Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве.
Введение 3
1. Основные направления социальной политики российских бизнес-структур 5
1.1 Современные модели социальной политики 6
1.2 Основные направления социальной политики российских бизнес-структур 9
Лекция Евгения Гонтмахера — «Российская социальная политика: отстаем навсегда?»
Заключение 18
Список литературы 20
Прикрепленные файлы: 1 файл
Социальная ответственность бизнеса
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми вещами для наиболее лучшего его развития, но как оказывается в реальности не всё так просто как кажется на первый взгляд. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях, из-за несовершенства последнего. Как известно общество состоит из отдельных индивидов, которые в свою очередь формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.
Регулировать отношения между людьми необходимо, по причине природы самих людей. Жадность, жестокость, страх и ещё масса характеристик людей способствуют их саморазрушению. Поэтому нужно создать систему контроля во избежание самоуничтожения и в обретение механизма экономического и духовного роста человечества.
Государство создаёт механизмы управления рынком. Формирование государственного бюджета за счёт денежных средств полученных от налогов, пошлин, таможенных сборов и других источников дохода, идёт на решения ряда проблем. Для развития страны необходимо учитывать социальные аспекты. Государством разрабатывается контрольные механизмы по этому вопросу называемые социальной политикой. [12, с. 31]
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечения благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом.
Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, даёт снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем в социальной сфере, как общественное питание, дошкольное образование, освобождает часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны, также являются частью социальной сферы и их развитие, и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране.
13 Социальная политика
Основными задачами социальной политики являются:
1. Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.
2. Создания условий для обеспечения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.
3. Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищённых групп населения.
4. Обеспечение рациональной занятости в обществе.
5. Снижение уровня криминализации в обществе.
6. Развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.
7. Обеспечение экологической безопасности страны. [12, с. 34]
Государство старается контролировать вышеперечисленные аспекты социальной политики, но дело в том, что не хватает денежных средств и возможностей на обеспечение всего чего нужно. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стаёт всё более и более актуальной задачей для современного российского общества.
Так что же такое социальная ответствен ность бизнеса? Это ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.
Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги.
По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое.
В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами.
Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.
Как и многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.
Все проблемы можно разделить на три группы: взаимодействие между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом и самоорганизация бизнеса. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в последний год произошли существенные изменения.
Опасения вызывает тот факт, что около 40 процентов опрошенных руководителей предприятий указали на то, что в течение последний трех лет нарушались законные права их предприятий. Интересно, что больше всего этим грешат именно федеральные, а не местные органы власти. Причем, еще в 2002 году этот факт отмечали только 26% респондентов.
Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти.
А с другой — на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий. [9, с. 23]
Еще более наглядно проявляет себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию.
Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних трех лет фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.
Ситуация осложняется еще и тем, что наличие качественных законов не является гарантией игры по правилам в российской экономике. Большую роль играет складывающаяся практика правоприменения.
Предприятия берут на себя социальную ответственность частично потому, что само государство не в состоянии качественно оказывать социальные услуги населению, а это влияет на их собственную экономическую эффективность.
Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн.
Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий реального сектора экономики является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений эта проблема выглядит еще более острой.
При этом и качество среднего профессионального образования оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень подготовки его выпускников. Уже многие динамично развивающиеся сферы бизнеса имеют свои собственные образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу не регулирует. И вся система функционирует только за счет средств бизнеса. [12, с. 35]
Можно сказать, что в виде выпускника предприятие получает отечественный автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном из совещаний, организованном департаментом образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?
Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства, и это называется социальной ответ ственностью. Это связано в первую очередь с отсутствием соответствующей государственной политики в сфере социальной ответствен ности бизнеса . Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. Ведь их в мире существует порядка пяти.
От европейской модели — ответственность бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечения их эффективного использования, до модели Японии и Южной Кореи, где бизнес отвечает практически за все. В России сегодня «портфель социальных услуг» предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств [6, с. 159]. А в ряде случаев, и под давлением власти. Он часто связан не столько с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи бизнеса выполнение функций власти.
