Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент»
по изучению дисциплины «Психология бизнеса»
Составила доцент каф. ЭиОП Берлова Т.М.
Лекции – 17 часов
Практические занятия – 17 часов
СРС- 110 часов
Экзамен
Цель изучения дисциплины: способствовать подготовке студента к овладению профессией руководителя; формированию психологической культуры управленческой деятельности; самостоятельному нахождению оптимальных путей достижения цели и преодоления трудностей в межличностных отношениях; пониманию психологических факторов, влияющих на принятие эффективных решений; развитию самоорганизации студентов и возможности управлять ею.
В результате изучения дисциплины студент должен:
— психологические теории, лежащие в основе менеджмента;
— методы анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;
— теоретические основы построения управленческой деятельности;
— теории лидерства и руководства в современной психологии управления;
Как стать успешным. Юридический бизнес.
— психологические особенности управленческой деятельности руководителя;
— психологические аспекты принятия управленческого решения;
— психологические аспекты исполнительской деятельности;
— основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения.
— применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе;
— применять методы психологии управления для анализа управленческих ситуаций;
— использовать социально-психологические механизмы управления групповыми явлениями и процессами;
— анализировать мотивацию работников;
— преодолевать конфликтные ситуации;
— принимать индивидуальных решения и брать на себя ответственность.
— понятийным аппаратом, описывающим управленческую деятельность;
— методами организации взаимодействия и профессионального общения;
— приемами ведения деловой беседы;
— методами принятия индивидуальных и коллективных решений;
— способами реализации мотива власти;
— принципами написания распорядительных документов;
— приемами организации командной работы.
1 Содержание дисциплины
Лекции (17 часов)
Модуль 1 Психология бизнеса
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт. (1 час)
Бизнес в России – исторический аспект.Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. [1, 2, 5]
Тема 2.Психология управления в бизнесе (2 часа)
Понятие психологии бизнеса: предмет, объект, цель, задачи. Психологические особенности деятельности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена. Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор.
Лидер. Основные компоненты системы управления. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. [1, 2, 3, 4 , 5]
Как построить успешный юридический бизнес в регионе | Юрист-предприниматель
Модуль 2Личность руководителя
Тема 3. Индивидуальный стиль деятельности руководителя (2 часа)
Понятие «стиля руководства». Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. «Индивидуальный стиль деятельности». Управленческая матрица Блейка и Мутона. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности. [1, 2, 3]
Тема 4. Руководство и лидерство в структуре организации.Руководитель как носитель власти (2 часа)
Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.
Авторитет руководителя.
Власть как психологическое явление. Средства осуществления и формы реализации власти. Видимые и невидимые источники власти. Власть и влияние. Способы осуществления влияния. [1, 3, 4, 5]
Модуль 3 Руководитель и коллектив
Тема 5. Самоменеджмент – основа деятельности руководителя. (2 часа)
Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени и др. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности.
Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления. [1, 3, 4]
Тема 6. Мотивация в деятельности руководителя (2 часа)
Содержание понятия мотивации: потребности, мотивы, стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивационные факторы Ш.Ричи и П.Мартина. Стимулирование. Основные системы улучшения мотивации. [1, 3, 4, 5]
Тема 7. Команда как вид и форма коллективного управления (2 часа)
Формальные и неформальные группы. Уровни развития групп. Групповая динамика. Функционально-ролевая структура группы. Командообразование.
Групповая регуляция индивидуально поведения. Принятие групповых решений. Социально-психологический климат. [1, 2, 3, 4, 5]
Тема 8. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности (2 часа)
Сущность и структура делового общения. Техника деловых контактов. Этика управленческого общения. Повышение культуры управленческого общения. [1, 3, 4]
Тема 9. Конфликт в управленческой деятельности (2 часа)
Природа и типология конфликтов. Личностные конфликты и их последствия. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Способы решения конфликтных ситуаций. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные.
Посредник и его роль в разрешении конфликта. Модель бесконфликтного поведения. [1, 3, 6]
2 Литература и учебно-методические материалы
Основная литература
1. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие/Л.М. Королев. М.: «Дашков и К», 2011. – 188 с. Доступ из ЭБС «Лань»
2. Илинский К.В. Авторитет и лидерство. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. (7 экз.)
3. Столяренко, Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006. (3 экз.)
Дополнительная литература
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359-388;435-515.
5. Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. — СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95.
6. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
7. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2008.
8. Психологические тесты. 1 том//под ред. Карелина А.С./ М.: Владос, 2003. – 312 с.
9. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.
10. Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение курса включает в себя:
— комплект слайдов, разработанных в офисном приложении MicrosoftPowerPoint по всем темам курса;
— мультимедийные аудитории для чтения лекций-презентаций с использованием офисного приложения MicrosoftPowerPoint;
— наличие доступного для студента выхода в Интернет с целью поиска современной информации, научной и учебной литературы по экономике;
— Электронная библиотека — Социология, Психология, Управление — http://soc.lib.ru/
— Библиотека «Пси-фактора» Бизнес-психология — http://psyfactor.org/lybr31.htm
— Учебные материалы по психологии и психологические статьи — http://www.psyarticles.ru
— Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library
— Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — http://www.finansy.ru
— Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
— Сайт Федеральной службы по труду и занятости РФ http://www.rostrud.info
Методические указания студентам
11. Берлова Т.М. Психология бизнеса. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та им И.И. Ползунова, 2013. – 152 с. (40 экземпляров в НТБ АлтГТУ)
12. Берлова Т.М. Методические указания к выполнению расчетного задания по дисциплине «Психология бизнеса» по теме «Оценка психологического климата в коллективе» / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. – 16 с. (50 экз. в НТБ АлтГТУ)
13. Берлова Т.М. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология бизнеса» / Алт. Гос. Техн. Ун-т им.
И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013 – 48 с. (40 экз.)
3 График контроля
1. Каждое из перечисленных выше испытаний оценивается по 100 – балльной шкале.
2. При наличии задолженностей, на зачете студенту выдается дополнительное задание по соответствующим темам.
3. Несданные вовремя контрольные точки оцениваются с коэффициентом 0,9.
4 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга
В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50 – 74 балла – «хорошо», 25 – 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».
Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:
где Ri – оценка за i-ю контрольную точку, pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.
Также при вычислении семестрового рейтинга учитывается посещения студентом учебных занятий.
Параметром посещаемости является П — процент посещений студентом всех видов обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра, на которых проводилась проверка посещаемости. Проценты посещений занятий округляются до целого значения.
В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра. Каждая клетка аттестационной ведомости разделена для этой цели на два сектора.
62 | 40 |
Такое обозначение соответствует текущему рейтингу 62 и посещаемости 40%. Оба параметра относятся к конкретной дисциплине и фиксируют состояние на момент аттестации с начала семестра.
Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине:
R сем = 0,9R+Бп
где R — текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек,
Бп — дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме:
5 Возможности повышения рейтинга
Для повышения рейтинга студент должен проявлять активность на семинарских занятиях, готовить доклады, рефераты. Все это подвергается дополнительному контролю (выступление, защита реферата). После проведения такого контроля (с оценкой R * ), текущий рейтинг пересчитывается:
ПОМНИТЕ! Дирекция, учитывая рейтинги студента по каждой дисциплине, вычисляет комплексные рейтинги, вывешивает рейтинг-листы специальности, курса, института. От вашего рейтинга теперь зависит ваша стипендия!
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: psihdocs.ru
Читать учебное пособие по психологии: «Психология бизнеса» Страница 2
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
домашних заданий. Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования и проверки отчетов по проведенным исследованиям. Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.
2. Содержание тем дисциплины Тема 1. Бизнес как социокультурный институт Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. Тема 2. Психология деятельности бизнесменов Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт.
Бизнес и военное дело. Бизнес и наука. Бизнес и природа. Психологические особенности деятельности бизнесмена. Тема 3. Социальная психология личности бизнесмена Определение понятия бизнесмен. Методы изучения личности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена.
Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор. Лидер. Тема 4. «Психологические качества бизнесмена» Активность – готовность действовать в неопределенности – целеполагание. Активность и мотивация человека бизнеса, целеполагание и активность в бизнесе, «счетность» мышления. Маркетинговое мышление.
Тема 5. Социальная психология бизнеса Конкурентность и конкуренция в бизнесе. «Образцовая конкуренция». Конкуренция и партнерство. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе. Отношение с сотрудниками и управление персоналом. Тема 6. Организационная психология бизнеса Организационные формы человеческих отношений. Устойчивость организации в бизнесе.
