Данный реферат является работой по социологии и написан с целью постановки ряда проблем, касающихся предпринимательского класса. Исследованию подвергся слой российских предпринимателей, как более доступный и близкий для автора. В отличие от западных предпринимателей их российские коллеги в современном государстве не обладают традицией предпринимательских династий, а вокруг них не существует государственно-правовой системы с дисциплинированным исполнением законов. Одной из задач автора было найти объединяющие достаточно разнородную социальную группу признаки. Портрет современного предпринимателя иногда выводится в специальных изданиях, таких как журнал, Эксперт, Деньги, газета КоммерсантЪ и т.п.
1. Организационно-экономические основы предпринимательства
Актуальность темы исследования определяется важной ролью объекта изучения в условиях трансформации социально-экономических отношений в России. Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества и в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие. Проникновение малого бизнеса во все сферы общественной жизни позволяет определить актуальность темы исследования в трех аспектах: социологическом, социально-экономическом и социально-политическом.
В социологическом аспекте слой предпринимателей является элементом социальной структуры общества. Это основной источник формирования среднего класса, необходимого и неотъемлемого элемента социальной и политической стабильности в системе трансформации и развития всего российского общества. Предприниматели как социальный слой обладают особыми качественными характеристиками, выделяющими их в отдельную нишу социальной структуры.
Социально-экономический аспект предполагает изучение предпринимательства как части структуры экономических отношений. В настоящее время в России более четверти общего числа всех предприятий и организаций занимают предприятия малого бизнеса. Их эффективное функционирование является фактором решения таких важных задач, как формирование конкурентной среды, налогооблагаемой базы и укрепления экономической ситуации в стране в целом. Развитие малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении занятости населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.
В социально-политическом аспекте малый бизнес выступает как объект и субъект политического действия. Развитие предпринимательства явилось одним из результатов политического реформирования в стране. В настоящее время поддержка малого предпринимательства поставлена в ранг государственной политики, имея соответствующее законодательное оформление. Президент РФ подчеркивает, что «успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя». На пути своего развития предпринимательство сталкивается с проблемами, которые требуют, прежде всего, государственного регулирования.
От создания эффективной системы поддержки предпринимательства, нормативно-правовой базы, совершенствования системы налогообложения во многом зависит успех малого бизнеса. Как субъект политических отношений предприниматели выступают в качестве общности, имеющей определенные признаки групповой консолидации. К ним относятся ориентации на политическую и экономическую свободу, принципы демократии и либерализма. Предприниматели являются активными участниками политического действия, отстаивая свои интересы перед властью в рамках созданных организаций, объединяющих представителей малого бизнеса.
Комплексный анализ экономического функционирования предпринимательства, его динамических показателей, социальных проблем с учетом региональных особенностей приобретает актуальное значение. Не менее важным аспектом является и изучение социальных характеристик современного предпринимателя как активного участника общественно-политической жизни.
Степень научной разработанности темы обусловлена междисциплинарным характером исследований феномена предпринимательства. В современной отечественной науке существует многоаспектный подход к изучению объекта исследования.
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства.
Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
ü основной мотив этой деятельности — получение прибыли;
ü свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
ü самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей.
Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.1
Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.
Однако в Гражданском кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.2
Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал.
Следовательно, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.
Среди наиболее важных целей предпринимателя-производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на схеме, все эти цели взаимосвязаны.
Предприниматели входят в особый слой общества — бизнес- слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес — групп:
ü предприниматели — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;
ü само занятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;
ü бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;
ü полу предприниматели — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;
ü менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий.
Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.
2. Бизнес — слой российского общества: сущность, структура, статус
Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований — оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами. Редкий обществоведческий журнал проходит мимо данной тематики, а некоторые периодические издания специализируются на ней целиком. Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями в России, перспективами дальнейшего развития.
Источник: www.rc-p.ru
Бизнес – слой российского общества
1. Коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладала этакратическая система, построенная на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
2. Сложился многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого составляют значительную часть хозяйственно-экономической элиты, а в ряде случае даже входят в политическую элиту страны. Независимо от качественных оценок этого слоя, ясно одно: переход к рыночной экономике породил новые социальные группы, не только обладающие экономической свободой, но и претендующие на самые высокие места в общественной иерархии.
3. Заметно изменилась социально-профессиональная стратификационная структура в связи с появлением в ходе реформ новых престижных, высокооплачиваемых профессий и видов деятельности (предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и др.).
4. Наметилось полярное расслоение общества, вызванное резкой дифференциацией доходов населения. Так, если незадолго до распада Советского Союза децильный коэффициент равнялся пяти, то в 1997 г. он повысился до двенадцати, а в настоящее время — до двадцати пяти.
5. Несмотря на существующую социальную полярность общества, начинает формироваться средний слой, основу которого составляют высокообразованные, инициативные, предприимчивые социальные категории (бизнесмены, менеджеры, представители аппарата государственного управления среднего звена, лица интеллектуальных профессий, фермеры, высококвалифицированные рабочие и служащие). Средний класс определяет стабильность общества и одновременно обеспечивает его динамичное развитие. В современном российском обществе, считающемся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и, по разным оценкам, составляет 12-25%. Но есть надежда, что по мере осуществления экономических реформ и демократического развития общества удельный вес среднего класса в перспективе будет возрастать.
Цель данной работы – изучить бизнес – слой российского общества.
Объект исследования – особенности развития современного общества.
Предмет исследования — бизнес – слой российского общества.
- Дать характеристику бизнесу в России;
- Определить особенности бизнес – слоя современного общества;
- Провести исследование тенденций развития современного бизнеса в России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зангеева С., Романова Е. Зарубежный опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса/Инвестиции в России. – 2004. – №4.
- Калинин А.В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство. — 2011. — № 1 Вып. 2 (176). — c. 30-35.
- Лебедева Л., Витер Н., Петрова Н. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ / Консультант директора. – 2006. – №16.
- Малое предпринимательство в кризисном обществе (круглый стол)//Социологические исследования, 2009. − №7.
- Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. – М.: Кнорус, 2009.
- Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. – 2006. – № 9.
- Новиков В., Шереги Ф. Малое предприятие и банки: пути расходятся? // Российский экономический журнал. – 2009. − № 9/10.
- Сафронова Е.Г., Щепотьев А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: Юстицинформ, 2008.
- Трифонов Е.В. Развитие малого и среднего бизнеса – основа демократизации собственности // Российское предпринимательство. — 2012. — № 1 (199). — c. 46-52.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Источник: studrb.ru