Валдуева, Е. С. Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях / Е. С. Валдуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85951/ (дата обращения: 22.05.2023).
Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры.
Актуальность темы научной статьи обуславливается тем фактом, что культура определяет национальное самосознание, уровень развития общества внутри государства и позиции государства на международной арене, его место в глобальном мировом культурном пространстве. Данный факт определяет значение, которое придает государство культурной политике, в качестве части государственной политики.
Так, развитие сферы культуры в России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности государства на федеральном, областном и на муниципальном уровне управления. Повышенное внимание к данной сфере вызвано пониманием важности создания единого культурного пространства в качестве гаранта успешности развития области во всех сферах, в том числе и в экономическом развитии.
Цель научной статьи заключается в исследовании и определении организационно-правовых, финансовых и социально-экономических основ культурной политики государства, в том числе и на уровне муниципальных образований.
Ключевые слова: сфера культуры, государственная культурная политика, развитие культуры, культурное развитие общества, муниципальные образования.
– поддержка и реализации программ культуры посредством распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных;
– инициирование и разработка социально-культурных программ с учетом обозначенных приоритетов;
– выявление приоритетных направлений развития культуры с учетом должного состояния культурной жизни и реального ее состояния [5, c. 362].
Одним из основополагающих законодательных документов в исследуемой области является, принятый в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На сегодняшний день действует редакция закона от 30 апреля 2021 года.
Еще одним важным документом в данной области является Указ Президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Данные законодательные акты определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, а также ключевые принципы развития сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации. Так, в соответствии с указанными документами государственная политика в сфере культуры призывает обеспечивать приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности государства. Кроме того, они устанавливают, что развитие сферы культуры направлено на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.
На законодательном уровне закреплена необходимость осуществления комплекса мероприятий, которые направлены на формирование условий по доступности пользования учреждениями культуры населением, на модернизацию учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, разработку нормативно-правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы [1, c. 219].
Необходимо также отметить, что на законодателем закреплены механизмы формирования условий для эффективной деятельности бюджетных организаций путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям. Такими мерами, в частности, являются совершенствование стратегического планирования, преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы, разработка механизмов государственно-частного партнерства, а также развитие системы саморегулирования и меценатства [4, c. 12].
Основой стратегии государства в сфере культуры является идея объединения усилий всего общества для формирования единого культурного пространства и коллективной идентичности россиян, которая, в свою очередь, основывается на комплексном подходе к культуре и предполагает значительное расширение области культурной политики. Такой подход направлен на формирование интегративной стратегии согласования культурной политики государства с его политикой в иных областях и на преодоление ведомственных преград, на укрепление при регуляции социокультурной жизни взаимодействия всех субъектов культурной политики.
Важно обозначить, что помимо всего обозначенного, государственная культурная политика выступает инструментов осуществления согласования интересов творческой личности, публики, общества и государства. Основой такого согласования выступают законодательные акты в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленных государством целей в вопросе развития культуры на муниципальном уровне разрабатываются и внедряются соответствующие программы развития культуры. Например, планируемыми результатами реализации таких программ могут являться укрепление единого культурного пространства муниципального образования, утверждение приоритетной роли государственной культурной политики и формирование у граждан образования общественного сознания, поведенческих норм, формирование гражданского патриотизма и межнационального согласия. Кроме того, такие программы направлены на повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств, создание равного уровня доступности для населения культурных благ вне зависимости от размера дохода и социального статуса граждан, формирование на территории муниципального образования культурной среды, отвечающей потребностям личности и общества граждан, а также обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям путем формирования публичных электронных библиотек и музейных архивов.
Культурная деятельность органов власти на территории муниципальных образований предполагает собой деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ [2, c. 43].
На территории каждого муниципального образования функционируют учреждения культуры в виде, например, домов или дворцов культуры, музеев, библиотек, театров и так далее. Финансирование учреждений культуры осуществляется за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности и других разрешенных законодателем доходов и поступлений.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации функционируют не только государственные, но и частные учреждения культуры. Условия их созданий, деятельности и реорганизации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях». Кроме того, данным Законом предусмотрены льготы для организаций, которые действуют в сфере культуры.
Основой развития культуры выступает программно-целевой метод финансирования, который ориентирован на комплексное сохранение российской культурной самобытности [1, c. 226]
Деятельность сферы культуры на территории муниципальных образований подчиняется созданию условий с целью реализации государственной культурной политики на территории соответствующего муниципального образования. Приоритетным направлением во всех случаях является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала региона и обретение статуса одного из национальных культурных центров государства [3, c. 656].
Культурные программы на территории муниципальных образований разрабатываются соответствующими органами и утверждаются на период, как правило, пять лет. В таких программах обозначается комплекс задач, предназначенных для реализации, для достижения целей культурного развития населения. Для каждой задачи в программе определяются мероприятий для их реализации. Кроме того, в рамках программ развития культуры муниципального образования могут быть разработаны подпрограммы, со своими целями, задачами и мероприятиями, соответственно.
Для определения эффективности реализации программы развития культуры на территории того или иного муниципального образования в программе определяются ожидаемые результаты и показатели, свидетельствующие о таковой [1, c. 206].
Так, можно подытожить, что организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы политики государства в сфере развития культуры, в том числе и на территории муниципальных образований, нашли свое отражение в таких законодательных актах, как Федеральный закон Российской Федерации «Основы государственной культурной политики», Федеральный закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также в иных законодательных актах и правовых актах субъектов Российской Федерации и актах местного значения.
Основа развития культуры — это программно-целевой метод финансирования, которые ориентируется на комплексное сохранение российской культурной самобытности.
В рамках развития положений Федеральной программы сохранения и развития культуры в субъектах Российской Федерации принимаются в значительном количестве территориальные программы развития различных сфер культурной деятельности, а также концепции развития определенных областей культуры. Например, такими являются программы сохранения и развития культуры и искусства; укрепления материально-технической базы учреждений культуры; развития информационной сети образовательно-культурной сферы и информационного обеспечения; развития кинематографии и другие.
Деятельность сферы культуры муниципальных образований подчиняется созданию условий для реализации государственной культурной политики на территории субъекта Федерации. Важным направлением в данном вопросе является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала муниципального образования и обретение статуса национального культурного центра государства.
- Бирюкова, Т. С. Управление сферой культуры в регионе / Т. С. Бирюкова, И. А. Кох // Вопросы управления. — 2020. — № 2 (63). — С. 214–228.
- Виговская, А. С. Основные задачи и функции деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры на примере муниципального образования города-курорта Анапа / А. С. Виговская, Е. А. Некрасова // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект. — 2019. — С. 42–44.
- Максимова, М. А. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, образования, физического развития и спорта / М. А. Максимова, Н. В. Павлов // Синергия Наук. — 2020. — № 43. — С. 654–660.
- Султанова, В. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры / В. В. Султанова // Юридический факт. — 2019. — № 61. — С. 11–13.
- Хайруллин, Р. А. К вопросу полномочий органов местного самоуправления в сфере национальной культуры / Р. А. Хайруллин // Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия. — 2020. — С. 361–364.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная культурная политика, Российская Федерация, муниципальное образование, развитие культуры, сфера культуры, государственная политика, единое культурное пространство, культурная политика, территория, комплексное сохранение.
Источник: moluch.ru
Инновационные методы управления в социально-культурной сфере. Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью
В современных условиях социально-культурные учреждения подвергаются значительным изменениям и нововведениям, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив.
Динамичность социальных и культурных процессов делает необходимым быстрое реагирование социально-культурных институтов на ситуации, в которых возникает потребность формирования тех или иных социально-культурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социально-культурные технологии, что требует инновационных методов управления.
Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.
В числе инновационных методов управления, которые используются в управленческой деятельности учреждений социально-культурной сферы, выделяются методы прогнозирования, социального моделирования и проектирования.
Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и стихийно протекающие процессы. Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную. В известном смысле прогноз можно рассматривать как модель будущего.
В этом плане задачи культурной политики региона успешно решаются и внедряются в реальность в рамках целевых программ, которые направлены на финансовую поддержку, совершенствование материально-технической базы, внедрение инновационных форм деятельности для более эффективной деятельности всех учреждений социально-культурной сферы.
Метод проектирования направлен на разработку проектов формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проектов досуговых программ и фестивалей детского творчества, развитие традиционной народной культуры и любительского самодеятельного творчества. Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.
Большое значение в повышении эффективности управления имеют методы самоуправления, самоорганизации населения. Развитие самоуправленческих сил общества, его организаций – одна из функций менеджмента. Инновационные социальные технологии менеджмента позволяют решать вопросы повышения эффективности управления через заинтересованность и творческую самодеятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками корпоративных отношений.
Для совершенствования использования в учреждениях социально-культурной сферы инновационных методов управления, которые будут способствовать эффективной деятельности, необходимо:
– совершенствовать систему управления учреждением культуры;
– осваивать инструменты управления нововведениями, поддерживать коммуникации и создание партнерства в сфере нововведений;
– изменять подходы к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей;
– улучшать организацию и обеспечение реализации основных направлений единой государственной политики в области культуры и искусства;
– создавать условия для удовлетворения культурных, познавательных потребностей, обеспечения образовательного процесса в области культуры и искусства, информационного обслуживания различных категорий населения;
– проводить в жизнь новые наиболее прогрессивные формы культурной деятельности, организации и развития художественных ремесел, самобытного фольклора, народных традиций и праздников, бытующих в регионе;
– разрабатывать и внедрять новые организационно-методические формы социально-культурной деятельности, проводить необходимую работу по планированию и созданию условий для удовлетворения интересов и потребностей различных категорий населения;
– развивать и поддерживать самоуправление как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность через заинтересованность и творческую самодеятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками социально-культурных отношений.
Таким образом, в рыночных условиях учреждения социально-культурной сферы смогут эффективней функционировать, если будут более активно использовать инновационные методы в управленческой деятельности, совершенствовать свою систему управления.
Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью.
При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора:
— реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии соответствия их глубины социально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой независимости личности;
— соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокультурное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культуры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспеченность и т.д.);
— осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы — модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преобразования.
Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности — физические лица и организации, которые обладают собственными, а не предписанными сверху целями деятельности, которые самостоятельно определяют средства и методы, регламентируют условия по ее достижению.
Таким образом, управление социокультурной сферой представляет собой деятельность одних людей по управлению деятельностью других людей
Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их готовностью к активной деятельности.
Договорной принцип дает возможность определить права и обязанности, условия деятельности каждого субъекта в составе Центра. Он позволяет обеспечить гибкость и мобильность структуры Центра, которую можно быстро трансформировать в соответствии с меняющимися условиями, и, в то же время, взаимная корректировка прав и обязанностей при перезаключении договоров создает благоприятные условия в работе каждого подразделения, реализации его интересов в контексте с общими целями Центра.
Содержание, интенсивность и характер социокультурных процессов в каждом отдельно взятом регионе предопределяют такую модель и формы управления, которые соответствуют реально существующей в данный момент ситуации, но в то же время формируют управленческую ситуацию, «провоцирующую» развитие социокультурных процессов более высокого уровня.
Источник: studopedia.org