на традициях, сформировавшихся общественных устоях;
2) командно-административная или тоталитарная экономика, где большинство предприятий находится в государственной собственности, они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Северную Корею;
3) рыночная экономика или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск.
Особое место в развитии человеческого общества занимает переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства. В данной системе секторы экономики еще не имеют определенных рыночных ниш.
Изменения, происходящие в переходной экономике, обусловливают и характерные для нее черты. Во-первых, для переходной экономики свойственны изменчивость и нестабильность. Эти черты носят «безвозвратный» характер, ибо они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, в результате чего она постепенно уступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия не функционирования, а развития, тоесть противоречия нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами отношений.
И в-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран.
Смешанная экономическая система
Смешанная экономика – это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы и уклады экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества.
Смешанная экономика характеризуется разнообразием форм собственности, форм хозяйствования, разнообразными формами связей.
В случае соединения и переплетения различных форм хозяйствования, формационных образований, цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний разных элементов системы можно говорить о смешанных экономически системах (смешанной экономике).
Их отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
Смешанные системы существовали в различных исторических условиях. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономка предстает в следующих укрупненных формах:
1) смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
2) смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика);
3) смешанная экономика постсоциалистических стран.
Источник: www.aup.ru
Государство и фирма. Тенденции развития
Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.
Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.
Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.
В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии – то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.
Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств в НИОКР.
Государственное регулирование также включает: антимонопольное законодательство; определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее; регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.
Развитие фирмы будет зависеть от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам приведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше будет учитывать интересы фирмы, а с другой – будет ставить больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение.
Прогресс науки и техники приведет ко все большей значимости информации и информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и инженерного персонала повысят роль управленческих решений.
Фирма будет человекоемкой и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. На передний план управления выйдет стратегическое планирование как Метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса.[2, с.102]
Можно сделать вывод, что фирма является частью государства и его экономической структуры. Государство в свою очередь накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. И естественно каждая фирма не должна выходить за установленные рамки, т.е. соблюдать законы, платить налоги и не срывать их от государства.
В данных главах я рассмотрела фирму в системе рыночных отношений, ее поведение и цели.
В следующей главе своей курсовой работы я хочу обратить внимание на альтернативные теории фирмы.
II. Альтернативные теории фирмы.
1. Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли.
Из-за устойчивой ориентации на прибыль стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как должное. Большинство теорий фирм не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная цель, но в один голос утверждают, что вполне определенная цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать, как если бы они стремились максимизировать прибыль. Хотя было бы преувеличением рассматривать максимизацию прибыли в качестве показателя того, что любые действия и решения формы подлежат холодному расчету на предмет получения максимального превышения доходов над затратами, максимизация подразумевает, что выбирая из нескольких альтернатив с разной ожидаемой прибылью, фирма все-таки выберет вариант с наибольшей ожидаемой прибылью.
С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы — возможно, доминирующей целью. Прибыль — это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы.
Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Рыночные силы оставляют мало места для произвольных действий.
При таких условиях довольно тяжело заработать даже нормальную прибыль, и решения фирмы в наибольшей степени подвержены соображениям ближней перспективы. Скорее всего, будут выбираться такие действия, которые представляются собой оптимальными, с точки зрения максимизации прибыли, поскольку другие действия представляют опасность для жизни фирмы. То есть жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает. Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации. Конечно же, это одно из лучших допущений, которые могут быть сделаны относительно целей, преследуемых такими фирмами.[1, с.264]
С другой стороны, если фирма до некоторой степени изолирована от конкуренции и удовольствуется прибылью сверх среднего уровня, она находится в наилучшей позиции, позволяющей ей отклониться от строгого следования принципу максимизации прибыли. Причина здесь в том, что коль скоро прибыль достаточна для удовлетворения акционеров, руководители имеют некоторую свободу преследовать другие цели, нежели извлечение высокой прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко. Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется «неприбыльными» целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.
А вот традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:
· собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы.
· единственное их желание — максимизировать прибыль.
Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR.
Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам.
Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления; и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.
Все эти факты послужили основой для анекдота об эффективности традиционной теории фирмы, который приводят некоторые учебники «Экономикс»: » Водитель автомобиля периодически бросает за окно маленькие кусочки бумаги.
