Бизнес модели в государственном управлении

Современный этап развития России характеризуется повышенным вниманием к проблеме эффективности государственных решений. Данной проблеме посвящены научные исследования, её обсуждают по телевидению, в интернете, в среде чиновников и политиков.

В любой сфере человеческой деятельности, будь это материальное или духовное производство, ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является эффективность. Специфика государственной службы такова, что от степени её эффективности зависят судьбы людей, их безопасность, благосостояние. Если проблема эффективности работы какого-либо предприятия интересует узкий круг специалистов, то проблема эффективности государственной службы интересует каждого. Государственная служба у всех на виду, особенно в настоящее время, когда СМИ федерального и регионального уровней регулярно информируют миллионные массы о её работе.

Оценка эффективности государственных решений необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса. Проблема оценки эффективности — это проблема анализа управленческой деятельности и принимаемых решений.

#БизнесМодель ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Только правильно оценив, разработав программу действий по предотвращению возможных отрицательных последствий, можно принять эффективное управленческое решение.

Целью данной работы является – исследование действующей системы оценки эффективности государственных решений.

Оценка эффективности реализации государственных управленческих решений.

Эффективность управления — оценка эффективности государственного управленческого решения: техническая, экономическая — типы оценок государственного управления — оценочные исследования: научные, традиционные — бизнес-моделирование в государственном управлении — система качества в органах государственной власти

Задачей управления является выработка таких управленческих воздействий, при которых состояние объекта управления приемлемо с точки зрения критериев эффективности деятельности (т.е. множество текущих значений показателей эффективности S принадлежит множеству их желаемых состояний S*) (см. рис. 21).

Эффективность управления — один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной, поскольку результат управления:

· не всегда выражается прибылью;

· приводит к непосредственному и опосредованному результатам; непосредственный результат скрывает роль управления в его достижении, прибыль часто выступает как опосредованный результат;

· может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, политическим, социально-психологическим и т.п.

Бизнес модель: что это и как эффективно ее использовать, чтобы масштабировать бизнес?

Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность моделей и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.

Рис. 1. Схема оценки эффективности управления

К — множество показателей эффективности,

U — управляющее воздействие,

S — множество текущих значений показателей эффективности,

S* — множество желаемых состояний показателей эффективности.

Критерии, на основании значений которых формируется оценка результатов государственного управления, бывают количественные и качественные.

Критерии и оценки используются для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и самих процессов государственного управления, качество которого можно оценить в соответствии с потребностями, желаниями и ресурсами общества. При этом можно выделить две измеримые составляющие деятельности государственного управления: техническую эффективность и экономическую эффективность. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения целей деятельности с учетом «общественных целей». Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов.

Экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в системе государственного управления, ее собственную деятельность, а техническая эффективность — соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общества. Техническая эффективность связана и количественными, и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность. Так как многие социальные и экономические показатели состояния общества не поддаются полному и оперативному контролю, то необходимо формулировать критерии, оценивающие не общее состояние, а результаты конкретных программ. Критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и реагировать на возникновение новых проблем в управлении, а также на отрицательные последствия проводимых государственными органами мероприятий.

На практике эффективность управления чаще всего определяется аналитическими или экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей (признаков). Существует несколько основных типов оценок государственного управления:

· оценка процесса выполнения;

· оценка экономической эффективности.

Задача оценки эффективности государственного управленческого решения заключается в том, чтобы оценить:

· управленческую деятельность органов власти и предприятий государственного сектора;

· проводимую государственными структурами политику;

· реализацию государственных программ;

· последствия проводимой политики и реализации государственных программ.

Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.

Планирование проведения деятельности по оценке результатов государственного управления в общественной сфере предполагает выбор системы показателей, свойства оценок, точности оценивания, процедуры сбора информации, в том числе использование результатов других исследований.

Для определения оценок, как правило, проводят оценочные исследования, которые делятся на две группы: научные и традиционные формы.

Научные формы предполагают проведение исследований с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат. При проведении научных исследований применяют следующие методы:

· социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);

· наблюдения (открытые и скрытые);

· формирование контрольных групп;

· проведение экспериментов и др.

Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т.п.

Ввиду многомерности объектов государственного управления целесообразно осуществлять оценку эффективности управленческих решений на основе методов многомерного статистического анализа, позволяющих не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса как результата управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но и весь комплекс последствий управления (последствий изменения), на сферы государственной и общественной жизни.

