Ни одно современное производство не имеет возможность обойтись без различных видов запасов. Наличие запасов считается одним из главных критериев непрерывности процесса воспроизводства, поскольку запасы обслуживают этот процесс. В наше время применение концепции логистики в управлении запасами рассматривается организациями в качестве одного из инструментов достижения конкурентного преимущества.
Для того чтобы получить полную картину развития теории управления запасами, проанализируем историю ее возникновения и развития.
Первый этап развития теории управления запасами начал свой отсчет в XVII — XIX веках. В 1887 г. была опубликована одна из первых книг, посвященная проблеме закупок, «Управление поставками для железной дороги – закупки, распределение», которую написал М. Киркман.
Второй этап развития теории управления запасами относится к периоду 1940-1970-х гг. Образовалась новая область знания – «исследование операций». В 1915-1922 гг. ряд авторов ( R .Davis, H . S . Owen, R . H . Wilson, W . A . Miller, G . Penninngton и др.), работая вне зависимости друг от друга, получили формулу экономного объема партии, уменьшающую общие расходы хранения продукта, для случая, когда спрос известен и является стабильным размером [1], знаменитую как формула Уилсона. Конкретного мнения кто является автором расчета оптимальной партии заказа (EOQ) среди экспертов нет [2].
Бизнес-процессы в рознице
Публикация экономистов К. Эрроу, Т. Харриса и Дж. Маршака (1951 г.) была одной из первых, в которой был представлен математический анализ простой модели управления запасами, а в 1953 г. Т. Уайтин разработал вероятностный вариант предоставленной модели [4].
Т.Уайтин уделил особый интерес роли складов в матричных экономических моделях вида Леонтьевской и их значению в системе государственной защиты Соединенных Штатов Америки. Далее, в США, издается ряд книг по управлению запасами, специализированных для управляющих промышленных компаний. В 50-е годы были изучены динамические и вероятностные модели управления запасами, предложены решения многономенклатурных и многопродуктовых вопросов с учетом разного типа ограничений; возникло регулярное изучение, и были получены первые итоги по формированию моделей (стратегий) управления запасами. Большая часть экспертов полагает, что в данный период сложилась теория запасов как самостоятельное научное направление, которая, в свою очередь основывалась на теорию вероятностей и математическую статистику, теорию игр и др.
С 1970-х годов начал свое развитие третий этап теории управления запасами – логистический. В связи с развитием способов вычислительной техники появилась мысль использовать их функции для планирования деятельности фирмы. В этот период опять увеличивается интерес к детерминированным моделям теории запасов, при этом большая роль отводится области централизованного планирования производственных процессов и запасов сырья, происходит увязка всех звеньев цепи материального потока.
При логистическом подходе запас как форма существования материального потока уже не рассматривается как отдельное звено. Именно появление логистических концепций об интеграции звеньев и элементов цепей поставок (работы Д.Бауэрсокса, Р. Баллоу, Д. Клосса, М.Кристофера, Д.Ламберта, Дж. Стока, Д. Уотерса и др.) послужило толчком к развитию исследований в области управления запасами [5].
Схема работы любого бизнеса: оргструктура, стейкхолдеры, основные бизнес-процессы
Третий этап теории управления запасами отмечен изучением аналитических моделей и способов управления запасами, а также большим использованием современных информационных технологий: MRP, MRPII, ERP, QR JIT. Это помогло развитию теории запасов и ее применению на практике в логистическом менеджменте в виде количественных методов управления потоковыми процессами. В логистической концепции система управления запасами — одна из важных функций систем управления предприятиями, а также является одной из мощных движущих сил их развития.
Основная проблема, которая возникает в любой логистической системе по отношению запасов — их оптимизация, т.е. поддержание оптимального уровня запасов для каждой номенклатурной позиции.
Любая фирма сталкивается с проблемой как найти оптимальную точку между объемом продаж и потребительским спросом. То, как организация находит оптимальное количество запасов, зачастую, существенно влияет на доходы компании и ее дальнейшее развитие.
Также одной из значительных проблем в управлении запасами является прогнозирование спроса. Прогноз продаж всегда вероятностен. Чаще всего, чтобы спрогнозировать спрос, компании используют те или иные способы расчетов, полагаясь на анализ предыдущих лет.
В настоящее время существует множество моделей и методов управления запасами. Все модели группируются в два типа: детерминированные и вероятностные.
