Летом этого года социальное предпринимательство (СП) получило в российском законодательстве официальный статус и было выделено в отдельную область малого и среднего предпринимательства (МСП). Закреплена законодательно и деятельность социального предприятия.
Согласно новой редакции закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», инициированной Минэкономразвития РФ, такой бизнес направлен на трудоустройство социально не защищенных групп (людей с ограниченными возможностями, сирот, пенсионеров, беженцев, переселенцев и т.п.), производство товаров (работ, услуг) для таких категорий граждан, достижение общественно полезных целей.
По оценке заместителя генерального директора по продвижению новых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольги Захаровой, в настоящий момент в стране насчитывается порядка 70 тыс. предприятий, которые потенциально соответствуют критериям социального предприятия. Точный перечень компаний с этим статусом в Едином реестре субъектов МСП должен появиться уже в апреле 2020 года.
Актуально | Бизнес решает социальные проблемы (20.06.2017)
Важно не пропустить установленные законом сроки подачи документов для включения в реестр – до 1 марта 2020 года, говорит директор фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. В дальнейшем, по её словам, это даст социальным предпринимателям возможность получить господдержку.
Социальный бизнес, как и любой другой, вырастает из решения конкретных проблем потребителей, но при этом решает проблемы социально уязвимых категорий населения. Порой он и вовсе рождается из благотворительности, считает Ольга Захарова: «Это своего рода эволюция благотворительных проектов – финансово устойчивые проекты, направленные на решение социальных задач».
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai
Все это не о нем: 10 главных заблуждений о социальном предпринимательстве
Когда не люди служат деньгам, а деньги служат людям, мы имеем дело с особым видом бизнеса. Социальное предпринимательство — явление для нашей страны довольно новое, а потому не всем еще понятное. Кто-то путает такие предприятия с некоммерческими организациями, а кто-то уверен, что речь идет о социальном медиамаркетинге. Мы решили составить своеобразный топ-10 самых распространенных заблуждений и рассказать о том, чем НЕ является социальное предпринимательство.
Бизнес нового тысячелетия совсем не то же самое, что коммерческая деятельность предыдущих поколений. Разумеется, миллениалы, как и их предки-купцы, заинтересованы в прибыльности своих предприятий. Но деньги постепенно становятся не целью, а средством «переформатирования» социальной среды.
Бизнес, решающий важные общественные проблемы, — это и есть социальное предпринимательство. С чем его не нужно путать? Ниже — десять ответов на этот вопрос.
1. Социальное предпринимательство — это НЕ «Фейсбук».
Самая распространенная ошибка — считать, что социальное предпринимательство имеет непосредственное отношение к соцсетям в целом и к социальному медиамаркетингу в частности. На самом деле этот вид бизнеса связан с «Фейсбуком», «ВКонтакте» и другими интернет-платформами не больше, чем иные формы деловой активности. Социальные предприятия — это финансово устойчивые бизнес-проекты, которые приносят пользу обществу. Но стоит заметить, что многие из них используют технологии SMM-продвижения для «раскрутки» своих товаров и услуг в том же самом «Фейсбуке» и других соцсетях.
Социальное предпринимательство — инструмент решения проблем общества
2. Социальное предпринимательство — это НЕ предпринимательство-«лайт».
Если кто-то считает, что определение «социальный» подразумевает облегченный режим ведения бизнеса и некие преференции, то он очень ошибается. Добиться успеха даже «обычному» коммерческому стартапу весьма непросто. А уж социальным предпринимателям сложно вдвойне. Им важно не просто удержаться на плаву в финансовом плане, но и получать достаточно прибыли, чтобы решать важные общественные задачи.
3. Социальное предпринимательство — это НЕ сбор благотворительных средств.
Конечно, социальный предприниматель с удовольствием возьмет «бесплатные» деньги — то есть гранты или пожертвования, если подвернется такая возможность (любой бы воспользовался таким шансом!). Но такие подарки, скорее, исключение. Правило же — зарабатывать деньги самостоятельно, продавая собственные продукты или услуги. Поэтому социальные предприниматели фокусируются на финансовой стабильности своих предприятий.
4. Социальное предпринимательство — это НЕ некоммерческий концепт.
Многие ошибочно относят социальные предприятия к сектору НКО. Безусловно, некоммерческие организации по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью — если это служит достижению целей, с которыми они были созданы, и если подобные задачи упомянуты в учредительных документах. Но все же сфера социального предпринимательства гораздо шире сектора НКО.
5. Социальное предпринимательство — это НЕ антикоммерческий концепт.
Социальные предприниматели должны зарабатывать деньги во многом, как и обычные бизнесмены. Но смысл деятельности социального предприятия не сводится к получению прибыли, он — в реализации социальной миссии, решении или смягчении той или иной социальной проблемы, а коммерческий механизм — возможность обеспечения финансовой устойчивости решения поставленной социальной задачи.
6. Социальное предпринимательство НЕ «моральный антипод» обычного бизнеса.
Традиционные коммерческие предприятия могут приносить немалую пользу обществу. Титаны индустрии часто сосредоточены на внедрении инноваций, которые облегчают жизнь многим людям. Поэтому обычный бизнес и социальное предпринимательство не противопоставляют себя друг другу в моральном смысле.
