Для того, чтобы понять особенности бизнеса как объекта на рынке МА в теории и проанализируем ситуацию на конкретных рынках.
Причины, побуждающие компании выходить на рынок МА — это улучшение функционирования компании, повышение отдачи на вложенные средства.
Таким образом, в качестве основных факторов, характеризующих успешность функционирования компании, можно считать темпы роста (рост объемов продаж, увеличение доли рынка, международная экспансия и т.п.) в увязке с уровнем отдачи на вложенный капитал (как частный индикатор при этом может считаться традиционная цель фирмы по извлечению максимальной прибыли в результате своей деятельности).
При этом компания может выбрать один из двух следующих вариантов развития:
внутренний (organic growth) — за счет внутренних источников, основным из которых является реинвестирование нераспределенной прибыли;
внешний (external growth) — за счет выхода на рынок МА далеко не всегда приводит к желаемым результатам — об этом говорят как практические обзоры рынков и сделок, так и теоретические исследования.
Обзор высокомаржинальных товаров для продажи. Бизнес с Китаем | Дмитрий Ковпак
Многие компании — профессиональные консультанты на рынке МА (в ретроспективной оценке сделок) свидетельствовало о том, что в результате их осуществления в большинстве случаев (обычно речь шла о 60-70%) не достигается ожидаемый эффект от сделки, т.е. не происходило увеличение стоимости компании.
Согласно модели С. Соланта, разработанной в 1983 году в работе «Потери от слияний: влияние внешних факторов изменений в отрасли на равновесие Курно» , если компании, участвующие в сделке, обладают менее 80% рынка (данный показатель может измеряться по абсолютным значениям выручки компаний), сделка не будет прибыльной, поскольку приводит к «разводнению» бизнеса. Так, например, в случае рынка с тремя равноценными игроками, каждый из которых обладает равной долей рынка, т.е. одной третью, в результате слияния объединенная компания будет с большой долей вероятности обладать половиной рынка. Таким образом, наблюдается как бы отрицательная синергия, когда доля рынка и доход (прибыль) компаний до сделки оказывается больше доли рынка и дохода (прибыли) объединенной компании. Однако необходимо учитывать, во-первых, другие цели кроме максимизации прибыли, во- вторых, возможности достижения синергии (например, регрессивное снижение затрат, налоговых выплат и т. д.) и самое главное: данная модель не рассматривает мотив монополизации рынка ни как цель, ни как возможный и выгодный исход. На самом же деле на практике может оказаться, что объединение двух компаний из трех с равными долями рынка приведет к устранению или существенному сокращению доли третьей компании.
Несмотря на эти негативные выводы, теоретически все же целесообразно оценивать потенциальную эффективность использования рынка МА) представляет гораздо больше возможностей, чем внутренний рост.
Этому способствует достижение синергических эффектов, доступ к новым рынкам ресурсов (капитала, труда) и рынкам сбыта.
Ставим цены правильно. Советы, как не продавать дешево
Оценка же сделок по второму критерию представляет собой гораздо более сложную и неоднозначную задачу. Однако, согласно исследованию крупной консалтинговой группы Boston consulting group функционирования 700 корпораций США за 10-летний период (с 1993 по 2002 годы), компании, придерживавшиеся активной стратегии на рынке МА (например, как при вертикальной, так и при горизонтальной интеграции).
На сегодняшний момент существуют различные мнения относительно того, оправдывают ли сделки МА.
При этом необходимо рассмотреть, каким образом фирма в современных условиях выступает объектом на рынке прав корпоративного контроля.
В наиболее общем виде фирма представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования. Фирма занимается определенной деятельностью, производит товары, оказывает услуги. Основной, хотя и не единственной, целью деятельности коммерческой фирмы традиционно считается извлечение прибыли в результате ее деятельности.
Однако в современных условиях и сама фирма становится товаром особого рода, поскольку она все больше выступает не только в роли субъекта, но и объекта экономических сделок. Все больше происходит сделок по покупке, продаже, слияниям и поглощениям самих фирм. Очевидно, что при осуществлении таких сделок необходимо знать стоимость самой фирмы, что требует оценки этой стоимости.
Отметим, что сегодня в экономической теории и практике принято говорить не о фирме как некоем общем понятии, а о понятии бизнеса и предприятия и соответственно об оценке бизнеса и предприятия.
Поэтому необходимо более четко определиться с этими понятиями.
Бизнес (англ. business — дело) — это инициативная экономическая деятельность по производству и реализации товаров, работ, услуг, ценных бумаг, денег, других видов деятельности с целью получения прибыли и развития собственного дела. Для достижения этих целей должно быть создано предприятие. Предприятие
производственно-экономическии и используемый для осуществления экономической деятельности.
