Свинцов, А. Н. Методы бережливого производства, применяемые при транспортировке материальных ресурсов на производственную линию / А. Н. Свинцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53229/ (дата обращения: 07.06.2023).
В статье представлены стандартные способы перемещения материалов внутри предприятия, а также методы бережливого производства, применяемые при доставке материальных ресурсов на производственную линию и дополняющие стандартные способы транспортировки с целью повышения эффективности движения материального потока и совершенствования производственного процесса в целом.
Ключевые слова: внутренняя логистика, материальный поток, бережливое производство.
Целью управления движением потока материалов на любом предприятии является создание экономически выгодной цепочки поставок, которая будет обеспечивать своевременную доставку материальных ресурсов требуемого качества в нужное место и в необходимом количестве [2]. Движение материального потока внутри предприятия обеспечивается за счёт использования стандартных способов транспортировки материала, к которым относится ручное перемещение, транспортировка с использованием напольной техники, транспортировка автоматической самоходной тележкой, транспортировка автопогрузчиком с вильчатым захватом и доставка конвейерной линией.
Создание бизнес-процесса со статусами
Ручная транспортировка заключается в перемещении материалов без использования каких-либо сложных устройств доставки. Типичным вариантом перемещения материала является его переноска вручную или перевозка с использованием простейших устройств, например, телег. Преимуществом данного способа выступает его гибкость и дешевизна. Недостатком ручной доставки является невысокий уровень эргономики, поэтому данный способ применяется для перемещения небольших грузов на короткие дистанции в условиях низкого производственного темпа.
Транспортировка материалов напольной техникой осуществляется с использованием специального внутрицехового транспорта — тягача, управляемого водителем и буксирующего одну или несколько телег. Данный способ позволяет одновременно перемещать множество различных материалов, что существенно сокращает количество рейсов техники и время транспортировки. Недостатком перемещения материалов с помощью напольной техники является сложность подъезда транспорта к определённым участкам и станциям на линии.
Транспортировка автоматической самоходной тележкой, которая двигается по определённому маршруту и перевозит материал на своей платформе или буксирует состав из телег, является современным способом, не требующим постоянного участия человека в процессе доставки. Преимуществом перемещения материалов автоматической самоходной тележкой является простота реконфигурации настроек программируемой компьютерной системы и лёгкость прокладывания маршрута тележки, однако, данный способ доставки требует существенных капитальных вложений на закупку или самостоятельную разработку техники, а также её регулярное техническое обслуживание.
Разработка бизнес-процессов в компании
Доставка автопогрузчиком с вильчатым захватом позволяет осуществлять транспортировку практически без ограничения веса перевозимых материалов. Преимуществом данного способа перевозки является манёвренность погрузчика, возможность взятия грузов с различной высоты складирования, а также возможность разгрузки грузовой техники. Недостатком использования погрузчика при доставке материалов является его повышенная травмоопасность для пешеходов, что требует неукоснительного соблюдения требований безопасности как водителями, так и пешеходами. На многих крупных предприятиях действует концепция «Цех без погрузчиков», которая ограничивает использование данного вида техники при перевозке материалов со склада в производственный цех.
Доставка конвейерной линией или транспортировочной лентой подразумевает использование специальных механических систем для перемещения материалов между различными местоположениями. Данный способ позволяет задать необходимую периодичность доставки в место назначения и может применяться для транспортировки крупных материалов. Недостаток использования конвейерной линии для доставки материалов заключается в сложности её реорганизации при пересмотре планировки производственных цехов.
Все существующие на современном предприятии способы транспортировки материалов имеют свои преимущества и недостатки, которые оказывают влияние на формирование себестоимости продукции, поэтому для повышения эффективности деятельности предприятия, руководство должно разрабатывать и внедрять методы бережливого производства в области управления движением материального потока.
Основной целью внедрения методов бережливого производства в области доставки материалов на производственную линию является обеспечение сохранности материальных ресурсов, повышение качества выпускаемой продукции и сокращение затрат на её изготовление.