Стратегии управления запасами бывают двух видов: стратегия периодическая и стратегия критических уровней. В периодических стратегиях заказ производится в каждом периоде времени, а в стратегиях критических уровней – при снижении текущего запаса до порога заказа или ниже.
На практике чаще всего встречаются три системы управления запасами, каждая из которых характеризуется параметрами:
— система с постоянным размером заказа, но с любым периодом закупок;
— система с фиксированным временем поставки, но с любым размером закупки;
— система с двумя уровнями, где могут быть произвольные размеры и периоды закупок.
На современном этапе достаточно высокий уровень популярности и практического использования имеют ABC- и XYZ-анализ. К АВС-классификации применяется принцип Парето, или правило 80/20. Данный метод получил развитие благодаря своей универсальности и эффективности.
Важнейшим фактором управления запасами в логистической системе предприятия является фактор ее отклика на внешнюю среду (на спрос). В связи с этим основным подходом в АВС-классификации является гармонизация количественных значений номенклатуры в каждой из групп классификации в соответствии со спросом. Принцип дифференциации ассортимента в методе анализа спроса XYZ затрагивает стохастическую сферу рыночных отношений, а именно зависимость спроса от разновидностей товарной номенклатуры, которая делится на три группы в зависимости от устойчивости спроса. Совмещение результатов анализа АВС и XYZ-классификаций позволяет сформировать матричную таблицу значений для анализа и прогнозирования спроса и номенклатуры. В матрице АВС-XYZ-классификаций соотношение значений подгрупп в вертикальном и горизонтальном рядах достаточно близко соответствует числу Ф – числу золотой пропорции, лежащей в основе числового ряда Фибоначчи, то есть отражают эффект гармонизации.
Использование матрицы гармонизации помогает распределить имеющиеся
в логистической системе запасы по правилам, близким к гармоничным для предприятия, т. е. обеспечить такое распределение запасов подсистемы, которое наилучшим образом может обеспечить ее устойчивое развитие. Матрица гармонизации дает четкую структуру запасов: от каких следует отказаться, а какие приносят 80% выручки, какую группу запасов нужно снизить, а какую увеличить. Данный метод формирования номенклатурной матрицы отражает суть гармонического подхода к сбалансированности спроса и предложения. Метод можно считать «произведено-спрошено», который позволяет прогнозировать запасы номенклатурных групп товаров на предприятиях [6; 7, с.32-56].
Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри компании и вне ее. Анализируя эволюцию логистики запасов за рубежом можно заметить, что логистика становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих фирм.
Использование только логистического подхода практически потеряло конкурентное преимущество, нужно использовать инновационную логистику, которая представляет собой совокупность прогрессивных научных методов для изучения рациональной и оптимальной организации любых потоковых процессов с целью увеличения эффективности их конечных результатов.
Как пример инновационной логистики можно использовать технологию Effective Customer Response — «Эффективная реакция на запросы потребителей». Анализ по отраслям по оценке эффективности использования концепции ECR в Америке показал, что концепция позволяет снизить потребительскую цену на 10,8%. Филиалы находятся рядом с клиентами , они быстрее реагируют на изменение спроса и активно входят в новые регионы. Объективная сложность управления товарными потоками в сети складов компенсируется снижением сроков поставок, гибкостью ассортимента, снижением издержек на транспорт, и сокращением товарных остатков за счет оборачиваемости [8].
Еще одной технологией, которая обладает снижением затрат в области цепей поставок, является кросс-докинг или «сквозное складирование» — это процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.
Создание инновационно-логистической системы для российской экономики следует начать с создания транспортной системы в масштабах страны. Для этого необходимо связать имеющиеся европейские и азиатские коридоры, а также интегрированные внутри страны транспортные системы, экономические и информационные системы.
Таким образом, теория управления запасами в настоящее время интенсивно развивается. Интеграция участников цепей поставок в единую логистическую сеть, оптимизация материальных потоков и минимизация затрат позволяют повысить конкурентоспособность интегрированной структуры. Глобальные логистические системы являются мощным средством экономии материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых ресурсов в масштабах страны. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей на основе оптимизации потоковых процессов.
Библиографический список:
1. Букан Дж., Кенингсберг Э. Научное управление запасами. – М.: Наука, 1967. – 423 с.
2. Долгов А.П. К вопросу об авторстве и названии модели EOQ // Логистика: современные тенденции развития: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. 20, 21 апреля 2006 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. С. 79-82
3. Фасоляк Н.Д. Управление производственными запасами. – М.: Экономика, 1972. – 425 с.
4. Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. – М.: Наука, 1969. – 510 с.
5. Бауэрсокс Д., Доналд Дж., Клосс Д., Дейвид Д. Логистика: интегрированная цепь поставок, 2-е изд. / Пер. с англ. К.В. Комарова. – Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2014.– 640 с.
6. Лукинский В.В. Актуальные проблемы формирования теории управления запасами: Монография. – СПб.: СПбГИЭУ, — 2008. – 213 c .;
7. Лукиных В.Ф. Методология гармонизации структуры отраслей в экономике региона. — Красноярск: СибГАУ, 2008. — 180 с.
8. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В. Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2008. — №3. – С. 183-185.
Источник: www.sitebs.ru
Концепция управления цепочкой спроса
Концепция управления цепочкой спроса появилась как отклик на потребности компаний в синхронизации и координации деятельности партнеров, участвующих в процессе создания, реализации и доставки потребителю ценности. Согласование деятельности разных бизнес-партнеров требует использования механизмов управления внутри цепочки спроса, обеспечивающих мотивацию всех партнеров на достижение единого конечного результата.
Для рассмотрения основных элементов цепи спроса наиболее подходит модель Д. Стока и Д. Ламберта, представленная как комбинация трех тесно взаимодействующих элементов: структуры цепи спроса, бизнес-процессов, проходящих внутри нее, и компонентов управления ею. Сочетание этих элементов наглядно демонстрирует основную идею функционирования DCM ( Demand Chain Management — управление цепью спроса).
I. Сетевая структура цепей спроса. Кто является основными участниками цепей поставок, с которыми следует связывать бизнес-процессы?
II. Бизнес-процессы в цепях спроса. Какие процессы должны быть связаны с каждым из ключевых участников цепей спроса?
III. Компоненты управления цепями спроса. Какой уровень интеграции и управления должен применяться к каждой связи между процессами?
I. Сетевая структура цепи спроса
- факторы внешней среды: технологические, культурные, физические, социальные, политические;
- рыночные: география, размер рынка, расположение производственных центров, концентрация населения;
- правовые: местное и национальное законодательство;
- факторы поведенческого характера покупателей.
Один из ключевых этапов управления цепями спроса — построение сетевой структуры цепи (учитывающей многообразные связи между партнерами). Ниже представлены три базовых аспекта сетевой структуры:
1. Определение участников цепей спроса:
- основные участники;
- вспомогательные участники.
2. Структурные размерности сети:
- горизонтальная структура (число уровней цепи спроса);
- вертикальная структура (число поставщиков/потребителей, входящих в каждый уровень);
- горизонтальное положение (местоположение компании в начале или в конце цепочки).
3. Типы связей бизнес-процессов:
- управляемые связи;
- отслеживаемые связи;
- неуправляемые связи;
- связи с объектами, не входящими в цепи спроса.
II. Бизнес-процессы в цепях спроса
Чтобы управление цепями спроса было успешным, необходимо перейти от управления отдельными функциями к интегрированию различных видов деятельности в ключевые процессы в цепях спроса. Управление интегрированными цепями спроса обеспечивается непрерывными потоками информации, которые помогают создавать соответствующие потребностям потоки товаров. Основным объектом всего процесса выступает потребитель, и для надежной работы этого процесса необходима своевременная обработка информации, так как системы быстрого реагирования требуют внесения частых изменений в ответ на колебания потребительского спроса. Основные бизнес-процессы, возникающие в цепи спроса:
- Управление взаимоотношениями с потребителями.
- Управление обслуживанием потребителей.
- Управление спросом.
- Выполнение заказов потребителей.
- Управление потоками производства.
- Снабжение.
- Разработка и коммерциализация продукции.
- Возвратные потоки.
Все бизнес-процессы в цепи спроса можно условно разделить на две группы: маркетинговые и логистические. Первые четыре из вышеперечисленных бизнес-процессов можно условно отнести к маркетинговым элементам цепи, последние четыре — к логистическим, хотя в ряде случаев (например, при разработке и коммерциализации нового товара) маркетинговые и логистические составляющие тесно пересекаются.
