Роман Глубоковских является опытным бизнес-тренером, который смог разобраться не только в том, как интересно подавать важный материал, но даже смог выстроить свою эффективную систему обучения. Исходя из своего опыта, предприниматель поясняет, почему современный образовательный подход, с которым знакомы студенты институтов или слушатели курсов, не дает позитивного результата.
По мнению Романа, система обучения специалистов в области бизнеса имеет один большой недочет: в большинстве случаев она подразумевает только теорию, которая бывает сильно оторвана от практики. Чаще так учат экономистов, предлагая им массив теоретической литературы, но не предлагая живой стажировки или погружения в дела.
На курсах, которые ведут именитые бизнесмены, тоже не все так гладко, как хотелось бы. Тут рассказывают о чем-то из практики, но это в целом бывает мало связано с какими-то фундаментальными аспектами и закономерностями. Роман говорит: «Просто у этого бизнесмена «прокатило», но он едва ли может дать кому-то те основы бизнеса и те рабочие схемы, которые будут гарантированно эффективны. Так что у тех, кто окончит такие курсы, может не «прокатить», потому что это только частная история успеха, голая практика, за которой нет теории вообще».
Машинное обучение, как инструмент развития бизнеса
Теория без практики глупа, практика без теории слепа.
Как быть? Роман Глубоковских предлагает простую схему, при которой может появиться эффект «бесконечного образования», когда теория и практика будут неразрывны и будут буквально подпитывать друг друга.
Конечно, начать следует с достойного педагога. Учить будущих бизнесменов должны те, кто и сами преуспели в бизнесе и кто умеет учить. Получив первые азы, нужно шагнуть дальше и выстроить простую схему:
— вынести результат на суд достойного арбитража.
По мнению Романа, именно такая система дает максимальную эффективность по внедрению знаний и позволяет изменить жизнь на более продуктивную и успешную.
И, конечно, Глубоковских советует всегда оставаться среди единомышленников и быть рядом с теми, кто может вам дать ресурс для роста.
Источник: dzen.ru
Бизнес-образование руководителя: аргументы «за» и «против»
3 октября 2012
Бизнес-образование руководителя: аргументы «за» и «против»
Генеральный директор группы компаний «Форус» (входит в тройку крупнейших ИТ-компаний Сибири и Дальнего Востока). Профессиональный опыт управления бизнесом— более 20 лет. Победитель конкурса «Шеф года» в номинации «Шеф-инновация (услуги)» (2012 год). Автор и ведущий тренингов «Финансовая устойчивость предприятия», «Инструменты повышения эффективности бизнеса», «Система сбалансированных показателей», «Жизненные циклы компаний. Теория и наша реальность», преподаватель «Школы директоров фирм-франчайзи».
Акмарал Найзабекова про инструменты развития в деле | PROРАЗВИТИЕ бизнес образование
Чтобы компания развивалась и была устойчива, нужен хорошо подготовленный менеджмент, способный грамотно действовать в отлаженной системе, а также адаптировать её в случае необходимых изменений. В группе компаний «Форус» подошли к решению этого вопроса через создание бизнес-школы. Здесь топ-менеджмент, менеджмент среднего звена и кадровый резерв проходят обучение, обеспечивающее необходимый для её стабильного развития базис в виде профессиональных управленцев.
Группа компаний «Форус» представлена в 15 регионах от Урала до Дальнего Востока. Численность персонала — 270 человек. Компании в этом году исполнилось 20 лет. Внутри компании создана своя бизнес-школа, так называемый корпоративный университет.
Инструмент создания системы управления
Рассматривая бизнес-образование с точки зрения менеджмента, можно выделить ряд типовых подходов. Главным, на мой взгляд, является понимание того, что бизнес-образование — это инструмент. И как всякий инструмент, он может применяться осознанно, целесообразно, а может и бездумно, интуитивно, либо использоваться как дань моде. Эффект от применения инструмента в каждом случае будет разным, в диапазоне от благотворного до сокрушительного.
