Бизнес как субъект государственной образовательно культурной политики мотивы вовлечения

Валдуева, Е. С. Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере развития культуры в муниципальных образованиях / Е. С. Валдуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85951/ (дата обращения: 22.05.2023).

Государственная политика в области культурного развития населения представляет собой совокупность принципов и норм, которые регламентируют деятельность государства по направлению сохранения, развития и распространения культуры.

Актуальность темы научной статьи обуславливается тем фактом, что культура определяет национальное самосознание, уровень развития общества внутри государства и позиции государства на международной арене, его место в глобальном мировом культурном пространстве. Данный факт определяет значение, которое придает государство культурной политике, в качестве части государственной политики.

Так, развитие сферы культуры в России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности государства на федеральном, областном и на муниципальном уровне управления. Повышенное внимание к данной сфере вызвано пониманием важности создания единого культурного пространства в качестве гаранта успешности развития области во всех сферах, в том числе и в экономическом развитии.

Цель научной статьи заключается в исследовании и определении организационно-правовых, финансовых и социально-экономических основ культурной политики государства, в том числе и на уровне муниципальных образований.

Ключевые слова: сфера культуры, государственная культурная политика, развитие культуры, культурное развитие общества, муниципальные образования.

– поддержка и реализации программ культуры посредством распределения различного рода ресурсов: материальных, финансовых, трудовых и информационных;

– инициирование и разработка социально-культурных программ с учетом обозначенных приоритетов;

– выявление приоритетных направлений развития культуры с учетом должного состояния культурной жизни и реального ее состояния [5, c. 362].

Одним из основополагающих законодательных документов в исследуемой области является, принятый в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На сегодняшний день действует редакция закона от 30 апреля 2021 года.

Еще одним важным документом в данной области является Указ Президента Российской Федерации № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Данные законодательные акты определяют цели и стратегические задачи государственной культурной политики, а также ключевые принципы развития сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации. Так, в соответствии с указанными документами государственная политика в сфере культуры призывает обеспечивать приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности государства. Кроме того, они устанавливают, что развитие сферы культуры направлено на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства.

На законодательном уровне закреплена необходимость осуществления комплекса мероприятий, которые направлены на формирование условий по доступности пользования учреждениями культуры населением, на модернизацию учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, разработку нормативно-правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы [1, c. 219].

Необходимо также отметить, что на законодателем закреплены механизмы формирования условий для эффективной деятельности бюджетных организаций путем осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение адаптации учреждений культуры к рыночным условиям. Такими мерами, в частности, являются совершенствование стратегического планирования, преобразование учреждений культуры в новые организационно-правовые формы, разработка механизмов государственно-частного партнерства, а также развитие системы саморегулирования и меценатства [4, c. 12].

Основой стратегии государства в сфере культуры является идея объединения усилий всего общества для формирования единого культурного пространства и коллективной идентичности россиян, которая, в свою очередь, основывается на комплексном подходе к культуре и предполагает значительное расширение области культурной политики. Такой подход направлен на формирование интегративной стратегии согласования культурной политики государства с его политикой в иных областях и на преодоление ведомственных преград, на укрепление при регуляции социокультурной жизни взаимодействия всех субъектов культурной политики.

Читайте также:  Что такое опыт управления бизнесом

Важно обозначить, что помимо всего обозначенного, государственная культурная политика выступает инструментов осуществления согласования интересов творческой личности, публики, общества и государства. Основой такого согласования выступают законодательные акты в сфере культуры и искусства.

Для достижения поставленных государством целей в вопросе развития культуры на муниципальном уровне разрабатываются и внедряются соответствующие программы развития культуры. Например, планируемыми результатами реализации таких программ могут являться укрепление единого культурного пространства муниципального образования, утверждение приоритетной роли государственной культурной политики и формирование у граждан образования общественного сознания, поведенческих норм, формирование гражданского патриотизма и межнационального согласия. Кроме того, такие программы направлены на повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств, создание равного уровня доступности для населения культурных благ вне зависимости от размера дохода и социального статуса граждан, формирование на территории муниципального образования культурной среды, отвечающей потребностям личности и общества граждан, а также обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям путем формирования публичных электронных библиотек и музейных архивов.

Культурная деятельность органов власти на территории муниципальных образований предполагает собой деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ [2, c. 43].