Первым шагом к созданию интегрированного управления цепями спроса является установление ключевых клиентов. Программы партнерства с ключевыми клиентами разрабатываются отдельными командами в соответствии с уровнями обслуживания, установленными для каждой группы покупателей. Взаимодействие с покупателями повышает качество коммуникаций, позволяет лучше прогнозировать потребительский спрос, устранять неопределенность, возникающую в результате колебаний спроса, что в свою очередь приводит к повышению уровня обслуживания в целом.
Интегрирование бизнес-процессов в цепи спроса дает впечатляющие результаты за счет использования оперативных и гибких интегрированных цепочек. Такие процессы охватывают множество бизнес-функций, и компании проводят анализ или реинжиниринг по каждому ключевому процессу.
III. Компоненты управления цепями спроса
Основные компоненты управления цепями спроса — третий элемент структуры DCM. Многие компоненты управления являются общими для всех бизнес-процессов и участников цепи спроса. Из девяти представленных ниже компонентов управления первые пять относятся к физическим и техническим, а оставшиеся четыре являются компонентами управления и поведения.
- Методы планирования и контроля позволяют ориентировать цепь спроса в нужном направлении. Планирование помогает согласовывать все стадии жизненного цикла цепи. Глубина контроля доводится до операционного уровня за счет показателей функционирования цепи спроса.
- Инфраструктура потоков работ/видов деятельности показывает, каким образом компания выполняет свои задачи и виды деятельности. Показателем организационной инфраструктуры является уровень интеграции процессов в рамках всех цепей спроса.
- Организационная структура имеет значение как для отдельной компании, так и для цепи спроса в целом. Использование межфункциональных команд позволяет компаниям осуществлять свою деятельность за пределами границ фирмы, а цепи спроса в этом случае становятся в большей степени интегрированными.
- Инфраструктура информационного потока. На эффективность функционирования всех цепей спроса влияет характер информации, которая доводится до участников цепи, и время ее получения.
- Инфраструктура потока продукции представляет собой сетевую структуру источников снабжения, производства и дистрибуции в цепи спроса. Рационализация сетевой структуры оказывает серьезное влияние на всех участников цепи. К вопросам, связанным с инфраструктурой потока продукции, относятся координация разработки новой продукции в пределах цепи спроса и определение товарного портфеля.
- Методы управления включают формулирование идеологии деятельности компании и основных приемов управления. На процесс управления влияет множество факторов, например, интеграция организационных структур с иной структурой цепи или уровень вовлеченности менеджеров в текущие операции у разных участников цепи спроса.
- Структура распределения полномочий и лидерства. Во многих цепях спроса среди компаний-участников выделяются один или несколько явных лидеров. На степень вовлеченности в общую деятельность участников цепи спроса влияет наличие или отсутствие тех или иных полномочий.
- Распределение рисков и вознаграждений. На форму и продолжительность деятельности всех участников цепи влияют как прошлые их действия, так и прогноз того, как будут распределяться риски и вознаграждения в цепях спроса в будущем.
- Культура и отношения. Корпоративная культура и степень ее согласования со всеми участниками цепи спроса имеют чрезвычайное значение. Объединение культур и отношений работников требует серьезных временных затрат, но является необходимым на некотором заданном уровне для всех цепей спроса, так как способствует общей координации действий.
Проектирование цепей спроса
Стратегия цепи спроса должна быть согласована с общей стратегией фирмы. Цели функционирования цепи спроса должны быть сформулированы в операционных терминах: охват рынка, объем продаж, оборачиваемость запасов, доходность инвестиций. Стратегия формирования цепи спроса включает решения, связанные с интенсивностью дистрибуции, использованием прямых и непрямых каналов дистрибуции, обслуживанием посредников в каждой географической зоне и планами продаж.
Процесс проектирования цепей спроса состоит из следующих шагов:
- установление целей цепи спроса,
- формулирование стратегии цепи спроса,
- определение альтернативных вариантов структур цепи спроса,
- оценка альтернативных вариантов структур,
- выбор конкретной структуры цепи спроса,
- определение альтернативных вариантов для выбора участников цепи спроса,
- оценка и выбор отдельных участников цепи спроса,
- измерение показателей функционирования цепи и их оценка,
- оценка альтернативных вариантов цепи спроса в том случае, если целевые показатели не обеспечиваются или появляются новые привлекательные варианты.
Среди факторов, влияющих на формирование цепей спроса, выделяются цели, связанные с охватом рынка, характеристиками продукта, обслуживанием покупателей и рентабельностью.