Когда руководитель принимает решение о своём обучении и обучении своих сотрудников, ему необходимо ответить на вопрос, какую проблему он намерен решить. Ответы не очевидны. Возможен вариант, что бизнес-образование рассматривается как средство для саморазвития. «Вот, я — молодец, но ещё хочу себя развивать дальше. Говорят, это помогает».
Другая типичная версия ответа — давно не учился, поэтому необходима «встряска» или «перезапуск» мозгов. Нередкий повод обращения в бизнес-школу — усталость от рутинной работы, обычная скука. При устоявшемся бизнесе, в среднем через 10 лет после его создания, руководители компаний замечают появление элементов «старения», потерю динамизма, ощущают некоторый застой.
Если смотреть на бизнес-образование с точки зрения системы управления, то в этом случае бизнес-образование является инструментом выстраивания системы управления, инструментом развития и роста компании.
Безусловно, в большей или меньшей степени бизнес-образование может помочь при решении каждой из данных проблем. Но мы в своей компании всегда рассматривали, и рассматриваем бизнес-образование, прежде всего, как инструмент повышения эффективности системы управления компанией, инструментом понимания процессов, происходящих внутри фирмы.
Любая организация представляет собой взаимосвязь нескольких систем: управление процессами, финансами, персоналом, инфраструктурой, клиентами и т.д. Все они тесно взаимоувязаны, и каждый день на операционном уровне менеджмент компаний работает с этими системами. Для того чтобы эффективно и результативно управлять, необходимо понимать каждую из этих систем, видеть существующие между ними связи на разных уровнях. Хочу обратить внимание и на то, что все названные системы не являются статическими, а находятся в постоянном развитии.
Рассматривая стадии жизненного цикла компании (см. схему), разработанные И. Адизесом, можно определить какие приоритетные роли, должен исполнять менеджмент на каждой стадии развития.
Схема. Жизненный цикл компании
Источник: Ицхак Адизес, «Управление жизненным циклом корпорации», Издательство «Питер», 2007
Так, когда компания маленькая, когда она только начинает работу, определяющей будет роль «предпринимателя», готового идти на риски. И эта роль чаще всего присуща инициатору, владельцу бизнеса. Переходя от стадии к стадии на этап зрелости, внутри компании должны сформироваться различные взаимодополняющие управленческие роли.
Руководитель компании должен очень хорошо понимать, какие управленческие роли на какой стадии жизненного цикла должны быть приоритетными, и как подобрать комплементарную команду, чтобы компания показывала на каждой стадии хороший результат. Не решив проблемы одной стадии жизненного цикла, не выстроив характерные для неё инструменты управления, не создав оптимальную для текущего этапа команду, невозможно перейти на следующую стадию. Несоответствие ролевой структуры стадии жизненного цикла ослабляет компанию и даже может подтолкнуть её к будущему краху в наиболее опасных периодах.
Таким образом, если смотреть на бизнес-образование с точки зрения системы управления, то в этом случае бизнес-образование является инструментом выстраивания системы управления, инструментом развития и роста компании.
Один из гуру менеджмента сказал, что бизнес-образование помогает «собственнику компании прийти в сознание». Ведь когда бизнес только строится, руководители очень многое делают на интуиции. Они понимают, что нужно делать, но почему именно так — объяснить не могут. При росте компании одной интуиции может не хватить.
А бизнес-образование даёт возможно понять, что, зачем, как и когда делать, помогает осознать реальное положение дел, помогает менеджменту своевременно перейти на следующую ступень развития. Нельзя отрицать факта существования гениальных предпринимателей, но, осознав свой прошлый опыт, руководителю в любом случае становится проще сделать следующий шаг в правильном направлении.
Способ отхода от оперативного управления
Если цель создания бизнеса не только самозанятость его основателя, не только создание небольшого семейного бизнеса, если всё-таки собственник ставит целью устойчивое и успешное развитие своей компании, то, наверное, он хочет, чтобы компания при отходе его от дел продолжала жить и не умирала. А вот чтобы она не умирала, и при этом позволяла собственнику не быть постоянным «стрелочником» по решению проблем, он должен создать саморегулируемую систему. Иначе он никогда не сможете отойти от дел, и компания будет жить ровно столько, насколько хватит его физических сил.