Жизненный путь организации в бизнесе. Психологическая характеристика стратегического управления. Психологическая характеристика инновационного развития организации. Командообразования в бизнесе. Тема 7. Психология денег Деньги как социальное явление – проблемы ценности, обмена, денежной культуры. Психология денег как предмет исследования.
Специфика отношения к деньгам в современной России. Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам. Тема 8. Психологические основы этики бизнеса Принцип экономической целесообразности. Принцип ситуативности. Этика индивидуальной ответственности в бизнесе.
3. Распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий Для специальностей 060500.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 061100.65 «Менеджмент организации» (очная форма обучения – 5 лет)
№ п/п | Наименование темы | Всего | Аудиторная работа | ||
Лекции | Практическиезанятия | Самостоятельная работа | |||
4,5 – семестр 120 часов | |||||
1. | Бизнес как социокультурный институт | 8 | 2 | 2 | 4 |
2. | Психология деятельности бизнесмена | 8 | 2 | 2 | 4 |
3. | Социальная психология личности бизнесмена | 16 | 4 | 4 | 8 |
4. | Психологические качества человека бизнеса. | 20 |
Похожие работы
Интересная статья: Основы написания курсовой работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
Источник: referat.co
Как юридически оформить предприятие
Коммерция должна быть такой же, как религия и наука: не испытывать ни любви, ни ненависти. Сэмюэл Батлер, английский писатель Прежде всего нужно запастись терпением и приготовить что– нибудь для чтения, чтобы скоротать время в неизбежных очередях. Впрочем, эти трудности можно обойти, поручив оформление предприятия «под ключ» специально обученным людям.
Мой добрый совет: лучше этого не делать. И не только потому, что это заметно облегчит ваш кошелек (на сотни тысяч рублей), но и потому, что вы лишите себя великолепного тренинга в преодолении бюрократических препятствий, с которыми вам еще не раз придется столкнуться.
Юридическое оформление предприятия включает: • учреждение предприятия, придание ему одной из законных организационно‑правовых форм; • регистрацию предприятия в уполномоченном государственном органе (сегодня это налоговая служба); • получение разрешения милиции на изготовление печати, штампа, фирменных бланков и заказ их у изготовителей, имеющих право на эту работу; • открытие расчетного счета в банке; постановку на учет в налоговой инспекции по месту регистрации предприятия; • постановку на учет в статистическом учреждении. Приступая к выполнению перечисленных формальностей, необходимо иметь в виду, что предпринимательской деятельностью в России могут заниматься: • граждане России; • граждане иностранных государств и лица без гражданства; • объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры).
Участниками (субъектами) предпринимательской деятельности – теми, кто ее осуществляет, являются физические и юридические лица. Малое предприятие может быть зарегистрировано как без образования юридического лица (то есть как физическое лицо), так и с образованием юридического лица. Что это за лица такие? Предприниматель должен в этом разбираться.
Что такое физическое и юридическое лицо
Физическое лицо – это любой гражданин (а значит, и вы, уважаемый читатель), который обладает правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и обязанности.
Такими правами являются право собственности на имущество, право заниматься предпринимательством и другой не запрещенной законом деятельностью, создавать предприятия, совершать любые законные сделки (в том числе и сделки купли‑продажи), брать на себя соответствующие обязательства и т. д. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать юридические обязанности, нести ответственность за совершенные правонарушения. По российским законам полной дееспособностью обладают граждане, достигшие совершеннолетия (18 лет).
В нашей стране вы, как и каждый гражданин, можете иметь любые имущественные права и любые обязанности, кроме тех, которые запрещены законом. Лишение и ограничение правоспособности и дееспособности осуществляется в судебном порядке.
Граждане (физические лица) отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением того, которое в соответствии с законом не может быть взыскано (например, жилой дом с хозяйственными постройками – у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, при условии постоянного проживания в этом доме). Создание малого предприятия как физического лица – наиболее простой и быстрый способ приобщения к предпринимательской деятельности.
Поэтому сегодня подавляющее большинство малых предприятий – физические лица. Однако, как мы увидим далее, эта упрощенная форма имеет ряд недостатков, большинства из которых можно избежать, создав малое предприятие в форме юридического лица.
Юридическое лицо – это предприятие, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Учреждаемое вами малое предприятие в форме юридического лица в правовом отношении является организацией. Что такое организация? В этом также полезно разобраться. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие повседневно проблемы со своей, особенной точки зрения.
М. Рубинштейн, американский социолог
Источник: studfile.net