Каждый стартап проходит 5 основных этапов развития: Problem/Solution Fit — подтверждение проблемы и того, что предлагаемый продукт ее решит; Minimum Viable Product (MVP) — разработка рабочего прототипа с минимальным функционалом для решения проблемы; выпуск альфа-версии и тестирование ее недочетов; Product/Market Fit — подтверждение, что у продукта есть рынок сбыта (закрытая бета-версия продукта); Scale — масштабирование бизнес-модели (открытая бета-версия и выпуск потребительской версии продукта); Maturity — переход от стартапа к бизнесу. Привлекать инвестиции в стартап можно на каждом из этих этапов.
Рассмотрим основные варианты поиска инвестиций:
Друзья и знакомые — на ранних этапах развития проекта это может быть единственно возможный способ привлечения инвестиций. Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые финансируют проекты на ранних стадиях, в обмен на долю в компании. Краудфандинговые площадки — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.
Стадии развития стартапа #shorts #стартап #стартапы
Гранты — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс. Акселераторы — программы экспресс-обучения для начинающих проектов.
В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и найти первых клиентов. После завершения программы акселераторы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.
Стратегические инвесторы — это крупные корпорации, которые приобретают контрольный пакет акций компании, чтобы иметь возможность управлять проектом. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Чаще ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.
Фонды прямых инвестиций — инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения.
Рассмотрим какие есть возможности для привлечения инвестиций на разных этапах развития стартапа.
Стадии развития проекта:
Посевная стадия — продукт существует пока только на уровне идеи. Инвестиции необходимы для создания прототипа и тестирования бизнес-модели. Цель данной стадии: разработка и тестирование идеи. На стадии Pre-seed (предпосевной раунд) инвестиции в стартап формируются из собственных или заемных средств стартапера или привлекаются средства ближайшего окружения.
Реже можно привлечь бизнес-ангелов, краудфандинг, гранты или акселераторов. Сложности привлечения инвестиций — высокий риск потери вложений. Стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. По статистике только 1 из 10 проектов проходят эту стадию и доходят до точки безубыточности.
Инвестиции необходимы для создания продукта и выпуска пробной партии. Цель данной стадии: тестирование продукта и первые продажи. На стадии Seed (посевной раунд) инвестиции можно привлечь от венчурных фондов, стратегический инвесторов, бизнес-ангелов, краудфандинга, грантов и акселераторов. На этой стадии все также высокий риск потери капитала.
Стадия раннего роста — когда компания находит подходящую бизнес-модель и стратегию продвижения. Инвестиции необходимы для запуска производства и продвижения. Цель данной стадии: рост доли продукта на рынке. Раунд А Здесь стартап становится компанией: появляется рабочая бизнес-модель, команда и первые клиенты.
Появляется возможность привлекать инвестиции от венчурных фондов, стратегических инвесторов и фондов прямых инвестиций. Стадия расширения — растет выручка от продаж, формируется положительный денежный поток. Инвестиции необходимы на маркетинг и модификацию продукта. Цель данной стадии: активный рост доли на рынке.
Раунд В Здесь продолжается привлечение инвестиций для масштабирования. Чаще всего инвестируют стратегические инвесторы и фонды прямых инвестиций, на этой стадии появляется возможность привлекать заемные средства от банка. Стадия выхода — когда компания становится устойчиво прибыльной и занимает свою позицию на рынке.
Инвестиции необходимы для слияния или поглощения других компаний. Цель данной стадии: удержание и увеличение доли на рынке. IPO Это финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и получает статус, который позволяет привлекать больше средств от широкого круга инвесторов. Здесь инвестиции привлекаются за счет фондов прямых инвестиций, банков и фондового рынка.
Резюме
Привлекать инвестиции можно на любом этапе развития проекта, вопрос лишь в объеме привлекаемых средств. На посевной стадии и стадии стартапа в виду того, что риск потери вложений высокий, скорее всего придется обходиться собственными вложениями или привлечение средств друзей. Начиная со стадии расширения инвестиции в стартап имеют среднюю степень риска, поэтому можно предлагать свой проект бизнес-ангелам и акселераторам. Когда стартап перейдет на стадию роста и зрелого роста, вопрос привлечения инвестиций будет решаться гораздо легче, а размер вложений будет выше.
Для привлечения инвестора стоит подготовить следующее:
- Сформировать команду, где закрыты ключевые позиции.
- Подготовить минимально жизнеспособную версию продукта — MVP.
- Провести тестовые продажи для подтверждения спроса на продукт.
- Провести анализ рынка: понимать перспективы развития и преимущества продукта по сравнению с конкурентами.
- Разработать «дорожную карту» дальнейшей работы над проектом: понимать цели и необходимые ресурсы для их достижения.
Если вы уже готовы представить свой проект инвестору, то сделать это можно уже в ближайшее время на нашем демо-дне! Не откладывайте возможность получить инвестиции на развитие своего стартапа.
Источник: spark.ru
Жизненный цикл стартапа
Как и у живых существ, и у природных либо исторических процессов, у бизнесов, в частности у стартапов, существуют свои жизненные циклы. Всем продавцам товаров и услуг через интернет стоит знать эти этапы, чтобы управлять интернет-магазином и развивать его.
Зачем знать стадии развития стартапа?
Стадии развития стартапа важно знать, чтобы он закрепился на рынке и по возможности вырос в полноценный бизнес. Понимание особенностей конкретного бизнеса, проблем и задач на каждом этапе помогает решить эту задачу.
Этап 1. Подтверждение существования проблемы и того, что решение подходит
Первый этап работы начинающего интернет-предпринимателя — исследование рынка и целевой аудитории. На этом этапе важно понять, что именно вы хотите продавать, через какие каналы (собственный сайт, соцсети, маркетплейсы), кто может купить вашу продукцию или как минимум заинтересоваться ею и какую проблему потенциального покупателя могут решить ваши товары и услуги.
Этап 2. Разработка MVP
MVP — это минимально жизнеспособный продукт, так или иначе востребованный рынком, своего рода базовая версия стартапа, позволяющая понять, будет ли он работать. Для привлечения средств на разработку MVP возможны краудфандинг, участие в акселераторах или выделение собственных либо заёмных средств.
Можно создать презентационное видео, рассказывающее о будущем магазине и его ассортименте, чтобы понять, в каких товарах и услугах заинтересована ваша аудитория. На этом же этапе желательно проработать маркетинговую стратегию, понять нишу на конкретном рынке, а также наработать клиентскую базу. Для интернет-магазина не последнюю роль чаще всего играют первые покупатели, заинтересованные в конкретных товарах и выгодных предложениях. Возможен и краудфандинг в обмен на получение товаров на особых условиях.
Этап 3. Подтверждение рынка сбыта
Как только у вас появились первые покупатели, их важно удержать, чтобы они пришли к вам снова и сделали следующую покупку. Исследуйте свою аудиторию, отзывы и оценки, измерьте индекс вашей потребительской лояльности. На этой стадии желательно подвести промежуточный итог своей работы, чтобы понять особенности рынка и аудитории. Здесь на помощь могут прийти маркетинговые исследования, советы коллег и экспертов, которые приведут к увеличению числа клиентов и продаж.
Этап 4. Тестирование формулировок ценностного предложения и оптимизация воронки
На этом этапе вам важно донести до покупателя достоинства и ценность ваших товаров. В этом вам помогут грамотное позиционирование, A/B тесты, рассчитанные на взаимодействие с аудиторией, сегментирование этой аудитории, в том числе по каналам продаж. Оптимизировать воронку продаж можно с помощью рассылок по клиентской базе, создания образовательного контента на сайте и в социальных сетях, отзывы и личные истории от покупателей, среди которых могут быть эксперты и лидеры мнений.
Пример оптимизации воронки с помощью отзывов и личных историй покупателей
Этап 5. Масштабирование
Под масштабированием понимается повышение способности бизнеса к устойчивому росту при одновременном снижении затрат. Магазин должен быть готов к выходу на более широкий рынок при соблюдении выгодных условий для покупателей. На этом этапе работают и привлечение дополнительных средств, и агрессивный маркетинг, и масштабные рекламные кампании
Этап 6. Обновление
После выхода на более широкий рынок нужно укрепить основу вашего бизнеса, чтобы избежать кризисных ситуаций. Объективно оцените достоинства и недостатки вашего бизнеса и ваших товаров, чтобы понять, что еще можно улучшить и как избежать провала.
Этап 7. Зрелость
Если ваш стартап вышел на рынок, это свидетельствует о жизнеспособности выбранной вами бизнес-модели. Дальше возможны различные варианты развития: расширение бизнеса слияние с более крупным игроком рынка либо несколькими эквивалентными по масштабу.
Если же бизнес не «взлетел» либо вы потеряли, его попросту можно продать новым собственникам. Но при тщательном продумывании каждого этапа желающий создать интернет-магазин может найти свою нишу на рынке и привлечь клиентов.
Создать аккаунт на AdvantShop
На платформе вы сможете быстро создать интернет-магазин, лендинг или автоворонку.
Воспользоваться консультацией специалиста
Ответим на любые ваши вопросы и поможем выйти на маркетплейсы.
Источник: www.advantshop.net