Достижение поставленной цели обеспечивается благодаря выполнению задач, которые заключаются в снижении количества ошибок операторов производственной линии, уменьшении производственных потерь и исключении бесполезной работы (ожидание, ходьба, взятие материала, распаковка) за счёт минимизации физических и умственных усилий оператора путём повышения уровня эргономики и сокращения альтернативных вариантов используемых материалов.
К основным методам бережливого производства, применяемым при доставке материалов на линию, относятся:
1) «Minomi» (Только содержимое);
2) «Set Part Supply» (Доставка набора деталей).
«Minomi» представляет собой метод транспортировки материалов, который предполагает ограниченное использование или полное отсутствие упаковки. При внедрении данного метода, оператор производственной линии не взаимодействует с упаковкой, или это взаимодействие сводится к минимуму. Отсутствие упаковки позволяет существенно снизить эргономическую нагрузку на оператора и задать установленное время для каждой операции там, где применяется метод «Minomi». Это обеспечивает достаточную гибкость производства, необходимую для частой корректировки времени такта и быстрого перехода на выпуск новой продукции [1].
Согласно методу «Minomi», оператор должен работать только с распакованным материалом, для которого устанавливается единственное место взятия.
Место взятия материала определяется на основе использования инструментов «Minomi», классификация которых осуществляется в зависимости от применения специальных устройств транспортировки. Инструментами «Minomi» являются:
1) «Shooter», который подразумевает использование желоба — транспортного устройства с роликовыми или скользящими трубками, рельсами для доставки материалов;
2) «Cassette», основанный на размещении материалов и их транспортировке между внутризаводскими процессами в специализированной таре — кассете;
3) «Hook», который основан на применении крюка — устройства для подвешивания материалов и их транспортировки между процессами. Метод «Hook» может быть совмещён с методом «Shooter» в виде крюка, перемещающегося по рельсовой направляющей;
4) «Lazy Susan», который основан на применении вращающегося устройства, предназначенного для размещения на производственной линии крупногабаритных деталей со специфической геометрией.
Инструменты «Minomi» должны применяться для перемещения материалов, которые не подвержены механическим повреждениям при транспортировке данными устройствами.
Преимуществами вышеперечисленных инструментов являются относительно низкие затраты на их внедрение, простота применения устройств и установление единственного места взятия материала, что обеспечивает снижение эргономической нагрузки на оператора, сокращение производственных площадей и уменьшение затрат на транспортировку материала.
Следующим методом бережливого производства, применяемым при доставке материалов на линию, является система «Set Part Supply» (Доставка набора деталей), которая объединяет принципы бережливого производства и включает:
1) формирование различных материалов в один комплект для последующей транспортировки на место использования и сборки узла;
2) использование простого материального потока, при котором один комплект доставляется за один раз;
3) использование специальной тары и особых методов размещения комплектов на производственной линии, применение инструментов «Minomi»;
4) установление необходимой последовательности доставки комплектов;
5) использование упрощенных сборочных манифестов;
6) возможность использования автоматических самоходных тележек;
7) упрощение процесса доставки и снижение сложности операций за счёт стандартизации работы.
Система «Set Part Supply» позволяет установить постоянное время цикла для каждого процесса и операции, сократить длину производственной линии для размещения материалов и успешно менять время такта при возникновении необходимости. При внедрении данного метода также снижается нагрузка на оператора — ему не требуется читать манифест, принимать решение о выборе альтернативных вариантов материала, идти к таре и сортировать необходимые материалы [4].
Стоит обратить внимание на то, что использование «Set Part Supply» позволяет сократить длину производственной линии, но внедрение данной системы также требует определения отдельных зон сбора материалов в комплекты.
Основными факторами, способствующими эффективному внедрению методов бережливого производства в области доставки материалов на производственную линию, являются:
1) потребность в повышении гибкости производства;
2) необходимость изменения текущих процессов;
3) большое количество моделей или опций выпускаемой продукции;
4) невысокая стоимость трудозатрат.