Предприниматели оценивают перспективы российской экономики очень показательно. На фоне сегодняшнего относительного благополучия будущее в оценках предпринимателей выглядит, по меньшей мере, неясным. Прогноз экономической ситуации достаточно пессимистичен: оценка средне-стабильная в ближайшей и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе руководители видят угрозу потери стабильности.
Наиболее оптимистичным выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.
Заключение
Таким образом, социальная политика российских бизнес-структур состоит из множества направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. К ним относят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Все направления социальной политики взаимосвязаны, поэтому необходимо проводить сбалансированную социальную политику.
Понимание стратегической природы корпоративной социальной ответственности позволяет бизнесу не только рационально относиться к существующим в обществе ожиданиям, но и активно выстраивать соответствующий системный отклик на эти ожидания. Социальная ответст венность бизнеса в своих современных трактовках — это не бремя, навязываемое бизнесу, а мощный инструмент повышения его конкурентоспособности. Все большее число ведущих отечественных компаний демонстрирует понимание нового для России, стратегического подхода к социальной ответственности бизнеса.
Социальная ответственность б изнеса подразумевает систему многосторонних отношений, в которой и ожидания, и виды ответственности, при всей их конфликтности, не могут не носить взаимного характера. Особо важную роль играет уровень социальной ответстве нности государства, для которого бизнес выступает заинтересованной стороной. При всех особенностях применения термина «социальная ответственность» по отношению к государству как специфическому общественному институту, очевидно, что без соответствующих усилий государства по развитию среды ведения бизнеса возможности развития социальной ответственности бизнеса существенно ограничиваются.
Источник: www.referat911.ru
Социальная политика государства и бизнеса
Социальная политика государства и бизнеса : учебник для вузов / О. А. Канаева [и др.] ; под редакцией О. А. Канаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03190-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511195 (дата обращения: 03.06.2023).
Учебник для вузов
- Нравится
- 7 Посмотреть кому понравилось
- Поделиться
- Курс с экзаменом
- Описание
- Программа курса
- Видео: 1
- Тесты: 9
- Задания: 6
- Есть в мобильном приложении
Ознакомиться Назначить курс группе
- Под ред. Канаевой О.А.
Страниц 343
Обложка Твердая
Гриф Гриф УМО ВО
ISBN 978-5-534-03190-4
Библиографическое описание
Социальная политика государства и бизнеса : учебник для вузов / О. А. Канаева [и др.] ; под редакцией О. А. Канаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03190-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511195 (дата обращения: 03.06.2023).
Тематика/подтематика
Дисциплины
Экономические и социальные проблемы и риски, с которыми сталкивается современное общество, и формирующиеся социально-экономические тенденции требуют кардинального пересмотра принципов, целей и направлений социальной политики. Одним из ее основополагающих принципов должен стать принцип взаимной, солидарной ответственности всех сторон, заинтересованных в решении социальных проблем и снижении социальных рисков: государства, бизнеса и общества. Отличительными особенностями данного учебника являются трактовка социальной политики как формы реализации социальной ответственности государства, бизнес-организаций и общества и обоснование ее роли как ключевого фактора устойчивого развития. Учебник адресован студентам, обучающимся по образовательным программам бакалавриата и магистратуры, а также аспирантам и преподавателям.
