Презентация на тему: » Бизнес-модели современных медиапредприятий Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2012/2013.» — Транскрипт:
2 Бизнес-модели современных медиапредприятий Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2012/2013 учебный год
3 Экономические отличия СМИ По типу рынков, на которых конкурируют СМИ; По природе и степени конкуренции на этих рынках; По уникальному уровню концентрации в отрасли; По монопольным характеристикам.
4 Как СМИ зарабатывают? Многие СМИ «бесплатны» для аудитории: ТВ, радио, газеты Даже в тех случаях, когда СМИ реализуются за деньги, «плата» от аудитории составляет только часть бюджетов медиакомпаний: не более 1/3 бюджета ежедневной газеты США, ½ бюджета французской ежедневной газеты Какие примеры бесплатных СМИ можно привести?
6 СМИ – сдвоенный рынок товаров и услуг Сдвоенный рынок товаров и услуг Содержание СМИ доступ к аудиториям = как товаруслуга для рекламодателей
Сессия «СМИ как бизнес»
8 Бизнес-модель БМ – это способ получения прибыли от деятельности компании БМ связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы – издержки – прибыль БМ обращает внимание –На взаимосвязь различных стадий производства содержания (т.е. на цепочку ценности) –На формы получения прибыли и распределения ее между различными участниками процесса производства –На оптимизацию издержек –На конкретные формы применения стратегии для обеспечения жизнедеятельности компании
9 Определение БМ БМ – это формальное описание структуры и деятельности компании, это метод ведения бизнеса, инструмент, используемый для получения доходов, видение того, как компания может служить своим сотрудникам и клиентам Традиционная БМ в медиаиндустрии: производство контента достижение желаемых целевых групп получение прибыли (путем продажи рекламы и/или контента)
10 Источники доходов Подписка + Розница Абонентская плата Потарифная / поминутная оплата Продажа «содержания» = контент-продуктов Реклама + спонсорство + продакт плейсмент Продажа авторских прав и форматов Продажа собственного контента другим СМИ Кооперация с мобильными сервисами (смс-голосование) Продажа клиентских баз данных Вторичные рынки Нежурналистский контент Внерыночная модель: –добровольные пожертвования –Государственные субсидии Что будет завтра.
11 Задание на лекции Какие элементы бизнес-модели СМИ, на ваш взгляд, наиболее перспективные в будущем? Почему?
12 Case study Перевод бумажной газеты в электронную –По материалом Гильдии издателей периодической печати:
13 Структура расходов в печати Содержание редакции – 25% Производственные расходы, печать – 25% Распространение – 20% Маркетинг, реклама – 20% Управление – 10% Итого = 100% –Средний расчет для рынка Западной Европы и США
14 Переход в электронный формат Новые специалисты в редакцию: авторы, редакторы, аналитики, графические дизайнеры, видео-дизайнеры; всего – примерно 200 чел. (в среднем 27 млн. дол. в год новых инвестиций) Увольнения: всех, кто связан с «бумажным» производством (сокращение 45% расходов до 15% — обслуживание веб-сайта и приложений) Остальные расходы – на прежнем уровне
Бизнес модель СМИ ЦЕНТР
15 Новая структура расходов Содержание редакции – 40% ($ 27 млн.) Производственные расходы, технические службы – 15% ($10 млн.) Маркетинг, реклама – 30% ($ 20 млн.) Управление – 15% ($ 10 млн.) Итого = 100% ($ 67 млн.)