Использование «Minomi» и «Set Part Supply» будет недостаточно эффективно при наличии следующих факторов:
1) использование небольшого количества материалов или элементов работы, низкое время такта;
2) недостаток производственных площадей;
3) отсутствие необходимости в частых изменениях на производственной линии;
4) высокая стоимость труда.
Так как методы бережливого производства, применяемые при транспортировке материалов на линию, имеют свои особенности использования, преимущества и недостатки, то принятие решений об их внедрении должно основываться на точных результатах комплексного анализа конкретного случая, участка или материала, так как наилучшим решением может оказаться любой как из новейших, так и из стандартных способов доставки [3].
Тем не менее, применение методов бережливого производства при доставке материальных ресурсов на производственную линию позволяет дополнить стандартные способы транспортировки и организовать низкозатратный, гибкий и сбалансированный процесс производства продукции, особенностью которого является способность к проведению быстрой балансировки производственной линии, оперативное изменение времени такта и возможность налаживания выпуска новой продукции в кратчайшие сроки.
- Вумек Дж. П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании/ Дж. П. Вумек, Д. Джонс. — М.:Альпина Паблишер. 2013 г. — 472 с.
- Вялов А. В. Бережливое производство: учеб. пособие/ А. В. Вялов — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014–100 с.
- Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/ Джеффри Лайкер; Пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 400 с.
- Suhartini M. Design Concepts in Set Parts Supply Implementation/ M. Suhartini, R. Rizauddin, N. Mohd, O. Azhari — Research Journal of Applied Sciences, Engineering and Technology 6 (19), 2013, pp 3682–3685.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная линия, бережливое производство, доставка материалов, материальный поток, автоматическая самоходная тележка, конвейерная линия, материал, напольная техника, перемещение материалов, вильчатый захват.
Источник: moluch.ru
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ IDEF0 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кренева Светлана Геннадьевна, Юрченко Яна Алексеевна
На сегодняшний день главная цель транспортной логистики заключается в доставке нужного количества груза в конкретное место за определенное время с минимальными издержками. Транспортная логистика выполняет не только одну задачу — транспортировку груза, но и следующие взаимосвязанные функции: правила погрузки-разгрузки груза, правила хранения грузов во время рейса, их охрана в процессе доставки, документальное сопровождение и т.д.
Если предприятию удастся выявить основные функции, протекающие в его деятельности, и определить затраты на их выполнение, то можно говорить об оптимизации деятельности в области транспортной логистики . Применение процессного подхода в области оптимизации бизнес-процессов является одним из современных инструментов. На сегодняшний день большое количество предприятий используют этот метод в аналитической деятельности. Реализация этого метода на практике состоит из следующих этапов: поиск и описание основных бизнес-процессов на предприятии; представление взаимодействия между этими бизнес-процессами внутри системы и с внешней средой, определение факторов оценки результатов этих бизнес-процессов ; построение моделей бизнес-процессов в виде диаграмм при помощи специального программного обеспечения; анализ моделей; формулировка выводов. Если руководство хочет добиться существенных изменений в работе, то можно рассмотреть реинжиниринг бизнес-процессов . Он подразумевает построение усовершенствованной новой модели работы организации, при этом используется метод процессного подхода.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кренева Светлана Геннадьевна, Юрченко Яна Алексеевна
Принципы логистического менеджмента транспортно-экспедиторской деятельности
Логистический подход к организации системы «Транспортный процесс»
Транспортная логистика международных цепей поставок грузов машиностроительного предприятия
Моделирование бизнес-процессов на предприятиях розничной торговли
Способы диверсификации транспортного обеспечения туристских потоков в Республике Крым
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ IDEF0»
Кренева Светлана Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой управления малым и средним бизнесом, Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация. Юрченко Яна Алексеевна,
ассистент кафедры управления малым и средним бизнесом, Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО ««Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация.
Kreneva Svetlana Gennadievna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Head of the Department of Management of Small and Medium Business, Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation. Yurchenko Yana Alekseevna,
Assistant of the Department of Management of Small and Medium Business, Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation.
ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОТАЦИИ IDEF0
IMPLEMENTATION OF THE CARGO TRANSPORTATION BUSINESS PROCESS
MODEL USING IDEF0 NOTATION
На сегодняшний день главная цель транспортной логистики заключается в доставке нужного количества груза в конкретное место за определенное время с минимальными издержками. Транспортная логистика выполняет не только одну задачу — транспортировку груза, но и следующие взаимосвязанные функции: правила погрузки-разгрузки груза, правила хранения грузов во время рейса, их охрана в процессе доставки, документальное сопровождение и т.д. Если предприятию удастся выявить основные функции, протекающие в его деятельности, и определить затраты на их выполнение, то можно говорить об оптимизации деятельности в области транспортной логистики.
Применение процессного подхода в области оптимизации бизнес-процессов является одним из современных инструментов. На сегодняшний день большое количество предприятий используют этот метод в аналитической деятельности. Реализация этого метода на практике состоит из следующих этапов: поиск и описание основных бизнес-процессов на предприятии; представление взаимодействия между этими бизнес-процессами внутри системы и с внешней средой, определение факторов оценки результатов этих бизнес-процессов; построение моделей бизнес-процессов в виде диаграмм при помощи специального программного обеспечения; анализ моделей; формулировка выводов.
Если руководство хочет добиться существенных изменений в работе, то можно рассмотреть реинжиниринг бизнес-процессов. Он подразумевает построение усовершенствованной новой модели работы организации, при этом используется метод процессного подхода.
Ключевые слова: бизнес-процесс, транспортная логистика, потоки, материальные потоки, нотации, совершенствование бизнес-процессов, нотация IDEF0.
Today the main goal of transport logistics consists in delivery of the necessary quantity of a load to the specific place in a definite time with the minimum expenses. The transport logistics carries out not only one task — transportation of a load, but also the following interconnected functions: rules of loading unloading of a load, the rule of storage of loads during run, their protection in the course of delivery, documentary maintenance, etc. If the enterprise manages to reveal the basic functions proceeding in its activity and to define costs of their execution, then it is possible to speak about optimization of activity in the field of transport logistics.
Application of process approach in the field of optimization of business processes is one of modern tools. Today a large number of the enterprises use this method in analytical activity. Implementation of this method in practice consists of the following stages: search and the description of the main business processes at the enterprise; representation of interaction between these business processes in a system and with the external environment, definition of factors of assessment of results of these business processes; creation of business process models in the form of charts by means of the special software; analysis of models; formulation of outputs.
If the manual wants to achieve significant changes in work, then it is possible to consider business process reengineering. It means creation of advanced new model of work of the organization; at the same time the method of process approach is used.
Keyword.S business process, transport logistics, flows, material flows, notations, improvement of business processes, notation of IDEF0.
Построение оптимизированной бизнес-модели транспортных потоков компании в соответствии с существующими условиями функционирования российского рынка транспортных услуг основывается на внедрении комплекса методических мероприятий. Построение модели бизнес-процесса транспортировки груза предприятия малого бизнеса в сфере транспортных услуг было рассмотрено как модель бизнес-процесса, а именно — транспортировка груза, с использованием нотаций IDEF0. Данная модель позволяет устранить существующие недостатки в работе предприятия по перевозке грузов, что в дальнейшем позволяет выполнить основное интегративное правило логистики, а именно: доставить груз в нужном количестве нужного качества в нужное место и время с минимальными затратами.
В последние годы в России очень большое внимание уделяется логистике. Связано это с тем, что затраты на транспортировку, хранение и упаковку грузов составляют практически половину от его стоимости, что в свою очередь непосредственно влияет на цену товара. Цена является одним из основополагающих факторов для потребителей, соответственно для уменьшения логистических издержек следует обратить особое внимание изменениям в транспортной логистике. Необходимым условием достижения сбалансированного развития на сегодняшний день и конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг выступает использование новых методов по оптимизации бизнес-процессов в деятельность существующих компаний в сфере автомобильных перевозок. К сожалению, на сегодняшний день, многие компании в сфере транспортных услуг продолжают использовать в своей деятельности старые методы и принципы управления, нет свежих идей и перспектив развития, поэтому возникает острая необходимость переосмысления способов организации и построения взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов компании с применением абсолютно иного подхода, позволяющего в полной мере реализовать преимущества новых программ и технологий, а также человеческих ресурсов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является внедрение модели бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации IDEF0 в деятельность предприятия. В качестве примера рассмотрим работу транспортного отдела на предприятии, осуществляющего грузовые автомобильные перевозки. Данная работа заключается в организации перевозок собственным транспортом предприятия по заказу потребителя.