На территории каждого муниципального образования функционируют учреждения культуры в виде, например, домов или дворцов культуры, музеев, библиотек, театров и так далее. Финансирование учреждений культуры осуществляется за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности и других разрешенных законодателем доходов и поступлений.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в Российской Федерации функционируют не только государственные, но и частные учреждения культуры. Условия их созданий, деятельности и реорганизации предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях». Кроме того, данным Законом предусмотрены льготы для организаций, которые действуют в сфере культуры.

Основой развития культуры выступает программно-целевой метод финансирования, который ориентирован на комплексное сохранение российской культурной самобытности [1, c. 226]

Деятельность сферы культуры на территории муниципальных образований подчиняется созданию условий с целью реализации государственной культурной политики на территории соответствующего муниципального образования. Приоритетным направлением во всех случаях является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала региона и обретение статуса одного из национальных культурных центров государства [3, c. 656].

Культурные программы на территории муниципальных образований разрабатываются соответствующими органами и утверждаются на период, как правило, пять лет. В таких программах обозначается комплекс задач, предназначенных для реализации, для достижения целей культурного развития населения. Для каждой задачи в программе определяются мероприятий для их реализации. Кроме того, в рамках программ развития культуры муниципального образования могут быть разработаны подпрограммы, со своими целями, задачами и мероприятиями, соответственно.

Для определения эффективности реализации программы развития культуры на территории того или иного муниципального образования в программе определяются ожидаемые результаты и показатели, свидетельствующие о таковой [1, c. 206].

Так, можно подытожить, что организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы политики государства в сфере развития культуры, в том числе и на территории муниципальных образований, нашли свое отражение в таких законодательных актах, как Федеральный закон Российской Федерации «Основы государственной культурной политики», Федеральный закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также в иных законодательных актах и правовых актах субъектов Российской Федерации и актах местного значения.

Основа развития культуры — это программно-целевой метод финансирования, которые ориентируется на комплексное сохранение российской культурной самобытности.

В рамках развития положений Федеральной программы сохранения и развития культуры в субъектах Российской Федерации принимаются в значительном количестве территориальные программы развития различных сфер культурной деятельности, а также концепции развития определенных областей культуры. Например, такими являются программы сохранения и развития культуры и искусства; укрепления материально-технической базы учреждений культуры; развития информационной сети образовательно-культурной сферы и информационного обеспечения; развития кинематографии и другие.

Читайте также:  Что такое бизнес инглиш

Деятельность сферы культуры муниципальных образований подчиняется созданию условий для реализации государственной культурной политики на территории субъекта Федерации. Важным направлением в данном вопросе является внедрение комплекса мер, которые направлены на реализацию историко-культурного потенциала муниципального образования и обретение статуса национального культурного центра государства.

  1. Бирюкова, Т. С. Управление сферой культуры в регионе / Т. С. Бирюкова, И. А. Кох // Вопросы управления. — 2020. — № 2 (63). — С. 214–228.
  2. Виговская, А. С. Основные задачи и функции деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры на примере муниципального образования города-курорта Анапа / А. С. Виговская, Е. А. Некрасова // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект. — 2019. — С. 42–44.
  3. Максимова, М. А. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, образования, физического развития и спорта / М. А. Максимова, Н. В. Павлов // Синергия Наук. — 2020. — № 43. — С. 654–660.
  4. Султанова, В. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры / В. В. Султанова // Юридический факт. — 2019. — № 61. — С. 11–13.
  5. Хайруллин, Р. А. К вопросу полномочий органов местного самоуправления в сфере национальной культуры / Р. А. Хайруллин // Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия. — 2020. — С. 361–364.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная культурная политика, Российская Федерация, муниципальное образование, развитие культуры, сфера культуры, государственная политика, единое культурное пространство, культурная политика, территория, комплексное сохранение.

Источник: moluch.ru

Инновационные методы управления в социально-культурной сфере. Принципы формирования инновационных моделей управления социокультурной деятельностью

В современных условиях социально-культурные учреждения подвергаются значительным изменениям и нововведениям, становясь центрами формирования общественных культурных инициатив.

Динамичность социальных и культурных процессов делает необходимым быстрое реагирование социально-культурных институтов на ситуации, в которых возникает потребность формирования тех или иных социально-культурных программ и проектов, способных быстро реализовать сложные социально-культурные технологии, что требует инновационных методов управления.

Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает здесь как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

В числе инновационных методов управления, которые используются в управленческой деятельности учреждений социально-культурной сферы, выделяются методы прогнозирования, социального моделирования и проектирования.

Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и стихийно протекающие процессы. Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную. В известном смысле прогноз можно рассматривать как модель будущего.

