Этимологически образованы от разных слов и не имеют ничего общего.
Считается, что «компания» пришло в XVII в. из польского kompania, которое восходит к латинскому compania — «сообщество» (от panis «хлеб»). Таким образом, буквально компания — это «сохлебники». Эх, почему у нас нет слова «сохлебничество»?
А что же «кампания»? По всей видимости, тоже пришло из польского. Только от kampania, а в польский попало из французского campagne. Исходное латинское слово — campus (место сражения).
Отсюда же современное кампус — территория университета, студенческий городок.
В русском языке начало употребляться в первой четверти XVIII в., но в значении «военная операция».
Компания или кампания?
Эти слова в лингвистике называются омофонами. Термин обозначает лексические единицы, которые совпадают по звучанию, но значение у них разное. В нашем случае толкование и этимология двух слов никак не пересекаются.
Компания. Общество, группа лиц, проводящих вместе время. Торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение предпринимателей. На английский переводится как company. Проще говоря, это группа людей, объединение.
Компания по производству игрушек. У нас собралась хорошая компания друзей.
Кампания. Совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Совокупность военных операций. Устаревшим считается значение «период плавания или военных операций флота». По-английски зовётся campaign.
Проще говоря, это всё, что относится к действиям или мероприятиям.
Началась приёмная кампания в вузы. Рекламная кампания, избирательная кампания.
Запомним: кОмпания начинает/организовывает кАмпанию.
Сравните два случая:
- Избирательная, предвыборная, вступительная кампания.
- Работать в престижной компании. Попасть в плохую компанию.
Источник: lgram.ru
Компания или кампания?
Слова «кОмпания» и «кАмпания» произносятся одинаково, хотя имеют разные значения. Гласные «О» и «А» — безударные, и их невозможно проверить, подобрав родственное проверочное слово. Из-за этого происходит путаница при выборе верного варианта написания: кАмпания или кОмпания. Чтобы запомнить, как правильно писать эти слова, нужно разобраться, в каких случаях употребляется слово «компания», а в каких – «кампания».
Как правильно пишется
Оба варианта написания верны, только употребляются в разных смыслах. Чтобы не сомневаться в том, как правильно в конкретном случае пишется это слово, нужно запомнить краткое правило соответствия смыслу: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
В чем разница
Оба этих слова пришли в русский язык из иностранных языков. Слово «кОмпания» происходит от латинского «companionem», поэтому пишется буква «О». Слово «кАмпания» происходит от французского слова «campagne», поэтому имеет букву «А».
Значение слова «компания»
В словаре русского языка Ожегова современного издания приводится два значения слова «компания»:
— группа лиц, проводящих вместе время;
— торговое или промышленное предприятие.
В значении «группа лиц» слово «компания» часто используется с эпитетом, конкретизирующим черты этой группы, например: дурная компания, компания подростков. Употребляя слово «компания» в значении «предприятие» или «организация», всегда указывают ее название или специфику: клининговая компания, транспортная компания.
Иногда в названии фирмы или организации используется фамилия ее главы или основателя, например «Петров и компания». В этом случае слово «компания» принято сокращать, используя знак К°. Значок К° произносится «ко». Примером организации с таким названием является издательство «Дашков и К°». Чтобы получить на компьютере символ °, нужно, удерживая клавишу Alt, набрать на малой (правой) клавиатуре цифры 0176, а затем отпустить Alt.
Обобщая, можно сказать, что компания – это группа людей, объединенных общей чертой, например:
— строительная компания – группа людей, которая занимается строительством объектов;
— молодежная компания – группа молодых людей, которые проводят вместе время.
Аналогичным образом, с гласной «О» пишутся родственные слова «кОмпаньон» и «кОмпанейский», а также сложное слово «кают-компания», образованное из двух слов. Кают-компанией называют общее помещение на судне для еды, отдыха, собраний.
Примеры предложений
- Большой секрет для маленькой кОмпании.
- КОмпания школьных друзей решила пойти в поход в ближайшие выходные.
- Мы обратились к кОмпании-изготовителю с просьбой продать дополнительное оборудование.
- Чтобы объединить ресурсы, учредители создали группу машиностроительных кОмпаний.
- Наша кОмпания является крупнейшим производителем стройматериалов на российском рынке.
Значение слова «кампания»
Слово «кАмпания» первоначально употреблялось применительно к военным действиям. Словарь русского языка Ожегова современного издания объясняет, что «кампания» в этом смысле – это совокупность военных операций, проходящих в одном месте (театр военных действий) в определенное время.
В дальнейшем слово «кАмпания» стали использовать в более широком смысле, подразумевая ряд действий, производимых для достижения определенной цели, например:
— предвыборная кАмпания – действия по подготовке выборов;
— рекламная кАмпания – действия с целью прорекламировать продукцию;
— уборочная кАмпания – действия с целью убрать урожай.
В настоящее время довольно часто встречается производное слово — «пиар-кАмпания». Оно происходит от английской аббревиатуры PR (Public Relations), которая произносится как «пи-ар». Public Relations в переводе — это «связи с общественностью».
Пиар-кампания – это комплекс мероприятий с привлечением СМИ, нацеленный на формирование положительного общественного мнения о ком-либо или о чем-либо, возбуждение интереса, роста популярности и т. п.
Поскольку пиар-кампания – это действия, то написание «пиар-кОмпания» будет неверным.
Примеры предложений
- Избирательная кАмпания завершилась победой кандидата от партии «Единая Россия».
- В нашем городе провели кАмпанию по сбору книг для районных библиотек.
- В период перестройки в нашей стране проводилась антиалкогольная кАмпания.
- Военная кАмпания была блестяще организована, поэтому привела к победе.
- Из-за ранней весны и жаркого лета уборочная кАмпания началась раньше обычного срока.
Заключение
Итак, правописание слов ко/ампания определяется их значением в контексте высказывания. Выбрать правильный вариант поможет краткое правило: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.
Источник: correctno.ru
Как правильно: «кОмпания» или «кАмпания» (спойлер: возможны оба варианта)
«Компания» и «кампания» — слова-омофоны. Звучат они одинаково, но пишутся по-разному, и значение тоже имеют разное. Давайте разберёмся, в каких случаях использовать существительное «компания», а в каких — «кампания».
- Компания китайских туристов оккупировала Красную площадь
- Независимый кандидат начал свою предвыборную кампанию
Слова «компания» и «кампания» часто пишут, особо не задумываясь над смыслом. А надо бы. Компанией называют группу людей, какое-то общество (от французского compagnie). Ещё компания — это предприятие, которое занимается производством, торговлей или чем-то подобным.
Слово «кампания» (от французского campagne) в русском языке появилось довольно поздно — в начале XIX века. Теперь оно обозначает не только военную операцию (первое значение), но и цикл мероприятий, который направлен на достижение какой-либо цели.
Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!
Источник: mel.fm