16 Как с рекламой? Аудитория: 5 млн. уникальных посетителей в месяц Просмотр: в среднем 20 стр. в месяц –NYT – 15 стр. на пользователя в месяц (есть платный доступ) –WSJ – 14 стр. на пользователя в месяц (часть разделов платные) –FT.com – 11 стр. на пользователя в месяц (только платный доступ) –Guardian – 14 стр. на пользователя в месяц (бесплатный доступ) Реклама: на каждой странице – несколько баннеров = CPM (cost per thousand, затраты на тысячу, в интернете: затраты на клик) — $ 20 ________________________________________________________ Итого: $ 24 млн. годового дохода, $ 5 дол. дохода на каждого посетителя в год
17 Подписка? Важно: лояльность аудитории Задача: определить объем аудитории, которая готова платить Особенности: новости – товар эластичного спроса; эластичность различна для общеполитических и специализированных новостей Предположение: подписка на электронное издание — $ 10 долл. в месяц Дополнительные факторы: налоги – 15% (8% в США, 20% во Франции) + стоимость платформы (включая трансакции, базы данных) – 13% В результате: –1 цифровой подписчик принесет годовой ARPU (average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) $ 89, –при платных подписчиков (10% мировой аудитории) доход 44 млн. дол. в год
18 Баланс Реклама: $ 24 млн. (35%) Подписка: $ 44 млн. (65%) Итого: $ 68 млн. (100%) _________________________________ Расходы = $ 67 млн. Операционная маржа = 2% – близка к потерям __________________________________ Однако: — при повышении платы до $ 12 дол. операционная маржа увеличивается до 13% — возникают другие возможности (например, бумажный еженедельник)
19 Уровни конвергенции Технологический –Объединение всех типов цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа: посредством одной платформы осуществляется доступ к разным типам СМИ Экономический/индустриальный –Процесс интеграции прежде напрямую не связанных отраслей экономики: медиа + компьютерная (ИТ: hardware + software) + коммуникационная (телекоммуникации, телефония, технологии вещания) индустрии Профессиональный –Мультимедийная редакция/ньюсрум –Универсальный/конвергентный журналист
20 Цепочка (создания) ценности в медиабизнесе Основы экономики и менеджмента зарубежных СМИ Профессор Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ, 2010/2011 учебный
21 Стратегический анализ: Комплекс окружающей среды Макроанализ –экономический, политический, технологический, социо-культурный Анализ индустрии СМИ –поставщики/покупатели/конкуренты/потенциа льные участники/заменители Формулирование и реализация стратегии
22 5 конкурентных сил Майкла Портера Достаточно старая и известная модель определения привлекательности текущей отрасли для компании Она помогает определить потенциальные опасности и проблемы, с которыми придется столкнуться компании
23 Пять сил влияния на компанию новые конкуренты — новые игроки на рынке; существующие конкуренты; «конкуренты», предлагающие продукты- заменители; власть поставщиков; власть покупателей;
24 Схема 5 сил Портера
25 Портер: элементы основной деятельности Входящие поставки: приобретение, хранение и распределение исходных ресурсов для производства продукции или услуг; Операции (производство): обработка, сборка, контроль качества и т.п.; основная функция – в том, чтобы превратить исходные ресурсы в конечный продукт/услугу; Исходящие поставки: распределение продукта между покупателями – хранение, погрузка и разгрузка, управление складскими запасами. Маркетинг и продажи: ознакомление потребителей с продуктом или услугой, включает решения в области ценообразования товара, его продвижения на рынке, дилерской поддержки и др. Обслуживание: повышение или сохранение ценности продукта или услуги; включает предпродажную подготовку, обслуживание в торговых точках, послепродажное обслуживание, ремонт и т.п.
26 Вспомогательная деятельность Портер определяет четыре вида вспомогательной деятельности: материально-техническое снабжение, технические разработки, управление трудовыми ресурсами инфраструктура фирмы
27 Цепочка ценности Цепочка ценности (value chain) — понятие, введенное М. Портером и рассматриваемое в рамках системы стоимости. В контексте конкуренции М. Портер определяет стоимость как сумму, которую покупатель согласен уплатить за то, что ему поставляют. Цепочка ценностей иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и кончая производством готового изделия. Исследуя процесс шаг за шагом, можно установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима.
