Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Т.е. это коммерческая организация, (т.к. нацеленная на получение прибыли).
Как коммерческая организация предприятие должно соблюдать следующие принципы: -экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах); -финансовая устойчивость (способность предприятия в любой момент производить необходимые платежи); — получение прибыли (производство и реализация продукции должны обеспечить прибыль и рентабельность).
В основе работы любого предприятия лежит предпринимательская деятельность, или инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение прибыли Предпринимательской деятельностью в РФ могут заниматься граждане и юридические лица после их государственной регистрации. Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Предприятие как субъект рыночной экономики
Предприятие в качестве юр.лица удовлетворяет признакам: наличие обособленного имущества, данным имущество п/п обязано отвечать по своим долгам, оно может заключать различные сделки от своего имени, обладает организационным единствои(т.е имеет орг.стр-ру и орг.форму установленную в документации п/п)
Типы предприятий.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по различным признакам.
I. Предприятия по виду и характеру хозяйственной деятельности классифицируются следующим образом:
1.По отраслевой принадлежности: промышленные, строительные, сельскохозяйственные, транспортные, торгово-посреднические, финансовые; научно-производственные, др.
2.По виду производимой продукции: — предприятия по производству товаров; предприятия по оказанию услуг.
II. По размерам предприятия подразделяются:
1. малые — до 50 занятых; средние — от 50 до 500 (иногда — до 300);
2. крупные — свыше 500; особо крупные — свыше 1000 занятых.
III. По формам собственности: частные, государственные, муниципальные, предприятия в собст-ти общ-нных орг-ций.
IV. По принадлежности капитала: национальные, иностранные, совместные.
Понятие и признаки юридического лица.
Ст. 48 ГК РФ: юридическое лицо– организация, обладающая обособленным имуществом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления; выступающая в гражданском обороте от собственного имени и несущая самостоятельную имущественную ответственность.
Лекция «Предприятия в условиях рыночной экономики»
Признаки ЮЛ (в теории, на практике – до 12 признаков):
1. Организационное единство: юридическое лицо представляет собой организацию или объединение двух и более лиц. Организационное единство находит своё внешнее выражение в учредительных документах юридического лица. Предполагает наличие органов управления, контроля.
2. Признак имущественной обособленности (один из создателей – профессор Венедиктов: право оперативного управления à право хозяйственного управления). Гражданский оборот предполагает участие в нём организаций-собственников, однако для отдельных видов организаций допускается возможность участия при обладании ими имуществом на основании ограниченного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления – гл.
19 ГК). Имуществом на праве оперативного управления обладают учреждения (возможности распоряжения очень ограничены), а также казённые предприятия. На праве хозяйственного ведения имуществом обладают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Внешний признак имущественного обособления: баланс или смета (для учреждений).
3. Выступление в гражданском обороте от собственного имени: возникновение, изменение, прекращение гражданских прав, административная и судебная защита нарушенных прав. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте под собственным наименованием, которое включает название организационно-правовой формы и собственно название.
Также возможно указание деятельности (ex: страховая компания), местонахождения, фирменного наименования (ч. IV ГК), товарного знака или знака обслуживания (ст.ст. 1477-1515 ГК), коммерческого обозначения (ст.ст. 1538-1541 ГК), места происхождения товара (ex: «Башкирский мёд»). Выступление ЮЛ в гражданском обороте, суде, арбитражном суде, других органах, возможно посредством действий его органов (как правило, единоличных).
4. Признак самостоятельной имущественной ответственности ЮЛ: возможность обращения взыскания на имущество ЮЛ по долгам и иным обязательствам (без привлечения к ответственности имущества учредителей, государства и т.д.).
ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ. У юридических лиц должен быть только одинучредительный документ– устав. Наличие учредительного договора в качестве учредительного документа не вызывается практической необходимостью (кроме хозяйственных товариществ, в которых учредительный договор имеет силу устава). Вместе с тем, уставы должны быть у всех без исключения юридических лиц.
Интеграция предприятий
На современном этапе развития рыночных отношений в экономике нашей страны происходит структурная перестройка промышленного производства. Цель ее — создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия.
Этот процесс объединения усилий предприятий принимает форму кооперации или концентрации. Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.
Интеграция предприятий на основе концентрации проводится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Интеграция предприятий реализуется в форме создания объединений.
Объединения — единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных специализированных хозяйствующих субъектов (предприятий, научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, пусконаладочных, шефмонтажных и других структурных единиц), основанный на технологической общности процессов производства, однородности выпускаемой продукции, территориальной близости объединяемых субъектов хозяйствования, развитии специализации, кооперации, комбинирования производства и централизации управления.
Мотивами объединения могут быть: диверсификация производства; приобретение производственной базы или источников сырья; сокращение капитальных затрат и риска при создании новых производственных мощностей; проникновение на новый рынок сбыта продукции; освоение новых видов деятельности; расширение действующего производства; приобретение новых каналов реализации товаров или оказания услуг; повышение эффективности маркетинга; стремление избежать сезонной или циклической нестабильности производства; комплексное использование сырья, материалов, отходов производства; реализация сложных инвестиционных и инновационных проектов; снижение с помощью партнеров издержек производства и т.п. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм — картелей, синдикатов, пулов, холдингов, трестов, концернов, консорциумов, финансово-промышленных групп и др.
Оценка ОФ
Оценка основных фондов – это оценка стоимости активов (имущества, строений, основных средств), также именуемая, как «официальная оценка», поскольку наибольшая потребность испытывается в ней при налогообложении, приватизации, аренде и выкупе имущественных ценностей, их учёте, а также при формировании цены для продажи.
Практика ведения оценочной деятельности доказывает, что учёт, оценка основных фондов — это наиболее эффективный инструмент управления предприятием и его имуществом. Определение текущей рыночной стоимости активов организации способствует оптимизации политики управления активами, обеспечивает устойчивость текущей производственной деятельности, повышает инвестиционную привлекательность компании, а также предоставляет лучшие возможности для грамотного управления производственными и финансовыми рисками. В конечном счёте, оценка основных фондов — это лучший показатель конкурентоспособности компании на её рынке.
Таким образом, оценка основных фондов предприятия оказывает непосредственное влияние на её финансовые показатели и рыночную устойчивость. Вследствие этого, чем правильнее и достовернее будет проведена оценка, тем больше шансов на принятие верных решений при стратегическом планировании.
Компания «Активные Бизнес Консультации» готова осуществить качественную оценку основных фондов, как при возникновении на то действительной причины, так и при необходимости подготовки информации для принятия точных и веских стратегических решений. Предоставление Вам точной и актуальной, достоверной информации – это основная цель деятельности нашей организации.
Оценка основных фондов учитывает только те фонды, которые имеют срок службы более одного года и обладают стоимостью выше 100 МРОТ.
Существуют следующие виды оценок основных фондов:
1. Полная первоначальная (инвентарная) – это стоимость ввода объектов основных фондов в производственную деятельность, которая выражает в денежном эквиваленте все расходы на приобретение, доставку и установку оборудования или процессов на строительство здания. Оценка основных фондов – первоначальная стоимость с вычетом износа чисти стоимости основного фонда, которые не переносятся на изготавливаемую продукцию (неамортизированная стоимость). Она определяется как разность между полной первоначальной инвентарной стоимостью и суммой амортизации на конкретную дату;
2. Полная восстановительная оценка основных фондов на определённую дату позволяет определить расходы на замену основных средств. Определяется данный показатель с помощью индекса новых рыночных цен и данных о стоимости аналогичной продукции, по которым уже определяется восстановительная стоимость укрупнённых коэффициентов изменения цен. Данная стоимость показывает расходы на создание или приобретение ранее приобретённых или уже созданных основных фондов.
3. Оценка основных фондов по остаточной стоимости за вычетом износа, исчисляемого по существующим нормам амортизационных отчислений и поправочных коэффициентов, оценочной стоимости дефектов, возникших при долгосрочной эксплуатации объектов основных фондов, что привело к утере главных его качеств.