Особенность франчайзингового бизнеса, в котором мы работаем, заключается в том, что у собственников бизнеса и директоров компаний нет крупных материальных активов: мы не являемся «владельцами заводов, газет, пароходов», мы ничем не владеем. Люди, которые работают с нами, не наши люди, с ними выстраиваются партнёрские отношения. Хорошо, если сегодня цели этих людей совпадают с целями собственников. А завтра все может быть по-другому. То есть, нет ничего материального, что привязывало бы работника к компании.
Руководитель должен всё время развиваться сам и вести за собой своих людей, выстраивая менеджмент, выстраивая систему управления.
Рассмотрим пример завода по производству строительных материалов: у собственника завода есть здания, есть бетономешалка, спецоборудование. При необходимости директор может нанять других рабочих, они придут и начнут работать, поскольку имеется актив, вокруг которого бизнес строится. В информационно-технологической отрасли ничего такого нет.
Только компьютеры, столы и стулья, которые не являются уникальными средствами производства (сегодня они есть у всех). Таким образом, чтобы организация франчайзи могла развиваться, успешно переходя от одной стадии развития к другой, единственный путь который остается у ее создателя — это выстраивание системы управления.
Причем создать ее может только сам собственник-руководитель. У некоторых руководителей фирм-франчайзи существуют иллюзии, что, создав свой бизнес, они могут отойти от дел, нанять профессионального управленца и сказать ему: «Так, парень, я вижу интересную нишу, а ты давай теперь заработай там деньги». Через какое-то время наемный менеджер там заработает деньги.
А основатель-то тут при чём? Каков его вклад? Слова — «порядочность», «да я же всё это создал» и другие, подобные им, — должны иметь под собой «содержательную» базу. Если наемный менеджер «поднял» бизнес, а основатель лишь пассивно ждал этого, то по опыту известно, что такое положение дел приведёт, скорее всего, к расколу компании.
Наемный менеджер, который, по сути, построил новый бизнес, уйдет из старой компании и, очень часто, с командой тех, кто помогал ему это делать. Так что, либо основатель выстраивает систему, способную к защите его интересов как собственника и способную к саморазвитию, и затем отходит от дел. Либо управляет системой в режиме ручного управления, что заведомо не будет эффективным в достаточно продолжительной временной перспективе. А в процессе выстраивания жизнеспособной системы управления компанией роль бизнес-образования — далеко не последняя.
Поэтому, вариантов нет, руководитель должен всё время развиваться сам и вести за собой своих людей, выстраивая менеджмент, выстраивая систему управления.
Осознанная необходимость
Все аргументы «за» и «против» бизнес-образования будут лежать в плоскостях: кому это надо, когда становится необходимым, и каким образом оно будет получено.
Бизнес-образование нужно тому, кто заинтересован в выстраивании системы управления. Оно становится необходимым, когда у руководителя есть время и желание понять реальное положение дел в компании. Поскольку «открытия» могут быть не очень приятными, нужна готовность принять действительность. Однако стоит заметить, что, на ранних стадиях развития компании, когда компания учится выживать, зарабатывая свои первые деньги, активное выстраивание системы управления не так актуально. Это будет следующим шагом.
В процессе выстраивания жизнеспособной системы управления компанией роль бизнес-образования — далеко не последняя.
Наконец, каким образом бизнес-образование будет получено? Вариантов несколько. Можно самостоятельно читать специализированную литературу. Так, общаясь с некоторыми руководителями компаний, порой слышишь: «Зачем мне бизнес-школа? Я в Интернете всё, что надо, найду. Набрал слово «маркетинг» и нашёл по нему кучу книг».
Это дешевый вариант, возможно, даже глубина проработки будет неплохая.
Но базовым, наиболее эффективным способом получения бизнес-образования для нашей компании стала бизнес-школа. Она даёт очень важное, с моей точки зрения, преимущество — среду профессионального общения. Профессионалы вырастают быстрей в профессиональной среде. Здесь люди обмениваемся опытом, смотрят лучшие практики и зачастую потом реализуют их у себя в компании или отделе. Поэтому заменить бизнес-школу вряд ли возможно.