Оценку эффективности государственных управленческих решений можно осуществлять, используя специальные модели управления — «бизнес-модели». В бизнес-моделях оценка определяется не только функциями, но и связанными с ними процессами, так как может оказаться, что все функции четко определены и распределены между государственными служащими, а сам процесс «разрывается». Поэтому очень важно «прописать» все управленческие процессы с указанием моментов принятия решений в них.

Бизнес-моделирование в государственном управлении так же, как бизнес-моделирование в других сферах деятельности, включает в себя три этапа (рис. 2):

1) организационное моделирование;

2) моделирование бизнес-процессов;

3) количественное моделирование.

Первый этап состоит из функциональной и структурной модели органа государственного управления. Функциональная модель отвечает на вопрос: что?, или какие функции реализует орган государственной власти, а структурная — на вопрос кто?, или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции. Организационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена в документах трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».

Читайте также:  Бизнес аккаунт вацап это мошенники

На втором этапе функциональная модель трансформируется в процессную модель: отдельные функции представляются в виде последовательности взаимосвязанных бизнес-процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется определением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: что, кому, когда?, тем самым определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система из процессной и ролевой моделей представляет собой процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: что, кто, кому, когда?

На третьем этапе бизнес-моделирования выделенные бизнес-процессы описываются количественно, если они допускают такое представление. Количественная модель бизнес-процессов отвечает на вопрос: сколько?

Рис. 2. Этапы бизнес-моделирования

Такой подход к оценке эффективности государственных управленческих решений дает возможность ее автоматизации на основе поддержки современными компьютерными программами. Возможен также «бумажный вариант» бизнес-моделирования, требующий больших трудозатрат.

Бизнес-моделирование представляет некоторую интегрированную последовательность шагов и рассчитано на то, чтобы органы государственной власти сами создавали эти бизнес-системы и поддерживали их.

Оценка эффективности государственных управленческих решений может быть также осуществлена на основе создания системы качества в органах государственной власти — совокупности организационных и технических мер, необходимых для обеспечения гарантий соответствия требованиям стандартов, контрактам и т.п.

Замечу, что оценка входит как один из этапов в планирование, разработку и принятие решений. Оценка эффективности представляет практическую ценность, поскольку позволяет подсчитать, насколько правильно выбраны направления деятельности и какой результат она приносит.

В России оценка эффективности государственного управления является относительно новым направлением, хотя на практике ее элементы давно используются в органах государственной власти. В настоящее время стоит задача всестороннего внедрения оценочных исследований управленческих решений во все органы государственной власти на всех уровнях.

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Омега-Л, 2004.-301

2. Кирсанов С.А,. А. Т. Ошурков А.Т., Е. П. Истомин Е.П. , Резанов .В. Муниципальное управление. Эффективность муниципального менеджмента Издательство: Андреевский Издательский дом, 2008 г. -318 стр.

3. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М.: Статус, 2005. — 148 с.

4. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

5. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. – М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Современное управление: Энциклопедический справочник. Том второй.

Источник: studfile.net

Бизнес-моделирование в государственном управлении..

Моделирование бизнес-процесса — процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.
Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.
В настоящее время на рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет. Существуют стандартизированные, опробованные временем методологии и инструментальные средства, с помощью которых можно обследовать предприятие и построить его модель. Ключевое их преимущество — простота и доступность к овладению.
Основу многих современных методологий моделирования бизнес-процессов составила методология SADT. В настоящее время наиболее широко используемая методология описания бизнес-процессов – стандарт США IDEF.
Главное достоинство идеи анализа бизнес-процессов предприятия посредством создания его модели — ее универсальность. Во-первых, моделирование бизнес-процессов это ответ практически на все вопросы, касающиеся совершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности. Во-вторых, руководитель или руководство предприятия, внедрившие у себя конкретную методологию, будет иметь информацию, которая позволит самостоятельно совершенствовать свое предприятие и прогнозировать его будущее.

Для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.
Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием как по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам, другим параметрам. При этом каждая организация по-своему уникальна. Однако для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, методы и спосо¬бы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре предприятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подразделениями, широко применяется моделирование. Поэтому изучение моделирования в управленческой деятельности является актуальной проблемой.
Проблемам моделирования управленческих процессов посвящены также работы зарубежных ученых А. Демодорана, М.Х. Мескона, Дж. Неймана, Л. Планкетта, Г. Хейла, О. Моргентейна, П. Скотта, М. Эддоуса, Р. Стэнсфилда, К.Г. Корли, С. Уолли и Дж. Р. Баума.
Из отечественных специалистов, занимавшихся изучением моделирования в управлении можно отметить работы К.А. Багриновского, Е.В. Бережной, В.И. Бережного, В.Г. Болтянского, А.С.