В этом плане задачи культурной политики региона успешно решаются и внедряются в реальность в рамках целевых программ, которые направлены на финансовую поддержку, совершенствование материально-технической базы, внедрение инновационных форм деятельности для более эффективной деятельности всех учреждений социально-культурной сферы.

Метод проектирования направлен на разработку проектов формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проектов досуговых программ и фестивалей детского творчества, развитие традиционной народной культуры и любительского самодеятельного творчества. Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения.

Большое значение в повышении эффективности управления имеют методы самоуправления, самоорганизации населения. Развитие самоуправленческих сил общества, его организаций – одна из функций менеджмента. Инновационные социальные технологии менеджмента позволяют решать вопросы повышения эффективности управления через заинтересованность и творческую самодеятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками корпоративных отношений.

Читайте также:  Ценовая бизнес модель это

Для совершенствования использования в учреждениях социально-культурной сферы инновационных методов управления, которые будут способствовать эффективной деятельности, необходимо:

– совершенствовать систему управления учреждением культуры;

– осваивать инструменты управления нововведениями, поддерживать коммуникации и создание партнерства в сфере нововведений;

– изменять подходы к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей;

– улучшать организацию и обеспечение реализации основных направлений единой государственной политики в области культуры и искусства;

– создавать условия для удовлетворения культурных, познавательных потребностей, обеспечения образовательного процесса в области культуры и искусства, информационного обслуживания различных категорий населения;

– проводить в жизнь новые наиболее прогрессивные формы культурной деятельности, организации и развития художественных ремесел, самобытного фольклора, народных традиций и праздников, бытующих в регионе;

– разрабатывать и внедрять новые организационно-методические формы социально-культурной деятельности, проводить необходимую работу по планированию и созданию условий для удовлетворения интересов и потребностей различных категорий населения;

– развивать и поддерживать самоуправление как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность через заинтересованность и творческую самодеятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками социально-культурных отношений.

Таким образом, в рыночных условиях учреждения социально-культурной сферы смогут эффективней функционировать, если будут более активно использовать инновационные методы в управленческой деятельности, совершенствовать свою систему управления.

Принципы формирования инноваци­онных моделей управления социокуль­турной деятельностью.

При формировании современной модели управления следует учитывать как минимум три важнейших фактора:
— реорганизация системы управления социокультурной деятельностью и разработка инновационной модели управления будет эффективной при условии соответствия их глубины со­циально-экономическим реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности всех субъектов деятельности, демократическим свободам, творческой незави­симости личности;
— соответствие модели управления реальным условиям и сложившейся ситуации в социокультурной сфере (социокуль­турное своеобразие региона, уровень развитости культурного потенциала населения, уровень готовности субъектов культу­ры реализации новаций, ресурсный потенциал, кадровая обеспе­ченность и т.д.);
— осознание работниками социокультурной сферы всех уровней объективного сформировавшейся парадигмы — модель управления социокультурной деятельностью разрабатывается не верхними звеньями управления, а нижними с участием тех субъектов, чьи интересы затрагивают управленческие преоб­разования.

Важнейшим звеном инновационной (оптимальной) модели управления являются субъекты культурной деятельности. В отличие от участников культурной деятельности субъекты культурной деятельности — физические лица и организации, которые обладают собственными, а не предписанными сверху целями деятельности, которые самостоятельно определяют средства и методы, регламентируют условия по ее достиже­нию.

Таким образом, управление социокультурной сферой пред­ставляет собой деятельность одних людей по управлению дея­тельностью других людей

Важнейшим принципом управленческой модели является реалистичность выдвигаемых целей. Само существование и развитие управленческой модели, ее характер и эффективность взаимосвязаны с числом субъектов, их инициативностью, их го­товностью к активной деятельности.

Договорной принцип дает возможность определить права и обязанности, условия деятельности каждого субъекта в составе Центра. Он позволяет обеспечить гибкость и мобильность структуры Центра, которую можно быстро трансформировать в соответствии с меняющимися условиями, и, в то же время, вза­имная корректировка прав и обязанностей при перезаключении договоров создает благоприятные условия в работе каждого подразделения, реализации его интересов в контексте с общими целями Центра.

Содержание, интенсивность и характер социокультурных процессов в каж­дом отдельно взятом регионе предопределяют такую модель и формы управления, которые соответствуют реально сущест­вующей в данный момент ситуации, но в то же время форми­руют управленческую ситуацию, «провоцирующую» развитие социокультурных процессов более высокого уровня.

Источник: studopedia.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин