В основе SCOR-модели лежат взаимосвязанные процессы, поддерживающие работу каждого сегмента цепочки поставок, что обеспечивает функционирование цепочки поставок в целом.
Весь современный менеджмент основан на доказанном преимуществе процессного подхода в управлении над функциональным. Именно этот подход обеспечивает эффективное взаимодействие как между подразделениями компании, так и с внешними участниками цепочки поставок. Поэтому процессный подход лег в основу стандартов серии ISO 9000-9001.
Таким образом использование SCOR-модели способствует внедрению менеджмента качества для тех компаний, которые строят свои производственные и управленческие системы на процессном подходе.
Процессы SCOR-модели
Основными процессами в SCOR являются:
- PLAN – Планирование;
- SOURCE – Закупки;
- MAKE – Производство;
- DELIVER – Доставка;
- RETURN – Возвратная логистика;
- ENABLE – Вспомогательные процессы, обеспечивающие функционирование цепочек поставок.
SCOR-модель рассматривает цепочку поставок не как общность вовлеченных в нее организаций, а как цепь взаимосвязанных процессов, которые могут происходить как внутри одной компании, так и вне нее. На диаграмме 1 это однозначно представлено.
Управление цепочками поставок. Обзор референтной модели SCOR / Вебинар
Диаграмма 1. Процессы в SCOR-модели.
В вертикально-интегрированных компаниях эти процессы могут исполняться самостоятельными функциональными подразделениями (филиалами), входящими в структуру такой организации, а в горизонтально выстроенных цепочках поставок процессы могут выполняться юридически независимыми партнерами, на основе заключенных договоров. Самым простым примером может быть наличие в цепочке поставок отдельной 3PL-компании, которая занимается транспортными перевозками. Причем она может быть вовлечена в неограниченное количество цепочек поставок с разными партнерами, при этом степень ее вовлеченности определяется конфигурацией конкретной цепочки поставок.
Обратите внимание, что на диаграмме 1 выделен процесс планирования. Конечно, он существует в рамках функционирования каждого из участников цепочки поставок. Но модель SCOR подчеркивает важность единого центра планирования для всего потока процессов.
Иерархии модели SCOR
SCOR-модель содержит три уровня детализации процессов в цепях поставок (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Уровни процессов SCOR-модели.
Как уже указывалось выше, планирование интегрирует цепочку поставок в единый процесс. На практике эта идея реализуется через процессы планирования продаж и операций – S
P2 – Планирование закупок;
P3 – Планирование производства;
P4 – Планирование доставки;
P5 – Планирование возвратов.
Как следует из логики модели SCOR, в любой цепочке поставок, даже в сфере обслуживания, присутствует процесс «Производство» (Make). Исходя из особенностей производственной деятельности, SCOR-модель вводит в цепочки поставок новое измерение: тип производственной системы. Несмотря на то, что само это измерение не считается чем-то новым или уникальным, применение его в управлении цепочками поставок является важнейшим принципом их конфигурирования.
Лучшие практики построения процесса закупок. SCOR-модель
В модели SCOR процессы второго уровня классифицируются по типу производственных систем, например:
M1-Make-to-Stock – Производство на склад;
M2-Make-to-Order – Производство на заказ;
M3-Engineer-to-Order – Разработка под заказ;
S1 – Закупка из запасов на складах;
S2 – Закупка товаров, производимых на заказ;
S3 – Закупка товаров, разрабатываемых под заказ;
D1 – Доставка из запасов на складах;
D2 – Доставка товаров, производимых на заказ;
D3 – Доставка товаров, разрабатываемых под заказ.
(В этой статье процессы третьего уровня не рассматриваются)
Как работает модель SCOR
К настоящему моменту SCOR-модель включает стандартное описание более 200 элементарных процессов. Указанная выше логика позволяет формировать большое количество вариантов конфигурирования процессов, исходя из специфики конкретной цепочки поставок (которая, в свою очередь, выделена на основе сегментирования, вкратце описанного ранее).
В модели SCOR также отдельно выделяют группу процессов возвратной логистики, что подчеркивает возрастающую роль этих процессов, как с точки зрения эффективности организаций, так и принципов их устойчивого развития.
Без эффективно функционирующих вспомогательных процессов невозможна работа цепей поставок. Модель SCOR подчеркивает их важность, рассматривая их с той же детализацией, что и основные процессы.
Применение модели SCOR
кроме комбинирования процессов при составлении цепочек поставок, предполагает проведение анализа текущего состояния процессов компании и ее целей, количественную оценку процессов и результатов операционной деятельности, а также бенчмаркинг результатов деятельности компании.
Проектирование цепей поставок в SCOR показано на Диаграмме 3.
Диаграмма 3.Структура модели SCOR
Поэтому в SCOR-справочник входят наборы метрик и практик, которые компании могут использовать для оценки своих цепочек поставок.
Так, наличие в компании реализованного процесса Shttps://www.inprojects.ru/scor-model1″ target=»_blank»]www.inprojects.ru[/mask_link]
SCOR
SCOR (Supply Chain Operations Reference) – операционная модель управления цепочками поставок, определяющая, какие бизнес-процессы и каким образом должны быть реализованы для достижения наилучших показателей эффективности внутри цепочки управления поставками.
Эта модель появилась в начале 1990-х гг. Она ориентирована на предприятия, госучреждения и военные организации. Суть ее основывается на том, что производственное предприятие не является независимым от внешней среды образованием, а представляет собой часть системы, связывающей цепочку источники сырья — производство — отгрузка конечному пользователю.
Движущая сила развития в ней — не производство, а запросы конечных потребителей, вытягивающие из источников сырья требуемые компоненты, запускающие необходимые производственные ресурсы и подключающие сети дистрибьюторов. Особенностью модели SCOR является то, что во главу всех процессов ставится планирование. В результате повышается степень ответственности и востребованности инструментов, отвечающих за бизнес-планирование на разных уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном).
Группы бизнес-процессов модели SCOR
Модель SCOR – это по сути это справочник по операционной деятельности предприятия, включающий детальное описание бизнес-процессов (а также подпроцессов, активностей и т. п.), объединённых в пять групп:
- планирование. Является важнейшим этапом работы с цепочкой управления поставками. Во-первых, этот процесс включает сбор данных о потребностях клиентов, в том числе прогнозирование. Во-вторых, в рамках планирования осуществляется балансировка клиентских потребностей и имеющихся производственных возможностей. В-третьих, планирование включает в себя этап подготовки бюджета, т. е. позволяет увязать потребности в ресурсах и сырье с финансовыми потребностями;
- поставка. Совокупность процессов, связанных с закупкой сырья и выбора субподрядчиков. Включает задачи определения бизнес-правил для осуществления закупок, управления складами и транспортными средствами, операциями импорта;
- производство. Составление расписаний, оперативное регулирование, контроль качества, контроль производственного процесса, завершение операций разработки документации при проектном походе. Бизнес-процессы технического обслуживания и ремонтов, транспортировки, хранения, управления незавершённым производством;
- отгрузка. Набор бизнес-процессов, связанных с обработкой клиентских заказов: от оформления заказа клиента до создания производственных нарядов, диспетчеризации и доставки заказа клиенту. Бизнес-процессы этого уровня включают задачи управления транспортными средствами, взаимодействия с логистическими компаниями, ввода продукции в эксплуатацию у заказчика;
- возврат. Данная группа бизнес-процессов отвечает за процедуру мотивированного возврата сырья, материалов и компонентов поставщикам в случае брака, за гарантийный ремонт, техническое обслуживание и ремонт оборудования вне стен предприятия, возврат излишков продукции поставщикам.
Источник: www.tadviser.ru
9. Принципы построения и структура scor модели цепи поставок. Характеристика ключевых бизнес-процессов scor-модели.
Принципы построения и структура SCOR модели цепи поставок Международная организация – Совет по цепям поставок, синтезировав в себе передовые достижения концепции SCM, разработала с целью более эффективного анализа, планирования и проектирования цепей поставок так называемую SCOR-модель (Supply-Chain Operations Referencemodel) – «Рекомендуемая модель операций в цепях поставок».SCOR-модель – это референтная модель, предполагающая собственный язык для описания взаимоотношений между участниками цепи поставок.
В данной модели применяется система оценки эффективности работы этой цепи и библиотека типовых бизнес-процессов. С помощью SCOR-модели создаются единые, сравнимые и приспособленные для оценки процессы внутри цепи поставок. Использование SCOR-модель позволяет оценить процесс прохождения материального потока по ЦП комплексно.
Одним из ключевых моментов модели является графическое представление типологии цепи поставок, что позволяет иметь наглядный образец сложной сетевой структуры бизнеса компании. SCOR-модель является эффективным инструментом диагностики цепи поставок, позволяет выявить все «узкие места» и наглядно показать возможные альтернативные варианты построения логистической системы компании.
SCOR-модель основывается на стандартном описании процессов управления цепями поставок и правилах приведения к стандартным характеристикам и функциям, а также стандартизации взаимоотношений между бизнес-процессами. На рис. представлена SCOR-модель в обобщенном виде. В общем случае в SCOR-модели участники цепи поставок выполняют пять базисных бизнес-процессов: 1.
Make («делать») – операции, связанные с производством товара (физического продукта или услуги). Здесь определяются специфические процедуры производства: производственные процедуры и циклы, контроль качества, упаковка, хранение и выпуск продукции. Структурные элементы процесс: управление производственными мощностями, производственные циклы, графики смен и т.д.
2. Source («снабжать») – операции, связанные с получением предметов снабжения для производства товара или его продажи. Определяются ключевые элементы управления снабжением. Выполняются операции: оценка и выбор поставщика, проверка качества поставок, заключение контрактов. Сюда относятся все процедуры, связанные с получением материалов: приобретение, транспортировка и т.д.
3. Deliver («доставлять») – операции по доставке товара потребителям как собственными подразделениями фокусной компании, так и ее контрагентами в цепи поставок. Состоит из упр-я заказами, складом и транспортировкой. Упр-е заказами включает создание и регистрацию заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации товара.
Создание и ведение клиентской базы, ведение БД по товарам и ценам, упр-е дебиторами и кредиторами. Также сюда относят: упаковка, отгрузка товара. Упр-е транспортировкой и доставкой определяется правилами упр-я каналами, правилами упр-я заказами, товарами для доставки и упр-е качеством доставки.
4. Return («возвращать») – операции, связанные управлением так называемыми возвратными материальными потоками – с возвратом бракованной продукции, оборотной тары, утилизацией отходов или брака и т. п. В рамках этого дифференцируются структурные элементы возвратов (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от «make» к «source», так и от «deliver». Здесь определяется состояние продукта, размещение продукта, запрос на авторизацию возвратов, направление на уничтожение 5. Plan «Планирование» объединяет и координирует деятельность всех участников цепи поставок и является интегрирующим элементом SCOR-модели. В рамках этого процесса определяются источники поставок, производится обобщение и расстановка приоритетов в потребительском спросе, планируются запасы, определяются требования к системе дистрибьюции, а также объемы производства, поставок сырья и материалов и ГП. Здесь решается задача «make or buy»
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net