Поэтому и я сама, получив 2 высших образования (Киевский институт гражданской авиации, Академия народного хозяйства в Москве), прошла обучение в бизнес-школе Link на всех сертифицированных и дипломном курсах.
Таким образом, если есть желание построить эффективный, результативный, устойчивый в долгосрочный перспективе бизнес — необходимо самому учиться, учить менеджмент компании и создавать адекватную систему управления. Главное, не забывать, что это все нужно руководителю компании.
Чем лучше будет выстроена система управления, тем будет проще руководителю и менеджменту работать в ней. Интуитивного понимания происходящих внутри компании процессов может на каком-то этапе не хватить для дальнейшего развития, и тогда осознанное бизнес-образование сможет помочь. А получать его гораздо приятнее и, как показала моя практика и личный опыт руководителя компании, эффективнее в бизнес-школах. Получается, что практически все аргументы «за».
Чтобы оставить комментарий пожалуйста Авторизуйтесь
Источник: upr.ru
Бизнес образование как инструмент развития
В настоящее время российская экономика, как и рынок образовательных услуг, находится в процессе трансформации. Произошедшие изменения за последние несколько лет значительно повлияли на конъюнктуру рынка. Изменились векторы развития, запросы участников сферы бизнес-образования, а также возможности рынка предложения.
Значительно увеличилась доля программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по сравнению с аналогичными периодами. Бизнес-образование стало более доступным для предпринимателей, действующих или потенциальных, как с финансовой стороны, так и с точки зрения временного ресурса.
Однако наряду с положительными тенденциями наблюдаются и негативные, например такие, как смещение тем в сторону наиболее привлекательных для слушателей, при этом финансовые, юридические вопросы, темы, касающиеся взаимодействия с органами власти, остаются менее востребованными. Из-за увеличения предложения снижается общий уровень качества предоставляемых услуг. Отсутствуют единые обязательные требования к программам и преподавателям, вследствие чего субъекты предпринимательства могут получить некорректные или неактуальные знания и опыт, что может негативно отразиться на финансовых и производственных результатах бизнеса, снизить интерес к последующему обучению. Основу исследования составили общенаучные методы классификации, обобщения, сравнения, анализа. Целью исследования является анализ современных тенденций развития как инструмента развития малого и среднего предпринимательства, выявление основных проблем на рынке бизнес-образования в целом.
малое и среднее предпринимательство
молодежное предпринимательство
меры поддержки
бизнес-образование
тенденции развития
1. Кондратьева Е.А. Бизнес-образование для малого бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5–2 (75). С. 63–66. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-5-2-63-66.
2. Статистика // Информационно-консультационный портал Федеральной службы по труду и занятости ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ по вопросам защиты трудовых прав работников. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/statistics (дата обращения: 26.09.2022).
3. Шульженко А.М. Особенности бизнес-образования в контексте развития молодежного предпринимательства // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2022. Т. 7. № 2. С. 155–162.
DOI: 10.25206/2542-0488-2022-7-2-155-162.
4. Ясакова Е. Дистанционная учеба уходит на перемену // Ежедневная деловая газета РБК. № 051 (3544) (1404). URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/14/62557dda9a79474faea1badc (дата обращения: 26.09.2022).
5. Елисеева Ю. С юных смет: несовершеннолетних самозанятых стало почти вдвое больше // Ежедневная общественно-политическая и деловая газета «Известия». 22 августа 2022 г. URL: https://iz.ru/1382870/iuliia-eliseeva/s-iunykh-smet-nesovershennoletnikh-samozaniatykh-stalo-pochti-vdvoe-bolshe (дата обращения: 26.09.2022).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Государственная программа Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 26.09.2022).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 510 «О государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318984/ (дата обращения: 26.09.2022).
В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, в 2020 и 2021 гг. образовательная система была вынуждена модифицировать традиционные формы и методы. Согласно исследованию РБК, рынок онлайн-образования за 2020 г. сделал большой скачок в развитии. Заочная форма обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий была усовершенствована и внедрена практически во все образовательные программы. Выручка всего сегмента дистанционного бизнес-образования в 2020 г. составила примерно 4 млрд руб. Новые форматы позволили расширить продуктовую линейку бизнес-образования и временно снизили интерес к MBA [1, с. 64].