Цели, связанные с охватом рынка, учитывают следующие основные элементы:
- покупательское поведение потребителей,
- тип дистрибуции,
- структура цепи спроса и соответствующая структура цепи поставок,
- характеристики участников цепей,
- степень контроля над участниками цепей спроса.
При проектировании цепей спроса анализируются следующие основные характеристики продукта:
- ценность,
- технологичность,
- приемлемость рынком,
- наличие субститутов,
- весовые и габаритные характеристики,
- устойчивость (к ухудшению физических свойств или устареванию товара, вызванному изменениями в привычках покупателей или сменой технологии),
- сезонность потребления,
- уровень концентрации рынка,
- ширина и глубина продуктовой линии.
Внедрение системы управления цепью спроса требует изменения фокуса компании, перехода от функций к процессам. При этом каждая из шести типовых функций в ее организации (продажи и маркетинг, проектирование, логистика, производство, управление финансами и бухучет) связана с семью ключевыми процессами (управление взаимоотношениями с потребителями, управление обслуживанием потребителей, управление спросом, исполнение заказов, управление производственными потоками, снабжение, разработка и коммерциализация продукции).
В заключение еще раз отметим, что концепция управления цепочкой спроса появилась как отклик на потребности компаний в синхронизации и координации деятельности партнеров, участвующих в процессе создания, реализации и доставки потребителю ценности. Развитие аутсорсинга предопределило необходимость поиска новой концепции, способной интегрировать логистику и маркетинг, обеспечить их эффективное взаимодействие с целью повышения удовлетворенности конечного потребителя. Согласование деятельности разных бизнес-партнеров требует использования механизмов управления внутри цепочки спроса, обеспечивающих мотивацию всех партнеров на достижение единого конечного результата. Следовательно, в рамках управления цепью спроса должны рассматриваться не только функции логистики и маркетинга, но и функции управления совместной деятельностью всех участников цепочки.
Cергeй Игoрeвич Kиpюкoв, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента СПбГУ; консультант по маркетингу и дистрибуции российских и международных компаний. Элитариум
Источник: delovoymir.biz
Нос В.А., Смирнова Е.А. Управление цепями поставок
ской инфр астру ктуры , как некот орого набора структу рных едини ц.
В разр езе р еализа ц ии фун кци й управл ения важн о вы дел ить по д-
сис темы, звенья и элемент ы логи стическ ой системы , за кот орыми
дол жны быт ь зак реп лен ы матери аль ные и фин ансовые ресур сы, а
та кже опред елить соста в и полн омочия упра вленчес ког о и ра боч е-
го перс онала. Кроме того , объект ная деком позиция логи стиче ской
сис темы может быть эф фек тивно исполь зована для примене ния
ин стру ментов объек тного модели ровани я и фо рмирова ния аде к-
ва тной информа ционно й подде ржки.
Наряду с объектной декомпоз ицией логистической системы
в теории и практике логистики и управления це пями поставок
эффективно применяется процессный подход, когда логистич е-
ская с истема (цепь поставок) исслед уется и проектир у ется в виде
последовательности п отоков и процессов.
Студенты должны знат ь, в чем за ключается интеграция
бизнес — процессов в ц епь поставок, какие из них являются к люч е-
выми и вспо могательными. Для улучшения э ффективности фун к-
ционирования компан ия должна рас сматриваться не просто как
сложившаяся с труктура, а как систем а вза имосвязанных б изнес —
процессов, направ ленных на достижение ст ратегических, такт и-
ческих или опе ративных целей бизн еса. Орган изация бизн еса на
этой основе дает возмож ность решить ряд важней ших задач – от
сокращения непроизводственны х расхо дов и оптимизации и с-
пользования р есурсов до достижен ия стр атегич еского соответс т-
вия треб ованиям п отребителей оп ределенного сегмента рын ка. С
помощью моделирования бизнес — процессов и послед ующего ко н-
троля их парам етров в информационно й системе компания может
точнее описать с вои действия и оперативно реагировать на и з-
мен ения внешней и внутренней окр у жающей с реды.
Практическое заня тие
Студенты оп ределяют о сновные и вспомогательны е би з-
нес — процессы выбранно й фо кусной ко мпании и дают им краткую
характеристик у .
Далее необхо димо составить об ъектную и процессную д е-
композицию фокусной ко мпании по одно му из пре дложенных в а-
Источник: www.studmed.ru