Работа содержит 1 файл
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Кафедра менеджмента и социально- экономических дисциплин
(Кафедра экономики и финансов)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Исполнитель:
Корниенко Ксения Евгеньевна
студентка 302 группы
Звонарева Наталья Валерьевна
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..……………6
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. 24
- История возникновения и развития бизнес-образования……………..24
- Понятие и структура бизнес-образования России…………………….34
ГЛАВА III СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ.
3.1. Методолгия и организация бизнес-образования
3.2. Бизнес – образование как современный способ реализации предпринимательских воможностей …………………………………42
Как стать предпринимателем? И нужно ли для этого бизнес-образование?
3.3. Развитие предпринимательских навыков и мышления.
Список используемой литературы………………………………..47
Бизнес-образование – сравнительно новое для нашей образовательной системы понятие, всецело связанное со становлением рыночной экономики. Как уникальный социальный феномен, за свою вековую историю этот вид профессионального обучения превратился в междисциплинарную область образовательной деятельности, основу получения знаний, умений и навыков для предпринимательства и бизнеса в интересах получения прибыли. Социальная обусловленность и прагматическая направленность бизнес-образования вызвана к жизни масштабной экономической трансформацией, потребностями создания критической массы менеджеров для рыночной экономики, формированием цивилизованных рыночных отношений и необходимостью поддержки субъектов бизнеса и предпринимательства.
Предпосылки, корни и традиции бизнес-образования восходят к социально-экономическому возрождению, развитию предпринимательства и бизнеса, становлению в стране гражданского общества. Тем более, что каждая реформа требовала нового поколения кадров. Возникла необходимость освоения форм и методов обучения, ориентированных на потребности рынка, удовлетворение запросов регионов, муниципальных образований, предприятий и организаций различных форм собственности в качественных образовательных услугах, которые необходимы менеджерам и предпринимателям, ориентированным на личную инициативу, рыночные условия ведения хозяйства. 1
Развитие бизнес-образования, по сути, было преемственным отечественным традициям начала ХХ века, но в большей степени происходило под давлением стереотипов системы подготовки кадров для управления советского периода, где доминировала ориентация на развитие производства, хотя важное значение придавалось многоуровневому характеру обучения, в том числе, освоению значительного объема теоретического знания в разных отраслях. Однако в методологическом плане и организационном построении теперь это — качественно новая система, важный сегмент рынка.
Сергей Гуриев | Бизнес-образование в Европе, США, России и странах СНГ
Именно поэтому исследование проблемы формирования предпринимательского потенциала является актуальной на сегодняшний день в Российской Федерации. Предпринимательство, как известно, — это движущая сила экономик всех развитых стран. И, следовательно, развитие предпринимательских способностей у людей является гарантом эффективного развития предпринимательства и экономики страны в целом. Но к сожалению понятие предпринимательского потенциала и способы его формирования четко не определены.
Положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний. Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. 2
Целью курсовой работы является: изучение и анализ современного бизнес-образования в России и разработка некоторых практических рекомендаций по формированию и развитию предпринимателького потенциала через систему бизнес-образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обьект исследования: система бизнес-образования в РФ.
Предмет исследования: бизнес-образование как эффективный интрумент развития предпринимательства. В работе используются следующие методы:
— индукции и дедукции;
— анализа и синтеза:
— анализ правовой литературы;
Структура курсовой работы состоит из трех глав.
Во второй главе рассматривается бизнес- образование его история развития и структура на современном этапе.
В третьей главе приведены способы реализации предпринимательских возможностей, проблемы бизнес-образования и современная методология данной научной деятельности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Социально-экономическое содерж ание предпринимательской деятельнос ти.
В любом обществе все сферы деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Но именно экономика определяет динамику, основные условия, уровень жизни общества в целом и каждого его гражданина в отдельности. Составляющая часть экономической истории многих современных государств — это история предпринимателей, чья упорная деятельность на протяжении многих поколений создала основы могущества этих стран и определила их место в мире. Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах.
Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственного предпринимательства и малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.
Предпринимательство относится к числу сложных понятий, подвергнутых множественным интерпретациям. Экономисты, напомним, как правило, определяют предпринимательство достаточно безлично — как функцию, необходимую для успешного экономического развития, будь то образование новых предприятий или несение риска, осуществление инноваций или экономия трансакционных издержек.
Согласно принятым во многих развитых странах стандартам, предпринимательство — это вид человеческой деятельности, направленной на организацию и осуществление важных и трудных. проектов. Оно ассоциируется с попытками сделать что-то новое или же улучшить что-либо уже существующее. Основная роль в этой деятельности принадлежит предпринимателям, которые сводят вместе деньги, материальные ресурсы, рабочую силу, в результате создают новое дело и управляют им.
Социологи выделяют предпринимателей как особый социальный слой. В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателей и руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственных структур. Сами предприниматели тоже образуют совокупность разнородных групп. Так, в их рядах оказываются директор приватизированного промышленного гиганта и распорядитель мелкой коммерческой конторы, председатель правления крупного банка и главный врач медицинского кооператива. Принципиальные различия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферой хозяйствования, его техническим и организационным уровнем, происхождением капитала и характером опорных воспроизводственных связей.
Предпринимательская деятельность особенно отличается от других видов человеческой деятельности. Прежде всего, предпринимательство — не просто наличие в собственности предприятия, производящего те или иные продукты или услуги, а обязательно — выгодная торговля. Последняя требует не только определенных знаний и навыков, но и поиска и участия в ней равноправных партнеров. Предпринимательство невозможно без торговли. 3
- Политико-правовой аспект развития предпринимательской деятельности в РФ.
Российское законодательство устанавливает, что предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность зарегистрированными в установленном законом порядке гражданами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания различных услуг. 4
При эффективной организации дела и умелом управлении бизнесом можно изменить экономические перспективы не только отдельного лица, но и целого предприятия и даже отрасли. При этом ст. 34 Конституции РФ определяет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в числе других основных прав и свобод человека и гражданина.
Для развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия в государстве. В первую очередь следует создать соответствующие политические условия, т.е. органы власти должны осознавать необходимость предпринимательской деятельности, оказывать политическую поддержку бизнесу, проявлять стремление к созданию законодательной базы для его существования. Это касается не только федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” предусматривает, что субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по развитию малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.
В законодательстве определяются разнообразные формы поддержки и развития малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных ресурсов, поддержка их внешнеэкономической деятельности, привлечение к выполнению государственных программ, подготовка и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства, информационное обеспечение, создание фондов поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства в субъектах РФ осуществляется и в форме разработки региональных программ, заказчиками которых выступают администрации субъектов РФ
1.3. Предпринимательский потенциал в системе предпринимательской деятельности.
Потенциал – это возможность, природные особенности человека, способности и задатки, направленность личности, социальные перспективы, которые могут быть использованы для собственного развития. Однако ключевым здесь является слово «возможность», ведь это всего лишь шанс, данный нам от природы. Его реализация зависит только от самого человека. Потенциальное может стать актуальным только при наличии определенных условий, важнейшим из которых является целенаправленная активность самой личности.
Раскрытие потенциала напрямую связано с развитием способностей личности. А развитие способностей осуществляется в процессе профессиональной деятельности и обучения, причем приоритет отдается развитию интеллектуальных способностей, которые реализуют возобновляемую составляющую потенциала, что в свою очередь способствует формированию новых интеллектуальных потребностей, целей и мотивов, т.е. ускоряет процесс развития.
Источник: www.stud24.ru
Бизнес-образование как жизненная необходимость…
Сочетание двух таких слов как «Бизнес и Образование» уже давно вошло в обиход и стало привычным и понятным практически каждому. Такое образование сегодня является чрезвычайно нужным и важным для более правильного понимания любого бизнес процесса, любое бизнес-образование очень ценится и является в настоящее время буквально жизненной необходимостью.
По определению такое образование представляет собой теоретические знания и практические навыки, которые необходимы и важны для работы в любой сфере бизнеса. Необходимость такого образования было понято в Европе и в Америке уже давно, однако и на территории стран СНГ уровень делового обучения находится сегодня на довольно таки хорошем уровне. Открываются все новые бизнес — курсы, бизнес — школы, университеты, проводятся тренинги и семинары, к которым предъявляются достаточно высокие требования по содержанию и форме преподавания. Наибольшей популярностью у нас пользуются сегодня виды обучения, построенные не на западном материале, а исключительно на российской деловой практике.
То есть в первую очередь изучаются бизнес темы с практической немедленной пользой при повседневной деятельности предприятий на территории бывшего СССР. Именно наше практическое образование обеспечит развитие и выживание предприятий в наших сложных экономических условиях.
Потребность и актуальность образования для российского слушателя растет с каждым днем, ведь на современном местном и зарубежном рынке, без определенных знаний просто не выжить. Для молодых специалистов сегодня наиболее предпочтительным является для практических целей именно краткосрочные, строго практические курсы, которые помогут быстро и качественно решить данную бизнес проблему. Это, конечно же, не обозначает что фундаментальное долгосрочное учебное образование не нужно, оно важно, хотя и имеет обычно слишком большую программу, которая зачастую не будет использоваться в практической современной деятельности. Основным спросом пользуется сегодня изложение учебного материала при применении полученной теоретической информации на практике.
Такое обучение приводит к появлению такого варианта бизнес — образования как коучинг, то есть имеет место факт необходимости не только получения чисто практических навыков, но и также индивидуальных тренировок и строго личного обучения. Действительно когда преподаватель работает и обучает клиента индивидуально, то качество такого обучения будет больше, чем при групповом тренинге.
Необходимость и важность образования в сфере бизнеса очевидна, ведь одним из главных тормозов в развитии стран СНГ является не неумение вести торговлю, а именно дефицит знания мирового бизнеса и отсутствие кадров с профессиональным знанием аспектов бизнеса. Для качественного такого образования сегодня существует три направления образовательных систем:
1. Универсальные глобальные образовательные программы, такие как менеджмент, управление на предприятии, управление антикризисное, муниципальное и государственное управление и другие.
2. Программы по дополнительному образованию, такие как МВА (Магистр Делового Администрирования), среднесрочная профессиональная подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификация и другие.
3. Бизнес-тренинг краткосрочный.
При получении «бизнес образования» следует учитывать такой печальный и распространенный факт обучения как — «обучение всему сразу — обучение ничему». Поэтому, зачастую предпочтительнее глобальному обучению, — образование узконаправленное, ультра практичное и краткосрочное. В любом случае, бизнес-образование в любом своем виде набирает сегодня в СНГ солидные обороты. Такое обучение очень важно и очень нужно как управленческому персоналу, так и каждому современному человеку. Простой интуиции и обычных знаний сейчас уже недостаточно, ведь для организации любого дела у бизнесмена должны быть четкие профессиональные знания.
Помогла статья? Оцените её:
(Проголосуйте первым)
Источник: beprime.ru
Кому и зачем сейчас нужно бизнес-образование в России
Неопределенность и стремительные изменения уже стали нормой нашей жизни. Как показывает недавнее исследование школы управления «Сколково», более трети российских компаний переживают фазу трансформации, ищут новые рынки и поставщиков, пересобирают цепочки поставок, прорабатывают вопросы финансовых транзакций и источников финансирования. О важности сохранения бизнес-образования в стране в своей колонке рассуждает руководитель школы управления «Сколково» Александр Ким
Как показывает недавнее исследование школы управления «Сколково», около 30% компаний находятся в фазе борьбы за выживание и поиска новой модели устойчивости. Примечательно, что в нынешних условиях лишь каждая пятая компания поставила обучение на паузу. Мы видим, что руководители бизнеса, как и все мы, обычные люди, тоже ищут поддержки, опоры и стремятся сформировать и развить у самих себя и у своих сотрудников новые качества, необходимые новому времени, — адаптивность, готовность к различным сценариям, гибкость и лидерство в условиях тотальной неопределенности. В частности, в стенах школы управления «Сколково».
Наблюдая эту тенденцию, полагаю, что многие бизнесы видят перспективу в развитии своей деятельности и экономики России в целом, считают важными новые исследования, новые знания и навыки, а также общение с единомышленниками.
Материал по теме
Почему управленческое образование важно
Бизнес и предпринимательство развиваются не только за счет амбиций и смелых идей, но и благодаря бизнес-школам. При этом управленческое образование междисциплинарно и помогает увидеть картину целиком или с новой точки зрения. Это повышает качество управленческих решений, что в свою очередь способствуют улучшению бизнес-показателей компаний, повышает производительность труда и скорость внедрения инноваций.
В нестабильные времена образование берет на себя еще одну важную миссию — формирует продуктивную среду для развития сотрудничества и партнерств. Это особенно актуально для экономик, которые работают в условиях внешних ограничений: только силой слабых связей и доверенных контактов можно преодолеть и перенастроить процессы, разрушенные ограничениями. Более того, сейчас мы наблюдаем важную тенденцию: даже в период неопределенности российские партнеры — частные доноры и компании — все чаще поддерживают образование, ориентированное и на зрелых, и на будущих управленцев. Так, именно в этом непростом году при поддержке, в частности, наших слушателей, выпускников и крупных компаний мы запустили программу совместного с МФТИ бакалавриата — SKOLKOVO BBA.
В российской практике кажется привычным, что учебные заведения финансируются за счет государства. В бизнес-образовании это совсем не так: оно живет за счет того, что само крутит педали велосипеда своего развития. Школа «Сколково» активно работает на российском рынке как самостоятельная организация и сталкивается с теми же вызовами, что и весь отечественный бизнес. Конечно, со своей спецификой, ведь Школа создана и работает как некоммерческая организация. Это означает, что все заработанные деньги мы постоянно инвестируем в повышение качества образовательного опыта, развитие кампуса, исследования и привлечение профессоров.
Общепризнанная практика во всем мире — это донорство и гранты, стипендии и иные формы поддержки. В последние годы бизнес-школы переживают бум безвозмездных вложений в различных формах, их объемы (конечно, у разных школ по-разному) увеличились в среднем в три раза за 10 лет. Так, одно из крупнейших в истории бизнес-образования пожертвований в размере $300 млн сделал Школе бизнеса им. Бута предприниматель Дэвид Бут в 2008 году. Деньги тратятся, в частности, на привлечение и удержание звездных преподавателей, но, что более важно, и на взращивание будущих профессоров и академиков.
В школе «Сколково» есть гранты от крупнейших предпринимателей и филантропов на ведение исследовательской деятельности для женщин, на поддержку профессоров, на обучение по программам МВА, ВВА и многие другие.
Источник: www.forbes.ru