Большакова, В.П. Бусыгина, Г.К.Ждановой, Я.Г. Неуймина, А.И. Орлова, Г.П.Фомина и др.

Введение 3
1. Теоретические аспекты бизнес-моделирования 6
1.1.Сущность и значение моделирования бизнес-процессов 6
1.2 Методика проведения моделирования бизнес-процессов 9
1.3 Развитие методологий моделирования бизнес-процессов 11
2. Сущность моделирования в управленческой деятельности 18
2.1. Модель организации как объекта управления 18
2.2. Особенности моделирования процессов управления 22
3. Применение бизнес-моделирования к задачам государственного управления 36
3.1.Государство как бизнес 37
3.2. Электронное правительство России — стандарты и модели 39
3.3. Моделирование процессов или моделирование организации? 42
3.4.Электронные административные регламенты 43
3.5. Постоянное совершенствование процессов 45
Заключение 49
Список использованной литературы 51

1. Авилов А.В. Рефлексивное управление. Методологические основания. — М., 2003. – 167 с.
2. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. — М., 2002. — 386 с.
3. Блюмгардт А. Модели корпоративного управления. — Киев: Наук. думка, 2003. — 157 с.
4. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления. – М., 1999. – 121 с.
5. Большаков А.С. Моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. — М., 2000. — 464 с.
6. Войнов И. В., Пудовкина С. Г., Телегин А. И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: Монография. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. – 392 с.
7. Волков О. Стандарты и методологии моделирования бизнес-процессов. Режим доступа: http://www.connect.ru/article.asp?id=5710. — Загл. с экрана.
8. Григорьев Д. Моделирование бизнес-процессов предприятия. Режим доступа: http://www.valex.net/articles/process.html. — — Загл. с экрана.
9. Гончаров В. В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. — М., 1998. – 232 с.
10. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М., 2001. – 546 с.
11. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов // М.: Финансы и статистика, 2006.
12. Кузин Б.И., Юрьев В.Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой: Учеб. для вузов. — СПб., 2001. — 432 с.
13. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; [пер. с нем.]. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Ка¬чественный менеджмент).
14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. – М., 2002. – 764 с.
15. Микитский Ю. Анализ организации управления на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. — № 4. – С. 14-18.
16. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика. — Л., 1994. — 190 с.
17. Орлов А.И. Менеджмент. – М., 2003. – 368 с.
18. Пинаев Д., Веретенников Д. Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном / Д. Пинаев // 2003.
19. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. – М., 2005. — 2-е изд. — 404 с.
20. Родина Л.А Формирование модели информационного обеспечения управленческой деятельности. — СПб., 2004. — 229 с.
21. Рубцов С.В. К вопросу о построении общей теории менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 6. — С. 19-25.
22. Фомин Г.П. Математические методы модели в коммерческой деятельности: Учебник. — М., 2001. — 544 с.

Читайте также:  Куда поступить на бизнес в Москве

ях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.Определяющее место в со

в и потребностей потребителей в банковских услугах на определенной территории. Следовательно, потребности потребителей приоритетны над интересами производителей услуг. В связи с этим особую актуальнос

ций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согла

ганизации. Ее привлекательность для менеджмента состоит в значительной подконтрольности управлению: организационные структуры создают и изменяют, рассматривают как предпосылку достижения высоких резул

дование функций управления ассортиментом товара;• оценка общей характеристики исследуемого предприятия;• анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;• анализ конкурентной среды исследуемог

Источник: claw.ru

Адаптация бизнес-моделей стратегического управления в государственных некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ / КАЙДЗЕН-МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / STRATEGIC MANAGEMENT / STATE NON-PROFIT ORGANIZATIONS / BUSINESS-MODELS / ADAPTATION OF MANAGEMENT MECHANISMS / KAIZEN-MANAGEMENT / BALANCED SCORECARD SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишнякова Ольга Николаевна

Современные условия социально-экономического развития предопределяют необходимость совершенствования методов, моделей и инструментов стратегического управления в государственных организациях. Актуализируется потребность адаптации бизнес-моделей к условиям госуправления с учетом накопленного опыта и проверенного инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вишнякова Ольга Николаевна

