Одним из основных принципов социального государства является принцип социального партнёрства, который по мнению Н. Н. Гриценко и Ф. И. Шаркова, представляет собой «один из основополагающих принципов, на котором Российское государство строит свою социально – экономическую политику».
социальное партнёрство прежде всего мы можем понимать как один из основополагающих принципов социального государства и социальной политики России, являющийся неотъемлемым элементом внешне и внутриполитического инструментария по обеспечению стабильного развития и благополучия социальных процессов государства, кроме того как «инструмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве
Исходя из рассмотрения бизнеса как субъекта социального партнёрства, мы можем сделать следующие выводы:
¾ бизнес является важнейшей составляющей частью муниципального образования и выступает в качестве одного из основных источников пополнения местного бюджета;
Бизнес и законы. Как оставаться на плаву и находить новое партнерство | адвокат Дмитрий Гриц
¾ основное социально – значимое свойство бизнеса как субъекта общественных отношений проявляется в решении социальной проблемы безработицы местного (и не только) населения ;
¾ социальная ответственность как широкое понятие комплексной ответственности за свои действия трактуется представителями бизнеса и внешне выражается в форме благотворительности в наиболее нуждающиеся в этом социально – незащищённые страты и учреждения социальной сферы. Как правило, данная благотворительность имеет целью поднять престиж своей организации в глазах местной общественности и сделать таким образом некую саморекламу;
¾ эффективное участие бизнеса в поддержке и развитии социальной сферы – необходимое условие современности для функционирования общества ;
¾ условием для эффективного функционирования общества, основанном на активном участии в этом процессе бизнеса, является партнёрство (сотрудничество) последнего с органами местной власти с предоставлением гарантий целевого вложения социальных инвестиций представителей местного бизнеса.
Обратимся к анализу общественности как субъекта социального партнёрства. Определим понятие общественности и общества. Общество рассматривается как «сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится следующие определения общественности:
1. «общество, передовая его часть, выражающая его мнение
2. общественные организации».
Таким образом, мы в данной работе определяем общественность с двух позиций:
¾ активная часть общества, местные активисты
¾ некоммерческие (общественные) организации.
Активная часть общества – местные неравнодушные к проблемам остальных сограждан жители, готовые внести свой пусть и минимальный вклад в урегулирование локально негативной социальной ситуации. Выделяются две формы участия таких граждан:
Как сохранить бизнес, удержав партнерства или создавая новые?
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
¾ самостоятельная добровольная деятельность, внешне отражаемая в таких видах деятельности, как: частная благотворительность, обращения в администрацию муниципального образования по поводу решения каких – либо обычно частных социальных проблем, активные физические действия по развитию социальной и туристической инфраструктуры места проживания;
¾ деятельность в рамках активного участия в работе общественных организаций, расположенных на территории муниципального образования.
Первая форма участия активистов преобладает в условиях малого города, где отсутствуют либо не имеют недостаточное развитие местные общественные организации. Н. С. Нестеренко в статье «Социальные функции НКО в трансформирующемся российском обществе» отмечает, что «НКО вовлекают отдельных индивидов в систему общественных отношений, что повышает устойчивость, предсказуемость и управляемость общества как социальной системы». Соответственно общественные организации (НКО) являются максимально желаемой формой объединения активных граждан для коррекции стихийного проявления действий по решению актуальных социальных проблем и централизованного направления их усилий на цели общественного блага для возможного повышения эффективности реализации положительных инициатив таких граждан.
Проведённое нами исследование социальных проблем и способов их решения в условиях малого города, проведённое путём анализа содержания материалов местной прессы, наиболее характерной формой активности местных жителей является частная материальная и финансовая благотворительность, при этом с ухудшением экономической и социальной ситуации в малом городе, где наблюдается общий невысокий уровень материального благосостояния населения, степень участия в решении социальных проблем активистами только возрастает .
Следовательно, таких жителей муниципального образования следует определять как стихийных участников социального партнёрства, мотивация которых заключается в рамках норм морали и традиций, связанных с оказанием помощи ближнему своему. Такие участники характеризуются отсутствием мотива преследования собственно выгодных для себя целей, определённой безликостью и неорганизованностью проявления гражданских инициатив. К таким участникам также можно отнести представителей бизнеса (особенно малого), проявляющих активное участие в жизни общества. Соответственно мы можем говорить и о проявлении социальной ответственности граждан, что является по мнению С. В. Ивченко, М. И. Либоракиной и Т. С. Сиваевой одним из обязательных условий для эффективности системы социального партнёрства общественности, бизнеса, местного самоуправления и государственной власти .