— Отпугиваю слонов, — отвечает тот.
— Но ведь здесь нет слонов, — изумляется друг.
— Вот видишь, как замечательно это действует, — гордо сказал водитель, бросая за окно очередной кусочек бумаги».
Шутки шутками, но традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками.
Подводя итоги, можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:
1. больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;
2. интенсивной конкуренции;
3. объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
4. рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение, требуется ясно определить цели фирмы.
Теперь рассмотрим еще одну теорию фирмы — это менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж.
Источник: kazedu.com
§ 1. Государство в экономической системе общества
ственник и «главный предприниматель»; во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.
В первом случае государство, являясь предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (т.е.
преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной собственности. В реальной экономике предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия различных типов — казенные и унитарные предприятия, государственные корпорации.
Государственная предпринимательская деятельность обладает рядом особенностей.
1. Государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Оно либо учреждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом.
2. Получение прибыли не является главным критерием успешности государственного предпринимательства. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономики в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса, финансовая поддержка малого бизнеса, развитие отсталых регионов страны, сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экономической безопасности и др.).
Государство включено в систему экономических отношений и как крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, медицинские, научно-исследовательские), военную продукцию. Государство осуществляет до 30 % закупок на всех рынках, в том числе до 100 % военной и более 80 % аэрокосмической продукции.
Государственный заказ привлекает предприятие гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать государственное промышленное и исследовательское оборудование, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.).
Государство, как субъект экономических отношений, на основании своей власти связывает между собой интересы различных социальных групп и индивидов, побуждает их к действию для достижения общезначимых целей.
Образующие всякое общество индивиды разобщены по многим признакам: физическим, психологическим, культурным, социальным, профессиональным, национально-этническим, религиозным. Именно поэтому они преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостности, незави
симости, его культурно-исторической индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его защитником и гарантом. Экономические Выявление роли государства в экономи-функции ке связано с раскрытием его функций.
государства Функция государства — это совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, осуществляемых государством и его организациями.
В рыночной экономике основными функциями государства являются:
1. Правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за его соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.
2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной—экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.
Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер. Обострение социально-экономических проблем, наиболее рельефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 30-х гг. XX в., обусловило смену парадигмы государственного участия в экономике’.
Оно дополняется новой функцией — стабилизатора общественного воспроизводства. Потребность в ней обусловливается необходимостью компенсации «провалов» рынка. Ее реализация связывается с решением комплекса задач: стимулирования экономического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др. Появляются сравнительно новые сферы участия государства в экономике: регулирование социальных последствий циклических перепадов про
изводства; активные мероприятия, позволяющие сгладить диспропорции в развитии отдельных районов; внедрение государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций.
4. Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности — объектов государственной и муниципальной собственности, а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.).
Приоритетной становится задача социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, призванной обеспечить реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности.
6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 60-х гг. XX в. в качестве самостоятельной социальной функции государства. Ее ключевые сферы: социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.
Так, в экономике свободной конкуренции деятельность государства была преимущественно связана с осуществлением правовой, протекционистской, перераспределительной функций. Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкуренции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложнили государственное воздействие на экономику. Оно становится более разнообразным по инструментарию (вводятся ограничения свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач — «точечным» по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли).
В экономической теории принято различать нормативную и позитивную роль государства. Нормативная роль определяет то, что государство должно делать для того, чтобы сгладить несовершенство рынка, дополнить его «провалы», обеспечить рост национального благосостояния.
Позитивная роль • государства в экономике характеризует то, что государство делает фактически для повышения благосостояния общества. В идеале предполагаемая и фактическая роль государства должны совпадать. В реальности же между нормативной и позитивной ролями всегда наблюдается разрыв, иногда очень значительный. Причины тому многообразны: различия между интересами тех, кто управляет, и тех, кем управляют; ошибки и заблуждения со стороны политиков; недостаточное владение приемами и методами экономической политики; последствия прежних решений. Поэтому аналогично тому, как говорят о «провалах» рынка, следует принимать во внимание и «провалы» государства. В частности, к ним относятся: множественность центров выработки политических Решений, каждый из которых руководствуется своими представлениями об общественных интересах; корысть государственных чиновников, их коррумпированность; отсутствие четких критериев эффективной деятельности государства;
21 • Заказ 4098 321
высокая вероятность достижения результатов, отличных от поставленных.