Целесообразность применения сбалансированной системы показателей в органах государственной власти
Формирование в ВятГУ центра компетенций бережливого производства
Методические рекомендации по оценке эффективности управления изменениями в производственной компании
Развитие механизма управления финансовыми потоками промышленного предприятия

Система стратегического менеджмента вуза
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of Business-Models of Strategic Management in State Non-Profit Organizations

Present conditions of socio-economic development predetermine the necessity to enhance methods, models and tools of strategic management in state organizations. The paper dwells upon the need to adapt business-models to state governance taking into account the accumulated experience and well-tried tools

Текст научной работы на тему «Адаптация бизнес-моделей стратегического управления в государственных некоммерческих организациях»

Адаптация бизнес-моделей стратегического управления в государственных некоммерческих организациях

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента

Казанского государственного энергетического университета

Современные условия соцналъно-экономнческого развития предопределяют необходимость совершенствования методов, моделей и инструментов стратегического управления в государственных организациях. Актуализируется потребность адаптации бизнес-моделей к условиям госуправления с учетом накопленного опыта и проверенного инструментария.

Ключевые слова: стратегическое управление, государственные некоммерческие организации, бизнес-модели, адаптация механизмов управления, кайдзен-менеджмент, система сбалансированных показателей.

Динамика политического и экономического развития привела к необходимости внедрения эффективных систем менеджмента в управление государственными организациями. Логика, методы и закономерности стратегического управления идентичны для разных видов организаций. Однако особенности управления в государственной службе влияют существенным образом на выбор моделей управления, целей, процедур, методик, стимулов, систем показателей и т.п.

Спектр разработанных моделей и инструмен-тариев достаточно широк. Поэтому мы сконцентрировали свое внимание на адаптации системы сбалансированных показателей и основ кайдзен-ме-неджмента в государственных организациях. В качестве объекта исследования выступают Российские центры науки и культуры (РЦНК), входящие в состав Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и представляющие «образ» России за рубежом.

В настоящее время в качестве ключевых характеристик госуправления выделяют: концентрация власти, авторитарный стиль управления, выстроенная иерархия и жесткое администрирование, следование инструкциям, контроль. Как правило, в его моделях мы видим стандартные функции, прошедшие

долгосрочную модификацию с учетом специфики предмета и объекта управления. В то же время изменения в условиях функционирования государственного сектора XX — начала XXI вв. — обострение конкуренции, интернационализация экономических связей, развитие инновационных технологий, информатизация жизнедеятельности, достаточно высокая подвижность среды, усиление синергети-ческих эффектов и др. приводят к возникновению проблем, требующих нестандартных решений и постоянного совершенствования методов управления, в частности, адаптации уже проверенного инструментария бизнес-моделей, обоснованного мощной теоретической базой и международным опытом.

Интересной тенденцией, на наш взгляд, является проникновение в практику работы госучреждений гибких технологий командного менеджмента, ориентированных, к примеру, на проектный подход. Внимание акцентируется на формировании инновационного потенциала и развитии интеллектуального капитала организаций в различных сегментах государственного управления. Так, адаптивность структурных единиц, объединенных стратегией Россотрудничества, достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую поли-

тику и даже заниматься стратегическим планированием. Хотя традиционные подходы в данной сфере все еще концентрируются на вопросе расходования государственных средств, строгого соблюдения бюджета по каждой статье расходов, одновременно наблюдается смещение акцентов госуправления, в частности, от оценки затрат к оценке результатов. При стратегическом управлении в государственной службе внимание сосредотачивается на измерении и мониторинге результативности и эффективности принимаемых решений.

В этой связи программно-целевое управление государством необходимо строить на основе гибкого механизма управления, мониторинге самоорганизации, социокультурных трансформаций, моделировании антикризисного управления, формировании стратегического потенциала. Здесь учет синергии во взаимодействии элементов механизма управления дает ожидаемый экономический эффект. Фактически эффект синергии обусловлен появлением нового качества, делающегося принадлежностью всей госорганизации. Главную роль в формируемой системе управления играют связи, которые устанавливаются между ее элементами и реализуются в ресурсопотреблении.