Рассмотрим общественные организации как участника социального взаимодействия. Общественные организации относятся федеральным законодательством к форме некоммерческих организаций, которые согласно части 1 главы 4 Гражданского кодекса Р. Ф. от 21 октября 1994 г. , и представлен следующими видами : потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и объединения юридических лиц. Статья 117 ГК Р. Ф. определяет общественные организации как некоммерческие и даём им право «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям». Таким образом, мы можем рассматривать общественные организации как добровольные объединения граждан и юридических лиц, созданных для достижения целей, не связанных с увеличением собственного благосостояния, занимающихся активной деятельностью для реализации концепции достижения общественного благосостояния либо лоббирования интересов определённых социальных групп. Н. С. Нестеренко отмечает, что «НКО представляют интересы и потребности различных социальных групп, также выполняя роль канала «обратной связи» между государством и обществом». В целом, данный исследователь выделяет следующие основные функции некоммерческих организаций:
¾ «полигон» инновационных технологий;
¾ объединяющая форма для концентрации наиболее активных граждан для направления их энергии в нужное русло;
¾ стимуляция различных форм гражданского участия и создание условий для использования гражданского потенциала в решении социальных проблем;
¾ обеспечение развития ресурсной и правовой базы гражданского общества;
¾ отбор и апробация социальных технологий, которые впоследствии могут быть востребованы органами власти в масштабах территории или всего государства .
Следовательно, некоммерческие организации являются важнейшей составляющей общественного процесса, в ходе которого происходит реализация механизма партнёрского взаимодействия по развитию социальной сферы.
Обратимся к вопросу взаимодействия общественных организаций и иных субъектов социального партнёрства. Совместная работа некоммерческих организаций и представителей власти (органов местного самоуправления) реализуется в следующих формах: общественные советы, палаты, экспертные советы, постоянно действующие круглые столы, рабочие группы, конкурсные процедуры для привлечения партнеров из некоммерческого сектора, применяются методы прямого стимулирования и косвенного поощрения социальной активности .
Таким образом, роль общественных организаций как участника партнёрских отношений заключается в экспертной оценке готовящейся к реализации либо проводимой местными органами власти мер социальной политики, генератора идей и инициатив по решению актуальных социальных проблем, связующим звеном местного населения и органов власти, через которое до последних напрямую доносятся основные потребности граждан в реформировании социальной инфраструктуры ; активного реализатора собственных проектов с учётом проводимых органами власти социальных программ и участника централизованно организуемых местными властями конкурсов на получение финансирования для воплощения идей в объективную реальность.
Взаимодействие бизнеса и общественных организаций рассматривается с позиций финансирования социальных проектов. Л. В. Аврорина отмечает, что «в последние годы бизнес также начинает играть заметную роль в финансировании социальных проектов НКО, поскольку они демонстрируют высокую эффективность».
Как мы видим, в данном процессе проявляется реализация благотворительности как основной формы участия бизнеса в общественном процессе. Бизнес выступает спонсором проводимых некоммерческими организациями мероприятий и реализуемых проектов, деятельности самих организаций. Нередко представители крупного бизнеса выступают в качестве создателей общественных организаций (фонды Потанина, Сороса, бывшего ЮКОСА Ходорковского, Газпрома). Таким образом, общественные организации выступают формой централизованной и целенаправленной благотворительности на постоянной основе представителей крупных бизнес – структур, одними из целей создания которых является создание положительного образа в глазах общественности и государственной власти, а также вклад в создание социальной инфраструктуры для развития собственного предприятия.
Соответственно, в результате рассмотрения общественности, мы можем сделать следующие выводы:
¾ общественность представлена в двух формах – активнее граждане и общественные организации, отличие последних заключается в организованности их действий и постоянстве деятельности в социальной сфере;
¾ общественность является важным участником социального партнёрства, играя роль транслятора актуальных проблем и инициатора их решения.
