Все новое – это хорошо забытое старое: эту мысль подтверждают представленные в книге 55 инновационных бизнес-моделей, доказавших свою эффективность. Для всех, кто планирует основать компанию или провести реструктуризацию, книга станет замечательным источником идей. Авторы представляют информацию в сжатой и понятной форме, дополняя ее многочисленными примерами из практики.
Книга прекрасно подойдет и для беглого знакомства с теми моделями, которые позволяют привлекать и удерживать клиентов. Впрочем, некоторые из перечисленных подходов сложно отличить друг от друга; можно было бы ограничиться и 40 шаблонами. Отдельные примеры тоже кажутся натяжкой. Однако несмотря на эти недостатки, справочник чрезвычайно полезен и удобен в применении и содержит помимо анализа советы, как организовать процесс создания новой бизнес-модели.
Из краткого содержания книги вы узнаете:
- Почему копирование существующих бизнес-моделей позволяет добиться успеха;
- Какие существуют перспективные модели.
Основные идеи
- Из всех нынешних форм организации бизнеса действительно инновационными можно считать процентов десять – остальные опираются на одну из известных бизнес-моделей.
- Используйте существующие успешные бизнес-модели в качестве источника вдохновения.
- Продолжающееся преобразование в цифровой формат оказывает воздействие на культуру практически каждой компании, открывая перед фирмами новые перспективы.
- Если активно привлекать клиентов к процессу разработки новой продукции и учитывать их пожелания, то наградой станет их устойчивая лояльность.
- Потребители будут рады прозрачной системе ценообразования.
- Источником дополнительных доходов могут стать вторичное использование ресурсов и новые способы монетизации ноу-хау.
- Многим компаниям удалось добиться успеха, продавая дешевый основной продукт-“наживку” вместе с более дорогими, но необходимыми для его использования дополнительными товарами или услугами.
- Реклама как дополнительный источник дохода – модель, которая работает как в цифровом, так и в физическом мире.
- Концентрация на работе с определенными целевыми группами или рыночными сегментами может дать важные преимущества.
- Чем выше качество и объем собираемой о клиентах информации, тем больше возможностей на ней заработать.
Новаторство через творческое подражание
Руководство успешных компаний понимает, что в наше время недостаточно просто разрабатывать инновационные продукты или процессы. В долгосрочном периоде выживают только те фирмы, в которых выстроены новаторские модели ведения бизнеса, а также созданы необходимые для их внедрения инфраструктура и корпоративная культура. “Навигатор по бизнес-моделям”, разработанный в Университете Санкт-Галлена в Швейцарии, – одна из первых подробных методик построения инновационных бизнес-моделей. В нем рассмотрены 55 зарекомендовавших себя на практике схем. Из всех нынешних форм организации бизнеса действительно инновационными можно считать процентов десять – остальные же являются результатом творческого переосмысления, переноса в другую сферу деятельности, рекомбинации уже известных моделей. Каждый новый бизнес может разработать на их основе собственную концепцию, руководствуясь опытом успешных фирм. Вот эти 55 бизнес-моделей:
Об авторах
Оливер Гассман преподает управление инновациями в Университете Санкт-Галлена. В 2009 году назван одним из самых выдающихся исследователей в области инноваций. Каролин Франкенбергер ранее работала в компании McKinsey, а сейчас преподает на кафедре управления инновациями в Университете Санкт-Галлена. Докторант того же университета Микаэла Шикявляется ассистентом по научной работе.
Источник: teletype.in
Архетипы бизнес-моделей как альтернативный способ создания инновационного бизнеса
Аллаяров, Э. А. Архетипы бизнес-моделей как альтернативный способ создания инновационного бизнеса / Э. А. Аллаяров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 218-222. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60023/ (дата обращения: 22.05.2023).
Исследование сущности и определений бизнес-моделей, а также общих конструкций и элементов их построений позволило выявить преимущества, которые получают предприниматели и высший менеджмент при использовании бизнес-модели. Применение такой концептуальной конструкции для оценки бизнеса позволяет предпринимателям обозначить его функции, определить сильные и слабые стороны и возможности, сравнивая атрибуты других предприятий, использующих аналогичную структурную модель.
Согласно исследованиям А. Остервальдера, бизнес-модель служит для описания и обоснования принципов создания, развития и успешной работы организации [3, c. 20]. Сама концепция бизнес-модели великолепна, однако ее практическая ценность для многих менеджеров по продукту, как правило нуждающихся в более компактных и удобных в использовании инструментах, сомнительна. Существует постоянно пополняемая библиотека популярных моделей (например, «Бритва и лезвие», «Подписка»), успешно используемых другими компаниями, но знания эти нередко разрозненны, не содержат информацию о функционировании организации.
Для менеджеров по продукту важно четко сформулировать функции и сферу контактов своего бизнеса на рынке. Именно с учетом этой проблемы был разработан другой подход, называемый архетипами бизнес-модели.
Целью данной работы является изучение альтернативного подхода к построению бизнес-модели и возможности создания инновационного бизнеса. Объектом исследования выступают архетипы, предметом изучения является создание архетипов.
Концепция архетипов бизнес-моделей заимствована из работы Карла Юнга, психиатра XX века, предположившего, что существуют фундаментальные свойства личности, свойственные всем людям, которые наследуются ими и становятся атрибутами при формировании их собственных личностей. Данная теория получила название «Архетипы личности».
Концепция Юнга также имеет отношение к фундаментальным личностям бизнеса и обеспечивает отличную структурную базу для определения спектра возможных шаблонов бизнес-моделей [4, с. 12]. В изучение архетипов бизнес-моделей свой вклад внесли предприниматель Нил Кэбедж [4] и ученые из Массачусетского технологического института (Томас Мэлони с соавторами) [5].
Ученые из Массачусетского университета выявили, что для классификации любого бизнеса необходимо ответить на два фундаментальных вопроса:
- Какие активы вовлечены в бизнес?
- Какие права на активы продаются?
Ответы на эти вопросы представляют 2 измерения бизнеса, на стыке которых образуются 16 архетипов бизнес-моделей. Первое измерение составляют вовлеченные в бизнес активы, среди которых были выделены 4 основных типа:
– финансовые;
Второе измерение составляют права на продаваемые активы. Одним из фундаментальных аспектов бизнеса является то, какие законные права присуждаются покупателю после завершения сделки, в связи с этим можно выделить следующие 3 права:
– право собственности на владение активом;
– право использования актива;
– право передачи актива.
Каждое из этих прав, как показано в Табл. 1, соответствует различным моделям, имеющим права на актив.
Модели прав на активы
Какие права продаются
Влияние бизнеса на преобразование актива
Выбранные в качестве критерия отбора измерения (какие активы вовлечены в бизнес и какие права на активы продаются) образуют 16 архетипов бизнес-моделей (представлены в Табл.2), которые позволяют понять идеологию и методику селекции более детальных и систематизированных бизнес-моделей.
Архетипы бизнес-моделей, представленные учеными Массачусетского технологического института
создатель, владение активом на его существенное преобразование
создатель человеческих активов
дистрибьютор, владение активом с правом на его ограниченное преобразование
оптовый или розничный продавец
продавец интеллектуальной собственности
дистрибьютор человеческих активов
владелец, право на использование актива
владелец финансовых активов
владелец физических активов
владелец интеллектуальной собственности
брокер, посредник по передаче прав на активы
брокер по финансовым активам
брокер по физическим активам
брокер по интеллектуальной собственности
брокер по человеческим активам
Для рассмотренных измерений, по мнению авторов работы [5], данных 16 архетипов бизнес-моделей вполне достаточно, чтобы понять идеологию и методику селекции.
Далее будет рассмотрена вторая концепция создания архетипов, представленная Нилом Кэбеджем [4]. Нил Кэбедж перенес концепцию Юнга в область функционирования предприятий и выявил следующие три элемента, которые описывают основные интересы и деятельность каждого бизнеса:
По аналогии с аддитивным цветовым колесом три вторичных архетипа получаются путем объединения атрибутов трех первичных архетипов (см. рисунок 1).
Рис. 1. Архетипы бизнес-моделей, разработанные предпринимателем Нилом Кэбеджем
Кэбедж выделяет первичный и вторичный уровни архетипов. Первичный составляют три значимых лица, описывающих основные интересы и деятельность каждого бизнеса — это торговля, продукт, услуга, а вторичный уровень архетипов образуется в результате объединения первичных:
– брокеридж — объединение торговли и услуги;
– подписка — объединение продукта и услуги;
– торговая площадка — объединение торговли и продукта;
– экосистема — объединение всех первичных архетипов.
Нил Кэбедж представляет архетипы бизнес-модели как семь фундаментальных бизнес-личностей, на основе которых может быть разработана любая бизнес-модель.
Представление контекста всех доступных моделей позволяет увидеть, как предприятия связаны, и обозначить направления, в которых они могут развиваться.