28 Производственная цепочка/ цепочка создания ценности Производ- ство Упаковка Распростра-нение Сырье
29 Структура цепочки создания ценности
31 Рыночные стратегии предприятий СМИ Знание современных тенденций: –Анализ «вертикальной производственной цепочки» –Отчуждение собственности от управления Основные стратегии: –горизонтальный рост –вертикальный рост –диагональный рост –кластеризация
32 Формирующийся кластер индустрии содержания Газетный и журнальный бизнес Книгоиздание Телевизионная индустрия Радиоиндустрия Кинопроизводство Видеопроизводство Звукозаписывающая индустрия Производство онлайнового содержания Производство компьютерных игр Создание баз данных
35 Постоянные и переменные издержки в СМИ Переменные издержки в печатных СМИ: бумага, типографская краска, доставка расширение производства ведет к увеличению аудитории Постоянные издержки в ТВ-индустрии: оплата труда творческих коллективов, амортизация съемочного оборудования дорогостоящая программа не обязательно создает большую аудиторию
36 Ценность для предпринимателей Экономическая эффективность предприятия; Размер собственности медиакомпании; Диверсифицированность производства; ___________________________________ Положение на рынке влияния, на рынке общественного мнения; Соображения престижа.
37 Медиапланирование Медиапланирование – процесс постановки и решения проблемы выбора медиасредств рекламы, способствующих охвату целевой аудитории наилучшим образомМедиапланирование – процесс постановки и решения проблемы выбора медиасредств рекламы, способствующих охвату целевой аудитории наилучшим образом Медиасредство рекламы – один из способов доставки рекламного обращения до получателяМедиасредство рекламы – один из способов доставки рекламного обращения до получателя
38 ТВ как рекламоноситель Предоставляет доступ к национальной аудитории; Позволяет взаимодействовать с региональными аудиториями; Способствует творческой фантазии; Цифровое вещание сужает аудитории, но предоставляет доступ к более четким сегментам зрителей Зрители Переключают каналы; Смотрят вместо ТВ видео; Критикуют рекламу за глупость и низкое качество, Путают рекламные бренды, Фрагментируются по мере развития цифрового вещания
39 Радио как рекламоноситель Встраивает рекламные объявления в ежедневную рутину (завтрак, поездки на автомобиле) и конкретный район Имеет относительно дешевое размещение Слушатели Имеют большой выбор радиостанций, Не запоминают дешевые рекламные объявления Сохраняют приверженность некоммерческим радиостанциям
40 Пресса как рекламоноситель Предлагает регулярную публикацию Имеет четко определенную аудиторию Читатели пролистывают скучные объявления, Имеют большую свободу выбора содержания внутри газет и журналов
41 Изучение СМИ рекламодателями Характеристики аудитории СМИ Охват аудитории конкретным СМИ Степень доверия аудитории к СМИ Экономическая эффективность рекламы
42 Характеристики аудитории СМИ демографические исследования (возрастной состав, пол, национальная принадлежность, образование, доходы, состав семьи); психографические исследования (стиль жизни, формы жизненной активности, мнения, жизненные интересы, ценности; VALS-исследования); геодемографические исследования (изучение демографических и психографических характеристик аудитории с учетом географических особенностей регионов и территориальных кластеров).
43 Охват аудитории конкретным СМИ Реализация тиража печатных СМИ Частота вещания ТВ и радио
44 Степень доверия аудитории к СМИ Уровень доверия к рекламе Уровень доверия к содержанию Преимущественное использование СМИ как источника информации или рекламы
45 Экономическая эффективность рекламы Сравнение эффективности СМИ Стоимость 1 черно-белой полосы ЗТ=(или 1 единицы другого цвета и размера) Х 1000 Тираж (число охваченных читателей) Стоимость 1 единицы времени Х ЗТ= Число охваченных домов или зрителей отдельной программы или в определенный период времени
46 Рейтинги и доли Число зрителей / слушателей программы (или общее число домохозяйств) R = х 100% Общая аудитория ТВ или РВ Число зрителей / слушателей программы (или общее число домохозяйств) S = х 100%, Общее число включенных телевизоров (HUT) или радиоприемников (PUR)
47 Аудитория как экономический ресурс Предсказанная – первый компонент конечного продукта, продан рекламодателю Измеренная – главная ценность Фактическая – реальные люди
48 Развитие аудитории Сегментация аудитории: дальнейшая демографическая реструктуризация западных обществ, размывание четких социальных границ; Сокращение свободного времени Изменение стиля жизни Фрагментация: диверсификация систем СМИ, появление новых медиа – многочисленных каналов кабельного и спутникового ТВ, интерактивного ТВ, «ТВ по заказу», Интернета
49 Сегментация российской аудитории Основные группы: –Любители острый ощущений – 6% –Ценители гармонии – 11% –Ориентированные на семью и общество – 14% –Принимающие решения – 16% –Знатоки – 26% –Любители развлечений – 27%
50 Рыночные структуры в медиаиндустрии видеокассеты телепрограммы аудиозаписи телепрограммы аудиозаписи книги газеты книги газеты телевидение телевидение Интернет-контент Интернет-контент фильмы фильмы журналы, радио сеть КТВ журналы, радио сеть КТВ интернет- провайдер интернет- провайдерСовершенная Монополистическая Олигополия Монополия конкуренция конкуренция
Источник: www.myshared.ru
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
СОВРЕМЕННАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СЕТЕВЫХ СМИ, НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА».