Осмысление данных процессов привело к пониманию того, что рынок и государство являются различными степенями и типами несовершенства. Однако речь не должна идти об альтернативном выборе между рынком и государством. В странах со смешанной экономикой государство встроено в рыночный механизм, является его неотъемлемой частью и способ-» ствует его нормальному функционированию.
В этом своем качестве государство выступает как оптимизирующий фактор. Государственный Неотъемлемый компонент хозяйственной сектор экономики функции государства в рыночной экономике — управление «своей» собственностью на всех этапах ее формирования, функционирования, развития и отчуждения. Применяя разнообразные формы и методы, оно способствует повышению экономической и социальной эффективности хозяйственного использования этой собственности, развитию государственного сектора.
Для понимания роли государственной собственности в современной рыночной экономике необходимо, прежде всего, обозначить основные сферы ее хозяйственного использования.
Таковыми являются отрасли:
— определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;
— требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);
— с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом (фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология);
— обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.
Следует отметить, что речь идет не о монопольном положении государства в названных отраслях, поскольку и частный капитал может быть представлен предприятиями транспорта, связи, учреждениями образования, культуры и др.
Процесс формирования и расширения государственной собственности осуществляется тремя путями: 1) национализация частных предприятий; 2) государственное строительство, т.е. создание новых объектов за счет госбюджета; 3) осу-
ществление финансовых инвестиций (покупка государством акций частных корпоративных структур).
В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере входят: земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, предприятия электроэнергетики, газовой, угольной, сталелитейной промышленности, военные объекты, воздушный транспорт, почта, железные дороги, телекоммуникации и т.д. Составной частью государственного сектора являются учреждения и организации социальной сферы.
Величина государственного сектора в каждой из стран различна и определяется рядом взаимосвязанных факторов, в том числе: исторически сложившимися условиями и культурными традициями страны, качественным состоянием экономики на данном временном этапе ее функционирования, местом в мирохозяйственных связях, конкурентоспособностью национальной экономики.
Значение государственного сектора в экономике, как правило, оценивается по его доле в: численности занятых в экономике, валовых капиталовложениях в основные фонды, капитале отдельных отраслей. Влияние государственного сектора на развитие экономики определяется его вкладом в создание ВНП, размерами перераспределения и потребления ВНП.
Наибольшее распространение государственная собственность получила в Западной Европе, где в середине 80-х гг. XX в. государственный сектор обеспечивал до 1/2 валовых капиталовложений, потреблял около 1/4 конечного общественного продукта, финансировал примерно 1/2 общенациональных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Следует обратить внимание на существенные различия между государственным и частным секторами экономики. В первом случае экономическая деятельность носит обязательный характер, во втором — добровольный.
Кроме того, для государственных предприятий в ряде случаев характерны низкая экономическая эффективность, слабость внутренних импульсов к инновациям, бюрократизация управленческой деятельности.
Данное обстоятельство объясняет появление новых тенденций в развитии государственной собственности на рубеже XX-XXI вв.
Одна из тенденций — снижение доли государственной собственности, которое осуществляется в процессе приватизации по определенным программам, разрабатываемым и реализуемым органами государственной власти и управления.
Другой тенденцией развития государственной собственности является относительное увеличение доли государствен ной собственности, функционирующей на коммерческих началах. Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования. Коммерциализация существенной части государственных предприятий обусловила качественные изменения в механизме управления ими. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности (максимизация прибыли и стоимости активов, выживаемость и др.).
Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот, частного капитала в государственный сектор. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.
Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в формах:
— интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы (предприятия). Таким образом, создаются предприятия со смешанной формой собственности;
— рыночного предложения и использования государственного капитала посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов, путем передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.
Появление и развитие феномена государственного предпринимательства позволило уточнить и представление о роли
государства в современной экономике. Она не может быть сведена только к компенсации «провалов» рынка. Важным оказывается и содействие развитию рыночного механизма (поскольку конкуренция проникает и в государственный сектор), его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит, повышение эффективности использования экономических ресурсов общества.
Источник: economy-ru.com