Данные семь архетипов являются абстракциями высокого уровня, описывающими основные истины о категориях бизнеса. Это может быть полезно для определения обобщенного контекста, исходя из которого можно определить, где именно в спектре возможностей следует сконцентрировать усилия, однако он недостаточно конкретен, чтобы быть действенным. Для повышения его эффективности к каждому из модельных архетипов были добавлены два прототипа. Прототип — это более конкретная и функциональная демонстрация того, что возможно в модельном архетипе [4, с. 85].
Установление спектра структурных вариантов — это отличная возможность для продумывания стратегии бизнеса. Как правило, команды обнаруживают, что они более тесно связаны с одним из архетипов, нежели с другими, в то же время, оценив свои варианты более детально, они могут обратиться к соседним архетипам, что откроет для их бизнеса дополнительные возможности и, возможно, даже позволит выработать более инновационный и эффективный подход.
Основная ценность, заложенная в структуре архетипов бизнес-модели, — предоставление концептуальной основы для обдумывания возможностей, которые, возможно, предприниматель и не рассматривал.
Рассмотренные архетипы бизнес-моделей и два альтернативных подхода к их созданию позволяют сделать вывод, что с помощью архетипов каждый менеджер по продукту сможет четко сформулировать основополагающую стратегию своего бизнеса и понять свой контекст, а также определить варианты расширения и разворота — данная структура как раз и предоставляет упрощенный метод для достижения этих целей.
В то же время при использовании данного метода возникает другая проблема: чтобы менеджер по продукту повторно не изобретал велосипед, стоит обратиться к уже успешно существующим бизнес-моделям предприятий, но, как отмечалось ранее, сведения о них разрозненные и несистематизированные.
В связи с данной проблемой необходимо упомянуть работу ученых Университета Санкт-Галлена (Оливера Гассмана с соавторами), которые в 2014 году проанализировали наиболее революционные инновации в области бизнес-моделей за последние 50 лет и выявили предсказуемые и систематические шаблоны, лежащие в их основе. Они пришли к выводу, что более 90 % всех инновационных бизнес-моделей лишь комбинируют существующие идеи и концепции из других областей [1].
Полученный вывод они обратили в преимущество (как инженеры, которые используют методы дизайна, включающие определенные технические правила и эвристические процедуры) и создали метод, построенный на основе 55 шаблонов успешных бизнес-моделей, которые могут послужить образцом для собственных инновационных бизнес-моделей.
Метод базируется на создании «Навигатора по бизнес-моделям», главной целью применения которого является глубокое осмысление 55 шаблонов (представлены в таблице 2). Все шаблоны подробно описаны в упомянутой работе.
55 шаблонов бизнес-моделей согласно исследованию Оливера Гассмана
Источник: moluch.ru
Бизнес модель использование по максимуму
Выбирая бизнес-модель “Провайдер решений”, компания предлагает полный спектр товаров и услуг в определенной области. Она предоставляет индивидуальные контракты на установку, обслуживание и консалтинговые услуги.
Бізнес-моделі
Як роблять потужні продажі Dell та український стартап Silentbox?
При використанні бізнес-моделі «Прямі продажі» продукти компанії пропонуються на продаж безпосередньо виробником або постачальником послуг, а не через проміжні канали на кшталт роздрібних магазинів.
Бізнес-моделі
Як заробляє Porsche і українська компанія Onyx Trade і що між ними спільного?
Головна ідея бізнес-моделі «Використання по максимуму» — просування експертність за рамками основного бізнесу. У бізнес-моделі ноу-хау або інші ресурси компанії не тільки використовуються в ній самій, а й пропонуються ринку як сервіс.
Бізнес-моделі
Бізнес-модель: як прориву в бізнесі досягли Ford Motor Company, Zara і українська будівельна компанія Unit Development
Багато світових технологічно розвинених компаній прагнуть до інтеграції. Їх підштовхує бажання споживача отримувати все з одного джерела. Розповідаємо про бізнес-модель «Інтегратор», подолання пов’язаних з нею труднощів і ефективну реалізацію.
Бізнес-моделі
Бізнес-модель: що спільного у стрімінгового гіганта Netflix і українського сервісу моніторингу медіа SoMo
Бізнес-модель, яка більше століття широко використовувалася тільки видавництвами, які пропонували регулярну розсилку газет і журналів, зараз стала однією з найпопулярніших і вигідних в багатьох сферах бізнесу. Розповідаємо про бізнес-моделі «Підписка» і як ефективно її реалізувати.
Источник: usb.education