Процессный подход позволяет оптимизировать работу транспортно-логистического отдела. На первом этапе необходимо обозначить и дать описание бизнес-процесса. Второй этап — взаимодействие бизнес-процесса «Управление транспортировкой грузов» с другими бизнес-процессами организации и внешней средой». Взаимодействие процесса «Управление транспортировкой груза» с другими бизнес-процессами организации и ее внешней средой на выходе процесса. Показатели процесса «Управление транспортировкой грузов».
Оценка процесса проводится по следующим показателям: общие затраты на реализацию процесса, процент невыполненных заявок, количество нареканий. Оценки показателей процесса используются для выявления проблем и оценки эффективности процесса.
Таким образом, в деятельности предприятия важно применять процессный подход, который позволяет не только описать процесс транспортировки груза, но и определить его взаимосвязи с другими процессами, а также внешней средой. Все четыре этапа процессного подхода необходимы для того, чтобы в дальнейшем построить модель бизнес-процесса. Существует множество способов построения моделей бизнес-процессов, но один из самых популярных — это построение модели с использованием нотации IDEF0.
IDEF0 — методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность (поток работ). IDEF0 — это простой и наглядный язык описания бизнес-процессов. С помощью этого стандарта возможна передача информации между разработчиками (в нашем случае логистами), консультантами (рабочими, диспетчерами) и пользователями (заказчиками).
Использование нотации IDEF0 для создания бизнес-моделей — это не просто удобно, это еще качественно и правильно, при помощи нотации IDEF0 создать функциональную модель без ошибок намного проще, чем без применения этого стандарта. Функциональная модель IDEF0 представляет собой набор блоков, каждый из которых представляет собой «черный ящик» со входами и выходами, управлением и механизмами, которые детализируются (декомпозируются) до необходимого уровня.
Наиболее значимая функция расположена в верхнем левом углу. Соединяются функции между собой при помощи стрелок и описаний функциональных блоков. При этом каждый вид стрелки или активности имеет собственное значение. Данная модель позволяет описать все основные виды процессов, как административные, так и организационные.
В работе будет рассмотрен принцип функциональной декомпозиции — это способ моделирования конкретной ситуации, когда каждая операция, действие или функция могут быть разбиты, другими словами декомпозированы на более простые операции, действия или функции.
Другими словами, сложная бизнес-функция может быть представлена в виде системы упрощенных функций. Представляя функции графически, в виде блоков, можно заглянуть внутрь блока и детально рассмотреть ее структуру и состав [3, с. 7-9].
Все это необходимо для того, чтобы компания функционировала бесперебойно, безошибочно и с наименьшими затратами, как временными, так и физическими. Простота изложения сложных бизнес-процессов в виде графического изображения позволит всем участникам процесса быть заинтересованными и полезными для предприятия, то есть выкладываться на сто процентов. Подробная детализация процессов позволит не только избежать ошибок, но и поспособствует контролю каждого выполненного процесса. Так, имея четкую структуру бизнес-процесса его участники будут выполнять конкретные соизмеримые задачи, то есть каждый будет нести ответственность за выполненную им работу. Другими словами, с помощи модели будет понятно, какой из процессов можно исключить или наоборот добавить.
Таким образом, построение модели бизнес-процесса транспортировки груза с использованием нотации ГОЕБО, позволит значительно сократить затраты на исправление возникших ошибок и неожиданных рисковых ситуаций как во временном соотношении, так и в денежном. Оптимизационная модель позволит функционировать компании как один механизм, что в свою очередь будет говорить об эффективности и качестве оказываемых услуг по транспортировке груза. В целом предприятие по грузоперевозке автомобильным транспортом будет оставаться конкурентоспособным на рынке транспортных услуг, оказывая качественную доставку грузов точно в срок и в надлежащем виде, при этом цены на услуги будут оставаться на приемлемом уровне для заказчика.
Первоначально рассмотрим построение модели бизнес-процесса транспортировки груза типа контекстная диаграмма «Как есть». Основной системной единицей ГОЕБО-модели является диаграмма, которая представляет графическое описание модели предметной области или ее части. Модель в нотации ГОЕБО — это упорядоченные и иерархически взаимосвязанных диаграммы.
Главными элементами ГОЕБО диаграммы являются блоки, определяющие некоторые работы, функции, задачи, которые происходят или выполняются в течение обозначенного времени и имеют некоторые результаты. Блоки отображаются в виде прямоугольников. Каждая сторона функционального блока определяет его назначение.
Контекстная диаграмма модели бизнес-процесса «Управление транспортировкой материальных потоков» представлена на рисунке 1, которая представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействие с окружающей средой [2, с. 13].
Л| ‘ТН01? Юрченко V н ■ лы вна РРОЛ^СТТ уч’^г.п-:тьр::г» ‘Й
ИАТЕЛЗ .06.2019 ЯРЧ’ 05 (№ 2019
2 ЫЗз «туу-‘Ш’ь: С С Труп
Источник: cyberleninka.ru
Транспортировка
Транспортировка грузов – один из наиболее важных этапов в общей логистической цепочке поставок. Она предусматривает перемещение товаров по определённому маршруту с использованием конкретного вида транспорта.
Основные задачи и этапы осуществления транспортировки
Главной целью транспортировки в логистическом сервисе является доставка нужных товаров требуемого качества в необходимом количестве в заданный промежуток времени с минимальными финансовыми затратами. В общей структуре транспортной логистики расходы на этот этап составляют от 25 до 40% и больше от итоговых затрат. Поэтому перед логистическим менеджментом стоит задача оптимизации транспортировки.
Сегодня транспортировка предусматривает не только перевозку товаров, но и экспедиторские, информационные и трансакционные операции, грузопереработку, страхование, охрану и пр. Поэтому транспортировка считается ключевой логистической процедурой, для управления которой важно:
- выбрать оптимальный способ транспортировки;
- определить тип подходящего транспорта;
- найти транспортные средства;
- выбрать перевозчика и логистического партнёра (экспедитора);
- оптимизировать параметры транспортного процесса.
При реализации транспортировки решаются различные оптимизационные задачи. Организация транспортировки грузов предполагает согласование и планирование её операций вместе с остальными функциями логистической цепочки (складирование, переработка, упаковка и пр.).
Способы транспортировки, их главные принципы
При транспортировке грузов могут применяться разные виды транспортных средств: железнодорожные, морские, внутренние водные (речные), автомобильные, воздушные, трубопроводные. Выбор конкретного варианта осуществляется индивидуально в каждом отдельном случае, с учётом особенностей логистики, достоинств и недостатков отдельных видов транспорта.
Существует три основных вида перевозки грузов:
- Унимодальная: в этом случае для доставки товаров используется один вид транспорта, к примеру, автомобильный. Зачастую данный способ применяется при наличии известного начального и конечного пунктов и отсутствии промежуточных операций (складирование, переработка товаров) в логистической цепочке. Выбор подходящего транспортного средства зависит от вида груза, объёма отправки, времени на доставку, бюджета на перевозку. К примеру, в случае крупнотоннажной отправки и наличии подъездного пути в начальном и конечном пунктах целесообразным является применение железнодорожного транспорта, при мелкопартионной отправке на небольшую дистанцию чаще выбирают грузовые автомобили.