Конечно, онлайн-образование в настоящее время не сможет полностью заменить очное обучение, но обладает рядом преимуществ как для организаторов, так и для конечного пользователя, будь это простое физическое лицо или же субъект предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и граждан, применяющих специальный налоговый режим на профессиональный доход.
Малый и средний бизнес в процессе своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, основными из которых являются нехватка трудовых, финансовых, временны́х ресурсов. В связи с этим онлайн-образование становится особенно актуальным, так как позволяет сэкономить и деньги, и время.
Благодаря совершенствованию методической, информационной и технической базы бизнес-школы получили возможность снизить свои издержки и, как следствие, цену на услуги, увеличить охваты, выйти на новые рынки, а также несколько актуализировать предлагаемые направления подготовки под меняющиеся запросы бизнеса.
В свою очередь среди пользователей увеличился спрос на получение бизнес-образования, благодаря появлению возможности более комфортного совмещения работы и учебы, снижению стоимости на некоторые продукты, увеличению выбора актуального направления обучения. У слушателей в разы расширился список потенциальных бизнес-школ, так как теперь привязка к региону проживания или работы ослабла.
Вместе с тем из-за ограничений, вызванных пандемией, некоторые сферы бизнеса испытали кризис, произошла значительная перестройка рынка. Предприятия были вынуждены проводить сокращение персонала, тысячи людей остались без работы. По сведениям Федеральной службы по труду и занятости количество обращений по разделам трудового законодательства, в частности по вопросам увольнения и размера заработной платы, в 2020 г. составило 23213 и 20427 обращений соответственно, темп прироста оказался больше 20 %, по отношению к аналогичным периодам (рисунок). При этом структура обращений и вопросов значительно не изменилась [2].
В этот период государством проводились мероприятия, целью которых являлось развитие малого, в том числе молодежного, предпринимательства. Косвенно к ним можно отнести распространение и популяризацию такого института предпринимательства, как самозанятость.
Эти изменения повлияли на рост интереса к различным бизнес-курсам. Люди, не имеющие экономического образования, получили удобные инструменты для развития своего дела и организации самозанятости. Ощутили необходимость в получении бизнес-образования для восполнения пробелов в знаниях, однако большая часть потенциальных слушателей оказалась не готова к длительным образовательным программам, а рынок бизнес-образования очень разнороден, поэтому далее предлагается разделить термин на два понятия:
– бизнес-образование – образовательный процесс, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня, позволяющих работать в различных сферах бизнеса или иных предпринимательских структурах;
– бизнес-эдвайс – совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений в сфере бизнеса, по итогам освоения которых у слушателя не появляется право заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня [3, с. 157].
Количество обращений по вопросам трудового законодательства, в частности увольнения и размера заработной платы, за 2018–2021 гг.
На фоне повышения интереса слушателей к бизнес-образованию, можно отметить рост удельного веса бизнес-эдвайса в общей структуре. Бизнес-школы различного уровня и компетенций, начиная от образовательных учреждений, имеющих лицензию, заканчивая физическими лицами, являющимися экспертами в одной из сфер, разработали и предложили рынку большое количество краткосрочных курсов или же разовых семинаров, консультаций, преимущественно онлайн. Несмотря на смягчение мер, направленных на ограничение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, в целом доля дистанционного бизнес-образования и бизнес-эдвайса осталась выше, чем в 2019 г.
Общее падение рынка онлайн-образования в 2022 г. может составить 35–40 % в зависимости от сегментов. Такой прогноз приводит директор EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина по итогам проведенного в начале апреля опроса среди стартапов, входящих в экосистему этого фонда (участвовали 200 компаний). Более 90 % респондентов сказали о падении своих продаж в среднем на 20–40 %.