- Авторский коллектив
- Предисловие
- Принятые сокращения
- Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
- Глава 1. Формирование концептуальных основ социальной политики
- 1.1. Эволюция взглядов на социальную политику в трудах зарубежных исследователей: основные подходы и этапы
- 1.2. Эволюция взглядов на социальную политику в трудах российских исследователей
- 1.3. Модели социальной политики. Кризис современной модели социальной политики
- 1.4. Социальная политика как сфера взаимной ответственности государства, бизнеса и гражданского общества
- 1.5. Современные формы взаимодействия бизнеса, государства и гражданского общества в социальной сфере
- 2.1. Социальная сфера как объект социальной политики: понятие и структура
- 2.2. Социальная структура современного общества. Социальная стратификация и социальная мобильность
- 2.3. Социальная трансформация: глобальные тенденции и национальные особенности
- 3.1. Цели социальной политики. Трансформация целей социальной политики в условиях перехода к постиндустриальной модели экономического развития
- 3.2. Социальные проблемы и социальные риски: понятие, виды, особенности в условиях глобализации
- 3.3. Социальная политика как инструмент устойчивого развития
- 4.1. Уровень и качество жизни населения: понятия, показатели, динамика
- 4.2. Новые измерения социального развития
- Выводы
- Практикум
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Государство как субъект социальной политики
- 5.1. Необходимость государственного регулирования социальной сферы
- 5.2. Социальные функции государства
- 5.3. Социальные расходы государства: понятие, источники, структура, динамика
- 5.4. Национальные модели социальной политики государства
- 6.1. Социальная защита населения: механизм и основные элементы
- 6.2. Политика занятости. Государственное регулирование рынка труда
- 6.3. Политика доходов. Государственное регулирование доходов населения
- 6.4. Роль государства в формировании человеческого и социального капитала общества
- 6.5. Приоритетные направления социальной политики государства в РФ
- Выводы
- Практикум
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Эволюция взглядов на природу корпоративной социальной политики
- 7.1. Зарубежные исследования корпоративной социальной политики
- 7.2. Корпоративная социальная политика в исследованиях российских ученых
- 8.1. Понятие корпоративной социальной политики
- 8.2. Субъекты, объекты и структура корпоративной социальной политики
- 8.3. Цели и предмет корпоративной социальной политики
- 8.4. Человеческий, социальный, интеллектуальный и репутационный капитал компании
- 8.5. Направления корпоративной социальной политики
- 9.1. Механизм формирования и реализации корпоративной социальной политики: понятие и основные элементы
- 9.2. Выявление заинтересованных сторон, их запросов и ожиданий
- 9.3. Определение приоритетных направлений корпоративной социальной политики
- 9.4. Организационная структура управления корпоративной социальной политикой
- 9.5. Методы и инструменты реализации корпоративной социальной политики
- 9.6. Оценка эффективности корпоративной социальной политики
- Выводы
- Практикум
- Рекомендуемая литература
What happens when women win elections—
7.1. Зарубежные исследования корпоративной социальной политики
Тест к разделу Опубликован 30 мая Глава 1. Формирование концептуальных основ социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 30 мая Глава 2. Объекты социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 30 мая Глава 3. Цели и предмет социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 4. Результаты социальной политики и их измерение Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 5. Государство как субъект социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 6. Основные направления социальной политики государства Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 7. Эволюция взглядов на природу корпоративной социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 8. Корпоративная социальная политика: понятие, цели, направления Авторы: Можаев А. В.
Тест к разделу Опубликован 31 мая Глава 9. Формирование и реализация корпоративной социальной политики Авторы: Можаев А. В.
Источник: urait.ru
Субъекты социальной политики (государство, партия, общественные движения, объединения) и их характеристики
Субъекты социальной политики- это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Получается, что субъекты как бы раздваиваются (удваиваются). «Первородные» (первичные) субъекты — это сами социальные группы. А вторичные (как бы порожденные первичными для удобства практического действия в политике) – это представляющие их интересы органы, организации и т.п.
Гражданское общество — тип общественного устройства, отличительный признак которого — реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни. В гражданском обществе реально действует множество независимых друг от друга субъектов (центров) подготовки, принятия и осуществления решений. Их взаимодействие регулируется законами страны и международными актами.
В наиболее развитом виде гражданское общество существует в форме демократии.
Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере,
Субъекты социальной политики — государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы, законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по её реализации.
Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на региональном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан
Субъекты социальной политики:
· Государственные ведомства и учреждения;
· Органы местного самоуправления;
· Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
· Коммерческие структуры и бизнес;
· Профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
· Граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).
ГОСУДАРСТВО- Основной субъект реализации социальной политики в современном мире — государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития
Основные виды деятельности по реализации социальной политики государства:
· Правотворческая деятельность законодательных органов;
· Организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная идругая деятельность исполнительных органов;
· Контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;
· Совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.
Конституция определила Российскую Федерацию как социальное государство.
