Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сытько Артем Васильевич
В статье рассматриваются вопросы совершенствования процедуры учёта заявок на перевозку груза, которая позволит упростить и эффективно организовать процесс регистрации, поиска и обработки заявок, а также максимально ускорить процесс работы логистического оператора с клиентами. Рассмотрен процесс и преимущества автоматизации бизнес-процессов , произведена оценка экономической эффективности автоматизации бизнес-процесса (оформления заявки на перевозку груза).
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сытько Артем Васильевич
Планирование транспортных потоков компании при осуществлении грузоперевозок по России
Управление конкурентоспособностью процессов организации внутренних грузовых автотранспортных перевозок
Анализ современных информационных продуктов, использующихся при транспортно-экспедиторском обслуживании
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ IDEF0
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ»
АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
В статье рассматриваются вопросы совершенствования процедуры учёта заявок на перевозку груза, которая позволит упростить и эффективно организовать процесс регистрации, поиска и обработки заявок, а также максимально ускорить процесс работы логистического оператора с клиентами. Рассмотрен процесс и преимущества автоматизации бизнес-процессов, произведена оценка экономической эффективности автоматизации бизнес-процесса (оформления заявки на перевозку груза).
Ключевые слова: автоматизация, транспортная логистика, показатели, оценка, экономическая эффективность, бизнес-процесс, эффект.
Актуальность грузоперевозок в современном обществе постоянно растет и будет продолжать расти. Это связано с ростом потребностей человечества. Все что используют, люди постоянно приходится перевозить из одного места на другое. Это значит, что грузоперевозки как никогда актуальны, и их отсутствие приведет к непоправимым последствиям. Очевидность актуальности транспортной логистики неоспорима. [1]
Повышение эффективности перевозок связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, с внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии — сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза в результате уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки. То есть необходимо исключить из процесса перевозки ненужные операции, сделать его целенаправленнее.
Что такое бизнес-процесс | словарь бизнес-аналитика | бизнес-процесс
Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Автоматизация — одно из направлений научно-технического прогресса, использующее саморегулирующие технические средства и математические методы с целью освобождения человека от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации, либо существенного уменьшения степени этого участия или трудоёмкости выполняемых операций. [2]
При автоматизации бизнес-процессов можно: избавиться от ручного выполнения рутинных, однообразных операций, повысить скорость обработки и передачи информации, сформировать единое информационное пространство для отдельных подразделений или всего предприятия в целом.
Следствием автоматизации будет качественное, системное изменение ведения бизнеса в силу:
— автоматического получения запрограммированных документов, отчетов, сводов;
— повышения качества работы с базами данных — точность, полнота, скорость, непротиворечивость;
— приведения подразделений или всего предприятия в единый комплекс, связанный ежедневным стандартизированным документооборотом и информационно-нормативной базой.
Как правило, автоматизация процессов имеет следующие достоинства:
— увеличивается скорость выполнения повторяющихся задач. За счет автоматического режима одни и те же задачи могут выполняться быстрее, т.к. автоматизированные системы более точны в действиях и не подвержены снижению работоспособности от времени работы.
— повышается качество работы. Исключение человеческого фактора значительно снижает вариации исполнения процесса, что приводит к снижению количества ошибок и, соответственно, повышает стабильность и качество процесса.
Научный руководитель: Ермакова Екатерина Витальевна — кандидат экономических наук, доцент, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Беларусь.
Вестник магистратуры. 2019. № 6-4(93)
— повышается точность управления. За счет применения информационных технологий в автоматизированных системах появляется возможность сохранять и учитывать большее количество данных о процессе, чем при ручном управлении.
— параллельное выполнение задач. Автоматизированные системы позволяют выполнять несколько действий одновременно без потери качества и точности работы. Это ускоряет процесс и повышает качество результатов.
— быстрое принятие решений в типовых ситуациях. В автоматизированных системах решения, связанные с типовыми ситуациями, принимаются гораздо быстрее, чем при ручном управлении. Это улучшает характеристики процесса и позволяет избежать несоответствий на последующих стадиях.
На рынке международных перевозок скорость принятия решения логистом-экспедитором напрямую увеличивает прибыль компаний. Скорость доставки грузов, в большинстве своем имеет огромное значение. В современной транспортной логистике, важна скорость принятия решения в процессе расчета стоимости перевозки, подбора транспортного средства, которое ближе всего к месту загрузки. Чем раньше заказчик слышит конкретику: возможность забрать груз, сроки транспортировки, стоимость перевозки груза, тем больше шансов у транспортной компании стать новым партнером данного заказчика и перевезти данный груз.
Получение и обработка заказа является ключевым этапом последовательности процессов в транспортной логистике. Скорость ответа на полученную заявку и время обработки запроса на грузоперевозку играют важнейшую роль. На рынке международных грузоперевозок существует огромная конкуренция.
Быстрый просчет ставки на перевозку и ответ заказчику предоставляет возможность заключения договора на данную перевозку, что увеличивает конкурентоспособность компании. Предоставление заказчику информацию по данному заказу раньше конкурентов — главная задача транспортной компании. Скорость просчета стоимости перевозки, маршрутов транспортировки и сроков доставки — главная цель логиста-экспедитора. Получения подтверждения от заказчика на грузоперевозку является определяющим во всей последовательности транспортной логистики. Высококвалифицированный персонал и автоматизация данного этапа, позволят достигнуть увеличения конкурентоспособности на рынке транспортно-экспедицион-ных компаний, тем самым увеличить прибыль.
Оформление сопроводительных документов, перевозка, контроль движения товара и выполнения всех условий проходят параллельно на протяжении всего заказа. Четкое выполнение и контроль данных этапов, позволит удержать старых заказчиков и привлечь новых.
Последовательность процессов в транспортной логистике изображена на рисунке 1.
Пол учение и обраб^^^^ ‘-‘^провзди ^^^ Вы полнен и ^^^ грум в ^^^ ^ ^^
Рис. 1. Последовательность процессов в транспортной логистике
Получение и обработка заказа является ключевым этапом последовательности процессов в транспортной логистике. Скорость ответа на полученную заявку и время обработки запроса на грузоперевозку играют важнейшую роль. На рынке международных грузоперевозок существует огромная конкуренция.
Быстрый просчет ставки на перевозку и ответ заказчику предоставляет возможность заключения договора на данную перевозку, что увеличивает конкурентоспособность компании. Предоставление заказчику информацию по данному заказу раньше конкурентов — главная задача транспортной компании. Скорость просчета стоимости перевозки, маршрутов транспортировки и сроков доставки — главная цель логиста-экспедитора. Получения подтверждения от заказчика на грузоперевозку является определяющим во всей последовательности транспортной логистики. Высококвалифицированный персонал и автоматизация данного этапа, позволят достигнуть увеличения конкурентоспособности на рынке транспортно-экспедицион-ных компаний, тем самым увеличить прибыль.
Автоматизация бизнес-процесса оформления заявки на перевозку, избавит от бумажной работы, сократит время на оформление заказа, увеличит скорость ответа на запрос от заказчика, тем самым удовлетворяя его потребность в перевозке какого-либо груза.
Данная система уменьшит вероятность совершения ошибки сотрудниками на всем этапе перевозки груза. Любой сотрудник компании может в считаные секунды найти необходимый ему заказ и ознакомиться со всей информацией по данной перевозке.
Внедрение системы, позволяющей увеличить скорость оформления заявок, позволит добиться большого эффекта и в количестве осуществленных заказов, путем увеличения конкурентоспособности компании на рынке международных грузоперевозок. От чего напрямую и зависит прибыль компании.
Данная система позволит обрабатывать почти в 2 раза больше заявок, без увеличения штата сотрудников. Ожидаемое увеличение количества осуществленных заказов составит 1,4-1,6 раза.
Рассмотрев и проанализировав последовательность процессов транспортной логистики, можно сделать вывод о том, что внедрение веб-приложения, позволяющего автоматизировать процесс обработки заявки на перевозку груза, положительно скажется на развитии любой транспортной компании. Это приведет к увеличению конкурентоспособности на рынке международных транспортно -экспедиционных компаний, тем самым, увеличит прибыль и финансовую устойчивость предприятия. Экономическая эффективность внедрения приложений, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы очевидна.
1.Евсеева, А.А., Сарафанова, Е.В. Международные перевозки / А.А. Евсеева, Е.В. Сарафанова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
2.Схиртладзе, А.Г. Автоматизация технологических процессов и производств: Учебник / А.Г. Схиртладзе, А.В. Федотов, В.Г. Хомченко. — М.: Абрис, 2012.
СЫТЬКО АРТЕМ ВАСИЛЬЕВИЧ — магистрант, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Беларусь.