«Больше всего пострадает дополнительное и профессиональное образование для взрослых, особенно в сегменте дорогих и эксклюзивных направлений, таких как МВА или обучение ораторскому искусству», – говорит Царевская-Дякина. Она объясняет, что за обучение на таких программах, которое может быть рассчитано на полтора года, зачастую приходится платить сразу и нет возможности, как в университете, разделить оплату по семестрам [4]. Так же негативно сказалась невозможность размещать рекламу на известных иностранных порталах и социальных сетях.
Введение запрета на использование с целью ведения бизнеса таких социальных сетей, как Instagram и Facebook (принадлежат Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ организации), отразилось на финансовых результатах некоторых отраслей бизнеса, особенно сферы красоты, чей рекламный бюджет более чем наполовину приходился на эти площадки. Такое изменение не могло не отразиться на рынке бизнес-образования и его влиянии на эффективность предпринимательской деятельности в целом.
В последние два года из-за роста пользователей онлайн-продуктов большое развитие получили смежные направления бизнес-эдвайса, которые находятся на границе бизнеса и психологии, например такие, как «развитие и продвижение личного бренда», «самоменеджер», «как управлять своей жизнью и зарабатывать на своем деле». Несмотря на введенные ограничения, спрос на такие курсы сохраняется, хоть и в разы снизился.
На основании исследований, проведенных автором, самыми востребованными направлениями остаются: продакт-менеджмент, маркетинг, управление командой, дизайн, финансовая грамотность, юридическое право и т.д.
Стоит отметить, что часть информационных продуктов предоставляется для пользователей бесплатно, например за счет средств Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» или в качестве продвижения последующих собственных платных продуктов.
Повышение доступности и популяризация бизнес-образования и бизнес-эдвайса привлекло в бизнес большое количество молодежи, в том числе в возрасте от 14 до 17 лет, что тоже отразилось на конъюнктуре рынка.
По данным Минэкономразвития в РФ на первый квартал 2022 г. количество самозанятых граждан в возрасте до 18 лет составляло порядка 77 тыс. В Агентстве стратегических инициатив уточнили, что это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. За весь период с начала регистрации несовершеннолетних самозанятых молодые люди заплатили налогов почти на 39 млн руб. [5].
Наряду со школьниками в сектор молодежного предпринимательства входит молодежь в возрасте до 35 лет. Стоит отметить, что предложение бизнес-образования и бизнес-эдвайса для данного целевого сегмента в большей степени представлено «бесплатными» программами, финансируемыми за счет федерального и региональных бюджетов или частных инвестиций, в связи с низкой платежеспособностью получателей услуг.
Важность бизнес-образования для молодежи отмечалась Правительством РФ и ранее. Содействие развитию молодежного предпринимательства было закреплено еще в подпрограмме 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 [6]. С 2016 г. согласно Постановлению Российской Федерации № 510 «О государственной программе Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика”» от 8 июня 2016 г. было введено основное мероприятие 2.4 с ежегодным финансированием из федерального бюджета в размере 255041,7 тыс. руб.
В рамках реализации этого мероприятия предполагалось осуществление следующих направлений:
1. Популяризация предпринимательской деятельности и стимулирование предпринимательской активности среди лиц в возрасте от 14 до 30 лет.
2. Обучение, развитие кадрового потенциала субъектов молодежного предпринимательства.
3. Поддержка и сопровождение инновационных бизнес-проектов, инициируемых субъектами молодежного предпринимательства, лицами в возрасте от 14 до 30 лет [7].
Однако ранние программы все же основной целью ставили именно популяризацию и вовлечение молодежи в бизнес. Отсутствие удобных инструментов практического применения полученных знаний создавало значительный временной лаг между получением знаний и созданием своего дела, поэтому четко проследить эффективность вложенных инвестиций было затруднительно.
Сейчас, во многом благодаря облегчению процедуры входа на рынок в качестве полноправного участника, вектор сместился в сторону бизнес-коучинга и менторства. Одним из самых крупных проектов является Программа развития молодежного предпринимательства «Я в деле», реализуемая Благотворительным фондом поддержки и развития программ «Капитаны» и РЭУ имени Г.В. Плеханова при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и Агентством по делам молодежи «Росмолодежь». Эта программа направлена и на повышение бизнес-грамотности, и на развитие системы наставничества и нетворкинга среди молодежи, в том числе школьников и студентов.