Также он может определяться исходя из износа, определяемого экспертными специалистами в данной области;
4. Оценка основных фондов относительно рыночной стоимости – это определение цены, которую будет готов заплатить покупатель, приобретающий основные фонды компании в соответствии с ранее оговорённым договором купли-продажи. Рыночная оценка основных фондов складывается из их доходности, текущего уровня инфляции и других рыночных факторов;
5. Ликвидационная оценка основных фондов осуществляется, как правило, ликвидационной комиссией компании, подлежащей ликвидации после банкротства по решению учредителей или участников, а так же по основаниям, определённым законодательством Российской Федерации;
6. Балансовая оценка основных фондов организации отражается в балансе организации. Она представляет собой смешанную оценку основных фондов, поскольку часть инвентарных объектов числится на балансе по восстановительной стоимости, а основные фонды, которые были введены позже, учитываются по своей полной первоначальной стоимости. Балансовая оценка бывает полная или остаточная (за вычетом износа). Последняя в совокупности с другим имуществом компании облагается налогам на имущество.
Учёт и оценка основных фондов осуществляется в натуральном и стоимостном (денежном) эквиваленте.
Учёт основных фондов в натуральном выражении полезен для определения технического состава баланса оборудования и для изучения уровня его износа, необходимых сроков обновления, а также расчёта производственной мощности компании. Учёт и оценка основных фондов в натуральном эквиваленте основывается на паспортных данных оборудования и рабочих местах предприятия.
Денежная оценка основных фондов предприятия необходима для того, чтобы определить их общей величины от всей структуры, определения амортизационных отчислений, а также для оценки экономической эффективности использования основных фондов.
Предприятие как субъект рыночной экономики. Признаки юридические лица.
Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Т.е. это коммерческая организация, (т.к. нацеленная на получение прибыли).
Как коммерческая организация предприятие должно соблюдать следующие принципы: -экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах); -финансовая устойчивость (способность предприятия в любой момент производить необходимые платежи); — получение прибыли (производство и реализация продукции должны обеспечить прибыль и рентабельность).
В основе работы любого предприятия лежит предпринимательская деятельность, или инициативная самостоятельная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и получение прибыли Предпринимательской деятельностью в РФ могут заниматься граждане и юридические лица после их государственной регистрации. Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.
Предприятие в качестве юр.лица удовлетворяет признакам: наличие обособленного имущества, данным имущество п/п обязано отвечать по своим долгам, оно может заключать различные сделки от своего имени, обладает организационным единствои(т.е имеет орг.стр-ру и орг.форму установленную в документации п/п)
Типы предприятий.
Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по различным признакам.
I. Предприятия по виду и характеру хозяйственной деятельности классифицируются следующим образом:
1.По отраслевой принадлежности: промышленные, строительные, сельскохозяйственные, транспортные, торгово-посреднические, финансовые; научно-производственные, др.
2.По виду производимой продукции: — предприятия по производству товаров; предприятия по оказанию услуг.
II. По размерам предприятия подразделяются:
1. малые — до 50 занятых; средние — от 50 до 500 (иногда — до 300);
2. крупные — свыше 500; особо крупные — свыше 1000 занятых.
III. По формам собственности: частные, государственные, муниципальные, предприятия в собст-ти общ-нных орг-ций.
IV. По принадлежности капитала: национальные, иностранные, совместные.
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2023 год. Все права принадлежат их авторам! (0.021 с.) Главная | Обратная связь
Источник: lektsia.com
Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Текст научной работы на тему «Предпринимательство как субъект рыночного хозяйства, его государственное регулирование в условиях рынка»
наши малые войска
предпринимательство как субъект
рыночного хозяйства, его государственное
регулирование в условиях рынка
_Становление рыночной экономики в современной России
_тесно связано с развитием предпринимательства, которое
_|базируется на деятельности экономически и социально свободного
_индивида, позволяя емуреализовывать свои возможности
_и удовлетворять потребности, принося пользу обществу.
_Предпринимательство вытесняет монополизм, приводит
к появлению конкуренции производителей и тем самым объективно способствует развитию науки, техники, технологии и организации производства, приводит к снижению издержек производства
_и повышению качества продукции. Оно связано с созданием новых
_рабочих мест и повышением уровня занятости населения.
