Что такое успешная компания? Это бизнес, который растёт и обеспечивает доходность на инвестиции. Но что делать инвестору, если дела у компании становятся всё хуже, и есть вероятность, что она вскоре умрёт?
Анна Солдатова
Получайте новые статьи на e‑mail
Пишем о будущем, технологиях и стартапах
Ещё по теме
Школа инвестиций в Москве
5 советов по нетворкингу для инвестора
Sochi Invest Weekend
О том, как инвестору спрогнозировать надвигающиеся проблемы у проекта, когда стоит отпустить компанию, идущую ко дну, и как спасти свои активы, – разбираемся в статье вместе с Ильёй Королёвым, управляющим портфелем ФРИИ и экспертом «Школы инвестиций».
Jawbone: от успеха до провала
Вкладываясь в бизнес, нельзя быть на 100% уверенным в том, что тот или иной проект всегда будет приносить доход и не прогорит. Можно вспомнить немало примеров, когда компания росла, завоёвывала новые рынки, становилась лидером продаж по всему миру, а в итоге оказывалась на дне. В основном это было связано с тем, что основатели тратили все деньги инвесторов и не находили масштабируемую бизнес-модель. Дальнейшая судьба компании — распродажа патентов или технологий за меньшую стоимость.
Что делать если в бизнесе убытки?
В качестве яркого примера стоит вспомнить компанию Jawbone, которая в июле 2017 года объявила о своей ликвидации. Компания была основана в 1999 году двумя выпускниками Стэнфордского университета. Первые 11 лет всё шло гладко. Jawbone получила заказ от армии США на разработку наушников. Запустила выпуск первой в мире беспроводной гарнитуры и стала популярной во всём мире.
Начала производить Bluetooth-колонки, и ещё больше закрепила свой успех.
Однако в 2011 году «белая полоса» сменилась на «чёрную». Неудачи начались с выпуска фитнес-браслетов. Первую партию буквально смели с полок магазина, но вскоре в изделиях был обнаружен серьёзный брак. Производство пришлось на время остановить. Следующая серия браслета, выпущенная в 2013 году, превратила компанию в лидера рынка наряду с Fitbit и Nike.
Однако после того, как в 2015 году Apple выпустила умные часы Apple Watch с более широким функционалом, а китайский производитель Xiaomi — недорогую версию аналогичных фитнес-браслетов, Jawbone стало сложно конкурировать на рынке.
В 2016 году браслеты Jawbone перестали входить в топ-10 по популярности. За всё время своего существования компания получила $900 млн инвестиций, из которых $165 млн — в 2016 году. Но даже такая немалая сумма не помогла компании встать на ноги. Летом 2017 года владельцы Jawbone приняли решение о закрытии компании и ликвидации активов.
Осторожно: инвесторская ловушка!
Какова наиболее распространённая ошибка инвесторов, которые вкладываются в проекты, подобные Jawbone? Ответ: пытаются инвестировать в них ещё больше. Ведь если без их помощи компания умрёт, они должны будут списать те деньги, которые уже вложили. Это достаточно распространённая ловушка, когда и бросить жалко, и содержать дорого. Старайтесь относиться к этому более прагматично — гораздо менее убыточно будет списать невыгодную для вас компанию из портфеля.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ПОРА ЗАКРЫВАТЬ БИЗНЕС | Надо ли закрывать бизнес, если не идет
Четыре типа компаний в портфеле инвестора
Звёздочки
Это те компании, которые с помощью инвестора или без неё рано или поздно всё равно выстрелят и будут расти.
Середнячки
Это компании, которые с небольшой финансовой помощью или компетенциями, экспертизой, smart money и т.д. от инвестора могут превратиться в звёздочки. А могут и, наоборот, в зомби.
Зомби
Это компании-мертвяки, которые не растут или убыточны и отжирают у инвесторов мозг и ресурсы.
Фениксы
Это компании, которые из зомби превращаются в середнячков и звёздочек. То есть компания уходит в кризис, но предприниматель оказывается способен пройти долину смерти и выйти победителем. Он находит работоспособную бизнес-модель, рынок, нишу или продукт, которые помогают ему выкарабкаться и с новым дыханием, переродившись, растить компанию дальше.
Конечно, инвестору гораздо лучше работать с двумя первыми типами компаний. Звёздочкам вовремя подбрасывать каких-нибудь ресурсов, чтобы ускорять их рост. Середнячкам помогать стать звёздочками. Но так получается не всегда.
Как работать с зомби, который не хочет умирать
Вы полагаете, что у вашего зомби есть шанс стать фениксом? Тогда вот несколько советов, как работать с такой компанией:
- Отпустить на время компанию в свободное плавание.
- Не тратить на неё никаких ресурсов.
- Если она перестала рыпаться и стала мертвяком – тут же списать.
- Можно помогать основателю, периодически фокусируя его на том, что правильно, а что – нет.
Как инвестору получить выгоду от компании-мертвяка
Здесь может быть несколько стратегий.
1. Распродажа по частям
Представим, что у вас в портфеле остался актив из компании-мертвяка. Если там ничего нет — ни пользователей, ни контрактов, ни клиентов, ни конкурентоспособных и уникальных технологий, ни патентов — то этот актив никому не нужен. Если есть хоть что-то полезное — это можно распродавать по отдельности.
2. Management buyout
Если команда верит в проект, у неё есть деньги и идеи, и она не понимает, как инвестор может ей дальше помочь, то она может предложить выкупить его долю. Это так называемый MBO (management buyout), то есть ситуация, когда управляющие бизнесом становятся его собственниками. Очень многое тут зависит от условий корпоративного договора или договора акционеров.
Есть инвесторы, которые вписывают в договор определённый KPI. В случае, если команда его не достигла, она возвращает инвестору сумму инвестиции и ещё что-то сверху. Но на венчурном рынке это очень редко случается.
3. Слияние
Инвестор может подумать о продаже части компании с технологиями какому-то стратегу. В рамках крупной компании, с другими ресурсами и комплементарными продуктами вы можете попытаться развивать этот проект дальше.
Как спрогнозировать надвигающиеся проблемы у проекта
Магия и астрология здесь ни при чём. Для того, чтобы понять, какие трудности ждут компанию в ближайшем будущем, инвестор может и, возможно, даже должен проанализировать определённый набор показателей.
Во-первых, нужно просмотреть управленческую и бухгалтерскую отчётности. Зная сумму на счету компании и earning rate, инвестор может прогнозировать, когда у компании закончатся деньги. Здесь часто встречаются два варианта:
1. Расходы проекта растут быстрее, чем доходы. Анализ отчётности поможет понять, когда потенциально может возникнуть кассовый разрыв. На это время можно привлечь кредитное или иное финансирование, пока компания не выйдет на самоокупаемость или прибыльность.
2. Компания растёт, она перспективна, но расходы превышают норму, и деньги закончатся через несколько месяцев. Если вы понимаете это, то имеет смысл подумать о дофинансировании или о привлечении стороннего финансирования (и вашем участии на правах соинвестора).
Анализ финансовой и управленческой отчётности не всегда способен подсказать, что в проекте в будущем что-то может пойти не так. Соответственно, не забываем про анализ продуктовых показателей и метрик (это второй пункт). Не стесняйтесь запрашивать эти данные у основателей.
В-третьих, необходимо проводить качественный анализ самих основателей: их мотивации, страсти к делу и навыка построить проверку гипотез (как они их проверяют, с какой скоростью и так далее).
С вас пытаются взыскать убытки компании? Мы расскажем защититься!
За что и с кого могут требовать возмещение убытков компании?
Когда могут привлечь к возмещению убытков?
Начнём с того, что заставить возмещать убытки могут не только когда компания уже банкрот. Это можно делать по любому поводу. А поводов для этого предостаточно. О них мы расскажем дальше.
Но не стоит путать возмещение убытков и субсидиарную ответственность.
- Взимаются в пользу бенефициаров бизнеса.
- Вследствие того, что действия ответчика не стали главной и единственной причиной банкротства.
Субсидиарная ответственность:
- Взимается в пользу кредиторов фирмы.
- И исходит из того, что компания стала неплатёжеспособна.
На практике грань между этими понятиями достаточно тонкая, но в этой статье мы разберём именно убытки.
Вам может быть интересно:
Для суда существует 3 основных условия для привлечения ответчика к возмещению убытков:
- Недобросовестность или неразумность действий. Это тот случай, когда директор либо осознанно шёл на нарушение для собственной выгоды, либо допустил ошибку в результате своей безответственности.
- Сам факт наличия убытков. Необходимо рассчитать потери с точностью до копейки.
- Наличие причинно-следственных связей между действиями нарушителя и убытками. То есть необходимо доказать вину директора, что именно его действия привели к убыткам.
Здесь важно отметить, что суду для удовлетворения иска необходимо наличие всех трёх условий. Но наибольшие споры вызывает первый пункт. К слову, компания DIVIUS Law Consulting, они окажут вам квалифицированную помощь по данному вопросу.
Источник: divius.ru
Бизнесу конец? Что делать в 2023 году?
Итак, что делать бизнесу в кризис и как его пережить с минимальными потерями.
