Страховые компании строят свои бизнес-модели на принятии и диверсификации рисков. Существенная модель страхования включает объединение рисков отдельных плательщиков и их перераспределение по большему портфелю. Большинство страховых компаний получают доход двумя способами: взимая премии в обмен на страховое покрытие, а затем реинвестируя эти премии в другие активы, приносящие проценты. Как и все частные предприятия, страховые компании стараются эффективно продвигать рынок и минимизировать административные расходы.
Ценообразование и предполагаемый риск
Специфика модели получения дохода варьируется в зависимости от медицинских страховых компаний, компаний по страхованию имущества и финансовых гарантов. Однако первая задача любого страховщика — оценить риск и взимать премию за его принятие.
Предположим, страховая компания предлагает полис с условной выплатой 100 000 долларов. Он должен оценить, насколько вероятно, что потенциальный покупатель инициирует условный платеж и расширит этот риск в зависимости от продолжительности полиса.
Вот где страховое обеспечение имеет решающее значение. Без хорошего андеррайтинга страховая компания взимала бы с одних клиентов слишком высокую плату, а с других — слишком низкую за принятие риска. Это может снизить цену для наименее рискованных клиентов, что в конечном итоге приведет к еще большему росту ставок. Если компания эффективно оценивает свой риск, она должна приносить больше доходов в виде премий, чем тратит на условные выплаты.
В некотором смысле реальный продукт страховщика — это страховые выплаты. Когда покупатель подает претензию, компания должна ее обработать, проверить правильность и отправить платеж. Этот процесс корректировки необходим, чтобы отфильтровать мошеннические претензии и минимизировать риск убытков для компании.
Процентный доход и доход
Предположим, страховая компания получает 1 миллион долларов премий по своим полисам. Он может хранить деньги наличными или помещать их на сберегательный счет, но это не очень эффективно: по крайней мере, эти сбережения будут подвержены инфляционному риску. Вместо этого компания может найти безопасные краткосрочные активы для инвестирования своих средств. Это приносит компании дополнительный процентный доход, пока она ожидает возможных выплат. Общие инструменты этого типа включают казначейские облигации, высококачественные корпоративные облигации и процентные эквиваленты денежных средств.
Перестрахование
Некоторые компании занимаются перестрахованием для снижения риска. Перестрахование — это страхование, которое страховые компании покупают, чтобы защитить себя от чрезмерных убытков из-за высокого риска. Перестрахование является неотъемлемым компонентом усилий страховых компаний по сохранению платежеспособности и недопущению дефолта из-за выплат, и регулирующие органы предписывают его для компаний определенного размера и типа.
Например, страховая компания может выписать слишком много страховки от урагана, основываясь на моделях, которые показывают низкие шансы урагана, нанесшего ущерб географическому региону. Если невероятное случится с ураганом, обрушившимся на этот регион, страховая компания понесет значительные убытки. Без перестрахования, снимающего некоторые риски со стола, страховые компании могут прекратить свою деятельность при возникновении стихийного бедствия.
Регулирующие органы требуют, чтобы страховая компания выпускала полис только с лимитом 10% от его стоимости, если он не перестрахован. Таким образом, перестрахование позволяет страховым компаниям быть более агрессивными в завоевании доли рынка, поскольку они могут передавать риски. Кроме того, перестрахование сглаживает естественные колебания страховых компаний, которые могут видеть значительные отклонения в прибылях и убытках.
Для многих страховых компаний это как арбитраж. Они взимают более высокую ставку за страхование с отдельных потребителей, а затем получают более низкие ставки при оптовом перестраховании этих полисов.
Оценка страховщиков
Сглаживая колебания бизнеса, перестрахование делает весь страховой сектор более подходящим для инвесторов.
Компании страхового сектора, как и любые другие нефинансовые услуги, оцениваются на основе их прибыльности, ожидаемого роста, выплат и рисков. Но есть и проблемы, специфичные для этого сектора. Поскольку страховые компании не вкладывают средства в основные фонды, фиксируется небольшой износ и очень небольшие капитальные затраты.
Кроме того, расчет оборотного капитала страховщика является сложной задачей, поскольку нет типичных счетов оборотного капитала. Аналитики не используют показатели, связанные с ценностями фирм и предприятий; вместо этого они фокусируются на показателях капитала, таких как соотношение цены к прибыли (P / E) и цены к балансовой стоимости (P / B). Аналитики проводят анализ коэффициентов, рассчитывая коэффициенты для конкретных страховок для оценки компаний.
Коэффициент P / E обычно выше для страховых компаний, которые демонстрируют высокий ожидаемый рост, высокие выплаты и низкий риск. Аналогичным образом коэффициент P / B выше для страховых компаний с высоким ожидаемым ростом доходов, низким уровнем риска, высокими выплатами и высокой рентабельностью капитала. При неизменном уровне рентабельности капитала наибольшее влияние на коэффициент P / B.
При сравнении коэффициентов P / E и P / B в страховом секторе аналитикам приходится иметь дело с дополнительными усложняющими факторами. Страховые компании составляют оценочные резервы на покрытие своих будущих расходов по претензиям. Если страховщик слишком консервативен или слишком агрессивен при оценке таких резервов, коэффициенты P / E и P / B могут быть слишком высокими или слишком низкими.
Степень диверсификации также затрудняет сопоставимость страховых компаний. Страховщики обычно участвуют в одном или нескольких отдельных страховых компаниях, таких как страхование жизни, имущества и от несчастных случаев. В зависимости от степени диверсификации страховые компании сталкиваются с разными рисками и доходами, что делает их коэффициенты P / E и P / B разными в секторе.
Источник: ru1.thelittlecollection.com
Какую бизнес-модель выбрать страховщику будущего
Цифровая трансформация страховой отрасли сулит компаниям рост эффективности продаж, значительное снижение издержек, появление новых продуктов и т.д. Однако простая сумма всех «цифровых» показателей — это еще не гарантия лидерства на рынке.
Цифровые каналы превосходят по эффективности традиционные, показатель убыточности и, в целом, маржинальность бизнеса у цифровых игроков заметно лучше, чем у традиционных. Так, по данным экспертов, выступавших на конференции Digital Insurance Agenda, типичные результаты цифровизации выглядят следующим образом: +50% по эффективности процессов, +30% по результативности продаж, +30% по NPS (Net Promoter Score — индексу лояльности клиентов), +3–5% по результатам андеррайтинга. А переход на онлайн-урегулирование убытков способен сократить расходы на урегулирование до трети, индекс NPS при этом вырастет не менее чем на 20 пунктов, выплаты снизятся на несколько процентов. Все эти статистические выкладки эксперты смогли сделать за последние несколько лет — с того момента, как пионеры рискнули начать цифровизацию своего традиционного бизнеса.
Но что ждет отрасль в более отдаленной перспективе? Как справедливо в свое время заметил Билл Гейтс, люди способны хорошо просчитать изменения, которые произойдут в ближайшие несколько лет, и даже переоценить их значимость. Однако на более отдаленном горизонте, например, 10 лет, сделать это не могут, тем более что цифровизация таит в себе гораздо больше рисков, чем преимуществ. Причем рисков для самого существования бизнеса. Например, цифровизация уже изменила до неузнаваемости банковскую систему: банки начали отказываться от использования в собственном наименовании слова «банк».
По прогнозу аналитиков McKinsey, уже к 2025 году доля экосистем в формировании мирового ВВП будет оцениваться в 30%
Страховщики — не исключение, и примеры тут не менее показательны. Самый простой из них, имеющий прямое отношение к современному страхованию, — это бурный рост страховых агрегаторов, маркетплейсов, а также появление сообществ, которые не являются страховыми компаниями в классическом понимании, но продают страховые продукты. Речь, конечно, идет о P2P-страховании.
Взять тот же нашумевший в последнее время американский стартап Lemonade и его аналоги в разных странах, в том числе в России. Примечательно, что такие сервисы отказываются называть свои услуги страховыми: в InsurTech-стартапе Avibra, например, заявляют, что продают не страхование жизни, а сервис долголетия. И подобных примеров множество.
Назовем этот вызов для страховщиков вызовом со стороны экосистем. Среди экспертного сообщества растет убежденность, что именно за экосистемами — будущее. Так, по прогнозу аналитиков McKinsey, уже к 2025 году доля экосистем в формировании мирового ВВП будет оцениваться в 30%. И чем дальше, тем больше.
Очевидно, что данный тренд не остановить, но погубит ли он страховую отрасль? Нет, если страховщики перестанут считать онлайн-посредников своими конкурентами и сделают последних своими клиентами, а лучше — встроятся в экосистемы, связанные, например, со здоровьем или транспортом. Выбор страховщиков тут — включение новых страховых продуктов в цепочки создания стоимости при реализации более крупных проектов и в более крупных экосистемах. Так, страховые продукты уже сегодня обрастают сервисными составляющими, меняя до неузнаваемости традиционные полисы. И не всякий раз понятно: то ли клиент платит страховые взносы за квартиру, то ли он платит абонентскую плату за обслуживание домашней сантехники.
Прежняя модель, которая себя изжила, — это продуктоориентированная модель. В новой же модели страховщики и страхователи взаимодействуют друг с другом на одной платформе и дают постоянную обратную связь, что позволяет страховщикам постоянно изменять сами продукты и развивать микрострахование, так называемое ситуативное страхование. Сегодня традиционная бизнес-модель для страховой компании — это модель компенсации расходов страхователей, а стремиться надо к модели, где страховщик управляет рисками страхователя.
Критериями успешности новой бизнес-модели страховщика должны стать всевозможные клиентские индексы и рост числа продуктов на каждого клиента. Эти критерии — неотъемлемая часть новой эффективной и конкурентоспособной бизнес-модели.
Таким образом, перед каждым страховщиком сегодня стоит выбор: активно внедрять новые цифровые технологии, чтобы уже в ближайшей перспективе получить отдачу в виде улучшившихся финансовых показателей, или принять на вооружение новую стратегическую концепцию и постараться как можно точнее вписаться в те изменения, которые ждут нас через 10 лет.
Источник: bosfera.ru