- Интермодальная: для такой доставки используется два или более вида транспорта. Товары могут доставляться в так называемые пункты перевалки либо грузовые терминалы с необходимостью кратковременного хранения или прямой перегрузки. Типичный пример смешанной транспортировки – перевозка грузов на корабле с дальнейшей перегрузкой в портах по железнодорожным составам или грузовым автомобилям. При интермодальной раздельной перевозке обычно используются разные транспортные документы и отсутствие единых тарифных ставок, ведь за отдельные этапы перевозки отвечают разные компании. Также существует прямая интермодальная перевозка – в этом случае владелец груза заключает договоры с каждым перевозчиком. Каждая компания осуществляет расчёты с грузовладельцем и берёт на себя материальную ответственность за целостность товаров на «своём» звене в цепочке логистики.
- Мультимодальная: в данном случае для перевозки грузов тоже используется два или более вида транспорта, однако в отличие от интермодального способа, за все цепочки доставки отвечает одна компания. Поэтому грузовладелец подписывает только один договор, по которому транспортировка осуществляется от начального до конечного пункта, а не до/от промежуточной перевалочной точки.
Выбор логистических посредников для способа транспортировки и вида транспорта
В логистическом процессе применяют разные виды транспорта и способы транспортировки. При этом перед грузовладельцами стаёт резонный выбор: завести собственный транспортный парк или воспользоваться услугами специализированных логистических партнёров. Собственный парк требует больших капитальных вложений в производственно-техническую базу и инфраструктуру. Как правило, создавать свой парк целесообразно при огромных объёмах и непрекращающихся грузоперевозках, а при относительно малых и средних количествах выгодно обращаться к посредникам (перевозчикам, экспедиторским фирмам).
При выборе перевозчиков логистические менеджеры должны соблюдать определённый алгоритм. Определив предпочтительный вариант перевозки и тип транспорта, следует проанализировать специфический рынок транспортных услуг с довольно большим числом перевозчиков. При выборе партнёра необходимо учитывать следующие критерии:
- объём затрат, выделяемых для оплаты услуг посредников;
- время, имеющееся на доставку;
- перечень вспомогательных услуг (страхование грузов и др.).
Выбирая перевозчиков, можно использовать специально разработанную систему ранговых показателей, но стоит учесть, что подобные рейтинги являются лишь примерными.
Транспортно-экспедиционное обслуживание
Помимо перевозчиков, в транспортировке грузов важную роль играют другие логистические партнёры – транспортно-экспедиторские компании (экспедиторы). В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса России, на основании транспортных экспедиционных договоров экспедиторы обязуются выполнять определённые услуги, связанные с перевозкой товаров.
В договорах транспортной экспедиции зачастую прописываются обязанности экспедиторов и права на заключение от имени грузовладельца контрактов с фирмами, осуществляющими непосредственно перевозку, перевалку, хранение или переработку товаров.
Цели и задачи транспортно-экспедиционного обслуживания
Главная цель экспедиторов – взять на себя обязанность и ответственность за транспортировку грузов при обеспечении сохранности качества и количества товаров. Для этого сотрудники транспортно-экспедиторской компании выполняют следующие задачи:
- оформление документации на грузы;
- осуществление таможенных процедур;
- проверка комплектации и состояния грузов;
- организация погрузки-разгрузки транспортных средств;
- уплата пошлин, таможенных сборов и иных расходов;
- организация хранения, складирования, сортировки, комплектации грузов.
Какие операции и услуги в себя включает
Транспортно-экспедиторские фирмы приступают к работе с принятия товаров и до момента приёмки получателями. В процессе транспортировки экспедиторские компании предоставляют следующие услуги:
- консультирование грузоотправителя и грузополучателя;
- организация перевозки грузов между складами;
- упаковка, маркировка, комплектация грузов;
- подготовка документации;
- таможенное, санитарное, карантинное и иное оформление;
- передача товаров перевозчикам;
- организация складского хранения, погрузочно-разгрузочных действий;
- помощь в расчётах между продавцами и покупателями;
- расчёты за транспортировку товаров с перевозчиками;
- сопровождение грузов при транспортировке и т. д.
Если вам нужен надёжный логистический партнёр, можете смело обращаться в компанию EastLines. Мы предоставляем широкий спектр транспортных услуг, которые включают в себя как перевозку, так и экспедицию грузов.
Источник: www.eastlines.ru