В российской теории оценки и практике оценочной деятельности первоначально говорили об оценке бизнеса, но сегодня более распространенным, правда в теоретических вопросах, является такое определение, как «оценка стоимости предприятия (бизнеса)».
Бизнес должен рассматриваться с позиции его собственника, т. о., предметом оценки бизнеса будет выступать акционерный капитал (100% акций) или определенный пакет акций. Если же рассматривается весь бизнес безотносительно формы собственности, т.е. само предприятие, то предметом оценки будет все предприятие, часть прав на прибыль (или свободный денежный поток) которого имеют кредиторы.
Данное разграничение находит отражение в оценке стоимости компании для акционеров и оценки всей фирмы в целом (на базе построения свободного денежного потока для акционеров — free cash flow to equity — или свободного денежного потока для фирмы в целом — free cash flow to firm).
При осуществлении оценочной деятельности предприятие (бизнес) рассматривается как единое целое, товар особого рода, в состав которого входят все виды имущества и права на это имущество. Предприятие (бизнес) рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, оказывающий услуги, занимающийся различными видами коммерческой деятельности.
В современных условиях наряду с термином «фирма» в схожем значении часто используют такое понятие, как «компания», в несколько более уточненном понимании — как объединения физических или юридических лиц для проведения совместной экономической (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой,
др.) деятельности . Как фирма, так и компания имеют статус юридического лица.
Бизнес как товар
В современной экономике бизнес имеет свою вполне измеряемую цену. Он может продаваться и покупаться как товар. Поэтому сегодня очень актуально иметь возможность оценивать такую стоимость адекватно текущим реалиям. Такие услуги развиваются и доступны, например, вот предлагается оценка бизнеса в самом широком аспекте понимания: не только как товар, но и в качестве рейтинга привлекательности, который напрямую образует заинтересованность партнеров как в инвестициях, так и в использовании предлагаемой продукции данного бизнеса.
Чем выше уровень развития модели монетарной экономики, тем в большей степени такой рейтинг оказывается важен. В США это начинает носить черты абсурдности: делать вид, что бизнес очень успешен стараются все и во всем, иначе он немедленно приходит в упадок в образующемся вакууме недоверия. Пример: одна фирма переживала очень тяжелые времена, что, конечно, ни словом, ни делом никак не афишировалось. Финансы были в критическом состоянии, но ее глава взял и покрасил строения и помещения дорогой краской, да еще с дизайнерскими орнаментами так, как будто ему некуда было девать деньги. Понятно, насколько важен в такой системе взаимоотношений субъективный фактор и это значит, что возможно использование широкого спектра иллюзий и манипуляций именно на уровне воздействия на психику, что и расцветает в США очень заметно.
Оценка стоимости бизнеса как товара зависит от состояния всего другого бизнеса в локальном регионе взаимовлияния и конкуренции и поэтому не может быть постоянной величиной даже при постоянных показателях данного бизнеса. Это означает, что такую оценку необходимо производить всякий раз, когда нужно получать актуальные сведения и для оценки нужна серьезная работа по сопоставлению всего другого бизнеса, включая экстраполяцию в ближайшее будущее. В экстраполяции немалый вес получают планы данной компании, действенность и перспективы которых так же должна быть оценена.
Такая работа посильна только хорошо специализированным структурам, имеющим немалый опыт верификации своих оценок реальным положением дел и уже не ошибающихся более, чем на допустимую небольшую погрешность. Это означает, что специалисты такого профиля должны иметь уже сформированную репутацию.
Результаты экспертной оценки бизнеса важны для очень многих случаев и потребителей такой информации, но, прежде всего, это полезно для самих организаторов данного бизнеса потому, как позволяют достаточно объективно оценить возможности, перспективы и свое положение, в том числе адекватность и дееспособность собственных планов развития.
Источник: scorcher.ru
Бизнес как товар: как правильно оценить компанию
Не знаете, сколько стоит ваш бизнес? А зря. Точный ответ на этот вопрос — ориентир для покупателей, инвесторов, а также для решения задач по реструктуризации, страхованию и управлению. Кандидат экономических наук, CIMA, DipIFR Гузель Нургалиева объясняет, как правильно оценить и что важно сделать перед куплей-продажей компании.
Методы анализа: как можно оценивать бизнес
Самый непростой вопрос — как оценить бизнес. Метод оценки компании зависит от сферы деятельности, размера бизнеса, его истории. В своей практике я опираюсь на несколько подходов — они позволяют увидеть стоимость компании под разным углом и получить более объективную оценку.