Источник: cyberleninka.ru
Бизнес-процессы автотранспортных предприятий
В статье изложен краткий исторический анализ определения бизнес-процесс. Предложено дополненное определение бизнес-процесса автотранспортного предприятия, которое учитывает специфику работы автотранспорта.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС, АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Текст научной работы
В рыночных условиях понятие бизнес-процессов (БП) достаточно современно и актуально, охватывает нескольких сфер знаний: экономико-математическое моделирование, информатика, экономические дисциплины. В современной литературе понятие БП встречается достаточно часто, и по сути, отражает синтез двух определений: процесс и бизнес.
Одно из первых упоминаний БП связанно с именем Ф. Тейлора и его книгой «Принципы научного управления»,1920 г.
В 1986 г. получила распространение концепция «Шесть сигм». Это один из методов управления процессами, основанный на проведении статистической оценки фактов, данных процесса, систематическом поиске и разработке мероприятий по повышению уровня выхода годной продукции, их последовательному внедрению и последующему анализу безошибочности процессов для увеличения удовлетворенности клиентов [3].
В 1990 г. М. Хаммер и Дж. Чампи опубликовали в журнале «Гарвардский бизнес-обзор» статью «Не автоматизируйте. Ликвидируйте». С этого начался большой интерес к БП и его реинжинирингу.
В 2002 г. вышла книга Г. Смита и П. Фингара «Управление бизнес-процессами: третья волна», которая вызвала существенный интерес и споры [1].
В трудах профессора Норвежского университета науки Андерсена Бьёрна «Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования» 2003г. использовано определение, предложенное Эрикссоном. БП – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей. Главная идея заключается в том, что любой БП имеет потребителя внутреннего или внешнего. Опираясь на это определение, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как БП, либо как его часть [2].
В настоящее время в Российской практике под БП понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей [3].
Однако надо отметить, что нет устоявшегося определения БП. Встречающаяся в литературе терминология, чаще объясняется заимствованием из английского языка [4].
Текущая деятельность предприятия, в частности автотранспортного предприятии (АТП), – это успешная деятельность в будущем. Любые сферы деятельности неразрывно связаны с БП, которые направлены на решение различных текущих и перспективных проблем. Для успешного развития АТП необходимо постоянная разработка, реинжиниринг, внедрение, реализация новых БП, которые помогут в решение финансово-экономических проблем, в экономии ресурсов, топлива, запасных частей, в замене устаревших агрегатов подвижного состава и т.д.
В настоящее время деятельность многих предприятий, в частности АТП, стала нерентабельна. Это обуславливается постоянным ростом транспортных тарифов, ростом цен на топливо, значительным увеличением затрат на ремонтные работы. Постоянный рост затрат на ремонтные работы связан с высокой степенью износа основных фондов АТП.
Можно сделать вывод, что АТП находятся в сложном и затруднительном положении. В современных рыночных условиях предприятиям приходится работать без централизованных заказов, приходится самостоятельно искать заказчиков. Это приводит к неустойчивости объема автотранспортных услуг [5, 6].
Отсутствие инвестирования не дает возможность предприятиям обновлять подвижной состав. Высокая конкуренция не позволяет предприятиям выйти из кризисной ситуации. Руководителям затруднительно работать, планировать, прогнозировать, управлять и внедрять новые БП [6].
Классическое определение БП не учитывает специфику работы АТП, в связи с этим предлагается использовать дополненное определение.
БП АТП это – совокупность непрерывных, взаимосвязанных комплексных действий, мероприятий, задач по усовершенствованию возможностей АТП решать различные проблемы на создание услуги для потребителей.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на формализацию, выделение БП, составляющих экономическую деятельность АТП, а так же на их моделирование и оптимизацию.
Анализ безработицы в России за 2016 год
- Сухарева С.В.
- Карымова К.А.
Определение рентабельности исходя из ресурсных возможностей автотранспортного предприятия
- Сухарева С.В.
Источник: novainfo.ru
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ НА ТРАНСПОРТЕ
Бизнес-процесс — это сквозной межфункциональный процесс, имеющий вход и выход [26]. Вход характеризуется множеством вспомогательных процессов, поддерживаемых функциями и ролевым статусом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов системы ТОТП. Вход в развивающийся бизнес-процесс и соответственно развивающуюся ТО включает всю систему обеспечения (парк подвижного состава, находящийся в рабочем состоянии, диспетчерское руководство, управление ТО, состояние дорог, услуги таможни, услуги местных, региональных и федеральных органов власти, внешние угрозы и т. п.).
Термин «бизнес (дело, торговля)» в транспортной сфере конкретизируется видом перевозки того или иного груза или пассажира в клиентоориентированной, упорядоченной системе управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Система взаимосвязанных и взаимодействующих упорядоченных процессов, функций и ролей управления цепочками поставок (спроса) образует организационную среду транспортных услуг.
Организационная среда интегрированной цепи поставок (ИЦП) — упорядоченная внутренняя среда управления надежностью логистических потоков в контексте процессного и системного подходов.
Согласно терминологии стандарта ISO 9000: 2015 процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Таким образом, важнейшими характеристиками бизнес-процесса являются входы и выходы, где «выходы» (результат процесса) доминируют над «входами» как определяющая функция во взаимоотношениях с клиентами — источниками доходов ТО.
Следовательно, эффективность бизнес-процесса определяется отношением результата к затраченным ресурсам. Главным результатом является степень удовлетворенности клиента, готового платить за высокое качество транспортных услуг по скорости исполнения заказа, доступности и бесперебойности [25].
Вход бизнес-процесса — продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход [29].
Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам текущего процесса могут относиться: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, сопровождающая сырье; материалы, входная информация, персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги от поставщиков и т. д.
Главным входом бизнес-процесса в сфере транспортных услуг является рабочий парк подвижного состава с определенными (заданными) количественными и качественными характеристиками.
Выход (продукт) — материальный или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами [25].
Выход процесса всегда имеет потребителя. Если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. К выходам текущего процесса могут относиться: готовая продукция, документация, сопровождающая готовую продукцию; исходящая информация (в том числе отчетная), услуги потребителям [25].
Таким образом, непосредственно транспортный процесс (погрузка, перевозка, разгрузка), описываемый в терминах процессного управления, представляется тремя процессами в контексте представленного содержания. В целом бизнес—процесс в узком плане (погрузка, перевозка, разгрузка) ориентируется на соблюдение правил логистики. В широком плане (если рассматривается весь цикл исполнения заказа) — добавляются еще такие критерии оценки эффективности бизнес-процесса, как скорость исполнения заказа, организационные издержки в цепи поставок (спроса), доступность и бесперебойность.
Ресурс бизнес-процесса — материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса [25].
Под бизнес-процессом понимается поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов — от одного отдела к другому, «процессы можно увидеть на любом уровне, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец» [34].
Известно, что в клиентоориентированной организационной системе четко очерченным концом являются семь правил логистики и критерии эффективности, такие как организационные издержки, скорость исполнения заказа, доступность и бесперебойность.
Проблемно-ориентированная система показателей эффективности (результативности) бизнес-процесса должна опираться на событийный подход к анализу существенных отклонений фактического состояния от запланированного [21].
Любое событие (погрузка, перевозка, разгрузка и т. д.) сопровождается соответствующими затратами и возможным ущербом от опасных ситуаций. Таким образом, поток событий воспроизводит потоки затрат и ущерба, которые должны учитываться при анализе бизнес-процесса в клиентоориентированной системе управления. При этом как по затратам, так и по ущербу от непредвиденных обстоятельств применяются инструменты бережливого производства в сфере транспортных услуг.
Событийный подход целесообразно применять для решения проблем кумулятивных отклонений как в оперативном управлении бизнес-процессами, так и в режиме управления жизненным циклом продукции (услуги).
Работоспособность — потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Работоспособный — обладающий способностью много и производительно работать.
Надежность бизнес-процесса опосредуется его работоспособностью и оценивается эффективностью функций в технологических и организационных системах.
Простые отказы — отказы в объекте (бизнес-процессе), которые сопровождаются потерей работоспособности только непосредственно отказавших элементов (основных процессов) [40].
Аварийные отказы — отказы в объекте (бизнес-процессе), которые сопровождаются потерей работоспособности не только непосредственно отказавших элементов, но и других элементов (основных процессов), технологически связанных с непосредственно отказавшими [15].
Цепные отказы — простые или аварийные отказы объекта (бизнес-процесса), которые сопровождаются дополнительными потерями в объектах-потребителях (клиентах) из-за ухудшения качества или (и) снижения объема выходной продукции (транспортной услуги) рассматриваемого объекта [40].
Предельное состояние объекта (бизнес-процесса) — состояние, в котором неработоспособны все элементы (основные процессы) и уровень потерь максимален [40].
Транспортный комплекс, или система «транспортировка — обеспечение транспортного процесса», непосредственно связан с понятием бизнес-процесса в процессно-ориентированной системе управления в условиях риска по признаку транспортно-технологической безопасности.
Характеристика «надежность» рассматривается в плоскости как существующих потребителей, так и потенциальной клиентуры для поддержания «живучести» ТО в агрессивной среде.
Система ТОТП является целеустремленной, воплощающей концепцию стратегической и оперативной инноватики и поддерживающей постоянную цель ТО — непрерывные улучшения, прежде всего — параметров надежности бизнес-процессов. В этом контексте рассматривается также управление процессами оптимизации структуры парка подвижного состава ТО.
Таким образом, в ТО реализуется концепция процессного управления, заложенная в стандартах качества семейства ISO и стандарте ITSM, принципам которых должны следовать все элементы комплекса ТОТП.
Это является гарантией действенного системного подхода к управлению надежностью бизнес-процессов «кровеносной» системы, фокусирующим началом которой являются бизнес-процессы ТО.
Транспортная операция — это единичный акт реализации бизнес-процесса конкретной подвижной единицей на заданном виде перевозок.
Контроллинг — это регулярный системный анализ фактического состояния объекта и сопоставление этого состояния с целевыми установками в пространстве ситуационно-ориентированной сбалансированной системы показателей (ССП) эффективности выполняемых функций и процессов [30].
Основная цель контроллинга — построение в ТО эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, основанной на цикле качества Деминга, и отражающей в своей сути международные, национальные и внутрифирменные стандарты качества управления, ориентированные на процессное и системное управление.
Контроллингом венчается цикл качества деминга, и с него же начинается данный цикл с элементами корректировки в режиме непрерывных улучшений.
Риск-менеджмент организации означает, что все менеджеры занимаются оценкой риска и разработкой мер по его предупреждению, как этого требуют стандарты семейства ISO и методика ITSM [23].
Исследователями дается определение реинжиниринга бизнес-процессов как фундаментального переосмысления и радикального перепроектирования бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы [10].
Это определение содержит четыре ключевых слова: фундаментальный, радикальный, резкий, процесс.
Ключевое слово «процесс» — наиболее важное в определении понятия «реинжиниринг». Бизнес-процесс, согласно В. И. Коноплянко [15], — это множество внутренних шагов предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.
Итак, бизнес-процесс — это действия по достижению цели ТО. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в его структуре управления. Другими словами, доминирование вертикальных функциональных связей в традиционной (вертикальной) структуре управления теряет свое значение, уступая место последовательным горизонтальным процессам в «плоских», «интеллектуальных», обучающихся на собственных ошибках структурах, что адекватно словосочетаниям «изучите результаты» и «чему мы научились?». Наилучшей системой управления ошибками является система управления знаниями в ТО, ИЦП и комплексом тотп.
Главным ориентиром функционирования подсистемы «риск-менеджмент — контроллинг» является надежность бизнес-процессов ТО в контексте сквозных, межфункциональных процессов. Только в таком разрезе можно рассматривать системный подход к управлению надежностью бизнес-процессов ТО с соответствующей иерархией системных аналитиков и ученых в области фундаментальных исследований. При этом особое место отводится системе управления знаниями в контексте минимизации числа ошибок в системном управлении и формировании ключевой компетенции — социального капитала ТО, комплекса ТОТП и подсистемы ИЦП.
Надежность — это свойство системы сохранять во времени свою работоспособность, то есть обеспечивать в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. Основные показатели надежности: безотказность, долговечность [18].
Безотказность — свойство системы непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени. К показателям безотказности относятся: интенсивность отказов, наработка на отказ, вероятность безотказной работы.
Следовательно, отказом считается состояние системы, когда нарушается ее работоспособность в связи с регулярным превышением значения измеряемого параметра установленных пределов (нижней или верхней границы).
Долговечность — свойство системы сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе восстановления.
В рамках вероятностного подхода к анализу безотказности и безопасности сложных технических систем не ограничиваются единичным отказом, а рассматривают различные пути развития отказов. Для последовательного перебора возможных путей развития отказа используют «дерево отказов» с целью проведения глубокого анализа каждой из «ветвей», соответственно оценивая последствия и опираясь при этом на теорию вариаций (дисперсий) в процессном управлении.
Надежность экономической системы определяется надежностью ее основных компонентов: технологии производства (перевозок), финансовых, сервисных и информационных потоков, а также надежности изделий, трудовых ресурсов, бизнес-процессов, систем планирования и проектирования, производственной культуры в аспекте этических стандартов, надежности систем мотивации по параметрам удовлетворенности сотрудников и акционеров, контроля (оперативного и стратегического контроллинга), выполнения функций, стандартов, процедур преобразования организаций и системы ТОТП в целом.
Важно, чтобы решения по проблеме надежности принимались не посредством локализованной оптимизации на уровне отдельных, отграниченных подразделений или отдельных изолированных друг от друга компаний, а путем достижения оптимизации всей системы ТОТП на принципах стандартов качества (международных, национальных, региональных и внутриорганизационных). Только в этом случае можно говорить о действительной надежности бизнес-процессов в системе ТОТП, которая будет удовлетворять требованиям конкурентоспособности. Этому, в частности, будет способствовать ориентация всех сотрудников, и прежде всего лидеров команд и лидеров групп, на принципы управления и КФУ. Важна также ориентация на совокупность взаимосвязанных упорядоченных процедур выработки решений, начиная с метапроцедуры преобразования организации, обращаясь также к макроупорядоченным процедурам, и заканчивая микропроцедурами конкретных методов выработки управленческих решений [31].
Так как любой процесс выработки решений изобилует ошибками, то лицам, принимающим решения (ЛПР), предстоит учитывать систему ошибок (известных, новых и повторных) и поиска причин (первопричин) их возникновения в комплексе ТОТП, в частности, в таких процессах, как транспортно-сбытовой комплекс, сервис, информационные и финансовые потоки. Другими словами, необходимо найти и устранить ошибки, которые ведут в конечном счете к отказам, снижению уровня надежности, потерям (риску).
Самой серьезной ошибкой в управлении ТО является не учет в анализе проблем и синтезе решений принципов управления и КФУ (в частности, КФУ: стандарты качества). Эта ошибка приводит к генерации многочисленных разрушающих процессов в управлении надежностью коммуникаций («сети взаимодействий») в ТО, ИЦП и комплекса ТОТП. Такая ошибка не позволяет в принципе и по существу реализовать системный подход к управлению. Она регулярно поддерживает феодально-бюрократическую систему управления ТО с соответствующими высокими издержками производства, транспортировки, поддержания управленческой иерархии. Такого рода ошибка — критический фактор снижения конкурентного статуса в ВТО-среде, что ведет в итоге к банкротству ТО и связанных с нею звеньев ИЦП.
Надежностью бизнес-процессов системы ТОТП определяется ее экономическая безопасность в пределах приемлемого риска, который должен быть рассчитан статистически и в итоге обеспечить стабильность процессов, устойчивое динамическое равновесие в рыночной среде.
Приемлемый риск — это допустимый остаточный риск после принятых мер по его снижению.
Успешное решение проблемы безотказности бизнес-процессов в системе ТОТП зависит от качества организационного обеспечения (планирование, организация, мотивация, контроль, управленческие решения, коммуникация), технического, информационного, а также финансового, сервисного, методического и методологического обеспечения.
В конкурентной среде определяющим для системы ТОТП является отказ потребителя от услуг ТО или отказ поставщика от партнерских отношений с ТО. Внутри ТО отказом может считаться отказ того или иного подразделения или группы сотрудничать с другим подразделением в связи с неадекватным качеством выполнения функций или предоставлением ненужных услуг (выполнение ненужных функций).
Живучесть — свойство объекта сохранять заданные функции в динамически изменяющихся условиях и экстремальных средах.
Владелец процесса — это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса [34].
Владелец процесса должен построить цикл оперативного управления процессом, который включает в себя:
- а) контроль результатов процесса, в том числе:
- ? контроль услуги на выходе и сбор информации о показателях продукта (в тесном контакте с контроллером),
- ? контроль за использованием ресурсов процесса и сбор информации о показателях эффективности процесса (в контакте с контроллером),
- ? получение своевременной, объективной и адекватной информации об удовлетворенности клиентов процесса (согласно правилам логистики и критериям логистики);
Для решения вопросов, поставленных перед антикризисным риск-менеджером владельцем процесса, необходимо тесное сотрудничество с контроллерами, поставляющими информацию об отклонениях фактических показателей функционирования бизнес-процесса от запланированных (в пределах приемлемого риска). Иными словами, в ТО должна быть создана подсистема «контроллинг — риск-менеджмент организации», поддерживающая идею системного подхода к управлению.
Владелец процесса также регулярно взаимодействует с антикризисным риск-менеджером-логистом, управляющим системными рисками в ИЦП и структурно принадлежащим ИЦЛ. Последний в сообществе практиков альянсов (в системе управления знаниями) решает проблему системного анализа в рамках комплекса ТОТП.
Источник: bstudy.net