В процессе реализации управляющих функций при изменении управляющих параметров или внешних условий формируются эффекты за счет самоорганизации составляющих системы управления госструктурой. При этом особое место занимает оценка и учет в управлении синергетического эффекта. Со временем госорганизация совершенствует свою структуру и кумулирует в себе источники возникновения цепочки мультипликативных процессов. Поэтому изначальная приоритетность вопросов, например, результативности или безопасности, также будет способствовать проецированию данного приоритета в последующие цепочки социально-экономических процессов. Для того, чтобы многообразие стало позитивным, необходимо говорить об управляемой самоорганизации.

Проведенный нами анализ показал, что в процесс реализации стратегии с учетом специфики госуправления и принципов самоорганизации органично ложится концепция «Кайдзен»-менеджмента (далее — КМ), означающего,

Читайте также:  Как закрыть бизнес ооо

как известно, «непрерывное совершенствование». В него вовлекаются все участники процесса по всем уровням управления. По нашему мнению, адаптированный инструментарий КМ более эффективен, чем западный менеджмент, приверженный инновациям, технологическим прорывам, новейшим концепциям менеджмента и т.п.

Кроме того, КМ характеризуется низкими рисками и ориентирован на процессы, формирующие результат. Процессные ошибки легко выявляются, корректируются и попадают в сферу управления изменениями. Как отмечают специалисты, ключевым фактором успеха здесь выступает приверженность и вовлеченность руководства. Цикл PDCA — «план — действие — контроль — управленческое воздействие» является для внедрения первоочередным.

Таким образом, при формировании стратегии на основе системы сбалансированных показателей (ССП) и внедрении методов КМ мы можем достичь поставленных задач.

На рисунке 1 представлен разработанный нами проект Стратегической карты целей РЦНК. Главная ее цель согласована со стратегической целью деятельности Россотрудничества — укрепление международных связей, тесное сотрудничество в гуманитарной сфере и формирование позитивного имиджа России за рубежом, преодоление культурных барьеров, негативных стереотипов и иных препятствий на пути к развитию международного сотрудничества. Дальнейшая ее модернизация позволяет совершенствовать систему сбалансированных показателей, представленных в таблице 1, и развить в совокупность ключевых показателей результативности.

ПРОЕКТ: Стратегическая карта целей РЦНиК

Персонал и системы

Рис. 1. Предлагаемая нами стратегическая карта целей РЦНиК

Сбалансированная система показателей: проект

Стратегические цели Ключевые показатели результативности -KPI (Key Performance Indicators) Значения Ответственные и их инициативы

1 Развитие общественной дипломатии (далее — ОД) Количество каналов ОД, количество мероприятий по линии ОД Взаимодействие с Посольством РФ

2 Развитие сегмента культуры Степень выполнения плана, удельная стоимость мероприятий по категориям Формирование базы общественных организаций, участвующих в работе подсегментов

3 Развитие сегмента образования и науки Количество участников проекта, доля соотечественников, активно вовлеченных в проект, степень достижения цели проекта, средняя численность участников мероприятий (по категориям), среднее месячное количество мероприятий по проекту, доля низкобюджетных проектов в общем количестве, разнообразие проектов (количество в линейке), степень исполнения сметы по проекту/ мероприятию, доходность услуги, количество повторных, новых обращений

4 Проект «Соотечественники»

5 Подсегмент «Школа и студенты»

6 Подсегмент «Ученые»

7 Подсегмент «Курсы русского языка»

8 Обеспечение исполнения сметы Степень исполнения сметы

9 Оптимизация расходов Доля услуг, полученных по скидке Мониторинг поставщиков

10 Разработка спектра услуг, приносящих доход Количество услуг, средняя доходность услуг

11 Обеспечение рентабельности услуг Рентабельность услуг

12 Бизнес-процесс «Управление Курсами русского языка»; «Управление сайтом», «PR-моделирование» Наличие регламента процесса, разработка показателей процесса, средняя месячная стоимость процесса, количество претензий по процессу, степень удовлетворенности участников процесса, наличие дефицита финансирования

13 БП «Реализация программы культурных мероприятий»

14 БП «Планирование»

15 БП «Управление сегментами»

16 Привлечение сотрудников по квалификации Степень соответствия квалификации сотрудника занимаемой должность, количество не соответствующих. Объем кадрового резерва Внедрение оценки персонала

17 Оптимизация поставщиков Доля постоянных поставщиков в их общем количестве Формирование реестра поставщиков

18 Обеспечение взаимодействия СМИ Количество СМИ, среднее месячное количество публикаций, количество откликов Формирование реестра потенциальных СМИ

19 Интернет-ресурсы Посещаемость сайта, средний период обновления сайта, оценка сайта потребителями услуг Утверждение сайта

20 Система комплексного планирования Наличие дефицита средств, незапланированных расходов, наличие плана, утверждение ответственных по сегментам плана

Поскольку при формировании ССП невозможно использовать в качестве основной перспективы целей финансовую, мы клиентские и маркетинговые цели поставили на первый уровень. Их выполнение обеспечивает финансовая перспектива. Затем следует блок бизнес-процессов (БП) и ресурсов, состав-

ляющих объект КМ и выделенных по принципу, «прежде всего, нуждающихся в улучшении».