Для бизнеса в самом начале пути или уже существующего дела с небольшим доходом подойдет доходный метод. Он основан на оценке дисконтированных денежных потоков, которые компания будет приносить в будущем с учетом рисков, присущих для этой сферы деятельности. Так как сложно предугадать выручку, стоимость может быть завышена, поэтому здесь важно оценивать бизнес по нескольким сценариям в зависимости от возможных рыночных рисков.
Для более крупных компаний, у которых уже есть бухгалтерская или управленческая отчетность, оптимально применить метод чистых активов. Один из минусов подхода — зачастую балансовая стоимость основных средств завышена или занижена по сравнению с рыночной. А стоимость нематериальных активов часто не отражает их реальную стоимость.
Трудозатратным можно назвать сравнительный метод оценки — сложно найти достоверную информацию по стоимости бизнеса схожих компаний. При оценке этим методом необходимо найти организации из схожей отрасли, с похожим географическим положением, операционной и финансовой структурой, выручкой, ассортиментом товаров или услуг. Если бизнес работает недавно, можно использовать среднюю стоимость 4−5 схожих проектов и реализовывать свой за такую же цену. Если же компания существует давно, можно сравнивать данные о доходах при помощи мультипликатора: отношение цены бизнеса к чистой прибыли за год.
Еще один метод оценки — затратный, основан на оценке затрат, необходимых для запуска аналогичного бизнеса в настоящее время, с учетом текущих рыночных цен.
Гузель Нургалиева отмечает, что в вопросе покупки бизнеса важно различать стоимость и ценность: при одной и той же стоимости бизнеса для разных покупателей ценность будет разная
Критерии анализа: на что смотреть при оценке
Существует множество критериев оценки бизнеса. Анализ этого разнообразия позволяет получить наиболее полную и объективную оценку.
К основным критериям принято относить:
расположение бизнеса (например, кафе в центре и на окраине будут иметь разную стоимость);
уровень конкуренции (стоимость бизнеса будет разной для компаний, которые конкурируют с гигантами/мелкими конкурентами/работают на новом рынке;
репутацию (очевидно, что компания с «именем» и уже выстроенной репутацией будет стоить дороже аналогичного бизнеса, но без истории)
перспективу бизнеса и продукции в настоящий момент и в будущем;
объем и динамику продаж;
наличие устойчивой клиентской базы.
Также в ходе оценки бизнеса эксперты выделяют ряд дополнительных критериев. Например, при оценке стартапа дополнительно анализируются бизнес-идея, команда проекта, потенциальные партнеры и клиенты.
Активы и пассивы — ключевые вводные бухгалтерского баланса
Порой даже сам собственник не осознает, что является активом в его деятельности, а что — наоборот. Активы бизнеса — все то, что может принести компании пользу в будущем. Обычно под активами подразумеваются деньги, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции и материалов, основные средства — здания, оборудование, транспорт ( все то, что служит больше года), а также нематериальные активы — активы, которые не имеют материальной формы ( например, объекты интеллектуальной собственности).
Все эти активы покупаются за счет пассивов. Сюда относим акционерный капитал ( деньги, которые получили от выпуска акций), чистую прибыль, кредиторскую задолженность ( отсрочка платежа за товары и услуги, которые нам дают поставщики), кредиты.
Что дороже — бизнес товаров или бизнес услуг?
Этот вопрос важно рассматривать в несколько ином ключе: насколько бизнес может быть масштабируемым и выйти в цифровое поле.
Давайте сравним магазин подарков из продуктов правильного питания долгосрочного хранения и успешную парикмахерскую, в которой работает один мастер-эксперт. Очевидно, что в этом сравнении товарный бизнес будет дороже, так как есть более высокая вероятность работы в цифровом формате. Но если парикмахер, эксперт и профессионал в своей области решает запустить онлайн-курсы, то велика вероятность, что онлайн бизнес услуг будет стоить дороже.
Инвестиции в готовое дело: ценность и стоимость
В какой бизнес сегодня выгодно вкладывать свободные деньги? В первую очередь — в недооцененные его виды. Является ли бизнес таковым, должно показать сравнение оценки стоимости компании и цены покупки. Во-вторых, ответ на вопрос зависит от стартового капитала, экспертизы, страны, типа бизнеса ( производство или услуги), от возможности привлечь инвестиции и оборотный капитал.
Оценить выгодность при вложении помогут следующие показатели:
чистая приведенная стоимость (NPV);
Источник: tatcenter.ru