Серебрякова А.В. 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Сетевое издание «Комсомольская правда» зарегистрировано 12 июня 2012 года. С точки зрения временных рамок, сайт молодой, однако, учитывая тот факт, что сайт создавался на базе газеты, выходящей с 1925 года, нельзя говорить о начальной стадии развития. Разумеется за эти годы имидж издания менялся неоднократно.
Самым значительным переходом можно считать смену формата с иформационно-молодежного к развлекательному. Сам сайт объединяет в себе газету, радио и телеканал «КП». То есть с одной стороны мы можем утверждать о наличии конвергенции каналов распространения контента, с другой же стороны сами каналы на сайте разделены.
Пять эффективных бизнес-моделей для новостных изданий в 2020
Делать предсказания — непростое дело, но в 2020 году есть вещи, которые можно смело заявить как факт: например, новостные издания не могут зависеть от старых способов ведения бизнеса. Такая тенденция наблюдается во всём мире. Старая бизнес-модель во многом зависела от доходов от печатной рекламы и тиража, а новые цифровые объявления практически полностью поглотили ненасытные технические гиганты Facebook и Google. Это поставило издателей новостей в трудное положение, но всё чаще им удаётся находить новые способы взаимодействия с общественностью, параллельно открывая новые потоки доходов. «Новый репортёр» собрал пять самых интересных решений по этой теме.
Кооператив
Многие новостные организации говорят о более тесной работе со своими читателями, прислушиваются к тому, что они хотят, вовлекают в социальные сети и в различные мероприятия. Но некоторые редакции продвинули эту идею намного дальше, позволив своим читателям фактически купить долю в публикации. В 2018 году Berkeleyside провёл успешное прямое публичное размещение акций (DPO), получив миллион долларов от 355 инвесторов.
Другие организации стали кооперативами, в которых читатели становятся совладельцами и имеют непосредственное право голоса при принятии деловых решений. The Bristol Cable работает как кооперативная новостная организация с 2014 года. Более 2000 членов платят по 3 фунта стерлингов (3,9 доллара США) в месяц, чтобы получить право голоса в основных решениях. Это не единственная плата — люди делятся своими навыками и тратят своё время, чтобы помочь организации.
Ещё один пример — The Devil Strip в Акроне, штат Огайо. Организация предлагает читателям заплатить всего 1 доллар в месяц, чтобы стать совладельцем издания. За 330 долларов можно стать полноправным «акционером на всю жизнь». Они получают право голоса при принятии решений о том, какие материалы и расследования будут публиковаться в The Devil Strip и даже могут баллотироваться в правление издания.
Некоммерческое преобразование
Могут ли новостные редакции стать известны как общественное благо, причина благотворительности и пожертвований, неполитическая платформа для сообществ? Это цель тех медиа, которые переходят с коммерческой бизнес-модели на некоммерческую.
Только в этом году такие разные издания, как Salt Lake Tribune, Berkeleyside и alt-Weekly Chicago Reader, объявили о своем намерении стать некоммерческими предприятиями. «Это налоговый статус, а не бизнес-модель, — рассказывает Мэтт ДиРензо, бывший исполнительный редактор LION Publishers. — Некоммерческие организации не должны платить налоги с доходов, но их деятельность должна служить общественным интересам, а не интересам владельцев или акционеров».