Характеристики социального государства:
· Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;
· Развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, чёткая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно — правовая система социальной жизни
· Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения
ПАРТИЯ — Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Классификация партий
1. Социально-классовый критерий:
2. По организации (критерии Дюверже):
3. По степени участия во власти:
4. По характеру целей и задач:
6. По месту в партийном спектре:
7. По организационной структуре:
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.»[1] Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока)[1] тысяч членов участников, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:
· формирование общественного мнения;
· политическое воспитание и образование граждан;
· выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
· выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.
Прочие цели определяются политической программой партии.
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)
Общественное объединение — добровольное[1], самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения[2].
Согласно статье 30 Конституции РФ:
Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения
В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):
· орган общественной самодеятельности
В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).
В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.
· Гражданский кодекс Российской Федерации
1.↑ ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.
оциологи различают несколько типов социальных движений:
· По масштабам предполагаемых изменений:
· Реформистские — эти движения стремятся к изменениям лишь некоторых элементов и норм системы, обычно легальными методами. Примерами таких движений могут являться профсоюзы, ставящие своей целью расширение прав работников; зеленые, выступающие с рядом экологических законодательных инициатив; движения, выступающие в поддержку введения смертной казни или права на аборт. Некоторые реформистские движения могут защищать изменения в обычаях или моральных нормах, такие как, например, осуждение порнографии и распространение некоторых религий.
· Радикальные — такие движения выступают за изменения системы в целом. Они затрагивают вопросы фундаментальных общественных изменений, в отличие от реформистских. Примерами радикальных движений могут служить Движение за гражданские права в США, требовавшее полных гражданских прав и равенства перед законом для всех американцев, независимо от расы (это движение было довольно широким и включало в себя как радикальные, так и реформистские элементы); польская Солидарность — движение, требовавшее трансформации сталинистской политической и экономической системы в демократическую; движение против апартеида в ЮАР.
· По типу изменений:
· Прогрессивные (также используется термин инновационные) — движения, стремящиеся к внедрению в жизнь различных нововведений — новых институтов, законов, образа жизни, религиозных воззрений и т. д. К таким движениям можно отнести республиканские (по отношению к государственному устройству), социалистические, феминистские.
· Консервативные (также используется термин ретроактивные) — движения, ставящие своей целью возвращение к ранее существовавшему образу жизни. К таким движениям относятся: экологические, фундаменталистские (в религиозном смысле), монархические.
· По отношению к целям изменений:
· Направленные на изменения социальных структур — движения, которые могут выступать, в частности, за изменения политической системы. Такие движения могут трансформироваться в политические партии и организации или присоединяться к ним, однако многие остаются за пределами реформистской политической системы.
· Направленные на изменения личности — к таким движениям относятся религиозные движения, в том числе сектантские.
· По методам работы:
· Мирные (ненасильственные) — движения, выступающие за реализацию своих требований мирными средствами в противовес насильственным. Такими были Движение за гражданские права в США; движение «Солидарность» в Польше; гандизм в индийском национально-освободительном движении.
· Насильственные — движения, использующие методы вооруженной борьбы. К таким движениям можно, например, отнести Сапатистскую армию национального освобождения, РАФ.
· Старые и новые:
· Старые — движения за изменения, сформировавшиеся, преимущественно, в XIX веке и отстаивающие интересы тех или иных социальных классов или групп — движение рабочего класса, движение крестьян, движение аристократов, протестантов и т. д. Эти движения сконцентрированы вокруг экономических интересов.
· Новые — движения, начавшие активно развиваться примерно с середины XX века. Это феминистское движение, энвайронментализм, движение за гражданские права, движение за права сексуальных меньшинств, движение за мир, антиядерное движение, антиглобализационное (или альтерглобализационное) движение и т. д.
· По зоне распространения:
· Глобальные — движения, ставящие перед собой глобальные цели. К таким движениям относятся: первый, второй, третий и четвертый интернационалы, движение мировых социальных форумов, Народное глобальное действие, анархистское движение.
· Локальные — большинство движений имеет локальный уровень и ставит перед собою локальные или региональные цели, такие как защита местной природной среды, сквотирование зданий и строений и т. д.
· Мультиуровневые — движения, сочетающие в себе решение задач на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Источник: megaobuchalka.ru