канд. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии
а ля развития малого предпринимательства в России особое значение имеет реализация Федерального закона «О рственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В нем определяются общие положения о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в РФ, установлены формы и методы стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Государственное регулирование предполагает выработку определенной экономической политики в области предпринимательства в масштабе страны и отдельных регионов, маневрирование материальными и финансовыми ресурсами, осуществление налоговой и таможенной политики, функционирование организационного механизма развития предпринимательства. Механизм регулирования предпринимательства представляет собой совокупность форм, методов и средств, с помощью которых государственные органы управления оказывают воздействие на пред-
принимательскую внешнюю среду с целью получения желаемых результатов. По видам воздействия можно выделить следующие основные методы регулирования предпринимательства: экономические, управленческие, организационные и социально-психологические.
Экономические методы регулирования заключаются в создании благоприятных экономических условий для приоритетных направлений развития предпринимательства (снижение налогов, возможности получения льготных кредитов).
Управленческие методы предполагают создание организационных структур для координации и регулирования процессов функционирования и развития предпринимательской деятельности и выработку ими управленческих решений, способствующих интенсивному развитию предпринимательства. Организационныеметоды регулирования сводятся к регламентации всех процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием предпринимательских структур. Социально-психологические методы регулирования заключаются в выработке и реализации мероприятий, направленных на стимулирование мотивации предпринимательской деятельности и создание благоприятного психологического климата для предпринимательства.
Методы регулирования развития предпринимательства можно классифицировать по объектам воздействия:
— на ресурсную базу предпринимательства с целью ее расширения;
— на формирование и активизацию потенциального рынка товаров (услуг), произведенных предпринимателями;
— на условия предпринимательской деятельности с целью нейтрализации влияния факторов, не благоприятных для развития предпринимательства;
— на инфраструктуру предпринимательства с целью обеспечения ее комплексности и эффективности.
предпринимательство вытесняет сверхмонополии, приводит к появлению конкуренции производителей и способствует развитию науки и техники
_хозяйства и его
особенностей соответствующего региона
Выделяют также методы, связанные с воздействием на определенные элементы системы предпринимательства (по широте охвата). Методы регулирования предпринимательства различают и по целевой направленности, связанной с достижением конкретных целей (экономических, социальных и прочих) или решением конкретных задач. Кроме того, методы регулирования классифицируют по скорости их воздействия на объект предпринимательства (по быстроте получения результата), эффект от которого проявляется либо сразу, либо постепенно, либо в будущем.
Для регулирования предпринимательства необходимо знать его состояние, потребности страны и регионов и их ресурсные зможности, на основании которых можно брать рекомендации по предпочтительному развитию предпринимательской деятельности. Эффективное регулирование предпринимательства заключается в создании благоприятных внешних условий для его развития в соответствии с целями и задачами страны или региона при минимальных затратах на его осуществление. Процесс регулирования предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью ее количественного и качественного изменения. Регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться в следующей последовательности:
— анализ сложившихся внешних условий предпринимательства;
— выявление параметров внешней среды, не соответствующих мировым стандартам и местным условиям, затрудняющих деятельность предпринимателей;
— анализ ресурсных возможностей развития предпринимательства;
— разработка мероприятий по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
— разработка программы развития предпринимательства (страны, региона, города);
— расчет затрат на реализацию программы и ее ожидаемой экономической и социальной эффективности;
— реализация разработанной программы и контроль за ее осуществлением.
Малый бизнес должен стать основой для рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования с учетом особенностей соответствующего региона. Вклад малых предприятий в оздоровление экономики России сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и отсутствием государственной поддержки малых предприятий.
Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.
В России государственная поддержка малого бизнеса с первых шагов сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль. В настоящее время имеются и другие формы государственной поддержки:
— обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость),
— предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в областях со слабо развитой промышленностью, и т. д.
Кроме того, закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в
многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают
происходит в основном
сфере и в отраслях,
значительных капитальных _вложений
Российской Федерации» предусматривает для малого бизнеса ряд неналоговых льгот:
— льготные условия кредитования и страхования;
— поддержка внешнеэкономической деятельности на частично компенсационной основе;
— приоритетное предоставление государственных заказов;
— развитие информационной инфраструктуры;
— поддержка в развитии производственно-технологической базы.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут обеспечить зедприятия. Невозможность получе-щта исключает способность конкури-ыми предприятиями. Сегодня, к сожалению, развитие малых предпринимательских форм происходит в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений — в торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Значительно их меньше в наукоемких и других отраслях, требующих значительных интеллектуальных затрат, а, следовательно, длительных сроков окупаемости.