Бизнес в кризис
Разные бизнесы имеют разную устойчивость к стрессовым ситуациям, и конечно далеко не все смогут пережать кризис. Это – естественный отбор, как в дикой природе. На рынке выживает тот, кто умеет приспосабливаться, тот у кого больше запасов и меньше долгов, тот у кого есть конкурентные преимущества.
В кризис конкуренция сильно обостряется, растет масштаб применения различных недобросовестных методов конкуренции, появляются разные серые и черные схемы и так далее. Есть несколько характерных признаков того, что ваш бизнес скорее всего не переживет кризис, а значит нет смысла его тянуть. Часто бывает лучше признать себя банкротом и начать все с нуля, чем постоянно реанимировать «труп».
Итак, вот характерные признаки скорой смерти бизнеса:
- Постоянный кассовый разрыв. Если у вашего бизнеса регулярно наблюдается кассовый разрыв, то есть расходы больше чем выручка, ваш бизнес очень уязвим и любое потрясение, которое скажется на сокращении доходов, и/или росте расходов легко добьет его.
- Наличие больших долгов. Во время кризиса сокращаются доходы, а значит платить по кредиту становится все тяжелее. Большой долг – это долг, размер которого превышает 50% от вашего годовой прибыли, его обслуживание – очень большая нагрузка. Естественно в идеале долгов не должно быть вообще.
- Ваш товар/услуга нацелены на средний класс. Именно в этом сегменте будут самые большие изменения. Предметы первой необходимости, такие как продукты питания никуда не денутся, а спрос на продукцию luxury-сегмента в РФ почти никогда не проседал даже на фоне кризисов. Поэтому есть смысл переходить на эконом-класс и в преимум-сегмент.
Экономика очень инертна, здесь все процессы взаимосвязаны, и одно тянет за собой другое. После того как слабые бизнесы умрут и уйдут из рынка, они не просто освободят место в своих нишах, негативный эффект от этого будет тянуться дальше. Закрытие компании означает, что все те, кто с ней работал, как партнеры и поставщики понесут убытки, ее сотрудники потеряют работу и свою покупательскую способность, еще сильнее сокращая рынок. В результате могут схлопнуться целые отрасли. И процесс этот затянется на годы, пока система не стабилизируется и снова не начнется рост.
MinePlex | All operations — in one click
mineplex.io
Как выжить?
А теперь главный вопрос – что делать бизнесу, чтобы выжить в сложных условиях?
- При возможности нужно покупать перспективные, но переживающие сложные времена бизнесы и стартапы. Если вы видите потенциал в компании, стоит купить ее, чтобы после завершения периода спада получить быстрый прирост дохода, или занять новую для себя нишу.
- Повышайте эффективность работы компании и производительность труда. Возможно понадобится реорганизовать структуру компании, сократить, или наоборот расширить штат, ввести единую систему отслеживания работы, или что-то еще. Чем выше ваше производственное КПД, тем лучше.
- Не берите кредиты для поддержания бизнеса на плаву, или «затыкания дыр». Часто в период кризиса возникает соблазн взять денег взаймы, чтобы «быстро потушить пожар». Кредит не решает проблему, а только откладывает ее решение на потом, причем оно в конечном счете обойдется вам дороже (с процентами).
- Не бойтесь закрывать отделения. Если вы видите, что выбранная ниша бесперспективна, не стоит тянуть целое подразделение за счет других, приносящих прибыль.
- Всегда ищите дополнительные источники дохода. Например, можно попытаться зарабатывать на инвестициях в криптовалюты. Это позволит обеспечить дополнительный источники дохода, никак не связанный с основным бизнесом, но позволяющий чувствовать себя увереннее. Как сделать это?
MinePlex — это новое поколение цифровой экосистемы, которая создает передовые платежные решения для современных пользователей. Основываясь на уникальной технологии CrossFi, компания совмещает стабильность традиционных финансовых решений с безопасностью и прозрачностью технологии блокчейн.
Одной из главных целей MinePlex является расширение влияния блокчейна, предоставление пользователям доступных и понятных финансовых инструментов, которые сделают использование криптовалюты простым и доступным. Созданная в 2020 году и имеющая штаб-квартиру в Сингапуре, компания уже запустила на рынок 8 продуктов на основе криптовалюты. MinePlex активно развивает сообщество в 68 странах мира, решая распространенные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи крипто-пространства.
Получая дополнительный доход вы будете чувствовать себе увереннее и перестанете быть зависимыми от таких вот подачек от государства, или компаний.
MinePlex | All operations — in one click
mineplex.io
Мировая экономика циклична. За любым подъемом идет спад и наоборот, но бизнес должен уметь выживать в самых разных условиях, поэтому нужно готовиться к возможным потрясениям и делать это желательно заблаговременно.
Источник: dzen.ru