В Омской области также реализуется образовательная наставническая программа «ScaleUp», предназначенная для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, действующая уже не первый год, она только набирает популярность среди предпринимателей.
Подводя итоги, можно выделить основные тенденции на рынке бизнес-образования:
− развитие дистанционных форм бизнес-образования и бизнес-эдвайса;
− увеличение доли бизнес-эдвайса на рынке образовательных и просветительских услуг;
− размытие границ бизнес-образования и бизнес-эдвайса, появление новых смежных направлений, находящихся на границе психологии и бизнеса;
− увеличение количества субъектов молодежного предпринимательства в возрасте 14–17 лет;
− популяризация бизнес-образования и бизнес-эдвайса среди субъектов молодежного предпринимательства;
− повышение востребованности и актуальности поддержки бизнес-менторов, развития системы наставничества среди субъектов малого и среднего бизнеса.
В целом наблюдаются позитивные тенденции изменения бизнес-образования в сторону развития практических компетенций, влияющих на повышение эффективности и результативности бизнеса, однако также имеется ряд проблем. Некоторые проблемы сохраняются уже долго, некоторые особенно ярко проявились в последние годы.
Проблемы в системе бизнес-образования:
1. Отсутствие стандартов бизнес-образования. Направление очень разнородно, к нему могут относиться и образовательные профессиональные программы, и краткосрочные курсы, и разовые семинары, лекции. Так как стандарты отсутствуют, нет единых требований, критериев эффективности. Потребители не получают гарантий качества получаемых услуг.
2. Отсутствие обязательных требований к бизнес-тренеру. 17 января 2022 г. был утвержден Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в сфере бизнес-обучения (бизнес-тренер)”», но до сих пор нет обязательных требований соответствия преподавателей стандарту. Следовательно, нет гарантий компетентности педагога.
3. Двойственность профессии бизнес-тренер. Как и в любой сфере услуг, высокой значимостью обладают личность и профессиональные качества человека, который находится в непосредственном контакте с клиентом, то есть является передатчиком знаний. Особенность данной профессии заключается в том, что человек должен обладать навыками преподавательской деятельности, а также иметь опыт организации и реализации бизнес-процессов. Две эти стороны должны находиться в балансе, иначе либо знания и навыки будут переданы неэффективно, либо материал будет предоставляться в отрыве от практического опыта.
4. Большое количество программ бизнес-образования (в большей степени бизнес-эдвайса) низкого качества. В связи с популяризацией онлайн-продуктов порог входа на рынок снизился. Среди медийных личностей стало нормой монетизировать свою известность через продажу инфопродуктов, зачастую низкого качества. Их основная цель заключается не в передаче знаний, а в лучшем случае заряде слушателей на успех, но эффективность подобного предложения сомнительна, так как конкретные инструменты или хотя бы базовые знания в области экономики не даются.
5. Ориентация на так называемые «интересные» темы. Тематики программ можно соотнести с основными функциями бизнеса. Часть программ можно отнести к более сложным для преподавания и восприятия, например финансовый менеджмент, налогообложение, бухгалтерский учет, правовая грамотность, лицензирование и т.д. Несмотря на их важность в управлении бизнесом, слушатели в большей степени предпочитают выбирать темы более простые в понимании, такие как управление персоналом, маркетинг, продажи через интернет-площадки, дизайн и т.д. По мнению автора, именно знания финансового менеджмента, правовой грамотности и т.д. в большей степени способствуют повышению выживаемости бизнеса и его дальнейшего развития.
Бизнес-образование, как элемент инфраструктуры развития предпринимательства, очень подвижная сфера, активно реагирующая на малейшие изменения в жизни общества. С развитием информационных технологий скорость модернизации и актуализации только увеличивается. В дальнейшем необходимо четкое разделение на образовательную сферу, направленную на развитие предпринимательских компетенций, и информационную, которая позволит ознакомить участников рынка с возможностями получения образования, а также популяризировать бизнес как вид профессиональной деятельности.
Источник: fundamental-research.ru