Источник: cyberleninka.ru
Глава 10 предприятие как субъект рыночной экономики 10.1. предпринимательство и предприятие
Глава 10 предприятие как субъект рыночной экономики 10.1. предпринимательство и предприятие: Экономика строительства, И.С. Степанова, 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник, подготовленный преподавателями кафедры экономики и управления в строительстве Московского государственного строительного университета совместно с преподавателями других российских вузов, содержит систематизированное изложение вопросов теории.
Глава 10 предприятие как субъект рыночной экономики 10.1. предпринимательство и предприятие
В условиях развития рыночных отношений в стране среди задач, стоящих перед обществом, важное место занимает развитие предпринимательства как активной формы экономической деятельности.
Под предпринимательством понимается инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность физических и юридических лиц, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность, направленная к взаимной выгоде заинтересованных лиц и предприятий.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Предпринимательская деятельность обусловлена и социальными факторами (поиск улучшения своего положения).
Под предпринимательской деятельностью понимается совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.
Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть: граждане страны, граждане иностранных государств и объединение партнеров.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридических лиц с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме различных хозяйственных объединений, использующих как собственное, так и приобретенное на законном основании имущество.
Официальный статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации физического лица как участника индивидуального предпринимательства без применения наемного труда или юридического лица как предприятия с привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом. «
Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются ГК РФ и Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
В соответствии с законами РФ каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:
/начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения и преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия, открывать счета в учреждениях банков, осуществлять все виды расчетных, кредитных и кассовых операций;
/привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
/самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательствами РФ и договорами;
/осуществлять внешнеэкономическую деятельность, проводить валютные операции;
/осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
/нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;
/свободно распоряжаться прибылью от предпринимательской деятельности предприятия, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ, договором и уставом предприятия;
/пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
/образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;
/оспаривать в суде (арбитраже) в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
Одновременно с этим закон определяет и обязанности предпринимателя.
/выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им (предпринимателем) договоров, в том числе договоров с собственником имущества предприятия;
/заключать в соответствии с законодательством РФ самостоятельно или от имени предприятия трудовые договоры с работающими по найму гражданами или организациями;
/полностью рассчитываться со всеми работниками предприятия согласно заключенным договорам независимо от финансового состояния предприятия;
/осуществлять социальные, медицинские и иные виды обязательного страхования граждан, работающих по найму, обеспечивая им условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ и коллективным договором;
/выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью;
/своевременно представлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и размерах, определенных законодательством РФ;
/заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.
Основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие.
Предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, действующий в рыночной экономике, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие для осуществления своей деятельности формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Источниками имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы от реализации продукции, работ и услуг; доходы от ценных бумаг, капитальные вложения и дотации от бюджетов различных уровней; выкуп имущества государственных предприятий путем акционирования, конкурса, аукциона, тендера и иные источники, не запрещенные законодательством .
Согласно ГК РФ, предприятием признается организация или учреждение в форме завода, фабрики, комбината и др., которые выполняют одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров, работ и услуг.
По структуре предприятие имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие можно классифицировать по различным параметрам:
по отраслевой принадлежности:
а) отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство);
б) отрасли непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т.п.);
в) отрасли социального обслуживания населения (здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, оборона и т.п.);
по количественным параметрам:
а) малые предприятия или малый бизнес — до 100 человек;
б) средние предприятия или средний бизнес — до 500 человек;
в) крупные предприятия или крупный бизнес — свыше
по качественным параметрам:
а) тип собственности (частные, смешанные, государственные, муниципальные, религиозные, кооперативные);
б) объем и ассортимент выпускаемой продукции;
в) организационно-правовые формы предпринимательской
10.2. Особенности формирования и функционирования различных строительных предприятий
Строительное предприятие, как и другие субъекты хозяйствования, во многом самостоятельно определяет и формирует цели и задачи своей деятельности, разрабатывает стратегию и тактику развития, изыскивает финансовые средства, формирует трудовой коллектив, приобретает средства и предметы труда, решает множество организационных вопросов по построению организационной структуры управления, регулированию деятельности своих подразделений, снижению социальной напряженности.