Некоммерческим медиа также необходимо создать совет директоров, который будет курировать, утверждать бюджет. В случае с Salt Lake Tribune владельцу пришлось отказаться от контроля над новостной организацией. Владелец Berkeleyside должен получить согласие всех своих акционеров.
Издания всё равно должны зарабатывать достаточно, чтобы содержать редакцию и платить сотрудникам. Оказалось, что легче брать необлагаемые налогом пожертвования и подавать на гранты из фондов, чем заработать на рекламе.
Государственная поддержка
Долгое время правительство США поддерживало местные новостные издания через Корпорацию общественного вещания. Эта поддержка меркнет по сравнению с тем, что происходит в европейских странах, которые гораздо щедрее финансируют государственные СМИ. В Нью-Джерси появился другой способ — местные новости финансируются общественностью через правительство.
Под давлением сторонников свободной прессы и общественности в Нью-Джерси появился закон о создании Гражданского информационного консорциума. Это некоммерческая организация, которая будет предоставлять гранты для совместных проектов, нацеленных на улучшение доступа к информации, развитие гражданской активности и обучение гражданских журналистов. Первая версия закона предусматривала пять миллионов долларов, финансирование началось с двух миллионов долларов, но это всё равно хорошее начало.
Другой пример эффективной государственной поддержки местных СМИ — из Нью-Йорка. Мэр издал распоряжение, согласно которому все городские агентства должны тратить не менее половины своих рекламных бюджетов на местные и этнические СМИ. Это поможет небольшим независимым СМИ в Нью-Йорке, поскольку город тратит миллионы долларов на рекламу каждый год.
Слияние общественных медиа с цифровыми
За последние несколько лет произошла серия слияний с участием общественных медиа и цифровых: Colorado Public Radio купил Denverite, WAMU купил DCist, а совсем недавно NJSpotlight объединился с NJTV и WNET.
«Общественные СМИ приносят масштаб, зрелую бизнес-модель и стабильный, диверсифицированный доход, — рассказывает Мелисса Дэвис, временный директор Colorado Media Project. — Некоммерческие цифровые стартапы приносят новые идеи, много энергии и более молодых, разных и креативных сотрудников. И те, и другие разделяют миссию служения читателю. Такие слияния станут огромной победой».
«Синергия может быть самым раздражающим словом в английском языке, но это действительно применимо и интересно, — считает Рейчел Сэдон, главный редактор DCist. — Не существует серебряной пули от кризиса, но общественные СМИ делают очень важный шаг вперёд, не только для финансовой стабильности, но и для того, чтобы сделать журналистику более отзывчивой к нашей аудитории».
Поддержка экосистем на государственном уровне
Ещё один многообещающий подход заключается в поддержке новостных медиа при помощи общегосударственных инициатив. Например, совместная работа с Colorado Media Project (CMP), которая помогла местным СМИ в проведении исследований, мероприятий и создании нового коворкинга. По такому же принципу New Mexico Local News Fund предлагает стипендии, обучающие тренинги и специальные мероприятия для местных журналистов.
«Сегодня любой новостной организации трудно решить все свои проблемы в одиночку, — говорит Нэнси Ватцман, бывший исполнительный директор CMP. — Государственные организации, которые служат центрами поддержки местных новостных экосистем, могут помочь редакциям, развивать сотрудничество, исследовать способы получения большего дохода, создавать экономную инфраструктуру и развивать поддержку сообщества».
Другой интересный подход — SpotlightPA, некоммерческая организация, финансируемая Институтом журналистики имени Ленфеста и местными фондами в штате Пенсильвания. Партнёрство включает в себя репортажи из газет, таких как The Philadelphia Inquirer, Pittsburgh Post-Gazette, PA Post и Harrisburg’s Patriot-News, но при этом работает как некоммерческий стартап с десятью штатными сотрудниками.
Материал подготовлен на основе статьи Medium.com.
- Tags
- бизнес-модель
- взаимодействие с аудиторией
- монетизация
Источник: newreporter.org