По итогам анализа социального партнерства как формы комплексного взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и общественность мы можем сделать следующие выводы:
1. в ходе взаимодействия муниципальная власть, бизнес и общественность играют следующие роли:
¾ муниципальная власть – центр проведения и реализации генеральной линии государственной социальной политики в рамках отведённой территории и ограниченных законодательством полномочий, а также согласования действий с общественностью и бизнесом по воплощению в жизнь добровольных гражданских инициатив
¾ общественность – проводник интересов местного населения и активный участник удовлетворения социальных потребностей жителей муниципального образования
¾ бизнес – активный спонсор общественных инициатив и социальных программ, проводимых местными властями в жизнь
2. эффективное взаимодействие данных субъектов социального партнёрства возможно при условии взаимных согласований актуальных вопросов местного (и не только) значения и совместного поиска решений социальных проблем
3. социальное взаимодействие в форме партнерства общественности, муниципальной власти и бизнеса – важный фактор реализации государственной социальной политики и воплощения в реальность принципов концепции социального государства.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Социальное партнерство между бизнесом, властью и общественностью. От 250 руб
- Контрольная работа Социальное партнерство между бизнесом, властью и общественностью. От 250 руб
- Курсовая работа Социальное партнерство между бизнесом, властью и общественностью. От 700 руб
Источник: students-library.com
Объединения предпринимателей (работодателей) как субъект системы социального партнерства: региональные особенности
Концепция социального партнерства сегодня рассматривается многими экономистами как проверенный опытом большинства западных стран метод решения в условиях рынка социально-экономических проблем и регулирования противоречий между работниками, работодателями и государством, опирающийся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений при регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Социальное партнерство рассматривается также и как новая идеология взаимоотношений работодателей и работников, пришедшая на смену идеологии классовой борьбы, как специфический тип общественных отношений, цель которых ‑ найти баланс интересов противоположных классов.
социальное партнерство, работодатели
Цитировать публикацию:
Колмакова И.Д. Объединения предпринимателей (работодателей) как субъект системы социального партнерства: региональные особенности // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 5. – С. 87-90.
Kolmakova, I.D. (2004) Obyedineniya predprinimateley (rabotodateley) kak subyekt sistemy sotsialnogo partnerstva: regionalnye osobennosti. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 5(5), 87-90. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Источник: creativeconomy.ru
Необходимость возникновения и функции объединений предпринимателей в системе социального партнёрства в рф.
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности.
В соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель организует производство по выпуску товаров, создает новые рабочие места, тем самым выступая в области трудовых отношений в качестве работодателя.
В ответ на действия профсоюзов и государства для регулирования и координации своей деятельности предприниматели стали создавать объединения, призванные помогать им отстаивать свои интересы.
Предпосылки создания предпринимательских объединений, союзов:
- концентрация и централизация капитала;
- наличие у социальных слоев предпринимателей общеклассовых экономических, социальных и политических интересов;
- потребность у различных объединений предпринимателей, работодателей в координации своих действий и усилий для совместного влияния на властные структуры и многочисленные «группы интересов» работников.
Предпринимательские объединения выполняют следующие функции:
- анализ социально-экономической ситуации, борьба за создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
- выработка стратегии и единства действий, разрешение конфликтов в самой предпринимательской среде;
- представительство и защита интересов предпринимателей в отношениях с государством, органами власти различных уровней;
- рецензирование и экспертиза законодательных актов о регулировании СТО;
- выработка стратегии в отношениях с наемными работниками и их организациями;
- оказание членам объединений различного рода услуг (информационных, консультационных, изучение и формирование общественного мнения и т. п.).
Сущность и классификация конфликтов в социально-трудовой сфере.
Социальные конфликты в трудовой сфере принято подразделять на основании действующего трудового права, которое базируется на Конституции Российской Федерации:
• Индивидуальные трудовые споры;
• Коллективные трудовые споры.
Критерием такого деления конфликтов выбрано свойство их принадлежности отдельному индивиду или группе.
Регулирование трудовых отношений, вошедших в стадию конфликта, осуществляется на основе Трудового кодекса РФ, федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», в которых определены понятия самозащиты работниками трудовых прав, индивидуального и коллективного трудовых споров; процедура их разрешения, а также порядок реализации права на забастовку, закрепленного в ст. 37 Конституции РФ.
Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения, т.е. виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения. Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть трудовое правонарушение или нет его — это устанавливает орган, рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным. Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут разрешить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь когда оно не урегулировано самими сторонами.
Причинами трудовых споров являются негативные факторы, вызывающие различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Причинами, по которым возможны трудовые споры могут быть как виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты, так и негативные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Частными причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанимателя или желание установления новых условий труда без должного на то основания.
Если изобразить динамику возникновения трудового спора, то она будет следующей:
1. трудовое правонарушение (действительное или лишь по мнению правомочного субъекта);
2. его различные оценки субъектами правоотношения (разногласие);
3. попытка урегулировать это разногласие самими сторонами при непосредственных переговорах;
4. обращение для разрешения разногласия в юрисдикционный орган и, вследствие этого, возникновение трудового спора.
Трудовой спор может возникнуть без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган, трудовой коллектив) обращаются в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта (разумеется, работодателя) установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта. Таким образом, трудовой спор — это разногласия об осуществлении или установлении субъективных трудовых прав, разрешаемые юрисдикционными органами в соответствующем закону порядке.
Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Предметом индивидуального трудового спора может стать:
• применение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• применение положений коллективного договора или соглашения;
• применение трудового договора;
• установление тому или иному работнику новых или изменение существующих индивидуальных условий труда;
• необоснованный (дискриминационный) отказ в приеме на работу.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
Функционирование системы по урегулированию коллективных трудовых споров обеспечивают: Трудовой Кодекс РФ, закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», закон «О коллективных договорах и соглашениях», закон «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности», Кодекс об административных правонарушениях, закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и ряд других законодательных и нормативных актов.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.
Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.
Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников.
Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.
Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
Момент начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
Коллективные трудовые споры по своему характеру делятся на два вида:
• о применении трудового законодательства, выполнении коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или профсоюза;
• об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта работников в коллективных договорах, локальных и других социально-партнерских соглашениях.
Например, к первому виду относятся споры по вопросам изменения организационной структуры предприятия, применения мер морального и материального поощрения за успехи в труде. Ко второму виду относятся споры по вопросам введения новых льгот для отдельных категорий работников, новых положений о премировании, новых условий коллективного договора нормативного характера и т.п.
По уровню социально-партнерских правоотношений, из которых они возникают, все коллективные трудовые споры можно классифицировать на споры:
1) на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства;
2) при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально-трудовым отношениям;
3) при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения;
4) на региональном уровне субъектов РФ по социально-трудовым отношениям;
5) на профессиональном уровне по социально-трудовым трудовым отношениям. Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта РФ;
6) на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определенным территориям (Российская Федерация, ее субъект и т.д.), но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом или районом.
Модель разрешения коллективного трудового спора
В РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже осуществляется с участием государственного органа — Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Сложившиеся в настоящее время порядок и способы разрешения конфликтов представляют определенную систему урегулирования коллективных споров, позволяют добиваться их разрешения на ранних стадиях возникновения и избегать забастовок как крайней формы отстаивания прав работников. Эта система предполагает проведение следующих примирительных процедур:
• рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
• рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
При этом рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии является обязательным этапом.
Если примирительная комиссия не добилась согласия сторон, то стороны продолжают примирительные процедуры путем перехода к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже. При этом ни одна из сторон коллективного спора не может уклониться от участия в примирительных процедурах.
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны имеют право в течение трех дней пригласить посредника. При необходимости по просьбе сторон посредник может быть рекомендован Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение трех дней стороны не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то они могут приступить к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается совместно со Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в тех случаях, когда стороны спора предварительно заключили соглашение об обязательном выполнении его решений. При этом трудовой арбитраж создается только в тех организациях, где законом ограничено или запрещено проведение забастовок.
Трудовой арбитраж получает от сторон необходимые документы и материалы, касающиеся спора, рассматривает обращения сторон, в случае необходимости информирует органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по урегулированию спора и передает их сторонам коллективного трудового спора.
Соглашения, достигнутые сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляются письменно и имеют для сторон обязательную силу.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Если примирительные процедуры не приводят к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки (за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом РФ забастовка не может быть проведена).
Источник: studfile.net