Строительное предприятие прежде всего характеризуется выбранной организационно-правовой формой при его создании и конкретными целями и задачами, определяющими его деятельность на предстоящий и длительный период.
Предприятия строительной отрасли используют следующие принципы рыночной экономики: свобода предпринимательства, полная хозяйственная самостоятельность; использование различных форм собственности с преобладанием частной; свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъектами РФ); антимонопольность деятельности; открытость внутреннего рынка (свобода выхода на внешние рынки); договорные формы между хозяйствующими субъектами.
Выбор стратегии и тактики строительных предприятий в новых условиях хозяйствования обусловлено положением: недостаточная обеспеченность ресурсами заказчиков строительной продукции; рост цен на строительные материалы, конструкции, энергию, транспорт и другие услуги, что приводит к удорожанию строительно-монтажных работ и увеличению сроков возведения строительных объектов.
Управленческая стратегия строительного предприятия зависит от организационно-правовой формы зарегистрированного предприятия и от того, какие рычаги государственного регулирования на него воздействуют.
Согласно ГК РФ, все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
Отличие некоммерческих предприятий от коммерческих в том, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и она не распределяется между участниками. К ним относятся: различные фонды, союзы, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 10.1).
В соответствии с положениями ГК РФ если предприятие основано на базе государственной или муниципальной собственности в виде унитарного предприятия, то используется самоуправление собственника. Форма самоуправления функционирует и при частной собственности, когда собственником является одно лицо.
Более сложная структура управления организацией формируется при смешанной форме собственности или с большим числом собственников, например акционерное общество открытого типа.
Самоуправление трудового коллектива может быть реализовано, когда строительное предприятие регистрируется и функционирует в форме строительного (производственного) кооператива.
Наряду с самоуправлением в современных условиях хозяйствования распространено и управление собственника. При самоуправлении собственника функции предпринимателя, менеджера и трудового коллектива собственником концентрируются в полном объеме.
Основные управленческие Функции предпринимателя возникают в результате отделения капитала от собственника, и предприниматель в этом случае является и собственником, и управляющим. Происходит соединение ресурсов, капитала и труда. Предприниматель один Рискует своими и заемными средствами, временем, трудом, Репутацией. Функция менеджера сводится к использованию своих профессиональных знаний по управлению людьми.
Хозяйственные товарищества и общества
Строительные (производственные) кооперативы
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Товарищество на вере (коммандитное)
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Рис. 10.1. Классификация строительных предприятий
Управление трудовым коллективом на предприятиях со смешанной и только частной формой собственности сравнительно несложно. Оно охватывает трудовые соглашения. В сфере управления — это распорядок дня, планирование отпусков, разработка систем стимулирования и безопасности труда, контроль качества продукции. При самоуправлении трудового коллектива практически реализуются те же функции, что и при самоуправлении собственника.
Государственное регулирование. Оно может быть представлено правовыми, экономическими, финансовыми и социальными видами с использованием соответствующих рычагов и стимулов — это налоги, льготы и различные запреты.
Прямое государственное регулирование заключается в разработке и функционировании нормативных актов, положедий и мероприятий, оказывающих воздействие на положение дел строительных предприятий.
Косвенное государственное регулирование включает разработку и реализацию налоговой, финансово-кредитной, амортизационной и ценовой политики. При прямом и косвенном государственном регулировании актуальным остается вопрос социального спектра, затрагивающий интересы жизнедеятельности всех работников.
Экономика строительства
Обсуждение Экономика строительства
Комментарии, рецензии и отзывы
Глава 10 предприятие как субъект рыночной экономики 10.1. предпринимательство и предприятие: Экономика строительства, И.С. Степанова, 2007 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник, подготовленный преподавателями кафедры экономики и управления в строительстве Московского государственного строительного университета совместно с преподавателями других российских вузов, содержит систематизированное изложение вопросов теории.
Источник: uchebnik.biz