7. Социальное предпринимательство — это НЕ причуда миллениалов.
Идея использования инноваций и инструментов бизнеса для улучшения жизни стара как мир. Поэтому было бы ошибкой думать, что концепцию социального предпринимательства придумали лишь в третьем тысячелетии. Просто миллениалы расширили поле деятельности для проектов подобного рода.
8. Социальное предпринимательство — это НЕ прерогатива молодых профессионалов.
Бизнесмены новой формации стоят на плечах предыдущих поколений. Нынешние социальные предприниматели получили импульс от представителей «старой школы» — в особенности от тех, кто воплощал в жизнь самые прогрессивные идеи своего времени. Многие бизнесмены старшего поколения и по сей день с успехом реализуют социальные проекты, меняющие мир.
9. Социальное предпринимательство — это НЕ КСО.
Обычные коммерческие корпорации уделяют немало внимания своей репутации. Именно поэтому традиционный бизнес стал стремиться к бОльшей социальной ответственности. Многие предприятия принимают на себя добровольные обязательства по улучшению жизни своих работников и общества в целом. Это называется корпоративной социальной ответственностью (КСО).
Однако главной мотивацией в реализации таких программ, как правило, является защита бизнеса от дополнительных рисков, усиление бренда, привлечение клиентов и в конечном итоге увеличение доходов компании. Для социального предпринимателя его социальное служение является неотъемлемой и главной частью бизнес-мотивации.
10. Социальное предпринимательство НЕ ограничивается узкой сферой деятельности.
Делать мир лучше можно самыми разными способами: кто-то снабжает жителей пустынных регионов питьевой водой, кто-то производит органически чистые продукты, открывает рабочие места в депрессивных районах, помогает инвалидам успешно интегрироваться в общество и так далее. Социальные стартапы возникают практически в любой сфере человеческой деятельности. Главное — чтобы эти проекты приносили реальную пользу людям и постепенно меняли жизнь к лучшему.
Источник: dzen.ru
Корпорации должны решить социальные и политические проблемы, которые они помогли создать
Когда политические, научные и бизнес-лидеры со всего мира собирались в Давосе для участия в ежегодном Всемирном экономическом форуме, они должны были многое обсудить относительно текущего состояния мира и вариантов его улучшения. В этом году темой встречи было «Отзывчивое лидерство», которое, по словам основателя ВЭФ Клауса Шваба, «требует более глубокой приверженности всестороннего развития и справедливого роста, как на национальном, так и на глобальном уровне».
В Соединенных Штатах волна протестов, бушующая после выборов Дональда Трампа, явно указывает на необходимость уделять внимание как политическим проблемам, так и культурным разногласиям. Многие наблюдатели ожидали, что выборы в 2016 году будут строиться на культурных ценностях, но вместо этого избиратели послали четкий сигнал о приоритете экономики.
Американский рабочий класс хочет, чтобы кто-то обратил внимание на потерю ими рабочих мест из-за развития технологий и глобализации. Они хотят иметь осознание своей важности, что обеспечивает работа, но рабочие места, которые они когда-то занимали, исчезли. Теперь они хотят, чтобы кто-то решил эту проблему, и они проголосовали соответственно.
Многонациональные организации и предприятия процветали на глобальных рынках за счет выдающихся достижений в области технологий. Технический прогресс внес значительный вклад в производительность, но также создал ощущение того, что рабочие места были сокращены, а производство перемещено в страны с низкой стоимостью рабочей силы. Урок заключается в том, что следует думать о долгосрочной экономической перспективе при принятии решений, которые имеют широкие социальные последствия.
И, конечно же, беспокойство избирателей не ограничивается одними лишь Соединенными Штатами. В свете переговоров о выходе Великобритании из ЕС, многие обеспокоены будущим Европы. В этом году состоятся национальные выборы в Италии, Франции, Нидерландах и Германии. Их результаты, скорее всего, оспорят принципы открытости и интеграции, и любое возобновление большого притока беженцев может представлять угрозу европейскому единству.
Экономическое неравенство явно вызывает общественное беспокойство. На фоне роста национализма и нетерпимости лидеры должны прислушаться к основному сообщению и действовать соответствующим образом.
В странах с развитой экономикой данное сообщение отражает три тенденции. Во-первых, есть уменьшение экономических возможностей для среднего и рабочего класса. В то время как винят в этом миграцию и глобализацию, настоящими виновниками являются хронически медленный рост и технологические инновации.
Во-вторых, существует распространенное мнение о том, что в странах с развитой экономикой элиты — в правительстве, средствах массовой информации, а также бизнесе — либо не заинтересованы, либо не в состоянии решать серьезные проблемы: экономическое неравенство, банковские кризисы, старение населения и перегруженность системы социальной безопасности, терроризм и многое другое. Эти вопросы нельзя игнорировать; они влияют на жизни людей каждый день.
В-третьих, социальные медиа и гиперкоммуникация не столько разделяют детей, сколько объединяют их. Далеко не всем удается разобраться в сегодняшнем переполненном противоречивыми сообщения медиаландшафте, что приводит к все крайним точкам зрения, поляризации, а также созданию альтернативных реальностей.
В этой среде политики ощущают большее давление — они должны действовать быстро.
Источник: versia.ru