Предложенная карта целей прочитывается легко. Достижение генеральной цели осуществляется за счет развития общественной дипломатии, развития каждого сегмента, выделенного с учетом страновой

специфики. Например, программа «Соотечественники» выделена нами как проект и может быть реализована на основе проектного подхода. Финансирование вышеуказанных целей осуществляется как за счет бюджета, так и на основе расширения спектра услуг, приносящих доход, улучшения их качества и увеличения количества участников, а также оптимизации расходов.

Бизнес-моделирование процессов РЦНК начинается с их разработки, внедрения, оптимизации и повышения эффективности, а базируется на оценке совокупности показателей их эффективности. Для этого существуют отечественные продукты бизнес-инжиниринга на основе популярных и удобных нотаций моделирования: IDEF0, Процедура (Cross Functional Flowchart), BPMN 2.0, Процесс (Basic Flowchart), EPC (Event Driven Process Chain).

Что же касается ресурсной перспективы, то выделенные нами элементы являются ключевыми для всех РЦНК, но содержательно должны быть скорректированы за счет страновой специфики.

В реализации вышеуказанных целей мы бы хотели обратить внимание на понятие КМ — «гемба». Оно означает место, где происходит реальное действие. Выделение данного места, в нашем случае -процесса, становится объектом совершенствования и источником информации. Понимание реалий гем-ба позволяет решать возникающие там проблемы.

К примеру, процесс «Курсы русского языка» (КРЯ) предоставляет образовательные услуги, которые удовлетворяют потребителя, а модель управления определяет стратегию и разрабатывает политику достижения цели в данном гемба. Таким образом, импульс для улучшений идет по вертикали и снизу вверх, и сверху вниз.

Принцип гемба-ориентации имеет следующие преимущества: четкое выделение запросов потребителей, видение проблем и способов их решения; снижается сопротивление изменениям; обеспечивается мониторинг и контроллинг процесса, эффективно оперативное управление. КМ в зоне гемба ориентирован на постоянное улучшение процесса и

устранение потерь времени, средств, оптимизацию способов выполнения мероприятий, сохранение накопленного опыта. При этом существует такой инструментарий, как Кайдзен-история. Это стандартизированная форма документирования действий по совершенствованию деятельности. Кроме того, сегодня ряд консалтинговых компаний предлагает услугу «блиц-кайдзен». Это — один из способов проведения практических мероприятий, вовлекающих весь персонал в совершенствование процессов.

Таким образом, адаптация методов ССП и Кайд-зен-менеджмента в системе управления государственными некоммерческими организациями способна дать ощутимый результат уже на этапе их внедрения.

1. Юрина А.А. О стратегии государственного управления и о государственном стратегическом управлении: от теории к практике стратегического управления. — URL: http://www.odn2.ru/index. php/doklady/78-o-strategii-gosudarstvennogo-upravleniya-i-o-gosudarstvennom-strategicheskom-upravlenii-ot-teorii-k-praktike-strategicheskogo-upravleniya

2. Жемчугов А.М. Иерархия системы стратегического управления организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — № 2. — С. 3-20.

3. Малыгина Т.Ю. Особенности стратегического управления государственными и муниципальными учреждениями // Молодой ученый. — 2015. — № 12. — С. 452-454.

4. Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление. — М.: Питер, 2014. — 205 с.

5. Масааки И. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 345 с.

Adaptation of Business-Models of Strategic Management in State Non-Profit Organizations

O.N. Vishniakova The Kazan State Power University

Present conditions of socio-economic development predetermine the necessity to enhance methods, models and tools of strategic management in state organizations. The paper dwells upon the need to adapt business-models to state governance taking into account the accumulated experience and well-tried tools.

Keywords: strategic management, state non-profit organizations, business-models, adaptation of management mechanisms, kaizen-management, balanced scorecard system.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин