Социальная система, соотносимая с организаций (любым предприятием) подразумевает под собой достаточно сложные и взаимосвязанные социальные отношения, выстроенные в иерархическом порядке и включающие в себя, помимо всего прочего, еще и крупные вторичные социальные группы. Данные группы и системы образуются для того, чтобы осуществлять определенные цели и удовлетворять некоторые потребности, которые стоят перед обществом и должны быть реализованы для улучшения качества жизни определенной организации (предприятия) и людей, которые являются ее частью.
Для выделения социальных систем какого-либо предприятия существует несколько основных признаков, которые отделяют одни организации от других, отражают их специфику и свойства, играющие важную роль в жизни членов определенной организации.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
К таким признакам относятся следующие:
- Целевая природа;
- Распределение членов организации в соответствии их статусами и ролями, которые они принимают на себя для осуществления той или иной деятельности;
- Разделение труда и его специализации, которая подразумевает учет функциональной основы;
- Построение по некоторым принципам данных систем: по вертикальному, иерархическому принципу, в котором выделяются подсистемы, которые управляют, и подсистема, которые управляются;
- Наличие достаточно специфических средств, которые направлены на регулирование и контроль социальной системы в организации, где необходимо поддерживать баланс и определять, какие из подсистема в полной мере осуществляют свои обязательства, а какие в меньшей степени ориентированы на эффективность и продуктивность осуществляемой ими деятельности;
- Наличие социальной целостности, поскольку все элементы социальной системы взаимосвязаны друг с другом, образуют определенные взаимозависимости и подчеркивают значимость этих связей для обмена опытом и социальной информацией.
«Социальные системы предприятия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
«Проектный бизнес необычайно маржинален», – директор воронежской 5sgroup Александр Масленников
Социальные системы предприятий могут быть как формальными, так и неформальными. Формальные системы подчинены строгим правилам, отражают в себе специфику следования установленным нормам и ценностям, которые нельзя нарушать, поскольку за этим может последовать вполне логичное наказание. Неформальные социальные системы отражают особенности межличностных отношений между индивидами, когда, помимо профессиональных отношений, их начинают связывать и иные формы взаимоотношений друг с другом.
Значение социальной системы на предприятии состоит в том, что в ней как раз и проявляется тот самый синергетический эффект. Это – результат совместной деятельности членов организации, который в обязательном порядке ориентирован на эффективность, на целедостижение. В системе результаты более успешны и видимы, чем в тех организациях, где присутствует разрозненность и неорганизованность действий того же числа индивидов, если они не связаны друг с другом. Таким образом, социальная система предприятия подразумевает наличие особой связи между членами организации, а также особого комплекса мер и правил, которым каждый член предприятия должен следовать для поддержания благоприятной среды и развития системы.
Бирюзовые компании: бизнес-тренд, бардак или мотивация сотрудников?
Замечание 1
Социальная система обладает некоторыми компонентами, которые отражают особенности ее развития и специфику деятельности. К компонентам относится цель организации, признаки предприятия, свойства и функции, которое выполняет само предприятие в целом и, в частности, его члены, а также элементы и связи в особой структуре, иерархичность (имеются структуры управляющие и структуры управляемые), время и пространство, механизмы и процессы, которые реализуются членами предприятия в определенный промежуток времени.
Предприятие как социальная система
Поскольку мы живем в период достаточно активно расширяющихся рыночных отношений, это логически ведет к тому, что постепенно происходит увеличение социальных организаций, а также усиление их роли в жизни общества. Большая часть людей выступают в некоторых ролях: это владельцы, руководители или сотрудники многочисленных организаций, каждый из которых берет на себя особую степень ответственности и уровень обязательств в рамках организации, в которой он находится.
Предприятие как социальная система ориентировано на то, чтобы отражать некоторые структурные компоненты. Она включает в себя несколько типов групп (формальные и неформальные), а также ценности и нормы, интересы и полномочия, множество каналов, через которые происходит передача полномочий, опыта и знаний, полученных результатов. Все эти элементы структуры являются мягкими, отражают особенности внутреннего содержания структуры, могут также ориентироваться на все изменения, происходящие в сообществе.
Система организации включает в себя управленческие компоненты, которые так или иначе должны контролировать и регулировать внутренние процессы и явления, а также отражать специфику социальных связей, которые образуются внутри предприятия. Система управления предприятием включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: это органы управления, которые одновременно являются субъектами и берут на себя некоторые должностные обязанности, а также входят в подразделения, определяя специфику их обязательств и деятельности. Второй элемент – это коммуникационные каналы, через которые происходит передача опыта и информации, необходимых для того, чтобы в рамках предприятия сохранялась стабильность и возможность для каждого члена развиваться, расширять границы собственных знаний, умений и навыков. Третий элемент в структуре предприятия – это вся совокупность методов и технологий, норм и правил, процедур и предписаний, которые определяют поведение того или иного работника, а также порядок исполнения тех или иных действий, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности и эффективности организации.
Замечание 2
Таким образом, структура предприятия – это сложная совокупность объектов и субъектов, которые тесно связаны друг с другом посредством методов и предписаний.
Источник: spravochnick.ru
Социальная организация предприятия. Модели социальной организации
— организация как сама управленческая система, предполагающая объединение людей, обладающая иерархической системой и преследующая определенные цели. Социальная организация в этом случае представляет собой объект управления, менеджмента.
Предприятие как социальная организация
Чтобы убедиться в том, что предприятие является социальной организацией, обратимся к самим терминам «организация» и «социальная организация».
Ряд исследователей не проводят различий между этими понятиями и говорят только об организации. Например, Р. Дафт исследует организацию как социальную целостность, которая направлена на некоторую цель, построена как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана с окружающей средой11. Ключевой элемент организации — не здания и не набор курсов действий и процедур; организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организация существует, когда люди взаимодействуют для того, чтобы достичь цели.
Другие исследователи пытаются найти отличительные черты понятий «организация» и «социальная организация». Среди таких авторов можно отметить Я. Щепаньского, который различает данные понятия12. Слово «организация» используется им в двух смыслах:
как целевая группа, или объединение людей, намеревающихся реализовать определенные цели;
как способ распоряжения и управления людьми и разными средствами действия для гармонизации их усилий и направления на достижение определенных результатов, то есть как организовывание.
В первом определении автор делает акцент на организации как на особом виде связи между людьми, превращающем их в разнообразные объединения — от малых групп до больших организаций типа союзов предпринимателей, а общество — в организованное общество, где организации играют все большую регулирующую роль. Во втором определении акцент делается на человеческой деятельности, направленной на увязывание между собой разнородных элементов и превращение их в действующую систему типа организации труда, организации транспорта, спорта и т. п.
Социальную организацию Я. Щепаньский определяет как проявление социального порядка. Говоря о социальной организации, он имеет в виду «систему способов (эталонов) действий индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь», которые способствуют разрешению «проблем и конфликтов, возникающих в процессе совместной жизни. и обеспечивают порядок в общественной жизни»13.
Таким образом, можно заключить, что у Щепаньского организация отличается от социальной организации тем, что в социальной организации проявляется некая система эталонов действия индивидов, объединенных определенным образом для достижения целей, которая делает из простого объединения людей социальную общность.
Сравнивая обще- и частносоциологические представления об организации, А. В. Тихонов говорит о том, что здесь имеются потери и приобретения. Если на общесоциологическом уровне еще есть стремление выделить социальную организацию из организаций вообще (и прежде всего — из представлений естественно-научного толка), то на частносоциологическом уровне это стремление исчезает и появляется только социальная организация как объект (объединение людей, институт, группа) и его свойства: организовывание как внутренняя деятельность, равнозначная управлению, и уровень организованности управляемой системы, или ее упорядоченность.
А. В. Тихонов подчеркивает, что этот переход снимает вопрос о природе социальной организации, о ее генезисе и настраивает на следование прагматическому критерию выделения организации как объекта целерациональных манипуляций. Он выделяет важность факта введения представления о социальной организации как об «искусственном объединении институционального характера» (А. И. Пригожий), и говорит о том, что у Щепаньского «искусственность» или преднамеренность вообще вынесены за рамки социального14.
Итак, А. В. Тихонов рассматривает социальную организацию как объединение людей и ее свойства: организовывание и уровень организованности управляемой системы.
А. И. Пригожий говорит о «социальной организации», выделяя три основных случая использования данного понятия: это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе для выполнения более или менее ясно очерченных функций (предприятие, орган власти, добровольный союз); это деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. п.; это характеристика степени упорядоченности какого-то объекта, когда под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое.
Для А. И. Пригожина социальная организация есть целевая общность, где она — не только общность, но и «общественный инструмент и безличная структура», обладающая такими фундаментальными свойствами, как иерархичность и управляемость. А. И. Кравченко понимает под организацией такую форму или способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются, прежде всего, деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья, технологий, их принято называть социальными организациями.
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания
Источник: studexpo.net